Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мар­та 1995 г. Втор­ник. 16.00.




 

Проф. В.А.Ко­нев

 

Коллеги!

Раз­мыш­ле­ние Вто­рое, на мой взгляд, су­ще­ст­вен­но важ­но, пре­ж­де все­го, для уяс­не­ния кон­цеп­ции са­мо­го Ме­ра­ба Кон­стан­ти­но­ви­ча. Это кон­цеп­ту­аль­ное Раз­мыш­ле­ние. Здесь из­ла­га­ет­ся но­вая философия мыс­ли. Не слу­чай­но его со­дер­жа­ние, как сам М.К. не раз по­вто­ря­ет в хо­де рас­су­ж­де­ния, труд­но да­ет­ся по­ни­ма­нию, и не толь­ко для слу­ша­те­лей, но и для са­мо­го го­во­ря­ще­го. Здесь воз­ни­ка­ет, ес­ли мож­но так ска­зать, про­бле­ма со­пос­тав­ле­ния двух по­ни­ма­ний: по­ни­ма­ния смыс­ла го­во­ре­ния и по­ни­ма­ние сущ­но­сти об­го­ва­ри­вае­мо­го. Ко­неч­но, пер­вое за­ви­сит от вто­ро­го, но вто­рое воз­мож­но толь­ко при ус­ло­вии, ес­ли свер­ши­лось пер­вое, но для это­го не­об­хо­дим сфор­ми­ро­вав­ший­ся язык, а по­след­ний по­яв­ля­ет­ся толь­ко то­гда, ко­гда по­ня­та (по­зна­на) сущ­ность об­го­ва­ри­вае­мо­го, ко­гда со­вер­шил­ся акт ро­ж­де­ния мыс­ли. По­след­нее и про­ис­хо­дит в "Кар­те­зи­ан­ских раз­мыш­ле­ни­ях" во­об­ще, во Вто­ром раз­мыш­ле­нии, в ча­ст­но­сти. Имен­но здесь по­став­лен во­прос о но­вом язы­ке, бо­лее то­го, во­прос о но­вой ло­ги­ке мыс­ли и но­вой фи­ло­со­фии, но­вой ме­та­фи­зи­ке, ко­то­рую Ма­мар­да­шви­ли на­звал ме­та­фи­зи­кой апо­сте­рио­ри.

О чем но­вый язык? О чем но­вая ло­ги­ка? О чем ме­та­фи­зи­ка апо­сте­рио­ри?

О ро­ж­де­нии мыс­ли.

Фи­ло­со­фия рас­су­ж­да­ла о том, чт мысль мыс­лит о бы­тии. Так за­ро­ди­лась и раз­ви­ва­лась па­ра­диг­ма on he on*, па­ра­диг­ма об­су­ж­де­ния бы­тия как бы­тия, иду­щая от Пар­ме­ни­да.

Фи­ло­со­фия рас­су­ж­да­ла о том, как мысль мыс­лит бы­тие. Так за­ро­ди­лась в но­вое вре­мя па­ра­диг­ма cogito, па­ра­диг­ма об­су­ж­де­ния спо­соб­но­сти по­зна­ния, ее строе­ния и ло­ги­ки по­зна­ния. Де­карт был од­ним из ос­но­ва­те­лей но­вой па­ра­диг­мы фи­ло­соф­ст­во­ва­ния.

М.К. же стре­мит­ся по­ка­зать, что Де­карт не толь­ко за­ло­жил ос­но­вы па­ра­диг­мы cogito, но в его фи­ло­со­фии мож­но вы­де­лить также иной ас­пект, ко­то­рый, по су­ти сво­ей, яв­ля­ет­ся но­вым на­прав­ле­ни­ем фи­ло­соф­ско­го мыш­ле­ния - рас­су­ж­де­ни­ем о том, что та­кое са­ма мысль, как мысль ро­ж­да­ет­ся, как она жи­вет, как су­ще­ст­ву­ет. Это, на мой взгляд, но­вая па­ра­диг­ма, в фор­ми­ро­ва­нии ко­то­рой ак­тив­но уча­ст­ву­ет фи­ло­со­фия Гус­сер­ля, Хай­дег­ге­ра и са­мо­го Ма­мар­да­шви­ли.

Вот те­ма Вто­ро­го раз­мыш­ле­ния - как ро­ж­да­ет­ся мысль.

В Пер­вом раз­мыш­ле­нии М.К. об­су­дил во­прос, кто мыс­лит. Мыс­лит "под­лин­ный" че­ло­век, ос­во­бо­див­ший­ся от на­вя­зан­ных ему тра­фа­ре­тов мыс­ли, ис­поль­зо­ва­ние ко­то­рых толь­ко ими­ти­ру­ет мысль, а не про­из­во­дит ее. Там же лек­тор по­ка­зал, ко­гда мысль су­ще­ст­ву­ет. Она су­ще­ст­ву­ет все­гда в на­стоя­щем, a recentiori. Во Вто­ром раз­мыш­ле­нии М.К. еще раз под­чер­ки­ва­ет: "Акт мыс­ли це­ли­ком со­дер­жит­ся в мгно­ве­нии. В не­де­ли­мом на­стоя­щем" (с.41). Но ос­та­ют­ся еще во­про­сы, где, в ка­кой си­туа­ции и с ка­кой це­лью ро­ж­да­ет­ся мысль. Это во­про­сы, во­круг ко­то­рых стро­ит­ся об­су­ж­де­ние в но­вом Раз­мыш­ле­нии.

Мысль ро­ж­да­ет­ся в осо­бой си­туа­ции и осо­бой точ­ке - в точ­ке ин­тен­сив­но­сти, точ­нее в "фик­си­ро­ван­ной точ­ке ин­тен­сив­но­сти", как на­зы­ва­ет ее М.К. (с.32). Фе­но­ме­но­ло­ги­че­ски эти фик­си­ро­ван­ные точ­ки вы­сту­па­ют как точ­ки ин­тен­си­фи­ка­ции на­шей пси­хи­че­ской жиз­ни, ими ока­зы­ва­ют­ся не­кие пре­де­лы - Бог (мысль о Бо­ге), смерть (мысль о смер­ти). Та­кие точ­ки ин­тен­сив­но­сти бес­по­лез­ны и из­бы­точ­ны, ес­ли под­хо­дить к ним ути­ли­тар­но - о них мож­но толь­ко ду­мать, но нель­зя из­влечь из них ни­ка­кой "поль­зы". Та­кие точ­ки не­дос­туп­ны, не­дос­ти­жи­мы, ибо они "пус­ты" с точ­ки зре­ния со­дер­жа­ния, так как нель­зя дой­ти до ка­ко­го-то со­дер­жа­ния, нель­зя ос­та­но­вить­ся на чем-то кон­крет­ном в мыс­ли и ска­зать - вот Бог, вот Смерть, я знаю, что это. Мысль не мо­жет ос­та­но­вить­ся при ду­ма­нии про них, не мо­жет дой­ти до сво­его оп­ре­де­ле­ния их. М.К. го­во­рит, что та­ких то­чек ин­тен­сив­но­сти не­мно­го. Дей­ст­ви­тель­но, их не­мно­го. Это "веч­ные про­бле­мы" куль­ту­ры, ко­то­рые по­то­му и веч­ны, что это тай­ны, ко­то­рые долж­ны быть раз­га­да­ны ка­ж­дым по­ко­ле­ни­ем, ка­ж­дым че­ло­ве­ком са­мо­стоя­тель­но. Их "ра­бо­та" в куль­ту­ре - про­бу­ж­дать мысль. Они по­доб­но чер­ным ды­рам в кос­мо­се, ко­то­рые втя­ги­ва­ют в се­бя вся­кую ма­те­рию, по­па­дающую в по­ле их при­тя­же­ния, втя­ги­ва­ют, вы -тя­ги­ва­ют из че­ло­ве­ка мысль. Че­ло­век не мо­жет не мыс­лить, ко­гда стал­ки­ва­ет­ся с ни­ми.

Встре­ча с фик­си­ро­ван­ны­ми точ­ка­ми ин­тен­сив­но­сти ввер­га­ет че­ло­ве­ка в за­зор (под­вес, cart absolu), го­во­рит М.К., вво­дя но­вое по­ня­тие си­туа­ции мыс­ли. При встре­че с точ­ка­ми ин­тен­сив­но­сти че­ло­век от­ры­ва­ет­ся от обы­ден­но­го, при­выч­но­го и по­все­днев­но­го, но не вхо­дит и в кон­такт с ни­ми (Бог, смерть, лю­бые аб­со­лю­ты не­дос­ти­жи­мы), а ока­зы­ва­ет­ся в под­ве­шен­ном со­стоя­нии, в под­ве­се. Этот за­зор, под­вес и есть то со­стоя­ние, в ко­то­ром на­хо­дит­ся че­ло­век как лич­ность, ко­гда он и мир - "Я и Па­риж", "Я и Мир" - сто­ят на рав­ных, ко­гда жизнь че­ло­ве­ка по­став­ле­на на кон, и он осоз­на­ет се­бя, свое Я.

В точ­ке ин­тен­сив­но­сти рвет­ся связь с про­шлым (вспом­ним: про­шлое - враг мыс­ли), и че­ло­век смот­рит на мир но­вы­ми гла­за­ми. И то­гда здесь, в за­зо­ре воз­ни­ка­ет во­прос - а что со­бою пред­став­ля­ет этот мир (или этот Бог, или эта смерть, или этот смысл). Ес­ли мир име­ет ка­кой-то по­ря­док, за­кон, то от­ку­да из­вест­но, что этот по­ря­док по­стоя­нен? Есть ли ка­кая-нибудь си­ла, "бла­го­да­ря ко­то­рой в этом ми­ре мог бы быть хоть ка­кой-то по­ря­док, хоть ка­кое-то доб­ро, хоть ка­кая-то кра­со­та  по за­ко­ну?" (с.39). В кон­це кон­цов, воз­ни­ка­ет во­прос о том, как во­об­ще мо­жет что-ни­будь длить­ся (с.41), ес­ли нель­зя "уд­ваи­вать" мир, на­де­ять­ся на по­вто­ре­ние его в луч­шем ва­ри­ан­те и т.п. Эти во­про­сы, счи­та­ет М.К., вы­те­ка­ют у Де­кар­та из его "ос­нов­но­го он­то­ло­ги­че­ско­го пе­ре­жи­ва­ния" (с.41). Об­су­ж­де­ние этих во­про­сов при­во­дит Ма­мар­да­шви­ли к кар­ди­наль­но но­вым, на мой взгляд, фи­ло­соф­ским по­ло­же­ни­ям.

Во­прос о дли­тель­но­сти и по­ряд­ке в ми­ре свя­зан с по­ня­ти­ем вре­ме­ни. М.К. рас­смат­ри­ва­ет в свя­зи с этим тео­рию дис­крет­но­сти вре­ме­ни у Де­кар­та. Ма­те­ма­ти­че­ское (или фи­зи­че­ское) вре­мя го­мо­ген­но, од­но­род­но и не­пре­рыв­но. Де­карт, счи­та­ет М.К., стро­ит кон­цеп­цию со­дер­жа­тель­но­го вре­ме­ни, ко­то­рое дис­крет­но, не­од­но­род­но. Это вре­мя скла­ды­ва­ет­ся из "от­рез­ков", ко­то­рые не вы­те­ка­ют друг из дру­га. На­стоя­щая точ­ка, в ко­то­рой я на­хо­жусь сей­час, не вы­те­ка­ет из пред­ше­ст­вую­щей вре­мен­ной точ­ки, а точ­ка впе­ре­ди не вы­те­ка­ет из точ­ки сей­час (с.43). Ка­ж­дая точ­ка мо­ей жиз­ни ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сво­им на­пол­не­ни­ем, и это на­пол­не­ние жиз­ни не свя­за­но обя­за­тель­ным сле­до­ва­ни­ем из про­шло­го: у мыс­ли нет про­шло­го, моя ны­неш­няя бед­ность не яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем вче­раш­не­го бо­гат­ст­ва, мое же­ла­ние лю­бить во­все не оз­на­ча­ет, что бу­ду лю­бить и т.д. И во­об­ще в лю­бой мо­мент в жизнь мо­жет во­рвать­ся смерть, ко­то­рая пре­рвет вся­кую связь вре­мен. "Смерть и есть сим­вол этой дис­крет­но­сти вре­ме­ни", - го­во­рит М.К. (с.45). Мож­но к это­му до­ба­вить, что ре­аль­ным про­яв­ле­ни­ем дис­крет­но­сти вре­ме­ни куль­ту­ры (по­то­му что имен­но куль­ту­ра жи­вет в дис­крет­ном вре­ме­ни) яв­ля­ет­ся си­туа­ция "вдруг", без ко­то­рой бы­тие куль­ту­ры по­мыс­лить нель­зя. Дис­крет­ность вре­ме­ни пред­по­ла­га­ет на­ли­чие не­бы­тия, его ре­аль­ность (что про­ти­во­ре­чит пар­ме­ди­ан­ской па­ра­диг­ме, в ко­то­рой бы­тие и веч­ная дли­тель­ность сов­па­да­ли). Зна­чит, что­бы что-то бы­ло, оно долж­но по­сто­ян­но воз­ни­кать из не­бы­тия, долж­но со­сто­ять­ся по­сто­ян­но для­щее­ся тво­ре­ние.

Но мо­жет ли по­сто­ян­ное тво­ре­ние га­ран­ти­ро­вать по­ря­док, за­кон? Как мо­жет со­че­тать­ся сво­бо­да тво­ре­ния и за­кон? Ма­мар­да­шви­ли на­зы­ва­ет "кар­те­зи­ан­ским экс­пе­ри­мен­том" по­пыт­ку "дер­жать вме­сте сво­бо­ду и за­кон" (с.39). И здесь, рас­смат­ри­вая эк­зи­стен­ци­аль­ный "ход" это­го экс­пе­ри­мен­та, М.К. вво­дит ряд оп­ре­де­ле­ний.

Во-пер­вых, "сво­бо­да не­сет­ся и ле­жит на вер­ши­не вол­ны не­об­хо­ди­мо­сти" (Там же), по­то­му что сво­бо­да воз­мож­на толь­ко там, где мир за­пол­нен при­чин­ны­ми свя­зя­ми. Ес­ли это­го нет, то вся­кое сво­бод­ное дей­ст­вие не­воз­мож­но, по­то­му что оно про­па­дет в хао­се. Сво­бо­да не по­то­му свя­за­на с не­об­хо­ди­мо­стью, что она "по­знан­ная не­об­хо­ди­мость", ибо то­гда нет сво­бо­ды, а есть толь­ко раз­ные ви­ды не­об­хо­ди­мо­сти - не­по­знан­ная и по­знан­ная, а по­то­му, что она пред­по­ла­га­ет ус­та­нов­ле­ние то­го по­ряд­ка, ко­то­рый тво­ря­щий по­ро­ж­да­ет, зна­чит она пред­по­ла­га­ет на­ли­чие по­ряд­ка. Ес­ли есть сво­бо­да, зна­чит есть (дол­жен быть) за­ко­но­со­об­раз­ный по­ря­док, ина­че ее бы про­сто не бы­ло. По­это­му Де­карт го­во­рил: "Бог не тво­рит в ми­ре ни­ка­ких чу­дес".

Во-вто­рых, на уров­не тво­ре­ния нет за­ко­нов. Бог, ут­вер­ждал Де­карт, не тво­рит мир по за­ра­нее со­став­лен­но­му пла­ну, или со­глас­но че­му-ни­будь. Ибо ес­ли бы это бы­ло так, то он не был бы Бо­гом, так как дол­жен был бы счи­тать­ся с чем-то вне се­бя (с.47-48). И твор­че­ст­во бы не бы­ло твор­че­ст­вом, ес­ли бы оно оп­ре­де­ля­лось чем-то, что есть. Твор­че­ст­во мо­жет оп­ре­де­лять­ся толь­ко не­бы­ти­ем, ко­то­рое оно и долж­но за­пол­нить со­тво­рен­ным бы­ти­ем. Вспом­ним Биб­лей­скую кни­гу "Бы­тия", где опи­са­ны ак­ты тво­ре­ния ми­ра Бо­гом и пер­вые дей­ст­вия че­ло­ве­ка. В чем раз­ли­чие дей­ст­вия Бо­га и дей­ст­вия че­ло­ве­ка? Вот дей­ст­вие Бо­га: "И ска­зал Бог: да бу­дет свет. И стал свет. И уви­дел Бог ­свет, что он хо­рош; и от­де­лил Бог свет от тьмы. И на­звал Бог свет днем, а тьму но­чью" (Быт. 1, 3-5). А вот дей­ст­вие че­ло­ве­ка: "И уви­де­ла же­на, что де­ре­во хо­ро­шо для пи­щи и что оно при­ят­но для глаз и во­ж­де­лен­но, по­то­му что да­ет зна­ние; и взя­ла пло­дов его, и ела; и да­ла так­же му­жу сво­ему, и он ел. И от­кры­лись гла­за у них обо­их, и уз­на­ли они, что на­ги" (Быт. 3, 6-7). Как ви­дим, раз­ли­чие этих двух дей­ст­вий в том, где в струк­ту­ре дей­ст­вия сто­ит цен­ность. Для Бо­га на пер­вом пла­не сво­бод­ное во­ле­ние, ре­зуль­та­том ко­то­ро­го ока­зы­ва­ет­ся определенное бы­тие, которое оценено как "хо­ро­шо" и по­име­но­ва­но как "день". Бог не тво­рил свет, по­то­му что так хо­ро­шо, а хо­ро­шо по­то­му, что Он так сде­лал (см. С.49). Для че­ло­ве­ка же на пер­вом пла­не цен­ность - плод хо­рош для..., по­том дей­ст­вие и ре­зуль­тат, ко­то­рый не сов­па­да­ет с при­ня­той цен­но­стью. Он дей­ст­ву­ет, ис­хо­дя из "за­ко­на", из "по­ряд­ка", но в ре­зуль­та­те по­лу­ча­ет­ся "без­за­ко­ние" и "не­по­ря­док". По­это­му толь­ко твор­че­ст­во, то есть дей­ст­вие по ти­пу Бо­га, яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем по­ряд­ка, фун­да­мен­том за­ко­на, а дей­ст­вие, на­прав­лен­ное на под­чи­не­ние по­ряд­ку как раз не со­блю­да­ет и под­дер­жи­ва­ет его, а ста­но­вит­ся ос­нова­ни­ем его раз­ру­ше­ния.

На­ко­нец, в-треть­их и са­мое глав­ное, за­кон и по­ря­док по­яв­ля­ют­ся толь­ко на "вто­ром ша­ге", в "по­том": Бог "дви­нул­ся, и по­том воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость" (c.48. Курсив автора - В.К.). Ма­мар­да­шви­ли го­во­рит, что у Де­кар­та есть два очень важ­ных сло­ва, пер­вое: "те­перь, ко­гда", и вто­рое - "по­том", на вто­ром ша­ге (Там же). М.К. да­ет это­му как бы двой­ную ин­тер­пре­та­цию. С од­ной сто­ро­ны, это вы­ра­жа­ет­ся в дви­же­нии к ко­ги­то, здесь на пер­вый план вы­хо­дит ас­пект гно­сео­ло­ги­че­ский. Со­мне­ние долж­но при­вес­ти к ко­ги­таль­но­му пе­ре­ро­ж­де­нию соз­на­ния, ко­то­рое потом при­во­дит нас к дос­то­вер­но до­ка­зан­но­му, не­об­хо­ди­мо ис­тин­но­му. Ис­ти­на, по Де­кар­ту, счи­та­ет М.К., име­ет не ана­ли­ти­че­скую, а "эм­пи­ри­че­скую" при­ро­ду, то есть она не­об­хо­ди­мо свя­за­на с су­ще­ст­во­ва­ни­ем, по­след­нее же "не мо­жет быть пред­по­ло­же­но или вы - мыс­ле­но, а долж­но со­сто­ять­ся де-фак­то, как то или иное, а по­том..." (с.49. Курсив автора - В.К.), по­том мы по­лу­ча­ем все ис­ти­ны нау­ки. То есть сна­ча­ла бла­го­да­ря со­мне­нию ос­во­бо­дить­ся и най­ти он­то­ло­ги­че­скую опо­ру, а по­том уже по­лу­чить дос­туп к не­об­хо­ди­мо ис­тин­но­му. Или, как го­во­рит М.К., сна­ча­ла нуж­но по­пасть в punktum cartesianum, а по­том те­бе от­кры­ва­ет­ся ис­тин­ная мысль.

С дру­гой сто­ро­ны, это свя­за­но с "дви­же­ни­ем Бо­га", и здесь на пер­вый план вы­хо­дит ас­пект он­то­ло­гии. Бог дви­нул­ся - "Да бу­дет!" и ста­ло то, с чем не мо­жет не счи­тать­ся да­же Бог. По­это­му Де­карт на во­прос сво­его кор­рес­пон­дан­та: "А мог ли Бог соз­дать не­на­ви­дя­щее Его су­ще­ст­во?", от­ве­ча­ет: " Те­перь не мо­жет". "То есть в ми­ре, в ко­то­ром уже что-то слу­чи­лось, что-то при­шло в дви­же­ние (не бы­ло еще ни­ка­ко­го за­ко­на), хо­тя это дви­же­ние не бы­ло в сто­ро­ну имен­но это­го за­ко­на, ка­кой-ли­бо пред­дан­ной нор­мы. Но ко­гда на­ча­лось - кри­стал­ли­зо­ва­лось" (c.43. Курсив автора - В.К.). Не знаю, как на­счет при­ро­ды, но ис­то­рия че­ло­ве­че­ская и ис­то­рия куль­ту­ры дви­жут­ся имен­но по это­му прин­ци­пу - прин­ци­пу пре­це­ден­та. Не­что свер­ши­лось бла­го­да­ря твор­че­ско­му уси­лию че­ло­ве­ка, и те­перь оно ста­ло фак­том, оп­ре­де­ляю­щим по­ве­де­ние, бо­лее то­го, те­перь мы вы­во­дим его не­об­хо­ди­мость в ис­то­рии. Вспом­ним, как Бе­лин­ский в сво­их "Стать­ях о Пуш­ки­не" вы­во­дит не­об­хо­ди­мость Пуш­ки­на из пред­ше­ст­вую­щей ис­то­рии рус­ской сло­вес­но­сти. Но кто мог бы до по­яв­ле­ния Пуш­ки­на вы­вес­ти (вы­чис­лить) его из Дер­жа­ви­на, Жу­ков­ско­го и дру­гих? Толь­ко ка­кой-ни­будь Но­ст­ра­да­мус, да и то все его пред­ска­за­ния свер­ша­ют­ся (ста­но­вят­ся пред­ска­за­ния­ми) толь­ко то­гда, ко­гда не­что, что со­вер­ши­лось, да­ет по­вод для это­го. По­это­му Бо­ги и Ге­нии уз­на­ют­ся (и при­зна­ют­ся), ко­гда они ухо­дят, а не при­хо­дят. По­ни­ма­ние это­го фун­да­мен­таль­но­го фак­та ис­то­рии М.К. на­зы­ва­ет ме­та­фи­зи­кой апо­сте­рио­ри. Ме­та­фи­зи­ка обыч­но рас­по­ла­гает­ся на уров­не ап­рио­ри, здесь же ме­та­фи­зи­ка эм­пи­рич­на (c.49). Ес­ли ме­та­фи­зи­ка при­зва­на най­ти по­след­ние и не­из­мен­ные ос­но­ва­ния бы­тия, то ме­та­фи­зи­ка че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, бы­тия куль­тур­но­го на­хо­дит их в са­мом фак­те ро­ж­де­ния та­ко­го бы­тия. Но для это­го сна­ча­ла бы­тие долж­но на­ро­дить­ся. Прав­да, са­мо это "на­ро­ж­де­ние" есть ме­та­фи­зи­че­ское ос­но­ва­ние куль­тур­но­го бы­тия, но, что­бы рас­крыть его как ос­но­ва­ние, ме­та­фи­зи­ка долж­на ска­зать о не­бы­тии как по­след­нем ос­но­ва­нии "на­ро­ж­де­ния", а не­бы­тие уз­на­ет­ся толь­ко по­сле то­го, как оно "по­кры­лось" бы­ти­ем. Вот она, ме­та­фи­зи­ка апо­сте­рио­ри.

Мыш­ле­ние в ре­жи­ме ме­та­фи­зи­ки апо­сте­рио­ри тре­бу­ет осо­бых форм. К та­ким осо­бым фор­мам мыш­ле­ния от­но­сят­ся пло­до­твор­ные тав­то­ло­гии, как их на­зы­ва­ет Ме­раб Кон­стан­ти­но­вич (c.50). Тав­то­ло­гии в на­уч­ном мыш­ле­нии, мяг­ко го­во­ря, не при­вет­ст­ву­ют­ся, во вся­ком слу­чае, оно не стро­ит на их ос­но­ва­нии свои вы­во­ды. Ме­та­фи­зи­ка же апо­сте­рио­ри пло­до­твор­ные тав­то­ло­гии (эк­ви­ва­лен­ции, он­то­ло­ги­че­ские урав­не­ния) кла­дет в ос­но­ва­ние сво­их рас­су­ж­де­ний. К та­ким он­то­ло­ги­че­ским урав­не­ни­ям Ма­мар­да­шви­ли от­но­сит де­кар­тов­ское "Я мыс­лю, я есть", ко­то­рое не яв­ля­ет­ся сил­ло­гиз­мом, а имен­но тав­то­ло­ги­ей. Что же не­сут в се­бе по­доб­ные эк­ви­ва­лен­ции для мыш­ле­ния? И от­ве­чая на этот во­прос, М.К. про­де­лы­ва­ет лю­бо­пыт­ный ход - он де­мон­ст­ри­ру­ет зна­че­ние тав­то­ло­гий при­ме­ра­ми тав­то­ло­гий, го­во­ря: "Для по­яс­не­ния при­ве­ду вам дру­гой при­мер, он то­же слож­ный, но, про­еци­руя од­ну слож­ность на дру­гую, мы, мо­жет быть, раз­бе­рем­ся" (Там же). Что де­ла­ет Ма­мар­да­шви­ли? Де­мон­ст­ра­ци­ей тав­то­ло­гий, ко­то­рая са­ма тав­то­ло­гич­на и яв­ля­ет­ся он­то­ло­ги­че­ским урав­не­ни­ем, ибо она "го­во­рит", вос­про­из­во­дя бы­тие то­го, о чем го­во­рит, он ут­вер­жда­ет смысл тав­то­ло­гии. А смысл их - в ут­вер­жде­нии смыс­ла слу­чив­ше­го­ся, слу­чи­лось - и зна­чит есть. Ищешь Бо­га, зна­чит он есть для те­бя. Стре­мишь­ся к до­б­ру, зна­чит оно есть для те­бя. Стре­мишь­ся к цен­но­сти, тем са­мым ты при­зна­ешь ее. "Тав­то­ло­гии воз­ни­ка­ют в той об­лас­ти, - от­ме­ча­ет М.К., - в ко­то­рой нет при­чин, ос­но­ва­ний. Что-то яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем са­мо­го се­бя" (c.52). Он­то­ло­ги­че­ское урав­не­ние за­яв­ля­ет о..., предъ­яв­ля­ет со­бою факт бы­тия, тем са­мым вы­сту­па­ет его осоз­на­ни­ем. Мож­но ска­зать, что мыс­ли­тель­ные эк­ви­ва­лен­ции в фор­ме мыс­ли объ­ек­ти­ви­ру­ют са­му струк­ту­ру, в ко­то­рой су­ще­ст­ву­ет punctum cartesianum - объ­ект ме­та­фи­зи­ки апо­сте­рио­ри. В куль­ту­ре та­ки­ми эк­ви­ва­лен­ция­ми вы­сту­па­ют все ос­тен­сив­ные фор­мы: об­раз­цы, при­ме­ры, соб­ст­вен­ные име­на, тра­ди­ции и т.п. (см. об ос­тен­сив­ных фор­мах: Ко­нев В.А. Сис­те­ма ка­те­го­рий куль­ту­ры как ме­то­до­ло­ги­че­ская ос­но­ва изу­че­ния ис­то­рии куль­ту­ры // Во­про­сы ис­то­рии и ис­то­рио­гра­фии со­циа­ли­сти­че­ской куль­ту­ры. М: Нау­ка, 1987. С.111-126).

Как из­вест­но, на зна­че­ние тав­то­ло­гии при по­ни­ма­нии об­ра­тил вни­ма­ние еще Хай­дег­гер, вве­дя в оби­ход пред­став­ле­ние о гер­ме­нев­ти­че­ском кру­ге, ко­то­рый вхо­дит в струк­ту­ру смыс­ла и уко­ре­нен в эк­зи­стен­ци­аль­ной кон­сти­ту­ции Dasein. Имен­но по­то­му, что круг по­ни­ма­ния (тав­то­ло­гия) при­над­ле­жит су­ще­му, ко­то­рое как бы­тие стре­мит­ся к са­мо­му бы­тию, он име­ет он­то­ло­ги­че­ски по­зи­тив­ный смысл, и его нель­зя сво­дить к "по­роч­но­му" кру­гу. В нем скры­ва­ет­ся, пи­шет Хай­дег­гер, по­зи­тив­ная воз­мож­ность са­мо­го пер­вич­но­го по­зна­ния, но та­кая воз­мож­ность, ко­то­рая реа­ли­зу­ет­ся толь­ко то­гда, ко­гда ис­тол­ко­ва­ние осоз­на­ет, что его пер­вой, по­сто­ян­ной и по­след­ней за­да­чей яв­ля­ет­ся то, что­бы его пред­на­ме­ре­ния, пре­дос­то­рож­но­сти и пред­вос­хи­ще­ния оп­ре­де­ля­лись не слу­чай­ны­ми и об­ще­при­ня­ты­ми по­ня­тия­ми, а что­бы они "вы­ра­ба­ты­ва­лись" из са­мих ве­щей и тем обес­пе­чи­ва­ли на­уч­ность рас­су­ж­де­ния (cм.: Heidegger M. Sein und Zeit. Tbingen, 1953. S.153).

Гер­ме­нев­ти­че­ский круг пред­по­ла­га­ет на­ли­чие "про­ек­та" пред-по­ни­ма­ния, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет по­ни­ма­ние, а за­тем в про­цес­се по­ни­ма­ния рас­ши­ря­ет­ся, уг­луб­ля­ет­ся и из­ме­ня­ет­ся. Идея пло­до­твор­ной гер­ме­нев­ти­че­ской тав­то­ло­гии ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в гер­ме­нев­ти­ке. Я ду­маю, что ис­хо­дя из то­го, что го­во­рил Ме­раб Кон­стан­ти­но­вич и в рас­смат­ри­вае­мом Раз­мыш­ле­нии и, осо­бен­но, в "Лек­циях о Пру­сте" мож­но бы­ло бы за­ме­нить мо­дель по­ни­ма­ния, вы­ра­жен­ную гер­ме­нев­ти­че­ским кру­гом, на дру­гую мо­дель - мо­дель, вы­ра­жен­ную коль­цом Ме­биу­са (гер­ме­нев­ти­че­ское коль­цо), по­стро­ен­но­го из од­но­сто­рон­ней по­верх­но­сти, в точ­ке пе­ре­во­ро­та ко­то­рой и про­ис­хо­дит "ска­чок" по­ни­ма­ния, при­ра­ще­ние смыс­ла. На­пом­ню в свя­зи с этим рас­су­ж­де­ние Ма­мар­да­шви­ли из его "Лек­ций о Пру­сте". М.К. раз­би­ра­ет эпи­зод из "Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии", ко­гда Дан­те вме­сте с Вер­ги­ли­ем, дос­тиг­нув дна Ада, на­чи­на­ют ка­кое-то стран­ное дви­же­ние: он спус­ка­ет­ся вниз из оп­ре­де­лен­ной точ­ки, "ко­гда го­ло­ва у не­го на­хо­дит­ся так, что он ви­дит, как мы с ва­ми, то же не­бо, солн­це, де­ре­вья. А воз­вра­ща­ет­ся че­рез ту же са­мую точ­ку, но го­ло­ва его уже об­ра­ще­на к дру­го­му не­бу, к дру­го­му ми­ру. Раз­ные ми­ры, Тот, на­зо­вем ус­лов­но, - не­по­ня­тый мир, а этот - по­ня­тый. Дру­гой мир, дру­гая ре­аль­ность. Как это воз­мож­но? Как мож­но бы­ло так дви­гать­ся и ока­зать­ся в той же точ­ке, что­бы пе­ре­вер­ну­тым ока­за­лось не­бо? Зна­чит, ты дол­жен был, про­дол­жая дви­гать­ся, пе­ре­вер­нуть­ся. Мир не пе­ре­вер­нул­ся - пе­ре­вер­нул­ся Дан­те" (Ма­мар­да­шви­ли М.К. Лек­ции о Пру­сте. Пси­хо­ло­ги­че­ская то­поло­гия пу­ти. М: Ad Marginem, 1995. С.23. Кур­сив мой - В.К.). Это "пе­ре­во­ра­чи­ва­ние" в точ­ке, где "со­шлись стя­же­нья всей зем­ли" (Дан­те) очень на­по­ми­на­ет со­би­ра­ние субъ­ек­та в фик­си­ро­ван­ной точ­ке ин­тен­сив­но­сти Ма­мар­да­шви­ли, что то­по­ло­ги­че­ски и мо­жет быть пред­став­ле­но коль­цом Ме­биу­са.

Итак, ос­нов­ной те­мой Вто­ро­го раз­мыш­ле­ния ста­ло об­су­ж­де­ние "мес­та зия­ния", где за­ро­ж­да­ет­ся мысль. Это ме­сто где не­бы­тие пре­одо­ле­ва­ет­ся бы­ти­ем и ме­та­фи­зи­кой это­го мес­та яв­ля­ет­ся ме­та­фи­зи­ка апо­сте­рио­ри.

Спа­си­бо!

 

Во­прос. М.К. го­во­рит, что "по­рвать связь с про­шлым", это зна­чит не ста­рать­ся "уд­ваи­вать" мир, ду­мая, что мож­но что-то в нем под­пра­вить, под­ла­тать, то есть соз­дать как бы вто­рой мир, та­кой же, но по­лу­чше. Дей­ст­во­вать, счи­та­ет М.К., нуж­но как Де­карт: "не гнать­ся за ис­прав­ле­ни­ем от­дель­ных оши­бок или по­ро­ков, а рвать ко­рень, ме­нять сис­те­му ко­ор­ди­нат" (с.35). Но то­гда на па­мять сра­зу при­хо­дит Ок­тябрь 1917 го­да, Про­лет­культ и дру­гие по­доб­ные раз­ры­вы с про­шлым. Как быть?

От­вет. Ве­ро­ят­но, М.К. прав, что нель­зя мир уд­ваи­вать, нель­зя на­де­ять­ся, что мож­но под­пра­вить его. Так как мир все­гда один, и он все­гда здесь-и-те­перь. В дру­гое вре­мя он уже дру­гой. И нуж­но дей­ст­во­вать при­ме­ни­тель­но к ми­ру здесь. А для это­го-то и на­до ду­мать, мыс­лить, со­мне­вать­ся в том, что про­шлое по­мо­жет. Что по­вто­ре­ние по­мо­жет. Вый­ти из "по­вто­ре­ния" обы­ден­ной жиз­ни мож­но, как счи­та­ет М.К., че­рез точ­ки ин­тен­сив­но­сти. И, ве­ро­ят­но, воз­мож­ность из­бав­ле­ния от "ре­во­лю­ци­он­ных раз­ры­вов" ко­ре­нит­ся в этой ори­ен­та­ции на аб­со­лют­ные в куль­ту­ре точ­ки ин­тен­сив­но­сти. То есть дей­ст­вие че­ло­ве­ка, дей­ст­вие сво­бод­ное, ко­то­рое по­ры­ва­ет связь с про­шлым, в то же са­мое вре­мя не­сет в се­бе от­но­ше­ние к аб­со­лю­ту куль­ту­ры, к веч­ным ее цен­но­стям как к сво­ему фун­да­мен­ту или как к сво­ему ори­ен­ти­ру. Оно долж­но сво­им вто­рым ша­гом ут­вер­ждать их.

Во­прос. Ме­та­фи­зи­ка апо­сте­рио­ри при­ни­ма­ет в свой язык тав­то­ло­гии. Мож­но ли вы­де­лить еще ка­кие-то от­ли­чия ее язы­ка и форм мыш­ле­ния?

От­вет. Мы по хо­ду об­су­ж­де­ния дру­гих Раз­мыш­ле­ний бу­дем от­ме­чать эти мо­мен­ты. Сей­час хо­тел бы ска­зать, что, на мой взгляд, фи­ло­со­фия, ко­то­рую раз­ра­ба­ты­ва­ет Ма­мар­да­шви­ли, а это фи­ло­со­фия мыс­ли как фе­но­ме­на, имею­ще­го он­то­ло­ги­че­ский ста­тус, не мо­жет не ра­бо­тать с ка­те­го­ри­ей не­бы­тия, с со­дер­жа­ни­ем не­бы­тия, с от­но­ше­ни­ем бы­тия и не­бы­тия и т.п., что долж­но вво­дить но­вые хо­ды мыс­ли и пред­став­ле­ния, ибо сло­жив­ший­ся стиль мыс­ли вы­рос из ана­ли­за бы­тия. На­при­мер, как ду­маю, по-ино­му дол­жен интер­пре­ти­ро­вать­ся и за­кон то­ж­де­ст­ва, и за­кон про­ти­во­ре­чия. И М.К. в сле­дую­щем Раз­мыш­ле­нии го­во­рит о том, что в ми­ре твор­че­ст­ва воз­мож­но все, в том чис­ле и сов­па­де­ние про­ти­во­по­лож­но­стей.


Се­ми­нар 3





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 236 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.