Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 2. Философия античности




НАТУРФИЛОСОФИЯ

Философия милетской школы

Милетская философская школа - одна из древнейших в Греции (VII– V вв. до н. э.). Мыслители из города Милета (Древняя Греция) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Направление исследований милетской школы:

- поиски первоначала;

- монистическое осмысление первоначала;

- представление о первоначале как первичном веществе;

- осмысление первоначала как живого, находящегося в вечном

движении и превращении (такая точка зрения есть гилозоизм – учение о

всеобщей одушевленности материи).

Фалес (640–545 гг. до н.э.) – первый ионийский и вместе с тем

первый европейский философ, – занимался математикой, физикой, астрономией. Фалес определил продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, установил время солнцестояний и равноденствий, предсказал солнечное затмение, изобрел несколько астрономических приборов; Открытие Полярной звезды и ряда созвездий привели его к выводу о том, что они могут служить руководством для мореплавания. Фалес первым предложил понятие первоначала, в качестве чего он назвал воду.

Вода, по мнению Фалеса, во всем и подо всем. Все, что есть в мире, основано на этом первоначале. Но в качестве первоначала выступает не простая вода, а божественная, одушевленная. Земля, как и все предметы, пронизана, окружена со всех сторон этой водой в её исходной форме, плавает в ней, как дерево. Одушевленность воды связана с населенностью мира богами. Предположительно, в качестве доказательства послужил тот факт, что пища всех существ – влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет, а то, из чего все возникает, есть начало всего. Вода пребывает в движении, вследствие чего все вещи и земля изменчивы, земля во время движения носится в

 


разные стороны. Так как в мире в изобилии имеется жидкость, а земля пропитана ею, то из земли выходят реки и моря.

Божественность, одушевленность воды выражается и в такой форме, как душевная жизнь человека. Сама душа – это тонкое

(эфирное) вещество, позволяющее человеку чувствовать; она является носителем разумности и справедливости и причастна к божественному (разумному и прекрасному) строю вещей. Душевная жизнь человека отличается от процессов природы – она ближе всех и стоит к богам.

Итак, и природное, и духовное основываются на едином первоначале, не мифология способна объяснить мир, а знание, направленное на первоначало, изнутри присущее самому миру.

Фалес считал, что все знание надо сводить к единой основе, а познание основывать на чувственном восприятии вещей. Познание мира неотделимо от человека. «Познай самого себя» – одно из важнейших положений, связанных с его именем.

Плутарх приводит рассуждение Фалеса: «Что прекраснее всего? Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью. Что мудрее

всего? Время, оно породило одно и породит другое. Что общее для всех? Надежда, ибо её имеют и те, у кого нет ничего другого. Что полезнее всего? Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти применение и стать полезным. Что самое вредное? Порок, ибо в его присутствии портится почти все. Что сильнее всего? То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют».

Анаксимандр (ок. 610 – после 547 гг. до н.э.) усматривал

первоначало не в каком-либо конкретном веществе, а в первовеществе

– апейроне (что означает - «беспредельное»). Апейрон - вещественное начало, лишенное границ, т.е. не имеющее никаких качественных характеристик и количественно бесконечное. В нем соединены противоположности. (горячее – холодное, сухое – влажное).

Анаксимандр считает, что конкретные вещи возникают из него путем выделения различных комбинаций противоположностей, развиваясь в различных формах. На этом построена и его космогония.

Процесс развития, по мнению Анаксимандра, это вечное движение, которое приводит к бесконечной смене мироздания.

Анаксимен (ок. 585 – ок. 525 гг. до н.э.) Началом всего сущего

считал воздух. Огонь – это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землей и, наконец, камнем. Анаксимен объясняет все многообразие стихий степенью сгущения воздуха: при разряжении рождается огонь, а при сгущении – ветер, затем туман, вода, земля и камень. А из этого возникает все прочее.

Душа тоже состоит из воздуха. Являясь источником и души и тела и

всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам. «Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, утверждал Анаксимен, - совсем как наша душа, воздух поддерживает все и управляет всем».

 


Таким образом, суммируя взгляды представителей милетской школы, можно отметить, что философия возникает здесь как рационализация мифа. Мир объясняется из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Такая позиция по существу является космоценрической. Милетцы были гилозоистами, т.е. говорили об одушевлении материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (пантеизм – учение, отождествляющее бога и природу), в соответствии с чем пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. Материализм первых греческих философов носил стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в непрерывном движении и изменении привели их к наивным представлениям о диалектике.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 327 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2434 - | 2190 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.