Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ок­тяб­ря 1995 г. Втор­ник. 16.00.




Доц. С.И.Го­лен­ков

 

Коллеги!

Де­вя­тое раз­мыш­ле­ние на­чи­на­ет­ся с очень труд­но­го мес­та, по­сколь­ку в нем - и это ха­рак­тер­но, как мы уже име­ли воз­мож­ность убе­дить­ся, для лек­ций М.К.Ма­мар­да­шви­ли - в оп­ре­де­лен­ном сре­зе пред­став­ле­ны ре­зуль­та­ты пре­ды­ду­щих раз­мыш­ле­ний. Но здесь за­вяз­ка все­го сю­же­та Де­вя­той лек­ции, а по­то­му на­до ска­зать не­сколь­ко слов о том, что пред­став­ле­но в этом аб­за­це.

Из то­го, что бы­тие не яв­ля­ет­ся пре­ди­ка­том (мысль, как из­вест­но Кан­тов­ская), что оно не вы­во­дит­ся ни из че­го мыс­лью, по­это­му воз­мож­но дос­то­вер­но по­знаю­щее су­ще­ст­во. Бы­тие есть, и все. А раз есть, то это есть от­кры­то. А раз от­кры­то, то долж­но быть су­ще­ст­во, ко­то­рое от­кры­ва­ет его. Ес­ли акт ду­ма­ния дей­ст­ви­тель­но вы­пол­нен, об­рел бы­тие, стал дей­ст­ви­тель­но­стью, то он от­кры­ва­ет воз­мож­но­сть са­мо­го ми­ра. Он (акт ду­ма­ния) есть в та­ком слу­чае со­бы­тие, то есть бы­тие сбы­ваю­щее­ся, не по­коя­щее­ся, а бес­по­кой­ное, по­сколь­ку "я мыс­лю" (c.188). От­сю­да мож­но по­нять и все ос­таль­ное. Бы­тие есть, ес­ли есть мысль, или мысль есть, ес­ли есть бы­тие (про­дук­тив­ная тав­то­ло­гия). Бы­тие есть то, что вы­ска­зы­ва­ет се­бя в мыс­ли, то есть не я, ин­ди­вид, вы­ска­зы­ваю, а бы­тие че­рез ме­ня вы­ска­зы­ва­ет се­бя в мыс­ли. Это вы­ска­зы­ва­ние бы­тия и есть не­вер­баль­ное со­стоя­ние ак­та дея­тель­но­сти, не мыс­ли­мое ло­ги­че­ски. Ко­гда бы­тие вы­ска­за­лось, для нас воз­ник фе­но­мен мыс­ли.

Сю­жет Раз­мыш­ле­ния по­стро­ен во­круг по­ни­ма­ния мыс­ли как со­бы­тия и раз­во­ра­чи­ва­ет­ся как бы в трех пла­нах.

Пер­вый план рас­смат­ри­ва­ет мысль как жи­вое со­стоя­ние, со­бы­тие. "Мысль есть акт, а не (пси­хо­ло­ги­че­ский или иде­аль­ный) факт" (c.189). По­это­му мысль и бы­тие то­ж­де­ст­вен­ны - мыс­ли свой­ст­вен­но бы­тие, а бы­тие от­кры­ва­ет се­бя впер­вые в со­стоя­нии, ак­те мыс­ли. Это жи­вое со­стоя­ние "упи­ра­ет­ся в во­лю". При­чем во­ля по­ни­ма­ет­ся так­же не в пси­хо­ло­ги­че­ском смыс­ле. Мысль опи­ра­ет­ся на во­лю, на жи­вое "мо­гу", "хо­чу", "дер­жу", как на не­кое уси­лие. Во­ля как стре­мя­щее­ся уси­лие. Вот это уси­лие (у Де­кар­та - со­мне­ние, но не как чис­то ин­тел­лек­ту­аль­ный акт, а од­но­вре­мен­но и как акт во­ле­вой) и от­кры­ва­ет для ме­ня за­зор, в ко­то­ром Я на­хо­дит свое не­за­ви­си­мое су­ще­ст­во­ва­ние, на­хо­дит се­бя в мыс­ли. То­гда по­нят­ным ста­но­вит­ся и ут­вер­жде­ние М.К. о том, что "я су­ще­ст­вую в мыс­ли, а не она во мне" (c.189). Я здесь лишь уча­ст­ник ме­та­фи­зи­че­ско­го апо­сте­рио­ри, ак­ту­аль­ный уча­ст­ник.

Жизнь мыс­ли в ка­че­ст­ве жи­во­го ор­га­низ­ма за­да­ет­ся фор­мой са­мой мыс­ли, ко­то­рая яв­ля­ет­ся до­пол­ни­тель­ным ак­том, не пред­став­лен­ным в пред­мет­ном со­дер­жа­нии са­мой мыс­ли. Но этот акт как раз и оп­ре­де­ля­ет са­му воз­мож­ность ду­ма­ния. "В мо­мент, ко­гда мы ду­ма­ем, - го­во­рит М.К., - то есть со­пря­же­ны с фор­мой это­го ду­ма­ния как та­ко­во­го, су­ще­ст­ву­ет то-то и то-то, не­из­беж­но и не­ми­нуе­мо" (c.190). Имен­но фор­ма и за­да­ет мыс­ли бы­тие. А по­то­му по­нят­на и не­оп­ре­де­ли­мость мыс­ли обыч­ным спо­со­бом. Мы по­ни­ма­ем, что та­кое мысль, толь­ко на­хо­дясь в со­стоя­нии мыс­ли, и дру­ги­ми сред­ст­ва­ми, по мне­нию М.К., ее дей­ст­ви­тель­ную жизнь не ух­ва­тить. Мысль есть жи­вое, не­вер­баль­ное, внут­ри и в мо­мент ак­та су­ще­ст­во­ва­ния со­вер­шаю­щее­ся со­бы­тие. Акт вы­пол­нен, от­ло­жил­ся в со­стоя­ние, и мысль ис­чез­ла, умер­ла. А по­то­му-то очень труд­но ее фик­си­ро­вать как обыч­ный объ­ект по­зна­ния. Этот мо­мент М.К. об­су­ж­дал в ста­тье "Соз­на­ние как фи­ло­соф­ская про­бле­ма" (Во­про­сы фи­ло­со­фии. 1990. N 10). Все эти рас­су­ж­де­ния по­зво­ля­ют М.К. сде­лать вы­вод о том, что мысль  это бы­тий­ст­вую­щее соз­на­ние, жи­вая точ­ка со­при­кос­но­ве­ния бы­тия и соз­на­ния, яв­ляю­щая он­то­ло­ги­чес­кую уко­ре­нен­ность по­след­не­го в пер­вом (cм. С.191).

Из это­го по­ло­же­ния вы­те­ка­ет важ­ный гно­сео­ло­ги­че­ский по­сту­лат, сфор­му­ли­ро­ван­ный Де­кар­том, о раз­ли­чии ме­ж­ду пер­цеп­ци­ей и су­ж­де­ни­ем: ес­ли вос­при­ня­то, то вос­при­ня­то все - и сущ­ность и яв­ле­ние сра­зу. Вы­вод, к ко­то­ро­му в XX ве­ке при­шел Гус­серль. От­сю­да ста­но­вит­ся по­нят­ным и то по­ло­же­ние кар­те­зи­ан­ской ме­та­фи­зи­ки, ко­то­рое го­во­рит о су­ще­ст­во­ва­нии двух суб­стан­ций - мыс­ля­щей и про­тя­жен­ной, яв­ля­ющими­ся лишь раз­лич­ны­ми из­ме­ре­ния­ми, мо­ду­са­ми, пла­на­ми од­но­го и то­го же (см. С.194). Нет двух раз­ных ми­ров - ма­те­ри­аль­но­го и иде­аль­но­го, - есть лишь две раз­ные по­зи­ции во взгля­де на один мир. Мысль как раз и яв­ля­ет­ся тем не­что, ко­то­рое со­дер­жит в се­бе из­вле­че­ние се­бя. "Дей­ст­вен­ная мысль - это бес­ко­неч­но се­бя мо­де­ли­рую­щая дей­ст­ви­тель­ность", - го­во­рит М.К. (с.196). По­то­му дей­ст­ви­тель­ной про­бле­мой фи­ло­со­фии вы­сту­па­ет про­бле­ма лич­но­сти, "про­бле­ма ли­ка, про­бле­ма бы­тия, ко­то­рое - са­мо ", так как "по­ня­тие мыс­ли со­дер­жит в се­бе по­ня­тие лич­но­сти как он­то­ло­ги­че­ское пред­став­ле­ние" (Там же). Про­бле­ма, над ко­то­рой в XX ве­ке раз­мыш­лял А.Ф.Ло­сев (см., напр., его "Са­мое-са­мо"// Ло­сев А.Ф. Миф - Чис­ло - Сущ­ность. М., 1994).

Вто­рой план за­да­ет­ся раз­мыш­ле­ни­ем о том, кто та­кой тот Я, ко­то­рый в мыс­ли и че­рез ко­то­ро­го мысль об­ре­та­ет бы­тие. Раз­мыш­ле­ние над "со­б­ран­ным субъ­ек­том" как прин­ци­пом дос­то­вер­но­сти мыс­ли. Мо­мент со­б­ран­но­сти, стоя­ния, о-су­ще­ст­в­ле­ния пе­ре­во­дит субъ­ек­та из об­лас­ти по­бу­ж­де­ний, воз­мож­но­сти в об­ласть су­ще­ст­во­ва­ния. Что есть Я как "со­б­ран­ный субъ­ект"? "Со­б­ран­ный субъ­ект - это субъ­ект, со­б­ран­ный во­круг ко­ги­таль­но­го прин­ци­па: я при­ни­маю лишь то, что из­вле­ку из се­бя" (с.197). Соз­на­ние в этом слу­чае вы­сту­па­ет, по Ма­мар­да­шви­ли, как страсть, со­би­раю­щая и пре­об­ра­зую­щая субъ­ек­та, что пре­вра­ща­ет Я в са­мо­бы­тие и оп­ре­де­ля­ет ему его ме­сто - " мое ме­сто". А мое ме­сто это как раз ме­сто мыс­ли, то есть ме­сто, где не­что из­вле­ка­ет се­бя и где со­еди­не­ны оба мо­ду­са бы­тия, это ме­сто не­ус­той­чи­во­го со­стоя­ния ме­ж­ду дву­мя про­пас­тя­ми (про­па­стью мыс­ли и про­па­стью ве­щей). В этом мес­те я как со­б­ран­ный субъ­ект на­хо­жусь "все­гда, ко­гда мыс­лю". И в этом мес­те: 1) я со­при­ка­са­юсь с веч­но­стью, так как мыс­лью из­вле­ка­ет­ся не­что веч­ное, и 2) мною в этом мес­те веч­ное не­что пре­бы­ва­ет, дер­жит­ся в ми­ре. Этим ощу­ще­ни­ем веч­но­сти как не­кой дли­тель­но­сти М.К. вы­де­ля­ет он­то­ло­ги­че­ское из­ме­ре­ние "соз­на­ния как стра­сти" (см. С.202).

Тре­тий план от­кры­ва­ет­ся во­про­сом: по­че­му есть не­что, а не ни­что?

В этом пла­не точ­ка "жи­вой мыс­ли", или точ­ка "со­б­ран­но­го субъ­ек­та" яв­ля­ет­ся как точ­ка "вро­ж­ден­ных идей" или "по­ни­ма­тель­ных струк­тур". М.К. сно­ва воз­вра­ща­ет­ся к об­су­ж­де­нию вро­ж­ден­ных идей, что­бы по­ка­зать смысл и роль это­го по­ня­тия в фи­ло­со­фии Де­кар­та. Вро­ж­ден­ные идеи, по­ка­зы­ва­ет М.К., это не при­ро­ж­ден­ные мне идеи, а со-ро­ж­ден­ные с мо­им ро­ж­де­ни­ем, но не как био­ло­ги­че­ско­го ор­га­низ­ма. Это идеи, ко­то­рые ро­ж­да­ют­ся вме­сте со мною, ко­гда я ста­нов­люсь мыс­ля­щим, куль­тур­ным су­ще­ст­вом. Они - эти вро­ж­ден­ные идеи - со­став­ля­ют по­ле мое­го соз­на­ния, ко­то­рое струк­ту­ри­ро­ва­но вро­ж­ден­ны­ми идея­ми как струк­ту­ра­ми по­ни­ма­ния. А по­то­му дви­же­ние мыс­ли в этом по­ле со­вер­ша­ет­ся не по про­из­воль­ным, а толь­ко по впол­не оп­ре­де­лен­ным на­прав­ле­ни­ям. Струк­ту­ра по­нят­но­сти обес­пе­чи­ва­ет в этом по­ле оп­ре­де­лен­ность дви­же­ния мыс­ли. Эта струк­ту­ра и яв­ля­ет­ся зна­ни­ем до зна­ния, яв­ля­ет­ся тем до­пол­ни­тель­ным ак­том, сра­ба­ты­ва­ние ко­то­ро­го обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность со­бы­тия зна­ния.

Под­во­дя итог, мож­но ска­зать, что в Де­вя­том раз­мыш­ле­нии Ма­мар­да­шви­ли вы­чле­нил те ус­ло­вия ро­ж­де­ния мыс­ли как со­бы­тия, ко­то­рые объ­яс­ня­ют ее бы­тие, а имен­но: 1) мысль - с-бы­ва­ние мыс­ли, фор­ма су­ще­ст­во­ва­ния мыс­ли, жизнь мыс­ли; 2) на­ли­чие со­б­ран­но­го субъ­ек­та, че­рез ко­то­рый с-бы­ва­ет­ся мысль; 3) на­ли­чие вро­ж­ден­ных идей (струк­тур по­нят­но­сти), обес­пе­чи­ваю­щих са­му воз­мож­ность со­бы­тия мыс­ли как этой мыс­ли. Все эти ус­ло­вия ро­ж­де­ния мыс­ли для М.Ма­мар­да­шви­ли и вы­сту­па­ют той но­оген­ной ма­ши­ной, про­из­во­дя­щей мысль, речь о ко­то­рой пой­дет в сле­дую­щем раз­мыш­ле­нии.

Спа­си­бо!

 

Проф. В.А.Ко­нев

Кол­ле­ги, хо­тел бы вклю­чить­ся в об­су­ж­де­ние во­про­са.

Во­прос, ко­то­рый об­су­ж­да­ет М.К. в Де­вя­том раз­мыш­ле­нии, - что та­кое мысль как мысль, что та­кое мысль как со­бы­тие, мо­жет быть, са­мый фун­да­мен­таль­ный для со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии, хо­тя он по­став­лен уже Де­кар­том, бо­лее то­го, им дан и оп­ре­де­лен­ный от­вет на не­го. И в этом от­ве­те Де­кар­та, ко­то­рый есть свер­шив­ший­ся акт мыс­ли, есть все, что от­но­сит­ся к мыс­ли, что ка­са­ет­ся мыс­ли, ибо ­ес­ли акт мыс­ли пол­но­стью свер­шил­ся, то в нем есть все, го­во­рит М.К.. При этом М.К. де­ла­ет ин­те­рес­ное за­ме­ча­ние: "И ес­ли мы пред­по­ло­жи­ли, что Де­карт что-то по­знал и акт мыс­ли свер­шил­ся, то в опи­са­нии это­го ак­та есть, оче­вид­но, и та тео­рия, ко­то­рой он не знал, но ко­то­рую зна­ем мы " (c.195. Кур­сив мой - В.К.). Ма­мар­да­шви­ли, ана­ли­зи­руя кон­цеп­цию мыс­ли Де­кар­та, од­но­вре­мен­но рас­кры­ва­ет и ход мыс­ли са­мо­го Де­кар­та, ус­мат­ри­вая в мыс­ли фран­цуз­ско­го фи­ло­со­фа не толь­ко то, что тот вы­ра­жал сво­ей тео­ри­ей, но и то, что мо­жет ви­деть в ней тео­рия мыс­ли са­мо­го М.К. Хо­тел бы об­ра­тить вни­ма­ние имен­но на это и за­од­но про­ин­тер­пре­ти­ро­вать не­ко­то­рые по­ло­же­ния Ме­ра­ба Кон­стан­ти­но­ви­ча на диа­лек­те (пом­ни­те, М.К. го­во­рит - "на диа­лек­те Де­кар­та это зву­чит так..."), ко­то­рый зву­чит на на­шем се­ми­на­ре.

Итак, мысль. Она пе­ре­пле­те­на с бы­ти­ем, о чем уже го­во­рил С.И.Го­лен­ков, она акт, а не факт, по­это­му она не оп­ре­де­ли­ма обыч­ным об­ра­зом. Мысль "не мо­жет быть да­на или по­лу­че­на оп­ре­де­ле­ни­ем..., не мо­жет быть со­об­ще­на оп­ре­де­ле­ни­ем или че­рез оп­ре­де­ле­ние ус­вое­на" (c.191). Мысль, как и бы­тие, долж­на быть ис­пы­та­на, то­гда она ста­но­вит­ся по­ня­та. Но ко­гда мы ис­пы­ты­ва­ем мысль, мы "на­хо­дим­ся" внут­ри ин­ди­ви­да, "пол­но­та ко­то­ро­го ис­клю­ча­ет воз­мож­ность уви­деть его со сто­ро­ны, че­рез ка­кое-то срав­не­ние или под­ве­де­ние под что-то бо­лее об­щее и т.д." (Там же. Кур­сив мой - В.К.). То есть ин­ди­вид в сво­ей пол­но­те (лич­ность) так­же не оп­ре­де­ля­ет­ся обыч­ным - че­рез под­ве­де­ние под об­щее, че­рез ото­жде­ст­в­ле­ние с чем-то - об­ра­зом. По­сколь­ку "по­ня­тие мыс­ли со­дер­жит в се­бе по­ня­тие лич­но­сти как он­то­ло­ги­че­ское пред­став­ле­ние" (c.196), по­столь­ку оп­ре­де­ле­ние мыс­ли сов­па­да­ет с прин­ци­пом оп­ре­де­ле­ния лич­но­сти.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что оп­ре­де­ле­ние че­ло­ве­ка со­вер­ша­ет­ся как бы в двух плос­ко­стях - плос­ко­сти бы­тия и плос­ко­сти мыс­ли. Че­ло­век дол­жен оп­ре­де­лить (о- предл- ить) се­бя в бы­тии, за­няв там свое не­за­мес­ти­мое ме­сто, и по­сле это­го он ста­но­вит­ся дос­ту­пен для оп­ре­де­ле­ния мыс­лью, мо­жет оп­ре­де­лить се­бя, да­вая се­бе имя или при­ни­мая дру­гие оп­ре­де­ле­ния. Де­карт и про­де­лы­ва­ет эти про­це­ду­ры: сна­ча­ла он на­хо­дит се­бе-че­ло­ве­ку ме­сто в бы­тии - есмь как мысль (ко­ги­то), по­том на­хо­дит оп­ре­де­ле­ние - мыс­ля­щая вещь. М.К., раз­ви­вая де­кар­тов ко­ги­таль­ный прин­цип оп­ре­де­ле­ния че­ло­ве­ка, го­во­рит о прин­ци­пе со­б­ран­но­сти как прин­ци­пе оп­ре­де­ле­ния че­ло­ве­ка: толь­ко со­б­ран­ный субъ­ект име­ет оп­ре­де­лен­ность и толь­ко он яв­ля­ет­ся но­си­те­лем дос­то­вер­ной мыс­ли, и во­об­ще, вся­кой дос­то­вер­но­сти - на­при­мер, мож­но дос­то­вер­но знать, что сле­ду­ет ожи­дать от это­го че­ло­ве­ка. "Со­б­ран­ный субъ­ект, - го­во­рит М.К., - это субъ­ект, со­б­ран­ный во­круг ко­ги­таль­но­го прин­ци­па: я при­ни­маю лишь то, что из­вле­ку из се­бя" (c.197). Даль­ше, ин­тер­пре­ти­руя Де­кар­та, М.К. ука­зы­ва­ет, что соз­на­ние как страсть со­би­ра­ет и пре­об­ра­зо­вы­ва­ет субъ­ек­та, что страсть есть не­кое пас­сив­но-ак­тив­ное со­стоя­ние, где не­раз­ли­чи­мы passion и action, и это со­стоя­ние да­ет воз­мож­ность, за­став­ля­ет нас по­пасть в ос­тав­лен­ное для нас в ми­ре ме­сто, где мы мо­жем быть ли­ком (лич­но­стью). Для это­го не­об­хо­ди­мо пе­ре­ос­мыс­ле­ние и пре­об­ра­зо­ва­ние са­мих се­бя в гор­ни­ле со­мне­ния-от­ри­ца­ния (Там же). Со­би­ра­ние се­бя в точ­ку че­рез от­ри­ца­ние все­го во­круг, что не вы­дер­жи­ва­ет си­лы со­мне­ния, че­рез от­тал­ки­ва­ние, а не че­рез ото­жде­ст­в­ле­ние с ми­ром - это оп­ре­де­ле­ние се­бя по прин­ци­пу Дан­то­вых, а не Де­кар­то­вых ко­ор­ди­нат.

Де­кар­то­вы ко­ор­ди­на­ты вы­рас­та­ют из тех "струк­тур по­нят­но­сти", ко­то­рые обос­но­ва­ны Кар­те­зи­ем и ос­но­ва­ны на его раз­ли­че­нии те­лес­ной и мыс­ля­щей суб­стан­ций. Пом­ни­те, М.К. изящ­но обос­но­вал и по­ка­зал, что это раз­ли­че­ние не­сет в се­бе ме­тод мыс­ли о те­лах про­тя­жен­ных. Этот ме­тод на­хо­дит свое пря­мое во­пло­ще­ние в прин­ци­пе оп­ре­де­ле­ния ве­щи в про­стран­ст­ве Де­кар­то­вых ко­ор­ди­нат - это прин­цип ото­жде­ст­в­ле­ния, прин­цип от­не­се­ния, срав­не­ния по­зна­вае­мо­го с за­дан­ным для соз­на­ния по­лем зна­че­ний. Вве­де­ние в гео­мет­рию не­из­мен­ных ко­ор­ди­нат­ных пря­мых, или сис­те­мы пря­мо­уголь­ных ко­ор­ди­нат ста­ло од­ним из ве­ли­ких от­кры­тий Де­кар­та и од­но­вре­мен­но ма­те­ма­ти­че­ским во­пло­ще­ни­ем его фи­ло­соф­ско­го раз­де­ле­ния те­ла и мыс­ли. Те­перь ка­ж­дая точ­ка об­ре­та­ла свое “ли­цо” - зна­че­ние ко­ор­ди­нат, оп­ре­де­ляю­щих ее по­ло­же­ние, со-по­ря­док с дру­ги­ми. А это да­ет воз­мож­ность оп­ре­де­лить ка­ж­дую вещь че­рез при­да­ние дан­ной ве­щи ха­рак­те­ри­стик уже из­вест­ной ве­щи, или уже из­вест­но­го “ес­те­ст­ва” (см.: Де­карт Р. Из­бран­ные про­из­ве­де­ния. М., 1950. С.144). Но этот прин­цип не при­ло­жим к мыс­ли, к че­ло­ве­ку, что уже ви­дел сам Де­карт, по­то­му что про­тя­жен­ность и мысль не­со­вмес­ти­мы, не при­ло­жим он во­об­ще к лю­бым куль­тур­ным об­ра­зо­ва­ни­ям как об­ра­зо­ва­ни­ям уни­каль­ным, об­ра­зо­ва­ни­ям "со­б­ран­ным", ес­ли вос­поль­зо­вать­ся вы­ра­же­ни­ем Ма­мар­да­шви­ли.

Прин­цип со­би­ра­ния се­бя в точ­ку че­рез от­тал­ки­ва­ние яв­ля­ет­ся, как я хо­тел по­ка­зать в сво­ей ста­тье и о чем мы го­во­ри­ли на на­шем се­ми­на­ре, прин­ци­пом Дан­то­вых ко­ор­ди­нат (см.: Ко­нев В.А. Де­кар­то­вы и Дан­то­вы ко­ор­ди­на­ты (или про­бле­ма оп­ре­де­ле­ния че­ло­ве­ка) // Фи­ло­со­фия куль­ту­ры '95. Самара: Изд.-во "Са­мар­ский уни­вер­си­тет", 1995). По­ня­тие Дан­то­вы ко­ор­ди­на­ты вве­де­но на ос­но­ве ана­ли­за ря­да эпи­зо­дов "Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии" Дан­те. Дан­то­вы ко­ор­ди­на­ты за­да­ют спе­ци­фи­че­ское про­стран­ст­во, в ко­то­ром оп­ре­де­ля­ет­ся цен­но­ст­ное бы­тие. В от­ли­чие от Де­кар­то­вых ко­ор­ди­нат, в про­стран­ст­ве ко­то­рых вещь про­тя­жен­ная оп­ре­де­ля­ет­ся че­рез ото­жде­ст­в­ле­ние с их зна­че­ния­ми, Дан­то­вы ко­ор­ди­на­ты тре­бу­ют воз­дер­жа­ния от ото­жде­ст­в­ле­ния с ни­ми, от­ри­ца­ния их зна­че­ния (как ге­рой "Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии" в на­чаль­ном эпи­зо­де Пер­вой пес­ни "Ада" от­ри­ца­ет, из­бе­га­ет встре­чи с ры­сью, львом и вол­чи­цей, оли­це­тво­ряю­щими че­ло­ве­че­ские по­ро­ки - прель­ще­ние ра­до­стя­ми жиз­ни, гор­дость и алч­ность). Апо­фа­ти­че­ское про­стран­ст­во Дан­то­вых ко­ор­ди­нат тре­бу­ет ак­тив­но­сти чел­ове­ка, про­стей­шей фор­мой ко­то­рой и вы­сту­па­ет воз­дер­жа­ние (epoche), со­мне­ние. Пер­вый modus operandi че­ло­ве­ка в про­стран­ст­ве Дан­то­вых ко­ор­ди­нат, который мож­но вы­ра­зить фор­му­лой "Ес­ли не то, не то, то­гда...", ве­дет к ос­мыс­ле­нию цен­но­сти, ибо, как я уже го­во­рил в про­шлый раз, зна­чи­мость, цен­но­ст­ность оп­ре­де­ля­ет­ся в от­ри­ца­нии - "Negit ergo valet". Фун­да­мен­таль­ным свой­ст­вом че­ло­ве­ка, вы­де­ляю­щим его в осо­бый мир, яв­ля­ет­ся свой­ст­во не­га­ции, дей­ст­вие воз­дер­жа­ния, ос­та­нов­ки. Имен­но это де­ла­ет его он­то­ло­ги­че­ски су­ве­рен­ной ре­аль­но­стью, ре­аль­но­стью, имею­щей свое ли­цо ("лик", го­во­рит М.К.). Си­туа­ция че­ло­ве­ка ро­ж­да­ет­ся в ре­зуль­та­те транс­цен­ден­ции, как по­ка­зал Э.Фромм (см.: Фромм Э. Си­туа­ция че­ло­ве­ка - ключ к гу­ма­ни­сти­че­ско­му пси­хо­ана­ли­зу // Про­бле­ма че­ло­ве­ка в за­пад­ной фи­ло­со­фии. М., 1988. С.443 - 482), она пол­на внут­рен­ней кон­фликт­но­сти (см.: Хо­ру­жий С.С. Дип­тих без­мол­вия. М., 1991. С.65). Эта си­туа­ция че­ло­ве­ка раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в ис­то­рию и куль­ту­ру, где он­то­ло­ги­че­ская фун­да­мен­таль­ность ак­та от­ри­ца­ния, ро­ж­даю­ще­го апо­фа­ти­че­ское про­стран­ст­во, на­хо­дит свое во­пло­ще­ние и про­яв­ле­ние в фе­но­ме­не пре­хо­ж­де­ния (ис­то­рия), за­пре­та и цен­но­сти (куль­ту­ра).

Од­на­ко че­ло­век, оп­ре­де­ля­ясь че­рез от­ри­ца­ние, че­рез нет­ст­во­ва­ние, не ока­зы­ва­ет­ся не­бы­ти­ем, а по­лу­ча­ет оп­ре­де­лен­ность бы­тия, при­чем бы­тия зна­чи­мо­го. Эта оп­ре­де­лен­ная зна­чи­мость есть ве­ра. "Бес­ко­неч­ное са­мо­от­ре­че­ние - это по­след­няя ста­дия, не­по­сред­ст­вен­но пред­ше­ст­вую­щая ве­ре..., ибо лишь в бес­ко­неч­но­сти са­мо­от­ре­че­ния я ста­нов­люсь яс­ным для са­мо­го се­бя в мо­ей веч­ной зна­чи­мо­сти, и лишь то­гда мо­жет ид­ти речь о том, что­бы по­стичь на­лич­ное су­ще­ст­во­ва­ние си­лой ве­ры", - пи­сал С.Кьер­ке­гор (Кьер­ке­гор С. Страх и тре­пет. М., 1993. С.46). Но ес­ли дат­ский фи­ло­соф имел в ви­ду ве­ру ре­ли­ги­оз­ную, то, го­во­ря о ве­ре как зна­чи­мой точ­ке Дан­то­вых ко­ор­ди­нат, фо­ку­си­рую­щей в се­бе все нет­ст­во­ва­ния, я имею в ви­ду ве­ру как со­стоя­ние, в ко­то­ром ин­ди­вид ото­жде­ст­в­ля­ет се­бя с са­мим со­бой бла­го­да­ря "аб­со­лют­но­му от­но­ше­нию к аб­со­лю­ту" (Там же. С.60), и не обя­за­тель­но к ре­ли­ги­оз­но­му аб­со­лю­ту, а к аб­со­лю­ту как пунк­ту са­мо­то­ж­де­ст­ва. Аб­со­лют и есть эта точ­ка са­мо­ото­жде­ст­в­ле­ния. Но, по­вто­рю, что­бы она воз­ник­ла, долж­на вна­ча­ле про­изой­ти не­га­ция. Аб­со­лют воз­ни­ка­ет как ре­зуль­тат, как мо­мент ос­та­нов­ки не­га­ции. Вспом­ним, что и у Де­кар­та кон­цом со­мне­ния ока­зы­ва­ет­ся Бог. Ко­неч­но, не­га­ция мо­жет не ос­та­нав­ли­вать­ся, но в та­ком слу­чае она пе­ре­ста­ет быть про­дук­тив­ной. Но ес­ли она ста­но­вит­ся про­дук­тив­ной, то­гда она за­кан­чи­ва­ет­ся ут­вер­жде­ни­ем са­мо­дос­та­точ­но­сти Я, или куль­тур­ным аб­со­лю­том. Ос­но­ва­ни­ем оп­ре­де­лен­но­сти в этом слу­чае вы­сту­па­ет вто­рой modus operandi Дан­то­вых ко­ор­ди­нат: "Ес­ли А, то уж А", ко­то­рый ве­дет к ут­вер­жде­нию ин­ди­ви­ду­аль­но­сти и не яв­ля­ет­ся толь­ко дей­ст­ви­ем в иде­аль­ной сфе­ре, а обя­за­тель­но вклю­ча­ет акт бы­тий­ной аф­фир­ма­ции - ре­аль­ный по­сту­пок ("Affirmo ergo est"). Ма­мар­да­шви­ли, как пом­ним, го­во­рит в Раз­мыш­ле­нии, ко­то­рое мы об­су­ж­да­ем, что ин­ди­ви­ду­аль­ность, лич­ность - это не то ми­лое на­ше дос­тоя­ние, о ко­то­ром мы все пе­чем­ся, не эм­пи­ри­че­ское су­ще­ст­во, а то, что са­мо, са­мо­дос­та­точ­но, то есть не­кий аб­со­лют (см. С.196), в дру­гом мес­те: "Не слу­чай­но у ме­ня "я" и Бог ока­за­лись в од­ном ран­ге сим­во­лич­но­сти" (с.191).

Ока­зав­шись в точ­ке ут­вер­жде­ния (или точ­ке ве­ры, или точ­ке аб­со­лю­та, или точ­ке ин­ди­ви­ду­аль­но­сти), воз­ни­каю­щей в апо­фа­ти­че­ском про­стран­ст­ве в ре­зуль­та­те от­ри­ца­ний, ин­ди­вид ока­зы­ва­ет­ся в смыс­ло-вре­мен­ном пунк­те. Вспом­ним, что Ге­гель, и на мой взгляд спра­вед­ли­во, пи­сал: "По­ло­жен­ная... для се­бя... от­ри­ца­тель­ность есть вре­мя " (Ге­гель. Эн­цик­ло­пе­дия фи­ло­соф­ских на­ук. Т.2. М., 1975. С.51. Кур­сив Ге­ге­ля - В.К.). И М.К. так­же оп­ре­де­лял вре­мя как от­ли­чие пред­ме­та от са­мо­го се­бя (см. С.167). Вре­мя ро­ж­да­ет­ся в "эк­зи­стен­ци­аль­ной про­стран­ст­вен­но­сти" (Хай­дег­гер) Дан­то­вых ко­ор­ди­нат и фор­маль­но, и со­дер­жа­тель­но. Фор­маль­но, по­то­му что не­га­ция и аф­фир­ма­ция - это раз­ные со­стоя­ния, ко­то­рые мо­гут быть как раз­де­ле­ны в сво­ем свер­ше­нии, так мо­гут и сов­па­дать в сво­ем свер­ше­нии (т.е. во вре­ме­ни). Со­дер­жа­тель­но - по­то­му что, со­вер­шая не­кий акт не­га­ции (воз­дер­жа­ния, epoche), ин­ди­вид об­на­ру­жи­ва­ет для се­бя цен­но­сти, ко­то­рые он уже знал или еще не знал. Так в смыс­ло-вре­мен­ной струк­ту­ре Дан­то­вых ко­ор­ди­нат по­яв­ля­ет­ся на­чаль­ная точ­ка как ме­сто ка­та­фа­ти­че­ской цен­но­сти. Та­ким ме­стом про­яв­ле­ния ка­та­фа­ти­че­ской цен­но­сти ста­но­вит­ся та по­зи­ция, ко­то­рую ут­вер­жда­ет че­ло­век, тот фо­кус, ку­да схо­дят­ся от­ри­ца­ния, где от­ри­ца­ние осоз­на­ет­ся как от­ри­ца­ние, т. е. осоз­на­ет­ся его ос­но­ва­ние. В си­туа­ции Пер­вой пес­ни "Ада" эту по­зи­цию оли­це­тво­ря­ет Вер­ги­лий. Modus operandi в от­но­ше­нии ка­та­фа­ти­че­ской цен­но­сти Дан­то­вых ко­ор­ди­нат мо­жет быть вы­ра­жен фор­му­лой: "Те­перь, ко­гда...". Те­перь, ко­гда я за­нял свое ме­сто, мир оп­ре­де­лил­ся, воз­ник лад, по­ря­док, за ко­то­рый Я от­ве­чаю, по­это­му: "На том стою и не мо­гу ина­че". Имен­но здесь по­яв­ля­ет­ся то "ме­та­фи­зи­че­ское апо­сте­рио­ри", о ко­то­ром го­во­рит М.К.

Та­ким об­ра­зом, про­бле­ма “по­строе­ния он­то­ло­ги­че­ско­го про­стран­ст­ва мыс­ли, от­лич­но­го от так на­зы­вае­мо­го де­кар­то­ва про­стран­ст­ва”, о ко­то­рой пи­сал М.К. (см.: Ма­мар­да­шви­ли М.К. Клас­си­че­ский и не­клас­си­че­ский идеа­лы ра­цио­наль­но­сти. С.79), мо­жет быть ре­ше­на, как мне пред­став­ля­ет­ся, на пу­тях ис­сле­до­ва­ния “не­тлен­ной гео­мет­рии” Дан­то­ва про­стран­ст­ва, или про­стран­ст­ва Дан­то­вых ко­ор­ди­нат. Прин­цип ар­хи­тек­то­ни­ки “не­тлен­ной гео­мет­рии” - уй­ти, что­бы прий­ти, от­ка­зать­ся, что­бы по­лу­чить, воз­дер­жать­ся, что­бы на­сла­дить­ся, на­ко­нец, спус­тить­ся (в Ад), что­бы под­нять­ся (в Рай, к веч­но­му све­ту).

Про­стран­ст­во Дан­то­вых ко­ор­ди­нат - это куль­тур­ное про­стран­ст­во, в ко­то­ром удер­жи­ва­ет­ся мысль, зна­че­ние, смысл. Как пом­ни­те, М.К. го­во­рит, что со­дер­жа­ние мыс­ли не тре­бу­ет со­хра­не­ния, дле­ния ("со­дер­жа­ние [мыс­ли] не со­дер­жит при­зна­ка дле­ния или вос­про­из­вод­ст­ва"), но мысль тре­бу­ет уси­лия со­хра­не­ния, тре­бу­ет вре­ме­ни. По­это­му де­кар­тов­ское ощу­ще­ние дли­тель­но­сти, счи­та­ет М.К., "есть не что иное, как вы­де­ле­ние не­кое­го он­то­ло­ги­че­ско­го из­ме­ре­ния (Кур­сив мой - В.К.), в ко­то­ром дле­ние не есть дле­ние на­шей ре­аль­ной пси­хо­ло­ги­че­ской жиз­ни" (с.201), а есть из­ме­ре­ние, в ко­то­ром про­хо­дит ин­тен­сив­ное су­ще­ст­во­ва­ние Я "в за­зо­ре ме­ж­ду дву­мя вре­мен­ны­ми мо­мен­та­ми, ко­то­рые не вы­те­ка­ют один из дру­го­го" (с.203). Это он­то­ло­ги­че­ское из­ме­ре­ние есть, по-мо­ему, об­ласть Дан­то­вых ко­ор­ди­нат, тео­ре­ти­че­ски пред­став­ляю­щих он­то­ло­ги­че­ские свя­зи и от­но­ше­ния в куль­тур­ном бы­тии. Дан­то­вы ко­ор­ди­на­ты - это ко­ор­ди­на­ты вре­ме­ни, он­то­ло­ги­че­ское из­ме­ре­ние, где точ­ки, оп­ре­де­ляю­щие мое " са­мо"- бы­тие, воз­ни­ка­ют (оп­ре­де­ля­ют­ся) тем, что Я вна­ча­ле от­ка­за­лось от то­го, то­го и то­го, по­том се­бя оп­ре­де­ли­ло. В этих-то ко­ор­ди­на­тах и мож­но го­во­рить "те­перь, ко­гда...", "то­гда, ко­гда..." Это он­то­ло­ги­че­ское из­ме­ре­ние вы­сту­па­ет тем по­лем, кон­ти­ну­аль­ны­ми свой­ст­вами ко­то­ро­го вы­сту­па­ют "вро­ж­ден­ные идеи", ро­ж­да­ющие­ся, ко­гда ро­ж­да­ет­ся Я, и вме­сте с ним (см. С.204).

За­кан­чи­вая Де­вя­тое раз­мыш­ле­ние, М.К. го­во­рит: "Де­карт счи­тал, что до на­ча­ла дви­же­ния "на­ра­щи­ва­ния зна­ний" [ска­жем, во­об­ще до на­ча­ла лю­бо­го куль­тур­но­го дви­же­ния - В.К.], во-пер­вых, долж­но про­изой­ти сво­его ро­да об­ра­ще­ние, по­па­да­ние пре­об­ра­зо­ван­но­го или за­но­во ро­ж­ден­но­го "я" [че­рез со­мне­ние, че­рез от­ри­ца­ние - В.К.] в по­ле, имею­щее струк­ту­ру по­нят­но­сти, транс­цен­ден­таль­ное по­ле ак­ту­аль­но­сти, в ко­то­ром все про­ис­хо­дит "здесь и сей­час", in actu, все це­ли­ком... И во-вто­рых, Де­карт при­пи­сы­вал это­му по­лю смысл ко­неч­но­сти [там все­гда бу­дет аб­со­лют­ность, за­кон­чен­ность ин­ди­ви­ду­аль­но­сти - В.К.]. В за­зо­ре ме­ж­ду ум­ст­вен­ны­ми мо­мен­та­ми А и Б сто­ит субъ­ект ко­ги­то, дол­жен стать" (с.210). Этот субъ­ект в та­кой си­туа­ции не­из­беж­но сво­бод­но (сво­бод­но и не­об­хо­ди­мо!) ге­не­ри­ру­ет мыс­ли, ста­но­вит­ся не­кой но­оген­ной ма­ши­ной. Я ду­маю, что струк­ту­ра та­кой но­оген­ной ма­ши­ны и есть строе­ние Дан­то­вых ко­ор­ди­нат, как струк­ту­ра Де­кар­то­вых ко­ор­ди­на­т бы­ла и есть ре­о­ген­ной (ге­не­ри­рую­щей ве­щи - res) ма­ши­ной.

Спа­си­бо!

 


Се­ми­нар 8





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 195 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.