Психологическая теория права Л.И. Петражицкого оказала значительное влияние на правовые взгляды Г.Д. Гур-вича, П.А. Сорокина, А.Ф. Керенского, М.А. Рейснера и др. Правовед марксистского толка М.А. Рейснер в 1920-е гг. писал, что в гражданском праве Советской России выражены буржуазные эмоции, в Земельном кодексе — эмоции крестьян, а в Конституции — пролетарские эмоции. Свою актуальность психологическая теория права Петражицкого не потеряла и в настоящее время.
Вопросы для самоконтроля
1. Какой смысл вкладывал Иеринг в термин «борьба за право»?
2. В чем суть, по Иерингу, формального и содержательного
аспектов понятия права?
3. Что понимается под «интересом» как движущим мотивом
человеческой деятельности?
4. Почему Иеринг отвергал основные постулаты историчес
кой школы права?
5. Что означает развиваемый Иерингом тезис «цель права -
мир, путь к нему — борьба»?
6. Какими признаками, согласно учению Иеринга, обладает
государство?
7. Как государство соотносится с правом?
8. В чем заключается актуальность ряда положений и выво
дов, содержащихся в учении Иеринга?
9. Какие положения и выводы Иеринга подвергались крити
ке со стороны его оппонентов?
10. Какой критерий лежит у Еллинека в основе классифика
ции субъективных публичных нрав?
11. Какие.способы защиты прав меньшинств предложил Ел-
линек?
12. Как, согласно Еллинеку, соотносятся право и нравствен
ность?
13. В чем, по мнению Эрлиха, заключается смысл социоло
гии права?
14. Какую классификацию права разработал Эрлих?
15. Признавал ли Эрлих существование неофициального
права?
16. Как понимал право Дюркгейм?
17. Какой классификации права придерживался Дюркгейм?
18. В чем смысл теории преступления и наказания Дюркгейма?
19. Что такое аномия?
20. Что собой представляет норма солидарности, по мнению
Дюги?
23.9. Психол огическая теория права Л.И. Пет ра жицкого 443
21. Каково отношение Дюги к понятию субъективных прав
человека?
22. Какая структура законодательного органа соответствует
обществу, в основе которого лежит солидарность?
23. Как у Дюги соотносится закон с нормой солидарности?
24. Когда, по представлению Ориу, появляется западное со
временное государство?
25. Каково отношение Ориу к теории договорного проис
хождения государства?
26. В чем смысл теории происхождения государства как
«корпоротивного института»?
27. Какие элементы включает в себя государство как «инсти
тут», по мнению Ориу?
28. От чего зависит, по представлению Ориу, уважение лю
дей к законам государства?
29. В чем суть критики Штаммлером марксистского учения
о праве?
30. Какой подход к пониманию права использовал Штам-
млер и в чем он заключается?
31. Проанализируйте определения права Штаммлера.
32. Что представляет собой «основная идея права» у Штам
млера?
33. Почему Штаммлера причисляют к представителям тео
рии возрожденного естественного права?
34. Как определял современное государство Вебер?
35. Какие «чистые» типы легитимного господства выделил
Всбер?
36. Как понимал генезис современного государства Вебер?
37. Назовите признаки государственной бюрократии по Ве-
беру?
38. Какие проблемы этики государственной службы анали
зировал Вебер?
39. Что такое патримониальное государство по Веберу?
40. Какие исторические типы права выделял Вебер?
41. Что представляет собой право, по мнению Петражицкого?
42. Какие классификации права предлагал Петражицкий?
43. Что такое интуитивное право по Петражицкому?
Литература
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Бачинин В.А, Сандулов Ю.А. История западной социологии.
СПб., 2002.
Берлин И. Философия свободы: Европа. М., 2001.
Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. ' Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Вебер М. Социализм // Журнал социологии и социальной антропологии, 1999.
Вебер М. Харизматическое господство // Социологические
исследования. 1988. № 5.
Ill
444_____ Глава 23. Политические и правовые учения...___________
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений. М., 2003.
Дюги Л. Конституционное право: Общая теория государства. М., 1908.
Дюги Л. Общество, личность и государство. СПб., б/г.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М., 1990.
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. СПб., 1998.
Еллинек Г. Адам в учении о государстве. М., 1909.
Еллинек Г. Борьба старого права с новым. М., 1908.
Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина. М.,1905.
Еллинек Г. Изменения и преобразования конституций. СПб., 1907.
Еллинек Г. Конституции, их история и значение в современном праве. СПб., 1906.
Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
Еллинек Г. Плюральное избирательное право. Киев, 1905
Еллинек Г. Права меньшинства. М., 1906.
Еллинек Г. Права современного государства. СПб., 1908.
Еллинек Г. Правительство и парламент Германии: История развития их отношений. М., 1910.
Еллинек Г. Система субъективных публичных прав. СПб., 1913.
Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды, наказания. М., 1910.
Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1908.
Иерииг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. СПб., 1875.
Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881.
Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политйческой этнографии. М., 1988.
Лапаева В.В. Социология права. М., 2000.
Михайловский И. В. Очерки философии права. Т. 1. Томск, 1914.
Ориу М. Идеи Дюги: Два реализма. Ярославль, 1914.
Ориу М. Основы публичного права. М., 1929.
Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.
Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.
Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. /Авт. -сост. М.Н. Марченко. М., 2004.
Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. Киев, 1906.
Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения. М., 1908.
Штаммлер Р. Теория анархизма. М., 1906.
Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. 2-е изд. Т. 1-2. 1907.
Глава 24
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
КАК ОСНОВА НОВОЙ НАУКИ -
ПОЛИТОЛОГИИ
Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. В качестве основателя политической науки некоторые политологи и сегодня называют Аристотеля.
На рубеже XIX-XX вв. политическая жизнь на Западе значительно усложнилась. Политика более не представлялась связанной исключительно с деятельностью государства. Все большее значение стали играть общественные институты: общественное мнение, политические партии, группы давления, избирательные системы и др. И в последней трети XIX в. начался процесс становления новой науки — политологии, вобравшей в себя учения о государстве и разрабатывающей новые учения: о политических партиях, выборах и др.
Логическим основанием политических учений в эпохи Античности и Средневековья выступали мифология или религия, как, например, у античного философа Протагора или у средневекового философа Фомы Аквинского. Политологи стремились к объективному, т.е. не зависящему от чьих-либо интересов и свободному от какой-либо идеологии, изучению явлений политики. И потому, вырабатывая свои теории, политологи стали опираться только на научные данные, достоверность которых у них не вызывала сомнений.
Логическими основаниями новых политических учений служили выводы и положения таких наук, как социология, наука государственного права, психология, антропология, этнология и др. Становлению науки политологии способствовали:
446 Глава 24. Политические учения как основа... политологии
• появление в ряде западных стран учебных и научных
центров, специализирующихся на изучении исключитель
но политических явлений;
• выделение в особое сообщество ученых, которых впо
следствии будут называть политологами;
• выход в свет специализированных научных журналов.
Создание политической науки в последней трети XIX в.
было обусловлено рядом факторов. Французский политолог П. Фавр выделяет как общие условия расцвета социальных наук (экономики, психологии, антропологии и др.), так и особые условия возникновения политологии как одной из социальных наук. К числу общих условий он относит:
S промышленную революцию;
S рост индивидуализма;
•/ общественное признание роли политической науки в обществе;
•S появление особого класса «производителей и потребителей гуманитарных наук», связанное с повышением среднего уровня образования населения и изменением структуры университетского образования.
К особым условиям, по мнению Фавра, относятся:
•S более четкое разграничение экономических, моральных, социальных и политических категорий, что оправдывало изучение особого мира — политического. (Известно, что уже в 1920-е гг. Гегель отличал гражданское общество как социальную категорию от государства как политической категории);
•/ появление современного управленческого персонала в государстве, что определило развитие как административного права, так и политической науки;
S демократизация политики из-за расширения участия в ней граждан в качестве избирателей, что в свою очередь способствовало развитию в обществе политического дискурса.
В целом все это обусловило почти одновременное появление в последней трети XIX в. в ряде западных стран политической науки.
Национальные особенности развития политической науки имели преобладающее значение вплоть до окончания Второй мировой войны.
Наряду с исследованиями новых политических явлений (партии, выборы и др.), проводимыми на новой методологической основе, продолжались исследования политической власти и государства с учетом многих традиционных учений о государстве (Платон, Аристотель и др.).
Гла ва 24. Политические учен ия как основ а новой науки... 447 В США политическая наука впервые появляется как специальная университетская (в отличие от других стран) учебная дисциплина. В 1880 г. профессор истории и политической экономии Джон Берджесс создал Школу политической науки в Колумбийском университете, которая с 1886 г. стала издавать политологический журнал «Еже-квартальник политической науки». Аналогичные школы были созданы и в других крупных университетах США (в частности, Корнелльском, Иельском). Вскоре была организована Американская ассоциация политической науки (1903), которая с 1906 г. стала издавать «Американский журнал политической науки».
Классическими политологическими работами, изданными до 1900 г., стали труды Д. Вулси «Политическая наука, или государство, рассматриваемое с теоретической и практической точек зрения» (1878), В. Вильсона «Государство» (1889), Дж. Берджесса «Политическая наука и сравнительное конституционное право» (1890), В. Уиллогби «Исследование природы государства» (1896), «Изучение политической философии» (1896).
На начальном этапе развития американская политическая наука испытывала значительное влияние юридической и исторической наук. Но достаточно быстро труды американских политологов задают политической науке новый вектор развития. Конкретно-эмпирические исследования деятельности правительственных институтов и политического поведения людей становятся важной составляющей данной науки. Возникает потребность описывать «не легальные формы политической активности, но саму реальность» (М. Гравитц). Определенной вехой в таком понимании задачи политологов служит работа Дж. Берджесса с символическим названием «Политическая наука и сравнительное конституционное право».
Вплоть до 1950-х гг. наиболее притягательными для американских политологов были две области политических исследований: правление и публичная администрация. В рамках данной тематики американские политологи стремились сделать свою науку в значительной степени прикладной. Для них идеалом выступает научно обоснованная политика. Ч. Мерриаму (1874-1953), одному из основателей политической науки, принадлежит следующее высказывание: «Политика джунглей и научное исследование политики несовместимы, они не- могут жить в одном и том же обществе».
4 48 Глава 24. Политические учения к а к основа новой науки...___
В политологии США появилось немало работ, в которых активно используются социологические понятия и количественные методы анализа. Одновременно политология обогащается за счет достижений психологии. Возникают новые области исследований, которые стали признанными сферами политологии, в частности, группы влияния, которым посвящена работа А. Бентли «Процесс управления, изучение социального влияния» (1908).
Изучение общественного мнения получило в США особое развитие, что было связано, но мнению П. Фавра, со слабым использованием американскими политологами понятий «социальный класс» или «масса»; общественное мнение очень рано стало рассматриваться как «основание политической жизни». Эта тема раскрыта в книге У. Липп-мана «Общественное мнение» (1922).
Уже в конце XIX в. в американской политологии появились работы, посвященные политическим партиям, а первое изучение выборов датируется 1927 г. (Г. Госнелл).
Политическую науку США, как и политическую науку многих других стран, трудно представить без такой области исследований, как политическая философия и история политических идей. Один из основателей этого направления в США — У. Даннинг, автор трех книг «История политических теорий: древность и средние века» (1902), «История политических теорий: от Лютера до Монтескье» (1905), «История политических теорий: от Руссо до Спенсера» (1920). Начало становления политической науки во Франции связывают с 1871 г., когда в Париже была создана частная Свободная школа политических наук. В 1886 г. появился ее печатный орган — журнал «Анналы Свободной школы политических наук». Научному взаимообогащению исследований способствовали конгрессы по политическим наукам, проводимые Школой с 1900 г. В Свободной школе преподавали многие известные ученые, в том числе А. Зигфрид, в чьей книге «Политическая таблица западной части Франции» (1913) заложены основы изучения поведения избирателей.
Значительную роль в развитии политической науки во Франции сыграли факультеты права в университетах. Многие французские правоведы считали, что политическая наука есть не более чем конституционное право. Поэтому широкое распространение получил юридический подход к анализу политических явлений (Л. Дюги и М. Ориу).
Противоположную позицию по отношению к политическим исследованиям заняли некоторые французские со-
Глава 24. Политические учения как основа новой науки... 449
циологи (Э. Дюркгейм и его последователи). Они принципиально отказывались от исследований в данной области. Это определило специфику развития французской политической науки.
Политическая наука в Англии получила признание в кон-•це XIX — первой половине XX в. В 1895 г. при Лондонском университете была образована Школа экономики и политической науки. Дальнейшему развитию английской политологии способствовало появление специализированных журналов «Публичная администрация» (1923), «Политический ежеквартальник» (1930), «Политика» (1934).
Большой вклад в развитие политологии в Англии внес Г. Ласки (1893-1950), который в своих работах отводил большое место политической философии (природа политической власти и подчинение, основание суверенитета и др.) Наиболее известными его работами являются «Основания суверенитета» (1921), «Власть в современном государстве» (1927), «Государство в теории и на практике» (1936)и др.
Английская политическая наука в это время занимается и другими областями исследований, в том числе историей политических идей, одной из важных частей политологии, начало изучению которой было положено работами Р. и А. Карлайль «История средневековой политической теории на Западе» и Э. Баркера «Политическая мысль Платона и Аристотеля».
Специалисты английского конституционного права в силу специфики своего предмета тоже столкнулись с политической проблематикой. В этой связи можно назвать книгу известного английского юриста А. Дайси «Конституционное право» (1885).
В течение XIX века в Германии шли интенсивные научные исследования по социальной проблематике, что делало закономерными зарождение и развитие политической науки в этой стране. Однако этот интеллектуальный процесс был искусственно прерван в связи с массовой эмиграцией немецких ученых после прихода к власти Гитлера в 1933 г. Политическая наука в Германии генетически связана с политической философией, у истоков которой стоит Г.Ф.В. Гегель. Под влиянием Гегеля немецкие ученые уделяли изучению государства особое внимание. Большую роль в создании автономной науки о государстве сыграл немецкий правовед Лоренц фон Штейн, автор фундаментального восьмитомного труда «Учение о правлении» (1865-1884).
15 М. Н. Марченко
450 Глава 24. Политич е ские учения как основа новой науки... ___
После объединения Германии в 1871 г. многие правоведы, прежде всего специалисты по конституционному праву, занимались исследованиями в области науки о государстве. В числе их работ «Правовое государство немецких государств» (1876-1882) П. Лабанда, «Общее учение о государстве» Г. Еллинека (1900).
Фундамент политической науки в Германии закладывали своими работами и немецкие социологи. Следует отметить произведения М. Вебера «Политика как призвание и профессия» (1918-1919), К. Шмитта «Диктатура» (1921), «Понятие политического» (1927), «Легальность и легитимность» (1932), Ф. Оппенгеймера «Государство» (1904), «Социологическое учение о государстве» (1926).
Новая политическая действительность Германии конца
XIX — начала XX в. обусловила интерес немецких ученых
и к таким областям анализа, как политическая география
(Ратцель) и политические партии (Р. Михельс).
На последнюю четверть XIX в. приходится становление политической науки в Испании. До установления диктатуры Франко в ней преобладали исследования в двух областях: политической философии и теории государства в юридическом преломлении.
У истоков испанской политической науки стоят Ф. Лос Риос («Юридические и политические учения», 1875) и его ученики. Однако международную известность получила работа А. Позада, профессора государства и права Овиед-ского университета, двухтомный «Трактат по политическому управлению» (1893-1894).
Для испанской политической науки характерно почти полное отсутствие интереса к анализу таких политических явлений, как политические партии и выборы. Философское исследование роли политики в жизни общества нашло свое оригинальное воплощение лишь в творчестве X. Орте-ra-и-Гассета, испанского философа, который полагал, что «понятие поколения — самое важное в истории».
Политическая наука в Италии в конце XIX — начале
XX в. лишь частично определяла общее интеллектуальное
поле в этой стране. Основные дискуссии по политико-пра
вовым проблемам носили философский характер и были
связаны с распространением гегельянства и марксизма
(А. Лабриола (1843-1904), Б. Кроче (1866-1952), Д. Дженти-
ли (1875-1944), А. Грамши (1891-1937)). Однако некоторые
шаги в направлении развития итальянской политической на
уки были сделаны Г. Моска (1858-1941), разработавшим
Глава 24. Политиче ские учен ия как основа нов ой наук и... 451
концепцию «политического или правящего класса», и В. Па-рето (1848-1923), создавшим концепцию «правящей элиты». Они продолжили традицию политических исследований, заложенную еще Н. Макиавелли. Моска написал работы «Теория форм правления и парламентское правление» (1884), «Элементы политической науки» (1896). В. Парето — автор ряда социологических трудов, включая двухтомный «Трактат по всеобщей социологии» (1916).
Определенную роль в развитии политической науки в Италии сыграла Школа социальных наук «Cesare Alfieri», основанная во Флоренции в 1874 г. С 1883 г. она стала выпускать Журнал «Обозрение социальных и политических
наук».
В 1920-е гг. в Италии установилась фашистская диктатура, официальным идеологом фашизма стал Д. Джентили («Корни и доктрина фашизма», 1929; «Политическая форма фашизма», 1937 и др.) Вне рамок официальной идеологии политические исследования стали невозможны. Этот научный вакуум обусловил тот факт, что итальянская политическая наука после Второй мировой войны, по мнению П. Фавра, восприняла «американскую научную модель как теоретически, так и методологически».
Вопросы для самоконтроля
1. Существует ли связь между классическими политически
ми учениями и политологией — наукой, возникшей в конце
XIX в.?
2. Чем отличаются логические основания учений политоло
гов от учений классиков политической мысли?
3. Чем отличалось развитие политической науки в разных
странах до Второй мировой войны?
4. Какая структура законодательного органа соответствует
обществу, в основе которого лежит солидарность?
Литература
Гаджиев К.С. Политическая наука: Учеб. пособие. М., 1995.
Гаджиев К.С. Политология. М., 2005.
Грацианский П.С. Политическая наука во Франции. М.,
1975.
Категории политической науки: Учебник. М., 2002. Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гуди-на и Х.-Д. Клингемана. М„ 1999.
15*
25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича
Глава 25
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ
УЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ (ПЕРВАЯ
ТРЕТЬ XX - КОНЕЦ XX в.)
25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича
Гурвич Жорж (1894-1965) — французский социолог и правовед.
Эпоха. Революции в России, Первая и Вторая мировые войны.
Биография. Ж. Гурвич родился в Новороссийске, в семье банкира. С ранних лет много путешествовал. Учился в Ростове и Риге, в первые годы студенчества (1912-1914) — в Германии и России, проявил интерес к юриспруденции, философии и социологии. Дипломная работа Ж. Гурвича «"Правда воли монаршей" Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники» была написана по-русски и опубликована в 1915 г. Академическая карьера Гурвича началась в России: с 1915 по 1920 г. он готовится к преподавательской деятельности, а затем читает лекции в Петроградском университете. Свидетель революционных событий в России.
В 1920 г. Гурвич эмигрирует в Прагу, а затем переезжает во Францию, где в 1929 г. получает гражданство. Университетская карьера Гурвича во Франции началась в 1935 г. в Страсбурге. Он занимается философией права, изучением юридических институтов, теоретической социологией и др.
В 1940 г. в связи с фашистской оккупацией Гурвич вынужден покинуть Францию. Переехав в США, он возглавляет Французский институт социологии в Свободной школе
высших исследований Нью-Йорка. Изучает, воспринимая довольно критически, американскую эмпирическую социологию. В конце Второй мировой войны Гурвич, оставаясь приверженцем идеи социального права, стремится повлиять на будущую конституцию послевоенной Франции, публикуя работу «Декларация Социальных прав» (1944).
После возвращения во францию в 1945 г. продолжает свою университетскую карьеру: с 1949 г. он — профессор Сорбонны. Гурвич много и плодотворно работает за границей: читает лекции в Латинской Америке (Бразилия, Аргентина), Японии, Канаде, Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Европе (Италия, Югославия, Греция), где всякий раз непосредственно знакомится со значимыми явлениями XX в. (революции, контрреволюции, культурный национализм и т.п.)
Логическое основание политике-правового учения. Теория анархизма Прудона, теория синдикализма Сореля, психологическая теория права Петражицкого, теория «живого права» Эрлиха и др.
Основные работы: «"Правда воли монаршей" Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники» (1915); «Руссо и декларация прав. Идея неотъемлемых прав индивида в политической доктрине Руссо» (1918); «Философия права Отто Гирке» (1922); «Введение в общую теорию международного права» (1923); «Идея социального права» (1932); «Настоящее время и идеи социального права» (1932); «Юридический опыт и плюралистическая философия права» (1935); «Элементы юридической социологии» (1940); «Декларация социальных прав» (1944); «Понятие социальных классов» (1956); «Прудон, его жизнь и дело» (1965).
Содержание политико-правового учения. Ж. Гурвич разработал новую оригинальную историческую типологию права (табл. 20). Согласно этой типологии развитие права представляет собой последовательную смену трех типов права.
Один тип права отличается от другого базовыми идеями и ценностями:
древнее право —> право, которое сформировалось в XVIII в. -> современное право.
454 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
Таблица 20 Исторические типы права
Древнее право | Право, сформировавшееся в XVIII в. | Современное право |
Воплощает собой идею: | ||
субординации | координации | интеграции |
Основывается на принципе: | ||
распределительной справедливости | справедливости социальной | коммутативной справедливости |
Соответствует господству в правоведении теорий: | ||
• божественного происхождения права; • королевского суверенитета | договорного происхождения права | в которых источником права выступает само общество |
Свидетель революционных событий в России, Гурвич не принял государственный социализм. Это нашло отражение в его научном творчестве, когда Гурвич разрабатывал свою теорию социального права. Появлению этой теории способствовали не только осмысление практики создания «заводских советов» в России, но и анархизм Прудона, синдикализм Сореля, психологическая теория права Пет-ражицкого, теория «живого права» Эрлиха.
Теория социального права была развита Гурвичем в двух диссертационных работах: «Идея социального права», «Настоящее время и идеи социального права», которые он опубликовал в 1932 г., а также в последующих работах.
Социальное право — право интеграции и сотрудничества — Гурвич противопоставляет индивидуальному праву, основанному на недоверии. Гурвич противопоставлял свое понимание «социального права» другим его интерпретациям, которые получили распространение на Западе еще в конце XIX в. Гурвич так определяет свое отношение к последним: «Термин "социальное право" очень часто воспринимается в смысле права, связанного с "социальной политикой государства", особенно с государственным законодательством, которое считается с "социальным вопросом". Тогда под "социальным правом" понимают просто со-