В Византии разложение античных традиций шло медленнее, следовательно, связь с античной культурой оставалась достаточно большой. Причём эта связь постоянно подчёркивалась византийскими культурными деятелями не только в V-VI вв., но и на протяжении всей истории Византии.
Главным источником по социально-экономической истории Византийской империи VI в. является свод римского права, составленный в 528-534 гг. при Юстиниане и носящий его имя (кодекс Юстиниана, состоящий из 4 частей). Ценность Кодекса Юстиниана как источника в том, что в нём проявились черты, характерные для кризиса рабовладения, например, обширный материал по истории колоната и вообще по истории крестьянства.
Для характеристики социально-экономического строя Империи наибольшее значение имеют «Новеллы» Юстиниана, а также последующих императоров, касающиеся разных вопросов – землевладения, рабовладения, колоната, управления провинциями, налогового обложения, административного и военного управления, международных отношений.
Кодекс Юстиниана в XII в. получил название «Свод гражданского права». Когда в странах Западной Европы началось развитие товарно-денежных отношений, он стал главным источником для ознакомления юристов (легистов) с римским гражданским правом. Они его изучали, комментировали, преподавали в школах.
В византийских повествовательных источниках VI в. содержались сведения главным образом по политической истории империи. Особенно важны сведения трёх, продолжавших друг друга историков: Прокопия Кесарийского, Агафия Миринейского «О царствовании Юстиниана» и Менандра Протиктора, сочинения которых связаны между собой.
Прокопий Кесарийский (конец V в.- ок. 562 г.) принадлежал к высшей бюрократии империи, занимая должность секретаря и советника по юридической части при полководце Велисарии. Т. е. положение у него было высокое, и он был достаточно хорошо осведомлён обо всём, что происходило в империи, был очевидцем многих событий, отличался большой наблюдательностью.
Главное его сочинение – «История войн» в 8 книгах: 1, 2 – с персами, 3, 4 – с вандалами, 5, 6, 7 – с готами, 8 – обзор событий (до 554 г.). В сочинении очень много географических и этнографических данных, а также сведений о внутренней политике, о восстании «Ника» (532 г.).
Перу Юстиниана принадлежат ещё 2 значительных работы. Одна – «О постройках» – в панегирическом духе описывается строительная политика Юстиниана, города и крепости, что были возведены по его приказу. Другое произведение – «Тайная история» (550 г.), где подробно освещено внутреннее положение империи, написано в резко враждебном Юстиниану тоне – и у народа тяжёлое положение, и огромные налоги, и злоупотребления администрации. Всё это – от жестокой и корыстолюбивой политики правительства. Сам Юстиниан и его жена Феодора, и некоторые высшие чиновники обрисованы Прокопием как злобные, порочные люди.
Т. е. вроде бы описано всё верно, но на первом плане – личная вражда автора к императору, поэтому картина получается несколько искажённая. Некоторые исследователи даже сомневались – истинно ли?! Поэтому на первого публикатора (1623 г.) пало подозрение в подлоге. Но на основе анализа памятника и сведений, сохранившихся об этом сочинении Прокопия у позднейших византийских писателей, доказали авторство Прокопия.
Следует упомянуть сочинение о военном искусстве «Стратегикон», которое ранее приписывалось императору Маврикию (582-602), но на самом деле написанное кем-то из его современников (обычно автора называют Псевдо-Маврикием). Этот трактат содержит сведения о военной тактике, вооружении славян, о чертах их быта. По богатству сведений военного характера трактат не имеет себе равных и для последующих столетий. Главная его цель – изучить способы ведения войны, научиться бороться со славянами.
В VI в. от общего русла всемирных хроник отделились византийские всемирные хроники (т. н. хронографы), имевшие некоторые особенности. Авторами их были в основном монахи, в то время как труды по современности были написаны в основном представителями константинопольской знати. Монахи – люди не очень образованные, писали свои хроники на обычном разговорном языке. Историю древнего мира они излагали на основе Библии и церковной истории с некоторыми добавлениями из греческой мифологии, истории Египта, Ассирии, Рима. Произведения античной литературы они часто перерабатывали, что приводило к грубым ошибкам.
Но эти хронографы в течение многих веков были излюбленным чтением греческого монашества, а часто и народа (особенно в городах), поэтому многие из этих хронографов сохранились в многочисленных списках, и, начиная с IX в., стали переводиться на другие языки.
Лекция 4.
Общая характеристика источников раннего средневековья
Разница в формах развития феодализма в различных странах (во Франции, Италии, Испании – быстрее, в других частях Европы – медленнее) обусловила некоторые различия в характере источников этого периода, так как присущие данной ступени развития источники и появлялись не одновременно. Однако, несмотря на эти отличия, источники этого периода представляют собой вполне определённую группу, отражая главные черты процесса феодализации. Археология даёт для этого периода очень ценные сведения, характеризующие уровень развития производительных сил. Письменные источники в целом немногочисленны, не только потому, что многие из них утрачены, но и в силу неразвитости общества вообще. Лишь в Византии, где сохранялись большие города и централизованное государство, экономические связи, политическая жизнь были более разносторонние, а уровень культуры – несравненно выше, чем на Западе. Поэтому там не было такого оскудения источников, как на Западе.
Появление новых отношений в варварских государствах потребовало появления писаных законов, регулирующих отношения германцев как между собой, так и с населением завоёванных провинций. Поэтому, в записанных начиная с V в. законах, старые народные обычаи претерпели некоторые изменения. Для начальной стадии становления феодализма эти законы являются единственными письменными источниками, отражающими социально-экономические отношения – и формы собственности, и начинающуюся социальную дифференциацию, и пережитки общинно-родового строя. Такие же писаные законы возникли в течение V-X вв. у других народов Европы.
По своему характеру варварские «правды» примерно однотипны, так как фиксируют примерно один и тот же уровень развития общества.
Вначале правды (лат. lex – закон) представляли собой не законодательные акты королевской власти, а запись обычного права, т. е. правовых норм, выработавшихся в обществе естественным путём. Такая запись осуществлялась путём опроса сведущих лиц, иногда по инициативе короля, но всегда с одобрения этих лиц. Совпадение в различных правдах отдельных статей объясняется тождеством условий, вызвавших их к жизни. По этой же причине памятник византийского обычного права – «Земледельческий закон» также имеет много черт сходства с правдами народов Западной Европы.
С развитием феодального общества текст правд изменялся и дополнялся. На этой стадии народ уже не принимал участия в законодательстве, т. к. законодательную функцию монополизировала крепнущая государственная власть. Новые законы постепенно изменяли отдельные постановления обычного права. Таким образом, правды постепенно отмирали. В целом они продержались примерно до X в., а в некоторых исключительных условиях (в Испании) и позже. Некоторые статьи, главным образом уголовного характера, перешли в обычное право последующих веков.
Документальный материал по истории раннего средневековья, кроме как по истории Византии, довольно скуден. Помимо того, что до нас дошла лишь малая часть существовавших актов, сама общественная жизнь того времени была такова, что мало, где требовалось официальное закрепление этих отношений в документах. Управление государством было ещё примитивным, торговые связи очень слабые. Но помимо немногих сохранившихся документов, мы располагаем другим источником, отчасти заменяющим исчезнувшие грамоты. Это сборники формул (иногда их называют формуляриями), т. е. сборники текстов типичных грамот, составленные в качестве образцов, по которым писались реальные документы. В формулах нет имён, дат, конкретных описаний земель, вообще конкретных данных. Но сам факт их существования говорит о типичности явлений, которые в них описаны. Например, это очень ценный источник для исследований отношений собственности. Сборники формул существовали и в более поздние века, но для последующих веков их значение как исторического источника резко падает, так как документов становилось всё больше, причём с конкретными данными и абстрактные данные формул отодвигаются на задний план. А для раннего средневековья вследствие незначительности сохранившегося материала, данные сборников формул имеют исключительное значение.
В VIII-IX вв. появляются источники, непосредственнее и богаче отражающие состояние экономики, чем правды, сборники формул и грамоты. В монастырях возникли подробные описи поместий (так называемые полиптики), книги с копиями грамот и других документов (картулярии); появляются инструкции по управлению крупными поместьями. С их помощью историки могут представить себе процессы, проходившие в крупном феодальном землевладении. Но для истории других форм землевладения источники чрезвычайно скудны. Для воссоздания политической и отчасти социальной истории отдельных стран в раннем средневековье являются анналы и «истории» отдельных народов.
Анналами (annales, от лат. annus – год) назывались в Западной Европе летописи. Унаследованные от Рима, они появились в монастырях с VI в. и вначале имели форму кратких и даже кратчайших заметок на пасхальных таблицах, где вперёд на несколько лет были указаны дни празднования подвижного христианского праздника пасхи. Первые записи и появились против отдельных годов на этих таблицах, причём далеко не каждый год отмечался каким-либо событием. Затем записи становились всё более частыми и заносились уже в специальные рукописи. С конца VII в. во многих монастырях анналы велись уже систематически из года в год. Следует отметить, что между ранними анналами существует часто полное совпадение текста, так как монастыри обменивались анналами для проверки пополнения своих записей. В VIII-IX вв. появились анналы более широкого территориального охвата. Кроме того, анналы всё более становятся выразителями официальной идеологии. Возникает официальная анналистика: во Франкском королевстве при Карле Великом, в Англии – при Альфреде. В анналах сохранились память о всех главных исторических событиях. Поэтому из них черпали сведения авторы всех современных им и последующих исторических произведений. Из анналов развились хроники, содержащие уже не отдельные погодные записи, а более или менее связное изложение событий. Впрочем, ранние хроники VII-IX вв., а отчасти и X-XII вв. были очень близки по своей форме к анналам, т. к. авторы, перерабатывая и дополняя анналы, подчиняли своё изложение той же форме.
Наряду с анналами в странах Западной Европы с VI в. появились крупные исторические произведения – «истории» отдельных германских племён, расселившихся на территории Западной Римской империи. В этих «историях» сохранился ценнейший фактический материал, в том числе бытовавшие в народе древние саги, предания о предках, о переселениях, о первых королях, народные песни, а также гораздо более полные, чем в анналах известия о первых веках истории различных варварских народов. Вместе с тем в них, естественно, преувеличивалась роль королевской власти и очень мало внимания обращалось на народ.
Стоит обратить особое внимание на нарративные источники этого периода в Византии. Они во многом следовали сохранившейся от античности традиции, подражали Фукидиду, Полибию, широко использовали греческую мифологию и произведения классической греческой древности. По сравнению с историками Запада византийские историки обладали более широким политическим кругозором и давали в своих сочинениях не только историю Византии, но и соседних с ней народов.
Менее значительных типов источников мы касаться не будем, но стоит остановиться ещё на одном, чрезвычайно характерном для раннего средневековья. Это агиография (т. е. жития святых).
Церковь играла в раннефеодальном обществе довольно значительную роль. Фактически это было единственное учреждение античного мира, пережившее его и более того, преумножившее свою мощь. При этом церковь сама переживала значительные изменения, становилась крупнейшим землевладельцем и втягивалась во все процессы, характерные для раннефеодального общества. И перебороть полностью ту языческую стихию, которую представляли собой варварские народы, она тоже не могла. В большинстве своём эти народы лишь внешне были приобщены к христианству и верили в мелких божков, духов, покровителей лесов, вод и т. д. Церковь, приспосабливаясь, сменяла их местными «подвижниками», мучениками, отшельниками, в большинстве своём известными только в более или менее узкой округе. Эти местные святые раннего средневековья были гораздо ближе и понятнее политеистическим народным массам, чем Иисус Христос.
Так возникали жития святых, в которых сохранились многие черты народной жизни того времени, факты политической истории, истории церкви. И несмотря на то, что в них много чудес, легенд, вообще сверхъестественного, для истории быта, нравов, идеологии раннего средневековья, древние жития незаменимы.
Большинство источников Западной Европы были записаны на латыни, но почти всегда не на чистом латинском языке, а на общенародных провинциальных диалектах, которые победили языки завоевателей-германцев и постепенно развившихся в национальные языки. Поэтому язык анналов, «историй», законов, документов был понятен простому населению. Лишь при Карле Великом язык анналов и особенно исторических произведений несколько приблизился к литературному латинскому. Но и население в ту эпоху, благодаря некоторому развитию школы, было несколько более образованное, так что и латынь в то время была понятна. Ну а в Византии все источники писались на понятном всему населению греческом языке.
Лекция 5.
Источники по истории варварских королевств
Источники по истории различных варварских королевств более-менее однотипны. Но вместе с тем у каждого государства особенности его развития отразились и на характере источников.
Первым из варварских государств, основанных на территории Западной Римской империи, было вестготское королевство. Именно там и возникли древнейшие варварские правды. Обширный свод законов возник при короле Эйрихе (466-484) около 475 г., так называемый «Кодекс Эйриха». Затем на его основе была составлена Вестготская правда (кон. VI в.). Последняя редакция этих законов продолжала действовать на территории Испании даже в течение всего времени арабского завоевания, в качестве законов для всего христианского населения. До нас в полном виде дошла лишь довольно поздняя редакция Вестготской правды, которая называется «Книга судей» (ок. 664 г.). Поэтому Вестготская правда является ценнейшим источником по истории готской Испании, но для изучения европейского общества на ранней стадии процесса феодализации годится мало.
Арабское завоевание 711 г. плачевно сказалось на сохранности источников V-VII вв., из которых многие не дошли до нас. Из нарративных источников больше всего сведений о вестготах содержится у Сидония Апполинария (430-ок. 484), который занимал довольно высокие гражданские, а затем церковные должности в Галлии. Он был последним представителем античной культуры в Галлии. Поначалу он даже боролся с вестготами, был взят в плен, но затем оставлен при дворе, где воспевал подвиги вестготских королей. Больше значения имеют его письма – для истории завоевания вестготов, бургундов и франков.
Второй автор, оставивший значительное количество сведений о вестготах – Исидор Севильский (епископ Севильский) (570-636). Он был из испано-римской семьи, а по матери – внук вестготского короля. Поэтому получил лучшее по тем временам образование, стал в 599 г. епископом и приложил много сил для обращения вестготов в католичество. Как уже говорилось, множество произведений в Испании погибло, и сочинения Исидора важны больше всего тем, что отрывки из них сохранились у него. Тем более, что Исидор был преимущественно компилятором.
Из его сочинений наибольшее значение имеет «История готов, вандалов и свевов». Хотя он и опирался на предшественников, но многие важные сочинения той эпохи он не знал (ни Кассиодора, ни Григория Турского). Это говорит о всё растущей культурной замкнутости различных частей Европы VI-VII вв. Писал он также на основе собственных материалов и наблюдений.. Сведения Исидора не совсем точны. Но всё же это наиболее полный источник по истории вестготской Испании VI-VII вв.
По истории государства вандалов (439-534) источников крайне мало. Законы их не сохранились. По большей части историю их приходится восстанавливать по произведениям авторов, писавших о других народах, например Исидора Севильского и Прокопия Кесарийского.
Также недолговечным было государство бургундов (443-534), но после франкского завоевания бургунды сохранили свои законы, поэтому их текст дошёл до нас. Записаны они были в 490-е гг., но собственно Бургундской правдой считается редакция 517-18 гг. В законах бургундов прослеживается сильное римское влияние. Дополнением к Бургундской правде является Римский закон бургундов, предназначенный для римского населения.
Гунны так и не сумели создать своё государство. Но сведения об их набегах сохранились во многих трудах римских, византийских и франкских историков. Правда у гуннов был кратковременный союз в Паннонии, и по его истории главным и практически единственным источником является сочинение Приска Панийского «Сказание», который в 448 г. ездил послом к Аттиле. Приск подробно описывал своё путешествие ко двору Аттилы, встречи с ним, нравы и быт гуннов, передавал рассказы пленных.
В государстве остготов (493-555) в наиболее яркой форме проявился компромисс между победителями и побеждёнными. Готы там жили по своим обычаям, для римлян оставалось в силе римское право. Но уже король Теодорих (до 507 г.) издал Эдикт Теодориха, который охватывал наиболее часто встречающиеся тяжбы между готами и римлянами. За основу были взяты римские правовые источники.
Из нарративных источников, то наиболее важны труды одного из важнейших государственных деятелей при Теодорихе – Аврелия Кассиодора. Это был знатный римлянин, но в то же время последовательный сторонник готского владычества, в лице которого нашёл своё воплощение тот компромисс, о котором говорилось выше. Правда, главный труд Кассиодора «Готская история» в оригинале не сохранился, он известен в сокращении, сделанном Иорданом. Отсутствие полного текста этого произведения является для науки большой утратой, так как Кассиодор использовал в основном достоверные источники, притом не дошедшие до нас.
Собственно труд был заказан остготскими королями. И Кассиодор «доказал», что правящая династия Амалов насчитывает 17 поколений, что история готов не менее древняя, чем история римлян. Он отождествил обитавших во Фракии гетов, о которых упоминал ещё Геродот, с готами, а амазонок счёл готскими женщинами. Таким образом, всё население должно было примириться с владычеством столь древнего королевского рода. Пожалуй, именно у Кассиодора ярче всего выражена идея преемственности власти германских королей от власти империи и возвеличение царствующего дома над племенной знатью, а также проповедь союза знати римской и германской.
Преемником Кассиодора в области истории готов был уже упомянутый Иордан. Его труд называется «О происхождении и деяниях готов», где в основном продолжил тенденцию труда Кассиодора, которую он использовал. Сочинение Иордана – это важнейший источник не только по истории готов, но и всего Причерноморья. Автор дал такие сведения по расселению племён и народов, которых нет в других источниках. Только у него оказались записаны древние сказания готов, относящиеся ещё к векам переселения из Германии к Чёрному морю.
Лангобарды пришли в Италию в 568 г. Но родовые связи у них были ещё очень сильны, и первая кодификация законов была проведена только через 80 лет после их поселения, в 643 г. при короле Ротари (636-652). Этот закон известен под названием Эдикт Ротари – это типичная германская правда, фиксировавшая обычное право лангобардов. О римлянах в этом законе вообще нет никаких упоминаний. Наоборот, он был обязателен для всего населения государства, и не предполагает присутствие римского права, как это было у вестготов, остготов и бургундов. Это во многом связано с тем, что лангобардское завоевание привело практически к полному исчезновению рабовладельческого строя и сопровождалось практически полным исчезновением римской знати и римского землевладения. Лангобардское обычное право продержалось в Италии вплоть до XIII в.
Так как развитие феодализма и феодального государства шло у лангобардов замедленным темпом, то несколько задержалось и составление истории лангобардского государства. Её автором является выдающийся учёный Павел Диакон (ок. 720-800). Павел Диакон принадлежал к высшей лангобардской знати. Как раз на годы его жизни падает трагедия его народа, государство лангобардов было завоёвано франками при Пипине, а затем полностью уничтожено при Карле Великом. Брат Павла принимал активное участие в восстании, затем был уведён в Галлию в качестве заложника. Павел отправился в Галлию, чтобы выхлопотать освобождение брату и другим соотечественникам. Пять лет он провёл в Галлии (782-787), пока не добился своей цели. За это время он заслужил высокое мнение о себе со стороны Карла Великого. Он был одним из самых образованных и даровитых деятелей каролингского возрождения, членом придворного кружка (Академии). По-видимому, именно в Галлии он задумал свой основной труд «История лангобардского народа», который написал, уже вернувшись в Италию.
В зарубежной историографии этот труд часто считается неоконченным, т. к. завершается он 744 г. Но, по мнению О. А. Добиаш-Рождественской, автор сознательно закончил свой труд 744 г., годом смерти последнего самостоятельного правителя лангобардов, так как народ свой он слишком любил, и не мог описывать завоевание и гибель своего народа в профранкском духе. Не мог он писать и с патриотической точки зрения. Тем более, что Карл Великий оставался самым могущественным государём того времени.
Вообще сочинение Павла Диакона резко выделяется из ряда аналогичных трудов того времени. Писал он, не раболепствуя перед победителями, тщательно воссоздал историю своего народа, тем более в момент, когда лангобарды уже были разгромлены, и вряд ли появился бы писатель, изложивший их историю. Павел Диакон не восхвалял королевскую власть и католическую церковь, а описывал подвиги предков, народные сказания, родовые предания. Переселение племён, завоевание ими Италии. Очень скуп Павел Диакон на рассказы о чудесах, что также выгодно отличает его сочинение от других современных ему историков. Т. е. труд Павла является для истории лангобардского государства основным источником.
Государство франков отличается от всех других варварских королевств тем, что не только не погибло, но и выросло в огромную империю Карла Великого, а затем стало основой для формирования французского государства.
Салические франки переселились в северную Галлию непосредственно из области своего первоначального пребывания на нижнем Рейне, не проделав длительных странствий, как другие германские народы, в ходе которых родовой строй интенсивно разлагался. К тому же северная Галлия, которая стала одной из основных областей франков, была сравнительно слабо романизирована. Это привело к тому, что у франков черты общинно-родового строя были гораздо более ярко выражены, чем у готов, бургундов, вандалов и т. д. Кроме того, зарождение феодальных отношений и феодального государства прослеживается на истории франков наилучшим образом из-за непрерывной линии развития. Наконец, благодаря этому естественному ходу развития франкского общества, не нарушенному и не осложнённому иноземным завоеванием, источники по истории франков сохранились в несравненно большем количестве, чем источники по истории других королевств. Всё это даёт возможность исследования социально-экономической и политической истории франкского общества как типичного раннефеодального общества, приобретшего свою классическую форму именно во франкском государстве. Поэтому древний закон франков Салическая правда является среди прочих германских правд источником, наиболее близким к древнегерманским обычаям. Хотя он и моложе некоторых правд по времени написания, но превосходит их в том отношении, что отражает такую стадию развития одного из германских народов, которая довольно близко примыкает к стадии, описанной Тацитом.
Первоначальный текст Салической правды до нас не дошёл. Сохранившиеся редакции носят компилятивный характер и являются сокращёнными и ли расширенными обработками исчезнувшего текста. Большинство исследователей наиболее старой и близкой к оригиналу считают редакцию, включающую в себя 65 титулов (особенно одна из рукописей Парижской Национальной библиотеки). Предположительным, но наиболее вероятным временем возникновения Салической правды в её старейшей редакции является 507-511 гг. Затем уже к ней добавлялись новые законы. В основном тексте Салической правды влияние римских порядков практически ни в чём не сказывается, т. к. возникла она почти сразу после завоевания и в слабо романизированной области Галлии; поэтому германское обычное право сохранилось в неприкосновенном виде. Хорошо отображён уровень развития производительных сил в сельском хозяйстве. Она обрисовывает общину-марку как основу общественного строя древних франков, притом с пережитками родовых отношений. Однако уже заметен процесс расслоения: вергельд за королевского дружинника втрое больше, чем за простого франка. У другой ветви франкского народа – рипуарских франков – тоже во второй половине VI в. возник свой закон - Рипуарская правда. У него много черт сходства с Салической правдой, но больше дополнений, поэтому она более разнородна: есть статьи, отражающие тот же уровень развития, что и Салическая правда, а в других уже выступают черты развивающихся феодальных отношений.
Законодательство Меровингов представляло собой в основном дополнения к Салической правде, но в них намечается, хотя и очень слабо, уже иная тенденция. Все правды были построены на принципе подсудности человека в зависимости от его принадлежности к тому или иному народу. Меровингские короли в некоторых своих эдиктах вводили принцип территориального права. Но в целом власть их была настолько слаба, и государство Меровингов всё больше расчленялось на отдельные области, что тенденция к общегосударственному законодательству не могла осуществиться сколько-нибудь заметным образом.
Среди документальных источников по истории государства Меровингов важную роль играют королевские дипломы, выданные королевской канцелярией в основном церковным учреждениям, а также сборники формул, которые отражают все процессы, характерные для складывающегося феодального строя: разорение и закрепощение свободных общинников, рост крупной земельной собственности и т. д. Почти все они относятся к Нейстрии, т. е. той части меровингской Галлии, где феодальные отношения складывались особенно быстро.
Политическая история меровингского государства изложена в знаменитом труде Григория Турского (540-594). Заглавие его точно не установлено. Сам в списке своих произведений обозначил его как «Десять книг истории», сложившаяся в XVII в. издательская традиция закрепила название «Церковная история франков». Но так как это заглавие не совсем соответствует содержанию произведения, то лучше озаглавить «История франков».
Григорий происходил из знатной галло-римской семьи. Сам он в 575 г. стал Турским епископом – именно в Туре были мощи почитаемого галльского святого Мартина Турского. Свой труд Григорий писал и перерабатывал всю жизнь. Начинается как типичная всемирная хроника (от Евсевия) – события от сотворения мира до 400 г. Затем уже более близкие события, и в 5-10 книгах – события, современные автору. Так как он был близок к королям, да и сам активно принимал участие в государственной жизни в качестве одного из главных духовных лиц государства, способствовали тому, что он был хорошо осведомлён обо всём, что происходило в королевстве.
Все нравы той эпохи хорошо отражены в повествовании Григория. Он оставил потомству картины аморальности членов меровингского королевского дома, в среде которых вероломство, предательство и лицемерие были обычным явлением, как и убийства, изувечения, пытки. У автора, кстати, эта жестокость королей не вызывала никакого осуждения, т. к. потом они отмаливали грехи у гробницы Мартина Турского, принося этой обители драгоценные дары, обогащавшие церковь.
Непосредственно к сочинению Григория Турского примыкает анонимное произведение, известное как хроника Псевдо-Фредегара, которое составлено не менее, чем тремя авторами. Это единственный дошедший до нас источник по истории франкского государства первой половины VII в. После повтора 6 книг Григория Турского идёт оригинальная часть, охватывающая 584-642 гг. Составлена в Бургундии, а последний автор – из Австразии. Интересы – уже, так как государство распалось на более мелкие части. В этой хронике – упоминание о троянском происхождении франков. Затем это было развёрнуто в легенду о пришествии франков из погибшей Трои, чтобы окружить их ореолом древности.
О второй половине VII в. повествуют «Деяния франкских королей» в Нейстрии (о событиях 642-700 г.; написана в 726-727 гг.) и «продолжатели Фредегара» в Австразии (до 768 г.). Везде восхваляют свою династию, практически игнорируют соседей. Таким образом, политическая история франкского государства с конца V до середины VIII вв. описана год за годом в четырёх следующих друг за другом или дополняющих друг друга трудах.
Много сведений политического, и особенно культурно-бытового характера даёт агиография, особенно богатая для меровингского периода. К сожалению, многие жития при Каролингах были переделаны, что привело к уничтожению первоначальной простоты и реалистических черт. Тем ценнее уцелевшие. Большая часть житий этих святых было создано не столько церковниками, сколько воображением полуязыческого народа. Поэтому большинство этих святых оказываются людьми простого происхождения, и в житиях отражается жизнь простого народа. Но в целом эти интересные для историка факты тонут в массе стандартных легендарных сказаний. Среди массы житий уже очень рано начинает выделяться своими особенностями один их вид – жития епископов и аббатов. В каждом епископстве и аббатстве стремились составить целую серию биографий своих владык, которых церковь канонизировала весьма охотно.
Лекция 6.