Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921) — русский философ, географ, энциклопедист, теоретик анархического
коммунизма.
Эпоха. Четыре сменивших друг друга императора: Николай I (1825-1855)1, Александр II (1855-1881), Александр III- (1881-1894), Николай II (1894-1917).
Основные исторические события в России: отмена крепостного права (1861), революции 1905-1907 гг. и 1917 г.
Основные исторические события на Западе: I Интернационал (1864), Парижская коммуна (1871), II Интернационал (1889).
Биография. Петр Алексеевич Кропоткин родился в Москве, в семье, принадлежащей к древнему княжескому роду, ведущему свое начало от Рюрика. В «записках революционера» (1902) он подробно описывает свою жизнь, начиная с детства, протекающего в «Сен-Жерменском предместье Москвы»: «Из всех московских частей, быть может, ни одна так не типична, как лабиринт чистых, спокойных и извилистых улиц и переулков, раскинувшихся за Кремлем, между Арбатом и Пречистенкой, и известный под названием Старой Конюшенной».
Первоначальное образование получил дома под руководством француза-гувернера Пулена и студента юридического факультета Московского университета Н.П. Смирнова. Пулен кроме уроков истории и географии рассказывал ученику о Великой французской революции 1789 г.
1 Указаны годы правления.
350 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма___
В 1853 г. П.А. Кропоткин поступил в Первую московскую гимназию, в которой законоведение преподавал поэт, публицист и критик Аполлон Григорьев. В 1857 г. был зачислен в Пажеский корпус в Петербурге. Во время учебы стал выпускать рукописную газету «Отголоски из корпуса», в которой писал о «необходимости конституции для России» и «правового порядка». После окончания в 1862 г. Пажеского корпуса вопреки воле отца попросил назначение в Сибирь.
В Иркутске того времени царила атмосфера свободомыслия, созданная под влиянием ссыльных декабристов и революционных демократов, в числе которых был Бакунин, сбежавший в 1861 г. из ссылки. Здесь же, в Иркутске, Кропоткин знакомится с трудами Прудона.
В 1867 г. Кропоткин был зачислен на физико-математический факультет Петербургского университета, но одновременно числился на службе в министерстве внутренних дел. В 1872 г. отправился в Швейцарию, вступил в одну из секций I Интернационала. Позднее в России присоединяется к кружку народников, осенью 1873 г. по заданию кружка пишет программу. В 1874 г. арестован, в 1874 г. совершил дерзкий побег из тюремной больницы, под чужим именем выехал из России и вернулся только после Февральской революции 1917 г.
В 1879 г. в Женеве Кропоткин издавал газету «Le Revolte» («Бунтарь»). В 1882 г. как лидер анархистского движения арестован во Франции, освобожден лишь в 1886 г. В 1889 г. в Лондоне, куда он переехал после высылки из Франции, с группой английских анархистов стал издавать первую анархистскую газету в Англии «Freedom» («Свобода»). В 1893 г. был избран членом Британской научной ас-, социации.
После возвращения в Россию Кропоткин пережил две революции и гражданскую войну, его тревожило будущее новой российской государственности. Неоднократно встречался с Лениным, писал ему о своих сомнениях по всем вопросам организации жизни нового общества. Умер в г. Дмитрове, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Логическое основание политико-правового учения. На становление анархистских (антигосударственных) взглядов П.А. Кропоткина оказали влияние его личные наблюдения во время его путешествий по Сибири. Сопереживая кочующим автохтонам и вынужденным скрываться
21.3. Политико-пр авово е у чение П.А. Кропоткина 351
членам духоборческих общин в Сибири, Кропоткин оценил российское государство как зло.
Автохтоны (гр. autos — сам + chthon — земля) — первоначальное, исконное население страны..
Именно тогда столичный житель Кропоткин осознал основную социальную проблему. Решение этой проблемы он найдет в работах Прудона.
В своих работах на социальные темы Кропоткин опирался на биосоциологический закон взаимопомощи, с действием которого он связывал прогресс в развитии животного мира и человеческого общества. О существовании этого закона в науке Кропоткин узнал в 1879 г. из речи русского профессора зоологии К.Ф. Кесслера (1815-1881), который полагал, что «помимо закона всеобщей борьбы, в природе существует еще закон взаимной помощи, играющий еще более важную роль в прогрессивной эволюции
видов».
В основе представлений Кропоткина об историческом развитии человеческих обществ лежал также закон цикличности и прерывистости этого процесса.
Кропоткин создал свою теорию анархизма, не без влияния достижений науки социологии того времени, представленной такими именами, как О. Конт и Г. Спенсер.
Основные работы: «Речи бунтовщика» (1885); «В русских и французских тюрьмах» (1887); «Анархизм. Его философия и его идеал» (1900); «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902); «Хлеб и воля» (1902); «Записки революционера» (1902); «Государство и его роль в истории» (1904); «Анархия и ее философия» (1905); «Великая французская революция» (1909); «Современная наука и анархия» (1913)и др.
Содержание политико-правового учения. Понятие и сущность государства. П.А. Кропоткин, как и все предшествующие теоретики анархизма, критически оценивал государство, которое везде и всегда выступало формой закабаления трудящегося народа: «Государство нечто, гораздо большее, чем организация администрации в целях водворения "гармонии" в обществе, как это говорят в университетах. Это — организация, выработанная и усовершенствованная медленным путем на протяжении трех столетий, чтобы поддерживать права, приобретенные известными классами, и пользоваться трудом рабочих масс; чтобы рас-
352 Гла в а 21. Политико-правовая идеология анархизма
ширить эти права и создать новые, которые ведут к новому закрепощению обездоленных законодательством граждан, по отношению к группе лиц, осыпанных милостями правительственной иерархии. Такова истинная сущность государства».
Вследствие действия закона циклического и прерывистого развития истории, которого придерживался Кропоткин, государство существовало не всегда и не всегда существовать будет. Кропоткин считал: «История не представляет одной, непрерывной линии развития. По временам развитие останавливается в одной части света, а затем возобновляется в другой... И каждый раз развитие начиналось с первобытного племени; затем оно переходило к сельской общине; затем наступал период вольных городов и, наконец, период государства, во время которого развитие продолжалось некоторое время, но затем замирало».
Кропоткин исходил из того, что европейская цивилизация вступила в фазу государственного развития в XVI в., но уже к XIX в. государство стало тормозом исторического развития. Такое положение, полагал Кропоткин, не может долго продолжаться и способно привести к гибели человеческого общества. Реализация на практике идеи анархии представлялась Кропоткину единственным средством спасения общества: «Да, смерть — или возрождение! Смерть, если мы не сумеем перестроить общество на свободном, противогосударственном фундаменте».
Таким образом, государство для Кропоткина — это та окончательная историческая форма цивилизации, которая должна погибнуть.
В отличие от К. Маркса, который в своей теории «научного социализма» руководствовался законом классовой борьбы, П.А. Кропоткин в своей теории анархизма следовал противоположному закону — закону социальной взаимопомощи. Признание действия этого закона позволило Кропоткину прийти к схожему с марксистским выводу об антинародной сущности государства.
Государство, полагал Кропоткин, не только исчерпало себя в силу действия исторического закона циклического и прерывистого развития, но оно противоречит также положениям, вытекающим из закона социальной взаимопомощи.
В отличие от русского правоведа, историка, социолога эволюционистского направления М.М. Ковалевского (1851-1916), который рассматривал государство как новую фор-
\
21.3. Полит ико-правовое уче н ие П.А. Кропоткина 353
му социальной взаимопомощи, Кропоткин сделал вывод, что оно является результатом отрицания этой самой взаимопомощи.
Критика государства как института. Кропоткин критикует институт государства, причем его критика включает в себя как собственные, так и заимствованные у Прудона, Бакунина, Маркса отрицательные оценки этого института. Вслед за Бакуниным Кропоткин считал, что если государство возникло для поддержания эксплуатации, то оно не может стать органом освобождения и формой организации свободного общества.
Вслед за Марксом Кропоткин полагал, что государство — это слишком дорогая для современного общества «вещь», чтобы общество не было заинтересовано в его ликвидации. Затратные статьи государственных расходов, считал Кропоткин, связаны с миллиардами на вооружение, с миллионами на содержание органов юстиции и чиновников, а также миллионными тратами на проведение соответствующей пропаганды.
В отличие от Маркса который, указывал на феномен политического отчуждения пролетариата от государственного управления в капиталистическом обществе, Кропоткин заявлял о существовании явления индифферентности народа в области общественных дел в условиях, когда государство само монополизирует их выполнение.
П.А. Кропоткину, который мыслил в категориях исторического прогресса, государство представлялось как нечто застывшее и исчерпавшее само себя.
Вслед за Прудоном и Бакуниным Кропоткин подверг критике представительную демократию, установившуюся многих странах Запада. Кропоткин назвал XIX век временем «крушения парламентаризма». Он считал, что представительная система правления уже исчерпала себя: «Не нелепо ли, в самом деле, избрать нескольких человек и сказать им: "Пишите для нас законы относительно всех проявлений нашей жизни, даже если вы сами ничего не знаете об этих проявлениях"? Люди начинают понимать, что так называемое "правление большинства" значит на деле отдать все дела страны в руки тех немногих, которыми составляется большинство во всякой палате...».
Кропоткин выступал против того, чтобы рабочие союзы участвовали «в политическом, избирательном и парламентарном движении», признавая ценность экономической революционной борьбы.
12 М. Н. Марченко
354 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма______
Критика законов государства. Законы государства все более представлялись Кропоткину как теоретику прогресса историческим анахронизмом: «Все своды законов, без исключения, есть не что иное, как собрание формул и понятий, заимствованных у времен экономического и умственного рабства».
В своих представлениях о законах государства Кропоткин, по собственному признанию, придерживался и стихийного анархизма народных движений: «Они отрицали все писаные законы и утверждали, что каждый человек должен повиноваться лишь голосу своей собственной совести. Они стремились создать, таким образом, общество, основанное на принципах равенства, полной свободы и труда».
Кропоткин обесценивал законы государства до понимания их как обыкновенных листов бумаги: «Закон — не что иное, как клочок бумаги, который всегда можно разорвать или написать заново, а потому он не может обеспечить этих совершенно естественных прав. Только тогда, когда мы, сознавши свою силу, станем силою, способною взять эти права, — только тогда сможем мы заставить их уважать».
Законы, по Кропоткину, никогда не выражали интересов большинства, напротив, они составлялись «всегда меньшинством и в пользу меньшинства».
Вслед за Бакуниным Кропоткин называл в качестве первого дела революции сожжение всех существующих законов — вот «лучшее употребление этих законов».
Вслед за Прудоном в качестве альтернативы законам Кропоткин предлагал договоры, в добровольном заключении которых будет участвовать весь народ. Эти договоры должны будут стать, по мнению Кропоткина, «общежительными привычками».
Функции государства. Кропоткин писал о том, что историческая миссия государства, заключается в поддержке «эксплуатации и порабощения человека человеком». Для выполнения этой миссии государство монополизировало выполнение следующих функций:
• издание законов о собственности, которые позволяют
поддерживать нищету масс в интересах промышленных
предпринимателей;
• издание законов о налогах, которые позволяют «в кор
ректной форме» поддерживать «искусственно» бедность;
21.3. Политико-правовое учение П.А. Кропоткина 355
• издание законов, которые позволяют исказить «общественное мнение в пользу имущих», и др.
В отличие от Бакунина Кропоткин признает за современным государством не только функции, которые служат эксплуататорам, но и социальные функции. Однако, считает Кропоткин, государство собственников делает это не бескорыстно и малоэффективно: строит больницы для бедных, чтобы предотвратить распространение заразных болезней среди самих же собственников.
Кропоткин дал свою оценку федерализму как принципу организации общественного или государственного быта людей. В основе этой оценки лежал признаваемый им закон взаимной помощи. Использование людьми принципа федерализма Кропоткин прослеживает, начиная с древности, доводит до настоящей ему эпохи и заглядывает в будущее.
Он выделил четыре исторических типа федераций:
1) федерации (конфедерации) родов и племен у дика
рей и варваров;
2) федерации вольных городов, деревень и общин в
Средние века;
3) современные государственные федерации;
4) будущие безгосударственные федерации.
Кропоткин признавал лишь относительную прогрессивность современных ему федеративных республик в отличие от унитарных. В федеративной республике, как и при любых других формах государственного правления, полагал Кропоткин, также происходит ограбление простого народа.
Идеалом для Кропоткина была безгосударственная федерация — «свободная федеративная группировка от простого к сложному», т.е. анархический федерализм.
Вслед за Бакуниным Кропоткин оценивал безгосудар-ственую федерацию как универсальное средство осуществления всеобщей свободы «снизу доверху».
Социальная революция как средство осуществления идеала анархии. Вслед за Бакуниным Кропоткин не верил в возможность «законодательным путем» решить социальный вопрос — вернуть обществу то, что ему принадлежит «по праву». Социальную революцию Кропоткин понимал как продолжение социальной эволюции: «Как всякая эволюция, она только ждет революции, чтобы разрушить стоящие на ее пути ветхие постройки и свободно проявиться в новом возрожденном обществе».
12*
Глава 21. Политико-правовая ид еол огия анар:
Социальную революцию Кропоткин понимал в смысле «всеобщей и немедленной перестройки самих основ общества». Эта революция должна привести к анархическому (т.е. безгосударственному) коммунизму, который обеспечит «полный расцвет всех способностей человека, высшее развитие всего, что в нем есть оригинального, наибольшую деятельность ума, чувств и воли». Анархический коммунизм, полагал Кропоткин, позволит отказаться от разделения труда работников на физический и «интеллигентный» и создаст возможность для их сочетания: «Употребив половину дня на производительные работы, он занимался бы облюбованной отраслью (науки и искусства) из любви к делу, а не с корыстной целью».
В конце жизни П.А. Кропоткин стал свидетелем Октябрьской революции 1917 г. в России, в результате которой должна была установиться диктатура пролетариата, но фактически возникла диктатура партии большевиков. Кропоткин, находясь в России с 1917 г., имел возможность оценить результат первых лет функционирования этой диктатуры.
В 1920 г. он признает, что переход к новым формам социализированного, или национализированного, производства в России происходил не снизу вверх, как мечтали анархисты, а сверху вниз: «Переход обратился в переворот, совершаемый декретами небольшой группы теоретиков. Строительство и творчество народные были устранены так же, как это было во времена якобинской диктатуры 1793-1794 гг. Такая перестройка роковым образом ведет к неудаче»; «большевизм явился, таким образом, попыткой осуществления марксизма, т.е. коммунизма Кабэ и Бабёфа путем декретов и якобинского террора».
Кабэ Этьен (1788—1856) — французский социалист-утопист, публицист, автор «Путешествия в Икарию», где изложены основы будущего коммунистического устройства. Представитель реформистского направления социалистической мысли.
В 1905 г., а затем и в 1917 г. П.А. Кропоткин высоко оценивал такую новую, выработанную народом, форму власти трудового народа, как Советы: «Идея таких органов власти, контролирующих политическую и экономическую жизнь, — величайшая идея». Однако уже в 1918 г. ему стало ясно, что Советы превращаются лишь в ширму диктатуры партии:
21.3. Политико-правовое учение П.А. Кропоткина 357
«Д() тех пор, пока страной правит диктатура партии, Советы ||.|1н»чих и крестьянских депутатов не будут иметь значении •>; «наплыв и верховенство людей "партии"... уже уничтожили влияние и построительную силу этого многообещав-IMCI ■<> учреждения — Советов».
И письме В.И. Ленину П.А. Кропоткин был готов при-1м;пь диктатуру партии как «подходящее» средство для mm, чтобы началось разрушение капиталистического строя, но для построения нового социалистического строя, считал Кропоткин, диктатура партии «безусловно вредна». '.)тот вред Кропоткин увидел в непрофессионализме членов партии, которые, не зная действительной жизни народа, совершали на каждом шагу «грубые ошибки, за которые приходится расплачиваться тысячами жизней и разорением целых округов»; в создании «чудовищной бюрократии», по сравнению с которой «французская бюрократическая система, где требуется сорок чиновников, чтобы продать дерево, поваленное бурей на route nationale (национальная дорога. — Авт.), — сущий пустяк».
Кропоткин обосновывал идеал анархии в различных своих работах, но наиболее развернутую формулировку этого идеала он поместил в английскую энциклопедию «Encyclopaedia Britannica», с которой он сотрудничал. Анархизм, писал в этой энциклопедии Кропоткин, есть «теория жизни и поведения, согласно которой общество пребывает без правительства», и общественное согласие достигается «не подчинением закону или послушанием авторитету, а свободным соглашением между различными группами, свободно вступающими в контакт друг с другом».
Современный немецкий философ Отфрид Хёффе, давая свою оценку постпрудоновского анархизма М. Бакунина и П. Кропоткина, пишет: «...у Бакунина, как и у его соотечественника Кропоткина, мы не встречаем того налета сомнения в действительной осуществимости анархической социальной революции, которая чувствуется у позднего Прудона. Не случайно у анархистов постпрудоновской эпохи часто появляются элементы насилия и террора, и это не может не вредить изначальной интенции анархизма — идее свободного от принуждения общества».
Отечественные правоведы в дореволюционной России сдержанно относились к теории анархизма. Известный
358 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма
российский правовед Б.А. Кистяковский называет Прудо-на, Бакунина и Кропоткина анархистами-федералистами и так характеризует их вклад в развитие науки: «Безусловно отвергая государство, анархисты этого типа особенно настаивают на том, что общественная жизнь неотъемлема от человека. Они не только возрождают старые учения Аристотеля и Гуго Гроция, считавших, что стремление жить в обществе прирожденно человеку, но и вливают в эти учения совершенно новое содержание. Чрезвычайно характерно, что именно анархист П.А. Кропоткин собрал и обработал наиболее веские доказательства для опровержения идей Дарвина об исключительном господстве борьбы за существование (struggle for life) в растительно-животном мире, а следовательно, в конце концов, и в мире человека. Он доказал, что с таким же правом надо признать, что всему живому, а особенно человеку с его общественной жизнью, свойствен инстинкт взаимопомощи (mutual aid)». Тем не менее Кистяковский замечает, что «теоретические построения анархистов часто не совпадают с их намерениями. Они стремятся отрицать государство и власть во что бы то ни стало, а при решении конкретного и положительного вопроса: как же организовать общество, — они или не дают никакого ответа, или же из их ответа нужно заключить, что они, в конце концов, признают известные формы общественного регулирования совместной жизни, похожие на правовые нормы и государственное властвование».
Свою точку зрения на анархизм имел П.И. Новгородцев, который считал, что для анархизма «демократия плоха тем, что это все еще государство, что движение свободы останавливается здесь на половине пути, между тем как ему нужна свобода полная и безграничная».
Вопросы для самоконтроля
1. Как Пруд он определяет собственность?
2. Как Прудон критиковал непосредственную и представи
тельную демократию?
3. Что такое «мютюэлизм» Прудона?
4. На чем основана теория анархизма Прудона?
5. В чем состояла критика Бакуниным института государ
ства?
6. Какую классификацию государств выработал Бакунин?
7. Как Бакунин критиковал концепцию диктатуры пролета
риата Маркса?
21.3. |
8. Что представляла собой политическая программа дей
ствий Бакунина?
9. Чем отличается теория анархизма Бакунина от теории
анархизма Прудона?
10 Как понимал сущность государства Кропоткин.-'
11. Каково было отношение Кропоткина к законам государ-
12. Какие исторические типы федераций выделял Кропот-
K™13. В чем смысл критики Кропоткиным диктатуры партии большевиков?
Литература
Бакунин МЛ. Избранные философские сочинения и письма.
М., Мысль, 1987. Q
Кропоткин ПА. Великая французская революция 1789-
1793. М., 1979. п„,
Кропоткин ПА. Взаимопомощь как фактор эволюции. Clio.,
Кропоткин ПА. Записки революционера. М. 1988. Кропоткин ПА. Речи бунтовщика. СПб.; М., IJZI. Кропоткин ПА. Хлеб и воля: Современная наука и анархия.
М., 1990. „,,
Прудон П.Ж. Бедность как экономический принцип. М.,
Прудон П.Ж. Война и мир: Исследование о принципе и содержании международного права. Т. 1-2. М., 1864.
Прудон ПЖ. История конституционного движения в XIX столетии. СПб., 1871.
Придан ПЖ. Французская демократия. СПб., 18Ь/.
Прудон ПЖ. Что такое собственность, или Исследование о принципе права и власти. М., 1998.