Гераклит Эфесский (ок. 520–460 гг. до н.э.). Известен как великий
диалектик античного мира. «Все существующее, – учил он, – постоянно переходит из одного состояния в другое: все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды; в мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, они обусловливают и переходят друг в друга». Согласно его воззрениям, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным «всеобщим логосом», т.е. единым, общим для всего существования законом.
В учении о бытие (онтологии) Гераклит утверждает, что первоосновой мира является огонь. Космос никем не сотворен, не
создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, вечно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь вечен, космос – порождение огня. Огонь претерпевает ряд трансформаций, вначале становясь водой, которая есть семя мироздания. Вода, в свою очередь, трансформируется в землю и воздух, порождая окружающий мир.
Гераклита можно считать основоположником учения о познании (гносеологии). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание. Познание, по его мнению, начинается с чувств, однако чувственные данные дают лишь поверхностную характеристику познаваемому, поэтому должны быть соответствующим образом обработаны разумом.
Ксенофан – основатель школы элеатов. Его главный труд «О
природе» написан в виде поэмы. Первоначалом мира он считал землю, полагая, что «все из земли рождается, и все в землю уходит».
Он отвергал антропоморфизм по отношению к богам, считал, что люди создают богов по своему образу и подобию – «каков человек, таков и его бог». Ксенофан придерживался позиции пантеизма и, по его мнению, Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос. Он – шаровидное, неподвижное, неизменное существо, не конкретно- чувственный образ, а понятийная конструкция.
В теории познания Ксенофана можно отнести к сторонникам рационализма, так как он по сути отрицал значение чувственного познания, полагая, что чувственная данность – это мир явлений, который есть видимость.
Парменид, в отличие от Гераклита, говорил, что ничто не меняется.
Его онтология строится на следующих характеристиках бытия:
– бытие не возникало и никогда не погибнет, так как оно имеет вневременную природу;
– бытие единственно и целостно, т.е. не имеет частей;
– бытие совершенно (закончено) и неподвижно.
Бытие есть то, что охватывается мыслью. Небытие (ничто) не существует, так как о нем нельзя мыслить и говорить. В гносеологии
Парменид различает понятия «истина» и «мнение». Мнение – это
внутренне противоречивая чувственная видимость. Истина – мыслимый мир, мир единого и вечного бытия.
Зенон – яркий представитель субъективной диалектики – считает, что существует лишь то, что можно доказать. Он сформулировал 40 апорий (неразрешимых затруднений), многие из которых получили широкую известность. Приведем примеры.
Апория «Стрела» указывает на мнимость чувственных впечатлений. В ней говорится о том, что прежде чем стрела, выпущенная из лука, пролетит какое-то расстояние, она должна пролететь половину этого расстояния. Но для того чтобы пролететь эту половину, она должна
пролететь половину половины. На основании этого утверждения Зенон делал вывод: стрела никогда не начнет движения и всегда будет тождественна своему месту (пространству). «Движущееся тело не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет», так как внутренняя противоречивость логических следствий из данной апории делает понятие движения «мнением», т.е. видимостью, а не реальностью. Рассуждения Зенона, построенные на доказательстве, сыграли большую роль в развитии теоретического мышления, а диалектические взгляды Гераклита были впоследствии использованы Гегелем и марксистами.
Философия пифагорейцев. Вслед за милетской школой в Древней
Греции начинают возникать и другие философские школы, важнейшей из которых стала школа Пифагора (вторая половина VI – начало в V в. до н.э.). По своим политическим взглядам он был идеологом аристократии и вел борьбу с представителями рабовладельческой демократии в греческих городах-полисах.
Основой всех вещей, считал Пифагор, является число, числа – сущность вещей. Вся Вселенная представляет собой гармонию чисел и их отношений. Пифагорейцы считали, что числа наделены особыми мистическими свойствами: свойствами одних чисел является справедливость, других – душа и ум, третьих – удача и т.п. Душа также является числом, которое приводит в движение самое себя. Душа бессмертна и переселяется из одного человека в другого.
Пифагорейцы впервые высказали мысль о количественной закономерности развития мира, Вселенной, пытались открыть наличие противоположностей, указывая на такие из них, как предельное и беспредельное, четное и нечетное, покой и движение, свет и тьма, мужское и женское и т.п.
Этическое учение пифагорейцев предполагало такой образ жизни, целью которого было освобождение души от тела посредством её очищения. Самой высокой степенью очищения является
«созерцательная жизнь», направленная на научные поиски истины и блага.
Пифагорейское учение о праве основывалось на мысли о том, что
«весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу», так как высшая власть у богов и именно эта власть самая справедливая. Затем следует подчиняться пророкам, правителям, родителям, старшим и, наконец, законам. «Человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует», отсюда «нет зла большего, чем безвластие (анархия)».
Наконец, следует отметить поиски пифагорейцами гармонии во всем, красивой количественной согласованности. Поиск подобного рода нацелен на обнаружение законов, что является одной из сложнейших научных задач.
Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н.э. Известен как ученый-
энциклопедист, крупнейший представитель атомистического направления в философии.
Основа его философских размышлений – атомистическая теория мироздания, истоки которой относятся к древневосточной философии. Она была систематизирована Демокритом в целостную концепцию. Демокрит считал, что существует бесконечное количество миров, одни миры возникают, другие исчезают. Все они состоят из множества атомов и пустоты, которая находится между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Атомы не только неделимы, но и неизменны, не имеют внутри себя никакого движения, они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в мире бесконечно.
Атомы бывают разной формы, т.е. могут быть шарообразными, угловатыми, вогнутыми, выпуклыми и т.п. Из разных атомов и разного
их числа путем сцепления образуются различные вещи и миры. Если бы они находились в состоянии покоя, то объяснить многообразие вещей было бы невозможно. Атомы находятся в движении и, сталкиваясь
между собой, изменяют направление движения. Одним из видов движения является вихрь. Само движение не имеет начала и не будет иметь конца.
Любая вещь, по мнению Демокрита, имеет свою причину (как
результат движения и столкновения атомов). Знание причин – основа человеческой деятельности. Причина является необходимостью, в силу чего случайные события исключаются, случайность – следствие невежества людей. Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость.
Душа человека также имеет атомарное строение, атомы души самые малые и шарообразные. Подобная конструкция души позволяет ей воспринимать вещи: от них истекают частицы, образующие нечто наподобие внешней оболочки вещи и потому дающие представление о предмете в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов с помощью ума, мышления. Демокрит разграничивал чувственное познание (познание «по мнению») и познание разумное (познание «по истине»). Познание «по мнению» неоднородно: есть цвет,
запах, звук, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они – результат воздействия предметов на органы чувств. Вне органов чувств их нет, поэтому знание этих качеств, по Демокриту, – «темное». Однако без органов чувств, баз познания «по мнению» было бы невозможным и познание «по истине».
Заслугой Демокрита в его учении о познании является то, что он заложил основы концепции вторичных качеств, которая и до сегодняшнего дня имеет важное значение для выяснения сущности мироустройства и познавательных способностей человека.