Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русская культура XII-XIV вв.




Хотя в политической истории Древней Руси XII столетие отмечено непрерывными войнами и усобицами, культура этой эпохи, наоборот, переживает подъем, обогащается новыми достижениями и открытиями. Прогресс производства и развитие локальной торговли способствовали росту старых городов и появлению новых. К 79 городам, известным по источникам X-XI вв., в XII в. прибавляется 135, а за 3 десятилетия XIII в. – еще 47. И это – только города, упоминаемые в летописях. Всего же, по подсчетам археологов, накануне нашествия на Руси существовало 1395 городских поселений.

Рост городов придал мощный импульс развитию не только ремесла и строительного дела, но и тесно связанным с этими отраслями производства декоративно-прикладному искусству, живописи, зодчеству. При этом в развитии отдельных земель все яснее обнаруживаются черты местного культурного своеобразия. В архитектуре возникают самобытные стили, в которых творчески переосмысливается наследие прошлых веков. Для Владимиро-Суздальского княжества типичными становятся четырехстолпные крестовокупольные храмы, отличающиеся легкостью и богатством каменного декора. Выдающимися памятниками этой школы являются храм Покрова на Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире и княжеский замок Боголюбово. Новгородско-псковское зодчество XII в. отличается большей строгостью и суровой величественностью. Типичные ее образцы – церковь Спаса на Нередице и Георгиевский собор Юрьева монастыря. Галицко-волынская архитектура сохранилась в наименьшей степени, но то, что нам известно о ней, позволяет судить о разнообразии стилей. Местные зодчие строили и четырех- и шести- и бесстолпные храмы, и круглые храмы-ротонды.

Взаимное обособление русских княжеств сказалось и на летописании. В XII-XIII вв. в крупнейших городах Руси появляются местные летописные своды, каждый из которых продолжает общерусскую традицию, отраженную в «Повести временных лет», но в фиксации более поздних событий преимущественное внимание уделяет местной тематике. При этом в своих оценках летописцы XII в. проявляют явную тенденциозность, стремясь возвеличить свое княжество и доказать его первенствующую роль в политической жизни Руси. Это характерно и для киевского, и для новгородского летописания того времени, и для составленного в 1177 г. владимиро-суздальского свода. В XII в. летописная традиция возникает в Галицко-волынском и Черниговском княжествах. В XIII в. зарождается и псковское летописание.

Наиболее значительными новациями отмечено развитие общественной мысли Владимиро-Суздальской Руси, что в немалой степени связано с политической активностью и литературным дарованием основателя Великого княжения Владимирского Андрея Боголюбского. Его перу принадлежат «Слово о милости Божией», посвященное победе 1 августа 1164 г. над волжскими булгарами, и «Слово на Покров» – произведения, написанного в честь главного церковно-государственного праздника княжества – Покрова Пресвятой Богородицы. Аналогичные тенденции, хотя и не столь ярко выраженные, прослеживаются и в книжности других русских земель.

И все-таки, хотя писателей XII в. в первую очередь волновали «местные» проблемы, все они оставались горячими патриотами Русской земли и остро переживали упадок ее политического могущества. Одной из центральных тем литературы этого времени становится осуждение усобиц, отразившееся в так называемых «повестях о княжеских преступлениях» – «Об убиении Андрея Боголюбского», «О битве на Липице» и др. Но ярче всего стремление к согласию и осуждение князей, отдающих Русь на растерзание врагам, отразились в «Слове о полку Игореве». Это произведение, повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г., по праву считается шедевром древнерусской литературы.

Культурный подъем XII- начала XIII вв. был прерван Батыевым нашествием, отбросившим Русь вспять на многие десятилетия. В огне разоренных городов погибли бесчисленные произведения искусства и письменности, были уведены в рабство или пали в боях хранители профессиональных секретов древнерусского искусства и ремесла. Вследствие этого каменное строительство приостанавливается в русских городах более чем на полвека; оказались утеряны секреты мозаичной живописи, многоцветной керамики, стекольного производства, техники скани, зерни и перегородчатой эмали.

О кардинальных сдвигах в сфере общественного сознания того времени свидетельствует литература середины и второй половины XIII в. Ее центральная тема – размышление о судьбах Русской земли и осмысление причин постигшего ее бедствия. Тоской по былому величию Руси пронизано одно из самых проникновенных произведений той эпохи «Слово о погибели Русской земли». Преклонение перед мужеством ее воинов выражено в «Повести о разорении Рязани Батыем»; восхищение их силой духа звучит в «Повести об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и боярина его Федора». Но в этом же произведении выражена и другая идея, ставшая одной из центральных тем литературы того времени: «По Божию попущению и гневу бысть нахождение татарское на землю Рускую, за умножение наших съгрешений».

Тому же посвящены проповеди Серапиона Владимирского: «Не бысть казни, кая бы преминула нас, – обращается он к своей пастве, – и ныне беспрестани казнимы есмы; не обратихомся к Господу; не покаяхомся о безаконии наших, не отступихом от злых обычаи наших». Так центральная тема предшествующего времени – осуждение княжеских преступлений – вырастает до осознания вины перед Богом всего общества. И, естественно, одним из главных «злых обычаев», ставших причиной гнева Божьего, представала в глазах общества еще сохранявшаяся приверженность языческим традициям. Именно поэтому рубеж XIII-XIV вв. становится временем вытеснения язычества из сферы общественного сознания: уходит в прошлое «двоеверие», исчезают упоминания о волхвах, изживается языческий погребальный ритуал.

К этому же времени обнаруживаются первые признаки культурного подъема, о чем свидетельствовало возрождение каменного строительства в городах Северо-восточной Руси. В Твери в 1289-90 гг. возводится белокаменный храм Спаса Преображения, образцом для которого послужил владимирский Успенский собор, что отражает характерную для культуры того времени идею исторической преемственности между Киевской Русью и Русью Владимиро-Суздальской. В то же время в новгородском зодчестве этого времени обнаруживаются новые мотивы и конструктивные решения. Теперь здешние храмы строятся не из кирпича, а из камня-плитняка и валунов, их внешний облик поражает монументальностью и полным отсутствием внешнего декора. Эта же простота свойственна и псковским храмам.

Оживление каменного церковного строительства способствовало возрождению традиций монументальной живописи. Хотя до татаро-монгольского нашествия на Руси существовала достаточно зрелая художественная традиция, но в годы Батыева погрома она оказалась фактически прерванной. Поэтому в XIV в. русским иконописцам пришлось заново осваивать секреты живописи благодаря сербским и византийским мастерам, работавшим на Руси. Ключевая роль в возрождении традиций иконописи и фресковой живописи принадлежит константинопольскому изографу Феофану Греку (30-е гг. XIV в. –после 1405). Одним из учеников Феофана был величайший русский художник-иконописец Андрей Рублев (ок.1360-70 – ок.1430).

В отличие от живописи письменная традиция не прерывалась и в самые суровые годы испытаний. Но в XIV в. и в литературе обнаруживаются новые веяния, отражавшие ведущие тенденции политического развития Руси в этот период. На протяжении всего XIII и XIV вв. продолжалось летописание в Новгороде и Пскове; после кратковременного упадка оно возрождается во Владимире, Суздале, Переяславле. В XIV в. летописная традиция возникает в Твери и Москве, что было связано с ростом их политического влияния. Центральной темой тверского свода является прославление воинской доблести и христианской жертвенности великого князя Михаила Ярославича и его потомков. Биографии тверских князей, составленные по канонам житийного жанра, контрастируют с описанием поступков князей московских, руками ордынских ханов устранявших своих соперников. Московские летописцы, наоборот, возвеличивали своих князей как истинных правопреемников Владимирского великого княжения, замалчивая их неблаговидные поступки.

Новую эпоху в развитии русской литературы открыла победа на поле Куликовом. Обретенная народом вера в свои силы и в неизбежность освобождения от ордынского ига отразилась в цикле произведений о «Мамаевом побоище». Особое место среди этих литературных памятников занимает «Задонщина» – поэтическое произведение, написанное Софонием Рязанцем вскоре после Куликовской битвы. Литературным прообразом «Задонщины» послужило «Слово о полку Игореве». Подражание стилистике «Слова» позволило автору, с одной стороны, представить Дмитрия Донского продолжателем былых воинских традиций, а с другой – подчеркнуть значение «Мамаева побоища» как переломного момента в вековой борьбе Руси со Степью.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1492 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2538 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.