Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Российско-тибетские контакты и связи на рубеже XIX и XX вв.




 

Конец XIX — начало XX в. отмечены определенным со­перничеством России и Англии за влияние на Тибет. Россия еще в 1870-е годы пыталась установить отношения с Тибетом. Н.М. Прже­вальский, начиная с 1872 г., совершил четыре экспедиции по терри­тории Тибетского нагорья, но не был допущен тибетцами в Лхасу (1879). Исследование северной и северо-восточной части нагорья про­должили в дальнейшем В.М. Певцов, В.И. Роборовский и П.К. Козлов. Россия не желала установления английского контроля над Тибетом. В 1895 г. в Лхасу были направлены для сбора сведений о положе­нии в Тибете несколько бурят — агентов близкого к императорско­му двору тибетского врача П.А. Бадмаева. В Лхасе они тайно встре­чались с ламой Агваном Доржиевым. {206}

Агван Доржиев (1854-1938), бурят из Забайкалья, в 19-летнем возрасте отправился с паломниками в Тибет. Он окончил высшую богословскую школу при монастыре Дэпун, получил ученую сте­пень лхарамба, был назначен наставником-воспитателем юного Далай-ламы. Впоследствии Доржиев стал старшим советником и доверенным лицом Далай-ламы. В 1898 г. он был направлен в Китай, Францию и Россию для ознакомления с государственным устройством этих стран. Николай II принял Доржиева и выразил пожелание получить письменное обращение от Далай-ламы.

Летом 1900 г. Доржиев вновь совершил путешествие в Петербург, а 30 сентября 1900 г. Николай II принял его в Ливадийском дворце. Состоялись переговоры Доржиева с министром иностранных дел В.Н. Ламздорфом, военным министром А.Н. Куропаткиным и ми­нистром финансов С.Ю. Витте. Летом 1901 г. Доржиев привез в Пе­тербург тибетское посольство (7 человек). 23 июня 1901 г. посоль­ство из Тибета было принято в Петергофе царем. Николай II вру­чил Доржиеву послание на имя Далай-ламы с дружественными, но весьма общими формулировками. В результате переговоров Доржиева с В.Н. Ламздорфом МИД России направил российско­го бурята Б. Рабданова в качестве секретаря консульства России в Дацзяньлу (Кандин), поручив ему собирать информацию о поло­жении в Тибете, у военного министра А.Н. Куропаткина Доржиев просил помощи оружием, а также вел переговоры о посылке русских военных инструкторов в Тибет. Несмотря на согласие А.Н. Куропат­кина направить партию легкого стрелкового оружия, трудно отве­тить на вопрос, достигло ли это оружие Лхасы или нет. В 1900-1901 гг. в Тибете находился бурят из Забайкалья Гомбожаб Цэбеко-вич Цыбиков (1873-1930), первый ученый из России, которому уда­лось проникнуть в Лхасу, изучить Центральный Тибет и благопо­лучно вернуться. Цыбиков посетил крупнейшие города и религиоз­ные центры Тибета: монастыри Кумбум и Лавран в Амдо, Лхасу и три главных монастыря — Ганден, Дэпун и Сэра, резиденцию Панчен-ламы — монастырь Ташилунпо, древнейшую столицу Тибе­та — Цэтан и монастырь Самье. Г.Ц. Цыбиков собрал и представил научной общественности России огромный материал о политиче­ском положении и государственном устройстве, социально-эконо­мических отношениях и религии Тибета.

 

Экспедиция Янгхазбенда

 

Активность России в Тибете расценивалась в англий­ской печати как наносящая ущерб британским интересам. Лондон{207} попытался через Пекин организовать прямые англо-тибетские пе­реговоры. Лорд Керзон назначил главой английской миссии для переговоров полковника Ф. Янгхазбенда. Далай-лама под давлением амбаня (получившего соответствующие инструкции из Пекина) на­значил тибетскую делегацию в составе двух чиновников.

Англичане, тибетцы и китайский представитель пробыли в Камба- цзоне три месяца, но встречались вместе только один раз. Стороны изложили взаимные претензии, и на этом «переговоры» закончились. Тибетцы требовали вывода из Камба- цзона большого военного эскорта англичан; англичане, со своей стороны, настаива­ли на присылке тибетских представителей самого высокого ранга. Лорд Керзон стал настаивать на том, чтобы «выступить и устра­шить тибетцев».

6 ноября 1903 г. отряд английских войск под командованием генерала Макдональда и Янгхазбенда получил приказ вице-коро­ля Индии лорда Керзона о продвижении в Тибет. Официально в Лхасу направлялась английская миссия во главе с Янгхазбендом, для того чтобы потребовать от Тибета выполнения условий уже заключенных соглашений и провести с тибетцами новые перего­воры. Военный отряд Макдональда (около 3000 солдат и офицеров при девяти орудиях и около 7000 сопровождающих — носильщи­ков, прислуги и т.п.) должен был служить «эскортом» для миссии Янгхазбенда [Уодцель, 1906, с. 63]. Англичане вошли на террито­рию Тибета через перевал Джелеп-па и 22 декабря 1903 г. заняли пограничный тибетский пост Пари. Пройдя 38 км в глубь долины Чумби, они остановились у Туны и стояли здесь зимние месяцы. Весной 1904 г. англичане дважды разгромили отряды тибетцев, стре­мившихся преградить им путь. Первое столкновение произошло 31 марта 1904 г. у стены, преграждавшей путь к поселку Гуру к се­веру от Туны. Как писал очевидец, участник экспедиции А. Уодделъ, «сипаи начали отнимать ружья у тибетских воинов, раздались не­произвольные выстрелы, и тогда солдаты экспедиции — сикхи и сипаи, окружившие тибетцев с трех сторон, дали залп, еще и еще...». «Эта чернь, — далее писал Уоддель, — не имевшая возможности устоять против сосредоточенного огня нашего войска, через несколь­ко секунд отошла, побросала оружие и бросилась бежать изо всех сил, но, конечно, не очень быстро, благодаря крутизне. Большая часть тибетцев, пробегая под нашим огнем, падала; на них сыпался град наших пуль и шрапнель горных батарей, которые разрыва­лись вверху; они погибли почти все до одного человека. Между тем наша ездящая пехота безжалостно преследовала толпу рассеянных и беспорядочно спешивших беглецов из числа тех тибетцев, которые {208}находились на более далеком расстоянии; их тела усеяли доро­гу на протяжении нескольких миль» [там же, с. 121-122]. Тибетские воины оказались живой мишенью для английских солдат. «В общем тибетцы потеряли около 300 убитых, 200 раненых и 20 пленников. У нас было ранено 13 человек, потому что наших солдат прикрыва­ла стена», — подвел итоги этого «боя» А. Уоддель [там же, с. 122].

Затем англичане двинулись к деревне Гуру. «Наша артилле­рия, — продолжает А. Уоддель, — осыпала снарядами эту позицию, и мы взяли ее при помощи штыков, захватив около 100 человек пленников» [там же, с. 123-124].

10 апреля 1904 г. англичане вторично разгромили тибетские отря­ды. 11 апреля экспедиция Янгхазбенда достигла Гьянцэ, а 4 августа 1904 г. английские войска вошли в Лхасу. Путь от границы до сто­лицы Тибета составил около 600 км и потребовал более семи с по­ловиной месяцев. В 16 боях и столкновениях проявилось полное военное превосходство англичан над тибетцами.

Далай-лама XIII отказался вести переговоры с англичанами, по­кинул столицу Тибета и выехал в Цинхай и далее в Монголию.

Покидая Лхасу, Далай-лама объявил правителем Тибета главу монастыря Ганден Ти-римпоче «и оставил ему одну из своих вели­ких печатей, употреблявшихся для скрепления документов рели­гиозного содержания» [Кулешов, 1992, с. 81].

Цинское правительство не предприняло никаких шагов для защиты Тибета. Китайские солдаты в Лхасе не оказали помощи тибетцам. Как свидетельствовал А. Уоддель, «китайцы до известной степени признали независимость Тибета в объявлении, которое они расклеили в предместье Джиантсе (Гьянцэ) и в деревнях вдоль нашей линии сообщения, говоря, что Тибет и Англия ведут войну; Китай друг обеих стран» [Уоддель, 1906, с. 195]. Более того, Цины объявили о низложении Далай-ламы, ставшего символом сопротив­ления. Обратимся еще раз к свидетельству очевидца. «13 сентяб­ря, — писал А. Уоддель, — город (Лхаса. — Б.М.) сильно взволно­вался благодаря тому, что амбан вывесил объявление, которым он, по приказанию китайского императора, низлагал Далай-ламу; население скоро сорвало его. В нем говорилось, что великому ламе Ташилунпо предоставляется заведывать религиозной администра­цией до тех пор, пока не будет принято окончательное решение относительно бежавшего» [там же, с. 321, 342].

В Лхасе цинский амбань поспешил посетить Янгхазбенда в пер­вый же день прибытия английского отряда. Амбань пообещал снабжать англичан продовольствием и оказывать им всяческое со­действие. Но, несмотря на обещания, амбань реального влияния {209}на положение вещей в Лхасе оказывать не мог. «Амбан, несмотря на обещание употребить в дело всю суверенную власть Китая для установления хороших отношений между Британией и Тибетом (и он действительно напрягал все усилия в этом смысле), не мог сделать многого», — писал А. Уоддель [Уоддель, 1906, с. 309]. Более того, как говорил А.Уодделю непальский представитель в Лхасе, «амбан имел очень маленькое влияние на тибетцев, за последнее время жил почти как пленник и несколько недель до прихода на­шей армии не смел выходить из дома» [там же, с. 264].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 310 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2350 - | 2106 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.