Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лхасская знать и дворянство




 

В Тибете существовало 150-200 светских знатных фами­лий. Так, представители лхасской знати занимали 175 постов в цент­ральной администрации, но поскольку из некоторых семей проис­ходили два чиновника, то общее число знатных семей составляло примерно около 150. Один из источников приводит более точную цифру — 164 семьи светской аристократии Лхасы [Саrrasсо, 1972, р. 127-128]. К высшей знати принадлежали, во-первых, семьи, в ко­торых имела место реинкарнация Далай-ламы. После смерти Далай-ламы его семья получала новое имя, под которым она и ста­новилась известна в дальнейшем. К таким фамилиям следует от­нести Самдуб Побран (происходившую от брата Далай-ламы VII); Лхалу (от брака потомков родственников Далай-лам VIII и XII); Пункан (по одним сведениям, от брата Далай-ламы X; по иным данным — от брата Далай-ламы XI); Юток (от потомков одного из членов семьи Далай-ламы X) и Ландун (от семьи Далай-ламы XIII) [ibid., р. 128, 258-259].

К высшей знати принадлежали потомки древних цэнпо Тибета либо крупных местных правителей (дэпёны). Две фамилии вели свою родословную от древних владетелей, правивших еще до прав­ления Сонцэн Гампо (629-649). Это были семейства Ракашаг и Лха Гьяри. Владение фамилии Лха Гьяри и в XIX в, являлось своего рода полунезависимым владением. Всего же к высшей знати этой группы принадлежало пять аристократических семей.

К дэпёнам относились и семьи, которые вели свой род от вы­дающихся сановников или министров. Например, семья Тонпа {176} происходила от Тонми Самбхота, министра Сонцэн Гампо, с име­нем которого связано создание тибетской письменности. Семья Дорин вела свой род от Падмасамбхавы. Семья Палха происходи­ла от семьи бутанского монаха, поступившего на службу в админи­страцию Лхасы в XVII в.

Все перечисленные семьи составляли высшую светскую знать Лхасы. Как правило, браки у них совершались только в своем ари­стократическом кругу. Всего таких семей было 15-20 [Саrrasсо, 1972, р. 129,132]. Остальные знатные семьи Лхасы были, если можно так выразиться, обычной знатью, дворянством. Только в редких слу­чаях простолюдин мог подняться в круг этой знати. Для этого он должен был иметь достаточное богатство, личные способности, быть усыновленным или жениться на девушке из знатной семьи.

Карьера регента Шэтра в XIX в. может служить одним из ред­ких примеров такого выдвижения на высшие посты человека из низов тибетского общества. Простолюдин по имени Пишипа стал первоначально монахом в Ташилунпо и достиг здесь высокого ран­га. В возрасте 30 лет он стал монахом-чиновником в Лхасе и был взят секретарем к кaлону Шэтра. Тот усыновил талантливого секре­таря и выдал за него свою дочь. После смерти своего приемного отца Пишипа унаследовал его должность и стал кaлоном Шэтра. Впоследствии он вновь стал ламой, выдвинулся в Кашаге и стал первым министром, а после событий 1844 г. — регентом [ibid., р. 129]. Именно об этом человеке писал Гюк: «Регент был человек очень даровитый и только своими необыкновенными способно­стями из самой низкой среды достиг высокой степени калона» [Гюк и Габэ, 1866, с. 261].

Другой пример — Дзэсар — служитель дома Далай-ламы, бла­годаря активности которого удалось задержать китайский отряд, преследовавший Далай-ламу в 1910 г. во время его бегства в Индию. После возвращения Далай-ламы в Лхасу в 1913 г. глава семьи Царон и его сын были казнены за их связи с китайцами, и семья Царон осталась без главы — мужчины. С разрешения Далай-ламы простолюдин Дзэсар женился на вдове Царона, на дочери Царона и на вдове сына Царона и стал главой фамилии Царон. Новый Царон стал кaлоном, главнокомандующим и начальником монет­ного двора.

Каждая знатная фамилия занимала один или два поста в адми­нистрации в зависимости от количества имений и условий, на ко­торых эти имения ей предоставлялись. Главе фамилии наследо­вал сын, обычно старший, но не обязательно. Сын наследовал и {177} имение, и обязанность служить. Младшие (другие) сыновья могли либо стать ламами, либо быть найдены в качестве перерожденцев так называемых живых будд, либо в дальнейшем стать ламами-чиновниками. Они имели возможность в будущем, в зависимости от обстоятельств в их семье, выйти из монашества и стать главой семьи и светским чиновником. Младшие «дворянские» сыновья могли быть усыновлены другой знатной семьей, в которой не име­лось сыновей.

Если сыновья из знатных семей не наследовали своим отцам, не становились монахами и не были усыновлены другими семьями, то они рассматривались как простолюдины. Их могли использовать для управления имениями семьи. Большинство младших сыновей все-таки становились монахами и лишь некоторые — простолюди­нами.

Знатные семьи могли разделяться; в этом случае член семьи, получивший свою долю фамильного владения, становился осно­вателем новой фамилии. Число знатных фамилий пополнялось и в случае иммиграции в Лхасу представителей аристократии из соседних государств и княжеств. Так, например, член королевской семьи Сиккима бежал в Тибет, вступил во владение сиккимскими королевскими имениями на территории Тибета и основал фами­лию Тэрин. Первый министр Сиккима в аналогичной ситуации стал родоначальником фамилии Тэлин. Принц Дэргэ, когда его княжество заняли китайские войска, бежал в Лхасу и вошел в ряды лхасской знати. После бегства Панчен-ламы в Китай в 1923 г. конт­ролируемые им прежде районы перешли под прямое управление Лхасы, и «дворяне» этих районов (41 знатная семья) влились в ряды лхасской знати [Саrrascо, 1972, р. 130-131,260].

Наконец, в ежегодно составляемых Кашагом списках чиновни­ков находились имена представителей трех богатых тибетских ку­печеских фамилий: Помда Цан, Саду Цан и Цатул Цан. Молодые люди из этих трех семей вступали в брачные отношения с предста­вителями знатных фамилий. Семья Помда Цан происходила из Восточного Тибета и сохраняла там большое влияние. Она породни­лась с семьей Самдуб Побран из высшей лхасской знати. Саду Цан были самыми богатыми тибетскими торговцами в Калимпонге.

Молодой дворянин начинал учиться в финансовом управлении и готовился к занятию какой-либо должности. Уже в это время ему присваивался седьмой ранг. Трижды в год Управление финансов представляло в Кашаг имена подготовленных для правительствен­ной службы студентов. Окончательное решение принимали Далай-{178} лама или регент. Чиновника назначали на какую-либо должность на три года с соответствующим этой должности рангом. Затем сле­довало назначение уже на другую должность, что определялось его успехами, способностями, связями семьи и т.п. Помимо системы рангов имелась система почетных титулов. Отцы и братья Далай-ламы получали китайский титул гун [11]. Присваивались также мон­гольские титулы дзасак и тайджи [12]. Держатели этих титулов, вне за­висимости от их административных должностей, получали третий ранг, причем имевшие титул гун рассматривались как стоящие выше калонов, а дзасаки и тайджи — ниже. Специальные привилегии имели и дети дворян из семей, предки которых занимали долж­ность калонов. В частности, в период обучения в Управлении фи­нансов они уже имели четвертый ранг, а не седьмой, и, разумеется, быстрее продвигались по административной лестнице, обычно сами становясь кaлонами. Чиновники высших рангов (четвертого и выше) и имевшие почетные титулы участвовали в Национальной ассамблее вместе с настоятелями трех великих монастырей.

Земельные владения дворянских семей были наследственными, но их административные должности и политические позиции на­следственными не являлись. В кругах высшей лхасской знати мож­но было возвыситься до самых вершин власти, стать колоном или регентом, но можно было и пасть с этих вершин, несмотря на все привилегии рождения. Последнее особенно относилось к регентам. За этот пост среди лхасской элиты постоянно шла борьба, и каждая смена регента сопровождалась конфискацией имущества того, кто потерял власть.

 

Местное дворянство

 

Помимо лхасских знатных семей существовали и мест­ные дворяне. Под этим названием объединены разные прослойки и группы привилегированных. Это и наследники древних фами­лий в зависимых княжествах, и местные чиновники при цзонпёнах, и чиновники низшего ранга в армии, почтовой службе и т.д. Все {179} они также владели имениями. В центральных провинциях имелось относительно мало представителей подобного местного дворян­ства. Крестьяне были прикреплены к имениям церковных иерар­хов, монастырей, знати либо управлялись чиновниками, назначен­ными центральным правительством. Например, в районе Пари два цзонпёна с двумя казначеями, одним сборщиком налогов и одним секретарем имели дело непосредственно со старостами деревень, которых выбирали крестьяне. Но здесь же, в Пари, наравне с на­следственными деревенскими старостами управляли несколько местных вождей, владельцев имений, которые не входили в лхасское «бюрократическое» дворянство [Саrrasсо, 1972, р. 134]. В Конпо местные вожди управляли большими земельными владениями. Они формально подчинялись администрации района, но практи­чески имели больше власти в своих владениях, чем местные чинов­ники. В Цаюле несколько деревень не платили налоги, но находи­лись в зависимости от чиновников округа. Жители этих деревень были переселены из Центрального Тибета и получили на новом месте землю на льготных условиях. Но одна из этих деревень уже была пожалована тибетским правительством за службу местно­му чиновнику. Вдова смещенного правителя Поюла после смерти своего мужа получила от правительства Лхасы земельное владение [ibid].

Более ясную картину системы местного управления можно уви­деть в Западном Тибете. Провинцией Нгари управляли два свет­ских губернатора, назначаемых Лхасой на три года. Резиденцией губернаторов служил город Гарток. Губернаторам подчинялись четыре чиновника — правители округов Рутог, Цапаран, Даба и Пуран, их также назначали из Лхасы на три года. На всей тер­ритории провинции почтой заведовал один почтовый чиновник. В провинции находилось много монастырских имений, при этом все монастыри являлись «дочерними» по отношению к монасты­рям Центрального Тибета, и, соответственно, всеми монастырями управляли настоятели и казначеи, которых присылали на три года из Лхасы.

Большое владение с центром в Тарчэне принадлежало бутан-ской церкви, им управляли чиновники из Бутана.

Чиновники администрации в большинстве случаев не имели дела непосредственно с крестьянами. В Нгари 13 территорий нахо­дились под управлением наследственных вождей пён — некоторые территории в земледельческих районах, таких, как Пуран или Цугэ, другие — в скотоводческих. Так, например, в округе Пуран все{180} деревни, не принадлежавшие монастырям, объединялись в три «территории». Наследственные вожди отвечали за поддержание порядка и сбор налогов и подчинялись районному чиновнику в г. Таклакот.

Провинцией Накцзан управляли два цзонпёна, которых назна­чала Лхаса. Цзонпёны находились в Сэнцза. Провинция делилась на районы, управляемые наследственными вождями, собиравшими налоги и передававшими часть их цзонпёнам.

В Намру также имелись местные вожди (дэпа), подчинявшиеся чиновникам из Лхасы. Еще севернее, в Хорпа было пять данни­ческих владений, причем главное из них — Цзэмар — возглавлял вождь с титулом дэпён, считавшийся старшим среди всех пяти. Вожди округа Хор посылали дань непосредственно императорско­му двору один раз в четыре года [ibid., р. 135-136].

Наследственные старосты деревень и наследственные местные вожди составляли низшее звено управления в тибетском обществе. Строго говоря, они не входили в административный аппарат госу­дарства. Как правило, в источниках эти люди лишь упоминаются и нет подробного описания их прав и обязанностей, их функций и т.п.; часто даже трудно отнести конкретное лицо к той или дру­гой категории. Но существование обеих категорий низших управ­ленцев в целом не вызывает сомнений.

 

Княжества

 

На тибетской территории также существовали неболь­шие княжества, или владения, подчинявшиеся непосредственно правительству в Лхасе. Над ними не было власти цзонпёнов или местных чиновников. В этих княжествах имелись свои чиновники и мелкие вожди либо наследственные деревенские старосты.

Крупнейшим полунезависимым владением являлось владение Панчен-ламы с центром в Ташилунпо. Панчен-лама управлял тре­мя районами: Лхацзэ, Пунцок Намгьяллин и Гамрин. Некоторое время под его контролем находилась также территория Камба- цзона. Это были густонаселенные земледельческие районы в доли­не р. Цанпо и часть скотоводческих территорий к северу в районе Чантан. Система управления в Ташилунпо в общем копировала лхасскую.

Существовало местное дворянство, из представителей которого назначались чиновники (дункор), получавшие земельные владения {181} [ibid, р. 139]. Из 28 семей брались светские чиновники, а из 13 се­мей — религиозные. Две фамилии (из 41) являлись боковой ветвью двух лхасских знатных фамилий.

Казначейство Панчен-ламы предоставляло монастырям в Таши-лунпо и их «филиалам» в других районах земельные владения и продовольственные выдачи (ячмень и т.п.).

В Центральном Тибете единственным полунезависимым владе­нием, о котором сохранились сведения, являлось владение одной из знатных лхасских фамилий, Лха Гьяри. Около 1912 г. эту фами­лию возглавляли три брата. Старший из семейства владел большой территорией от перевала Пу до пров. Дагпо, в рамках которой ему принадлежали весь административный район Рончакар, а также район золотодобычи около перевала Пу. Семья Лха Гьяри стала наследственно владеть этой территорией в XIII в.

По этим же сведениям, около 1912 г. второй брат служил офи­цером в тибетской армии и погиб в бою с китайцами, а младший — являлся «живым буддой» в районе Таван.

Полунезависимым княжеством на юго-западе от Лхасы был Поюл. Здесь находился наследственный правитель Каннам- дэпа, плативший дань Лхасе. В то же время правительство Тибета перио­дически назначало в это владение районных чиновников. Около 1910 г. в столице княжества Поюл Това при дэпа имелся совеща­тельный совет из восьми человек. Княжество состояло из пяти вла­дений: Танма, Ката, Гонцза, Като и Ньило во главе с местными вождями — данниками дэпа. В Поюле имелись три владения, при­надлежавшие непосредственно лхасскому правительству, и для управления ими Лхаса назначала трех цзонпёнов. Цзонпёны обычно сами не приезжали в эти владения, а присылали управляющих. Владение Падмако в излучине р. Цанпо принадлежало лично пра­вителю Поюла. Правитель назначал туда трех чиновников, одним из которых всегда был лама.

В Западном Цзане полунезависимым княжеством являлись вла­дения Сакья. Они включали около 60 деревень и около 20 монасты­рей, расположенных в этом районе. У сакьяского иерарха имелись первый министр и штат чиновников. В Амдо и в других районах существовали «дочерние» монастыри Сакья, настоятели которых назначались, или, лучше сказать, определялись, сакьяскими иерар­хами и которые посылали своих послушников и монахов на обуче­ние в Сакья.

В Каме действовали крупные монастыри секты Гэлугпа. Мона­стырь в Чамдо возглавлял «живой будда» Пагпа Лха. Управленческий {182} штат монастыря составляли три главных ламы (ламы-мини­стры) и 24 светских чиновника. Монастырь контролировал терри­торию, на которой проживало более 80 тыс. семей. Непосредст­венно в монастырских имениях находилось более 10 тыс. семей крестьян. К юго-востоку от Чамдо монастырь Дагьяб также воз­главлял «живой будда». Монастырь Чамдо являлся филиалом мо­настыря Сэра, а монастырь Дагьяб — филиалом монастыря Дэггун. Настоятели упомянутых камских монастырей должны были пройти обучение в соответствующих лхасских монастырях, титулы им присваивались Лхасой, тибетское правительство также могло опре­делять назначения внутри монастырской администрации. К западу от Чамдо и Дагьяба находился район Пагшод, владение «живого будды» монастыря Кунделин в Лхасе. Территория Пагшод дели­лась на 6-8 небольших областей, которыми управляли чиновники, назначаемые на три года из Лхасы [ibid., р. 139].

Таким образом, внутри правящего класса тибетского теократи­ческого государства можно определить четыре основные группы: 1) высшая лхасская знать, 2) местные наследственные правители, 3) светские чиновники-дворяне, 4) чиновники-монахи.

Ко второй группе должны быть отнесены вожди полунезависи­мых владений Лха Гьяри и Поюл, правители небольших княжеств Кама, наследственный настоятель монастыря Сакья (являвшийся одновременно правителем полунезависимого владения Сакья), «жи­вые будды» монастырей секты Гэлугпа и др.

В третьем случае мы имеем дело с «дворянскими» семьями, члены которых наделены наследственными семейными поместья­ми. Внутри своих имений они исполняли определенные судебные и административные функции. Они владели имениями на правах несения государственной службы в качестве чиновников. Как чи­новники они к тому же получали жалованье. Чиновничьи долж­ности не являлись наследственными, и каждый дворянин обычно в течение своей жизни занимал разные должности.

Монахи-чиновники, разумеется, тоже не передавали свои долж­ности по наследству. Им не предоставляли земельные владения, но они получали жалованье. Правда, колоны и чиновники на местах (главы районов) получали временно земельное владение в соответ­ствии с их должностью. Во всех случаях для всех представителей правящего класса права на владение землей были связаны с выпол­нением политико-административных функций, и наоборот. Чинов­ники получали свою часть доходов с земли в той или иной фор­ме. Не существовало собственников земли (имений), не занятых {183} на государственной службе, не занятых управлением государства в широком смысле этого слова. С другой стороны, не существова­ло и чиновника, который не имел бы экономических привилегии. Те же сотни семей и лиц, которые владели землей, контролировали также и государственный аппарат, говоря иначе, они-то и пред­ставляли собой государственный аппарат.

 

Земельные отношения

 

Вся земля в Тибете считалась принадлежащей верхов­ному правителю, т.е. Далай-ламе. От имени Далай-ламы произво­дилось наделение крестьян землей для ее обработки в обмен на уплату налогов и выполнение повинностей.

Другая часть земли находилась под непосредственным контро­лем правительства Далай-ламы или его представителей, эту землю обрабатывали мобилизованные с этой целью крестьяне либо на­нимаемые работники, и все доходы с нее поступали государству.

Доходы с обоих видов земель могли поступать прямо в государ­ственные хранилища, а могли быть пожалованы Далай-ламой мо­настырям и знатным семьям (дворянам). Если Далай-лама жаловал землю местному правителю, монастырю или чиновнику за службу, то доход с этой земли шел полностью или частично тому, кому зем­ля была пожалована.

Ч. Белл приводит общие суммы доходов по трем типам зем­левладения за 1917г. Доходы с монастырских земель составили 800 тыс. фунтов (42% всех доходов). К тому же с этих земель ника­ких налогов в казну не поступало. Государственное казначейство собрало с государственных земель доходов на 720 тыс. фунтов (37%). В руки знатных семей от их имений попало доходов на 400 тыс. фунтов (21% всех доходов). Доходы правительства в денежном вы­ражении составили 60 тыс. фунтов, тогда как поставки продукции в натуральном виде — зерне, масле, чае, бумаге, ячьем навозе, сук­не, дереве (строевом лесе), мясе — были оценены в 300 тыс. фунтов. Стоимость выполнения повинностей, главным образом транспорт­ной (улд), составила 200 тыс. фунтов. Различные иные доходы пра­вительства от земли оценивались в 160 тыс. фунтов ([Веll, 1946, р. 165-166]; цит. по [Саrrasсо, 1972, р. 86]).

Таким образом, основными являлись натуральные налоги, а на­логи в денежной форме играли второстепенную роль.

Тибетская система взимания налогов требовала детального и тщательного учета. Постоянно проводились переписи населения {184} и земельные кадастры в каждом районе. Записи о земле и насе­лении имелись также в каждом имении. Финансовое управление в Лхасе, возглавляемое четырьмя цзипёнами, сохраняло документы о всех имениях, принадлежавших государству и знатным семьям. Материалы об имениях, принадлежавших монастырям, хранились в Великом секретариате.

Государство взимало следующие налоги:

1. Подушный налог с каждого человека либо с каждой семьи соответственно ее составу; обычно взимался в денежной форме.

2. Налог на имущество крестьянской семьи, т.е. земельный налог и налог на животных; взимался либо натурой, либо день­гами.

3. Специальный налог на крестьянина натурой или в виде отра­боток за право владения землей.

4. Таможенная пошлина и налоги на провоз товаров деньгами или натурой.

Тибетское правительство получало также доходы от оплаты су­дебных дел, штрафов, от предоставления взаймы зерна и от тор­говли.

Следует добавить, что земельный налог (пункт 2) и специаль­ный налог (пункт 3) государственное казначейство получало лишь с тех крестьян, которые владели участками государственной земли.

 

Земельный налог

 

Крестьяне платили земельный налог в зависимости от размеров земельного участка. Как уже говорилось выше, в Тибете земельный участок измерялся в канах, на одном кане можно было посеять от 10 до 60 кхалов зерна в зависимости от почвы, поэтому кан по-разному исчислялся для разных категорий земли. С каждого кана земли требовали уплаты денежного налога, определенное ко­личество зерна и выполнения в тех или иных размерах транспорт­ной повинности (улы).

По сведениям С.Ч. Даса, государственный земельный налог с каждого кана земли составлял от 50 до 55 унций[13] серебра в год, что равнялось 125 рупиям. Точная сумма налога, уплачиваемая в дан­ном конкретном году, исчислялась в зависимости от урожая этого года. {185}

В каждом районе хранились записи об урожаях прошлых лет и качестве всех земельных участков. Сборщики налога оценива­ли урожай текущего года, качество земли на сегодняшний день и в соответствии с налогом за последние пять лет устанавливали сумму налога на этот год. В благоприятные урожайные годы го­сударство забирало в качестве земельного налога до 2/5 урожая [Саrrasсо, 1972, р. 88].

На землях, впервые введенных в сельскохозяйственный оборот, сборщик обмерял размеры поля и оценивал урожай, причем дол­жен был делать это лично, после чего устанавливалась сумма нало­га, который должно получить государство.

Земельный налог можно было уплатить тремя взносами — в ноябре, декабре и январе; в январе районный чиновник посылал всю сумму в Лхасу.

 

Налоги на домашний скот

 

Налоги на домашний скот взимались по числу голов. По сведениям 1850 г., один раз в три года из каждых десяти овец следовало отдать одну. В конце XVIII в. один раз в не определен­ное точно количество лет, от 13 до 20, брали одну лошадь из каж­дых десяти. Полную картину о взимании этого налога составить трудно.

Крестьяне Тибета страдали от большого числа реквизиций и отработок, количество и величина которых не были строго опреде­лены, а также не были одинаковыми в различных районах. Самой тяжелой и наиболее широко распространенной из отработок была транспортная повинность — ула. Размеры ее зависели от участка земли, которым владела семья. Лицо, имевшее от правительства право на проезд, обеспечиваемый улой, снабжалось подорожной — ламиг. По этой подорожной местные власти должны были предо­ставить проезжающему транспортных животных, продовольствие и людей для сопровождения. От транспортной повинности осво­бождались только владения монастырей. Светские землевладельцы и крестьяне обязаны были нести эту повинность. Но прежде всего все, что требовал проезжающий, брали из крестьянских хозяйств. Крестьянин к тому же вынужден был лично сопровождать владель­ца ламиг, на время пути кормить себя и своих животных и предо­ставлять проезжающему любое продовольствие по первому его тре­бованию. Транспортная повинность наносила большой ущерб хо­зяйству крестьян, зачастую просто разоряя его. {186}

Из хозяйства крестьян государство путем взимания специаль­ного налога и различных реквизиций получало самую разнообраз­ную продукцию. Виды и количество этой продукции в разных райо­нах были различными. Здесь можно назвать масло, сыр, баранину, кожи, шкуры, шерсть, а также ткани (сукно), соль, золото, порох, боеприпасы, бумагу, железо, ящики, палатки и т.д. Получали и ку­рительные палочки, топливо, бамбук, лесной материал (строевой лес), краску.

Отработки также были различными. Крестьяне должны были косить траву и носить воду, ткать сукно, заниматься строительны­ми и горнорудными работами, ремонтом каменных дамб и т.д. Крестьяне обрабатывали земли имений и пасли стада их владель­цев. Наконец, все крестьяне должны были нести воинскую повин­ность.

Вся система сбора налогов и выполнения повинностей была достаточно сложной. Так, например, отдельные районы или дерев­ни могли выплачивать только один вид натурального налога либо выполнять только один вид повинности, и их освобождали от всех остальных видов. Например, в одной деревне вблизи Лхасы ткали одежду для Далай-ламы, и эта деревня не платила никаких иных налогов. Чиновники почтовых станций, офицеры низших рангов и, по всей видимости, старосты деревень и управляющие имений получали участки земли, свободные от уплаты налогов.

В XIX в. сборщики налогов и цзонпёны могли уменьшать сумму земельного налога в случае неурожая или в иных чрезвычайных обстоятельствах. Цзонпёны должны были обращаться с соответст­вующей просьбой в государственное казначейство.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 287 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2227 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.