«Если бы», «предлагаемые обстоятельства», внутреннее и внешнее действие — очень важные факторы в нашей работе. Они не единственные. Нам нужно еще очень много специальных, артистических, творческих способностей, свойств, дарований (воображение, внимание, чувство правды, задачи, сценические данные и прочее, и прочее).
Условимся... для краткости и удобства называть всех их одним словом: элементы (2, 68).
...Настоящее их название: элементы внутреннего сценического самочувствия (2, 319).
...И действие, и задача, и объект, и предлагаемые обстоятельства, и чувство правды, и круг внимания, и аффективные воспоминания — одновременно друг на друга воздействуют, друг друга дополняют. Все это основные органические, друг от друга неотъемлемые, составные части, или элементы, того общего самочувствия артиста, которое необходимо ему для творчества (3, 354).
Эмоциональная память
...Память, которая помогает повторять все знакомые, ранее пережитые вами чувствования... и есть эмоциональная память.
Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье — у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память (2, 216-217).
...Повторные ощущения... вызываются памятью пяти чувств.
...Жизнь изображаемого образа, сотканная из отобранного материала эмоциональной памяти, нередко более дорога творящему, чем его обычная каждодневная человеческая жизнь......Свое собственное...бережно переносится артистом на подмостки....Человеческие чувствования артиста, аналогичные с чувствованиями роли, должны остаться живыми (2, 227)....Повторные переживания бывают сильнее первичных, так как продолжают развиваться в наших воспоминаниях (2, 241).
Эпизоды
Деление пьесы и роли на мелкие куски допускается лишь как временная мера... пьеса и роль не могут долго оставаться в таком измельченном виде... С малыми кусками мы имеем дело лишь в процессе подготовительной работы, а к моменту творчества они соединяются в большие куски, причем объем их доводится до максимума, а количество — до минимума... (2, 152-153).
Техника процесса деления на куски довольно проста. Задайте себе вопрос: «Без чего не может существовать разбираемая пьеса?» — и после этого начните вспоминать ее главные этапы, не входя в детали (2, 154).
Вы просмотрели пьесу... по ее главным эпизодам и тем самым разделили... на составные, органические части. Они являются главными, самыми большими кусками, из которых сложена вся пьеса. Совершенно такое же деление на части для их анализа производится в каждом из средних и малых кусков, которые тоже образуют потом самые большие куски (2, 155).
...Куски должны логически и последовательно вытекать друг из друга (2, 156).
*В последние годы работы К.С. Станиславский при делении пьесы на составные части наряду с наименованием «куски» употреблял также термин «эпизоды», подчеркивая этим свое требование наиболее активного, действенного раскрытия содержания пьесы. Определение эпизода выясняется из ответа на вопрос, что произошло в данном отрезке пьесы, какое событие развивает действие пьесы (4, 522).
...Там, где вымышленная действительность, там неизбежны ее составные части, или куски. А где куски — там и задачи. Манкая задача, естественно, вызывает позыв, хотение, стремление, оканчивающееся действием (3, 355).
...Хорошо угаданное название определяет внутреннюю сущность куска. Оно является его синтезом, экстрактом.
Верное название, определяющее сущность куска, вскрывает заложенную в нем задачу. Пока артист ищет это слово, он тем самым уже зондирует, изучает кусок, кристаллизует и синтезирует его. При выборе наименования находишь и самою задачу (2, 161).
Этика артистическая
Артистическая этика и создаваемое ею состояние очень важны и нужны в нашем деле благодаря его особенностям (3, 241).
Первым условием для создания предрабочего состояния является выполнение девиза: «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве» (3, 244).
...Слишком много соблазна в нашем деле!...Привычка быть всегда на людях, показываться, красоваться, получать овации, принимать... похвалы, читать хвалебные рецензии и проч., и проч. — все это большой соблазн [который] приучает к поклонениям, балует. Является потребность в... непрестанном щекотании своего маленького актерского самолюбия. Чтобы жить и довольствоваться только этими интересами, надо очень внутренне опуститься, опошлиться. Серьезного человека такая жизнь может забавлять недолго, но зато поверхностных людей соблазны сцены порабощают, развращают и губят. Вот почему в нашем деле... надо уметь постоянно держать себя в руках. Актеру нужна солдатская дисциплина (3, 345). Охраняйте сами ваш театр от «всякой скверны», и сами собой создадутся благоприятные условия для творчества... Грязь, пыль отряхивайте снаружи, калоши оставляйте в передней вместе со всеми мелкими заботами, дрязгами и неприятностями, которые портят жизнь и отвлекают внимание от искусства (3, 243).
Этюды
...Работа с самодеятельными этюдами прежде всего прекрасно развивает воображение.
Ученикам, набившим себе руку на этюдах, ничего не стоит потом фантазировать по поводу пьесы, когда эти вымыслы становятся им необходимы.
Дело не в количестве, а в качестве создаваемых этюдов.
...Пусть лучше сделают только один этюд и доведут его до самого последнего конца, чем сотни их, разработанных лишь внешне, по верхушкам. Этюд, доделанный до конца, подводит к настоящему творчеству, тогда как работа по верхушкам учит халтуре, ремеслу.
...Кроме развития воображения есть и другая, не менее важная польза в работе по созданию и исправлению самодеятельных этюдов. Во время нее, на самой практике, естественно, незаметно происходит изучение творческих законов органической природы и приемов психотехники.
Так мы постепенно подходим к этюдам со словами, созданными самими учениками (3, 410-411).
...Нужно выбирать материал для этюдов посильный, чтобы не произошло вывиха в душе начинающего артиста, но даже самые примитивные упражнения и самые простые этюды должны быть доведены до мастерства, до виртуозности исполнения. Наше дело (педагогов) не учить творить, но лишь подталкивать и направлять творчество студийцев в нужном направлении, воспитывая их вкус, требуя соблюдения законов природы и доведения каждого простейшего упражнения до искусства, то есть до абсолютной правды и до полного технического совершенства (12, 305).
«Я семь»
«Я есмь» на нашем языке говорит о том, что я поставил себя в центр вымышленных условий, что я... существую в самой гуще воображаемой жизни, в мире воображаемых вещей и начинаю действовать от своего собственного имени... (2, 79).
«Я есмь» — это сгущенная, почти абсолютная правда на сцене.
Там, где правда, вера и «я есмь», там неизбежно и подлинное, человеческое (а не актерское) переживание... (2, 203).
В системе... говорится о психотехнике, о том... как почувствовать роль в себе и себя в роли. Пока актер не стоит на этой почве, пока он роли в себе не чувствует и себя в роли... — не требуйте ничего от актера. Это будет сплошное насилие. Надо... довести актера до состояния «я есмь» — тогда можно говорить о сквозном действии, о задаче (10, 657).
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Кажется невероятным, что простые и бесспорные мысли Станиславского о природе сценического творчества и задачах реформирования театра пробивали себе путь с большим трудом.
После издания книги «Моя жизнь в искусстве», которая сделала К.С. Станиславского всемирно известным теоретиком и практиком театра, он продолжал работать над концепцией Системы, развивая и уточняя свои выводы. 1924-1928 годы были весьма плодотворным и в то же время непростым периодом в творческой деятельности Станиславского. Это было время создания новых спектаклей, противостояния левацким нападкам на театр, выстраивания отношений с властями... Но главным на этом этапе стало завершение создания Системы, борьба за ее признание.
МХАТовское искусство психологического реализма в период его становления и упрочения не было по достоинству оценено в СССР. Более того, первоначально установки К.С. Станиславского провозглашались принципиально непригодными для советского театра.
В.Э. Мейерхольд, когда-то делавший первые шаги в театральном творчестве в созданном Станиславским МХТ, отозвался на появление книги «Моя жизнь в искусстве» статьей «Одиночество Станиславского». В ней он развивал концепцию Театрального Октября, утверждая, что театр должен непосредственно отвечать на запросы революционной действительности, что он прежде всего должен быть агитационным и опираться на средства плакатной выразительности. Призывая к атаке на консерватизм в театре и к борьбе с академичностью, Мейерхольд объявил идеи Станиславского «памятниками сугубо буржуазной культуры», бесперспективными и даже вредными для отечественного театра. Предсказывая скорое разочарование К.С. Станиславского в Системе и отказ от нее, Мейерхольд писал: «Усталый от заштопывания тришкина кафтана литературщины мастер швырнет кипу исписанных листов "системы" в пылающий камин по примеру Гоголя».
Станиславский тяжело переживал подобные выпады своих талантливых коллег по театральному творчеству. Он писал: «Многие решили, что переживание, психология — типичная принадлежность буржуазного искусства, а пролетарское должно быть основано на физической культуре актера. Старые законы игры, основанные на органических законах творческой природы, признаны устарелыми для нового искусства. Распространено мнение, что новый вид сценического искусства отвечает вкусам и пониманию нового пролетарского зрителя, для которого будто бы необходимы совсем иные приемы, методы игры, иные актерские изобразительные аппараты».
Апогеем нападок на театр Станиславского стал 1926 год, когда во МХАТе был поставлен спектакль «Дни Турбиных» по одноименной пьесе М. Булгакова. Для МХАТа «Дни Турбиных» стали «Чайкой» второго поколения художественников.
В первые же дни после премьеры спектакля на МХАТ обрушилась лавина упреков в моральном оправдании белого движения и стремлении вызвать сочувствие у зрителей к классовым врагам. «Искусство душевного реализма есть искусство внутренней эмиграции», — утверждала политизированная критика. Крайне негативно оценил спектакль В.В. Маяковский: «Возьмите пресловутую книгу Станиславского "Моя жизнь в искусстве", эту знаменитую гурманскую книгу, — это та же "Белая гвардия"». Даже сочувствовавший МХАТу А.В. Луначарский определил спектакль как «идеологически не выдержанный», хотя и не опасный.
Значительная часть сотрудников театра, и в том числе часть труппы, была в смятении и ожидала репрессий. Чувствуя это смятение, Станиславский на собрании труппы заклинал своих соратников не сдавать позиций: «...надо продолжить борьбу за искусство переживания — единственное подлинное искусство, способное раскрыть во всей глубине и сложности духовную жизнь».
Премьера «Дней Турбиных» отозвалась не только нападками «левой» критики на театр, но и многочисленными письмами потрясенных зрителей. В одном из них К.С. Станиславский прочитал: «Это сама жизнь... данная с захватывающей, побеждающей правдивостью, жизнь, еще звенящая смехом, еще пахнущая кровью... Спасибо за то, что Вы и Ваш театр одни нашли в себе гражданское мужество эту правду сказать».
Содержание «Дней Турбиных» было столь нетривиальным, показ событий гражданской войны с «той стороны» представлялся столь рискованным и нежелательным, что решением агитационно-пропагандистского отдела ЦК РКП(б) всем другим театрам СССР, кроме МХАТа, было запрещено включать спектакль в свой репертуар. Но МХАТ продолжил играть «Дни Турбиных». В течение 1926-1927 годов театр неоднократно извещали о решениях партии и правительства изъять «Дни Турбиных» из репертуара МХАТа. Но с помощью А.В. Луначарского, а потом А.С. Енукидзе спектакль удавалось отстоять.
В том, что спектакль был сохранен, сыграл роль целый комплекс причин: сравнительно либеральную позицию в вопросах цензуры репертуара занимали! так называемые «мягкие коммунисты», к которым принадлежали тогда Н. Бухарин, А.В. Луначарский,
А.К. Воронский; немалое значение имело то, что спектакль очень понравился лично И.В. Сталину (как известно, он смотрел «Дни Турбиных» во МХАТе не менее 15 раз, по другим данным — 28 раз). Именно И.В. Сталин высказал политически неотразимый аргумент в пользу спектакля: «"Дни Турбиных" есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма».
Вместе с тем нападки на МХАТ, на Систему Станиславского не прекращались. Особенно нетерпим был журнал «На посту» — орган РАППа.
Выход был найден в постановке пьесы Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69» с посвящением этого спектакля 10-й годовщине Октября. Это был первый случай в истории МХАТа, когда в формировании его репертуара ведущую роль сыграл социальный, а вернее политический, заказ. На афише спектакля режиссерами значились Н. Судаков и Н. Литовцева, а Станиславский — руководителем постановки. Станиславский определил жанр «Бронепоезда 14-69» как народную эпическую трагедию. Спектакль, так же как и «Дни Турбиных», был поставлен «в ключе психологического реализма».
РАППовские критики пытались этот спектакль аттестовать как «кулацко-интеллигентский выпад». Но «Бронепоезд 14-69» был показан делегатам XV съезда партии, встретившим его восторженно. Луначарский назвал его «триумфальным спектаклем», отметил, что «подлинный пролетарский зритель прекрасно понимает, что теперь это его театр, что успехи театра — его успехи». Буря вокруг МХАТа почти мгновенно, как по команде, стихла. «Бронепоезд 14-69» показал возможности Системы в работе с драматургией любой направленности и любого качества.
После «Бронепоезда 14-69» идеи Станиславского начинают находить формальное официальное признание. Власть поняла, что Станиславского целесообразно иметь в союзниках, что его Система — важное подтверждение начавшегося после Октября культурного прогресса.
К.С. Станиславский был включен в число советской элиты — в номенклатуру ЦК ВКП(б). Это означало, что он, сам того не ведая, по сути, перестал быть в полной мере хозяином собственной судьбы.
С одной стороны, формальное признание облегчало положение МХАТа: легче стало решать бесконечные организационные, финансовые и хозяйственные вопросы. РАППовское «мхатоедство» не прекращалось, но нападки задевали театр лишь косвенно. С другой стороны, новое общественное положение становилось тягостным, так как в дела театра, даже в формирование репертуара и труппы, все активнее и бесцеремоннее вмешивались «люди со стороны».
В 1928 году в речи, посвященной 30-летию МХАТа, К.С. Станиславский со свойственной ему непосредственностью и прямотой поднял трудные для театра вопросы. Он благодарил правительство за то, что театр не толкали на «революционную халтуру», не заставляли «во что бы то ни стало перекрашиваться в красный цвет». Здесь же он обратился к «неюбилейной» теме — заговорил о том, что театр, как любой живой организм, проживает несколько этапов: рост, расцвет и... умирание. Он сделал вывод, что театр, созданный им, переживает именно эту, последнюю стадию... Разумеется, данный вывод звучал резким диссонансом с тезисами других речей о том, что только теперь, в условиях развернутого наступления социализма МХАТ живет полнокровной творческой жизнью. В Коммунистической академии состоялось собрание на тему «Юбилей МХАТ перед судом марксистского театроведения». Речь К.С.Станиславского на юбилейном собрании была здесь охарактеризована как выражение «глубокой душевной и духовной отчужденности его и его театра от нашей эпохи». А в заключение один из критиков сказал: «И нечего от него (Станиславского) больше ждать».
Как говорится в официальной биографии К.С. Станиславского, во время торжественного вечера, играя отрывок из спектакля «Три сестры», он почувствовал боли в области сердца и еле доиграл до конца акта.
Началась болезнь... С учетом политической обстановки того времени не исключен ее «дипломатический характер» — она спасла великого реформатора театра от дальнейшей политической травли. Показательно, что и В.И. Немирович-Данченко в основном находится в этот период в Италии и в Германии...
Период с 1928-го по 1938 год был противоречив и трагичен для К.С. Станиславского. Он продолжал числиться руководителем МХАТа, но не бывал там. Сам МХАТ постепенно становился все более и более непохожим на театр Мастера. Основную роль в руководстве театром начал играть художественно-политический совет. МХАТ стал участвовать в широких агитационных политических и антипасхальных кампаниях, внутри театра создавались особые творческие группы — «ударные бригады» — для ускоренного создания спектаклей нового репертуара. Ставятся пьесы В. Киршона «Хлеб», А. Афиногенова «Страх» и др. Дирекция борется за «непрерывку», поддерживая лозунг уничтожения традиционной сезонности, театр играет в сезон огромное количество спектаклей (до 760), работает без выходных дней. МХАТ заключает договор о социалистическом соревновании с театром Мейерхольда.
Одна из газет об одном из типичных тематических вечеров МХАТа писала: «Непривычное для глаз зрелище... Чеховские символы заслонены металлическими цифрами... Уходит занавес и уносит с собой чайку. Шеренгой выстраивается коллектив театра для хорового приветствия московским металлистам:
Удар один наносим метко
И вместе вырвемся из тьмы.
Построим вместе пятилетку.
У горна — вы, на сцене — мы...»
В 1930 году развернулось новое РАППовское наступление на МХАТ и лично на К.С. Станиславского. Его творческий метод был в очередной раз признан «антиреволюционным», связанным с идеалистическими концепциями. В 1931 году на совещании по вопросам театра РАППовцы объявили Художественный театр «непролетарским», Систему Станиславского — идеалистической и даже спектакль «Бронепоезд 14-69» — реакционным. В постановлении «О задачах РАПП на театральном фронте» Система обвинялась во внеисторичности, в «стремлении перевести социально-политические проблемы на язык морально-этических понятий». Положение стало угрожающим.
Участие в судьбе МХАТа принял А.М. Горький. Видимо, именно под его давлением К.С. Станиславский обратился к советскому правительству с письмом, в котором просил содействия в сохранении театром «своей существенной, признанной, исторически оправданной основы». Он писал: «То, что я застал здесь, то, что совершается сейчас на моих глазах, таково, что вместо осуществления новых и широких планов, вместо положительной творческой работы я вижу, надо думать только об одном: о спасении приближающегося к катастрофической гибели Художественного театра. Театр... вступает на путь организованной и планируемой халтуры... Система не нужна, исторический опыт Художественного театра не нужен, если мы вернемся к... стихии пьес-однодневок...»
Станиславский говорил о необходимости сохранения МХАТа как театра классической драмы и лучших художественно значительных пьес современного репертуара и снятии с него «задач, требующих прежде всего спешности в работе».
Результатом этого обращения стала ликвидация художественно-политического совета, увольнение «красного директора» М. Гейтца, снятие из репертуара пьесы о борьбе с саранчой, возобновление спектакля «Дни Турбиных». Театр был передан в ведение ЦИК СССР.
Началась эпоха безудержного восхваления МХАТа. Стала господствовать установка на повсеместное «насаждение системы МХАТа». В конечном счете этот курс для МХАТа и репутации Системы оказался не менее, а, может быть, более губителен, чем конъюнктурный репертуар.
В 1933 году было организовано широкое празднование 70-летнего юбилея К.С. Станиславского. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Но показательно, что в опубликованной в связи с юбилеем статье А.В. Луначарского (к тому времени уже отстраненного от руководства Наркомпросом), где речь шла о гениальной искренности Станиславского и значении его творческих достижений, МХАТ был назван «лебедем с подрезанными крыльями».
В 1936 году К.С. Станиславскому и В.И Немировичу-Данченко были присвоены звания народных артистов СССР.
В атмосфере широкого формального признания и бесконечного чествования К.С. Станиславский жил жизнью затворника. Он больше не приходил в созданный им театр — во МХАТ. Неоднократно выезжал за границу на лечение. Возвращаясь, встречался с учениками у себя дома, проводил с ними занятия и беседы, репетировал. На домашних репетициях Станиславский много экспериментировал, доводя актеров до изнеможения. Добиваясь правды существования в образе, Станиславский мог в течение 2-3 часов возиться с одной фразой, которая исполнителю казалась проходной. М.М. Яншин, который репетировал в «Мертвых душах» и в «Мольере», вспоминал, что художественный максимализм Станиславского многими актерами не принимался: «Репетиции К.С. были трудные, утомительные, мучительные для актера... Мы старались избежать репетиций со Станиславским, уклоняться от работы с ним. Сейчас об этом не принято вспоминать, но так бывало». Об этом есть заметки и В.О. Топоркова: «Станиславский говорил: "Так вы смогли бы сыграть и без меня. Я не для этого собрал вас. Вы повторяете то, что давно умеете, а нужно двигаться вперед, и я вам предлагаю для этого метод. Я думал, что облегчу вашу задачу. А вы упираетесь и хотите свернуть на старое. Ну что ж, тогда идите в МХАТ..."». У актеров, даже наиболее близких К.С. Станиславскому, стало складываться мнение, что процесс для Станиславского важнее результата, что он хочет невозможного, требуя от артистов ежедневной гениальности...
Станиславский в этот период с горечью осознает свое одиночество. Он пишет о том, что его не понимают, что «все превозносят его за старое, но с равнодушием и с недоверием относятся к его новым открытиям», о том, что МХАТ, несмотря на внешний успех, находится в кризисе. Мастер заклинает: «Надо совершить новый переворот в сценическом искусстве, начать с азов, экспериментировать, пробовать, опираться на людей, верящих в правоту этих поисков». Но его не слышат.
В 1935 году Станиславский начал опыты по применению основ своего учения о театре, своей Системы к музыкальному театру и создал оперно-драматическую студию. Показательно, что в начале 1938 года музыкальная студия и созданный на ее основе оперный театр стали прибежищем для В.Э. Мейерхольда, чей театр был закрыт. В период наиболее жестокой травли Мейерхольда Станиславский, не вспоминая былых обид, пригласил его работать в оперном театре, утверждая, что «Мейерхольд театру нужен». Такое заступничество было примером подлинного благородства и мужества. Но оно не смогло спасти Мейерхольда — революционного реформатора театра — от гибели.
В 1938 году, уже после смерти Станиславского, вышла в свет его вторая большая книга, «главная книга», как говорил сам автор, — «Работа актера над собой», в которой положения Системы были развиты и конкретизированы применительно к задачам актерского творчества. О том, как работал К.С. Станиславский над этой последней своей книгой, вспоминал Л.М. Леонидов: «Вольтеровское кресло. Сидит в нем неописуемой красоты старец. Перед ним рукопись. Ноги окутаны в плед. Пишет. Картина незабываемая. Я подумал: мы, от мала до велика, в театре мечемся, ссоримся, смеемся, плачем, срываем цветы удовольствия, а он — одинокий, сидит, как наша художественная совесть, и оберегает искусство от пошлости, гримас, оберегает правду, художественную правду».
Трагизм личной судьбы Станиславского был закамуфлирован громким официальным признанием в СССР его учения, принудительным «омхачиванием» театров, в процессе которого сущность представлений Станиславского выхолащивалась и примитивизировалась. Станиславский был канонизирован как «официально признанный гений советского театра». Его концепцию психологического реализма пытались интерпретировать как аргумент в пользу универсального и «единственно верного» метода творчества советских деятелей литературы и искусства — социалистического реализма. Показательно, что, выступая на Первом Всесоюзном съезде писателей, А.М. Горький, характеризуя концепцию социалистического реализма, подчеркивал, что наиболее способна к раскрытию этой концепции Система МХАТа, созданная Станиславским. Догматизация положений теории Станиславского только затрудняла осмысление их реального содержания, тех открытий мирового уровня, которые были им сделаны.
Между тем за всю историю мирового театра не было создано ничего, подобного Системе. Особенно она ценна в той части, которая касается актера и режиссера. Для режиссуры установки Станиславского стали аксиомами, и на них опираются даже те, кто отвергает концепцию психологического реализма. Для актера, стремящегося к сознательному творчеству, учение Станиславского — единственно прочная основа.
Достижения отечественного театра в XX веке были бы немыслимы без фундамента, заложенного К.С. Станиславским. Его современники В.Э.Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, А.Я. Таиров, каждый из которых шел в театральном искусстве собственным путем, почитали Станиславского как учителя и патриарха театра, а сформулированные им теоретические положения Системы стали для них стимулом собственных творческих исканий.
Во второй половине XX века продолжателями традиций, заложенных К.С. Станиславским, стали новый МХАТ им. Чехова во главе с О. Ефремовым, БДТ Г. Товстоногова, московский театр «Современник» и др., которые смогли в своих лучших спектаклях преодолеть косность и рутину и подняться до уровня искусства.
Учение Станиславского признается в качестве концептуальной основы театрами многих стран. М. Чехов, сыгравший, возможно, наибольшую роль в популяризации учения К.С. Станиславского за пределами СССР (он эмигрировал и работал в Европе и США), писал: «Многое из того, что давал нам К.С. Станиславский, навсегда усвоено мною и положено в основу моих дальнейших, до известной степени самостоятельных опытов в театральном искусстве». Созданный М. Чеховым в Голливуде тренинг-театр (театральная школа) воспитал Элизабет Тейлор, Юла Бриннера, Грегори Пека, Марлона Брандо и других актеров, ставших звездами кинематографа XX века.
Не догматизируя и не упрощая учения К.С. Станиславского, а упорно постигая и творчески осмысливая положения Системы, мировой и отечественный театр смогут выполнить завет Станиславского: «Совершить новый переворот в сценическом искусстве... экспериментировать, пробовать, опираться на людей, верящих в правоту этих поисков...» ЛИТЕРАТУРА
1. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1954. Т. 1.
2. Там же. 1954. Т. 2.
3. Там же. 1955. Т. 3.
4. Там же. 1957. Т. 4.
5. Там же. 1958. Т. 5.
6. Там же. 1959. Т. 6.
7. Там же. 1960. Т. 7.
8. Там же. 1961. Т. 8.
9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951. Ч. 2.
10. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1953.
11. Ежегодник МХТ. 1945. М., 1948. Т. 1.
12. Ежегодник МХТ. 1947. М., 1949.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие..........................................
К.С. Станиславский — реформатор театра Система Станиславского в терминах
и определениях..................................
Послесловие..........................................
Литература............................................