Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Источники по истории позднего Рима.




Характер источников был одинаков – и на западе, и на востоке.

В V в. в вестготском, остготском, бургундском государствах законы германцев сосуществовали с римским правом. История писалась главным образом христианскими епископами, происходившими из местного римского населения. Язык официальных документов – латинский; греческий язык – только в азиатских провинциях и в Египте. Повествовательные источники – на обоих языках, поэтому образованные люди знали и тот, и другой.

Степень сохранения источников – разная. Из документального материала лучше всего сохранились тексты надписей на камне (сообщения о победах, надгробные надписи), т. е. эпиграфика. Основной писчий материал той поры был папирус, но он сохранился плохо (только в Египте), особенно документы. Тексты же античных авторов, своды законов – лучше, т. к. в IV-VII вв. они были переписаны на пергамен: материал из овечьей, козьей, телячьей кожи.

Огромное значение для этой эпохи приобретают правовые источники – о положении рабов и колонов, рабочих в мастерских, налоговом обложении. Особенно важен Кодекс Феодосия, где указы были расположены в хронологическом порядке; а также акты церковных соборов, т. к. христианская церковь приобретает огромное значение.

Было также несколько значительных нарративных источников:

Аммиан Марцеллин (330-кон. IV в.) – грек. Участвовал в войнах Юлиана на Востоке и в Галлии. Написал «Деяния» в 31 книге – как продолжение Тацита. Дошли до нас 18 книг (охватывают 353-378 гг.) – записаны ок. 390 г. Это единственный рассказ о войнах империи с персами, готами, аламаннами, франками, бургундами.

Зосим (вторая половина V в.) – «История Римской империи» - конец IV - начало V вв.- до 410 г. – на основе хороших, ныне утраченных источников.

Также были римские консульские фасты – римский официальный список консулов. Туда добавлялись краткие записи о важнейших государственных событиях, случившихся в том или ином году в Риме, Равенне, Константинополе, до конца VI в. (далее редактировались, получали всё новые и новые продолжения).

В IV-V вв. сложился новый тип исторического произведения, оказавший огромное влияние на всю раннюю средневековую историографию. Это всемирные хроники, составленные христианскими историками. Они возникли в пору распространения христианства и его утверждения в качестве государственной религии, когда явилась «потребность дополнить мировую империю мировой религией». Ядром римской историографии была история Рима, завоевавшего всё Средиземноморье. К IV в. эта концепция уже утратила своё прежнее значение. Рим перестал быть центром средиземноморского мира и столицей империи. Сама империя раскололась на две части, с преобладанием восточной, где были наиболее передовые области эллинистического Востока. Именно там и зародилась новая историографическая концепция, в основе которой была не история римской державы, а история всего Средиземноморья, т. е. в том числе и народов ближнего Востока. Т. о. хронологические и территориальные рамки исторического процесса оказались широко раздвинутыми и римская история не только стала последним по времени звеном, но и уступила своё прежнее первенствующее место т. н. «священной истории» – т. е. истории еврейского народа, христианства и христианской церкви.

Своё первое воплощение этот новый взгляд на историю получил в трудах епископа Кесарийского Евсевия (ок. 267-338). У него – огромная библиотека (античные и церковные книги), следовательно, использовал огромное количество не дошедших до нас сочинений. Главное – «Хроника»: 1 ч.- о хронологических системах античности, Древнего Востока, библейской системы; 2 ч.- всемирная история от сотворения мира (5507 г. до н. э. – по расчётам на Библии) до 325 г. н. э. – всё синхронически в параллельных столбцах на основе хронологических расчётов, произведённых в первой части.

Другой труд Евсевия – «Церковная история» – до 325 г. – это одно из главнейших произведений по истории ранней христианской церкви – за вычетом легендарных элементов.

Сочинения Евсевия Кесарийского явились родоначальниками широко развившейся в IV-V вв. христианской историографии. Её плюс – вместо узких рамок римской историографии – расширила исторический горизонт, включив восточные народы; но был и минус – в противовес античному истолкованию истории, при котором главную роль принадлежала людям, христианская концепция выдвинула на первый план в качестве движущей силы божественное провидение (провиденциализм).

В сочинениях Евсевия появилась ещё одна важная историко-политическая мысль. Римскую империю изображал преемницей и наследницей великих древних империй, развивая схему 4-х монархий, последовательно сменявших друг друга:

Ассиро-вавилонской;

Мидо-персидской;

Греко-македонской;

Римской.

Римская империя не противопоставлялась христианству, наоборот, она поддерживалась и освящалась церковью, т. е. должна была обосновать и укрепить союз империи с церковью.

На Западе, в Западной Римской империи, где не было народов, имевших до римского завоевания своей развитой и записанной истории, концепция Евсевия не могла прижиться в чистом своём виде. Для Запада Рим и его история продолжали сохранять большее значение, чем на Востоке. Поэтому на Западе продолжали переписывать и комментировать труды римских историков и в IV-V вв. Самая популярная – сокращённая история Рима Евтропия (до 363 г.) – затем в VIII в. её переработал лангобардский историк Павел Диакон, и она стала основным источником, из которого средневековье черпало свои знания по истории Рима.

Августин Аврелий, епископ Гиппонский – «О граде Божьем» – которое оказало огромное воздействие на богословскую, философскую, историческую мысль западноевропейского общества. Написано оно было в 410-426 гг. Главное – провиденциализм. Земное государство подвержено различным бедствиям (например, языческому Риму уготована гибель. Но христианская церковь не должна связывать своей судьбы с Римом. Со времён Константина возникло новое христианское государство (Византия), следовательно, будет победа божьего царства, победа добра над злом. История человечества – это история божьего промысла. Т. о. главное – это христианская церковь.

В сочинении марсельского священника Сальвиана (ум. ок. 480) «Об управлении божьем» – написано ок. 440-450 гг. – уже восторженно приветствуются варвары как освободители от ига Римской империи. В патетическом духе Сальвиан резко критиковал рабовладельческий строй и римские порядки в Галлии, обличал тех, кто от бедных людей отнимал последнее добро для удовлетворения жадности богачей. Он восхищался чистотой нравов германцев, особенно готов, восхвалял их образ жизни. Он – последователь Августина, но иначе разрешал вопрос о будущем христианской церкви. Спасение – не в союзе с Византией, а в союзе с германцами.

Всемирная хроника Евсевия Кесарийского послужила основой для изображения в христианском духе истории не только прошлых веков. Постепенно продолжения «хроники» имели всё менее и менее «всемирный» характер, превратившись, в конце концов, в политическую историю начального периода того или иного германского государства. Именно эти последние части и имеют наибольшую ценность.

В IV-V вв. появляются первые жития святых (агиография), главным образом христианских мучеников, погибших во время гонений на христиан. Они большей частью легендарны, следовательно, источник недостоверный. Но в них есть очень ценные сведения об отдельных событиях или по истории быта. Расцвет житийной историографии относится к раннему средневековью.

 

Лекция 3.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2148 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2152 - | 2108 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.