Процесс складывания различных племён и народностей в огромную империю Карла Великого, охватившую на короткий срок почти всю территорию Западной и значительную часть Центральной Европы, а также процесс распада империи определили собой и характер источников VIII-X вв.
Среди памятников социально-экономической истории значительный интерес представляют полиптики («многолистные книги»), т. е. писцовые книги монастырей. Заслуженной известностью пользуется самая обширная и подробная из всех дошедших до нас писцовых книг, так называемый полиптик аббата Ирминона (полиптик Сен-Жерменского монастыря) (между 811 и 823 гг.). Этот источник является основным для истории церковного землевладения того времени в Нейстрии и представляет собой своего рода аграрную энциклопедию с богатым и разнородным запасом сведений. К сожалению, полиптик Ирминона не дошёл до нас полностью, лишь примерно две пятых текста.
Для каждого из описанных поместий в полиптике указано количество господской земли, угодий, строений, мельниц и т. д. Затем идёт перечисление крестьянских наделов, а также повинностей крестьян, среди которых преобладала барщина, хотя был и натуральный оброк и незначительный денежный оброк.
Всюду, где возникало крупное церковное землевладение, соответствующие церковные организации должны были составлять подобного рода документы, совершенно необходимые для управления крупными поместьями и регулярной эксплуатации зависимого населения. Несмотря на то, что многие из этих документов погибли во время норманских и венгерских набегов, содержащиеся в них сведения дошли до нас, так как были тогда же (или впоследствии) внесены в картулярии, т. е. рукописные сборники, куда вписывались копии с имевшихся в монастыре грамот и других документов, в том числе и с описей.
Ещё один вид документа, который был необходим в крупном монастыре – «Книги дарений», в которые записывались подаренные или переданные монастырю земельные участки, доходы и т. д.
Практическая потребность как в составлении описей поместий, так и в ревизии последних привела к созданию особой инструкции, появившейся вероятно при Карле Великом. Она была составлена для государевых посланцев, выполнявших в данном случае функции ревизоров и объезжавших крупные церковные и королевские поместья.
Инструкцию другого типа представляет собой «Капитулярий о поместьях», изданный около 800 г. В нём были подробно описаны все обязанности как управляющего большим королевским поместьем, так и его подчинённых, распорядок работ, рабочий и домашний инвентарь, порядок снабжения королевского дворца продуктами, конями, повозками и т. д. Это инструкция для безупречного ведения хозяйства, но насколько полно осуществлялись на деле эти предписания – сказать трудно.
Ещё один источник, который говорит о сельском хозяйстве того времени – это памятники изобразительного искусства, а точнее миниатюры каролингских рукописей VIII-IX вв., дающие чрезвычайно ценный материал для истории сельскохозяйственных орудий.
Законодательные памятники каролингского периода более многочисленны, чем в предшествующий и в последующий периоды. Это обусловлено быстрым развитием феодальных отношений, которые требовалось закрепить в новых законах и в многочисленных дополнениях к существующим законам. К тому же управление такой огромной империей требовало усиленного и разнообразного законодательства. Но общего законодательства в империи Карла Великого так и не сложилось. Отдельные части империи настолько отличались друг от друга, что Карл Великий и его преемники даже издавали отдельные законы для итальянских, испанских и даже ряда германских областей. Именно в этот период были записаны Баварская правда (между 739 и 749 г.) и Саксонская правда (780-802 гг.).
Таким образом, в период с середины VIII до начала IX в. у всех германских племён появились свои писаные своды обычного права, действовавшие только на территории данного племени.
Королевские законы каролингского периода назывались с 70-х гг. VIII в капитуляриями, так как текст их был разделён на отдельные параграфы (капитулы); деление это возникло впервые при Пипине Коротком. Капитулярии издавались королями иногда по собственной воле, иногда с одобрений собраний знати. Капитулярии издавались в большом количестве. Полного собрания капитуляриев в ту пору не существовало. Текст их дошёл до нас в различных сборниках, среди других современных им источников.
По своему содержанию капитулярии чрезвычайно ценный источник. Они закрепляли правовые порядки в интересах феодализирующейся знати, церкви и государства. Интересы народа при этом, как правило, не учитывались. Наоборот, законы, записанные в капитуляриях, преследовали тайные крестьянские союзы - гильды и угрожали смертной казнью за неповиновение королевским должностным лицам.
Документальный материал, сохранившийся от VII-IX вв., также более богат, чем для меровингского периода. Несомненно, что в этот период такие акты, как прекарии, коммендации и т. д. составлялись в большом количестве. Но подлинники их утрачены, и мы знаем о них по некоторым копиям в монастырских «книгах дарений» и картуляриях, а также по формуляриям.
Что касается документов, отражающих отношения в верхах общества, то многие из них сохранились даже в подлинниках. Несмотря на многочисленные набеги тех же венгров и норманнов, некоторые монастыри смогли сберечь свои ценнейшие грамоты, на основании которых они владели особыми привилегиями и огромными территориями.
Однако наряду с подлинными грамотами именно от каролингской эпохи до нас дошло также много подложных. Т. е. монахи не только усердно хранили свои документы, ещё усерднее они занимались подделками, и подлинные дипломы часто им были нужны для того, чтобы искуснее фабриковать фальшивки. Как уже говорилось, разные типы документов, в том числе подложных, изучает вспомогательная историческая дисциплина – дипломатика. Кстати, фальшивая грамота не перестаёт быть историческим источником, просто её рассматривают под другим углом зрения: исследуют причину, вызвавшую подлог и установленная причина довольно много говорит об истории изучаемого периода. В частности, обилие подложных грамот в каролингский период свидетельствует о систематическом применении в процессе роста крупного землевладения и закрепощения крестьян подобной формы насилия. Монастыри, таким образом, округляли владения, в особенности за счёт слабых соседей, прежде всего крестьян.
Важнейшим источником для изучения политической истории франкского государства каролингского периода являются анналы. Центром каролингской анналистики сперва стал Лоршский монастырь (вблизи Вормса), где были составлены погодные записи – «Малые Лоршские анналы». Есть ещё «Большие Лоршские анналы», которые на самом деле писались не в Лоршском монастыре, а при дворе Карла Великого, где была сосредоточена официальная анналистка. Их теперь называют «Королевскими анналами» или «Франкскими анналами». По характеру сообщаемых сведений источник больше всего подходит под определение придворного дневника. Главное место в нём занимают описания военных походов, приёмов послов, судебные собрания, путешествия короля и его семьи и т. д.
Имеющийся в анналах фактический материал богат и довольно точен. В них имеются некоторые сообщения о климате, урожаях, смертности, землетрясениях, астрономических явлениях, о хозяйстве, культуре, торговле. По анналам полнее всего восстанавливается военная деятельность Карла Великого и отчасти дипломатическая. Вместе с тем материал анналов довольно односторонен, ему присущ официозный характер, и порой искажает историческую истину.
Наибольшему искажению подверглись записи о военных неудачах в Испании и, особенно, в Саксонии. О неудаче первого похода в Испанию и поражении арьергарда в Ронсевальском ущелье в анналах нет ни слова. Поражения франков в Саксонии превратились в победы, даже тогда, когда франкская армия была полностью уничтожена (битва при Зюнтале, 778 г.). Автор сам выдаёт свою ложь, описывая кровожадную расправу Карла после этой якобы блистательной победы. Под 792 г. в анналах нет ни слова о заговоре сына Карла, Пипина. Таким образом, подбор фактов и их интерпретация подчинены в анналах определённой политической идее – прославлению государства франков и его короля.
Начавшийся после Людовика Благочестивого распад каролингской империи прекратил дальнейшее развитие официозной анналистики.
Из числа прочих источников, относящихся к правлению Карла Великого и его сына, следует отметить биографии императора и политических деятелей. Общепризнанным классическим образцом этого жанра является «Жизнь Карла Великого» Эйнгарда (ок. 768-840). Эйнгард воспитывался в Фульдском монастыре в Тюрингии, в начале 790-х гг. был отправлен в Аахен, где стал членом придворного кружка, т. н. Академии. «Жизнь Карла Великого» была построена под влиянием Светония и построена по образцу его «Жизни 12 цезарей». С одной стороны это обусловило подражательный характер его биографии, но с другой, заставило автора ввести такие темы (внешность, быт и т. д.), которые современные ему писатели совершенно игнорировали.
Порой Эйнгард допускал искажения в угоду Карлу, прославляя его. Все присоединения к территории каролингского государства отнесены только за счёт деятельности Карла. Саксонские войны изображены не как агрессивные, а, наоборот, как оборонительные. Ценнее всего та часть биографии, где имеются данные о личности Карла, его быте, одежде, вкусах. Конечно, и тут обойдены все недостатки, и Карл обрисован с самой наилучшей стороны. Но в целом из труда Эйнгарда мы узнаём много интересных подробностей об образе жизни франкского императора и его окружения. У современников сочинение Эйнгарда пользовалось большой популярностью и вызвало много подражаний. Большое количество списков, сделанных в последующие века, говорит о непрекращающемся внимании к этой биографии, которая была основным источником по истории Кала Великого.
У Людовика Благочестивого тоже есть несколько биографий, наиболее известную из которых составил епископ Трирского округа Теган (нач. IX в.-ок. 863 г.).
Агиография каролингского периода несравненно скуднее, чем в меровингские времена. Тем более, что церковь, укрепив свои позиции, оказывает всё больше влияния на составление житий, которые принимают риторическую окраску, утрачивается их связь с народным творчеством. Теперь героями житий становятся крупные деятели церкви – аббаты, аббатисы, миссионеры, осуществлявшие христианизацию язычников и т.д.
Для времени Карла Великого характерно оживление интереса в области образования и литературы. Стихотворные произведения всех членов Академии и особенно их переписка между собой и с другими политическими и церковными деятелями представляют собой ценные источники для истории культуры, быта и нравов. В них отражены фактически все интересные события тех лет.
Почти сразу после смерти Карла Великого о нём самом и о его царствовании возникли многочисленные прозаические и поэтические легенды. Политическая обстановка IX в. – смуты, войны, норманские набеги – способствовала идеализации недавнего прошлого, поры мощи и славы франкского государства. Эта тенденция исходила отчасти из церковных кругов, но нашла отражение и в народном творчестве, т. к. люди, тяжело страдавшие от набегов и междоусобиц создали в фольклоре величественный образ императора, грозный и для внешних врагов, и для внутренних смутьянов, точнее непокорных знатных феодалов, которые обижают слабых и беззащитных.
Процесс распада каролингской империи нашёл отражение и в источниках. К концу IX в. прекратилось издание капитуляриев, сократилась дипломатическая переписка с другими странами.
Последнее крупное историческое произведение каролингского периода принадлежало перу внука Карла (по женской линии) Нитгарда (ок. 790-ок. 843), полководца Людовика Благочестивого, а затем Карла Лысого. Последний поручил Нитгарду составить историю междоусобных войн («войны трёх братьев») после смерти Людовика. Так появился труд Нитгарда «Четыре книги истории». Несмотря на защиту Карла Лысого, он практически не исказил исторический материал. Но работа осталась незаконченной, так как во время одного из походов Нитгард умер.
Примерно в то же время произошло очень симптоматичное явление в анналах. Королевские анналы прекратили своё существование как единое целое, а списки их, которые были в каждом монастыре, положили начало местным монастырским анналам, которые уже не подвергались нивелирующему влиянию центрального официозного летописания. С конца 830-х гг. оформились главные группы анналов – Фульдские для Германии и Сен-Бертенские для Франции. Названия эти условны, так как относятся не столько к месту составления, сколько к месту хранения древнейших списков этих анналов.
Фульдские анналы относятся большей частью к Германии, описывают её историю, отношения с северными и восточными соседями – Данией, славянами. Король Запада Карл Лысый именуется в них «Галльский тиран», требуют воссоединения империи под властью Людовика Немецкого и других немецких князей.
Сен-Бертенские анналы проявляют тенденции прямо противоположные Фульдским. Они ратовали за подчинение Карлу Лысому и Германии. В силу вражды между правителями западной и восточной части франкского государства анналисты очень свободно говорят о внутренних междоусобицах и семейных распрях у чужих правителей и проявляют сдержанность в сведениях такого рода о своих владыках. Последнюю часть Сен-Бертенских анналов составил архиепископ реймский Гинкмар, который, ради тенденции использовал подложные документы, многие из которых, судя по всему, были составлены по приказу самого Гинкмара.
В Лотарингии тоже была своя хроника, автором которой был аббат Регинон. Он знал о положении и в западной и восточной частях образовавшегося государства, и в Италии. Особо ценная современная ему часть – 892-906 гг. Несмотря на ошибочность хронологии – это единственный источник, дающий цельную картину событий конца IX-начала X вв.
Ожесточённая борьба между последними Каролингами ещё ярче, чем в анналах проявилась в публицистических трактатах IX в. Один из них был составлен тем же Гинкмаром и называется «О дворцовом и государственном управлении» (ок. 882 г.). Он был составлен для обучения Людовика Заики и ставит целью защитить притязания магнатов, особенно епископов, на руководящее положение в стране. Король же должен быть лишь исполнителем воли крупных церковных феодалов. Для доказательства этого положения Гинкмар, как и в анналах, прибегнул к фальсификации документов и фабрикации подложных актов.
Лекция 7.