Котян — половецкий хан, тесть князя Мстислава Удалого. Кочевал с ордой между Днепром и Днестром, имел большое войско (до 10 тыс. человек). В союзе с русскими князьями участвовал в битве на реке Калке (1223). После нападения Батыя (1237) ушел в Венгрию.
Михаил Всеволодович — князь черниговский (1223—1246), новгородский (1225, 1229), великий князь киевский (с 1238). В 20—40-х гг. XIII в. принимал активное участие в политической жизни Юго-Восточной и Северо-Восточной Руси. В 1223 г. принимал участие в междукняжеском съезде по поводу первого появления татар. Скрывался от их нападений в Венгрии и Польше. Не найдя там поддержки, отправился к Батыю, рассчитывая получить от него ярлык на Черниговское княжество, но был убит. Предлогом послужил его отказ принять татарскую веру и пройти сквозь очистительный огонь. Канонизирован Русской православной церковью.
Мстислав Мстиславович Удалой — князь торопецкий (с 1206), новгородский (с 1210), галицкий (1219—1228). Участвовал в походах русских князей на половцев в 1193 и 1203 гг. В 1212 и 1214 гг. совершил удачные походы на чудь и ливонских рыцарей. В 1216 г. руководил новгородскими войсками в Липицкой битве. Сумел убедить большинство южнорусских князей в необходимости союза с половцами для совместного похода на монголо-татар, что привело к битве на реке Калке (1223). Был одним из руководителей сражения, проявил храбрость.
Мстислав Святославич — князь козельский и черниговский, правнук Олега «Гориславича», погиб в битве на Калке.
Субэдей — талантливый монгольский полководец, участник большинства походов Батыя.
Твердило Иванкович — псковский посадник, боярин. Возглавлял пронемецкую боярско-купеческую группировку, связанную торговыми интересами с Ганзой и известную с 1228 г. В 1240 г., когда ливонские крестоносцы, захватив Изборск, подступили к Пскову, но не смогли взять его ни штурмом, ни осадой, заключил с ними соглашение и сдал город рыцарям, собираясь управлять в нем под патронатом Ордена. Бояре, не согласившиеся на измену, бежали со своими семьями в Новгород. Крестоносцы разграбили Псков, но власти Твердило не получил. Городом стали распоряжаться немецкие наместники, взявшие у псковичей заложников. В 1242 г. князь Александр Невский освободил Псков и казнил Твердило вместе с другими изменниками-боярами.
Угэдей — великий монгольский хан (1229—1241), третий сын и преемник Чингисхана. Во время его правления было завершено подчинение Северного Китая, завоеваны Армения, Грузия и Азербайджан, предприняты походы Батыя в Восточную Европу. Была организована почтовая служба (ям), проведена перепись населения, закончена постройка столицы Каракорум.
Чингизиды (Чингисиды) — потомки Чингисхана, правящие династии, основанные его сыновьями: Джучи, Джагатаем (Чагатаем), Угэдеем, Толуем и внуками.
Чингисхан (Чингис-хан, Чингиз-хан, Темучин, Тэмуджин) — основатель Монгольской империи, великий хан (1206—1227). Организатор завоевательных походов против народов Азии и Восточной Европы, которые сопровождались опустошениями и гибелью целых народов и привели к установлению монголо-татарского ига в завоеванных странах.
Юрий Всеволодович — великий князь владимирский (1212—1216 и 1218—1238). Участвовал в междоусобной войне, в 1216 г. потерпел поражение в Липицкой битве и уступил великое княжение брату Константину. После его смерти снова стал великим князем. Подчинив братьев и племянников, сумел сохранить политическое единство владимирской земли. Его влияние распространялось на Рязань, Муром, Переяславль-Южный и Новгород Великий. После успешного похода на Волжско-Камскую Булгарию (1220) захватил земли по Средней Волге и Нижней Оке. В 1221 г. заложил Нижний Новгород. Погиб в сражении с монголо-татарами на реке Сити (1238).
Ярослав Всеволодович — великий князь владимирский (1238—1246), сын Всеволода Большое Гнездо. Княжил в Переяславле, Галиче, Рязани, Киеве, несколько раз приглашался и изгонялся новгородцами. Из Новгорода совершил семь военных походов против немцев, шведов и литовцев. Был участником междоусобных войн, в 1216 г. потерпел поражение в битве на реке Липице. В 1238 г. первым из русских князей получил от Батыя ярлык на великое владимирское княжение. Дважды ездил в Орду и в столицу Монгольской империи — Каракорум, где и умер (по некоторым данным был отравлен).
IV
Аланы — ираноязычные племена сарматского происхождения. С I в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть их участвовала в великом переселении народов. Входили в состав Хазарского каганата. В конце IX в. образовали государство в центральной части Северного Кавказа, которое распалось в результате монгольских завоеваний XIII в. Кавказские аланы (летописное название «ясы») — предки современных осетин.
Баскаки — представители великих монгольских ханов в завоеванных землях. В русских княжествах во второй половине XIII — начале XIV в. контролировали местные власти. Следили за регулярным сбором дани с подвластного населения и за выполнением других повинностей. Во Владимире-на Клязьме находилась резиденция «великого» баскака, которому были предоставлены неограниченные полномочия и подчинялись местные баскаки. В своем распоряжении они имели вооруженные отряды, состоявшие также из местного населения.
Герцике, Герцика, Горсике, Гарцике, Ерсика — город-крепость на Западной Двине в XII—XIII вв. Возник в 1202 г. как опорный пункт полоцких князей, распространявших свою власть на племена ливов и латышей. В Герцике сидел князь, находившийся в вассальной зависимости от полоцкого князя. В начале XIII в. крестоносцы начали наступление на окрестности Герцике и в 1209 г. взяли город приступом и сожгли. Князь Всеволод признал себя вассалом рижского епископа. После смерти Всеволода Герцике вошел во владения Рижской епископии и вскоре прекратил существование.
Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь) — название степей от Иртыша до Дуная, встречающееся в арабских и персидских источниках XI—XV вв. На этих обширных пространствах кочевали кипчаки (половцы). В XIII в. они были захвачены монголами. В XVI—XVIII вв. это название применялось только к территории современного Казахстана.
«Дюденева рать» — вторжение золотоордынского полководца Дюденя (Тудана) в 1293 г. в Северо-Восточную Русь. Его войска взяли и разрушили 14 городов.
«Житие Александра Невского» — церковная обработка конца XIII — начала XIV в. не дошедшей до нас светской воинской повести о жизни князя Александра Ярославича. Сложена вскоре после его смерти (1263) неизвестным дружинником. Автор воспевает воинские подвиги князя (битву со шведами на Неве, битву с немцами на Чудском озере) и завершает повествование рассказом о его поездке в Орду, смерти князя и всенародном плаче о нем.
Золотая Орда — государство, созданное Батыем в ходе монгольских завоеваний в 40-х гг. XIII в., западная часть улуса Джучи. В состав Золотой Орды входили степи Восточной Европы, Казахстана и Западной Сибири, земли в Крыму, на Северном Кавказе, Волжско-Камская Булгария, Северный Хорезм. Земли Северо-Восточной Руси («Русский улус») не вошли непосредственно в состав Золотой Орды, но находились в вассальной зависимости. Русские княжества сохраняли автономию под управлением князей, утверждаемых ханом Золотой Орды, и прежнюю церковную организацию. Столицы: Сарай-Бату; а с первой половины XIV в. — Сарай-Берке. В конце XV в. Золотая Орда распалась на Большую Орду, Сибирское, Казанское Крымское и Астраханское ханства.
Калка, Кальчик — приток реки Кальмиус, впадающей в Азовское море. В 1223 г. у Калки произошло первое сражение между русско-половецкими войсками и монголо-татарскими отрядами под командованием Джэбе и Субэдея. Поход русских дружин в половецкую степь был вызван обращением хана Котяна к галицкому князю Мстиславу Удалому (своему зятю) за помощью после разгрома половцев монголо-татарами на Кавказе. Кроме Мстислава Галицкого, в походе участвовали Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский и другие князья. Ожесточенная битва длилась 3 дня. Несогласованные действия князей и отсутствие единого командования стали причиной разгрома русских дружин, несмотря на их численное превосходство.
Каракорум — столица Монгольского государства (в верхнем течении реки Орхон), место пребывания великого хана, которому подчинялись все остальные улусы. Основан Чингисханом в 1220 г. В 60-х гг. XIII в. великий хан Хубилай, внук Чингисхана, перенес столицу империи в Хан-Балык (Китай).
Крестоносцы — участники крестовых походов, целью которых было распространение и защита христианства как «истинной» веры. Рыцари европейских стран нашивали на одежду крест и приносили обет участия в походах. Крестоносцы объединялись в рыцарские ордена. В начале XIII в. на территории Прибалтики возникли Тевтонский орден и орден Меченосцев.
Кукенойс, Кукейнос, Кокнес — крепость в нижнем течении Западной Двины при впадении в нее реки Кокны, возникшая как опорный пункт полоцких князей в Прибалтике. В начале XIII в. был центром княжества, населенного славянами и местными племенами (латгалы, земгалы, ливы). В 1207 г. немецкие рыцари, неоднократно пытавшиеся захватить город, сломили сопротивление князя Вячко, взяли Кукенойс и дали ему новое название Кокенгаузен.
Курултай — общий съезд монгольской знати во главе с членами правящей династии, собиравшийся для выборов хана или принятия других важных решений.
Ливония — 1) область расселения ливов в низовьях рек Даугавы и Гауи в XII — начале XIII в. 2) вся территория современных Латвии и Эстонии, завоеванная в XIII в. немецкими рыцарями-крестоносцами. На территории Ливонии возникла конфедерация из пяти государств: Ливонского ордена, Рижского архиепископства, Курляндского, Дерптского, Эзельского епископств.
Ливонский орден (орден Меченосцев)— государственная, церковная и военная организация немецких рыцарей в Восточной Прибалтике (Ливонии). Возник в 1202 г. В 1237 г. был инкорпорирован в состав Тевтонского ордена, став его филиалом в Ливонии и подчинившись великому магистру. Под флагом распространения христианства осуществлял захват земель ливов и эстов. Вел захватнические войны против Великого княжества Литовского, угрожая Новгороду и Пскову. В 1242 г. в битве на Чудском озере Орден потерпел сокрушительное поражение от русских войск, возглавленных Александром Невским. Его военная экспансия в земли Руси была остановлена. В начале Ливонской войны (1560) Орден был разгромлен Россией. Название «Ливонский» ордену Меченосцев присвоили русские летописцы по его территориальной принадлежности, и эта традиция принята историографией.
Липицкая (Липецкая) битва — сражение на реке Липице, у города Юрьева-Польского 21—22 апреля 1216 г. Причиной битвы стал конфликт между новгородским боярством, защищавшим свои права, и князем Ярославом Всеволодовичем, нарушавшим боярские вольности. Ярослав был изгнан из Новгорода, но вскоре попытался взять город блокадой. Приглашенный новгородцами на княжение Мстислав Удалой собрал сводное войско из Новгорода, Пскова, Смоленска, Ростова. Вместе с другими князьями он выступил против Ярослава Всеволодовича и его брата Юрия (великого князя Владимирского), возглавивших владимиро-суздальские дружины, и разбил их у реки Липицы. Победа обеспечила новгородцам сохранение боярской независимости.
Монгольская империя — государство, сложившееся в первой половине XIII в. в результате завоеваний Чингисхана и его преемников. В середине XIII в. включала Монголию. Северный Китай, Корею, Центральную и Среднюю Азию, Закавказье, и другие территории. Держала в зависимости значительную часть русских земель. Делилась на улусы Чингизидов (Золотая Орда и др.). Распалась в последней четверти XIV в.
Монголо-татарское иго (1243—1480) — принятое в литературе название системы властвования и эксплуатации русских княжеств монгольскими завоевателями. Выражалось в вассальной зависимости русских князей от Монгольской империи и Золотой Орды, ежегодном сборе дани, частых карательных набегах ханов и военачальников. Было ослаблено Куликовской битвой (1380) и ликвидировано Иваном III (1480). Сопровождалось экономическим разорением и политическим упадком земель Северо-Восточной и Юго-Восточной Руси.
Монголо-татары — принятый в литературе термин для обозначения всех объединенных Чингисханом монгольских племен, как завоевателей, так и покоренных. Возник в начале XIII в. в ходе военной экспансии монголов и образования государства во главе с Чингисханом, когда в его состав вошли тюркоязычные племена, кочевавшие в Северо-Восточной Монголии, Приамурье и Маньчжурии — татары.
«Неврюева рать» — карательная экспедиция, направленная Батыем в 1252 г. в Северо-Восточную Русь и возглавленная золотордынским нойоном Неврюем. Поводом для нее стала попытка князя Андрея Ярославича (младшего брата Александра Невского) заключить союз со Швецией, направленный против Золотой Орды. Неврюй разбил войска Андрея Ярославича и вынудил его бежать в Швецию. Итогом похода было разорение северо-восточных земель Руси.
Нойоны — светские землевладельцы в Монголии.
Нукеры — дружинники племенных и родовых предводителей в Монголии, свободные люди, состоявшие на добровольной службе у нойонов и ханов и находившиеся на их содержании. За службу первоначально получали кров, пищу, одежду, вооружение, а затем часть военной добычи и земельные пожалования, что способствовало превращению их в обычных вассалов.
«Повесть о разорении Рязани Батыем — воинская повесть, выдающийся памятник древнерусской литературы. Была написана не позднее середины XIV в. на основе Рязанской летописи и устных сказаний. Повествует о нашествии войск Батыя на Рязань (1237), о героическом сопротивлении ее жителей, воспевает доблесть князя Юрия Игоревича, эпического богатыря Евпатия Коловрата. Автор осуждает раздробленность русских земель, обличает владимирского князя Юрия за отказ помогать Рязани. Завершается повесть плачем о павших и рассказом о возрождении Рязанской земли.
Пороки — стенобитные каменные орудия, применявшиеся при взятии городов.
Рижское архиепископство — одно из феодальных духовных княжеств в Ливонии. Возникло в 1201 г. на завоеванных крестоносцами землях ливов и латгалов. Резиденция — Рига. Являлось центром феодально-католической экспансии в Восточной Прибалтике и главным соперником ордена Меченосцев в борьбе за гегемонию в регионе. Прекратило существование в ходе Ливонской войны.
Сить — река в бассейне Волги, приток Мологи. 4 марта 1238 г. на Сити произошло сражение между войсками великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича и монгольского темника Бурундая. Монгольские отряды продвигались к Сити из Углича. Разбив передовой отряд, они внезапно появились у русского стана. Княжеские войска вступили в битву, не успев завершить построение и, несмотря на мужество воинов, были разбиты. В битве погибли Юрий Всеволодович и другие князья и воеводы. В результате поражения на Сити сопротивление князей Северо-Восточной Руси было сломлено.
Тевтонский орден — «Орден святой девы Марии Тевтонской» (Немецкий орден) — католический духовно-рыцарский орден, возник в ходе крестовых походов в Палестине в конце XII в. В 30-х гг. XIII в. основал свое государство на завоеванных землях пруссов. Осуществлял военную экспансию в земли Польши и Великого княжества Литовского. В 1237 г. объединился с орденом Меченосцев (Ливонским). В 1410 г. был разгромлен в Грюнвальдской битве союзными войсками Польского королевства и Великого княжества Литовского. В 1466 г. стал вассалом Польши. В 1525 г. его владения в Прибалтике были превращены в светское герцогство Пруссию (с 1701 г. — королевство).
Темник — военачальник, стоящий во главе тумена — 10 тыс. воинов монгольских войск (по-русски — «тьма»).
Тумен — подразделение численностью в 10 тыс. человек в монгольских войсках (по-русски — «тьма»).
Тысячник — военачальник, стоящий во главе тысячи воинов монгольских войск.
Улус — название территориально-племенного объединения у народов Средней и Центральной Азии, подчиненного вождю или хану. Улусом Чингисхана являлась его огромная империя, созданная в первой половине XIII в. В ходе монгольских завоевательных походов возникли три западных улуса, которые некоторое время находились в вассальной зависимости от великого хана, а затем стали самостоятельными государствами. Самым большим западным улусом владел старший сын Чингисхана — Джучи. В его состав вошли Западная Сибирь, Северный Хорезм, Приуралье, Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак. Большая часть Средней Азии от Семиречья до Аму-Дарьи вошла в состав улуса Чагатая, сына Чингисхана. Внук Чингисхана Хулагу владел третьим улусом, включавшим земли Туркмении, Ирана, Закавказья. С течением времени улусы дробились. Улус Джучи разделили его сыновья: Батый получил западную часть (Золотая Орда), а Орды-Ичен — восточную (Синяя Орда).
«Число» — государственная налоговая система, введенная в 50-х гг. XIII в. на территориях, подвластных монгольским ханам, в том числе и на русских землях (Северо-Восточная Русь, Рязанское и Муромское княжества, Новгород Великий). Новый налог взимался поголовно, пропорционально имуществу плательщиков. Для этого монгольские чиновники из Каракорума составляли переписи («число») населения, которое делилось на десятки, сотни, тысячи и «тьмы» (10 тыс.). Служители церкви исключались из переписи. Лица, проводившие переписи, назывались «численниками» или писцами. Переписи сопровождались многочисленными злоупотреблениями и вызывали народные восстания (в Новгороде Великом в 1257 г.).
Ярлык — льготная грамота ханов Золотой Орды подвластной светской и духовной знати Северо-Восточной Руси, где излагались распоряжения и права относительно управления отдельными областями.
Яса Чингисхана — свод постановлений, обнародованных Чингисханом при избрании его великим ханом на курултае в 1206 г. Основной памятник права монгольского средневековья. Текст не сохранился, известны фрагменты в переводе персидских, арабских и армянских авторов XIII в. На территории Руси не действовала.
V
Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV вв. Пути политического развития. М., 1996.
Греков Б. Д., Якубовский А. Б. Золотая Орда и ее падение. М.;Л., 1960.
Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992.
Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2001.
История внешней политики России. Конец XV — XVII век. М., 1990.
Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. М., 1967.
Князь Александр Невский и его эпоха: исследования и материалы. СПб., 1995.
Пашуто В. Т. Александр Невский. М., 1975.
Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
Пашуто В. Т., Флоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982.
Печников Б. А. «Рыцари церкви». Очерки об истории и деятельности католических орденов. М., 1991.
Похлебкин В. В. Внешняя политика Руси. России и СССР за 1000 лет Справочник. Вып. I—II. М., 1995
Славяне и скандинавы. М., 1986.
Феннел Д. Кризис средневековой Руси (1200—1304). М., 1989.
Чингис-хан. СПб., 1998.
Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII—XIII вв. Л., 1978.
Глава 5. Культура древней Руси (X — 30-е гг. XIII в.)
Древнерусская культура развивалась в определенных историко-этнических, природно-географических и социальных условиях. Ее истоки уходят в V—VII в., когда в результате Великого переселения народов шло формирование южных, восточных и западных славян. Дальнейшие процессы ассимиляции восточных славян с финно-уграми и балтами привели в IX—X в. к образованию древнерусской народности. К этому же времени относятся и появление понятия «Русь», «Русская земля». В широком смысле «Русь» означала все земли восточных славян, подчиненные Киеву. В узком смысле — территория, ограниченная реками Рось, Росава и Днепр.
На географический фактор («месторазвитие» русской культуры), обусловивший особенности культуры восточных славян, указывали В. О. Ключевский, Г. В. Вернадский, Г. П. Федотов, П. Н. Милюков и др. В «Курсе русской истории» В. О. Ключевский писал, что лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, степь воспитывала чувство шири и дали, а многочисленные реки приучили местных жителей к общительности, развивали дух артельности и предприимчивости, способствовали общению с другими народами.
В развитии древнерусской культуры, — считал философ Н. А. Бердяев, — постоянно «сталкивались два элемента: дохристианская природная широта, особый темперамент, сформировавшийся в необъятных лесных и степных просторах русской земли, языческие верования, не искорененные христианством, и православный, из Византии наследованный аскетизм». Но при этом надо учитывать тот факт, что государственность и культура восточных славян формировалась под воздействием не только христианской Византии, но также Хазарского каганата и язычников-варягов. На становление культуры Киевской Руси оказал влияние и так называемый «болгарский фактор». На рубеже IX—X вв. в Болгарии на старославянский язык были переведены практически все основные произведения византийских богословов и другие памятники литературы, которые постепенно были восприняты Русью.
«Склонность к всемирной отзывчивости», по определению писателя Ф. М. Достоевского, означала постоянную готовность восточных славян учиться у других народов, ассимилировать и преобразовывать иные этнокультурные формы и создавать на этих условиях свою национальную культуру.
Принципиально важным для развития культуры имел выбор веры. Принятие христианства в его греко-византийском варианте (православии) в 988 г. многие исследователи считают началом собственно древнерусской культуры. Дискуссионным является вопрос о финале культуры древней Руси. Некоторые историки конечной датой существования древнерусской культуры называют первую треть XII в., когда относительно единая Киевская Русь распалась на отдельные княжества, и начался процесс формирования русского, украинского и белорусского народов. Другие связывают финал древнерусской культуры с интенсивной европеизацией российской культуры на рубеже XVI—XVII вв.
Крещение Руси определило ее культурно-историческую судьбу. С принятием христианства постепенно менялось мировоззрение людей, их восприятие жизни, представления о красоте и творчестве. Изменилась роль и функции городов, которые превращались в центры культурной общности. Стала развиваться единая письменность и «учение книжное». Письменная культура на Руси распространялась при помощи монастырей, где появились первые школы, библиотеки и скриптории. Начала развиваться многожанровая древнерусская литература. При этом разнообразие жанров, усвоенное от Византии, приняло собственные оригинальные формы: летописи, жития, поучения, притчи, слова (речи), моления, хождения. Византийские мастера принесли на Русь технику каменного строительства крестово-купольных храмов; искусство мозаики, иконописи, фрески, книжной миниатюры; ювелирное дело, которые были творчески переосмыслены местными зодчими и иконописцами. Характерными чертами древнерусской культуры стали образность и масштабность в летописании; монументальность и изящество в зодчестве; мягкость и жизнелюбие — в иконописи; страстность и гуманизм — в литературе.
Древнерусскую культуру отличало уникальное сочетание церковно-княжеской христианской культуры и народных языческих традиций. Культура древней Руси развивалась в режиме «двоеверия»: официальная культура преобладала в городах, язычество сохраняло свои позиции в сельской местности. Языческие символы находили свое выражение в фольклоре, повседневной жизни, в ритуалах земледельческих праздников, календарной обрядовой поэзии, дружинных песнях и т. д. Языческими мотивами пронизано одно из самых известных светских произведений древней Руси — «Слово о полку Игореве».
В условиях распада древнерусского государства на удельные княжества сформировались новые культурные центры: Владимир, Тверь, Псков, Новгород, Смоленск. Они складывались на основе традиций Киевской Руси, но каждый имел свои отличительные черты. Дольше всего киевские традиции сохранялись в Чернигове и Ростове. «Золотым веком» в истории домонгольской Руси называют культуру Владимиро-Суздальского княжества. Разнообразные влияния из-за своего географического положения лежат в основе художественных школ Новгорода и Пскова. В княжествах древней Руси в местных формах формировалась единая культура, развитие которой было прервано монголо-татарским нашествием.
I
Крещение Руси и христианизация населения. Примерно в IХ в. возросло значение Киева как центра посреднической торговли между Западом и Востоком. Важное место занимал Волжский путь, а позднее «Великий путь из варяг в греки». Особенно активными были деловые связи с Константинополем. В 907 году киевский князь Олег провел морем и сушей флот из 2 тысяч лодок к столице Византии Царьграду (русское название Константинополя), были заключены два выгодных для Руси мирных договора, о которых упоминается в «Повести временных лет». Третий поход на Константинополь совершил уже преемник Олега киевский князь Игорь в 941 — 944 гг. Его жена — княгиня Ольга поддерживала дружеские отношения с Византией. По одной из версий, в 946 или 957 г. во время визита в Константинополь Ольга приняла христианскую веру. Другие исследователи считают, что в Константинополь она прибыла уже крещенной вместе со своим духовником Григорием. Ее же сын князь Святослав не согласился перейти в христианскую веру, опасаясь насмешек своих дружинников, людей вольных и независимых.
О христианской вере славяне-русы знали и раньше. В Киеве, по свидетельству Никоновской летописи, попытка принять христианство в качестве государственной религии была впервые принято в 860-е гг. князьями Диром и Аскольдом, однако захват Киева в 882 г. варягом-язычником Олегом оттеснил новую религию на второй план. Распространению христианских идей на Руси способствовали и контакты с Великой Моравией, где в 863—864 гг. занимались миссионерской деятельностью Кирилл и Мефодий. Став монахами, они составили славянскую азбуку (кириллицу) и перевели на старославянский язык Евангелие. Тексты Священного писания и другие богословские сочинения стали постепенно распространяться по языческой Руси, что создавало благоприятные условия для знакомства с новой религией.
Первую попытку языческой реформы великий киевский князь Владимир предпринял в 980 году, стремясь создать монотеистическую религию. Был составлен единый для всех пантеон, в который вошли наиболее почитаемые божества: славянские, персидские, финно-угорские. Первенство в иерархии богов было отдано богу войны Перуну. Но попытка создать единую религиозную систему, сохранив старые языческие обряды и верования, не удалась. По-прежнему строились капища, требища, храмы, т. е. места отправления культов, в которых волхвы — жрецы языческой религии совершали различные обряды, молились и приносили жертвы богам. О массовых религиозных настроениях свидетельствовало народное творчество славян-язычников: заговоры и заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие), хранившие черты древних магических представлений, загадки, обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарем; свадебные песни и похоронные плачи; песни на пирах и тризнах; сказки и былины («старины»).
Выбор веры для Руси имел принципиальное значение: единое государство могло быть создано на едином духовном пространстве. Многобожие являлось препятствием в объединении племенных союзов, жители регионов поклонялись своим богам и враждебно относились к божествам соседей. Язычество закрепляло патриархально-племенные отношения: кровную месть, многоженство, обычаи человеческих жертвоприношений, сжигание жен вместе с умершими мужьями и др.
Киевский князь Владимир упорно стремился объединить земли Руси в единое государство на основе единой веры. При выборе религии он мог ориентироваться на мусульманский Восток, иудейских хазар, католический Рим и православную Византию. В силу сложившихся экономических, военных, социально-политических отношений выбор был сделан в пользу византийского православия. О выборе религии рассказывает «Повесть временных лет»: чтобы определить лучшую религию, были отправлены послы к мусульманам, евреям, католикам и к православным. Византийское православие привлекло князя Владимира своей красотой: вернувшиеся из Царьграда (русское название Константинополя), послы свидетельствовали: «И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом …».
Сам князь Владимир принял крещение в 988 г. в древнем греческом городе Корсуни (Херсонесе). Согласно «Повести временных лет», в том году войско великого князя осадило в Крыму Корсунь в ответ на невыполнение условий договора. Овладев городом, он крестился там и женился на сестре византийских императоров принцессе Анне. Корсунский поход имел важное значение для начала массовой христианизации Руси. Христианство было объявлено государственной религией, уничтожены главные языческие капища, началось церковное строительство. Вскоре, как констатируют летописные своды позднейшего времени, князь «… и все земли наши крестил, Русьскую, и наше Словенскую, и Мерскую, и Кривечскую, Весь, рекше Белозерскую, и Муромскую, и Вятичи, и прочая …». Не позднее 997 — 998 гг. была основана Киевская митрополия. На нужды церкви Владимир распорядился отчислять десятую часть княжеских доходов, которыми распоряжалось духовенство построенной им в Киеве церкви Успения Богородицы (т. н. Десятинной церкви).