Около 120 г. н. э. он написал самый важный из дошедших до нас трудов его — «Vitae XII imperatorum» («Жизнь двенадцати цезарей»), от Юлия Цезаря до Домициана. В своем произведении он дает цепь биографий, в каждой биографии вместо последовательности событий предлагает читателю россыпь фактов. Его императоры проходят перед судом читателя, как бы сдавая экзамен на хорошего правителя; и как на экзамене, в расчет принимаются не мотивы их действий, а только сами действия и их результаты. Исторического фона Светоний не показывает: в лучшем случае, он напоминает о нем, предполагая все значительные события известными читателю. Все, что происходит на огромных пространствах империи, проникает в рассказ Светония лишь глухими отголосками. Зато фигура императора, заслоняющая все остальные, выписана со всеми возможными подробностями: здесь, в изображении человека, олицетворяющего собой всю римскую державу, для Светония нет несущественных мелочей. Кроме того, подробности частной жизни императора, конечно, позволяли придать повествованию ту занимательность, которой так дорожил Светоний и его читатели. чтобы оценить деятельность императора, нужно сопоставить ее с деятельностью других императоров и с требованиями, предъявляемыми к идеальному правителю. Группировка фактов должна допускать такое сравнение, следовательно, она должна быть не хронологической, отдельной для каждого императора, а логической, общей для всех. Именно такую логическую схему разрабатывает Светоний для своих биографий. Биография членится на разделы, разделы на рубрики, рубрики на подрубрики, подрубрики на пункты, под пунктами перечисляются факты. Биографическая схема Светония состоит из четырех разделов: жизнь императора до прихода к власти; государственная деятельность; частная жизнь; смерть и погребение. В первом и последнем разделе по необходимости автор придерживается хронологической последовательности событий; но средние, основные разделы, охватывающие время правления императора, целиком построены по логической схеме с рубриками и подрубриками. "Не в последовательности времени, а в последовательности предметов" – таков основной принцип светониевского повествования. Эти "предметы", определяющие членение разделов на рубрики, неизменны во всех биографиях. В разделе о государственной деятельности это – занимаемые должности, политические новшества, социальная политика, суд и законодательство, военные предприятия, постройки, раздачи, зрелища и т.д. В разделе о частной жизни это – наружность, здоровье, образ жизни (одежда, еда, сон), нрав (и безнравственность), образованность, ученые и литературные занятия, вера и суеверия и т.д. Особую группу рубрик составляют такие черты характера, как милосердие, доброта, щедрость (или, наоборот, жестокость, зависть, алчность и пр.), как отношение к родным, друзьям, клиентам и т.д., в зависимости от того, насколько сказывались эти черты личности на государственных и частных делах.
Композиция определяет стиль. Ни живость рассказа, ни яркость картин для общих целей Светония не нужны: ему нужны лишь точность, ясность и краткость. Его стиль – стиль не художественной, а деловой речи. Истоки этого стиля следует искать в практике императорских канцелярий.
Фактичность – главное качество сочинения Светония. Трудно сказать что-нибудь определенное о личных воззрениях Светония. Историк не делал открытий, он только иллюстрировал фактами общие места, уже принятые на веру как им самим, так и его читателями. Были попытки выделить в его концепции элементы сенатской или всаднической идеологии, но результаты оказывались весьма спорными. Его взгляды – не взгляды партии, а взгляды толпы, как удачно выразился когда-то один из исследователей. Поэтому результаты его оценки предопределены заранее: они официальны и общепризнанны. Мерилом императорских достоинств и недостатков для Светония является тот образ идеального правителя, формирование и черты которого обрисованы в предыдущей статье. Из героев Светония ближе всего к этому образу подходили Август и Тит.
Своеобразная структура сочинения Светония позволяет сделать догадку о том, каков был его метод работы с источниками. По-видимому, он, заранее выработав систему биографических рубрик, просматривал одно сочинение за другим, делая выписки для каждой рубрики и подрубрики, а потом излагал накопившийся материал в своей излюбленной форме иллюстративных перечней. Источники, пересмотренные таким образом, должны были быть очень обширны и разнородны: анналы, монографии, воспоминания, генеалогии, памфлеты, речи, письма, сенатские и городские ведомости, законы, эдикты и даже вещественные памятники. В ссылках он упоминает более тридцати авторов, из которых иные (Акторий Назон, Юлий Марат, Юлий Сатурнин, Аквилий Нигер) не упоминаются более никем. Подавляющее большинство этих ссылок относится к писателям времени Цезаря и Августа, упоминания о позднейших авторах единичны: чувствуется, что памятники политической борьбы конца республики были более интересным материалом для историка, чем скованная императорским режимом историография принципата.
В античности существовало два типа биографии, сложившихся в эпоху эллинизма: один, выработанный на жизнеописании политических деятелей, строился по хронологическому плану, как художественное повествование (как впоследствии у Плутарха). Другой, выработанный на жизнеописании писателей и философов, строился по рубрикам, как предварительное собрание материалов (как у Светония в сочинении "О знаменитых людях"). Новаторство Светония заключалось в том, что он впервые перенес схему второго типа на материал первого типа. Для нас Светоний – первый создатель и представитель нового типа биографии, а толчком к созданию этого типа явилась потребность эпохи Траяна и Адриана в отчетливой, подтвержденной фактами оценке деятельности каждого императора предшествующих династий. И так как подобного рода пересмотр взглядов на прошлое неизбежно производился впоследствии на каждом большом историческом повороте, то светониевская схема была с готовностью принята и биографами дальнейших веков.
Марий Максим во II в. написал несохранившееся продолжение светониевских биографий, шесть загадочных "писателей истории Августов" довели вереницу жизнеописаний до воцарения Диоклетиана в 284 г., и даже много спустя после крушения Римской империи Эйнхард в своей хвалебной биографии Карла Великого тщательно воспроизводил светониевские рубрики. Так Светоний сам оказался образцом для большой и влиятельной исторической традиции.
Светоний не был ни глубоким мыслителем, ни гениальным художником. Но он был достаточно чуток, чтобы уловить требования своего времени, и достаточно умен и смел, чтобы найти для своего отклика лучшую из возможных форм. Поэтому его книга в равной мере осталась ценнейшим литературным памятником как для эпохи, описываемой в ней, так и для эпохи писавшего.
Филэллинистическая историография эпохи Антонинов
Плутарх: вершина античной биографии
В правление Антонинов (96 – 192 гг.) греки заняли заметное место в импепрской правящей элите. Многие императоры данной династии и особенно Адриан, Марк Аврелий подчеркнуто покровительствовали эллинам. Не случайно в это время наиболее значительные исторические труды написаны греками. Самым известным автором из этой плеяды несомненно являлся Плутарх.
Плутарх был сыном знатного беотийца Аристобула, который сам был биографом и философом. Родился около 46 г. н.э. в городе Херонея. был лично знаком с императором Траяном Адрианом. Адриан назначил Плутарха губернатором прови нции Ахайи, как тогда называлась Эллада. Большую часть жизни Плутарх прожил в родном городе, где руководил образовательным учреждением. Умер Плутарх в 127 г.
Литературное наследие Плутарха огромно. Только в так называемом каталоге Ламприаса содержится 227 названий его произведений. Список работ Плутарха возможно составил его сын, но и при этом он не включает всего, что написал Плутарх.
Популярность Плутарху принесли прежде всего "Параллельные жизнеописания". Всего до нас дошло 22 сравнительных жизнеописания, причем одно из них представляет сдвоенную сравнительную характеристику "Агиса и Клеомена» с "Гракхами" и четыре отдельных биографии Артаксеркса, Арата, Гальбы и Отона. Этот вывод напрашивается из-за хронологии биографий знаменитых греков, которые стоят первыми в парах с римлянами. "Жизнеописания" Плутарха поражают читателя глубиной произведенных автором исследований. Плутарх переработал много источников, и, хотя он непосредственно не ссылается на них, очевидно что их изучение, исследование и осмысление заняло у него много лет. Написание биографий знаменитых римлян давалось Плутарху гораздо труднее, так как он в несовершенстве владел латинским языком, который начал изучать на склоне лет.
Общую схему биографий можно описать следующим образом - описание рождение героя, особенности характера в юности, описание зрелой жизни и обстоятельства смерти; в каждом разделе автор рассматривает действия героев с этической точки зрения.
Плутарх никогда не утверждал, что является историком, а считал, что написание биографий - это отдельный жанр. Его целью было заставить читателя восхищаться героическими поступками героев, и никогда Плутарх не скрывал собственных симпатий - особенно теплыми словами Плутарх описывает высказывания и действия спартанских царей и полководцев, и особенно ядовитые и несправедливые слова использует автор говоря о Геродоте,
Аппиан: историк региональных и гражданских войн
Аппиан (II в. н.э., точные даты жизни не известны) родился в семье аристократа из Александрии Египетской. Переселившись в Рим, был зачислен в сословие всадников. Занимался адвокатурой, служил в императорской администрации. Написал по-гречески «Римскую историю» в 24 книгах, из которых 23 посвящены истории отдельных регионов, а XVII – гражданским войнам. Свою "Римскую историю" Аппиан разделил на 24 книги (в античном понимании этого термина). Малоазийская), XI - "Сирийская", XII - "Митридатова" (войны римлян с Митридатом Эвпатором и его преемниками), XIII-XVII - первые 7 глав XIII книги образуют особое вступление, где излагается краткая история борьбы за ager publicus - общественную землю), XVIII-XXI книги "Римской истории" Аппиана целиком не сохранилась.
От положенного в основу "Римской истории" этнического принципа Аппиану пришлось отступить при изложении гражданских войн При всех недочетах, свойственных "Гражданским войнам", отчасти отмеченных выше при общей характеристике "Римской истории", должно сказать: "Гражданские войны" - единственный памятник античной историографии из числа дошедших до нас, в котором дано связное изложение событий, начиная с эпохи Гракхов и кончая преддверием к последней борьбе между Антонием и Октавианом, закончившейся победой последнего при Акциуме, сыгравшей столь важную роль в истории античности.
Арриан: биограф и регионалист
Родился Арриан в Вифинии, в Малой Азии. Год рождения точно не известен, по-видимому, около 90-95 г., а умер предположительно в 175 г. Его родной город — Никомедия, сыгравший немалую роль в истории Рима. Полное имя автора «Похода Александра» — Квинт Эппий Флавий Арриан. Будучи выходцем из видной семьи, Арриан получил блестящее образование. Владея греческим и латинским языками, он был чрезвычайно удобным лицом для представления римских интересов в греческих городах. Как все юноши его круга, собиравшиеся проложить себе путь в римское общество, он получил хорошую подготовку в области риторики и философии. Как писатель он подражал Ксенофонту (430-355 гг. до н. э.), известному ученику Сократа. Как и Ксенофонт, он был подготовлен к карьере военного-практика, так же как и Ксенофонт, обучался красноречию и философии. О его риторическом искусстве дают представление речи, включенные в «Поход Александра». Философским идеалом Арриана был Эпиктет (приблизительно 50-133 гг. н. э.). У него Арриан, по-видимому, учился в Никомедии между 112 и 116г. В этическом учении Эпиктета встречается немало общего с ранним христианством.. Арриан настолько увлекся своим учителем, что записал «беседы Эпиктета» и «Руководство по учению Эпиктета», не стремясь, по-видимому, опубликовать их. Язык этих записей прост, легко доступен читателю. Стоическая философия Эпиктета, особенно популярная во II в., утверждала, что в мироздании господствует мудрое и справедливое провидение. Это придавало учению Эпиктета характер монотеистической религии, в которой нуждалось Римское государство в период империи. Его поддерживали даже некоторые императоры, как, например, известный «философ на престоле» Марк Аврелий.
После своих философских трактатов Арриан создал труды о путешествиях и военных делах, как это делал Ксенофонт. Арриан с молодых лет был хорошо обучен военному делу. Описание стран явно обнаруживает в нем специалиста-стратега. Для нас особо интересно данное Аррианом описание побережья Черного моря. Точное знание этого района для римской экспансии было крайне необходимо. Это «Описание» распадается на три части. Первую часть он адресует императору Адриану; она повествует о посещении Аррианом Черного моря, пред принятом им в 131 г. по поручению императора. Вторая часть скупа на описания, в ней говорится только о расстояниях между пунктами на побережье от Фракийского Боспора до Трапезунта. Третья часть содержала описание путешествия от Себастополиса (Диоскуриады) до Византии. Все три части служили разным целям. Если первая удовлетворяла больше об-щегеографическим интересам, то остальные две преследовали практические цели; они представляли собой навигационные справочники. В древности описание таких маршрутов было очень распространено. Ими пользовались купцы-мореходы, отправляющиеся в неизведанные страны. Особое же значение они имели для военно-морских походов, давая представление о том, где следовало размещать гарнизоны во вновь завоеванных странах.
После окончания обучения философии в 116 г. Арриан в составе сенатской комиссии определял точные границы «священной» земли Дельфийского храма.В 121-124 гг. император Адриан присвоил Арриану звание консула. С 131 до 137 г. он в качестве личного легата императора управлял провинцией Каппадокией на восточных рубежах империи. Каппадокия подвергалась тогда непрерывным нападениям со стороны аланов, и император Адриан вынужден был послать туда опытного в военных делах человека. По-видимому, выбор был сделан удачно.
В 136 г. император Адриан поручил Арриану составить новый труд по тактике. По-видимому, Адриану хотелось, чтобы такая книга имела характер учебника для подготовки военачальников. Это пособие распадается на два раздела. В первом Арриан излагал тактику предшествующего периода, т. е. греков и македонцев, а вторая часть объясняла смысл и значение реформ Адриана в области кавалерийской тактики. Для первой части Арриану пришлось использовать специальную литературу, а во второй части он разъясняет специальную терминологию. К тому же кругу вопросов относится «История аланов», несомненно возникшая во время управления Каппадокией. Из этой книги сохранился отрывок — «Построение против аланов», в котором излагается разница между греческой и римской тактикой.
С конца правления Адриана Арриан отстраняется от участия в римской государственной и военной жизни. Причины этого нам неизвестны. Отныне он, пожалуй, интенсивнее и больше, чем раньше, посвятил себя литературной деятельности.
Что, по представлению Арриана, входило в понятие биографии, необходимо знать при изучении его «Похода Александра», задуманного в значительной мере как биографическое произведение. Центральное место в творчестве Арриана занимает «Поход Александра». Это лучшее изложение деятельности Александра, написанное в древности. Чувствуется влияние «Анабасиса» Ксенофонта. Как и «Анабасис», «Поход» состоит из семи разделов.
Позднеримская историография
«История императорской власти после Марка в восьми книгах»
Геродиана.
Наиболее видными представителями исторической науки III-IV вв. в Римской империи, как и в предшествующий период, были греки. В отличие от своих предшественников эпохи Антонинов исотрические произведения создавали не только входившие в высший свет имперскго общества, но и люди относительно скромного социального.статуса. Исторические труды создаются кА сенатотрами (Дион Кассий), так и императорскими вольноотпущенникаи (Геродиан), офицерами среднего ранга (Аммиан Марцеллин).
Геродиан родился, вероятно, около 165 г.н.э. и умер около 240-255 гг. Хронологический охват истории Геродиана — 59 лет: от смерти Марка Аврелия в 180г. н. э. до начала единоличного правления Гордиана III в 238 г.н.э. Геродианова «История императоров после Марка Аврелия» делится на 8 книг. В центре внимания Геродиана, как и у Светония, всегда император — его личность и деятельность, образ жизни и судьба. Однако план и характер изложения у Геродиана очень далек от биографических схем Светония и «Scriptores Historiae Augustae» (SHA). Преисполненный глубокого уважения к императорской власти и ее носителям, Геродиан старается по возможности избежать всего того, что слишком компрометировало личность императоров.
Довольно многочисленные речи, само собой разумеется, составлены самим историком. Впрочем, об этом Геродиан достаточно ясно предупреждает читателя. Когда говорят об общем характере истории Геродиана, то в первую очередь отмечают непонимание им сущности описываемой эпохи. Нет анализа исторических событий, нет и общей картины состояния империи в политическом, социальном или экономическом отношении.
Геродиан наглядно показал первенствующее значение армии во внутренней жизни государства, роль ее в устранении императоров и замещении вакантного престола. Ясно видно падение престижа сената, который поднимал голову только при императорах, считавших нужным не только оказывать внешние знаки уважения сенату, но и править в согласии с ним. К таким государям историк относится с особой симпатией. В то же время перед лицом императоров, попиравших достоинство сената, и сенат в целом, и отдельные члены сенаторского сословия оказывались бессильными. Очень удачно один из исследователей говорит, что на страницах истории Геродиана временами появляется «фантом римского народа». Вопрос об источниках Геродиана представляет особые трудности...
Геродиан чрезвычайно скупо осведомляет читателя о том, как ему стали известны те или иные описываемые им события или явления.
«Римская история» Диона Кассия
Кассий Дион Кокцейан (ок. 155 – ок. 235 г.) был грекоязычным уроженцем Вифинского царства в Малой Азии. Родился он в Никее (совр. Изник на северо-западе Турции). Наиболее известное произведение Диона – Римская история в 80 книгах.
Карьера и опыт Диона явились хорошей подготовкой для написания истории. В правление Коммода он стал членом римского сената, при императоре Пертинаксе – претором (194), дважды был консулом. Дион приобрел также большой административный опыт в провинциях Римской империи, будучи наместником в Африке, Далмации и Паннонии, что, разумеется, весьма пригодилось ему в работе. Дион сообщает, что он изучил практически все письменные источники, относящиеся к периоду, охваченному его Историей, и произвел тщательный отбор материала, стараясь излагать его, насколько позволяли факты, как можно изящнее. Его труд охватывает период от основания Рима (традиционная дата 753 до н.э.) до 229 н.э. От Истории Диона сохранилось около трети. Кроме того, мы имеем извлечения и эпитомы утраченных книг, составленные другими авторами. Следуя традиционной римской историографии, Дион группировал события Истории по годам, однако нередко он прослеживает события сразу на протяжении нескольких лет. По стилю Дион напоминает Фукидида. Кроме Истории, плода 22-летнего труда, Дион написал утраченные ныне жизнеописание Арриана, своего коллеги-историка, и сочинение о снах и знамениях в царствование Септимия Севера.