Сплав идей исторической школы права (Савиньи, Пухта), школы естественного права и социологии Конта.
Основные работы: «О пробелах в праве» (1888); «Молчаливое волеизъявление» (1893); «Принудительное и непринудительное право в гражданском кодексе Германской империи» (1900); «Основы социологии права» (1913); «Юридическая логика» (1918).
Содержание политико-правового учения. Е. Эрлих исходил из того, что право — это «общественное явление», а наука о праве должна быть частью науки об обществе, т.е. социологии: «Социология права — это научное учение о праве». Чтобы понять, что есть право, нужно изучить общество, потому что «центр тяжести развития права в наше время, как и во все другие времена, находится не в законодательстве, не в юриспруденции или судопроизводстве, а в самом обществе».
Социология права позволит преодолеть недостатки других школ правовой мысли: -
1) исторической школы права, представители которой
не решали вопроса об отграничении нового права от старо
го, уже не действующего;
2) школы юридического позитивизма, представители
которой рассматривали не связь права с обществом, а лишь
связь права с государством.
Социология права призвана «определить и систематизировать те составные части права, которые регулируют отношения в обществе, выделить и показать их организационную природу».
Эрлих — автор концепции «живого права», т.е. права, которое фактически уже действует в обществе, возникая спонтанно и опережая право, исходящее от государства. «Живое право» — право, существующее независимо от судебной системы государства: «Из необозримого количества жизненных отношений только немногие в виде исключений привлекают к себе внимание судов и других учреждений. Ведь наша жизнь протекает не перед учреждениями. Есть миллионы людей, которые вступают в бесчисленное количество правовых отношений и которые настолько счастливы, что никогда не обращаются ни к одному учреждению».
Общество — это источник развития права. Оно представляется Эрлиху как совокупность различных союзов,
23.3. Школа «свободного права» начала XX в... 405
которые и надо изучать социологам права: «Общественный союз — это объединение людей, которые признают во взаимоотношениях друг с другом определенные правила поведения и, хотя бы в общем, следуют им. Эти правила могут быть различными и могут по-разному называться: правовые нормы, нравственность, религия, обычаи, честь, правила приличия, правила хорошего тона, мода».
Понятие союза (Verband) — это ключевое понятие социологии права Эрлиха. Он различал союзы:
S самобытные (семья, род);
•/ целенаправленно созданные (различного рода товарищества, хозяйственные союзы, корпорации, политические партии, государство и др.).
Каждый общественный союз имеет свои организационные нормы — «общественное право». Чтобы понять действующее право, надо изучить эти нормы, обеспечивающие внутренний порядок в различных союзах. Организационные нормы представляют собой право первого порядка. В силу того что это право всегда применяется на деле, даже «в каком-нибудь маленьком союзе, даже без всякой словесной формулировки», Эрлих называл это право «живым правом». «Живое право, — делал вывод Эрлих, — есть внутренний распорядок человеческих союзов». Это право:
■S составляет основной массив права;
•S всегда находится в состоянии эволюции, быстро отражает интересы, потребности общественных союзов.
Е. Эрлих, занимаясь научной и преподавательской деятельностью в Черновицком университете, расположенном на территории Буковины, стал изучать «живое право» различных народностей, которые ее населяли. Используя метод включенного наблюдения, он пришел к выводу о том, что цыгане, армяне, немцы и другие народности Буковины соблюдают в правовых отношениях повседневной жизни совершенно иные нормы, нежели нормы австрийского гражданского права, которые формально на них распространялись. Используя метод опроса населения, Эрлих установил, что только одна треть норм Австрийского гражданского кодекса действуют на практике.
К праву второго порядка Эрлих относил право юристов (научное и судебное право) и законодательство, которые не регулируют саму жизнь, а предназначены лишь для того, чтобы охранять право первого порядка и разрешать спорные вопросы: «Уголовное право, процессуальное право и
Глава 23. Политически е и правовые уче н ия...
полицейское содержат исключительно нормы второго порядка». Это право Эрлих называл «правом решений».
Противопоставляя право первого порядка праву второго порядка, Эрлих сделал ряд выводов.
• Право целиком не содержится в текстах законов, так
как существует множество правовых норм в рамках корпо
рации, семьи и др., которые действуют, но не находят свое
го юридического выражения в законах государства.
• Существует разрыв между правом, выраженном в за
коне, и «живым правом»: «Живое право отличается от су
хих иероглифов закона так же, как поток от застойного
пруда»; «однако во все времена ни правовые нормы, ни
правовые положения и никакие кодексы не могли рас
крыть действительность существующего порядка внутри
определенного союза. Несмотря на тот же самый текст за
кона, едва ли имеются две одинаковые семьи, общины,
фабрики и т.д.».
• Исторически первично право первого порядка, т.е. организационные нормы, а не право решений: «В народе возникают отдельные правоотношения: корпорации и другие объединения, семейные отношения, собственность и другие имущественные права, договоры, право наследования... Прежде всего на основе этих отношений возникают правовые положения через юриспруденцию и законодательство».
Сначала появились различные институты общества: семья, договоры, наследование, государство, и лишь затем появилось законодательство о семье, договорах, завещании, государстве:
семья -> семейное право; договоры — > договорное право;
наследование имущества -> закон о завещании имущества; государство -» конституционное право.
Эрлих вывел право за рамки государственного нормотворчества, широко трактуя право. Право — это:
S «совокупность правил человеческого поведения»;
■S «всеобщий регулятор поведения людей».
Эффективная законодательная политика. Находясь под влиянием Савиньи, который какое-то время выступал против принятия прусским государством преждевременных законов, Эрлих призывал законодателя быть осмотритель-
_____ 23.3. Школа «свободного права» начала XX в... 407
цым.и осторожным. Законодатель, полагал Эрлих, должен «формировать жизнь в соответствии со своими собственными идеями только там, где это абсолютно необходимо; а где он может позволить жизни позаботиться о себе самой, ему следует воздерживаться от вмешательства».
Представляется, что Эрлих хорошо знал высказывание Монтескье об искусстве законодателя: «Есть два рода испорченности: один, когда народ не соблюдает законов; другой, когда он развращается законами; последний недуг неизлечим, ибо причина его в самом лекарстве». В рамках такой традиции мысли Эрлих утверждал: «Каждый ненужный законодательный акт является плохим законодательным актом».
Эрлих считал, что издание эффективного закона, который должен вести «большие массы людей», — это очень трудное дело: «Оно предполагает большой и редкий дар и, возможно, является наиболее трудным тогда, когда должно осуществляться на базе всеобщих, абстрактных норм».
Законы, действенность которых ставится в зависимость только от принуждения государства, не имеет смысла принимать: «Если законодательному акту подчиняются только там, где органы государства принуждают народ так поступать, то достигнуто не намного больше, чем шумный скрип официальной мельницы».
Положения, высказанные Эрлихом, могут служить развитию современной законодательной социологии:
S «законодательные акты выполняют свои функции только там, где громадное большинство народа реализует их в соответствии с побуждениями внутреннего порыва»;
S «эффект правовой нормы определяется... оригинальным свойством народа, господствующими среди него этическими взглядами, средствами власти, используемыми для принудительного проведения в жизнь упомянутого юридического правила, видом применяемой правовой процедуры».
Эффективная законодательная политика государства, по представлению Эрлиха, заключается в принятии лишь таких законов, которые предписывают людям воздержание от действий, а не таких, которые заставляют «людей совершать положительные действия».
«Свободное отыскание права судьями». Анализируя проблему реализации права, Эрлих придает большое значение «свободному отысканию» права судьями. Он считает, что судьи должны руководствоваться не только малоподвиж-
408____ Глава 23. Политические и пра вовые у чения...
ными предписаниями закона, но и «живым правом» союзов: «Где суд должен взять нормы для решения дела? Любая такая норма основывается, прежде всего, на внутреннем порядке, установленном в данном союзе, т.е. на тех правовых фактах, которыми обусловлен этот порядок... Все эти правовые факты должны лечь в основу решения такими, какими они сложились в данном союзе до возникнове-' ния спора».
Эрлих не отрицал, что норма для решения спора может быть найдена в законе, но считал, что это случается редко, так как правовые предписания законов очень быстро отстают от динамики жизни. Он признавал за судьями творческую роль в отыскании права. Проанализировав деятельность первых судей Верховного суда США (Дж. Маршалл, О.В. Холмс), Эрлих пришел к выводу, что в отправлении правосудия решающую роль играет свободное слово высокообразованных юристов, а не «мертвые параграфы» закона.
* * *
Е. Эрлих — автор концепции «свободного судейского отыскания права». Она была разработана в связи с проблемой преодоления пробелов в праве. Эрлих предлагал судьям заменить логическую дедукцию, основанную на тексте нормы (принцип «юриспруденции понятий»), индукцией, основанной на социальных данных и интуитивном чувстве справедливости.
Первая мировая война помешала распространению фундаментальной работы Е. Эрлиха «Основы социологии права». Впервые она была переведена на английский язык в 1936 г. и вышла в свет с предисловием американского правоведа Роско Паунда, получив признание в США (социологическая юриспруденция, реалистическая школа права).
Эрлих оказал влияние на французского правоведа Жоржа Гурвича (долгое время жившего в России), который развил идеи правового плюрализма.
23.4. Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма
Дюркгейм Эмиль (1858-1917) — французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы.