Уровень современного социологического знания, фактическое состояние и динамика организации общества позволяют выявить определенную систему в устройстве социальных ин- статутов. Наиболее фундаментальна классификация, в основе которой лежат основные сферы жизнедеятельности людей: экономическая, политическая, духовная.
Ныне понять экономическое устройство жизни общества и перспективы его развития не представляется возможным без детального исследования всех структур его организации. Социальные институты государственной и частной собственности, сельхозкооперации и фермерства, банков, маркетинга и другие — все это самостоятельные формы организации общественной жизни, представляющие единую, а именно — экономическую сферу.
В политической сфере заняли самостоятельное место как институт политической организации общества, так и его подразделения — социальные институты государства и права, политических партий и политических движений и пр. Детальный анализ, например, социального института государства и прогнозирование его деятельности обязательно выведет нас на его подсистемы: социальные институты представительной власти, исполнительной власти, президентской власти, суда, военной организации и т.д. В духовной сфере жизнедеятельности общества — свое многообразие, востребованное накопленным богатством и беспредельными возможностями развития человеческой культуры. Социальные институты науки, искусства, образования, воспитания, религии, морали, средств массовой коммуникации и прочие ныне функционируют во всех современных цивилизациях.
В зависимости от сферы действия и функциональной определенности общественные институты подразделяются на:
— реляционные (выражающие ролевую структуру общества во всех проявлениях);
— регулятивные (выполняющие функции общественного контроля);
3) — культурные (связанные с духовно-нравственными форма- ' \ ми существования);
у — интегративные (обеспечивающие интересы макросоциума).
Некоторые ученые склонны абсолютизировать место социальных институтов в системе социологического знания. Например, Дюркгейм считал, что социология — это "наука об институтах, их генезисе и функционировании". На самом деле роль и значение социальных институтов не следует ни преувеличивать, ни приуменьшать. Они являются и существуют как часть жизни человечества.
История создания социального института образования связана с утверждением господствующего положения в обществе церкви и государства. Церковь путем развития образования расширяла свое влияние на различные народы. Государство образовывало представителей господствующего класса для укрепления своей власти в массах и развития природных дарований юношества элитарных кругов общества. Достоверно известно, что уже в У-ГУ веках до н.э., например, в Древней Греции, была создана сеть учебных заведений, состоящая из ряда гимназий, Академии и лицея. Об общественном значении образования как социального института на начальном этапе его существования свидетельствует изречение философа Филиппа Меланхгона. Правильно образовывать юношество, говорил он, имеет несколько бол ьшее значение, чем покорить Трою.
Мощный толчок образованию был задан первым промышленным переворотом. Эпоха Просвещения явилась ответом на потребности бурного роста производительных сил общества. И все-таки это не сравнимо с тем, что происходит ныне. Научно-технический прогресс все более возвышает требования общества к научным, технологическим, производственным знаниям и опыту. Стремление к гармонии социальных отношений побуждает к поиску истины. И на этом направлении путь лежит через образование.
Возрастание общественной значимости образования убедительно подчеркивается ростом материальных затрат на него. Так, за двадцать лет — с 1960 по 1981 гг. — только государственные расходы на образование во всем мире выросли (в текущих ценах) с 51,5 млрд. долларов до 627,6 млрд. долларов. Это составило 5,7% стоимости валового национального продукта всех стран мира по сравнению с 3,6% в 1960 г.
В чем сущность образования как социального института?
Прежде всего, попытаемся раскрыть ее через определение. Оно может выглядеть следующим образом: социальный институт образования •— форма общественной жизни, реализующая развитие способностей и социализацию индивидов, передачу _им накопленных знаний, умений и навыков с целью преумножения последних в интересах совершенствования и щр- монизации общества. Джон Дьюи в работе "Мое педагогическое кредо " писал: "Я убежден, что школа прежде всего социальный институт. Поскольку образование — социальный процесс, то школа — это просто одна из форм жизни общества, в которой все факторы сконцентрированы так, чтобы наиболее эффективно подготовить ребенка к восприятию всех богатств его нации и использованию своих сил для общественных целей". По сути, это действительно одна из форм организации жизни людей, найденная обществом для целей своего культурного обогащения.
Институт образования обладает исключительностью, неповторимостью, несхожестью с другими общественными институтами. Феноменальность его отмечается в различных проявлениях. Выделим некоторые из них, избегая алгоритмической заданности:
1. Это подлинно социальный институт, т.к. в нем реализуются социальные интересы представителей всех общественных классов и слоев. Международно-правовой документ "Конвенция о правах ребенка" закрепляет этот фактор, обязав государства давать образование всем детям, независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, религиозных симпатий, физических недостатков (за исключением психопатологических, не подлежащих излечению).
2. Он задает тональность в развитии общества, на нем лежит определенная ответственность за его совершенствование. Английский ученый Дж.Брунер считал, что развитие интеллекта и обучение человека профессиональному мастерству — не самоцель. Главная проблема состоит в том, чтобы создавать такое общество, которое смогло бы мудро ими воспользоваться.
3. В нем с целью получения образования, развития, обретения опыта и навыков сосредоточены люди различных возрастов и даже разных поколений.
4. Это способ взаимодействия людей, где происходит не механическая передача знаний и опыта, добытых предшествующими поколениями, а использование их ради развития способностей ныне здравствующих поколений в целях преумножения знаний и опыта, направленных на совершенствование жизни общества во всех его проявлениях.
5. Это специализированная сфера самовыражения личности ребенка, молодого человека как субъекта социального взаимодействия. 6. Это такая форма организации человеческой жизни, когда: а) индивиды, представляющие различные социальные слои общества идут к единой цели, осознанно стремясь недопус- титъ между собой конфликтов; б) социальное взаимодействие индивидов происходит при наличии огромной разницы в знаниях, опыте, навыках.
Социология изучает два типа социальной организации. Первый — формальная организация, которая имеет спецйаль- ный административный аппарат с определенными координирующими функциями. Члены такой организации выступают носителями социальных ролей, а не личностями. Второй тип — неформальная социальная организация. Она повышает эффективность формальной организации и позитивно влияет на сглаживание конфликтов между подчиненными и вышестоящими должностными лицами, на сплочение членов организации, на сохранение чувства индивидуального самоуважения.
Социальная организация института образования строится с учетом горизонтальных и вертикальных перемещений его субъектов.
Горизонтальную организацию образования уместно классифицировать в соответствии с целями, задачами и функциями каждого типа школы. Это отвечает принципам организации институциональной деятельности. А они таковы:
— принцип общественной целесообразности;
— принцип статусно-функциональной выраженности;
— принцип надежности и стабильности действия.
Если быть предельно точным, то следует подчеркнуть, что "горизонтальная" организация выражает переход человека из одного состояния развивающего обучения и воспитания в другое, более высокое.
Ныне в Украине действует такая "горизонтальная" организация:
— дошкольное образование и воспитание;
— общее среднее образование;
— внешкольное образование и воспитание;
— профессионально-техническое образование;
— высшее образование;
— последипломная подготовка;
— аспирантура;
— докторантура;
— самобразование.
Все это не просто организационные структуры института образования, но и самостоятельные социальные институты как подсистемы общего. Причем, каждая из них имеет свою "типовую горизонталь".
В любом случае без наличия организации не приходится даже и говорить о существовании социального института, тем более ожидать от него решений различных проблем. Эту простую истину подтверждает недавний опыт Украины по организации школ нового типа. Пока лицеи, гимназии и колледжи были результатом социальной активности и исторической прозорливости одиночек, отдельных работников образования, они были скорее "белым пятном для черной критики". Как только организовались — стали полноправной подсистемой образования как института макросистемы.
Суть вертикальной организации заключается в соблюдении ряда правил:
— упорядочение социального взаимодействия между субъектами образования;
— создание и постоянное совершенствование организационного порядка, служащего целям повышения коэффициента полезного действия обучения и воспитания;
— обеспечение рациональных, целенаправленных социальных действий и социальных взаимодействий между различными типами школ с целью взаимообогащения опытом обучения и воспитания с целью возвышения учащихся по ступенькам знаний, умений, навыков и максимального раскрытия способностей преподавательского состава.
Вертикальная организационная структура образования в каждой стране устроена по-своему. В Украине нет единого подхода в аранжировке подсистем института образования. Например, дошкольная и общеобразовательная структуры действуют по четырехзвенной системе вертикальной организации, профессиональная и последипломная — по 2—3-звенной.
Образование как социальный институт дееспособно, функционально только при наличии внутренней организации. Г.Спенсер указывал: "Если организация состоит в таком устройстве целого, при котором его части получают возможность выполнять взаимосвязанные действия, то низкая организация должна отличаться сравнительной независимостью частей друг от друга, а высокая, наоборот, — такою сильной зависимостью каждой части от всех остальных, что разлучение их должно вести к гибели"*.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ФУНКЦИИ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ
В каждой сфере человеческой кооперации есть факторы, которые выполняют роль социального цемента. Их наличие очерчивает место социального института в общественном разделении труда, дифференцирует грани их деятельности, предопределяет организационную структуру, закладывает основы функционирования. Цементом такого порядка называют социальные ценности.
Образование, как и другие социальные институты, имеет свою систему ценностей, представленную совокупностью идеалов, целей и задач. Как известно, ценности не имеют бытия, у них есть только значимость. Они представляют собой сознательно сформулированные императивы, обращенные к волевым потенциям индивидов, социальных групп и всего общества.
В.Томас и Ф.Знанецкий выводят понятие ценности в связи с психологическим понятием установки на деятельность. Поэтому к ценности они относят любой факт, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для какой- либо социальной группы. Ценности, по их мнению, это более или менее ясные и формальные правила поведения, при помощи которых группа старается удержать, регулировать, а также сделать более общими и более частыми соответствующие виды действий ее членов.
Каковы же важнейшие значимости социальных ценностей? Возможности их достаточно обширны. Их используют как средства и элементы в различных проявлениях социального института.
Во-первых, они выступают в качестве установки на деятельность: целесообразную, рациональную, ранжированную по иерархии целей и задач. Доктор психологии, профессор В.А.Козаков, анализируя установку на самостоятельную учебную деятельность студентов, структурирует ее по временным значениям. Стратегические цели — это долгосрочный желае-
"Спенсер Г. Основания социологии в 2-х томах // Соч. в 4-х томах. Т.Г/. - К., СПб., X. - 1898. - Т.2. - С.244.
мый результат, тактические — цели обозримого будущего, а оперативные — желаемый результат на текущий момент. Можно спорить по поводу соотносимое™ военных терминов, но одно бесспорно — ценность равносильна ориентации. Это во-вторых. В-третьих, ценности выражают морально- нравственную определенность. Например, проблема гуманности разрешается не только в образовании, но и в религии, но с различными моральными акцентами. В религии такой ценностью есть вера, 15 образовании — уверенность. Вера исключает сомнения. Убеждения личности, которые стремится сформировать образование, проходят через сомнение, через поиск истины, через лабораторные эксперименты и конкретный опыт. Кроме того, социальные ценности выступают средством социального контроля и предупреждения конфликтов, побудителем в соревновании за отыскание кратчайших путей к цели.
Исследования (выборочные) учащихся старших классов Черновицкой области в 1992 г. показали, что они ориентируются на такие ценности, как получение глубоких разносторонних знаний (56,9%), дифференциация учебного процесса, как это делается в школах США (46,2%), высокая профессиональная подготовка и эрудиция учителей (42,2%). стимулирование отличных знаний морально и материально (30,2%) и т.д.
Жизненные установки и ориентации студентов Черновицкого госуниверситета отражают совершенно иную реальность. В их иерархии интересная работа среди семи показателей занимает третье место у юношей и пятое — у девушек; высокий социальный статус, карьера — соответственно первое и шестое места.
Учителя ожидают от школ проявления таких социальных ценностей:
— прочные знания — 72,0%;
— весомый культурный багаж — 59,0%;
— помощь в развитии способностей — 64,3%;
— необходимая подготовка для поступления в вуз — 14,8%;
— опыт социального взаимодействия и общения — 34,1%;
— хорошая профессиональная подготовка — 23,8%;
— опыт общественной деятельности — 9,0%.
Социальные ценности — это побудители развития как всего
6* |
института образования, так и каждого субъекта, вовлеченного в него.
Практическая деятельность социального института направлена на
реализацию его целей и задач, на утверждение и развитие системы социальных ценностей имманентных данной сфере совместного труда. Но ценностно-нормативная классификация построена по различным основаниям, вариантам, видам и подвидам целей и задач. Нет тождества в социальных установках общеобразовательной школы и профтехучилища, а тем более дошкольного заведения и вуза. Понимание такого несовпадения ведет к признанию особенностей в социальной деятельности коллективов различных типов школ, каждачя из ко торых выдает «на гора» свои социальные результаты. Если же институт образования анализировать как единую социальную сферу, объединяющую под одной «крышей» людей, занимающихся однородным общественным трудом, то можно увидеть сущность его социальных результатов в целом. Это разнообразие и разнохарактерность образовательной институтции говорит о наличии социальных функций как отдельного учебного (воспитательного, учебно-воспитательного) заведения или типовых учебных заведений, так и всего образования.
Рассмотрим деятедьность совокупного социального института образования. В различных публикациях даются различные подходы к класификации функций, их группировке, акцентам характера, обоснованию значимости. В учебном пособии для студентов Свердловского инженерно-педагогического института дана классификация социальных функций образования по экономическому, социальному и культурному признакам. Экономический означает, что в процессе обучения и воспитания происходит формирование социально-проффесиональной структуры общества и работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями, навыками. Социальный признак предстпавлен в трех позициях:
- образование выступает в качестве одного из основных средств социальных перемещений;
- образование является условием воспроизводства конкретных видов социальной структуры: социально-классовой, экономической, религиозной, поселенческой и др.;
- образование осуществляет социализацию молодежи, обеспечивает усвоение ею требуемых обществом правил.
Социальные функции, результирующие деятельность института образования по культурному признаку, сводятся к использовангию индивидами, социальными общностями достижений образования как основы развития культуры.
В докторской диссертации И.Н.Гавриленко дается классификация и аргументация социальных функций образования, выявленных и описанных в западной социологии образования. К таковым ученый относит функции: репродуктивную; коммуникативную; селективную; изменения социального статуса; социально-блокирующую (учебные заведения рассматриваются как инструмент всеобщего и непреодолимого отчуждения личности); культурной реконверсии социальной позиции (селекция по способностям).
Анализ данной проблемы приводит к выводу, что социальный институт образования, независимо от общественно-экономического и политического устройства и других особенностей той или иной страны, выполняет рад общих функций:
— социального воспроизводства (репродуктивную);
— социального перемещения (изменения социального статуса);
— культурно-репродуктивную;
— коммуникативную;
— селективную;
— социального регулирования и контроля;
— инструментальную.
Кратко раскроем их содержание.
Функция социального воспроизводства состоит в том, что образование репродуцирует различные стороны социальной жизни. Как разновидность интеллектуального труда оно воспроизводит представителей умственной сферы, участвует в воспроизводстве элиты общества. Все виды профессионального образования воспроизводят социально-профессиональную структуру. За счет образования происходит накопление материального и духовного богатства общества. Эту сторону убедительно подтвердил американский социолог М.Троу, подчеркнув: "Если не будет мировой войны, то в социально-экономическом развитии выиграет та страна, у которой лучшая система образования".
Функция социального перемещения указывает на изменение положения человека в обществе. Как подчеркивается в западной социологии образования, с ее помощью реализуется фактор "выравнивания шансов". Не фетишизируя данную возможность, укажем, что образовательный канал дает основания для изменений социального статуса личности. В этом случае многое определяется социальными ориентациями обучающегося, По мнению Ф, Р.Филиппова, в социальной ориентации различаются три взаимосвязанные стороны: ретроспективная (осознание человеком своего социального происхождения), ситуативная (осознание наличных социальных позиций и путей их достижения), перспективная (выбор будущего социального положения и этапов движения к нему). Образование дает шансы осуществить все три стороны социальной ориентации. Студент, вышедший из рабочей семьи, может переместиться в социальный слой менеджеров и т.д., а может и пополнить свой класс. В любом случае его личное социальное положение изменится — из состояния учащегося он переместится в состояние специалиста какой-то категории.
Культурно-репродуктивная функция отражает ту реальность, что в ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися, не штампуются, а индивидуализируются. И чем большее число поколений участвует в этом, тем значимее проявляется культурно-воспроизводящая функция образования.
Коммуникативная функция — это, главным образом, двусторонняя связь по каналу "Образование — окружающий мир". Ценности, которыми обогащается личность в ходе обучения, в абсолютном большинстве своем воспроизводятся другими сферами жизнедеятельности общества: экономикой, политикой, наукой и т.д. Учебно-воспитательный процесс ограничен во времени и претендует на информацию лаконичную, логически аргументируемую или лабораторно проверяемую, удостоверенную практикой, и такую, которая несет в себе сомнения, располагает к поиску истины с участием учащегося. Коммуникативная функция служит очищению двусторонних каналов по линиям: "Учитель — учащийся" и "Учащийся — учащийся". Они должны быть чисты для социального взаимодействия, для слухового, визуального и других видов не искаженного социального восприятия.
Селективная функция образования — естественное состояние дифференциации учащихся по способностям, предметным и профессиональным симпатиям. В обществе, где учащиеся разделены по социальному положению, селективная функция приобретает и другой характер — поддержания стандарта стабильности социально-классовых отношений. Оба подхода практикуются в структуре западного образования. В некоторых странах по окончании начальной школы происходит массовое подразделение детей. Престижным типом является полная средняя школа (грамматическая школа в Англии, лицеи во Франции и Италии, гимназии — в ФРГ). Другой тип — второсортная средняя школа (современные школы в Англии, колледжи во Франции, реальные школы в ФРГ). Большой акцент в них сделан на прикладные знания для будущих работников "среднего звена". Третий тип — "практическое образование" — путь на производство через систему специальной рабочей подготовки. В США в 1980 г. на академическом потоке обучалось 39% школьников, на общеобразовательном — 37%, на профессиональном — 24%. Такая же тенденция имеет место и в Украине.
Функция социального регулирования и контроля проявляет себя в силу экономической и других форм зависимости образования как непроизводительной сферы деятельности людей. В большинстве стран мира львиная доля бюджетных затрат на содержание образования осуществляется за счет государства, остальная — за счет частного бизнеса и местных органов самоуправления (прямых налогов с населения). Известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Школа — лучшая мастерская для воздействия на внутренний мир учащихся и учителей в нужном направлении. Здесь происходит выработка уважительного отношения к государственно-правовым актам, к ценностям рыночных отношений и системе свободной демократии, традициям и обычаям своей нации, своего региона, города и села. Функция социального регулирования и контроля формирует чувство благодарности "хозяину", гражданскую позицию, местный патриотизм.
Под инструментальной функцией социального института образования понимается разработка методов социализации школьников, поиски наиболее эффективных средств подготовки учащейся молодежи к функционированию в различных подсистемах общества: к труду на производстве, учебе, самостоятельной семейной жизни и т.п. Инструментальная функция также предусматривает руководство деятельностью учащихся вне школы. Она включает разработку превентивных мер против возможных вариантов "отклоненного" поведения.
Таким образом, социальные функции выражают деятельно- стную сторону института образования, а социальные ценности — его направленность и целеустремленность.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ
История существования образования как социального института показала, что на каждом этапе его функционирования проявляются свои тенденции, вызванные теми или иными внутренними метаморфозами или внешними условиями. Одни из них кратковременны, другие более длительны, одни отражают жизнь конкретного учебного заведения, другие — подсистемы или даже всей образовательной системы, одни характерны образованию какой-либо страны, другие несут регионально-международный или планетарный отпечаток. Примером регионально-международного среза служит перечень тенденций, выявленных доктором педагогики, профессором З.А.Ма- льковой. Ведущие тенденции образования, проявившиеся в середине 80-х годов в странах Восточной Европы (под которыми в то время понимались социалистические страны), она сформулировала следующим образом:
— последовательная реализация принципов социального равенства в образовании;
— создание целостной системы образования и воспитания;
— совершенствование содержания и методов обучения;
— обогащение условий для развития способностей и интересов личности;
— соединение обучения с производительным трудом;
— воспитание идейной убежденности и социальной активности;
— повышение профессионального уровня учительских кадров.
Есть ряд тенденций, которые сопровождают образование на протяжении всего его существования. И никакие политические революции и реформы, никакие экономические супервеяния не могут изменить этой реальности. Действия их в полном объеме, в легитимном порядке могут приостановить временно действующие в обществе олигархии, игнорирующие объективные законы общественного развития. Но, проявляясь в урезанной, скрытой форме, они активно "выталкивают" временщиков, и, в конечном итоге, побеждают. Справедливости ради их вполне можно назвать закономерностями. Доктор философии Ф.Р.Филиппов считает, что "социология образования имеет своим предметом закономерности функционирования и развития системы образования как социального института, взаимодействия ее подсистем друг с другом и с обществом в целом, прежде всего с его социальной структурой, а также с производственными, политическими, идеологическими отношениями данного общества"*.
Какие же тенденции закрепились как постоянно действующие, "законные", свойственные именно образованию, ценности? Распределим их по социальным ролям.
К первой группе отнесем те, что характеризуют внутренний мир образования, определяют сущностную сторону и поддерживают социальную феноменальность института образования. Это — законы и закономерности функционирования образования. Они потому и относятся к разряду таких ценностей как закон, что без них образование как социальный институт потеряло бы свое социально-историческое предназначение, свое "лицо", свое место в системе общественных институтов макросоциума.
Во вторую группу включим те, что являются результатом воздействия на образование со стороны окружающей социальной среды во всех ее вариантах. Предполагается воздействие социальных, экономических, политических и других факторов, идущих от всех структур человеческой культуры. К этой же группе относятся закономерности, являющиеся результатом развития внутренних потенций образовательной системы.
Прежде, чем перейти к формулированию законов жизни социального института образования, вспомним, что социология образования — это не только самостоятельная область знания, но и часть общей социологии. Исходя из этого, следует иметь в виду, что законы института образования — общесоциологические законы, преломленные в системе образования с учетом ее специфики. Сошлемся на некоторые закономерности функционирования образования как социального института, а именно: гуманистической сущности социального института образования; взаимного благоприятствования в социальных действиях субъектов образования; диалектического единства обучения и воспитания; социализации учащихся в процессе
Рабочая книга социолога. — М.: Наука. — 1983. — С.89.
обучения и воспитания; стимулирования саморазвития учащегося как личности; оптимальности в управлении образованием и другие и попытаемся кратко аргументировать некоторые из них.
Закон гуманистической сущности образования по праву стоит в ряду первых. Достижение гуманного устройства общества — это и идеал, и цель человеческого развития. Развитые демократические общества задают тональность в создании предпосылок для достижения этой цели-идеала. Ян Комен- ский был убежден, что "существует закон гуманности, по которому каждый, кто только умеет, обязан немедленно помочь своему ближнему, когда тот испытывает затруднения, особенно, когда дело идет, как в этом начинании (практическое использование "Великой дидактики" — B.C.), не о благе одного человека, а о благе многих"*.
Данный закон свойственен социальным институтам религии, воспитания, здравоохранения и иным, непосредственно связанным с выявлением природы человека и воздействием на нее. Но в системе образования он находит свое полное, истинное выражение. Во-первых, органичное единство образования и гуманизма заложено в содержании внутриинститут- ской деятельности, направленной на возвышение личного достоинства, формирует личностные качества субъекта социальных действий, помогает сложиться личности-индивиду, способному выразить себя, т.е. делающей личность свободной в самоорганизации, саморазвитии, самоопределении. Во-вторых, используются истинно гуманистические средства воздействия на учащегося. С их помощью шлифуются природные задатки человека, огранивается неповторимая индивидуальность. Человек вводится в реальный мир. Его внимание акцентируется на возможных линиях поведения, перспективные для значимых социальных взаимодействий, ведущих к наилучшему социальному самовыражению индивида. Тот же Комен- ский писал: "Ведь мудро сказал тот, кто сказал, что школы — мастерские гуманности, если они достигают того, что люди становятся действительно людьми"**.