Цит. по кн.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — М.: Просвещение. - 1971. - С.94.
Цит. по кн.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — С. 116.
Аргументация объективного характера закона взаимного благоприятствования в социальных действиях субъектов образования становится наиболее очевидной и доходчивой, если использовать график "Элементарного модуля социального взаимодействия родовых субъектов образования" (условно: обучающего и обучаемого).
П Элементарный модуль социального взаимодействия родовых субъектов образования, где II — преподаватель,У — учащийся. |
На вертикальной оси размещаются социальные действия обучающего, на горизонтальной — социальные действия обучаемого. Дугами со стрелками выделяется состояние социальной активности одного и другого. При этом имеется в виду, что противоположная сторона в функциональной деятельности обоих указывает по меньшей мере на социальную индифферентность. Представленный модуль демонстрирует известные учебно-воспитательные ситуации (упрощенные) в четы- рехвариантном измерении.
Начнем с четвертого варианта. Как говорят: "Свят-свят, не допусти, Боже",... до такого, когда и учитель, и учащийся находятся одновременно в оппозиции к целевой установке учебно-воспитательного процесса, не признают друг друга в качестве субъектов взаимодействия. Это может выражаться в индифферентности к своим социально-ролевым функциям, взаимной неприязни, взаимном непонимании, взаимном отчуждении. Причины такого варианта кроются в негативных результатах предшествующего опыта их социальных взаимодействий или привносятся одним или обоими субъектами из внешкольных форм жизни. Как видим, в четвертом варианте не "варится образовательная каша". Напротив, здесь фигурируют симптомы, разрушительно воздействующие на институт образования.
Второй вариант свидетельствует о том, что обучающий находится в достаточной социальной активности и готов реализовать свой социальный статус, а обучаемый не располагает ресурсами для овладения знаниями и опытом. Третий вариант является показателем противоположного положения. В основе обоих лежат различные обстоятельства, чаще всего субъективного характера. В любом случае, это — сигнал, что специалист исчерпал или не готов в полной мере использовать свои методические возможности для управления учебно-воспитательным процессом, не рассчитал их на познавательные возможности конкретного учащегося (конкретной учебной группы). Это — сигнал, что чувственной и мыслительной организации обучающегося неприемлемы либо какие-то стороны процесса, либо полностью учеба, либо сегодняшнее проявление личностных качеств обучающего. Оба варианта говорят о том, что уроки проходят (именно "проходят"), периодически затрагивая интересы то одной, то другой стороны. В этих случаях ни один из участников сложнейшей интеллектуальной деятельности не получает удовлетворения, а, стало быть, не вырабатывает мотивацию на последующие социально-образовательные встречи. И второй, и третий варианты чреваты переходом в четвертый. Если последний говорит о кризисных явлениях, то первые два о болезненном состоянии образования.
Образование как здоровое социальное тело функционирует на родовом саморегуляционном уровне только при одном условии — при взаимном социальном благоприятствовании обучающего и обучаемого. Первый вариант — это показатель того, что институт образования работает в унисон с целевыми установками общества, а его субъекты взаимно стимулируют друг друга в раскрытии их творческих потенций. Этот закон по жизнеобеспечивающему предназначению равносилен сердцу человека. Пока оно "бьется", образование находится в состоянии социального комфорта. Поэтому понимать его — мало. Надо работать на поддержание здоровой ритмичности. Решение этой задачи в руках управленческих структур.
Конечно, необходимо давать должную оценку несостоятельным занятиям, в критическом ключе анализировать асоциальные проявления обучающего и обучаемого. Но организационные приказы и распоряжения использовать не ради "разноса виновных", трудом которых и существует система образования, а ради выработки условий для выхода из критической ситуации. Управленческие структуры накопили достаточный опыт поддержания варианта взаимного благоприятствования. Существует целая система мер инициирования социально- ориентированных мотиваций, получивших название социальных активаторов. Назовем хотя бы те, что связаны с активизацией социальной деятельности учащегося:
— общественные конкурсы на лучшего учащегося класса, школы, района и пр.;
— публичные школьные олимпиады по вопросам общей эрудиции и знания учебных дисциплин;
— общественные отчеты-выставки учащихся по развитию лабораторного оборудования школы;
— конкурсы на лучшее использование школьной (местной) библиотеки;
— проведение вечеров-портретов лучших учеников сел, районов, городов;
— периодическая публикация в местных газетах результатов самосоциализации учащихся и т.п.
Их целью является выведение социальной деятельности учащегося на широкое поле оценок и поощрений общества; помощь ребенку в формировании как субъекта общества.
Убедительной аргументации достойны и другие закономерности функционирования образования: каждая органически вплетена в совокупность социальных фактов самоорганизации и жизнеобеспечения учебно-воспитательного процесса.
Заказчиком на социальный институт образования выступают общественные потребности в людях с определенными знаниями, умениями, навыками, с определенными морально- нравственными позициями, с определенными взглядами на весь комплекс жизнеустройства общества. Эти потребности воспроизводятся постоянно изменяющимися экономическими, политическими, социальными, духовными реалиями. В свою очередь, и сам институт через своих выпускников-воспитанников решительно воздействует на окружающую действительность, И вновь получает от нее заказ, но уже с обновленным содержанием. В цикличное™ взаимосвязи образования и окружающего его мира генерирующее место, безусловно, принадлежит последнему. Этот момент истины лежит в основе закономерностей развития социального института образования. Перечислим их, заметив, что сама формулировка дает возможность понять, что предопределяет образователь- но-воспитательные изменения и в каком направлении. Итак это закономерности:
— определяющего воздействия экономига-1 на жизнестойкость социального института образования;
— зависимости характера и содержания образования от изменений в социальной структуре общества;
— непосредственного влияния культуры общества на перманентное повышение качества образования;
— возрастания требований общества к уровню и содержанию знаний и навыков в связи с НТР;
— соответствия государственной политики образования потребностям социума.
Указанные законономерности еще в большей степени подчеркивают социальный характер института образования. Законы функционирования отражают устойчивость социального взаимодействия субъектов образования и многообразие его проявлений. Законы развития свидетельствуют о субъектно- объектном содержании взаимосвязи института образования с другими социальными формами существования людей.
РЕЗЮМЕ
1. Социальные институты — результат сознательной кооперации людей. Общественный институт образования — специализированная форма организации совместной жизни людей, направленной на передачу, закрепление и развитие лучших образцов культуры.
2. Социальные ценности института образования выступают важнейшими общественными факторами, определяющими
перспективу развития образования и побудительные мотивы деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса.
3. Социальные функции образования способствуют подготовке учащихся к той роли, которую они впоследствии будут играть в обществе.
4. Законы функционирования и развития образования как социального института — главный показатель его значимости в человеческой кооперации.
ЛИТЕРАТУРА
Б е к к е р Г.. Б о с к о в А. Современная социологическая теория. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961.
Духовні орієнтації молоді: динаміка і формування. — К.: Вища школа. 1994. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии.
— М.: Наука, 1991.
Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. — М.: Педагогика, 1986.
Саймон Б. Общество и образование. — М.: Прогресс, 1989. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.
Социология для студента: Учебное пособие. — Свердловск: Инж.-пед. ин-т, 1991.
Спенсер Г. Основания социологии в 2-х томах // Соч. в 4-х томах. — Т.IV.
- К.. СПб.. X.. 1898.
Я к у б а О. О. Соціальний інститут освіти // Соціологія. — X.: Г'енеза. 1995.
Лекция 5