Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 6. Политико-правовая мысль.




Биография. Выходец из Литвы. Служил в отрядах польско-литовских войск. В 1539 г. перешел на службу к московскому царю Ивану Грозному. Пострадал от боярско­го произвола.

Логическое основание политического учения: эмпи­ризм, согласно которому политические представления формируются на основе осмысления исторического и соб­ственного опыта столкновения с боярским произволом.

Основные работы: «Сказание о Магомет-султане» (1549); «Сказание о царе Константине» (1549).

Содержание политико-правового учения. Пересветов критиковал покоренную турками Византию — «греческое царство», которое долгое время было оплотом православия. Константинополь, по мнению Пересветова, ослабили бояре, потому он и пал под натиском турок. Боярское войско плохо воюет. Бояре «казны свои наполнили златом и серебром», поэтому «казна царева» оскудела. Пересветов проводил ана­логию между Россией и Византией: «вельможи русского царя сами богатеют и ленивеют, а царство оскужают».

Идеальным государством И.С. Пересветову представля­лось турецкое государство, а идеалом правителя — турец­кий султан Магомет. Пересветов указывает на следующие положительные качества Магомет-султана: грозный царь; не слушает бояр; дает должности по заслугам; написал су­дебник (Пересветов делает вывод: турецкое государство основано на «правде», так как судебник — это предсказуе­мость вынесения судебных решений, а не полнейший про­извол); считается с советами «верной Думы»; ввел военные трибуналы, в которых воинов судят сами командиры (оп­тимизация военного правосудия: быстрое и беспошлинное рассмотрение дел в суде).

Итак, для Пересветова идеальная форма государствен­ного правления — сословно-представительная монархия.

Для осуществления своего идеала государства в России И.С. Пересветов предлагал провести три реформы: финан­совую, военную, судебную.

Финансовая реформа.

• Цель: создание общегосударственной казны.

• Средство: передача функции сбора доходов из рук на­
местников в руки чиновников, которые находятся на цар­
ском (государственном) жалованье; реализация на практи­
ке принципа подконтрольности действий этих чиновников
вышестоящими чиновниками: «по приказу ли царскому со­
бирают».


_____ 6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересвет ов а 101

Военная реформа.

• Цель: поднять боеспособность армии.

• Средство: заменить боярское ополчение, которое вою­
ет плохо, на регулярную армию; солдатам платить жалова­
нье из государственной казны.

Судебная реформа.

• Цель: искоренение «беззакония» и «неправды».

• Средство: вывести суд из-под юрисдикции наместни­
ков — бояр-временщиков, пренебрегающих законом. Судьи
должны опираться только на закон, перед которым все рав­
ны; получать высокое жалованье из казны. Судебная по­
шлина должна идти в государственную казну, «чтобы су­
дьи не искушались и неправды не судили». Необходимо
ввести надзор за судьями: если они будут судить «не по
правде, а по мзде», то наказывать.

И.С. Пересветов критикует кабальное холопство: j с религиозной точки зрения: «Бог не велел друг друга порабощать. Бог сотворил человека самовластным и пове­лел ему быть самому себе владыкой, а не рабом. Мы же бе­рем человека в работу и записываем его навеки»;

•S с военной точки зрения: «В котором царстве люди по­рабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы...».

* * *

И.С. Пересветов вслед за Макиавелли и Боденом разра­ботал концепцию «сильного» государства, указав на не­обходимость проведения в России трех государственных реформ (финансовой, военной, судебной). Он также при­знавал необходимость в государстве писаных законов, на основе которых должно осуществляться управление под­данными. Впервые в русской политико-правовой мысли Пересветов высказал идею юридизации понятия государ­ства (вслед за Цицероном).

Принципу знатности и древности рода И.С. Пересветов противопоставил принцип меритократии — личных заслуг при замещении государственных должностей: каждому по

делам его.

В настоящее время принцип меритократии — один из об­щепризнанных способов замещения государственных долж­ностей. Этот принцип имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами замещения государственных должнос­тей: жребий, выборы, очередность, непотизм, партийная



Глава 6. Политико-правовая мысль...


6.4. Политическое учение А. Курбского



 


преданность. К недостаткам этого принципа относятся де­фицит профессионально подготовленных сотрудников, от­чуждение профессионалов-управляющих от населения.

Часть того, что предлагал Пересветов, было реализовано в реформах Ивана IV (поместной, приказной, финансовой, военной) и в Судебнике 1550 г.

Однако, несмотря на большое практическое значение, проекты Пересветова «не получили той известности, какой пользовались теории Филофея и его преемников» (А.С. Лап-по-Данилевский).

6.4. Политическое учение А. Курбского

Курбский Андрей Михайлович (1528-1583) — предста­витель боярской оппозиции, автор тираноборческих идей.

Эпоха. Правление Ивана Грозного, рассматривающего свою власть как власть, данную ему Богом: «Я родился и вырос по Божьей воле для владения государством». Ника­ких ограничений своей власти Иван Грозный не признавал и считал, что бояре и вельможи провоцируют возникнове­ние в государстве междоусобиц. Признавая за собой право произвольно казнить или миловать кого угодно, Иван Грозный оправдывал царскую опалу и казни бояр-измен­ников: «таких собак везде казнят».

Биография. A.M. Курбский происходил из рода смо-ленско-ярославских князей. До опричнины он был близок к Ивану Грозному и входил в Избранную раду. В 1564 г. бежал за границу к литовцам, ссылаясь на феодальное пра­во «отъезда» и поступил на службу к польско-литовскому королю. В Литве Курбский состоял на службе у короля Сигизмунда II Августа. Выучил греческий и латинский языки, что позволило ему перевести на русский язык про­изведения Иоанна Златоуста и Цицерона. Здесь же им были написаны послания, адресованные Ивану Грозному, и «История о Великом князе Московском».

Логическое основание политико-правового учения. А.М. Курбский в своих работах ссылался не только на Свя­щенное Писание, но и на труды Аврелия Августина, Цицеро­на, Иоанна Златоуста и др. Опыт, который приобрел Курбс­кий, находясь на государственной службе у Ивана Грозного, также повлиял на его политические и правовые идеалы.

Основные работы: послания к Ивану Грозному (1564-1579); «История о великом князе Московском» (1573).


Содержание политико-правового учения. А.М. Курб­ский осуждал произвол и злодеяния Ивана Грозного, назы­вая его «безбожным и беззаконным» правителем. Курб­ский предвещал, ссылаясь на слова библейского царя Давида, что «не долго проживут перед Богом те, которые созидают престол беззакония». Еще более достойны гибели те, которые «опустошают свою землю и губят подданных целыми родами, не щадя и грудных младенцев».

Курбский осуждал также сложившуюся систему доно­сов и клеветы на невинных людей, «неправедные» и «мздо-имные» суды, а также взяточничество «царевых приспеш­ников». Он критиковал установившуюся в то время практику заочного осуждения людей на основании оговора: «Где о таком суде слыхали под солнцем, чтобы осуждали, не выслушав ответов?».

Осуждение не только самого подозреваемого в крамоле, но и его родственников представлялось Курбскому верхом произвола: «Не токмо без суда осуждают, но и до трех по­колений от отца и от матери влекомых осуждают и казнят». Вопиющими фактами государственного произвола Курб­ский считал казни одних людей другими: «А ты простых лю­дей заставляешь самих руки кровавить и резать человеков».

A.M. Курбский в ходе полемики с Иваном Грозным за­являл, что сущность государственной власти исходит от Бога, а ее использование требует особого умения для спра­ведливого управления державою на благо всех подданных: «Царь же, хотя и поставлен Богом на царство, умения им управлять не получил, поэтому нужно прислушиваться к советам не только своих помощников, но и подданных, так как духовная истина дается не по богатству внешнему и по силе царства, но по правости душевной...».

Идеальной формой государственного правления Курб­ский считал ограниченную монархию: монарх правит вместе с Избранной радой и не посягает на боярские вольности, включая право «отъезда».

Избранная рада должна включать советников, которые были бы «сведущи в военных и земских делах». Курбский, обосновывая значение советников для государя, ссылался на то, что именно так «вещал мудрый Соломон».

Кроме того, неограниченная власть, по мнению Курб­ского, разрушает человеческую душу: «Пока царь любит Со­вет и советников, он сохраняет душу свою, если же не воз­любит сего, то может пропасть, так как управлять следует,







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 439 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2339 - | 2144 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.