Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образование как социальный институт 5 страница




— определяющий стиль руководства (авторитарный, демо­кратический, либеральный).

Отношения между первыми лицами и их подчиненными в структурах управления реализуются через такие ценности, как демократизм, коллегиальность, плюрализм, альтернативность в видении проблем и применении способов их разрешения. При этом формально и неформально, зримо и невидимо, осознанно и подсознательно присутствует важнейшая управ­ленческая ценность, пронизывающая существо отношений — ответственность. Чтобы ответственность носила не пожела- тельное, а обязательное свойство, ее необходимо "узаконить" через типовые функции, создать компактный механизм ее поддержания и стимулирования.

Известно, что ответственность за принятие решения несет первое лицо. Общество. надеется на фундаментальность этой ответственности и ждет соответствующей эффективности ра­боты сферы образования. Важным признаком здесь выступают деловые качества. Можно заранее предполагать возможные варианты социальных отношений в управленческих коллекти­вах в зависимости от того, к какому типу руководителей отно­сится их "босс". Если идти по принципу резкой контрастно­сти, то можно, как минимум, обратить внимание на три типа: Первый — деятели-мыслители; второй — чистые эмпирию!; третий — мечтатели-утописты.

Первые — это те, кто, по большому счету, мало ошибается в практических делах, ибо умеет предвидеть, кто решает про­блемы школы не вчерашнего и не сегодняшнего, а завтрашне­го дня. Они всегда проявляют остроту профессионального взгляда, понимание объективной реальности, умение оптими­зировать социальные отношения в интересах глубинных задач образования. Вторым свойственна командирская решитель­ность. Для них непререкаем авторитет сиюминутного успеха вне связи его с эволюцией и неизбежной зависимостью от смежных проблем. Как правило, они не сразу замечают рост­ки нового, недостаточно охватывают айсберг образования, по­стоянно спотыкаются на неожиданностях, порожденных праг­матической замкнутостью. Им претит всякий намек на необ­ходимость теоретических знаний. Но над собой они почти всегда видят ореол людей, которые все могут. Вышестоящие руководители в критических ситуациях чаще всего делают ставку на них. В третьих коллектив (за исключением скепти­ков) влюбляется с первого общения. Однако гипноз восхище­ния эрудицией шефа улетучивается по мере перехода к делу. В коллективе наступает разочарование, он разделяется на тех, кто честно не приемлет пустых мечтателей, и тех, кто при­спосабливается к ним. Это категория руководителей, говоря­щих по поводу школьных проблем, но не обладающих органи­заторскими способностями и готовностью к их решению. К сожалению, аэрозольное воздействие их уверенности может покорить кого-либо из членов образовательного Олимпа, и то­гда им обеспечен управленческий взлет. Углубленная диффе­ренциация управленческих кадров расширяет экран социаль­ных отношений в образовании, которые по главным вопросам протекают либо с их участием, либо под их воздействием.

В социальной стратификации системы образования само­стоятельное место занимает социальный слой методических работников. Как выразителей интересов эталонности педаго­гического мастерства их можно отнести к управленческому персоналу. Но абсолютизация такого взгляда чревата серьез­ными социальными издержками. Методические работники — прежде всего — специалисты по оперированию важнейшим богатством общества — мастерством обучения и воспитания людей. Одна из сторон этой сферы емко представлена Э.Фро- мом. Под методами образования он понимал механизмы, "по­средством которых индивид приобретает требуемые качества. Эти методы... могут быть рассмотрены как средства превраще­ния социальных требований в личностные качества"*. Вокруг проблем социализации педагогической практики, по существу, и строятся социальные отношения как внутри самого соци­ального слоя, так и во взаимодействии с другими социальны­ми слоями образования. Кроме того, социальные отношения методических работников определяются такими признаками:

— опыт методической работы;

— должность в структурах методической службы;

— связь с учебно-воспитательными заведениями.

Безусловно, отличается социальное понимание своего дела

совершенно неопытным и достаточно опытным методистами. Начинающий при всех его знаниях по вопросам методики обу­чения и воспитания, полученных в вузе, — это не специалист по методической работе. Технология синтеза, анализа и прод­вижения методического материала в жизнь, как показывает практика, становится профессиональным занятием только к третьему году работы. Да и то у наиболее способных. К этому времени вырабатывается умение "видеть" новое (не забытое старое, а именно новое), происходит овладение инструмента­рием специальной деятельности. Взаимоотношения методи­стов по этому кругу вопросов и другой специальной пробле­матике составляют значительное поле их жизнедеятельности.

Естественно различие методических работников по "верти­кали": кому-то надо и управлять процессом. Но вертикаль ме-

Фромм Э. Характер и социальный процесс. В кн. Психология личности. — М.: Знания, 1982. — С.53. жду специалистами, владеющими ключом к педагогическому мастерству, побуждает к субъектио-объектиому варианту со­циальных отношений. Компенсация потерь на этом пути воз­можна только при высокоэффективном управлении на прин­ципе научности. На субъектно-субъектном уровне строятся "должностные" отношения между работниками различных внутренних институций. Хотя и здесь необходимо учитывать различия объективного характера. Очевидна разница в содер­жании, формах и методах деятельности, например, работни­ков РМК и методистов областного института усовершенство­вания учителей. Первые ориентированы на "потребителя" рай­онного масштаба, вторые — на овладение и воздействие на ситуацию районного множества. Все это преломляется в прак­тике их социальных отношений.

Вполне обоснованной представляется дифференциация ме­тодических кадров по признаку непосредственного общения с учебными заведениями. И здесь дело не только в том, чтобы сохранить форму "играющего тренера", постоянно видеть внутренюю жизнь школы, участвовать в ней. На "знаниях" восьмичасового общения в неделю с учащимися далеко не уе­дешь. Настоящий методист-профессионал понимает, что гото­вого к употреблению опыта, которым обладает тот или иной обучающий, фактически нет. В первозданном состоянии он исключительно субъективен. Повторить его могут только ода­ренные актеры. Для того, чтобы он приобрел форму "товара", его необходимого "обкатать".

Социальная структура образования как определяющая пред­посылка социальных отношений естественно подводит нас к признанию автономности научных кадров. Их стратификация осуществляется прежде всего по организации функциональ­ной деятельности. С этой точки зрения достаточно оснований для понимания различий между учеными академических ин­ститутов, высших учебных заведений и учеными-практиками (учителя, воспитатели, административные кадры, методиче­ские работники, имеющие ученые степени). Целенаправлен­ные социальные отношения между данными категориями уче­ных создают достаточно надежное теоретико-методологиче- ское обеспечение практической деятельности всех социальных слоев образования.

Сложность самоопределения научных кадров образования состоит в том, что, по признанию большинства педагогов- классиков, педагогика — высшее из искусств. "Всякое искус­ство, — писал К.Д.Ушинский, — конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства — не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предпи­сывает правила для практической деятельности, почерпая ос­нования для этих правил в науке"*. Не является секретом, что теория педагогию! базируется на законах и методах познания таких фундаментальных наук, как философия, психология, со­циология. Отсюда постоянная и всевозрастающая потребность предметной актуализации последних, обращенности их к пе­дагогической антропологии. Исходя из этого фактора, целесо­образно определить место ученых, исследующих данные дис­циплины, не на задворках системы образования, а в ее серд­цевине. При этом станет естественным, что в педвузах или на курсах повышения квалификации педкадров социальная фи­лософия и философия образования, общая социология и со­циология образования, социальная психология и педагогиче­ская психология параллельно со специальными курсами, будут выполнять стратегическую установку обучения и воспитания новых поколений людей, ориентированных на достижение об­щественных идеалов.

 

Краткий обзор социальных отношений между профессио­нальными субъектами социального института образования не­вольно выводит на вопрос: в связи с чем строятся их отноше­ния, не свои ли узко корпоративные заботы тяготят их? Нет, все дело в "потребителе". Генетически именно он создал "ры­нок" образовательно-воспитательных отношений социальной значимости. Таковым является учащийся. Как объект он не­постижим без дифференциации. Как субъект он не однороден еще в большей степени, чем другие социальные слои образо­вания. Чтобы понять его сущность, определенные стороны содержания, динамику внутреннего развития, общественную весомость, необходимо совершить кластеризацию (подразде­ление на социальные группы) на основе известных, видимых признаков. Формально фиксируемым признаком является ха­рактер социальной деятельности. Одних учат, другие изучают, третьи совершенствуют знания, умения и навыки, четвертые

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая ан­тропология // Собр. соч. Т.8. — М.: АПН РСФСР. — 1950. — С.12.

5-2235

 

 

изучают саму лабораторию педагогического искусства. Итак, речь идет о сложившейся структуре: воспитанники; учащиеся; студенты (курсанты военных учебных заведений); слушатели; аспиранты НИИ, вузов. Всех их объединяет процесс учения, и только. Но и здесь они различны по социальным целям, со­держанию и методам проведения занятий.

Социологию образования, безусловно, интересуют отноше­ния между указанными структурами. Но наиболее пристально она изучает многообразие социальных отношений внутри ка­ждой из них. Любая социальная группа прежде всего имеет точный адрес: а) подсистема образования; б) тип школы; в) ведомственная подчиненность. По этим адресам "живут" са­мостоятельные социальные группы-подгруппы. Например, в дошкольных воспитательных заведениях они различаются по возрасту и степени социальной адаптации, в вузе — по уров­ню самостоятельности в овладении специальностью и нерав­ноценным творческим потенциалом, в профтехучилище — различной устремленностью к производственному мастерству и различными возможностями его достижения.

Важным критерием подразделения учащихся являются сту­пени образования. По существу они выполняют роль социаль­ных кирпичиков в "здании" уверенности в себе, прочности по­ложения в ученическом коллективе, в конечном счете, в об­ществе. Чем выше глубина и качество образования, тем зна­чимее знания и умения, тем более обстоятелен опыт социаль­ных отношений, тем комфортнее существование. Социальные отношения между учащимися по этому признаку имеют ряд тенденций. Две из них проявляются наиболее ярко, ибо диа­метрально противоположны по своему социальному вектору. Первая — тяга к элитарным знаниям, умениям и навыкам, обожествление их. Вторая — индифферентное или презри­тельное отношение к труду по добыванию знаний, умений и навыков. Обе тенденции в максимальной степени вызываются востребованностью общественной жизни. Но перспектива в любом случае за первой тенденцией. Понимание этого исто­рического фактора и непрерывная борьба за его жизнеобеспе­чение — одна из социальных целей педагогов.

Много проблем в отношениях между учащимися порождает принадлежность отдельных из них к так называемому активу класса, школы, факультета и т.п. Именно с такой категорией чаще всего во внеучебное время общается руководство учеб­ных заведений, считая ее проводником своих взглядов в уче­ническую (студенческую) среду. Способ общения достаточно распространен и апробирован. Позитивным здесь является оперативность в решении срочных вопросов жизни учениче­ского коллектива. Но насколько он продуктивен? Отношение с социальной группой формальных лидеров не тождественно отношению со всеми учащимися одновременно. Активисты часто создают впечатление согласия с безальтернативным мнением руководства, особенно по острым проблемам. По­следствия такого псевдосогласия, к сожалению, могут выра­жаться в "неожиданных" массовых асоциальных проявлениях. Правильно поступают те руководящие кадры, которые на ле­тучки-совещания такого рода или даже на семинары с учени­ческим активом приглашают неформальных лидеров общест­венного мнения, организации досуга и др. Правда, для этого их необходимо знать, признавать их нормативность, научиться строить с ними деловые взаимоотношения.

Важное место в генерировании позитивного характера со­циальных отношений играет фактор социальной самоиденти­фикации учащихся. Мало знать, какие категории людей суще­ствуют вообще на белом свете и непосредственно вокруг нас. Самое главное — к какой группе отнести себя. Вариантов со­циальной самоидентификации столько, сколько возможно сравнений между "Я" и "Мы". Сошлемся на некоторые вари­анты:

"Я" — "Они" (одноклассники) — "Мы" (отличники учебы);

"Я" — "Они" (учащиеся) — "Мы" (лидеры класса, школы);

"Я" — "Они" (учащиеся) — "Мы" (выпускники школы) и т.п.

При этом учащийся ориентируется на определенную, из­вестную ему ценностно-нормативную шкалу. Например, он вполне осознает, что может считать себя отличником учебы, если соответствует принятым требованиям: достаточно разви­тыми природными способностями; высокой общей эрудицией и самоорганизацией; примерностью в культуре межличност­ного общения; умелым использованием знаний в практиче­ской деятельности; готовностью и способностью защитить честь школы и оказать помощь одноклассникам в учебе и пр.

5*
 

При выявлении характера и содержания социальных отно­шений в ученических коллективах следует иметь в виду и внешние обстоятельства. Общеизвестно, что на складывание и развитие межличностных, личностно-групповых и межгруппо­
вых отношений в школе накладывает отпечаток семья (в наи­большей степени по сравнению с другими социальными ин­ститутами). Каждый ребенок приносит в свою социальную группу родительские взгляды на образовательно-воспитатель­ные ценности. И это совершается постоянно. Постоянство произрастает на почве непосредственной заинтересованности семьи в развитии своих субъектов. Тем не менее ее воздейст­вие на функционирование социальных групп учащихся и в це­лом этого социального слоя неравномерно и неритмично. По существу оно может быть определено как состояние социаль­ной эвекции. Под данным термином понимается периодиче­ское повышение социальной активности любой социальной общности путем одноактного направления усилий других за­интересованных социальных институтов на ту или иную сферу ее деятельности. Периодичность воздействия семьи на акти­визацию позитивных отношений в ученических социальных группах зависит от различных факторов.

Мы отметили некоторые черты, характеризующие отноше­ния между социальными слоями, рассмотрели отдельные про­явления социальных отношений внутри них. Теперь стоит за­дача выявить социальные функции тружеников образователь­ной сферы, выступающих своеобразными наполнителями конкретной деятельности людей социального института обра­зования.

В социологической, да и в педагогической литературе вни­мание общественности недостаточно концентрируется вокруг социально-ролевых функций учащихся. Им чаще всего пред­лагают для исполнения, и обязательного, различные правила поведения, соблюдения техники безопасности и т.п. Словом, навязывают условия их школьного существования. При этом профессиональные деятели системы образования предполага­ют, что таким образом воспитывают личность. Хотя известно, что "натаскивание" школьника по предмету не обеспечивает устойчивых знаний, а навязывание всевозможных требований от имени Министерства образования, директора школы и т.д. автоматически не формирует у него необходимых обществу личностных качеств, особенно самостоятельности. Обществу, социальному институту образования приходится постоянно искать динамичный механизм, обеспечивающий его непре­рывную психолого-физиологическую работу по поддержанию внутренних мотиваций на учебу, на самоорганизацию и само­развитие учащихся. С этой точки зрения им могут быть пред­ложены для органического вживания в канву их чувственной организации и самосознания хотя бы такие социальные функ­ции:

— самоосознание общественной значимости знания и опы­та предшествующих поколений;

— рациональное использование накопленных знаний и практического опыта;

— обогащение существующих знаний и опыта собственным трудом;

— самоформирование жизненных идеалов и ценностных ориентаций;

— саморазвитие личных способностей;

— овладение навыками сотрудничества.

Работа вокруг этих и им подобных функций обеспечивает создание социального портрета действующего индивида. Не­обходимо исключительное педагогическое искусство, чтобы они стали внутренними императивами учащегося. Это проис­ходит там и с теми, где и для кого учеба превратилась в инте­ресный, увлекательный систематический творческий труд, стимулируемый и поощряемый извне.

Архисложную общественную миссию выполняет учитель (преподаватель, воспитатель). Уникальность его профессио­нального труда заключается в том, чтобы опередить развитие ребенка. Ядро его деятельности состоит не в простой передаче знаний, умений и навыков. Это удел подмастерья. Учитель — тончайший мастер своего дела, филигранно огранивающий природные задатки учащегося божественным резцом своего искусства. "Педагогическая работа выделяется среди всех про­чих видов трудовой деятельности своей единственной, непо­вторимой чертой: объектом, предметом этой работы является человек. И человек особого рода — ребенок, личность в пери­од формирования ее разума, чувств, воли, характера, взглядов, убеждений"*. Так писал человек, который знал доподлинно истинную цену педагогического труда. Учитель выполняет со­циальные функции:

— строит процесс обучения и воспитания по системе субъ- ектно-субъектных отношений;

Сухомлинский В. А. Учитель и дети. В кн. Избр. произв. — Т.5. — К.: Рад. шк., 1980. - С. 208.

— создает смысловое поле между сознанием учащегося и предметом его познания;

— передает детям добытые обществом знания, умения и на­выки;

— прививает детям навыки умственного труда, учит их са­мостоятельно мыслить;

— направляет саморазвитие и самоопределение индивида;

— социализирует учащегося как личность.

Все эти функции ежедневно, беспрерывно выполняет весь педагогический состав и каждый учитель в отдельности. Рав­ных ему нет по концентрации энергетических усилий, по точ­ной адресности интеллектуальных и психофизиологических затрат, по рациональности и целенаправленности действий. Жаль, что наука, в том числе и техническая, не изобрела ап­парата оценки этих параметров, а общество не выработало достойного вознаграждения за учительский груд.

Как известно, деятельность методических кадров охватыва­ет все поле системы образования. Будучи специалистами по искусству педагогического мастерства, они вырабатывают ак­тиваторы воздействия на творческий потенциал как учитель­ского, так и руководящего составов. Плодотворное влияние методических кадров испытывают на себе учащиеся, родите­ли, все члены общества, так или иначе заинтересованные сис­темой образования. Ясно, что они более других социальных слоев учебно-воспитательного комплекса владеют знаниями философии и социологии образования, социальной и педаго­гической психологии. В интегративном (в определенной сте­пени общем для всех методических структур) виде социальные функции методического работника можно сформулировать следующим образом:

— непрерывный сбор "квантов" позитивного опыта специа­листов системы образования;

— систематизация и научный анализ образовательного опы­та;

— разработка наиболее рациональных моделей обучения, воспитания и руководства этим процессом;

— способствование развитию экспериментальных (автор­ских) классов и школ;

— личное участие в распространении учебно-воспитатель­ных новаций;

— помощь учителям и руководящим кадрам образования в их систематическом теоретическом и методическом са­мообразовании;

— обеспечение широкого распространения опыта образова­ния среди всех слоев общества;

— сбережение накопленного опыта в национальном "банке информации".

Что касается управленческих кадров образования, то трудно найти интеграл, с помощью которого можно было бы унифи­цировать их социальные функции. Кадрам центральных орга­нов системы образования свойственны действия мозгового, стратегического порядка, областных — оперативно-тактиче­ского, а районных (городских) — более практического содер­жания. Первым в максимальной степени присущи организа­торские роли. У вторых организаторские роли подчинены тре­бованиям мозговых структур. У третьих социальные действия (в основной своей части) носят исполнительный характер. Что касается директорского корпуса учебных и воспитательных за­ведений, то он выступает творческим исполнителем норма­тивных актов, разработанных первыми тремя структурами.

Возможны следующие варианты формулировок социальных функций:

* руководитель районного (городского) отдела (управления) образования:

— руководит вверенным ему коллективом;

— организует исполнение заданий вышестоящих органов управления образованием;

— изыскивает местные возможности повышения эффектив­ности учебно-воспитательного процесса в своем регионе;

— разрабатывает и реализует собственную политику влия­ния образования на развитие района (города);

— изучает потребности населения в создании различных видов школ;

— организует и инициирует целенаправленные межшколь­ные отношения;

— выносит вопросы реформирования образования на рас­смотрение вышестоящих инстанций.

ф руководитель учебного заведения:

—формирует школьный коллектив и руководит им;

-—практически реализует требования государства и общест­ва к развитию образования;

—непосредственно организует и поддерживает рабочий ритм школы;

—генерирует творческий потенциал учителей и учащихся;

—изучает мнение школьного коллектива относительно со­ответствия содержания обучения современным потребно­стям учащихся;

—привлекает внимание родителей и широкой обществен­ности к решению проблем учебно-воспитательного ком­плекса;

—выступает с организационными новациями перед руково­дящими инстанциями системы образования.

Функциональный юпоч в системе социальных отноше­ний — это подлинно социологическая мера действенности любого субъекта образования, определения социальной значи­мости каждого учебно-воспитательного заведения. Конечно, понимание, осознание социальных функций не равнозначно ценностной, целерациональной направленности социальных отношений. Исполнителями последних субъекты образования выступают только в результате практических действий. В лю­бом случае фактическое состояние социальных отношений прямо пропорционально функциональной деятельности всех педагогических кадров.

Понимание существа и характера общесоциологического подхода в синтезе и анализе социальных отношений в таком социокультурном феномене, каким является обучение (уче­ние) и воспитание, обеспечивает мозговым центрам и другим структурам управления образованием создание надежного ме­тодологического фундамента. Без него было бы невозможно всесторонне охватить систему внутриобразовательных соци­альных отношений, поддерживать их в режиме позитивной результативности, исключающей значимость деструктивных социальных конфликтов.

РЕЗЮМЕ

1. Социальное взаимодействие между непосредственно обу­чающим и обучающимся субъектами составляет первичную форму существования социальных отношений в образовании.

2. Важнейшими источниками развития социальных отноше­ний в сфере образования являются, с одной стороны, потреб­ности людей в знаниях, опыте и самореализации творческих потенций, с другой, — объективные различия, существующие

между социальными интересами субъектов внутриинститут- ской жизнедеятельности.

3. Ролевые функции социальных стратов наилучшим обра­зом представляют результирующую сторону социальных отно­шений людей, кооперированных в данном общественном ин­ституте.

ЛИТЕРАТУРА

Абалкина М. А., Агеев В. С. Анатомия взаимопонимания. — М.: Знания. 1990.

Аза Л. А. Воспитание как философско-социологическая проблема. — К.: Наукова думка, 1993.

Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Философская и со­циологическая мысль. — 1992. — N 5.

Ко мен с кий Я. А. Великая дидактика // Избр. педагогич. соч. — T.2. — М.: Педагогика. 1982.

Л укашевич Н. П. Социология воспитания: Kvpc лекций. — К.: МА- УП. 1995.

Макаренко А. С. Некоторые соображения о школе и наших детях. — Соч. - Г.7. - М.: АПН РСФСР, 1958.

Рабочая книга социолога. — М.: Наука, 1983.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.

Сощолопя освгги. В кн.: Сощолопя. — К.: КПУ 1м.Драгоманова, 1994.

Социология — студенту в вопросах и ответах: Учебное пособие. — М.: Изд- во МГУ. 1992.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. — Собр. соч. — T.8. — М.: АПН РСФСР. 1950.


Лекция 4

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Цели. Изучив данную тему, Вы должны быть в состоянии

1. Обосновать генетические предпосылки возникновения образования как социального института и сформулировать его специфичность.

2. Изложить содержание социальных функций образования.

3. Аргументировать объективный характер закономерностей функциониро­вания и развития образования как общественного института.

4. Сравнить социальные ценности образования с социальными ценностями других общественных институтов.

5. Практически использовать наиболее приемлемые активаторы социальной деятельности учителей, учащихся, родителей.

МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ

В начале XX века Э.Дюркгейм с сожалением писал: "В со­временном состоянии научного знания мы даже не знаем до­подлинно, что представляют собой основные социальные ин­ституты, такие как государство или семья, право собственно­сти или договора..."[28]. В конце того же столетия можно с уве­ренностью сказать, что научное сообщество, работающее в системе социологических знаний, достигло существенных сдвигов в понимании сущности, целей и содержания многих общественных институтов, по крайней мере тех, что упомина­ет Дюркгейм.

В поиске ответа на вопрос: "Каковы генетические предпо­сылки формирования, возникновения социальных институ­тов?" наиболее значительный научный вклад сделал Г.Спен- сер. В своем фундаментальном труде "Основания социоло­гии", показав ход эволюции общества: возникновение разно­образных сфер трудовой деятельности людей, нарождение об­щественных классов и социальных слоев, локализацию жизни людей в различных природных и культурных условиях, осоз­нание социальных идеалов, интересов и ценностей, он пред­ложил социально-функциональную структуризацию. П.Соро­кин в своей "Программе преподавания социологии" выделил специальный раздел по социальной генетике, в котором пы­тался не только рассмотреть историю отдельных институтов, а исследовать возникновение и основные линии развития насе­ления и общественных процессов. Свой вклад в выявление ге­незиса социальных институтов внесли К.Маркс, М.Вебер и другие социологиотносит: родительский инстинкт, инстинкт мастерства и "праздного любопытства" (познания); чувства, идеи, обычаи, традиции. Такой точки зрения придерживаются представители институциональной со­циологии.

Понятие социальный институт пришло в социологию из юридических наук. Там оно означало свод правил и норм, ре­гулирующих социально-правовые отношения при разрешении конфликтных ситуаций по правам собственности, владения, наследования, взаимным обязательствам и пр. Определяя это понятие, сошлемся на нормативные издания:

1. "Исторически сложившиеся устойчивые формы организа­ции совместной деятельности людей"[29].

2. "Понятие, используемое в большинстве западных социо­логических теорий (наиболее широко — в структурном функ­ционализме) и обозначающее устойчивый комплекс формаль­ных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих со­циальную систему "[30].

Приведенные определения отличаются не только тем, что одно лаконичнее, а другое пространнее отражает суть дефи­ниции, но и тем, что в первом случае дается определение со- циальному институту как~общественному явлению, а во вто­ром — как научной категории. И тем не менее в них отраже- "йо главное. Во-первых, социальный институт имеет свою пре- дисторию и историю, развивается во времени и пространстве. Во-вторых, является наиболее рациональной, устойчивой формой организации совместной жизни людей. В-третьих, по­строен на основе определенных целей и других ценностных установок, объединяющих людей. В-четвертых, это — лучший полигон для выражения социальной значимости человека, для развития его природных способностей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2311 - | 2015 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.