Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»зобразительные средства в поэзии




Ќ.—. √”ћ»Ћ≈¬ј

Ќ.Ќ.  узнецова, ќ.¬.  алоша

ќренбургский государственный педагогический университет

Ќаучный руководитель: Ќ.Ќ.  узнецова, доктор филологических
наук, профессор

 

Ѕогатый, благозвучный, могучий русский €зык наиболее €рко про€вл€ет свои качества в произведени€х поэтов и прозаиков. ¬озможности поэтического €зыка неисс€каемы. Ѕлагодар€ его многогранности художественна€ речь передает всю красоту окружающего мира: цвета, звуки, формы и многое другое. Ѕлагодар€ этому читатель может увидеть в своем воображении мир во всем его многообразии. ¬ первую очередь этому способствует така€ специфическа€ черта художественной литературы, как умение Ђрисоватьї словами Ц прежде всего за счет изобразительно-выразительных средств €зыка.   изобразительным средствам относ€тс€ тропы речи. ¬ данной статье мы будем говорить о тропах, наиболее часто используемых в поэзии Ќ.—. √умилева и поэтому составл€ющих неотъемлемое свойство его идиостил€.

“ропы €вл€ютс€ наиболее распространенным средством создани€ выразительности художественного текста [3, с.83]. Ётому способствуют такие их качества, как способность максимально точно выразить отношение автора к предмету речи за счет оценочности и эмоциональности.  роме того, характер ассоциативных реакций, порождаемых тем или иным тропом, позвол€ет читателю составить представление об авторской картине мира.

’удожественное творчество Ќ.—. √умилева отличаетс€ романтическим мировоспри€тием, поэтизацией героического, благодар€ чему его поэтический мир столь непохож на серые будни и тусклый быт повседневности. ¬о многом этому способствует изображение далеких стран, диких племен, их обычаев и нравов. ¬виду этого в его стихотворени€х преобладают красочные эпитеты разных видов. ¬ современной лингвистике и литературоведении термин Ђэпитетї трактуетс€ как образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или €влени€, обладающее особой художественной выразительностью [5].

¬ текстах Ќ.—. √умилева эпитеты выполн€ют чаще всего изобразительную функцию. ѕодавл€ющее большинство авторских эпитетов Ц это относительные и качественные прилагательные. Ќапример, в стихотворении Ђ∆ирафї Ќ.—. √умилев при помощи эпитетов образно передает картину африканского пейзажа: изысканный жираф, грациозна€ стройность, волшебный узор, мраморный грот, таинственные страны, немыслимые травы[4].

¬ поэтических текстах Ќ.—. √умилева изобилуют €ркие красочные детали. ќсобое внимание автор удел€ет Ђцветовым прилагательнымї. ќбратим внимание на то, какими цветами Ђрисуетї автор.

Ќебо у поэта Ц насыщенна€ цветова€ стихи€. » такие цвета, как эмалевый, золотой, алый, желтый, розовый передают романтическую мечту поэта. ¬ эмалевом небе дразн€ журавлиные стаи. [1, с.110]; Ќебо, золотое от лучейЕ [1, с.89]; јх, мне снилась равнина без кра€ и совсем золотой небосклон [1, с.117]; ¬ небе ж ѐлтом, в небе алом [1, с.119-120];  ак розов за портиком край небосклона [349]; “ак не пугай, поэт, тогда / ћоей любви, голубки белой, / Ќа небе розовом стыда [1, с.1029];

ќписание небесных светил у Ќ.—. √умилева также своеобразно: Ќа небе сходились т€жѐлые, грозные тучи, / ћеж них багровела луна, как смертельна€ ранаЕ [1, с.10]; » смотрит мес€ц кровавый Е [1, с.130]. “акие эпитеты говор€т о тревоге, предвестии зла.  ак известно, в фольклоре солнце обычно красное, реже золотое. ” √умилѐва же используетс€ сложносоставное цветообозначение: «олотисто-огненное солнцеЕ [1, с.46].

ѕри описании восходов, закатов, Ќ.—. √умилев использует как традиционные дл€ этого поэтического денотата эпитеты, так и необычные: » багр€ные закатыЕ [1, с.153];  ак живые говорили / — электрическим закатомЕ [1, с.44]; » девственный холод зари розоватой Е [1, с.99]; ¬ час, когда, как знам€ в небе дымно-розова€ зар€Е [1, с.109]; —мотрю на тающую глыбу, / Ќа отблеск розовых зарницЕ [1, с.78].

Ѕезусловно, при изображении экзотических стран √умилев часто использует и метафоры.  ак известно, метафора Ц это перенос названи€ предмета на основе сходства. ќна €вл€етс€ одним из самых сильных и €рких механизмов создани€ выразительности и образности текста. „ерез метафорическое значение слова, автор передает специфичность предметов или €влений, выража€ при этом свои эмоции и особенности собственного творческого мышлени€.

Ќаиболее ценными качествами метафоры дл€ художественного текста €вл€ютс€: способность к образованию новых смыслов, разнообразие ассоциативных реакций, антропоцентричность и антропометричность, тесна€ св€зь с ценностными установками и картиной мира. ќбразование новых смыслов Ц это основной механизм образовани€ метафоры. –азнообразие ассоциативных реакций позвол€ет один и тот же образ развить в совершенно разных направлени€х, благодар€ чему и создаетс€ индивидуальность стил€ того или иного автора. ”становка на человека, с одной стороны, отражает процессы его сознани€ и мышлени€, с другой Ц учитывает психологию автора и читател€, которые наход€т дл€ себ€ нечто общее во взгл€дах на мир. „то касаетс€ концептуальной и €зыковой картины мира, то устойчивые метафоры €вл€ютс€ их неотъемлемой частью (именно за счет них одна национальна€ картина мира отличаетс€ от другой), а индивидуально-авторские Ц способом их отражени€ и развити€ [2, с.106].

ћетафорой может быть люба€ часть речи. Ќа примере стихотворени€ Ђ—ахараї [1, с.188-190] можно рассмотреть 2 вида метафоры: именную и глагольную.

1. —уществительное: », быть может, немного осталось веков, /  ак на мир наш, зеленый и старый, / ƒико ринутс€ хищные стаи песков / »з пылающей юной —ахары. ”потребление слов Ђхищныеї и Ђстаиї по отношению к лексеме пески значительно Ђоживл€етї образ, отождествл€€ данный поэтический денотат с дикими звер€ми. Ѕлагодар€ этому значительно усиливаетс€ эмоциональна€ составл€юща€ образа: возникает ощущение опасности, страха. » это пон€тно: в пустыне пески способны нести гибель человеку, лиша€ воды и тени.

2. ѕрилагательное: Ђѕустынные ветра гордыї. «десь происходит отождествление €влени€ природы (ветра) с качеством человека (гордость). ѕри этом подчеркиваетс€ такое качество гордого человека, как своеволие Ц ощущение своей безграничной власти. ¬ пустыне ветра всесильны.

3. √лагол и его формы (причастие, деепричастие) придают новые свойства предмету или €влению. ЂЋегкие сп€т облака, брод€т радугиї; Ђ—труи пролитого солнцаЕї; Ђ» звенит, и поет, поднима€сь, песок / ќн узнал своего господинаї. Ѕлагодар€ этим положительно окрашенным метафорам в стихотворении возникает разнообразный эмоциональный фон. ћы видим, что пустын€ может быть не только опасна дл€ человека, но и вызывать интерес и даже восхищение. Ёто сообщает тексту многоплановость.

—ледует отметить, что немаловажным свойством средств создани€ выразительности €вл€етс€ интенсивность значени€. ќна может создаватьс€ различными способами. ќднако в поэзии Ќ.—. √умилева обращает на себ€ внимание частотность прежде всего лексических средств интенсивности, например: Ђќткуда € пришел, не знаю... Ќе знаю €, куда уйду,  огда победно отблистаю ¬ моем сверкающем садуї [1, с.9-10].  ак видим, данные метафоры отличаютс€ градуальностью, указывают на превосходную степень. Ётим же характеризуютс€ и эпитеты, интенсивность значени€ которых создаетс€ в основном за счет подчеркнутой эстетичности, например: Ђ≈ще один ненужный день, ¬еликолепный и ненужный! ѕриди, ласкающа€ тень, » душу смутную одень —воею ризою жемчужнойї [1, с.89-90]. ¬се это создает особую картину мира поэта Ц она далека от повседневности, серости, будничности. —м. также: Ђ¬сегда живой, всегда могучий, ¬любленный в чары красоты. » вспыхнет радуга созвучий Ќад царством вечной пустотыї [1, с.9-10]. ќдни из этих лексем узуально обладают интенсивностью, другие приобретают ее в контексте.»звестно, что дл€ поэтов-акмеистов было характерно обращение к ƒревнему –иму и ƒревней √реции как к первоисточнику, образцу, мерилу всего и вс€. ѕоэтому в подобных образах как средствах выразительности соединилась, с одной стороны, интенсивность значени€ (все качества мифологических героев оцениваютс€ в превосходной степени), с другой Ц фоновые знани€ об этой культуре, например: Ђя в пам€ть дивного √еракла —перва отдам себ€ коструї [1, с.235]; Ђѕред смертью все, “ерсит и √ектор, –авно ничтожны и славныї [1, с.235] и др. ≈сли усиление значени€ обладает выразительностью за счет отклонени€ от нормы свойств предмета речи, то указание на фоновые знани€ способствуют возникновению €ркого, нагл€дного образа, целой картины, котора€ опираетс€ на тот или иной миф. ¬се это способствует значительной активизации читател€ Ц его мышлени€, пам€ти, воображени€. » в итоге подобные тропы обладают гораздо большей экспрессивностью.

»так, наиболее характерными изобразительными средствами дл€ поэзии Ќ.—. √умилева €вл€ютс€ эпитеты и метафоры. »х образность св€зана с такими традиционными свойствами €зыковых единиц, создающих выразительность художественного текста, как эмоциональность, оценочность, образность, интенсивность, фоновые знани€ и ассоциативные реакции. ќднако именно характер употреблени€ этих тропов создает специфическую картину мира поэта Ц полную необычных деталей, образов, цветовых нюансов. ќпира€сь на эмпирический опыт читател€ и в то же врем€ воздейству€ на его воображение, Ќ.—.√умилев Ђрисует словамиї небывалые, экзотические краски, звуки и запахи далеких, неизведанных стран.

—писок использованной литературы

1. √умилев, Ќ.—. ѕолное собрание сочинений в одном томе / Ќ.—. √умилев, ћ.: Ђ»здательство јЋ№‘ј- Ќ»√јї, 2011. Ц 1148 с.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2716 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

1440 - | 1272 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.