Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ок­тяб­ря 1995 г. Втор­ник. 16.00. До­ро­гие кол­ле­ги, при­вет­ст­вую вас в но­вом учеб­ном го­ду на на­шем се­ми­на­ре по Кар­те­зи­ан­ским раз­мыш­ле­ни­ям Ме­ра­ба




Проф. В.А.Ко­нев

 

До­ро­гие кол­ле­ги, при­вет­ст­вую вас в но­вом учеб­ном го­ду на на­шем се­ми­на­ре по "Кар­те­зи­ан­ским раз­мыш­ле­ни­ям" Ме­ра­ба Кон­стан­ти­но­ви­ча Ма­мар­да­шви­ли.

Те­мой се­го­дняш­не­го раз­го­во­ра бу­дет Вось­мое раз­мыш­ле­ние. До сих пор М.К. раз­мыш­лял о воз­мож­но­стях и ха­рак­те­ри­сти­ках мыс­ли, фе­но­ме­на осоз­на­ва­ния, в этом Раз­мыш­ле­нии он вы­хо­дит "за пре­де­лы" мыс­ли, об­су­ж­да­ет про­бле­му бы­тия, точ­нее про­бле­му он­то­ло­гии, которая в кан­тов­ском язы­ке бу­дет зву­чать так: как воз­мож­на он­то­ло­гия. Здесь я бы вы­де­лил три пунк­та ра­ссу­ж­де­ний М.К.:

1. Он­то­ло­гия не­воз­мож­на без фак­та осоз­на­ва­ния.

2. Он­то­ло­гия не­воз­мож­на без осоз­на­ва­ния су­ще­ст­во­ва­ния Я-еди­нич­но­го.

3. Хо­тя и нет он­то­ло­гии без осоз­на­ва­ния и су­ще­ст­во­ва­ния мыс­ля­ще­го Я, бы­тие из мыс­ли не вы­во­дит­ся.

По­смот­рим, как М.К. раз­ви­ва­ет эти по­ло­же­ния.

1. Уже, как пом­ним, в пред­ше­ст­вую­щих Раз­мыш­ле­ни­ях, рас­кры­вая смысл Де­кар­то­ва раз­ли­че­ния те­лес­ной и мыс­ли­тель­ной суб­стан­ций, М.К. по­ка­зы­ва­ет, что это раз­де­ле­ние для Де­кар­та име­ет не он­то­ло­ги­че­ский смысл, а ме­то­до­ло­ги­че­ский. Это раз­де­ле­ние по­зво­ля­ет иметь зна­ние о фи­зи­че­ских те­лах как о не­за­ви­си­мых от соз­на­ния объ­ек­тах ми­ра и тем са­мым способствует воз­ник­новению дей­ст­ви­тель­ной нау­ки. На­чи­ная но­вую лек­цию, М.К. по­вто­ря­ет эту мысль: "Нет и не мо­жет быть ни­ка­кой он­то­ло­гии без фе­но­ме­на осоз­на­ва­ния" (с.165). Фе­но­мен осоз­на­ва­ния, ко­то­рый за­клю­чен в "я знаю, что знаю", да­ет зна­ние вме­сте с ос­мыс­ле­ни­ем то­го, что оно зна­ние, с тем, как оно по­лу­че­но. По­это­му толь­ко там объ­ект зна­ния мо­жет быть от­де­лен от зна­ния, где ос­мыс­ле­но са­мо зна­ние, где зна­ние мыс­лит­ся как "кар­ти­на ми­ра". В про­тив­ном слу­чае зна­ние "ото­жде­ст­в­ля­ет­ся" с объ­ек­том, сли­па­ет­ся с ним. М.К. го­во­рит, что в этом слу­чае лю­ди на­блю­да­ют мир ан­тро­по­ло­ги­че­ски, пси­хо­ло­ги­че­ски, гно­сео­ло­ги­че­ски или куль­тур­но-ис­то­ри­че­ски и не вы­де­ля­ют се­бя в ми­ре. М.К. по­ни­ма­ет ста­нов­ле­ние раз­ли­че­ния мыс­ли и соз­на­ния в фи­ло­со­фии Де­кар­та как ре­зуль­тат рас­це­п­ле­ния то­го, что "в дей­ст­ви­тель­но­сти яв­ля­ет­ся про­сто сра­ще­ни­ем ди­на­ми­че­ско­го чув­ст­ва соз­на­ния с на­блю­дае­мым со­бы­ти­ем или пред­ме­том в ми­ре" (с.166). Это "сра­ще­ние" М.К. на­зы­ва­ет пер­вым эк­ра­ном соз­на­ния, ко­то­рый за­сло­ня­ет, эк­ра­ни­ру­ет воз­мож­ность ви­деть бы­тие са­мо по се­бе и ко­то­рый Де­карт "раз­дви­га­ет". В свя­зи с этим фи­ло­соф ут­вер­жда­ет, что впер­вые он­то­ло­ги­че­ская про­бле­ма­ти­ка и воз­мож­ная он­то­ло­ги­че­ская по­зи­ция че­ло­ве­ка по­яв­ля­ет­ся толь­ко при воз­ник­но­ве­нии фе­но­ме­на осоз­на­ва­ния, сня­тии, "рас­тя­ги­ва­нии слип­ше­го­ся мо­мен­та ди­на­ми­че­ско­го чув­ст­ва соз­на­ния с объ­ек­том в не­кий ин­тер­вал или ок­но" (С.167). Та­ким об­ра­зом, ни миф, ни ре­ли­ги­оз­ное соз­на­ние не зна­ют он­то­ло­гии, их "кар­ти­ны ми­ра", ес­ли вос­поль­зо­вать­ся этим тер­ми­ном (кста­ти, акад. В.С.Сте­пин, ко­то­рый, как хо­ро­шо из­вест­но, мно­го за­ни­мал­ся про­бле­мой на­уч­ной кар­ти­ны ми­ра, счи­та­ет, что не на­уч­ной кар­ти­ны ми­ра во­об­ще нет, что сов­па­да­ет с по­зи­ци­ей Ма­мар­да­шви­ли), не он­то­ло­гич­ны, так как не от­де­ля­ют се­бя, свое пред­став­ле­ние от бы­тия. Та­кое по­ни­ма­ние он­то­ло­гии ста­вит ин­те­рес­ную про­бле­му: ес­ли за тер­ми­ном "он­то­ло­гия" за­кре­пить толь­ко та­кое зна­ние бы­тия, ко­то­рое стро­ит­ся на фе­но­ме­не осоз­на­ва­ния, то как то­гда на­зы­вать "зна­ние бы­тия", ко­то­рое есть в ми­фо­ло­гии или да­же в ис­кус­ст­ве. Ведь они кон­ст­руи­ру­ют вде­ние ми­ра, то есть да­ют не­кое зна­ние ми­ра, бы­тия. Или вде­ние ми­ра, вде­ние бы­тия не яв­ля­ет­ся он­то­ло­ги­ей? Ве­ро­ят­но, есть смысл за­кре­пить раз­ве­де­ние тер­ми­нов вде­ние бы­тия и он­то­ло­гия (то­гда мож­но ря­дом с он­то­ло­ги­ей по­ста­вить он­то­хо­ра­мию - от греч. orama (hrama) - зре­ли­ще, вид, ви­де­ние, яв­ле­ние).

2. Фе­но­мен осоз­на­ва­ния, как уже го­во­ри­лось, ро­ж­да­ет пред­став­ле­ние о Я-транс­цен­ден­таль­ном, но от Я-транс­цен­ден­таль­но­го, ко­то­рое толь­ко и мо­жет знать бы­тие ве­щи, нет пе­ре­хо­да к са­мо­му бы­тию ве­щи, а толь­ко к ее сущ­но­сти. По­это­му вто­рым ус­ло­ви­ем воз­мож­но­сти он­то­ло­гии ста­но­вит­ся факт су­ще­ст­во­ва­ния Я как еди­нич­но­сти, от­кры­тие мес­та ко­то­ро­го в бы­тии свя­за­но у Де­кар­та, как по­ка­зы­ва­ет М.К., так­же с фе­но­ме­ном осоз­на­ва­ния, с ко­ги­то.

Здесь по­яв­ля­ет­ся, по край­ней ме­ре, два ин­те­рес­ных мо­мен­та.

Пер­вый, чис­то ме­то­до­ло­ги­че­ский - М.К. рас­смат­ри­ва­ет фи­ло­со­фию Де­кар­та как ана­лиз воз­мож­но­сти он­то­ло­гии, то есть ото­жде­ст­в­ля­ет ход де­кар­тов­ской мыс­ли с кан­ти­ан­ской и тем пре­вра­ща­ет кар­те­зи­ан­скую фи­ло­со­фию в род кри­ти­че­ской фи­ло­со­фии, или точ­нее вскры­ва­ет, вы­де­ля­ет кри­ти­че­ский по­тен­ци­ал фи­ло­со­фии Де­кар­та. Ду­маю, что это пра­виль­но и с точ­ки зре­ния ис­то­ри­ко-фи­ло­софс­кой, ибо воз­мож­ность кри­ти­ки Кан­та уже за­ло­же­на в фи­ло­со­фии Де­кар­та, и с точ­ки зре­ния ак­ту­аль­но-фи­ло­софс­кой, ибо фил­осо­фия Де­кар­та ста­ла для со­вре­мен­но­сти ide fixe. Сме­на куль­тур­ной па­ра­диг­мы в со­вре­мен­ной эпо­хе ос­мыс­ля­ет­ся как сме­на нью­то­нов­ско-кар­те­зи­ан­ской па­ра­диг­мы на но­вую (хо­ли­ст­скую, ак­сио­ло­ги­чес­кую и т.п.) (см., на­при­мер: Са­рra F. The Turnig Point. Science, Society, and the Rising Culture. N.-Y. 1982). Кар­те­зи­ан­ская фи­ло­со­фия и кар­те­зи­ан­ское соз­на­ние рас­смат­ри­ва­ют­ся как фи­ло­со­фия и соз­на­ние про­шло­го, как Про­све­щен­че­ский про­ект. И в прин­ци­пе этот взгляд на фи­ло­со­фию Де­кар­та как фи­ло­соф­скую ос­но­ву про­све­щен­че­ско­го ра­цио­на­лиз­ма и тех­но­ген­ной ци­ви­ли­за­ции спра­вед­лив. Но М.К. по­ка­зы­ва­ет, что Де­карт глуб­же кар­те­зи­ан­ст­ва, и не толь­ко по­то­му, что ге­ний, а по­то­му, что как под­лин­ное на­ча­ло но­вой фи­ло­со­фии (или про­сто, как на­ча­ло) со­дер­жит, точ­нее дер­жит в се­бе, все воз­мож­ные дви­же­ния мыс­ли бу­ду­ще­го. Мы, как фил­осо­фы, мыс­ля, не мо­жем не уко­ре­ня­ть свои мыс­ли в ее на­ча­лах. По­это­му да­же са­ма сме­на куль­тур­ной па­ра­диг­мы и па­ра­диг­мы фи­ло­соф­ст­во­ва­ния, ко­то­рая, дей­ст­ви­тель­но, идет, не мо­жет от­бро­сить Де­кар­та, не долж­на от­бро­сить, что тре­бу­ет пе­ре­ос­мыс­ле­ния фи­ло­со­фии Де­кар­та, а это и де­ла­ет Ма­мар­да­шви­ли.

Вто­рой мо­мент - ана­лиз по­ня­тия Я.

Он­то­ло­гия Я как еди­нич­но­сти так­же вы­рас­та­ет, счи­та­ет М.К., из фе­но­ме­на осоз­на­ва­ния и свя­за­на с пре­одо­ле­ни­ем "вто­ро­го эк­ра­на", эк­ра­на ви­ди­мо­сти, будто есть не­кое Я как суб­стан­ция, ко­то­рая длит­ся и с ко­то­рой со­вме­ща­ют­ся, ото­жде­ст­в­ля­ют­ся все от­лич­ные друг от дру­га осоз­на­вае­мые этим Я его со­стоя­ния. "Де­карт же хо­чет рас­це­пить и это со­вме­ще­ние се­бя с са­мим со­бой как от­лич­но­го от се­бя в мо­мент вре­ме­ни", - гово­рит М.К. (с.168. Кур­сив автора.- В.К.). Ес­ли уда­ст­ся рас­це­пить, то­гда мож­но уви­деть что-то, что до это­го бы­ло скры­то. Что?

Во-пер­вых, мож­но уви­деть "не­за­мес­ти­мое ме­сто "я" в ми­ре, ко­то­рое по­том бы­ло бы уча­ст­ни­ком не­об­хо­ди­мых свя­зей ве­щей в нем и без ука­за­ния на ко­то­рое во­об­ще бы­ло бы нель­зя обос­но­вать воз­мож­ность этих свя­зей" (Там же). Тео­рия дис­крет­но­сти вре­ме­ни, из ко­то­рой ис­хо­дит Де­карт, и о ко­то­рой мы уже го­во­ри­ли рань­ше, по­ка­зы­ва­ет, что по­сле­до­ва­тель­ность во вре­ме­ни со­бы­тий не яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем при­чин­но­го пе­ре­хо­да от од­но­го со­бы­тия к дру­го­му. Это ос­но­ва­ние не­об­хо­ди­мой свя­зи со­бы­тий да­ет­ся Я-кон­крет­ным. На при­ме­ре куль­ту­ры это хо­ро­шо вид­но. В куль­ту­ре нет пе­ре­хо­да от од­но­го ее со­бы­тия к дру­го­му без уси­лий Я-кон­крет­но­го, в куль­ту­ре во­об­ще по­ря­док и свя­зи ус­та­нав­ли­ва­ют­ся бла­го­да­ря Я, ко­то­рое на­хо­дит свое ме­сто имен­но по­то­му, что мо­жет "втис­нуть" се­бя "ме­ж­ду" со­бы­тиями куль­ту­ры, за­нять оп­ре­де­лен­ное ме­сто и с это­го мес­та оп­ре­де­лить смысл со­бы­тий и их свя­зи. Это дей­ст­вие упо­ря­до­чи­ва­ния бы­тия куль­ту­ры со­вер­ша­ет ка­ж­дый, но да­ле­ко не ка­ж­дый соз­на­ет, что он это де­ла­ет и что это есть тре­бо­ва­ние дис­крет­но­сти, "ра­зо­рван­но­сти" вре­ме­ни. Но Гам­лет это хо­ро­шо знал: "The time is out of joint; O cursed spite,/That ever I was born to set it right!" - "Раз­ла­жен жиз­ни ход, и в этот ад/За­ки­нут я, чтоб все по­шло на лад!" (перевод Б.Пастернака). Че­ло­век в куль­ту­ре свои­ми дей­ст­вия­ми, сво­им ут­вер­жде­ни­ем-от­ри­ца­ни­ем со­еди­ня­ет рас­пав­шую­ся связь вре­мен.

Во-вто­рых, рас­це­п­ле­ние эк­ра­на дли­тель­но­сти ве­дет к вы­де­ле­нию не­вы­ра­зи­мо­го, "ко­то­рое долж­но про­сто быть " (с.169. Кур­сив автора. - В.К.), к раз­ли­че­нию не­на­гляд­но­го и на­гляд­но­го, не­ука­зуе­мо­го и ука­зуе­мо­го, не­вы­разимо­го и вы­ра­зи­мо­го. И это раз­де­ле­ние так­же дос­ти­га­ет­ся бла­го­да­ря че­ло­ве­ку, ко­то­рый, со­глас­но Де­кар­ту, "есть сред­нее ме­ж­ду бы­ти­ем и ни­что" (Там же). В этом мес­те по­яв­ля­ет­ся, на мой взгляд, од­но из ин­те­рес­ней­ших по­ло­же­ний фи­ло­со­фии че­ло­ве­ка Ма­мар­да­шви­ли, хо­тя от­тал­ки­ва­ет­ся он от идеи, точ­нее не­ко­то­рых вы­ска­зы­ва­ний Де­кар­та. Че­ло­век - это дви­же­ние, это ме­та­фи­зи­че­ская ма­те­рия. "В ми­ре нет че­ло­ве­ка-пред­ме­та, а есть ме­та­фи­зи­че­ская ма­те­рия, со­стоя­щая из дви­же­ния", - го­во­рит М.К. Че­ло­век оп­ре­де­ля­ет­ся, по Де­кар­ту и Ма­мар­да­шви­ли, вме­сте с за­ко­на­ми ми­ра (для ме­ня, за­ко­на­ми куль­тур­но­го ми­ра - В.К.), по­это­му, го­во­рит М.К., "он яв­ля­ет­ся уча­ст­ни­ком или ча­стью то­го, что я на­зы­вал ме­та­фи­зи­че­ским апо­сте­рио­ри" (С.171). За­кон, по­ря­док по­яв­ля­ют­ся на вто­ром ша­ге, в за­зо­ре ме­ж­ду пер­вым и вто­рым ша­гом, долж­но что-то дви­нуть­ся, что­бы по­том оп­ре­де­лить­ся. И Де­карт, го­во­рит М.К., "рас­тя­ги­вая два мо­мен­та вре­ме­ни..., по­ме­ща­ет ме­ж­ду ни­ми ме­та­фи­зи­че­скую ма­те­рию... как ус­ло­вие то­го, что в сле­дую­щий мо­мент вре­ме­ни мо­жет замк­нуть­ся ка­кая-то связь, ко­то­рая яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мой" (Там же). Оп­ре­де­лен­но­сти куль­тур­но­го фе­но­ме­на на од­ной сто­ро­не со­от­вет­ст­ву­ет оп­ре­де­лен­ность че­ло­ве­ка на дру­гой, и на­обо­рот. Как в при­ме­ре пси­хо­ло­ги­че­ско­го геш­таль­та: или на ри­сун­ке, где гра­ни­цы двух про­фи­лей об­ра­зу­ют ва­зу, я ви­жу два про­фи­ля, или ва­зу. Или для ме­ня есть мир это­го про­из­ве­де­ния, или нет. Или он та­кой, или дру­гой. И ка­ж­дый раз здесь есть кор­ре­ля­ция. Мир про­из­ве­де­ния тво­рит­ся не в ма­те­рии кра­сок, зву­ков, объ­е­мов, а в (из?) ме­та­фи­зи­че­ской ма­те­рии, ка­кой яв­ля­ет­ся че­ло­век. Он есть сред­нее ме­ж­ду бы­ти­ем и не­бы­ти­ем ми­ра (я ска­жу: ми­ра куль­ту­ры - В.К.).

Но при этом важ­но, как по­ни­ма­ет­ся бы­тие и не­бы­тие. М.К., по су­ти вслед за Хай­дег­ге­ром, хо­тя он вы­чи­ты­ва­ет это у Де­кар­та, но вы­чи­ты­ва­ет, ду­маю, все-та­ки бла­го­да­ря не­мец­ко­му фи­ло­со­фу, при­бе­га­ет к раз­ли­че­нию су­ще­ст­во­ва­ния и бы­тия для тол­ко­ва­ния че­ло­ве­ка как ме­та­фи­зи­че­ской ма­те­рии. Су­ще­ст­во­ва­ние бы­тий­ст­ву­ет по со­дер­жа­нию, су­ще­ст­вую­щее все­гда есть не­что. Но не­что мо­жет быть толь­ко то­гда, ко­гда есть. А есть не бе­рет­ся в от­но­ше­нии к со­дер­жа­нию, а толь­ко в от­но­ше­нии есть или нет, "то есть су­ще­ст­во­ва­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся и до­ка­зы­ва­ет­ся толь­ко по фак­ту есть " (с.172). "К со­дер­жа­нию су­ще­ст­во­ва­ния (или бы­тия), - про­дол­жа­ет М.К., - мы мо­жем при­ме­нить тер­ми­ны об­ще­го, но ес­ли мы бе­рем бы­тие как акт, ко­то­рый или есть, или нет, то бе­рем его как еди­нич­ность. Как не­за­ви­си­мый акт жиз­ни... Что-то про­из­во­дит­ся толь­ко тем фак­том, что мы жи­вы... Имен­но этот эле­мент вво­дит Де­карт в ка­че­ст­ве "сред­не­го" или дер­жа­те­ля по­ни­ма­ния в ме­та­фи­зи­че­ском апо­сте­рио­ри. Это и зна­чит ска­зать: я су­ще­ст­вую. Хо­тя здесь яв­ная тав­то­ло­гия, ко­неч­но" (с.173).

Дей­ст­ви­тель­но, по от­но­ше­нию в не­кое­му не­что ска­зать еще, что оно есть, это ни­че­го к не­му не при­ба­вить. Здесь чис­тая тав­то­ло­гия. Но для куль­тур­но­го не­что это со­всем не так. Куль­тур­ное бы­тие всегда про­из­ве­де­ние, ко­то­рое не толь­ко яв­ля­ет­ся этим про­из­ве­де­ни­ем, в от­но­ше­нии ко­то­ро­го мож­но вы­ска­зать ка­кие-то об­щие су­ж­де­ния - об­щие по­то­му, что они, хо­тя куль­тур­ное про­из­ве­де­ние все­гда оп­ре­де­лен­но-уни­каль­но (я го­во­рил уже чуть рань­ше об этом), мо­гут быть вы­ска­за­ны мно­ги­ми кон­крет­ны­ми ин­ди­ви­да­ми, но оно все­гда про­из­ве­де­ние, так как все­гда тре­бу­ет сво­его про- из­ве­де­ния из не­бы­тия. Куль­тур­ное про­из­ве­де­ние при­об­ре­та­ет бы­тие ка­ж­дый раз, ко­гда ему кто-то кон­крет­ный да­ет бы­тие сво­им ут­вер­жде­ни­ем. Ска­зать, на­при­мер, по от­но­ше­нию к ка­кой-то кар­ти­не, что она есть то-то и то-то, во­все не оз­на­ча­ет ска­зать яв­ную тав­то­ло­гию, так как это "то-то и то-то" про­из­ве­де­но, ут­вер­жде­но имен­но этим зри­те­лем, ибо дру­гой мо­жет ска­зать дру­гое, и так как без это­го "кар­ти­на" ос­та­нет­ся про­сто хол­стом, по­кры­тым крас­ка­ми. Ут­вер­жде­ние да­ет бы­тие про­из­ве­де­нию, да­ет бы­тие куль­ту­ре. Ут­вер­жде­ние есть воз­мож­ность куль­тур­но­го бы­тия. А имен­но са­му воз­мож­ность ска­зать "есть" ("я есть") и име­ет в ви­ду Де­карт, счи­та­ет М.К. (см. Там же). Ут­вер­жде­ние как чис­тая куль­тур­ная спо­соб­ность со­пря­же­но с не­га­ци­ей, по­это­му ут­вер­жде­ние-не­га­ция, точ­нее не­га­ция-ут­вер­жде­ние все­гда сто­ит за куль­тур­ным бы­ти­ем. Это и де­ла­ет, на мой взгляд, че­ло­ве­ка сред­ним ме­ж­ду бы­ти­ем и не­бы­ти­ем, или не­бы­ти­ем и бы­ти­ем. То­гда два ша­га ме­та­фи­зи­че­ско­го апо­сте­рио­ри мож­но про­ин­тер­пре­ти­ро­вать так: пер­вый шаг - не­га­ция, ко­то­рая и "по­вер­га­ет" че­ло­ве­ка в за­зор не­бы­тия, вто­рой шаг - аф­фир­ма­ция, ко­то­рая ус­та­нав­ли­ва­ет лад бы­тия. Не­га­ция - ос­но­ва­ние оцен­ки, по­ро­ж­де­ние оцен­ки ("Negit ergo valet" - "Ре­ши­тель­но от­ри­цаю, сле­до­ва­тель­но, зна­чит"), а аф­фир­ма­ция - ос­но­ва­ние бы­тия ("Affirmo ergo est" - "Ут­вер­ждаю, сле­до­ва­тель­но, есть"). Че­ло­век есть ме­та­фи­зи­че­ская ма­те­рия ут­вер­жде­ния-от­ри­ца­ния, из ко­то­рой ро­ж­да­ет­ся мир куль­ту­ры как реа­ли­за­ция этой спо­соб­но­сти и как по­ро­ж­де­ние ее. Здесь по­яв­ля­ет­ся своя тав­то­ло­гия.

Итак, че­ло­век с его есть (жизнь), с его аф­фир­мо раз­де­ля­ет по­ток вре­ме­ни сво­им есмь здесь и те­перь, на­стоя­щим, и бла­го­да­ря это­му что-то ут­вер­жда­ет­ся. На­стоя­щее не­об­хо­ди­мо, что­бы хоть что-то бы­ло. Я - ин­декс на­стоя­ще­го, го­во­рит М.К., ко­то­рое не­по­вто­ри­мо. По­это­му Я-кон­крет­ное, зная вре­мя, зна­ет его дис­крет­ность, не­пе­ре­ход­ность в от­ли­чие от Я-транс­цен­ден­таль­но­го, ко­то­рое зна­ет веч­ность, по­сто­ян­ную пе­ре­хо­ди­мость.

3. Но вся­кое ли Я-кон­крет­ное яв­ля­ет­ся ин­дек­сом на­стоя­ще­го? В свя­зи с этим по­яв­ля­ет­ся тре­тий мо­мент в ана­ли­зе воз­мож­но­сти он­то­ло­гии: хо­тя нет он­то­ло­гии без осоз­на­ва­ния и су­ще­ст­во­ва­ния мыс­ля­ще­го Я, бы­тие из мыс­ли не вы­во­дит­ся.

Не­за­мес­ти­мое ме­сто Я-кон­крет­но­го мо­жет за­нять толь­ко пе­ре­ос­мыс­лен­ное и пре­об­ра­зо­ван­ное Я, то есть та­кое Я, ко­то­рое со­вер­ши­ло не­кое уси­лие, что­бы по­смот­реть на свое ок­ру­же­ние и на се­бя как на что-то иное и от­ка­зать­ся от "на­лич­но­го" - "будь то дет­ст­во, язык, па­мять или же схо­ла­сти­че­ская сум­ма всей уче­но­сти его вре­ме­ни" (с.179). Со­вер­шая уси­лие, пре­об­ра­зуя се­бя, Я на­хо­дит се­бе свое не­за­мес­ти­мое ме­сто. Это уси­лие есть уси­лие бы­тия, си­ла бы­тия (см. с.183). И то, что эта сила бы­тия де­ла­ет, нель­зя пы­тать­ся сде­лать, за­ме­нить или воз­мес­тить ак­том мыс­ли. "Для то­го, что­бы дей­ст­во­вать, она [си­ла - В.К.] яв­но долж­на рас­по­ла­гать­ся в осо­бом про­стран­ст­ве и вре­ме­ни, где мо­жет длить­ся "на­стоя­щий" акт, не­от­де­ли­мо от се­бя здесь ан­га­жи­рую­щий мою жизнь и вос­про­из­во­дя­щий се­бя там (в том чис­ле в дру­гих лю­дях...)" (Там же. Кур­сив М.К.- В.К.). Си­ла бы­тия для че­ло­ве­ка дей­ст­вую­ще­го (ego cogito, ego affirmo) вы­сту­па­ет, с точ­ки зре­ния Де­кар­та, как оче­вид­ность, свой­ст­вен­ная са­мо­му ак­ту cogito или affirmo, ко­то­рую не нуж­но до­ка­зы­вать. Ко­гда бы­тие слу­чи­лось (слу­чил­ся акт су­ще­ст­во­ва­ния Я в мыс­ли и мыс­лью), мы не мо­жем вер­нуть­ся на­зад, что­бы до­ка­зы­вать, рас­чле­нять, разъ­яс­нять бы­тие, до­ка­зы­вать уже ни­че­го не на­до, оно есть (см. С.180-181).

В свя­зи с этим по­яв­ля­ет­ся еще раз у М.К. ин­те­рес­ное рас­су­ж­де­ние о свя­зи ис­ти­ны и яс­ной мыс­ли. Дей­ст­вие си­лы бы­тия - сво­бод­но и ак­тив­но. "Де­карт все вре­мя име­ет в ви­ду сво­его ро­да аде­к­ва­цию, ко­то­рая со­вер­ша­ет­ся без уча­стия в ней при­ки­ды­ваю­щей мыс­ли. Эта аде­к­ва­ция бо­лее точ­на, чем та, ко­то­рую мы по­лу­ча­ем по­сред­ст­вом до­ка­за­тель­ст­ва, рас­су­ж­де­ния или дис­кур­сив­но­го мыш­ле­ния, ибо в ней уча­ст­ву­ет са­мо су­ще­ст­во­ва­ние, не­вер­баль­ная дея­тель­ность оче­вид­но­го, "про­стая ин­туи­ция ума", уко­ре­нен­ная он­тол­оги­че­ски" (с.183. Кур­сив автора, а вы­де­ле­ние мое - В.К.). Кро­ме ис­ти­ны, аде­к­ва­ция ко­то­рой ве­щи как-то до­ка­зы­ва­ет­ся, есть еще ис­тин­ность, аде­к­ват­ность ко­то­рой не тре­бу­ет до­ка­за­тель­ст­ва и не ис­чер­пы­ва­ет­ся им, но за­клю­ча­ет­ся в со­дер­жа­нии са­мо­го до­ка­за­тель­ст­ва, что при­да­ет­ся дей­ст­вую­щей си­лой бы­тия, ко­то­рую Де­карт на­звал оче­вид­но­стью (с.184-185). Это рас­су­ж­де­ние рос­сий­ско-гру­зин­ско­го фи­ло­со­фа о " сво­его ро­да аде­к­ва­ции", ко­то­рая " бо­лее точ­на", чем аде­к­ва­ция в клас­си­че­ском оп­ре­де­ле­нии ис­ти­ны, сов­па­да­ет с пе­ре­ос­мыс­ле­ни­ем поль­ским фи­ло­со­фом Юзе­фом Бань­кой клас­си­че­ской де­фи­ни­ции ис­ти­ны: “Veritas est adaequatio rei et intellectus”, и за­ме­ной ее на но­вую де­фи­ни­цию: “Veritas est conceptus actualiter rem adaequans ”, где при­час­тие на­стоя­ще­го вре­ме­ни adaequans под­чер­ки­ва­ет не­раз­рыв­ность ис­ти­ны и recens, на­стоя­ще­го, ко­то­рое все­гда сли­то с бы­ти­ем (см.: Baka J. Epistemologia. U. Katowice. 1990). Ин­те­рес­но, что со­вер­шен­но не­за­ви­си­мо друг от дру­га фи­ло­со­фы упот­реб­ля­ют да­же близ­кие тер­ми­ны, ко­гда стре­мят­ся по­ка­зать связь ис­ти­ны, бы­тия и на­стоя­ще­го.

Итак, вни­ма­ние М.К. в Вось­мом раз­мыш­ле­нии со­сре­до­то­че­но на вы­де­ле­нии в фи­ло­со­фии Де­кар­та кри­ти­че­ских (в кан­тов­ском смыс­ле) хо­дов мыс­ли в он­то­ло­гии. Для ме­ня эти рас­су­ж­де­ния М.К. ин­те­рес­ны еще и по­то­му, что они край­не пло­до­твор­ны для фи­ло­со­фии куль­ту­ры. Я уже об этом го­во­рил по хо­ду об­су­ж­де­ния. Сей­час хо­тел бы от­ме­тить еще один мо­мент.

Фи­ло­со­фия куль­ту­ры, об­су­ж­даю­щая ко­неч­ные ос­но­ва­ния куль­тур­но­го бы­тия, по су­ти вы­сту­па­ет под­лин­ной кри­ти­че­ской он­то­ло­ги­ей то­гда, ко­гда она ана­ли­зи­ру­ет чис­тую куль­тур­ную спо­соб­ность как воз­мож­ность куль­ту­ры. Фи­ло­соф­ская он­то­ло­гия ни­ко­гда не бы­ла кри­ти­че­ской, так как для нее за бы­ти­ем нет ни­че­го, нет ни­ка­ких ус­ло­вий, ко­то­рые бы кри­ти­ка мог­ла вы­явить. "Кри­ти­че­ская он­то­ло­гия" Н.Гарт­ма­на не яв­ля­ет­ся кри­ти­кой бы­тия как бы­тия, а яв­ля­ет­ся кри­ти­кой уче­ний о бы­тии (ис­то­рии фи­ло­со­фии, на­ук о при­ро­де), "из­вле­каю­щей" фун­да­мен­таль­ные ка­те­го­рии, ко­то­рые рас­смат­ри­ва­ют­ся как прин­ци­пы бы­тия. Для са­мо­го Н.Гарт­ма­на кри­ти­ка оз­на­ча­ет "соз­на­тель­ный от­каз от лю­бой пред­взя­той точ­ки зре­ния, ус­та­нов­ле­ние в со­дер­жа­нии про­блем ис­ход­но­го пунк­та ис­сле­до­ва­ний" (Hartmann N. Grundzge einer Metaphysik der Erkenntnis. 2. Aufl. Berlin, Leipzig, 1925. S.8). По­это­му "кри­ти­че­ская он­то­ло­гия" Гарт­ма­на кри­тич­на по­столь­ку, по­сколь­ку она зна­ет свои ос­но­ва­ния, но не ос­но­ва­ния бы­тия как сво­его пред­ме­та. М.К. по­ка­зы­ва­ет, что для Де­кар­та так­же сто­ит во­прос о воз­мож­но­сти зна­ния бы­тия, но не са­мо­го бы­тия. Для фи­ло­со­фии же куль­ту­ры это и обо­ра­чи­ва­ет­ся кри­ти­че­ской он­то­ло­ги­ей, так как зна­ние, смыс­лы, цен­но­сти и проч. яв­ля­ют­ся фраг­мен­та­ми бы­тия куль­ту­ры. Их кри­ти­ка и ста­но­вит­ся кри­ти­кой куль­тур­но­го бы­тия. По­это­му сам ана­лиз дви­же­ния мыс­ли к бы­тию, при­чем не к ис­ти­не о бы­тии, а к ис­ти­не соб­ст­вен­но­го бы­тия, ко­то­рый про­де­лы­ва­ет­ся Де­кар­том, что пре­ж­де все­го и вы­чле­ня­ет М.К. в сво­ем ана­ли­зе фи­ло­со­фии Де­кар­та, - это ма­те­ри­ал для фи­ло­со­фии куль­ту­ры как кри­ти­ки куль­тур­ной спо­соб­но­сти. И это та­кой ма­те­ри­ал, час­ти ко­то­ро­го - тер­ми­ны, хо­ды мыс­ли - мо­гут эмерд­жи­ро­вать, го­во­ря сло­ва­ми М.К., в струк­ту­ру фи­ло­со­фии куль­ту­ры. К че­му и на­до нам стре­мить­ся.

Спа­си­бо!

 

Во­прос. Осоз­на­ва­ние мож­но по­ни­мать как ото­жде­ст­в­ле­ние с мыс­лью. Осоз­на­ва­ние про­ис­хо­дит в вы­де­лен­ной точ­ке. Кто-то на­хо­дит се­бя в од­ной точ­ке, кто-то - в дру­гой (на­при­мер, Ниц­ше или ка­кой-то свя­той). То­гда есть мно­же­ст­во он­то­ло­гий. Что мо­жет быть ос­но­вой со­гла­со­ва­ния он­то­ло­гий?

От­вет. Ду­маю, что ис­хо­дя из рас­су­ж­де­ний М.К., мож­но бы­ло бы ска­зать так. Ес­ли эти он­то­ло­гии го­во­рят о жиз­ни че­ло­ве­ка, то ос­но­вой со­гла­со­ва­ния бу­дут "точ­ки ин­тен­сив­но­сти", "идеи аб­со­лю­тов", ко­то­рые есть в дан­ной куль­ту­ре и ко­то­рые так или ина­че фор­ми­ру­ют куль­тур­ные ин­туи­ции лю­дей. Ес­ли эти он­то­ло­гии ка­са­ют­ся бы­тия как бы­тия - кос­моса, при­ро­ды и т.п., то ос­но­вой со­гла­со­ва­ния бу­дет, с од­ной сто­ро­ны, дос­то­вер­ность "си­лы бы­тия", ко­то­рая да­ет­ся нам как оче­вид­ность, с дру­гой - до­ка­за­тель­ст­ва и обос­но­ва­ния, ко­то­рые пре­дос­тав­ля­ют­ся раз­ны­ми сфе­ра­ми куль­ту­ры, в том чис­ле и нау­кой.

Во­прос. Есть си­туа­ции ос­мыс­лен­но­сти и есть ме­ха­низ­мы для ос­мыс­ле­ния. На­при­мер, есть си­туа­ция сче­та и есть не­кий ме­ха­низм, пра­ви­ло сче­та, что счи­тать нуж­но: "1, 2, 3...", а не "1, 2, са­по­ги, 3, са­мо­вар и т.д." По Ма­мар­да­шви­ли, куль­ту­ра - это и есть оп­ред­ме­чен­ность си­туа­ций ос­мыс­лен­но­сти. Сов­па­да­ет ли это с тем, что Вы по­ни­мае­те под куль­ту­рой?

От­вет. И да, и нет. Ко­неч­но, куль­ту­ра на­пол­не­на оп­ред­ме­чен­ны­ми си­туа­ция­ми ос­мыс­лен­но­сти. Ка­ж­дое яв­ле­ние куль­ту­ры не­сет в се­бе по­доб­ную си­туа­цию. Но куль­ту­ра, по мо­ему, не сво­дит­ся к это­му. Что­бы оп­ред­ме­чен­ная си­туа­ция ста­ла дей­ст­ви­тель­ной си­туа­ци­ей жиз­ни, не­об­хо­ди­ма си­ла дви­жу­щая, уси­лие че­ло­ве­ка по ут­вер­жде­нию этой си­туа­ции сво­им жи­вым соз­на­ни­ем и дей­ст­ви­ем. По­это­му я и счи­таю, что для фи­ло­со­фии куль­ту­ра пред­ста­ет как акт ут­вер­жде­ния-от­ри­ца­ния бы­тия. Про­из­ве­де­ния куль­ту­ры по­то­му и про­из­ве­де­ния, что они про­из­во­дят не­что, а не по­то­му, что их про­из­ве­ли, на что прежде всего об­ра­ти­ли вни­ма­ние в ХVIII ве­ке, ко­гда вве­ли сло­во "куль­ту­ра" в оп­по­зи­ции к сло­ву "на­ту­ра".

 


Се­ми­нар 7





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 205 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.