Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Контакты между тибетским правительством и центральным правительством Китая




 

После создания в 1928 г. нового Национального прави­тельства Китая в Нанкине во главе с Чан Кай-ши начинаются кон­такты между центральным правительством в Нанкине и Далай-ламой.

В 1928 г. на базе Палаты по делам Монголии и Тибета, сущест­вовавшей с 1914 г., был образован Комитет по делам Монголии {247}и Тибета во главе с генералом Янь Си-шанем. В состав Комитета вошли и тибетцы: Кэлсан Цэрин (уроженец Батана, советник сы-чуаньских пограничных войск в Каме), Чилай Цзянцо («Живой будда красношапочной секты», в 1918-1923 гг. находился в тибет­ской тюрьме за выступления против Далай-ламы XIII, после 1923 г. бежал во внутренние провинции Китая) и др. [Богословский, 2002, с. 44-45]. Нанкин предполагал вести переговоры с Далай-ламой, передавать советы и распоряжения через созданный Комитет.

В 1928 г. в Нанкин приезжает представитель Далай-ламы в буд­дийском центре Утайшань около Пекина Кенпо Лосан Пасан. Чан Кай-ши вручает ему письмо к Далай-ламе. В феврале 1930г. пе­реводчица Комитета по делам Монголии и Тибета Лю Мань-цин привезла в Лхасу письмо от Чан Кай-ши к Далай-ламе, а затем в том же году в Лхасу прибыл настоятель монастыря Юнхэгун в Пекине Кончхок Джуннэ. Однако эти поездки не привели к нача­лу официальных переговоров между Нанкином и Лхасой. Далай-лама, в частности, отверг возможность возвращения в Тибет Панчен-ламы IX, тем более в сопровождении китайских солдат, как хотел сам Панчен-лама.

После возвращения Кончхока Джуннэ в Пекин через него под­держивались контакты между Далай-ламой XIII и Нанкинским правительством [Уа Наnhzang, 1993, р. 341-347].

В 1930 г. вновь началась открытая конфронтация тибетских и китайских войск в Каме. В конце года монахи монастыря Дачжэ совместно с тибетскими войсками из Дэргэ предприняли наступле­ние на восток и заняли области Бери, Канцзэ (Ганьцзы) и Ньярон. На границе с Цинхаем тибетцы продвинулись до Джэкундо. Сычуаньский милитарист Лю Вэнь-хуэй летом 1932 г. начал контр­наступление, и его войска заняли Канцзэ, Ньярон, Дачжэ и, нако­нец, Дэргэ. На севере тибетцы потерпели поражение от цинхайского милитариста Ма Бу-фана, войска которого стали угрожать Чамдо. Тибетцы запросили перемирия, и оно было заключено 10 октября 1932 г. Разграничительной линией обе стороны вновь признали р. Янцзы.

В условиях военных поражений в Каме Национальная ассамб­лея Тибета 6 декабря 1932 г. приняла обращение к британскому ге­нерал-губернатору Индии с просьбой содействовать немедленному принятию Симлской конвенции 1914 г., т.е. оказать давление на Китай, с тем чтобы последний принял эту конвенцию. В январе 1933 г. Чан Кай-ши в телеграмме на имя Далай-ламы изложил позицию Нанкинского правительства. В телеграмме, в частности, {248}говорилось: «На протяжении веков Китай и Тибет объединены, как принадлежащие одной семье. Ныне Китай стал республикой, и по­этому имеются все возможности свободно обсудить любой вопрос между нами... совершенно неуместно привлекать какое-либо лицо другой национальности в качестве посредника, как это практико­валось до сих пор» [Богословский, 2002, с. 60]. Чан Кай-ши предла­гал прямые переговоры без британского посредничества.

15 июня 1933 г. тибетские представители подписали соглаше­ние о мире с цинхайским милитаристом Ма Бу-фаном. Летом ти­бетцы заняли г. Чжундянь на севере Юньнани. В ноябре того же года тибетские войска перешли Янцзы и заняли Батан[20]. На за­падном берегу Янцзы были сосредоточены 10 тыс. тибетских сол­дат [там же, с. 63]. Назревал очередной вооруженный конфликт. 16 декабря Комитет по делам Монголии и Тибета Нанкинского правительства потребовал от Далай-ламы немедленно прекратить все военные действия. Смерть Далай-ламы приостановила столк­новение в Каме. Но в феврале 1934г. тибетские войска начали наступление и в марте взяли Дэргэ. А 17 мая 1934г. генерал Лю Вэнь-хуэй подписал с тибетским командующим новое соглашение о перемирии.

Сторонники нового регента Тубтэн Джампэл Еше выступали за установление позитивных отношений с центральным правитель­ством Китая при условии невмешательства Нанкина во внутренние дела Тибета. 25 августа 1934 г. в Лхасу прибыл «специальный по­сол и уполномоченный по примирению», кандидат в члены ЦИК Гоминьдана, заместитель начальника генштаба генерал Хуан Му-сун. Он воздал почести умершему Далай-ламе в одном из храмов Лхасы. Тибетские власти встретили миссию доброжелательно и со­гласились на пребывание в Лхасе после возвращения Хуан Му-суна в Нанкин двух китайских офицеров связи. Они имели радиопере­датчик и поддерживали постоянную связь с Нанкином.

Хотя переговоры Хуан Му-суна с тибетскими властями не за­вершились подписанием какого-либо соглашения, тем не менее для понимания китайско-тибетских отношений того времени важ­но упомянуть позиции сторон на этих переговорах. Хуан Му-сун требовал, чтобы Лхаса признала Тибет частью территории Китая. Внешняя политика, оборона, коммуникации, утверждение высших должностных лиц переходили в ведение центрального правитель­ства. Тибету обещалась автономия, но Нанкин имел право назначить {249}специального уполномоченного, чтобы руководить этой ре­гиональной автономией [Уа Наnhzang, 1993, р. 388; Богословский, 2002, с. 72].

Представители Лхасы соглашались лишь на следующие усло­вия: «В будущем любой важный договор между Тибетом и какой-либо страной должен заключаться совместным решением с китай­ским правительством». В случае вторжения извне тибетское пра­вительство обещало консультироваться с центральным правитель­ством в Нанкине о мерах обороны [Богословский, 2002, с. 73]. Тибетцы соглашались «уведомлять» Нанкин об избрании регента и назначении высших чиновников, а также на присутствие в Лхасе представителя Нанкина со свитой не более 25 человек. Этот пред­ставитель не имел права контролировать китайцев в Тибете, все они подчинялись местным властям и местным законам. Тибетцы требовали гарантий, что Тибет не будет превращен в китайскую провинцию [там же]. Они также требовали вернуть под юрисдик­цию Лхасы Дэргэ, Ньярон, Хоркок и некоторые другие области в Каме и Амдо. Лхаса требовала от Нанкина «не предоставлять убе­жища или признавать в качестве представителя любого тибетца, монаха или мирянина, который восстал против тибетского прави­тельства и бежал в собственно Китай» (речь тут шла о Панчен-ламе и других тибетцах, в частности работавших в Комитете по делам Монголии и Тибета) [там же].

Таким образом, представители Лхасы шли на переговоры и со­глашались по ограниченному кругу вопросов рассматривать Тибет де-факто в составе Китайской Республики. Требуя гарантий, что Тибет не будет превращен в обычную провинцию Китая, предста­вители Лхасы молчаливо соглашались на особый статус Тибета в рамках Китая. Как отмечал В.А. Богословский, «Лхаса пошла на переговоры с Нанкином прежде всего в целях урегулирования во­проса о границах» [там же, с. 72], но Нанкин, естественно, именно по этому вопросу не собирался вести какие-либо переговоры.

В целом предложения сторон расходились весьма серьезным образом, впрочем, Хуан Му-сун и не имел полномочий заключать официальные соглашения по кардинальным вопросам.

По возвращении в Нанкин Хуан Му-сун возглавил Комитет по делам Монголии и Тибета центрального правительства Китая.

Летом 1934 г. в Тибет вновь прибыл Ч. Белл, но новое тибетское правительство не допустило его в Лхасу. В августе 1936 — февра­ле 1937 г. в Лхасе находилась британская миссия во главе с комис­саром в Сиккиме Б. Гоулдом. Член миссии бригадир Ним проинспектировал {250}некоторые отряды тибетской армии и высказал край­не негативное мнение об их боеспособности. Попытки англичан добиться примирения между Лхасой и Панчен-ламой IX не имели успеха. После отъезда Б. Гоулда в Лхасе остался X. Ричардсон с ра­диопередатчиком. Протест Нанкина по этому поводу тибетское правительство отклонило [там же, с. 84-85].

В декабре 1938 г. регент отстранил Ютока от командования элит­ным гвардейским полком. Вслед за этим регент вынудил лончена Ландуна уйти в отставку и сосредоточил всю власть в своих руках. Регент в целом продолжал политику Далай-ламы XIII. Однако с уходом из жизни сильной личности и выдающегося политиче­ского лидера, обладавшего к тому же сакральным авторитетом и абсолютной властью (Далай-ламы XIII), как-то незаметно исчезли и многие позитивные импульсы в политической жизни Тибета. В этом отношении для характеристики внутреннего положения в Тибете в конце 30-х — начале 40-х годов нам представляется со­вершенно точным следующее высказывание В.А. Богословского: «Через несколько лет после смерти Далай-ламы XIII роль и зна­чение центральной власти резко ослабевают. Ни о каких „рефор­мах" не могло быть и речи. Более того, ослабление центральной власти повлекло за собой регресс, прежде всего в системе управле­ния, регулирования хозяйства (торговли), организации обороны» [там же, с. 84].

В 1939 г. правительство Чан Кай-ши направило в Лхасу для уча­стия в церемонии интронизации Далай-ламы XIV председателя Комитета по делам Монголии и Тибета У Чжун-синя. Со своей стороны, регент Джампэл Еше направил прошение центральному правительству в Чунцин с просьбой отменить церемонию избра­ния Далай-ламы с помощью жребия из золотой урны. Китайское правительство выразило свое согласие, утвердило кандидатуру но­вого Далай-ламы и послало для проведения церемонии 400 тыс. китайских долларов [Богословский, Москалев, 1984, с. 183; Уа Наnhzang, 1993, р. 408].

Тибетские власти предъявили У Чжун-синю требование о воз­вращении под власть Лхасы Дэргэ и Ньярона. Вскоре У Чжун-синь покинул Тибет, заявив, что в Лхасе остается начальник тибетского отделения Комитета по делам Монголии и Тибета Кун Цин-цзун, через которого следует осуществлять все дальнейшие контакты. {251}

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 379 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2676 - | 2239 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.