Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Фев­ра­ля 1995. Втор­ник. 16.00.




В.А.Конев

 

СЕМИНАРСКИЕ БЕСЕДЫ

ПО "КАРТЕЗИАНСКИМ РАЗМЫШЛЕНИЯМ"

 

М.К.МАМАРДАШВИЛИ

 

 

Издательство "Самарский университет"

 

 

ББК 87.8

К 643

 

Конев В.А. Семинарские беседы по “Картезианским размышлениям” М.К.Мамардашвили Самара: Изд.-во “Самар-ский университет”, 1996. 106 с.

ISBN 5-230-06073-5

 

Книгу составляют вступительные беседы-лекции к семинарам, посвященным обсуждению труда выдающегося философа М.К. Мамардашвили "Картезианские размышления", которые состоялись на кафедре философии гуманитарных факультетов Самарского госуниверситета. В беседах обсуждаются проблемы теории сознания и мышления М.К.Мамардашвили, его анализ философии Декарта. Книга может быть полезна студентам и аспирантам, изучающим философию, а также всем, кто интересуется творчеством М.К.Мамардашвили, проблемами философии сознания и философии культуры.

 

Отв. редактор доктор философских наук, профессор В.Н. Борисов

Рецензент доктор философских наук, профессор А.А.Шестаков

 

 

Без объявл.

ISBN 5-230-06073-5  Конев В.А., 1996


 

Пре­ди­сло­вие

 

В те­че­ние ря­да лет ка­ж­дый тре­тий втор­ник ме­ся­ца в 16.00 на ка­фед­ре фи­ло­со­фии гу­ма­ни­тар­ных фа­куль­те­тов Са­мар­ско­го гос­уни­вер­си­те­та про­хо­ди­ли и про­хо­дят за­се­да­ния се­ми­на­ра, по­свя­щен­но­го про­бле­мам фи­ло­со­фии куль­ту­ры, в ко­то­ром уча­ст­ву­ют пре­по­да­ва­те­ли, ас­пи­ран­ты, со­ис­ка­те­ли, сту­ден­ты ка­фед­ры, а так­же пред­ста­ви­те­ли раз­ных ву­зов г. Са­ма­ры. В 1995 го­ду се­ми­нар по­лу­чил гран­то­вую под­держ­ку Фон­да "Куль­тур­ная ини­циа­ти­ва" (Фон­да Со­ро­са), что по­зво­ли­ло зна­чи­тель­но рас­ши­рить и ин­тен­си­фи­ци­ро­вать его дея­тель­ность. Ра­бо­та се­ми­на­ра про­хо­ди­ла в трех на­прав­ле­ни­ях.

Во-пер­вых, об­су­ж­де­ние док­ла­дов вид­ных уче­ных ву­зов Са­ма­ры, Мо­ск­вы и Санкт-Пе­тер­бур­га. Мы при­зна­тель­ны проф. С.Н.Икон­ни­ко­вой (С-Пе­тер­бург­ская Ака­де­мия куль­ту­ры), проф. М.А.Ро­зо­ву (Институт фи­ло­со­фии РАН), проф. Б.Г.Юди­ну (Институт че­ло­ве­ка РАН), проф. М.С.Ка­га­ну (С-Пе­тер­бург­ский гос­уни­вер­си­тет) за их лю­без­ное со­гла­сие вы­сту­пить на се­ми­на­ре с док­ла­да­ми по ре­зуль­та­там сво­их ис­сле­до­ва­ний.

Во-вто­рых, об­су­ж­де­ние вы­сту­п­ле­ний мо­ло­дых ис­сле­до­ва­те­лей и про­ве­де­ние кон­кур­са на­уч­ных ра­бот мо­ло­дых уче­ных ву­зов г. Са­ма­ры в об­лас­ти фи­ло­со­фии. По ре­зуль­та­там кон­кур­са, в ко­то­ром при­ня­ло уча­стие поч­ти два де­сят­ка мо­ло­дых уче­ных, жю­ри при­су­ди­ло две пер­выe пре­мии: за ра­бо­ту "О гно­сео­ло­ги­че­ской при­ро­де ка­те­го­рии "Я" Ю.А.Ра­зи­но­ву (Сам­ГУ) и за ра­бо­ту "А.П.Че­хов: кри­ти­ка бы­та как пре­зен­та­ция бы­тия" С.А.Ли­шае­ву (Са­ГА), две вто­рыe - за ра­бо­ты "Кри­ти­ка в нау­ке: гно­сео­ло­ги­че­ская при­ро­да, фор­мы, функ­ции" Н.В.Сур­ко­вой (Сам­ГУ) и "Про­бле­ма парадоксального мыш­ле­ния в фи­ло­со­фии Льва Шестова" И.В.Цвет­ко­вой (МА­БиБД, Толь­ят­ти), че­ты­ре треть­и - Т.В.Фи­ла­то­ву (СГСХА) за ра­бо­ту "Во­об­ра­жае­мая ло­ги­ка" Н.А.Ва­силь­е­ва как один из ва­ри­ан­тов фор­ма­ли­за­ции диа­лек­ти­ки", П.В.Хо­роль­ско­му (СПТУ) за ра­боту "Не­ко­то­рые про­бле­мы тем­по­раль­но­сти соз­на­ния", Л.А.Нау­мо­вой (СГА­ЭУ) за ра­бо­ту "Се­ман­ти­че­ский ана­лиз ло­ги­ки во­про­сов", С.Ю. Тро­фим­це­вой (Сам­ГУ) за ра­бо­ту "Тео­ре­ти­че­ские по­ня­тия кон­цеп­ций ло­каль­ных ци­ви­ли­за­ций".

В-треть­их, об­су­ж­де­ние тру­дов и пуб­ли­ка­ций со­вре­мен­ных фи­ло­со­фов.

В рам­ках это­го третье­го на­прав­ле­ния про­шли се­ми­на­ры, по­свя­щен­ные кни­ге Ме­ра­ба Кон­стан­ти­но­ви­ча Ма­мар­да­шви­ли "Кар­те­зи­ан­ские раз­мыш­ле­ния", ма­те­риа­лы ко­то­рых пуб­ли­ку­ют­ся в дан­ной кни­ге. "Кар­те­зи­ан­ские раз­мыш­ле­ния" - вы­даю­щее­ся про­из­ве­де­ние со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии, ко­то­рое сча­ст­ли­во со­че­та­ет це­лый ряд дос­то­инств, де­лаю­щих его пре­крас­ным объ­ек­том для се­ми­нар­ской ра­бо­ты. Кни­га М.К.Ма­мар­да­шви­ли по­свя­ще­на ана­ли­зу фи­ло­соф­ской кон­цеп­ции, ко­то­рая зна­чи­ма для вся­ко­го про­фес­сио­наль­но­го фи­ло­со­фа. Она из­ла­га­ет ори­ги­наль­ную ав­тор­скую фи­ло­со­фию соз­на­ния и мыш­ле­ния, ко­то­рая яв­ля­ет­ся вы­даю­щим­ся дос­ти­же­ни­ем фи­ло­соф­ско­го раз­ви­тия ХХ сто­ле­тия и фо­ку­си­ру­ет в се­бе са­мые жиз­нен­ные про­бле­мы фи­ло­соф­ской мыс­ли на­ше­го вре­ме­ни. Она стал­ки­ва­ет на сво­их стра­ни­цах два ис­то­ри­че­ских ти­па мыш­ле­ния, вы­яв­ляя их раз­ли­чие и един­ст­во, во­вле­кая чи­та­те­ля в веч­ный фи­ло­соф­ский диа­лог. На­ко­нец, текст лек­ций-раз­мыш­ле­ний раз­во­ра­чи­ва­ет пе­ред об­су­ж­даю­щи­ми кни­гу дви­же­ния жи­вой мыс­ли по­ра­зи­тель­но­го по си­ле та­лан­та че­ло­ве­ка, спо­соб­но­го к прон­зи­тель­но­му ус­мот­ре­нию не­ожи­дан­но­го.

По тех­ни­че­ским и ли­те­ра­тур­ным при­чи­нам в на­стоя­щее из­да­ние не мог­ли вой­ти пол­ные за­пи­си се­ми­на­ров и, пре­ж­де все­го, са­ми об­су­ж­де­ния-дис­кус­сии - жи­вая бе­се­да не под­да­ет­ся пись­мен­ной фик­са­ции. По­это­му в кни­ге пред­став­ле­ны толь­ко всту­пи­тель­ные док­ла­ды к се­ми­на­рам, с ко­то­ры­ми вы­сту­пал ру­ко­во­ди­тель се­ми­на­ра. Ес­те­ст­вен­но, что как в этих всту­пи­тель­ных сло­вах не отражается весь спектр про­блем, ко­то­рые под­ни­ма­лись на се­ми­на­рах, так и на са­мих се­ми­на­рах не бы­ло ис­чер­па­но все бо­гат­ст­во идей "Кар­те­зи­ан­ских раз­мыш­ле­ний" М.К.Ма­мар­да­шви­ли.

Еще раз хо­те­лось бы вы­ра­зить на­шу при­зна­тель­ность Фи­лиа­лу Ме­ж­ду­на­род­но­го Фон­да "Куль­тур­ная ини­циа­ти­ва" в г. Са­ма­ре за фи­нан­со­вую под­держ­ку, благодаря ко­то­ро­й дан­ное из­да­ние уви­де­ло свет.

 

Ру­ко­во­ди­тель се­ми­на­ра "Фи­ло­со­фия куль­ту­ры"

про­фес­сор, док­тор фи­ло­соф­ских на­ук

В.А.Конев


Семинар 1

фев­ра­ля 1995. Втор­ник. 16.00.

Проф. В.А.Ко­нев

 

Кол­ле­ги, се­го­дня на на­шем се­ми­на­ре мы на­чи­на­ем цикл бе­сед, по­свя­щен­ных ана­ли­зу кни­ги вы­даю­ще­го­ся фи­ло­со­фа Ме­ра­ба Кон­стан­ти­но­ви­ча Ма­мар­да­шви­ли "Кар­те­зи­ан­ские раз­мыш­ле­ния (ян­варь 1981)"/Под ре­дак­ци­ей Ю.П.Се­но­ко­со­ва, М.: Изд. Груп­па "Про­гресс", "Куль­ту­ра", 1993 (в даль­ней­шем все ссыл­ки на это из­да­ние да­ют­ся в тек­сте с ука­за­ни­ем в скоб­ках со­от­вет­ст­вую­щей стра­ни­цы).

В фи­ло­со­фии ХХ ве­ка это уже вто­рая кни­га, поя­вив­шая­ся под та­ким же на­зва­ни­ем. В 1931г. Э.Гус­серль из­дал на ос­но­ве сво­их лек­ций, про­чи­тан­ных в Па­ри­же, кни­гу "Кар­те­зи­ан­ские ме­ди­та­ции". И вряд ли слу­чай­но та­кое сов­па­де­ние. Кни­ги очень по­хо­жи друг на дру­га.

Обе вы­рос­ли из лек­ций, уст­ных вы­сту­п­ле­ний ав­то­ров, прав­да, в пер­вом слу­чае - у Гус­сер­ля - кни­га под­го­тов­ле­на к пе­ча­ти са­мим ав­то­ром, во вто­ром слу­чае - ре­дак­то­ром на ос­но­ве маг­ни­то­фон­ных за­пи­сей и за­ме­ток ав­то­ра.

Обе об­ра­ща­ют­ся не столь­ко к Де­кар­ту, сколь­ко из­ла­га­ют ав­тор­ское вде­ние фи­ло­со­фии, прав­да, во вто­ром слу­чае - у М.К. - Де­кар­ту уде­ля­ет­ся боль­ше вни­ма­ния, чем в пер­вом.

Обе ин­спи­ри­ро­ва­ны фе­но­ме­но­ло­ги­ей, но в пер­вом слу­чае фе­но­ме­но­ло­гия кон­сти­туи­ру­ет­ся из Де­кар­та, во вто­ром - кон­сти­туи­ру­ет взгля­ды Де­кар­та.

"Кар­те­зиан­ские раз­мыш­ле­ния" Ма­мар­да­шви­ли вклю­ча­ют 15 лек­ций-раз­мыш­ле­ний, ка­ж­дая из ко­то­рых, хо­тя и кон­цен­три­ру­ет­ся во­круг оп­ре­де­лен­ной те­мы, но не име­ет же­ст­ко фик­си­ро­ван­но­го на­зва­ния. "Кар­те­зи­ан­ские ме­ди­та­ции" Гус­сер­ля со­сто­ят из 5 ме­ди­та­ций, ка­ж­дая из ко­то­рых име­ет свой за­го­ло­вок и чет­ко оформ­лен­ное со­дер­жа­ние.

Но глав­ное - обе кни­ги фи­ло­со­фов ХХ ве­ка во­оду­шев­ле­ны идея­ми, пи­та­ют­ся ус­та­нов­ка­ми фран­цуз­ско­го фи­ло­со­фа, вы­рас­та­ют из их глу­бо­ко лич­но­го от­но­ше­ния к Де­кар­ту и его фи­ло­со­фии.

По сво­ему жан­ру "Кар­те­зи­ан­ские раз­мыш­ле­ния" Ма­мар­да­шви­ли  это, дей­ст­ви­тель­но, раз­мыш­ле­ния вслух. М.К. - го­во­ря­щий, а не пи­шу­щий фи­ло­соф. И в этом он не оди­нок как в ми­ро­вой, так и, осо­бен­но, в оте­че­ст­вен­ной фи­ло­со­фии, ко­гда мно­гие дей­ст­ви­тель­но мыс­ля­щие фи­ло­со­фы в СССР в 60-80 го­дах бы­ли больше го­во­ря­щи­ми, чем пишущими. Это и Г.П.Щед­ро­виц­кий, и Б.С.Гряз­нов, и В.С.Биб­лер, и М.А.Ро­зов, и многие дру­гие. Ка­ж­дый из них имел свой се­ми­нар, сво­их еди­но­мыш­лен­ни­ков и слу­ша­те­лей, ка­ж­дый из них фор­ми­ро­вал во­круг се­бя ат­мо­сфе­ру фи­ло­соф­ст­во­ва­ния, вхо­дя в ко­то­рую, мо­ло­дежь при­об­ща­лась к фи­ло­со­фии боль­ше, чем на офи­ци­аль­ных за­ня­ти­ях по фи­ло­со­фии в ву­зах. У М.К. не бы­ло сво­его се­ми­на­ра, он был "степ­ной волк" в фи­ло­со­фии, его сти­хи­ей бы­ли вы­сту­п­ле­ния и лек­ции, ко­то­рые рас­хо­ди­лись в маг­ни­то­фон­ных за­пи­сях. И это­му бы­ло две при­чи­ны. Од­на из них - внеш­няя, та со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ская си­туа­ция, ко­то­рая су­ще­ст­во­ва­ла в стра­не в то вре­мя и ус­та­нав­ли­ва­ла ре­жим же­ст­кой идео­ло­ги­че­ской цен­зу­ры над все­ми пуб­ли­ка­ция­ми по фи­ло­со­фии. Дру­гая при­чи­на - внут­рен­няя, о ней го­во­рит сам М.К. в Первом раз­мыш­ле­нии, ко­гда ука­зы­ва­ет, что Де­карт ма­ло пуб­ли­ко­вал свои со­чи­не­ния. Для фи­ло­со­фа, от­ме­ча­ет М.К., важ­но реа­ли­зо­вать се­бя в дви­же­нии мыс­ли, и ес­ли это свер­ши­лось, то его уже ма­ло ин­те­ре­су­ет текст как пуб­ли­ка­ция (см. С.9-10). Для М.К. это осо­бен­но важ­но, так как глав­ный пред­мет его фи­ло­соф­ских ­ин­те­ре­со­в - мысль, акт мыс­ли, со­сто­яв­шая­ся мысль, и по­то­му его фи­ло­соф­ская ра­бо­та кон­ча­лась в мо­мент со­сто­яв­шей­ся мыс­ли, ко­то­рый дол­жен быть про­де­мон­ст­ри­ро­ван, ибо дру­гим пу­тем, кро­ме жи­вой де­мон­ст­ра­ции, со­сто­яв­шая­ся мысль не рас­кры­ва­ет­ся.

Здесь мы под­хо­дим к ме­то­до­ло­гии всей фи­ло­со­фии М.К.Ма­мар­да­шви­ли. Его фи­ло­со­фия - это фе­но­ме­но­ло­гия, но не транс­цен­ден­таль­ная фе­но­ме­но­ло­гия, как у Гус­сер­ля, ко­то­рая долж­на бы­ла опи­сать уни­вер­саль­ные прин­ци­пы кон­сти­туи­ро­ва­ния зна­ния, при­су­щие транс­цен­ден­таль­но­му Я, а фе­но­ме­но­ло­гия атранс­цен­ден­таль­ная, фе­но­ме­но­ло­гия не­пе­ре­хо­дя­ще­го, мо­мен­таль­но­го, а не уни­вер­саль­но­го. М.К. интересует, как мысль становится, а становится она каждый раз по-своему. Поэтому перед атрансцендентальной феноменологией, или феноменологией нетрансцендентального Я, а личностного Я стоит сложная задача - необходимо выделить типичное и закономерное в нетипичном и индивидуальном. Как это сделать? М.К. выбирает следующий ход: он говорит о Декарте, о Канте, о Прусте, то есть о конкретных людях-мыслителях, которые не только мыслили, но и определили состояние мысли на многие века. Это дает ему возможность, не отрываясь от индивидуального, проникнуть в типичное в мысли, описывая, как живет мысль в поле определенного сознания, которое не только мыслит, но и знает о том, как оно мыслит, создавая (в случае Декарта и Канта) теорию мысли или демонстрируя (в случае с Прустом) само состояние сознания. Посмотрим это на примере "Картезианских размышлений".

 

"Кар­те­зи­ан­ские раз­мыш­ле­ния" Ма­мар­да­шви­ли по­свя­ще­ны ис­то­ри­ко-фи­ло­соф­ской те­ма­ти­ке. М.К. раз­мыш­ля­ет о Де­кар­те и его фи­ло­со­фии. Это сфе­ра ис­то­рии фи­ло­со­фии. Ка­кое ме­сто за­ни­ма­ет в струк­ту­ре ис­то­ри­ко-фи­ло­соф­ских ис­сле­до­ва­ний ра­бо­та дан­но­го ти­па? Мож­но, как пред­став­ля­ет­ся, вы­де­лить раз­ные ти­пы ис­то­ри­ко-фи­ло­соф­ских ис­сле­до­ва­ний в за­ви­си­мо­сти от то­го, как в них со­от­но­сят­ся ис­то­ри­че­ский и сис­те­ма­ти­че­ский ана­лиз.

Ис­то­рия фи­ло­со­фии - это ис­то­рия фи­ло­соф­ских сис­тем, фи­ло­соф­ских по­строе­ний или фи­ло­соф­ских кон­цеп­ций, ка­ж­дая из ко­то­рых в си­лу спе­ци­фи­ки фи­ло­соф­ско­го зна­ния все­гда не­сет на се­бе сле­ды уни­каль­но­сти. Ес­ли ис­то­рик фи­ло­со­фии стре­мит­ся вскрыть осо­бен­ность и уни­каль­ность ка­ж­дой фи­ло­соф­ской кон­цеп­ции, то в этом слу­чае в ис­то­ри­ко-фи­ло­соф­ском ана­ли­зе вы­сту­па­ет на пер­вый план вы­яв­ле­ние сис­тем­но­сти взгля­дов изу­чае­мо­го фи­ло­со­фа, ис­сле­до­ва­ние, дей­ст­ви­тель­но, ста­но­вит­ся ис­то­ри­че­ским и по ме­то­ду, и пред­ме­ту его ана­ли­за. В этом слу­чае ка­ж­дая кон­цеп­ция фи­ло­со­фа увя­зы­ва­ет­ся с оп­ре­де­лен­ной куль­тур­ной дей­ст­ви­тель­но­стью и выстраи­ва­ет­ся в оп­ре­де­лен­ный хро­но­ло­ги­че­ский ряд (см., на­при­мер, ис­то­рию фи­ло­со­фии Ку­но Фи­ше­ра, В.Та­тар­ке­ви­ча и раз­лич­ные учеб­ни­ки по ис­то­рии фи­ло­со­фии). Ес­ли же ис­то­рик фи­ло­со­фии стре­мит­ся по­ка­зать за­ко­но­мер­ность и связ­ность са­мо­го ис­то­ри­ко-фи­ло­соф­ско­го про­цес­са, то в этом слу­чае на пер­вый план вы­хо­дит сис­те­ма­ти­че­ское в его соб­ст­вен­ном ис­сле­до­ва­нии, ко­то­рое са­му ис­то­рию фи­ло­соф­ской мыс­ли пред­став­ля­ет как сис­те­му ло­ги­че­ски увя­зан­ных эта­пов фи­ло­соф­ской мыс­ли или па­ра­дигм. Ис­то­ри­че­ское здесь ста­но­вит­ся под­чи­не­но сис­те­ма­ти­че­ско­му и ло­ги­че­ско­му (см., на­при­мер, ис­то­рию фи­ло­со­фии Ге­ге­ля).

Но есть и еще один под­ход к ис­то­рии фи­ло­со­фии - под­ход ра­бо­таю­ще­го фи­ло­со­фа, для ко­то­ро­го фи­ло­соф­ская мысль про­шло­го ста­но­вит­ся парт­не­ром в диа­ло­ге, с ко­то­рой мож­но со­гла­шать­ся или спо­рить, ко­то­рую мож­но при­нять в свою кон­цеп­цию или при­нять как свою. Для ка­ж­до­го из нас Пла­тон или Ав­гу­стин, Де­карт или Кант не про­сто этап в ис­то­рии ев­ро­пей­ской мыс­ли, а мо­мент в ста­нов­ле­нии на­шей мыс­ли и часть этой мыс­ли. И не по­то­му, что мы учим­ся у ве­ли­ких, а по­то­му, что фи­ло­со­фия, все­гда го­во­ря об од­ном и том же, веч­но рас­су­ж­дая о веч­ных про­бле­мах, ос­та­ет­ся, в кон­це кон­цов, од­ной и той же philosophia perennis. Фи­зи­ка, био­ло­гия или со­цио­ло­гия ме­ня­ют пред­мет сво­их рас­су­ж­де­ний, фи­ло­со­фия же дви­жет­ся в кру­ге од­но­го пред­ме­та - что та­кое бы­тие и как оно по­сти­га­ет­ся мыс­лью. Бо­лее то­го, для фи­ло­со­фа важ­но не то, ка­кие по это­му по­во­ду фи­ло­со­фия строи­ла тео­ре­ти­че­ские кон­цеп­ции, а то, как она об­су­ж­да­ла эти про­бле­мы, как тот или иной мыс­ли­тель мыс­лил, ибо это “ как ” экс­пли­ци­ру­ет са­мо по­сти­же­ние фи­ло­со­фи­ей ее про­бле­ма­ти­ки, хо­тя эта экс­пли­ка­ция и не все­гда бы­ва­ет яв­но пред­став­ле­на в кон­цеп­ту­аль­ных по­строе­ни­ях фи­ло­со­фии. Про­ник­но­ве­ние в эту ла­бо­ра­то­рию фи­ло­соф­ской мыс­ли и со­став­ля­ет цель при­об­ще­ния ра­бо­таю­ще­го фи­ло­со­фа к ис­то­рии фи­ло­со­фии. В этом слу­чае моя сис­те­ма­ти­че­ская ра­бо­та в фи­ло­со­фии вклю­ча­ет ис­то­ри­че­ские экс­кур­сы на пра­вах ин­тер­пре­та­ции мыс­ли про­шлых ве­ков в сис­те­ме мое­го раз­мыш­ле­ния. Про­шлое ак­туа­ли­зи­ру­ет­ся в дви­же­нии со­вре­мен­ной мыс­ли, вхо­дит в ее сис­те­му, а не ста­но­вит­ся пред­ме­том ис­то­ри­ко-фи­ло­соф­ско­го ис­сле­до­ва­ния. Так, на­при­мер, при­сут­ст­ву­ет Де­карт в “Кар­те­зи­ан­ских ме­ди­та­ци­ях” Гус­сер­ля.

Но и сам этот про­цесс про­ник­но­ве­ния в ла­бо­ра­то­рию мыс­ли ве­ли­ких фи­ло­со­фов с це­лью вы­яв­ле­ния свя­зи хо­да их мыс­ли с их тео­ре­ти­че­ским пред­став­ле­ни­ем о мыс­ли и бы­тии для раз­ра­бот­ки соб­ст­вен­ной кон­цеп­ции бы­тия и мыш­ле­ния мо­жет также реа­ли­зо­вать­ся как ис­то­ри­ко-фи­ло­соф­ское ис­сле­до­ва­ние. При­ме­ром та­ко­го ис­сле­до­ва­ния и яв­ля­ет­ся данная ра­бо­та М.К.Ма­мар­да­шви­ли.

“Кар­те­зи­ан­ские раз­мыш­ле­ния” Ма­мар­да­шви­ли - это и раз­мыш­ле­ния о Де­кар­те и его уче­нии, и од­но­вре­мен­но это и раз­мыш­ле­ния о бы­тии и мыш­ле­нии на фо­не Де­кар­та. Здесь фи­ло­соф­ст­во­ва­ние Ма­мар­да­шви­ли, его сис­те­ма­ти­че­ское ис­сле­до­ва­ние мыс­ли и бы­тия рас­кры­ва­ет­ся в фор­ме ана­ли­за и ин­тер­пре­та­ции кар­те­зи­ан­ско­го уче­ния. Та­ким об­ра­зом, воз­ни­ка­ет еще од­но со­от­но­ше­ние сис­те­ма­ти­че­ской и ис­то­ри­че­ской мыс­ли в фи­ло­соф­ском рас­су­ж­де­нии: оп­ре­де­лен­ная фи­ло­соф­ская тео­рия опи­сы­ва­ет свои­ми по­ня­тия­ми и оп­ре­де­ле­ния­ми свой ме­та­фи­зи­че­ский объ­ект - мысль и бы­тие (ис­то­ри­че­ская сис­те­ма­ти­че­ская мысль) и од­но­вре­мен­но в этом опи­са­нии про­яв­ля­ет­ся со­стоя­ние са­мо­го ме­та­фи­зи­че­ско­го объ­ек­та - со­стоя­ние мыс­ли, но это со­стоя­ние мо­жет быть вскры­то в ис­то­ри­че­ском тек­сте толь­ко бла­го­да­ря но­во­му сис­те­ма­ти­че­ско­му фи­ло­соф­ско­му зна­нию это­го же ме­та­фи­зи­че­ско­го объ­ек­та. То­гда ис­то­ри­че­ское в фи­ло­соф­ском ис­сле­до­ва­нии (зна­ние ис­то­рии фи­ло­соф­ской мыс­ли) бу­дет со­сто­ять в со­от­не­се­нии се­го­дняш­не­го сис­те­ма­ти­че­ско­го рас­су­ж­де­ния (се­го­дняш­ней фи­ло­соф­ской тео­рии) с про­шлым сис­те­ма­ти­че­ским рас­су­ж­де­ни­ем (про­шлой сис­те­ма­ти­че­ской тео­ри­ей), где се­го­дняш­няя сис­те­ма мыс­ли слу­жит сред­ст­вом ин­тер­пре­та­ции про­шлой и од­но­вре­мен­но сред­ст­вом пред­став­ле­ния ме­та­фи­зи­че­ско­го объ­ек­та. Та­кое об­ра­ще­ние к ис­то­ри­че­ским тек­стам есть их чте­ние a recentiori, ес­ли ис­поль­зо­вать по­ня­тие поль­ско­го фи­ло­со­фа Ю. Бань­ки (см.: Baka J. Epistemologia. Uniwersytet lski, Katowice, 1990, S.52. A recentiori - от лат. recens - све­жее, сей­час), ко­гда ис­то­ри­че­ское и сис­те­ма­ти­че­ское в дви­же­нии мыс­ли сли­ва­ют­ся.

Пред­ме­том ис­сле­до­ва­ний-раз­мыш­ле­ний Ма­мар­да­шви­ли вы­сту­па­ет не кон­цеп­ция Де­кар­та, не его фи­ло­со­фия, он­то­ло­гия или гно­сео­ло­гия, а "сам Де­карт, об­раз его и лич­ность", как го­во­рит М.К., на­чи­ная Первое раз­мыш­ле­ние (с.7). При­чем этим пред­ме­том не яв­ля­ет­ся био­гра­фия, жиз­нен­ный путь фран­цуз­ско­го фи­ло­со­фа. Не жиз­не­опи­са­ние че­ло­ве­ка Ре­не Де­кар­та ин­те­ре­су­ет М.К., а жизнь фи­ло­со­фа Де­кар­та, ко­то­рая по­ро­ди­ла оп­ре­де­лен­ные фи­ло­соф­ские тек­сты. Не­об­хо­ди­мо брать не от­дель­но био­гра­фию и от­дель­но кон­цеп­цию, как это де­ла­ли все­гда и все ис­то­ри­ки фи­ло­со­фии, а не­об­хо­ди­мо уви­деть жизнь фи­ло­со­фа сквозь приз­му его тек­стов и тек­сты сквозь приз­му его био­гра­фии. М.К. де­ла­ет эту ра­бо­ту по­ис­ти­не вир­ту­оз­но, ме­ди­ти­руя по по­во­ду Кар­те­зия.

Тек­сты Де­кар­та не­обы­чай­но яс­ны и чет­ки, жизнь Де­кар­та также не изо­би­лу­ет ка­ки­ми-ли­бо тай­на­ми, но стал­ки­вая их друг с дру­гом, точ­нее, со­вме­щая их друг с дру­гом, М.К. по­лу­ча­ет уди­ви­тель­ную кар­ти­ну - сте­рео­ско­пи­че­ский об­раз жиз­ни де­кар­тов­ской мыс­ли. Раз­мыш­ле­ния Ма­мар­да­шви­ли - это при­мер чте­ния из­вест­ных и про­зрач­ных для чи­та­те­ля тек­стов как тек­стов, ко­то­рые от­кры­ва­ют в сво­ей про­зрач­но­сти и оче­вид­но­сти не­из­ве­дан­ные глу­би­ны. Подобно тому, как при про­зрач­ной во­де в ре­ке или озе­ре, ка­жет­ся, что дно близ­ко - вот оно, дос­та­точ­но про­тя­нуть ру­ку, а сту­пишь - и про­ва­ли­ва­ешь­ся в глу­би­ну, за­хле­бы­ва­ясь про­зрач­ной во­дой, так и здесь - все яс­но, но яс­ность ока­зы­ва­ет­ся об­ман­чи­вой. М.К. по­гру­жа­ет­ся в ка­жу­щую­­ся не­глу­би­ну Де­кар­то­вых тек­стов, рас­кры­вая всю их не­обыч­ность.

М.К. ис­хо­дит из по­сыл­ки, ко­то­рая од­но­вре­мен­но ста­но­вит­ся и до­ка­зы­вае­мым те­зи­сом (за­ме­чу в скоб­ках, что это ход гер­ме­нев­ти­че­ско­го кру­га): акт мыс­ли - это акт жиз­ни, дви­же­ние жиз­ни. А фи­ло­со­фия - это реа­ли­зо­ван­ная в по­ня­ти­ях жизнь лич­но­сти. Для М.К. жизнь Де­кар­та то­ж­де­ст­вен­на его фи­ло­со­фии. Фи­ло­со­фия - это зна­ние осо­бое, зна­ние об ос­но­вах зна­ния и дей­ст­вия. Фи­ло­соф же ста­но­вит­ся ор­га­ном про­яв­ле­ния этих ос­нов и ор­га­ном их осоз­на­ния и предъ­яв­ле­ния куль­ту­ре. Че­рез его реф­лек­сию над сво­ей жиз­нью и мыс­лью они вхо­дят в куль­ту­ру. То, о чем мы мо­жем рас­су­ж­дать тео­ре­ти­че­ски, за­ме­ча­ет М.К., у на­стоя­ще­го фи­ло­со­фа яв­ля­ет­ся са­мой пло­тью его жиз­ни, про­де­лы­ва­ет­ся им на се­бе. Так ли это на са­мом де­ле? По сво­ей фи­ло­со­фии жи­ли Со­крат, Ав­гу­стин, Кант, Кьер­ке­гор, Вл.Со­ловь­ев и мно­же­ст­во дру­гих фи­ло­со­фов, вклю­чая и са­мо­го М.К. Но жи­ли ли со­глас­но сво­ей фи­ло­со­фии Се­не­ка, Ари­сто­тель, Ак­ви­нат, Ге­гель? Это тре­бу­ет об­су­ж­де­ния, хо­тя, как из­вест­но, вся­кое ис­клю­че­ние мо­жет, в кон­це кон­цов, толь­ко под­твер­ждать пра­ви­ло.

Бы­ла ли фи­ло­со­фия Де­кар­та фи­ло­со­фи­ей его жиз­ни, "стерж­нем ко­то­рой яви­лось пре­об­ра­зо­ва­ние се­бя, пе­ре­ро­ж­де­ние, или, как вы­ра­жа­лись древ­ние: ро­ж­де­ние но­во­го че­ло­ве­ка в те­ле че­ло­ве­ка вет­хо­за­вет­но­го" (с.9). На­вер­ное, ибо фи­ло­со­фия Де­кар­та сто­ит у ис­то­ков но­во­ев­ро­пей­ской куль­ту­ры, но­во­го спо­со­ба мыс­ли и дей­ст­вия, и, по край­ней ме­ре, его соб­ст­вен­ная мысль строи­лась по его пра­ви­лам для ру­ко­во­дства ума. Ма­мар­да­шви­ли же по­ка­зы­ва­ет, что в де­кар­тов­ских тек­стах ос­та­ви­ли свои сле­ды те из­ме­не­ния и пре­об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые пе­ре­жи­вал Де­карт. В днев­ни­ке Де­кар­та он встре­ча­ет ла­тин­скую фра­зу: "Вы­сту­паю в мас­ке", ко­то­рая, счи­та­ет М.К., ста­но­вит­ся сво­его ро­да его ин­ди­ви­ду­аль­ным сим­во­лом (с.8). На пер­вый взгляд, мар­ги­наль­ное за­ме­ча­ние в днев­ни­ке ста­но­вит­ся клю­чом, от­кры­ваю­щим скры­тые тай­ны "эк­зи­стен­ци­аль­но­го об­ли­ка Де­карта", по­ка­зы­ваю­щим, что "его тек­сты пред­став­ля­ют со­бой не про­сто из­ло­же­ние его идей или до­бы­тых зна­ний" (с.9).

Это "вы­сту­паю в мас­ке" ста­но­вит­ся для М.К. эк­ви­ва­лен­том раз­де­ле­ния в фи­ло­со­фии "под­лин­но­го бы­тия" и "бы­тия не­под­лин­но­го", разделения, бе­ру­ще­го на­ча­ло еще от ан­тич­но­сти: есть под­лин­ная жизнь че­ло­ве­ка и есть его не­под­лин­ная жизнь - ка­жи­мость, майя. Под­лин­ная жизнь и ка­жи­мость рав­но зна­чи­мы и со­че­та­ют­ся в жиз­ни че­ло­ве­ка, но ос­но­вой че­ло­ве­ка и его жиз­ни бу­дет все-та­ки под­лин­ное в нем, пусть да­же, ес­ли это под­лин­ное зай­мет все­го не­сколь­ко ча­сов жиз­ни в те­че­ние го­да. Де­карт, го­во­рит М.К., был боль­шой реа­лист, он по­ни­мал, что че­ло­ве­ку мо­жет быть не­вмо­го­ту в этой жиз­ни, то­гда он ре­ко­мен­ду­ет сле­дую­щее: дос­та­точ­но рас­смат­ри­вать мир как те­атр и не при­да­вать сво­им лич­ным дра­мам боль­ше­го зна­че­ния, чем дра­мам во­об­ра­жае­мых пер­со­на­жей, "ра­зыг­ры­вае­мых ак­те­ра­ми, ко­гда они изо­бра­жа­ют пе­ред на­ми весь­ма мрач­ные со­бы­тия" (с.25). В те­ат­ре все ус­лов­но, а в жиз­ни? Есть ли в жиз­ни что-то без­ус­лов­ное?

И здесь на­чи­на­ет­ся, на мой взгляд, ин­те­рес­ная ин­тер­пре­та­ция фи­ло­со­фии Де­кар­та и, од­но­вре­мен­но, об­су­ж­де­ние ря­да ин­те­рес­ней­ших про­блем фи­ло­со­фии.

Пер­вая про­бле­ма. Про­бле­ма под­лин­но­го че­ло­ве­ка.

Че­ло­век жи­вет в обыч­ной жиз­ни, в при­выч­ках и ус­лов­но­стях. Но это все пре­хо­дя­ще, ус­ло­вия при­хо­дят и ухо­дят, они "на­хо­дят", на­ка­ты­ва­ют­ся на че­ло­ве­ка, че­ло­век вхо­дит в них и вы­хо­дит из них, по­это­му ус­лов­ный че­ло­век ко­не­чен, смер­тен. А есть ли "без­ус­лов­ный че­ло­век" (Вл.Со­ловь­ев го­во­рил о "без­ус­лов­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти" - См.: Со­ловь­ев В.С. Собр. соч.: В 10 т. 2-е изд. СПб., б/г, Т.3. С.390), ко­то­рый как без­ус­лов­ный, т.е. не­за­ви­си­мый от вре­мен­ных и ко­неч­ных ус­ло­вий, не пре­хо­дящ, а сле­до­ва­тель­но, бес­смер­тен? В этой свя­зи М.К. вспо­ми­на­ет в Первом раз­мыш­ле­нии рас­су­ж­де­ния Эр­ви­на Шре­дин­ге­ра о Я, о том, уми­ра­ет на­ше "я" или не уми­ра­ет. Ка­ж­дый раз Я дру­гой, зна­чит ка­ж­дый раз ухо­дит, уми­ра­ет ка­кая-то ипо­стась мое­го Я, но Я жи­ву. По­это­му не­че­го бо­ять­ся смер­ти (с.25). Уми­ра­ет то, что обу­слов­ле­но, что по­ро­ж­де­но эм­пи­ри­че­ски­ми со­стоя­ния­ми, при­выч­ка­ми, чем-то ко­неч­ным. "Я" же, ос­во­бо­ж­ден­ное от при­вы­чек, от эм­пи­ри­че­ских со­стоя­ний, бес­ко­неч­но, а по­то­му бес­смерт­но. Но что­бы дой­ти са­мо­му до это­го Я, не­об­хо­ди­мо ос­во­бо­дить­ся от все­го то­го, что во­шло в не­го без его со­гла­сия и прин­ци­пи­аль­но­го со­мне­ния. Так со­вер­ша­ет­ся фе­но­ме­но­ло­ги­че­ская ре­дук­ция и так по­яв­ля­ет­ся в не­ожи­дан­ном кон­тек­сте де­кар­тов­ское со­мне­ние, о ко­то­ром все зна­ют, но зна­ют со­всем в дру­гом от­но­ше­нии.

М.К. трак­ту­ет как про­яв­ле­ние де­кар­тов­ско­го прин­ци­па со­мне­ния чис­то био­гра­фи­че­ские фак­ты жиз­ни фи­ло­со­фа - его по­сто­ян­ную жизнь на чуж­би­не, его пу­те­ше­ст­вия. "По­то­му что со­глас­но его фи­ло­со­фии, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой он жил, мож­но ро­дить­ся, пре­бы­вать, толь­ко по­рвав вна­ча­ле не­за­ви­си­мо от те­бя сло­жив­шие­ся так на­зы­вае­мые ор­га­ни­че­ские или при­род­ные свя­зи" (с.27). Толь­ко в этом слу­чае че­ло­век из­бав­ля­ет­ся от ус­ло­вий, при­вы­чек, на­ез­жен­ной ко­леи мыс­ли и ста­но­вит­ся хо­зяи­ном сво­ей мыс­ли, ста­но­вит­ся са­мим со­бою, под­лин­ным че­ло­ве­ком. И в рас­су­ж­де­нии М.К. по­яв­ля­ет­ся "под­лин­ный" Де­карт. Био­гра­фи­че­ский Де­карт не­серь­е­зен, дер­зок, ле­нив (спит до 10 ча­сов, за­ни­ма­ет­ся фи­ло­со­фи­ей 3-4 ча­са в год), его за­хва­ты­ва­ют стра­сти "жи­вот­ных ду­хов", он веж­лив и сдер­жан. "Под­лин­ный" Де­карт - ве­ли­ко­ду­шен. Ве­ли­ко­ду­шие, счи­та­ет М.К., вы­сту­па­ет идей­но-эк­зи­стен­ци­аль­ной кле­точ­кой всей его фи­ло­со­фии, из ко­то­рой мож­но бы­ло бы про­стым ана­ли­зом вы­вес­ти все ее прин­ци­пы. "Ве­ли­ко­ду­шие - это сво­бо­да и власть над са­мим со­бой и власть рас­по­ря­жать­ся со­бой и свои­ми на­ме­ре­ния­ми, по­то­му что ни­что дру­гое нам не при­над­ле­жит" (с.15). По­это­му фи­ло­со­фия для Де­кар­та не сред­ст­во ис­прав­ле­ния ми­ра и дру­гих лю­дей, а пре­об­ра­зо­ва­ние се­бя. Ибо за­ко­ны фи­ло­со­фии и за­ко­ны здра­во­го смыс­ла дик­ту­ют нам, что "ес­ли ка­ж­дый в сво­ей жиз­ни сде­ла­ет что-то с со­бой сам, то и во­круг что-то сде­ла­ет­ся " (с.17. Кур­сив автора - В.К.). Сде­ла­ет­ся не по­то­му, что бу­дет пря­мым при­ло­же­ни­ем фи­ло­соф­ской мыс­ли, а ин­ду­ци­ру­ет­ся сре­ди де­сят­ка, сот­ни, мил­лио­нов лю­дей, так как ка­ж­дый в от­дель­но­сти для се­бя и на сво­ем мес­те что-то сде­ла­ет. Фи­ло­со­фия в этом слу­чае яв­ля­ет­ся не ре­ко­мен­да­ци­ей дей­ст­вия, а об­су­ж­де­ни­ем и вы­яв­ле­ни­ем са­мой си­туа­ции дей­ст­вия, ко­то­рая от­кры­ва­ет­ся бла­го­да­ря сфор­ми­ро­ван­но­му фи­ло­со­фи­ей вде­нию.

Вто­рая про­бле­ма. Про­шлое - враг мыс­ли.

За­ме­чу, что мы при­вык­ли рас­смат­ри­вать мысль как ре­зуль­тат (след­ст­вие) вы­во­да, опы­та, экс­пе­ри­мен­та и т.п. А это и есть про­шлое. Но Де­карт, пи­шет М.К., "по­нял од­ну фан­та­сти­че­скую вещь - что для мыс­ли са­мым страш­ным вра­гом яв­ля­ет­ся про­шлое, по­то­му что то, что на­зы­ва­ет­ся про­шлым, скла­ды­ва­ет­ся с та­кой ско­ро­стью, что мы не ус­пе­ва­ем ни по­ду­мать, ни по­нять, а уже ка­жет­ся, что по­ня­ли, по­ду­ма­ли, пе­ре­жи­ли..." (с.13). Мысль, как пи­сал М.К. в сво­ей ста­тье еще кон­ца 70-х го­дов, не по­ро­ж­да­ет­ся и не мо­жет по­ро­дить­ся ни объ­ек­том, ни пред­ше­ст­вую­щим со­стоя­ни­ем зна­ния. Мысль - это со­бы­тие, ко­то­рое по­яв­ля­ет­ся "один-един­ст­вен­ный раз и впер­вые" в ин­ди­ви­ду­аль­ной кон­фи­гу­ра­ции всех ус­ло­вий, а не в ре­зуль­та­те сло­жив­ших­ся ус­ловий (см.: Ма­мар­да­шви­ли М.К. К про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ной фе­но­ме­но­ло­гии зна­ния // Во­про­сы фи­ло­со­фии, 1994, №1, С.73). По­это­му для по­яв­ле­ния мыс­ли, но­вой мыс­ли, не­об­хо­ди­мо очи­ще­ние мес­та ее по­яв­ле­ния от про­шло­го со­стоя­ния ума. Это про­шлое долж­но быть от­бро­ше­но со­мне­ни­ем. "Что ка­са­ет­ся ме­ня, то я счи­таю, - ци­ти­ру­ет М.К. Де­кар­та, - что­бы ка­ж­дый че­ло­век..., как толь­ко дос­тиг­нет пре­де­ла, име­нуе­мо­го воз­рас­том по­зна­ния [NB, что не сра­зу, не все­гда, а на оп­ре­де­лен­ном уров­не сво­его раз­ви­тия - В.К.], при­нял твер­дое ре­ше­ние ос­во­бо­дить свое во­об­ра­же­ние от всех не­со­вер­шен­ных идей, за­пе­чат­лен­ных в нем ра­нее, и серь­ез­но взял­ся за фор­ми­ро­ва­ние но­вых идей, упор­но упот­реб­ляя на это спо­соб­но­сти ра­зу­ма" (с.30-31). Это же вслед за Де­кар­том Гус­серль по­вто­рит в "Кар­те­зи­ан­ских ме­ди­та­ци­ях": ка­ж­дый фи­ло­соф дол­жен, хоть раз в жиз­ни, пе­ре­тря­сти ба­гаж сво­их пред­став­ле­ний, что­бы най­ти там то, что не­со­мнен­но (без­ус­лов­но), и на этом вы­стро­ить зда­ние сво­ей фи­ло­со­фии. Та­ким дол­жен быть прин­цип вся­кой фи­ло­со­фии как сис­те­мы, та­ким дол­жен быть и прин­цип вся­кой фи­ло­со­фии как жиз­нен­ной по­зи­ции че­ло­ве­ка. Имен­но этот прин­цип до­хо­дит до чис­то­го соз­на­ния, ко­то­рое го­то­во к по­ро­ж­де­нию или к при­ня­тию мыс­ли. По­это­му Де­карт, а не Локк, го­во­рит о под­лин­ной tabula rasa соз­на­ния, ко­то­рая име­ет смысл для работы соз­на­ния, с та­кой чис­то­той соз­на­ние ра­бо­та­ет, а лок­ков­ская tabula rasa смыс­ла для соз­на­ния не име­ет, такая чистота не порождает мысль.

Здесь по­яв­ля­ет­ся тре­тья про­бле­ма. Ко­гда и где воз­ни­ка­ет "под­лин­ное", без­ус­лов­ное Я.

Оно по­яв­ля­ет­ся то­гда, ко­гда Я вста­ет один на один пе­ред ли­цом ми­ра. Здесь М.К. ис­поль­зу­ет свой лю­би­мый об­раз, к ко­то­ро­му он при­бе­га­ет час­то и в раз­ных кон­тек­стах, - об­раз Рас­тинь­я­ка, бро­саю­ще­го вы­зов Па­ри­жу: "Ну, те­перь де­ло ме­ж­ду на­ми!". Де­карт, го­во­рит М.К., "про­вел че­рез всю свою фи­ло­со­фию од­ну стран­ную, на пер­вый взгляд, вещь, ко­то­рая од­но­вре­мен­но яв­ля­ет­ся он­то­ло­ги­че­ским по­сту­ла­том: тот, кто смо­жет в во­оду­шев­ле­нии об­на­жен­но­го мо­мен­та ис­ти­ны, в этом стоя­нии один на один с ми­ром хо­ро­шень­ко рас­спро­сить се­бя (что ед­ва ли или поч­ти не­воз­мож­но), тот опи­шет всю Все­лен­ную. Не в том смыс­ле, что че­ло­век, как он есть эм­пи­ри­че­ски, - это Все­лен­ная, а в том смыс­ле, что ес­ли ты смо­жешь что-то в се­бе выс­про­сить до кон­ца и у те­бя хва­тит му­же­ст­ва, ве­ря толь­ко это­му [NB! Кур­сив мой - В.К.], рас­кру­тить это до по­след­ней яс­но­сти, то ты вы­та­щишь и весь мир, как он есть на са­мом де­ле, и уви­дишь, ка­кое ме­сто в его кос­ми­че­ском це­лом дей­ст­ви­тель­но от­ве­де­но пред­ме­там на­ших стрем­ле­ний и вос­при­ятий" (с.12). Здесь-то и за­клю­че­на вся тай­на фи­ло­со­фии, как ее по­ни­ма­ет, и на мой взгляд спра­вед­ли­во, М.К. "Ныр­нув" в се­бя, дой­дя до ко­неч­ных ос­но­ва­ний сво­ей жиз­ни - ко­гда "на кон по­став­ле­на жизнь" (с.9) - ты на­хо­дишь фи­ло­со­фию, свою фи­ло­со­фию, ко­то­рая да­ет те­бе твой мир, фи­ло­со­фию, ко­то­рая ста­но­вит­ся куль­тур­ным фак­том, ес­ли ты вы­ра­жа­ешь ее в при­ня­тых куль­тур­ных фор­мах. Это и есть под­лин­ный труд че­ло­ве­ка - один на один с ми­ром. Это са­мый тя­же­лый труд, ко­то­рый за те­бя ни­кто не сде­ла­ет, в ко­то­ром те­бе не с кем со­труд­ни­чать. Боль­шин­ст­во лю­дей из­бе­га­ют его, тру­дясь "на лю­дях", вер­тясь, как "бел­ка в ко­ле­се", в при­выч­ной об­ста­нов­ке. Под­лин­ный труд, фи­ло­со­фия как под­лин­ный труд - это то, что мо­жешь толь­ко ты. И мир то­гда из­ме­нит­ся! М.Бах­тин на­звал та­кую си­туа­цию "мое не-али­би в бы­тии" (Бах­тин М.М. К фи­ло­со­фии по­ступ­ка // Фи­ло­со­фия и со­цио­ло­гия нау­ки и тех­ни­ки. Еже­год­ник: 1984-1985. М., 1986, С.112. См. так­же мою ста­тью: Ко­нев В.А. Фи­ло­со­фия бы­тия-со­бы­тия М.Бах­ти­на // Рос­сий­ское соз­на­ние: пси­хо­ло­гия, фе­но­ме­но­ло­гия, куль­ту­ра. Са­ма­ра, Изд.-во Сам­ГПИ, 1994. С.3-42). Эта идея бу­дет про­хо­дить че­рез всю кни­гу Ма­мар­да­шви­ли.

На­ко­нец, чет­вер­тая про­бле­ма. Про­бле­ма вре­ме­ни ро­ж­де­ния мыс­ли.

Про­шлое - враг мыс­ли, оно не да­ет мыс­ли ро­дить­ся. Бу­ду­щее, до­бав­лю, - клад­би­ще мыс­ли (и все уто­пии это мерт­вые мыс­ли). И толь­ко на­стоя­щее - это вре­мя, в ко­то­рое мысль и ро­ж­да­ет­ся, и жи­вет. Это - kairoV, под­лин­ное вре­мя, по­ра мыс­ли. Мысль и на­стоя­щее сов­па­да­ют.

Де­кар­та, го­во­рит М.К., ин­те­ре­со­ва­ло пре­ж­де все­го дви­же­ние мыс­ли. "Ус­та­но­вив­шее­ся дви­же­ние, ес­ли воз­мо­жет та­кой па­ра­док­саль­ный обо­рот, - за­ме­ча­ет М.К., - я го­во­рю "дви­же­ние", но - "ус­та­но­вив­шее­ся" То есть имею­щее зна­че­ние толь­ко в ка­че­ст­ве си­лы momentum'а..." (с.10). Имен­но это в сред­не­ве­ко­вой тео­ло­гии на­зы­ва­ли kairoV - по­ра, вре­мя свер­ше­ний, этих свер­ше­ний. Цель сво­их Раз­мыш­ле­ний М.К. ви­дит в том, что­бы, об­ра­ща­ясь к Де­кар­ту, ко­то­рый в на­ча­ле Но­во­го вре­ме­ни ус­та­но­вил но­вый "мыс­ли­тель­ный ап­па­рат" ("уни­вер­саль­ную струк­ту­ру соз­на­ния" - с.29), по­ста­вив на кар­ту свою жизнь, "на­блю­дать во­очию уди­ви­тель­ное про­бу­ж­де­ние мыс­ли в са­мом на­ча­ле Но­во­го вре­ме­ни... Это то же са­мое, что с за­ми­ра­ни­ем серд­ца па­дать в не­кую бла­жен­ную пус­то­ту, как бы рас­тво­ря­ясь в ней. Де­карт да­ет нам эту воз­мож­ность. И нам нуж­но по­про­бо­вать этот вто­рой-пер­вый раз (кур­сив мой - В.К.). По­вто­рить вто­рой раз, но по­вто­рить его имен­но как бы впер­вые (кур­сив ав­то­ра - В.К.), вме­сте с этим че­ло­ве­ком гор­дой и ве­ли­кой ду­ши..." (с.10).

Вот это " как бы впер­вые ", " вто­рой-пер­вый раз " - од­на из глав­ных ха­рак­те­ри­стик мыс­ли. Она все­гда впер­вые, да­же ес­ли по­вто­ря­ет­ся. По­это­му М.К. го­во­рил, что мысль все­гда ва­ша, да­же ес­ли вы об­на­ру­жи­ли, что кто-то ее вы­ска­зал рань­ше. По от­но­ше­нию к фи­ло­соф­ской мыс­ли, фи­ло­соф­ской кон­цеп­ции важ­но про­ду­мы­вать имен­но смысл мыс­ли, кон­цеп­ции, а не ее ис­то­ри­че­ское вы­ра­же­ние. Эта идея " как бы впер­вые " бу­дет од­ной из цен­траль­ных в кни­ге Ма­мар­да­шви­ли.

Та­кое по­ни­ма­ние "мыс­ли" (или со­стоя­ния соз­на­ния) на­хо­ди­ло уже свое вы­ра­же­ние в фи­ло­со­фии. Так, Гас­тон Баш­ляр в кни­ге "По­эти­ка про­стран­ст­ва" по­ка­зы­ва­ет, что по­эти­че­ский об­раз не име­ет про­шло­го, он не вы­во­дит­ся из пси­хо­ло­гии, а по­яв­ля­ет­ся в соз­на­нии как не­по­сред­ст­вен­ный про­дукт серд­ца, ду­ши, са­мой сущ­но­сти че­ло­ве­ка, схва­чен­ной в ее ак­ту­аль­но­сти (см. Bachelard G. La potique de l'espace, Paris, 1957. Р.1-2). Баш­ляр го­во­рит о "про­стом чте­нии" по­эти­че­ско­го про­из­ве­де­ния, ко­то­рое все­гда "пер­вое чте­ние", ко­то­рое ка­ж­дый раз тво­рит в во­об­ра­же­нии по­эти­че­ский об­раз (Там же. Р.8). В со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии идея ло­ка­ли­зо­ван­но­сти мыс­ли в на­стоя­щем осо­бо под­чер­ки­ва­ет­ся фи­ло­со­фи­ей ре­цен­ти­виз­ма, раз­ра­ба­ты­вае­мой поль­ским фи­ло­со­фом Юзе­фом Бань­кой (см.: Baka J. Ontologia bytu aktualnego. Katowice, 1983; Он же. An Open Ontology. Prolegomena to a Recentivist Ontology. Katowice, 1989. Он же. Epistemologia. Katowice, 1990; Он же. Traktat o czasie. Katowice, 1991; Он же. Metafizyka zdarze. Katowice, 1991. Cм. так­же Ко­нев В.А. За­мет­ки на по­лях фи­ло­со­фии ре­цен­ти­виз­ма // Фи­ло­со­фия куль­ту­ры. Изд.-во "Са­мар­ский уни­вер­си­тет", 1993).

A recentiori мыс­ли тре­бу­ет по­сто­ян­но­го уси­лия мыс­ля­ще­го, ко­то­рое ка­ж­дый раз вы­зы­ва­ет мысль и бы­тие из не­бы­тия. И это уси­лие не яв­ля­ет­ся про­сто энер­ги­ей cogito. Дер­жа­ние мыс­ли - это ее по­сто­ян­ное ро­ж­де­ние си­лой мое­го про­ти­во­стоя­ния один на один с ми­ром, это и по­сто­ян­ное тво­ре­ние ми­ра, ибо мир все­гда нов, в нем все­гда есть для ме­ня ме­сто, и в этом мес­те все за­ви­сит толь­ко от ме­ня - без ме­ня не бу­дет по­ряд­ка, ис­ти­ны и кра­со­ты (см. С.26). Та­кое по­ни­ма­ние сущ­но­сти мыс­ли и ус­ло­вий “пре­бы­ва­ния в ней” Ме­раб Кон­стан­ти­но­вич на­звал “эти­кой уси­лия”.

Про­смат­ри­вая фи­ло­со­фию Де­кар­та в Первом раз­мыш­ле­нии сквозь "жиз­нен­ные сим­во­лы" судь­бы фи­ло­со­фа, Ме­раб Кон­стан­ти­но­вич пи­шет, что суть этой фи­ло­со­фии "мож­но вы­ра­зить од­ной слож­но-под­чи­нен­ной фра­зой: мир, во-пер­вых, все­гда нов (в нем как бы ни­че­го еще не слу­чи­лось, а толь­ко слу­чит­ся вме­сте с то­бой), и, во-вто­рых, в нем все­гда есть для те­бя ме­сто, и оно те­бя ожи­да­ет. Ни­что в ми­ре не оп­ре­де­ле­но до кон­ца, по­ка ты не за­нял пус­тую­щее ме­сто для до­оп­ре­де­ле­ния ка­кой-то ве­щи: вос­при­ятия, со­стоя­ния объ­ек­та и т.д. И третье (не за­бу­дем, что про­шлое - враг мыс­ли, бо­рясь с про­шлым, мы вос­ста­нав­ли­ва­ем се­бя): ес­ли в этом мо­ем со­стоя­нии все за­ви­сит толь­ко от ме­ня, то, сле­до­ва­тель­но, без ме­ня в ми­ре не бу­дет по­ряд­ка, ис­ти­ны, кра­со­ты" (с.26).

И еще на один важ­ный ме­то­до­ло­ги­че­ский мо­мент раз­мыш­ле­ния-про­чте­ния де­кар­то­вой мыс­ли мыс­лью М.К. я хо­тел бы об­ра­тить вни­ма­ние. У ве­ли­ко­го фи­ло­со­фа (да и во­об­ще у ка­ж­до­го "под­лин­но­го" че­ло­ве­ка) нет слу­чай­но­го. Все со­бы­тия его жиз­ни долж­ны быть про­чи­та­ны как ин­ди­ви­ду­аль­ные сим­во­лы жиз­ни, по­сред­ст­вом ко­то­рых че­ло­век ор­га­ни­зу­ет се­бя и свое соз­на­ние. А струк­тур­ные сим­во­лы соз­на­ния, на­при­мер, сим­вол Бо­га, долж­ны быть по­ня­ты не как дань вре­ме­ни, а как вы­ра­же­ние ре­аль­ных оп­ре­де­ле­ний лич­ной судь­бы. Бог для Де­кар­та сим­во­ли­зи­ру­ет, по­ка­зы­ва­ет М.К., уни­вер­саль­ное, ни на чем ус­лов­ном не ос­но­ван­ное ра­вен­ст­во всех в спо­соб­но­сти ре­шать свою судь­бу. "Этим сим­во­лом, - пи­шет М.К., - вы­яв­ля­ет­ся дей­ст­ви­тель­ная ин­ди­ви­дуа­ли­за­ция и по­зи­тив­ная ре­аль­ная си­ла че­ло­ве­че­ско­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния, вклю­чаю­щая ис­тин­ную бес­ко­неч­ность (а не про­сто без­раз­ли­чие в смыс­ле сво­бо­ды "от") и яв­ляю­щая­ся, как вы­ра­жа­ет­ся Де­карт, до­бав­ле­ни­ем к ре­аль­ной при­ро­де ка­ж­до­го че­ло­ве­ка" (с.29. Кур­сив ав­то­ра - В.К.). По­это­му важ­но ка­ж­дое по­ня­тие или ут­вер­жде­ние фи­ло­со­фа по­нять в его ре­аль­ном со­дер­жа­нии, то есть том со­дер­жа­нии, ко­то­рое по­зво­ля­ет не от­бро­сить его, как ус­та­рев­шее, как "бан­ти­ки" и "при­шлеп­ки" к ис­ти­нам и дос­ти­же­ни­ям, а уви­деть за ним дей­ст­ви­тель­ную про­бле­му, ко­то­рая жи­вет и сей­час. Это и бу­дет чте­ни­ем ис­то­ри­че­ско­го фи­ло­соф­ско­го тек­ста a recentiori.

Итак, мот­то Первого раз­мыш­ле­ния - фи­ло­со­фия Де­кар­та есть мысль Ре­на­ту­са Де­кар­та как во­пло­ще­ние его жиз­ни и есть тео­рия мыс­ли как ро­ж­де­ния (и пе­ре­ро­ж­де­ния) че­ло­ве­ка.

Спа­си­бо!


Се­ми­нар 2





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 221 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.