Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иллюстрация «(Низа» (X.-Н. Брауна) и роману Ч. Дни. кенса яДомби и сын 2 страница




Иллюстрация В. Минаева к ро­ман/ Ф. М, Достоевского иБратья Каремвзовын.

В раскаленной атмосфере всеобщего воз­буждения, в идейных разногласиях и спорах русскими писателями^реалистами было созда­но на протяжении 1860—1870-х гг. небывалое количество выдающихся, крупномасштабных художественных произведений, таких, как «Обломов» и «Обрыв» И. А. Гончарова, «Гро­за» и «Бесприданница» А. Н. Островского, цикл романов И. С. Тургенева, «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Былое и думы» А. И. Герцена, «История одного города» и «Госпо­да Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» и «Анна Каренина» Л. Н. Тол­стого, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Не­красова, составивших в своей совокупности грандиозную панораму жизни России во вто­рой половине XIX столетия. В этих произве­дениях — в полном смысле слова классиче­ских — ярко проявились характерные черты русской литературы: бескомпромиссное стремление к правде, высокая идейность и гражданственность, народность. Тогда же окончательно сложился сам тип общественно-психологического романа, ставшего ведущим жанром русской литературы.

В противоположность романтикам, утвер­ждавшим независимость личности от обще­ства, писатели-реалисты изображали челове­ка в многообразных связях с окружающим миром, в его социально-бытовой и психоло­гической конкретности, создавая подчас ил­люзию подлинности, достоверности. Они стре­мились выявить наиболее существенные сто­роны жизни, воплотить важнейшие коллизии и антагонизм эпохи, представить наиболее типичные общественно-психологические ха­рактеры, запечатлеть непрестанные измене­ния исторической действительности.

По большей части писатели-реалисты пока­зывали человека в конфликте со средой, рас­сматривали его как жертву несправедливого и ненормального общественного устройства (недаром реализм XIX в. называют крити­ческим). Вместе с тем в той же самой дей­ствительности они видели иные стороны, от­вечавшие их идеалам, питавшие их надежды на лучшее будущее, их положительную про­грамму (поэзия «дворянских гнезд» в рома­нах и повестях Тургенева, верность патриар­хальным традициям в творчестве Л. Толстого, духовное величие русского народа в поэзии Некрасова и т. п.). Русский реализм, сле­довательно, был не только критическим, но и утверждающим.

Вообще, задача художественно-аналитиче­ского исследования современности, первосте­пенная для реалистов на Западе, была под-

чинена в русском реализме (сближавшемся в этом отношении с романтизмом) задаче преображения мира и человека. Изучение жизни и ее законов выступило с этой точки зрения как необходимое условие, как пред­посылка грядущего обновления — социаль­ного и нравственного. Лучшие герои русской литературы ощущают себя непосредственны­ми участниками исторического движения, им свойственно чувство личной ответственности за судьбы Родины, всего человечества, они испытывают потребность в активном, практи­ческом действии. Отсюда — тяготение рус­ских писателей-классиков к постановке обще­национальных, общечеловеческих проблем, особое внимание к идейным спорам и миро­воззренческим конфликтам, духовным иска­ниям и самоопределению личности, обострен­ный интерес к глубинам человеческой психи­ки, противоречиям сознания, возможностям, таящимся в природе человека. В отличие от западноевропейского, русский критиче­ский реализм сохраняет значение господ­ствующего литературного направления

Иллюстрация Ж. Добужинского н рассказу Н. С. Лескова «Ту­пейный Художник».

МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ АЛЕКСЕЕВ (1896—1981)

Есть филологи, которые изучают одну эпоху, творчество одного или двух-трех писателей. Академик М. П. Алек­сеев занимался десятками литератур разных времен и стран, произведения­ми сотен авторов. Начинал он как му­зыковед: еще будучи молодым челове­ком, опубликовал в киевских и сара­товских периодических изданиях око­ло двухсот рецензий. Одновременно он написал несколько статей об И. С. Тургеневе, А. Н. Островском, позже писал об А. А. Бестужеве-Мар-линском. Первая пушкиноведческая статья Алексеева появилась после окончания им Киевского университе­та, в 1919 г., а последняя, посвящен­ная «Сказка о золотом петушке», была закончена за несколько часов до смерти. Стихотворению А. С. Пуш­кина «Я памятник себе воздвиг неру­котворный...» он посвятил целую кни­гу (1967).

Русскую литературу Алексеев изу­чал не отдельно, а в связях с другими литературами, со всем европейским литературным процессом. В этом — главная особенность работы ученого-энциклопедиста. О широком диапазо­не интересов Алексеева свидетельст­вуют его книга «Очерки истории испа­но-русских литературных отношений

XVI—XIX вв.». 91-й том серии «Ли­тературное наследство», написанный им одним и рассказывающий о рус­ско-английских связях XVIII — пер­вой половины XIX в. Ученого интере­совало и то, что писали английские путешественники о России, и вопросы истории и теории художественного перевода, писал он о литературах французской, итальянской, венгер­ской, бразильской и др.

Алексеев явился одним из зачинате­лей изучения того влияния, которое русская литература оказала на запад­ную. Он исследовал роль И. С. Турге­нева как проводника русской культу­ры в Европе.

Почти полвека продолжалась пе­дагогическая деятельность Алексеева. Он был организатором множества научных конференций и симпозиумов по проблемам связей между литера­турами, председателем Международ­ного комитета славистов.

Академик М. П. Алексеев принад­лежит к тем ученым, труды которых многие десятилетия будут нужны филологам, ибо богатство фактическо­го материала, собранного и изучен­ного им, поистине необозримо.

вплоть до конца XIX столетия. Однако его облик постепенно изменяется. Эволюциони­рует творчество корифеев-«шестидесятников» (М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого), являются все новые поколения писателей: в 1860-е гг. — Н. С. Лесков и Г. И. Успенский, в 1880-е гг. — В. Г. Короленко, В. М. Гаршин, А. П. Чехов, еще позже, в самом конце ве­ка, — М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, Я. Н. Андреев. Изменяется и общественная ситуация в стране, духовно-нравственный климат эпохи.

Революционная ситуация 1859—1861 и 1869—1879 гг. сменяется периодом реак­ции. Возникает настроение разочарования, уныния, пессимизма. Реформы не принесли благотворных перемен, не облегчили стра­даний народа; после убийства народоволь­цами Александра II снова наступила поло­са реакции. Вместе с тем в воздухе пахло грозой, назревали новые, грандиозные со­циально-исторические потрясения и сдвиги.

Писателям, вступившим в литературу в 1880-е гг., явственна тоска по <общей идее», тяга к переоценке идейного наследия минувшей эпохи. Им свойственно пристальное внимание к ^мелочам жизни», стремление разобраться в хаотической путанице и види­мой бессмыслице современной действитель­ности. В своих произведениях, преимуще­ственно малых жанров (роман в это время отходит на второй план), они стремятся вос­создать тревожную атмосферу всеобщего не­благополучия, определить степень готовно­сти рядовых людей из самых разных слоев общества к духовно-нравственному пробуж­дению, личностному самосознанию. Проник­нутое ощущением, что «больше жить так не­возможно» (Чехов), возвышенно-романти­ческими предчувствиями какой-то иной, луч­шей жизни, их творчество стало предвестием литературы нового, XX столетия.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX В.

Период истории русской литературы, который начался в 90-е гг. прошлого века и закончился в октябре 1917 г., получал у литературоведов разные названия: «новейшая русская литера­тура», ^русская литература XX в.», «русская литература конца XIX — начала XX в.». Но, как бы ни называли литературу этого периода, ясно, что она была не просто продолжением литературы XIX столетия, а означала особый период, даже целую эпоху литературного раз­вития, требующую специального изучения.

Как же надо оценивать эту литературу? Каковы ее главные черты, ее основные дви­жущие силы? Эти вопросы получали и про­должают получать далеко не одинаковые от­веты, вызывая порой жаркие споры. Иначе и не могло быть: хотя рассматриваемый пе­риод охватывает лишь двадцатипятилетие, он необычайно сложен и противоречив. Слож­ным и противоречивым был прежде всего сам исторический процесс, определявший разви­тие всех форм духовной жизни, в том числе и литературы. С одной стороны, Россия всту­пила в 900-е гг. в эпоху империализма, в по­следнюю стадию капиталистического обще­ства. Русский капитализм, едва успев пере­жить в 90-е гг. стремительный экономиче­ский взлет, почти сразу оказался в состоянии загнивания, а русская буржуазия, проявив полную неспособность сыграть революцион­ную роль, пошла на сговор с царизмом и со всеми реакционными силами. С другой сторо­ны, в 90-е гг. начался новый, пролетарский этап освободительной борьбы в России, куда переместился центр всего мирового револю­ционного движения, наступила эпоха трех революций, приблизились, по словам замеча­тельного русского поэта А. А. Блока,

Неслыханные перемены, Невиданные мятежи...

Литературоведы, исходившие лишь из фак­та вступления России в эпоху империализма, считали, что и в литературе определяющими стали процессы распада, а именно распада самого передового направления литературы XIX столетия — критического реализма. Им казалось, что главную роль в литературе ста­ли играть антиреалистические течения, кото­рые одни определяют как «декаданс» (что оз­начает «упадок»), другие — как «модер­низм» (что означает «новейшее, современное искусство»). Литературоведы, имевшие более широкое и более глубокое представление о действительности, подчеркивали ведущую роль пролетарской литературы и возникшего на ее основе нового, социалистического реализма. Но победа нового реализма не озна­чала гибель старого, критического реализма. Новый реализм не отбросил и не «взорвал» старый, а помог ему, как своему союзнику, преодолеть напор декаданса и сохранить значение выразителя мыслей и чувств широ­ких демократических слоев.

Размышляя о судьбе критического реализ­ма в конце XIX — начале XX в., надо помнить о том, что еще жили и творили такие его вели­кие представители, как Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. Их творчество в этот период пережило существенные изменения, отразив

новую историческую эпоху. В. И. Ленин имел в виду в основном последние произведения Л. Н. Толстого, особенно роман «Воскре­сение», когда назвал Толстого «зеркалом рус­ской революции» — зеркалом настроений ши­рокой крестьянской массы. Что касается А. П. Чехова, то именно в 90-е гг. он совершил те художественные открытия, которые поста­вили его наряду с Толстым во главе русской и мировой литературы. Продолжали созда­вать новые художественные ценности и такие писатели-реалисты старшего поколения, как В. Г. Корпленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк и дру­гие, а в конце 80-х — начале 90-х гг. реалисти­ческая литература пополнилась новым поко­лением крупных художников слова — В. В. Вересаевым, Д. С. Серафимовичем, М. Горьким, Н. Г. Гариным-Михайловским, А. И. Куприным, И. Д. Буниным, Л. Н. Андрее­вым и другими. Все эти писатели сыграли своими правдивыми, полными сочувствия к угнетенным произведениями большую роль в духовной подготовке первой русской рево­люции 1905—1907 гг. Правда, после пораже­ния революции, в глухую пору реакции, неко­торые из них пережили полосу колебаний или даже совсем отошли от прогрессивного ли­тературного лагеря. Однако в 10-е гг., в пе­риод нового революционного подъема, неко­торые из них создали новые талантливые ху­дожественные произведения. К тому же в ли­тературу пришли выдающиеся писатели-реалисты следующего поколения — А. Н. Тол­стой, С. Н. Сергеев-Ценский, М. М. Пришвин и другие. Недаром одна из статей о литерату­ре, появившаяся в 1914 г. на страницах боль­шевистской ^Правды», имела знаменательное название: ^Возрождение реализма».

Важнейшей особенностью русской литера­туры начала XX в. было рождение социали-

Ипяюстрация С. Алимова к комедии А. П. Чвкоев «Вишне­вый сад».

стического реализма, родоначальником кото­рого стал Максим Горький, оказавший огром­ное влияние на развитие всей мировой лите­ратуры. Уже в творчестве писателя 90-х гг., отразившем растущий протест молодого рус­ского пролетариата, было много своеобразия. В нем, при всем его глубоком реализме, зву­чали романтические ноты, выражавшие мечту о грядущей свободе и воспевавшие «безум­ство храбрых».

В начале XX в. Горький в пьесах «Мещане» и «Враги», в романе «Мать» и других произ-

Слввв:

Иллюстрация Н. Дмитриевско-га н пьесе А. А. Блоке «Бала-ганчик». Справа:

Иллюстрация М. Добужинского к пьесе А. А. Блока «Poia и Крест».

Сцена из спектакля «На дне» по пьесе Ж. Горького. Москов­ский Худомественный театр. 1903 г.

ведениях впервые показал пролетарских ре- социальных противоречий, смена периодов ре­волюционеров как представителей класса не волюционного подъема периодами реакции— только страдающего, но и борющегося, все это по-разному повлияло на судьбы писа-осознавшего свое назначение — освобожде- телей. Некоторые крупные писатели-реалисты ние всего народа от эксплуатации и угнете- отклонялись к декадансу, как это случилось, ния. например, с Л. Н. Андреевым. А крупнейшие

Социалистический реализм создал новые поэты символизма В. Я. Брюсов и А. А. Блок возможности для изображения всех сторон пришли к революции. Блок создал одно из действительности. Горький в своих гениаль- первых выдающихся произведений советской ных произведениях «На дне», цикле «По Ру- эпохи — поэму «Двенадцать». В. В. Маяков-си», автобиографической трилогии и других, ский, которому было с самого начала тесно а также вступившие вслед за ним на путь в рамках индивидуалистического бунтарства социалистического реализма А. С. Серафиме- и формальных экспериментов футуристов, вич и Демьян Бедный показывали жизнь с не создал уже в предоктябрьские годы яркие менее бесстрашной правдивостью, чем их ве- антикапиталистические и антимилитарист-ликие предшественники в литературе XIX сто- скис произведения. летия, беспощадно разоблачая угнетателей Развитие мировой литературы сохраняет народа. Но при этом они отображали жизнь сегодня то соотношение сил, которое впервые в ее революционном развитии, верили втор- сложилось в русской литературе конца XIX— жество социалистических идеалов. Они рисо- начала XX в.: соотношение социалистическо-вали человека не только как жертву жизни, го реализма, критического реализма и мо-но и как творца истории. Это получило выра- дернизма. Уже это одно придает большую жение в знаменитых горьковских изречениях: ценность опыту русской предоктябрьской ли-«Человек — вот правда!», «Чело-век!.. Это тературы. звучит... гордо!», «Все в Человеке — все для Этот опыт ценен еще и тем, что в Пред-Человека» («На дне»), «Превосходная додж- октябрьские годы передовая литература полу-ность — быть на земле человеком» («Рож- чила теоретическую, эстетическую программу дение человека»). Если бы надо было кратко в выступлениях М. Горького и критиков-ответить на вопрос «Что было самым главным марксистов Г. В. Плеханова, В. В. Воров-в творчестве М. Горького?» и на другой во- ского, А. В. Луначарского и других. Большое прос «Какая сторона горьковского наследия значение имели выступления В. И. Ленина: стала особенно важной сегодня, в свете глав- его статьи о Л. Н. Толстом и А. И. Герцене, ных задач наших дней?», то ответ на оба эти раскрывшие непреходящее значение традиций вопроса был бы один: гимн Человеку, классической литературы, данные им оценки

Наряду с реализмом существовали мо- творчества М. Горького, осветившие рож-дёрнистские течения, как символизм, ак- дение новой, пролетарской, социалистической меазм, футуризм. Они отстаивали «абсолют- литературы; статья «Партийная организация ную свободу» художественного творчества, и партийная литература» (1905), которая но на деле это означало стремление уйти в противовес принципу мнимой «абсолютной от политической борьбы.'Среди модернистов свободы»творчества выдвинула принцип пар-было немало талантливых художников, ко- тийности литературы — открытой связи торые не вмещались в рамки своих течений, литературы с передовым классом и передовы-а иногда и совсем порывали с ними. ми идеалами как единственного реального Сложность исторического процесса, острота условия ее подлинной свободы.

САТИРА

Комические явления действительности отра­жаются в сатирических или юмористических произведениях литературы. Сатира, сатири­ческое изображение содержит резкое, реши­тельное, безоговорочное осуждение и уничто­жающее осмеяние каких-либо крайне отри­цательных явлений, приносяяих большой вред, и притом не одному человеку, а мно­гим. — общественно вредных. Сатирические произведения, касаясь общественно значи­мых явлений, играют важную роль в поли­тической борьбе. Так, еще «отец комедии» Аристофан в своей сатире защищал демокра­тию от посягательств аристократов, а Юве-нал наносил жестокие удары по нравственно разложившейся римской знати и богачам.

Сатира помогает в борьбе нового с отжи­вающим, косным, сметает с пути истории всё, мешающее движению вперед. Эта великая историческая миссия сатиры охарактеризо­вана К. Марксом в следующих словах: «Исто­рия действует основательно и проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни. Последний фазис всемирно-нсторической формы есть ее коме­дия. Богам Греции, которые были уже раз — в трагической форме — смертельно ранены в «Прикованном Прометее» Эсхила, при­шлось еще раз — в комической форме — уме-

Эсхил, выступив против несправедливости и порочности богов, показал трагичность столкновения с ними Прометея, а у Лукиана боги жалки и ничтожны, его сатира выявляет и осмеивает их убожество. Так, по словам К. Маркса, «человечество весело расстава­лось со своим прошлым», отказывалось от рабского преклонения перед богами.

Прогрессивную историческую роль сыграла сатира Эразма Роттердамского («Похвала Глупости»), Дж. Боккаччо («Декамерон»), Ф. Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), М. Сервантеса («Дон Кихот») в период Возрождения, а также сатира Вольте-ра, Д. Дидро, Дж. Свифта в период Про­свещения. В XIX в. сатира Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова и поэтов «Искры», М. Е. Сал­тыкова-Щедрина способствовала разобла­чению крепостного права, паразитического класса помещиков, дикого и бесчеловечного самодержавия. А. И. Герцен указывал, что смех — «одно из самых сильных орудий про­тив всего, что отжило и еще держится бог знает на чем, важной развалиной, мешая расти свежей жизни и пугая слабых».

Сатирический смех — гневный, злой, в нем звучит униччожающее, негодующее отрица­ние и возмущение. Явления, на которые он обращен, столь вредны и опасны, что, даже издеваясь над ними, сатирик испытывает не только радость, но и злобу, отвращение, да­же ужас. Таков характер сатиры Свифта при изображении йэху, лапутян, лилипутов и т. д. Но все же смех сатирика в конечном сччте оптимистичен, так как выражает энергию борьбы и победоносное ощущение превосход­ства над противником. Таков торжествующий,

Спа»а:

Иллюстрация X. Хольбейна Младшего и «Похвале Глупо­сти» Эразма Роттердамского. Справа:

Иллюстрация А. Дюрера н кни­ге стихотворных сатир С. Бран-та «Корабль дураков».

М. Е. Саптыков-Щадрин. Ху­дожник И. Крамской.

исполненный сознания мощи победоносного пролетариата смех В. В. Маяковского в «Сти­хах об Америке».

Сущность сатирического смеха яснее вид­на при сравнении его с комическим изобра­жением частных несущественных недостат­ков, отдельных несовершенств положитель­ных героев в юмористических произведениях. С мягким юмором показаны Пиквик и дру­гие положительные герои Ч. Диккенса, мно­гие персонажи «Вечеров на хуторе близ Ди-каньки» Н. В. Гоголя. В то же время, если перед нами не просто комизм положений или языковой каламбур, писатель с помощью юмора может выразить глубокий внутренний трагизм жизни и свою тоску по совершенно­му устройству общества и гармоничному че­ловеку. Так, Гоголь, по его точному опреде­лению, отображал жизнь «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы».

Возникнув в глубокой древности в устном народном поэтическом творчестве, сатира по­лучила свое название и достигла высокого развития в древнеримской литературе (сати­ры Горация и Ювенала, комедии Плавта и Теренция, романы «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея). В настоящее время сатире принадлежит важное место в литера­туре, она берет на вооружение самые различ­ные жанры: повести, романы, очерки, фельето­ны, памфлеты, пародии, эпиграммы, басни, комедии. Учитывая, что сатиру отличает си­стема закономерно связанных между собой принципов художественного изображения, некоторые литературоведы предлагают счи­тать ее особым родом литературы наряяу с

лирикой, драмой и эпосом.

Обычно сатирическое произведение — это картина отрицательных явлений жизни и ге­рои его также отрицательные, положитель­ный герой большей частью вообще отсутст­вует. Но в каждом сатирическом произведе­нии есть положительный, противостоящий от­рицательным яяяениям идеал и есть «честное, благородное лицо» — так называл Гоголь смех, который со всей энергией борется за торжество этого идеала. Отсюда очевидно. что в творчестве сатирика — судьи недо­статков и разоблачителя — особенно велико значение мировоззрения, правильного по­нимания и оценки жизни. По словам Салты­кова-Щедрина, сатирики исходят «из целого строя понятий и представлений, противопо­ложных описываемым». Для сатиры типично прямое и резкое выражение тенденции, взгля­дов писателя, многие ее произведения отра­жают конкретные общественно-политические события современности, публицистичны.

Цель сатиры — вскрыть сущность явле­ния, противоречащую его внешнему обли­ку, подчеркнуть внутреннюю слабость, не­состоятельность, устарелость, вредность и другие замаскированные специально или обычно незамечаемые недостатки. Сатирик должен заклеймить зло, уничтожить его сме­хом, и естественно, ччо, направляя все си­лы на искоренение определенных явлений, он изображает именно отрицательные их ка­чества и часто подчеркивает одну какую-то

Рисунок В. В. Маяковского для «Окон РОСТА».

Сипвкрст.

наиболее опасную черту, преувеличивает ее, как писал Гоголь, углубляет предмет, застав­ляет выступать ярко то, что проскользнуло бы, осталось незамеченным и непонятым. При этом реалистиччская сатира не искажает правду, а только показывает подлинные ка­чества явлений, предупреждает о возможных результатах их развития. Так, Салтыков-Щедрин создавал фантастические, но совер­шенно правдивые образы различных помпа­дуров и градоначальников города Глупова.

Задачи сатиры определяют особые прин­ципы изображения, проявляющиеся во всех жанрах, к которым обра щаются писатели-сатирики, — романе, рассказе, оччрке, фелье­тоне и др. Чтобы оттенить те стороны явле­ний, на которые направлено обличение, са­тирик прибегает к фантастике («Путешест­вие Гулливера» Свифта), гротеску (градо­начальники с механической головой и с фар­шированной головой в «Истории одного го­рода» Салтыкова-Щедрина), гиперболе или преуменьшению (великаны и лилипуты в «Путешествии Гулливера»). Чтобы предста­вить в наиболее отвратительном виде отри­цательные персонажи, подчеркивается их мертвенность и сходство с вещами, прими­тивность чувств и отсутствие разума, уподоб­ляющие их животным («дикий помещик» в одноименной сказке Салтыкова-Щедрина, градоначальник Органчик в «Истории одного города»). Сатирик сталкивает прошлое и на­стоящее («Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» М. Твена), доводит повеле­ние персонажей до абсурда (глуповцы в «Ис­тории одного города» блинами острог коно­патили, небо кольями подпирали и т. д.). Все эти контрасты, неожиданные поступки героев, резкие повороты действия помогают обнаружить, подчеркнуть и подвергнуть са­тирическому осмеянию отрицательные качест­ва явлений, их внутренние противоречия.

У сатиры не только замечательная исто­рия, но большие перспективы развитияя без ее решительного, действенного вмешательст­ва невозможен общественный прогресс, рас­чистка почвы для строительства счастливого будущего человечества. Советские писатели обращаются к сатире как форме критики и борьбы с отрицательными явлениями, кото­рые тормозят наше движение вперед, нано­сят вред делу социализма. Замечательные страницы в историю литературы вписаны В. В. Маяковским и Д. Бедным, которые оружием сатиры боролись с внутренней и внешней контрреволюцией, с империализ­мом, разоблачали мещанство, пошлость, бю­рократизм. Развитие и обогащение советской литературы связано с творчеством М. Е. Коль-

Иллюстрвция Кукрыниксов к роману И. Ильфа и Е. Петрова пДвенадцать стульев».

цова, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, В. П. Ка­таева, М. М. Зощенко, Б. С. Ромашова, Н. Р. Эрдмана, Е. Л. Шварца, С. В. Михал­кова, О. Вишни и многих других широко из­вестных и любимых народом писателей-сати­риков.

СВОБОДНЫЙ СТИХ

Свободный стих, верлибр (от франц. vers libre) — стих, лишенный рифмы и метра и сохраняющий, таким образом, лишь один, зато главный признак, отличающий сти­хи от прозы, — заданное членение на соот­носимые и соизмеримые строки (см. Стихо­сложение). Вот пример — стихотворение А. А. Блока, которое начинается так:

Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям Болтовней.

Она немедленно, уронила на пол Толстый том художественного журнала, И сейчас же стало казаться, Что в моей большой комнате Очень мало места.

Иллюстрация В. Пиаоварова к книге К. И. Чуковского «Мой Уитмен».

ние моего сообщения настолько важно, что ради него я отбрасываю все, что могло бы помешать мне воспользоваться точным сло­вом или навязать мне лишнее слово». Сво­бодный стих прост и труден: прост, потому что не отвлекает от новой мысли ненужными ассоциациями со старыми стихами той же формы, и труден, потому что не дает подкре­пить новую мысль полезными ассоциациями со старыми стихами. Бессодержательный вер-либр сразу обнаруживает свою пустоту.

Понятно, что такая выразительность вер-либра ощущается лишь на фоне традицион­ного более строгого стиха. Поэтому возни­кает он в поэзии нового времени сравнитель­но поздно: в конце XVIII в. — у немец­ких поэтов «бури и натиска», в середине XIX в.—у У. Уитмена, в конце XIX в. — у французских символистов. Сейчас им широ­ко пользуются во всем мире, но в русской поэзии он сравнительно малоупотребителен до сих пор.

Не путайте два похожих термина: вольный стих и свободный стих! Вольный стих — это обычный силлабо-тонический стих, только из неравностопных, то коротких, то длинных строчек, например вольный стих (ямб) басен И. А. Крылова. А свободный стих — это то, что описано выше.

В отдельных строках этого текста, конеч­но, можно расслышать знакомые стихотвор­ные ритмы: 1-я строка звучит ямбом, 3-я — амфибрахием, 6-я и 9-я — хореем и т. п, Поэтому некоторые исследователи предпочи­тают говорить не о том, что свободный стих «лишен» метрических повторов, а о том, что в нем происходит постоянная «смена мер повтора». Но такую же смену мер мы обна­ружим в любой прозе, если искусственно разобьем ее на речевые такты. Ритм стиха отличается от ритма прозы не просто нали­чием ямбов и хореев, а предсказуемостью их появления; в свободном стихе такой пред­сказуемости нет.

Именно поэтому свободный стих часто вы­зывает недоумение и даже негодование иных читателей: им кажется, что это вообще не стих, а «рубленая проза». Это не так. Пе­чатая свое произведение короткими строч­ками, автор как бы простейшим способом задает читательскому восприятию установку: «Это — стих, то есть текст повышенной важ­ности; а в чем эта важность — пусть чита­тель почувствует сам». А отказываясь от мет­ра и рифмы, автор как бы говорит: «Содержа-

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Сентиментализм (от франц. sentiment — чувство, чувствительность) — направление в литературе и искусстве второй половины XVIII в. Важным событием духовной жизни Европы стало открытие в человеке способ­ности наслаждаться созерцанием собствен­ных эмоций. Выяснилось, что, сострадая ближнему, разделяя его горести, наконец, помогая ему, можно получить самые изыскан­ные радости. Эта идея сулила целую револю­цию в этике. Из нее вытекало, что для ду­шевно богатого человека совершать добро­детельные поступки значит следовать не внешнему долгу, но собственной природе, что развитая чувствительность сама по себе спо­собна отличить добро от зла и потому в нормативной морали попросту нет необхо­димости.

Казалось, стоит пробудить в людях чувст­вительность — и из человеческих да и со­циальных отношений будет устранена вся­кая несправедливость. Соответственно про­изведение искусства ценилось по тому, на­сколько оно могло растрогать человека, уми­лить сердце. На основе этих взглядов и вы-

росла художественная система сентимента­лизма.

Подобно своему предшественнику — клас­сицизму, сентиментализм насквозь дидакти­чен, подчинен воспитательным задачам, но это дидактизм особого рода. Если писатели-классицисты стремились воздействовать на разум читателей, убедить их в необходимости следования непреложным законам морали, то сентиментальная литература обращается к чувству. С особым удовольствием она опи­сывает величественные красоты природы, уединение на лоне которой становится мощ­ным средством воспитания чувствительно­сти, апеллирует к религиозному чувству, жи­вописует тихие радости семейной жизни, не­редко противопоставляемые государствен­ным добродетелям классицизма, изображает различные трогательные ситуации, одновре­менно вызывающие у читателей и сострада­ние, и радость от ощущения своей душевной чуткости.

Литература сентиментализма была обраще­на к повседневности. Избирая в свои герои простых людей и предназначая себе столь же простого, не умудренного в книжной пре­мудрости читателя, она требовала немедлен­ного, практического воплощения своих цен­ностей и идеалов. Более того, она стремилась показать, что идеалы эти непосредственно извлечены ею из обыденной жизни, и для это­го сознательно жертвовала своей литератур­ностью, гримируясь под подлинные докумен­ты: «Памела, или Вознагражденная добро­детель», «Кларисса» С. Ричардсона, как и «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, поданы авторами как собрание писем, «Сен­тиментальное путешествие» Л. Стерна — как путевые записки, «Страдания молодого Вер-тера» И. В. Гёте — как монтаж писем и днев­ника.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 442 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2444 - | 2363 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.019 с.