Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Советские миссии к Далай-ламе XIII




 

Планы посылки миссии в Тибет и установления отно­шений с Далай-ламой появились в Москве уже в 1918 г. и активно обсуждались в последующие годы в НКИДе, в Русском комитете для изучения Средней и Восточной Азии (находился в ведении НКИДа) и на различных совещаниях. Наконец, в сентябре 1921 г. из столицы Монголии Урги выступила миссия во главе с калмыком В.А. Хомутниковым (настоящее имя — Василий Кикеев), команди­ром Красной армии, формировавшим в новой Монголии кавале­рийские части. Советская миссия достигла Лхасы 9 апреля 1922 г. и на следующий день была принята в Потале Далай-ламой, а еще через день провела переговоры с руководителями Тибета. Тибетцы просили прислать мастеров для производства пороха, патронов и снарядов, а также специалистов по радиотелеграфии (среди по­дарков Далай-ламе от Советского правительства был небольшой радиоприемник). Как писал Хомутников в своем отчете в НКИД, зо время прощальной аудиенции 29 апреля Далай-лама заявил: «Мне желательно установить добрососедские отношения с Россией, ибо хотя мы с Англией официально находимся в мирных отно­шениях, фактически она стремится подчинить нас себе» (цит. по [Андреев, 1997, с. 143]). В то же время Далай-лама отказался напра­вить тибетское посольство в Москву, указав, что это вызовет недо­вольство англичан. Миссия Хомутникова вернулась в Россию в конце 1922 г. {237}

В 1921 г. Советская Россия подписала договоры с Персией, Афганистаном, Турцией и Монголией. Велись переговоры об уста­новлении дипломатических отношений с Китаем. Одновременно на­чалась подготовка новой секретной тибетской экспедиции. В конце 1922 г. нарком иностранных дел Чичерин отправляет к Далай-ламе курьера калмыка С. Бакбушева, который вернулся в Москву с ответ­ным письмом Далай-ламы в августе 1923 г. Вторая советская экспе­диция в Тибет во главе с С.С. Борисовым (1889-1937), сотрудником Дальневосточного секретариата Коминтерна, а в дальнейшем — консультантом НКИДа, выступила из Урги в январе 1924 г. и 1 августа того же года добралась до Лхасы. С.С. Борисов вручил Далай-ламе письма от председателя ЦИК СССР М.И.Калинина и от правительства СССР. Советская экспедиция пробыла в Лхасе около трех месяцев. Однако переговоры с тибетским руководством не привели к конкретным результатам ([там же, с. 169]; см. также [Путевой дневник, 2000, с. 185-186]). В то же время благодаря хло­потам Агвана Доржиева в России и переписке между ним и Далай-ламой удалось с конца 1924 г. и по 1928 г. отправить в Россию 10-20 тибетцев для обучения в Комуниверситете в Москве либо в Институте живых восточных языков в Ленинграде. «Известно, что в последнем для тибетцев был устроен „спецкласс" по изучению „порохового дела", просуществовавший, по крайней мере, до конца 1928 г.» [Андреев, 1997, с. 169].

В 1924 г. Москву тайно посетил наместник западнотибетской пров. Нгари Нага Нгаван. Однако конкретных сведений о резуль­татах его переговоров с представителями Советского правительства не найдено. Скорее всего, они не дали никаких результатов.

В 1925 г. Чичерин попытался организовать постоянную совет­скую миссию в Тибете. Теперь предполагалось создать в Лхасе представительство Монгольской Народной Республики и поставить во главе его назначенного Москвой дипломата. В октябре 1926г. монгольская миссия выехала из Улан-Батора и в апреле 1927г. достигла Лхасы. Только в октябре Далай-лама согласился принять для беседы А.П. Чапчаева, назначенного Москвой советником при полпреде МНР. Но предложение А.П. Чапчаева об обмене дипло­матическими представителями между Тибетом и МНР Далай-лама отклонил. Лидер Тибета дважды поднимал вопрос о гонениях на буддистов в СССР. Как раз в это время Далай-лама получил секретное письмо от Агвана Доржиева, в котором последний писал о религиозных преследованиях в Монголии. Еще ранее правитель Тибета познакомился с переводом заметки из «Бурят-Монгольской {238}правды» о суде в поселке Агинском над 88 ламами. Переговоры с А.П. Чапчаевым не привели к каким-либо соглашениям.

Экспедиция Н.К. Рериха, как уже говорилось выше, осенью 1927 г. была задержана тибетцами в Нагчу, и ей не было разрешено посетить Лхасу.

Осенью 1928 г. в Лхасу прибыл новый советский представитель бурят Булат Мухрайн. Он находился в столице Тибета до февраля 1930 г. Результаты его деятельности неизвестны. Поездкой Б. Мухрайна завершились контакты между Москвой и Лхасой.

Посылкой миссий, предложением об установлении диплома­тических отношений между Советским Союзом и Тибетом Совет­ское правительство пыталось усилить свое влияние в буддийском мире, в частности среди калмыков, бурят, тувинцев, а также среди монголов, тибетцев. Исключительно в виде предположения (без документального подтверждения) заметим, что кое-кому в Москве, возможно, виделось движение Тибета по пути Внешней Монголии, т.е. МНР, разумеется, с «дружеской» советской помощью. Но со­ветско-тибетский диалог не принес никаких конкретных резуль­татов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 272 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2311 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.