Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные работы: «Государство, объективное право и позитивный закон» (1901); «Курс конституционного пра­ва» (1911).




Содержание политике-првового учения Дюги. Факт солидарности и норма солидарности. Индивиды — это со­циальные существа, они связаны между собой в силу общ­ности потребностей и общественного разделения труда, и потому объективным становится факт солидарности. Солидарность — это закон функционирования общества. Факт солидарности начинает осознаваться людьми и по­рождает социальную норму — норму солидарности.

Норма солидарности — это не норма морали, а правовая норма, поскольку она касается только внешних проявле­ний человеческой воли. Норма солидарности стоит выше государства и позитивного законодательства, которые лишь служат для ее осуществления. Эта норма права из­менчива, как и само человеческое общество. «Норма права возлагает на всех обязанности не делать ничего, что проти­воречит общественной солидарности и делать все для раз­вития этой солидарности» — таков смысл этой нормы.

Проект позитивной организации общества. Дюги пола­гал, что новый общественный и политический строй дол­жен быть создан на основе:

S признания за индивидами только социальных обязан­ностей;

S отрицания за индивидами субъективных прав: «Итак, на основе уничтожения субъективных прав создается но­вый политический и социальный строй».

Индивид представляется Дюги лишь «составной кле­точкой социального организма», «не целью, а только сред­ством».

Смысл существования каждого индивида Дюги видит «только в выполнениеи известной работы в деле социаль­ного строительства».


416_____ Глава 23. Полити ч еские и право вые учения...

При новом режиме, считал Дюги:

S исчезает понятие собственности как субъективного права индивидов;

S право собственности перестает быть абсолютным пра­вом;

S собственность используется лишь для поддержания общественной солидарности и только в этих пределах она защищается государством;

•S собственность рассматривается как социальная функ­ция: «капиталист-собственник исполняет особенную соци­альную функцию»;

S «капиталистическому классу отводится особая роль: собирать капиталы и отдавать их в распоряжение предпри­ятий».

Э. Дюги выступил теоретиком «социализации» соб­ственности: частная собственностьэто социальная обя­занность, осуществляемая в интересах общего блага.

Теория государства. Под государством Дюги понимал «не лицо, отличное от индивидов, но лишь проявление ин­дивидуальной воли правителей». Правители государства — лишь «часть общественного организма», они «играют соб­ственную роль в разделении труда (должны организовать определенные службы, обеспечивать непрерывную их дея­тельность и контролировать их действия)».

Будущему обществу будет соответствовать новая форма государства, не похожая ни на одну из всех исторически предшествовавших (римская, королевская, якобинская, на­полеоновская, коллективистская). Государство в лице своих правителей будет не командовать обществом, а служить ему.

Новая форма государства, более эластичная и гуманная, обеспечит социальную солидарность. Это такая форма го­сударства, при которой наибольшая сила будет принадле­жать не какому-то привилегированному классу, а действи­тельному большинству из представителей всех классов и всех партий: «Господство класса должно прекратиться: мы отрицаем господство как пролетарского, так и буржуазного класса».

Дюги выступал за сохранение двухпалатной структуры парламента (палата депутатов и сенат), однако предложил отказаться от всеобщего «индивидуалистического» избира­тельного права и заменить его «органическим» пропорцио­нальным представительством: палата депутатов будет представительством всех существующих партий; а сенат


_____ 23.5. Солидар истск ая теория права и госу д арства... 417

будет представительством всех профессиональных органи­заций (синдикатов).

На основе синдикатов будет переустраиваться общество. Синдикаты объединяются в федерацию, что неизбежно при­ведет к децентрализация политической власти. Власть рас­пределится между синдикатами, которые будут выполнять различные социально-экономические и политические зада­чи, а деятельность правительства сведется лишь к контролю и надзору. В частности, Дюги считал: «Не имеется препят­ствий к тому, чтобы действия полиции осуществлялись час­тными ассоциациями, и так иногда бывало».

Теория закона. Для Л. Дюги характерно социологическое понимание закона: «Истина — в том, что закон есть выра­жение не общей воли, которой не существует, и не воли го­сударства, которой также нет, а воли нескольких голосую­щих человек». Применительно к Франции того времени закон представлялся Дюги выражением воли 350 депута­тов и 200 сенаторов.

Связь закона с нормой солидарности. Дюги считал, что при помощи законов формулируется норма солидарности и принимаются меры к ее исполнению.

Проблема обязательности закона. Закон является зако­ном лишь тогда, когда он соответствует социальной соли­дарности: «Закон получает свою обязательную силу не в воле властвующих, а в своем соответствии социальной со­лидарности».

По мнению Дюги, законы о здравоохранении, социаль­ном обеспечении, охране труда соответствуют норме соли­дарности и свидетельствуют о социализации права.

В XX в. идея «социализации» собственности нашла от­ражение в конституциях ряда стран: Конституции Герма­нии 1919 г.; Конституции Японии 1947 г.; Основном законе ФРГ 1949 г.

В статье 14.2 Основного закона ФРГ 1949 г. закреплено положение: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу».

Идея синдикалистского представительства является оригинальной, но она не получила широкого распростране­ния из-за трудности совмещения профессионального пред­ставительства с традиционными институтами представи­тельной демократии.

14 М. Н. Марченко



418 Глава 23. Политические и правовые учения...

Правовые взгляды Дюги оказали влияние на дальней­шее развитие социологических теорий права.

23.6. Политико-правовое учение Мориса Ориу

Ориу Морис (1856-1929)— французский правовед и государствовед, профессор и декан юридического факуль­тета Тулузского университета. Теоретик институциона-лизма.

Эпоха. Развитие капитализма привело к расширению масштабов деятельности государственной власти. Демо­кратизация общественной жизни способствовала развитию социально-политических теорий. Во Франции интенсивно развивается наука государственного (публичного) права. Принимаются государственные декреты, согласно которым в 1895 г. дисциплина «Основы публичного права» была включена в программу первого экзамена на звание доктора политических наук; в 1905 г. дисциплина «Публичное пра­во» включена в программу третьего экзамена для получе­ния лиценциата.

Биография. Морис Ориу родился во французском го­роде Ладивиль. Получил степень доктора права в 1879 г. С 1883 г. стал заниматься преподаванием правовых дисцип­лин. В Тулузском университете он преподавал историю права — с 1883 г., административное право — с 1888 г., кон­ституционное право — с 1920 г. В 1909 г. Ориу стал дека­ном юридического факультета Тулузского университета.

Современники: Леон Дюги (1859-1928), Адемар Эсмен (1848-1913).

Логическое основание политико-правового учения. Испытав на себе влияние «интерпсихологии» французско­го социолога Габриэля Тарда (1843-1904) и критически осмыслив формально-юридический подход к изучению го­сударства, М. Ориу постарался создать более реалистичес­кую теорию государства.

Основные работы: «Основы публичного права» (1910); «Идеи Дюги. Два реализма» (1914).

Содержание политико-правового учения. Понятие со­временного государства. Под современным государством Ориу понимает ту особую форму политического общества, которая появилась «почти у всех европейских наций в кон­це Средних веков»: «Начиная с XIV столетия, современное


_______ 23.6. Политико-правовое учение Мориса Ориу_____________ 419

государство одержало верх над феодальной организацией, следы которой однако просуществовали до революции 1789 г. Лишь с конца XVIII столетия современное государ­ство может считаться очищенным от всякой феодальной примеси, как новый режим в противоположность старому режиму».

Ориу рассматривает современное государство как объ­ективно существующий социальный институт, характери­зующийся прежде всего стабильностью. Стабильность это­го института основывается на динамическом равновесии между уже «установившимся правом» и новым правом, ко­торое исходит от публичной власти.

Критика договорной теории происхождения государ­ства. Ориу критикует Руссо как сторонника договорной теории происхождения государства. Он полагает, что дого­ворная теория государства представляет собой гипотезу «весьма гадательную», поскольку в основании теории Рус­со лежит субъективный подход, который трудно признать научным: «Общественный договор без сомнения, предпо­лагается предшествующим установлению государства как морального лица, но, с одной стороны, он был гипотезой весьма гадательной, а с другой — объяснял установление права и государства единственно лишь действием индиви­дуальных договаривающихся воль».

Государство не может возникнуть в один момент в результате заключения общественного договора между «атомарными индивидами». Напротив, полагает Ориу, го­сударство можно рассматривать только как объективную реальность, т.е. как особого рода «корпоративный инсти­тут»: «Существование государства сводится не к индиви­дуальным волям, а к факту социального института».

Понятие государства как социального института Ориу противопоставил понятию государства как результата об­щественного договора Руссо.

Теория происхождения государства как «корпоративного института». Ориу полагал, что государство как объектив­ная реальность, не зависящая от субъективной воли инди­видов, возникает только тогда, когда происходит реоргани­зация нации. Реорганизация нации — это такое состояние, при котором писаное право становится «установившимся» правом нации: «Теория корпоративного института, уравно­вешиваемого верховенством "установившегося правопо-


14*


420 Глава 23. Политические и правовые учения...

рядка", основывается на том факте, что в истории государ­ства нет ни одного уловимого момента, когда не существо­вало бы права, уже установившегося в нации ранее права, имеющего быть созданным, так что государство есть толь­ко реорганизация нации».

Вслед за французским социологом и криминологом Габ­риэлем де Тардом (1843-1904), автором концепции «ин­терпсихологии», Ориу полагает, что длительное, мирное существование правопорядка зависит «от силы инерции, под действием которой происходит... психологическое при­соединение» к нему индивидов. Установившийся право­порядок, по мнению Ориу, приобретает особую силу, по­скольку получает признание «со стороны всех».

Ориу выделяет факторы, влияющие на формирование государства как корпоративного института:

• централизация права;

• централизация политической власти.

Процесс «централизации и интериоризации права на ос­нове писаного закона» и «процесс политической централи­зации на основе разделения между суверенной политичес­кой властью и частной собственностью», идут параллельно и завершаются созданием корпоративной организации го­сударства.

Под централизацией права Ориу понимает правотвор­ческую деятельность «центральной политической власти», что объективно приводит к уменьшению значения обычая как источника права. Правотворческая деятельность пра­вительства осуществляется в двух формах:

1) «замены обычая писаным законом»;

2) самостоятельное правотворчество.

Под политической централизацией Ориу понимает та­кой объективный процесс, конечная цель которого: «моби­лизовать и объединить ресурсы нации, и поставить их в распоряжение центральной правительственной власти».

Процесс политической централизации сопровождается дифференциацией органов государственной власти, что приводит к разделению властей в государстве. А это в свою очередь позволяет обеспечить свободу индивидов от зло­употреблений со стороны государственной власти.

Понятие государства как «института». Государство как социальный институт — это нечто целое, включающее в себя:


 

 

23.6. Политико-правовое уче ние Мо риса Ориу

» общую идею как направляющую силу (индивидуаль­ная свобода, справедливость);

• исторически формирующуюся национальную коллек­
тивную общность (гражданское общество);

• суверенную власть;

• правопорядок.

Понятие государства, предложенное Ориу, включало в себя исторический, идеальный, социологический и юриди­ческий моменты, что позволяет говорить о «синтетичес­ком» понятии государства.

Исторический момент в понятии государства Ориу ил­люстрирует таким образом: «Государственный режим яв­ляется метаморфозой, наступающей в известный момент истории нации в целях ее централизации и инкорпорации или включения гражданского общества в корпоративный организм, ресурсы которого капитализируются и функции которого дифференцируются под руководством централь­ной публичной власти».

Идеальный момент в понятии государства у Ориу вы­ражен следующим образом: «Государственный режим увеличивает могущество нации и в то же время делает из нее среду существования, в большей мере проникнутую свободой и справедливостью; но при этом цель увеличе­ния организованного могущества должна оставаться подчиненной цели возрастания свободы и справедливо­сти».

Социологический и юридический моменты в понятии го­сударства отражены Ориу в определении: «Государство есть централизация нации в целях включения в нее граж­данского общества посредством организации нации в кор­поративную индивидуальность при наличии суверенной власти, при режиме внутреннего закона и господства ста­тута».

Проблема образования всемирного государства. М. Ориу приводит исторический факт поглощения римским госу­дарством античных государств Средиземноморья. Совре­менные же государства уже существуют и за пределами Средиземноморского бассейна и находятся во всех частях света. Ориу задает вопрос: возможно ли, чтобы все совре­менные государства слились в одно, единое государство? — и отвечает: «существует мало шансов на поглощение когда-либо национальных государств всех пяти частей света од­ним государством».


                 
 
   
   
     
 
 
   
 
 

 

422____ Глава 23. Политические и правовые учения...________________

М. Ориу затрагивает сложную проблему уважения к за­кону. От уважения или неуважения людей к законам, пола­гает Ориу, зависит, будут или не будут им подчиняться.

В отличие от Руссо, который считал, что уважение к за­кону связано с выраженной в законе общей воли, Ориу по­лагал, что уважать закон и соответственно подчиняться ему необходимо всегда. Принуждение к исполнению зако­на может быть оправдано, полагал Ориу, «только необхо­димостью, которая заставляет людей, составляющих группу, временно маршировать вместе, дабы в противном случае не подвергнуть опасности существование самой группы; личная независимость приносится в жертву в пределах этих необходимых потребностей, из которых каждая вре­менна, но которые в действительности постоянно сменяют одна другую, так что принцип авторитета оказывается все­гда необходимым».

М. Ориу — теоретик институциоиализма. К числу ин­ститутов, в которых есть направляющая идея, организация власти, совокупность процедур, Ориу относил не только государство, но и торговые общества, профсоюзы и т.д., за­ложив основы концепций плюралистической демократии (М. Дюверже и др.).

Современные политологи и социологи используют институциональный метод как один из методов анализа (Ж. Шевалье, А. Турен и др.). Институционализм Ориу оказал влияние на многих западных правоведов XX в. (Ж. Ренара, Р. Сменда, С. Романо, Ж. Бюрдо и др.). Труды Ориу по публичному праву, в которых затрагивались фун­даментальные вопросы логических и правовых оснований государства, сыграли существенную роль в развитии фран­цузской политической науки.

Ориу — признанный специалист в области админист­ративного права. Он первым стал излагать административ­ное право как единое целое. В течение сорока лет исследо­вал и комментировал решения Государственного совета — высшей судебной инстанции по административным делам во Франции. Современными исследователями подчеркива­ется его феноменальное трудолюбие, — в истории не най­дется, пожалуй, более скрупулезного толкователя судебной практики.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 944 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2458 - | 2338 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.