Влияние взаимодействия моновалентных макроминеральных элементов - натрия, калия и хлора на состояние организма представляло большой интерес в последние годы. Mongin (1980) проанализировал эти взаимоотношения у моногастричных животных и предположил, что потребление чистых кислот могло быть экстраполировано из различий в рационе между макроминеральными катионами (натрий и калий) и анионами (хлор). В последние толы, концепция катион-анионовых различий в кормлении животных привлекла внимание применительно к крупному рогатому скоту. Большая часть работ относится к рационам коров в поздние сроки стельности (см. главу 9).
Лактационная реакция
По вопросу оценки различий катион - анионов в рационах лактирующего крупного рогатого скота и телят сделано мало. В исследованиях с дойными коровами катион - анионовое различие в рационах обычно выражают как: миллиэквиваленты (натрий + калий - хлор) / кг сухого вещества корма. Tucker et al.,(1988) оценил эту концепцию в рационах для лактирующих коров как -100,0, +100, и +200 mEq/кг сухого вещества рациона. Потребление сухого вещества и молочная продуктивность повысилась у коров с + 200 mEq в рационе по сравнению с -100 mEq/кг сухого вещества независимо от эффективности отдельных элементов (натрия, калия и хлора), используемых для изменения катион -анионовых различий. Из-за избытка натрия и калия относительно к хлору, в обычных рационах для лактирующих коров различие катион - анионов возникает редко, меньше + 100 mEq/кг сухого вещества. Sanchez et al.,(1994 b) использовал данные 10 отдельных экспериментов на коровах в середине лактации, чтобы развить эмпирическую регрессию модели, характеризующую действие катион - анион различий рационов на потребление кормов и молочную продуктивность. Катион - анионовое различие рационов в опытах колебалось от 58 до 612 mEq/кг сухого вещества, составляя, в среднем, 324 mEq. Как потребление сухого вещества.
Гл. 6. Минеральные вещества
так и молочная продуктивность соответствовали графической кривой катион - анионовых различий. Оба изменчивых показателя были максимализированы с + 380 mEq (натрий + калий - хлор)/кг сухого вещества рациона. Однако, величина в различии отклика или реакции была небольшой (около 0,25 кг на корову в сутки) между + 200 и + 500 mEq/кг сухого вещества рациона. Многие практические рационы имеют катион -анионовое различие при этой величине. Однако, в регрессивной модели от + 380 до + 612 mEq, СВП уменьшилось (около 0.5 кг на корову в сутки), как и молока (около 1.0 кг/корову в сутки). Изменение катион-анионового различия в рационе не изменяло состава молока. Эмпирическая модель испытана с независимыми данными (Tucker et al., 1988; West et al., 1991, 1992) и было найдено разумное соглашение. Подобная оценка эффекта разницы катион - анионов в рационе на продуктивность в период начала лактации на высокопродуктивных коровах может оказаться полезной.
Escobosa et al.,(1984) установил, что увеличение различия между катионами и анионами в кормах от -144 до + 350 mEq/кг сухого вещества во время теплового стресса, повышало потребление корма и молочную продуктивность. Подобные результаты позже сообщил West et al.,(1991), даже когда разное количество натрия или калия использовали для достижения катион -анионовой разницы (West et al., 1992).
Влияние на рост телят
Xin et al.,(1991) изучали эффективность -100 и +200 mEq [(натрий + калий) - (хлор + сера)]/кг СВ рациона на потребление корма, рост, кислотно-щелочной статус и потенциальное взаимодействие с источниками меди. Телят кормили, начиная с 4 до 11 дневного до 12 недельного возраста. Степень роста повысилась с 200 в сравнении с -100 mEq/кг СВ рациона корма и показатель рН был выше при + 200 mEq в 8 и 12-недельном возрасте. Источники меди не повлияли на рост животных. В другом исследовании растущих телят [(56 - 70-дневного возраста и средним весом 79 кг (28 голштинов) или с 54 кг (4 джерзея)] кормили рационами, варьирующими по разнице катион - анионов (натрий + калий - хлор) от 0 до 210, 370 и 520 mEq/кг СВ рациона (Jackson et al., 1992). Потребление корма и средний суточный прирост вначале реагировали квадратически, будучи наивысшим при 370 mEq и низким при О mEq. Авторы предположили, что для молодняка жвачных животных существует оптимальное различие катионов и анионов. В последующем исследовании сравнивали потребление корма, рост и обмен кальция у бычков и телочек голштинской породы (72 кг средней ЖМ в 56-70 дневном возрасте в начале опыта). Телята получали рационы с -180 или 130 mEq [(натрий + калий) - (хлор + сера)]/кг сухого вещества рациона, факториально, с 0,42 и 0,52% кальция в рационе (Jackson and Henken, 1994). На потребление корма различие катион-анионов не повлияло. Телята на рационе с 130 mEq росли лучше, чем телята с -180 mEq. Кальций рациона не влиял на показатели. Выделение Са было больше у телят на
рационе с -180 mEq, в сравнении с рационом с 130 mEq. Крепость 9-го ребра у телят на рационе с 130 mEq была больше, в сравнении с -180 mEq. Крепость 7-го ребра у телят была большей на обоих рационах, которые содержали более высокую разницу катион-анионов и больше кальция. Эти исследования показали, что. вероятно, имеется оптимальная катион - анионовая разница для растущего молодняка и что низкая или отрицательная катион-анионовая разница может быть вредной для крепости костей. Требуются дополнительные исследования для дальнейшего прояснения воздействия катион - анионовой разницы в рационе на рост, процессы метаболизма в костях и в кислотно-щелочной физиологии растущих телят.
МАГНИЙ
Магний является важным внутриклеточным катионом, который необходим как кофактор для ферментных реакций для большинства обменных процессов. Внеклеточный магний жизненно необходим для нормальной работы нервов, функции мускулов и образования костей. Концентрация магния в плазме коров в норме находится между 0,75 и 1.0 ммоль/литр или 1,8 и 2.4 мг/дл. У коровы массой 500 кг содержится 0,7 г магния в крови, 2,5 г - в межклеточной жидкости, 70 г магния - внутри клеток и 170 г - в костной ткани (Mayland, 1988). Кости не являются значительным источником магния, который может быть утилизрован во время дефицита, как это случается с кальцием. Магниевого статуса нет. Поддержание нормальной концентрации в плазме почти целиком зависит от абсорбции магния из кормов.
Всасывание
Магний всасывается, в основном, из тонкого кишечника молодых телят. Но как только рубец и сетка сформируются, они становятся главными и, очевидно, единственными органами абсорбции магния (Martens and Gabel, 1986; Martens and Rayssiguier. 1980; Pfeffer et al., 1970). У взрослых жвачных тонкий кишечник является местом чистой секреции магния (Greene et al., 1993). Всасывание магния из рубца зависит от его концентрации в рубцовой жидкости (важен как активный, так и пассивный переход магния через стенку рубца) и от механизма транспортировки магния. Система переноса магния связана с активным процессом соединения с натрием (Martens and Gabel. 1986), который является критическим при низкой концентрации магния в рационе. В подготовке уравнений, чтобы описать потребность в магнии в модели, предполагается, что механизм для активного транспорта магния через стенку рубца является цельным и действующим.