Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ли€ние мысл€щего с мыслью




 

ѕруд был небольшой, но очень красивый. Ѕерега его были покрыты травой, а несколько ступенек вели вниз к воде. Ќа одном конце пруда сто€л небольшой белый храм, окруженный высокими стройными пальмами. ’рам был хорошо построен и поддерживалс€ в отличном состо€нии. ќн был безукоризненно чист. ¬ этот час солнце уже зашло за пальмовую рощу; когда мы подошли ближе к храму, там не было никого, даже св€щеннослужител€, который с великим благоговением смотрел за храмом и его убранством. Ётот скромный живописный храм придавал пруду атмосферу мира; вокруг было так тихо, и даже птицы умолкли. Ћегкий ветерок, который раскачивал верхушки пальм, затих. ѕо небу проплывали редкие облачка, освещенные заход€щим солнцем; зме€ переплывала через пруд, то погружа€сь в воду, то выплыва€ среди листьев лотоса. ¬ода была совершенно чиста€, а цветы лотоса Ч розовые и фиолетовые Ч струили свой тонкий аромат над водой и зелеными берегами. Ќо вот наступила полна€ тишина, и очарование этого места наполнило землю. ј красота этих цветов! ÷веты оставались неподвижными, и лишь один или два из них медленно закрывали лепестки на ночь, уход€ от надвигающейс€ тьмы. «ме€ переплыла через пруд, подн€лась на берег и поползла вдоль него. ≈е глаза напоминали €ркие черные бусинки, а рассеченный €зычок колебалс€ наподобие пламени, указыва€ дорогу, по которой надо идти.

ѕредположение и воображение Ч это помеха дл€ истины. ”м, зан€тый спекул€тивными предположени€ми, никогда не сможет познать красоту того, что есть; он опутан сетью собственных образов и слов.  ак бы далеко ни уносилс€ он в своем воображении, он все еще остаетс€ в тени собственной структуры и никогда не может видеть то, что вне его. —енситивный ум Ч это не тот ум, который зан€т воображением. —пособность создавать образы ограничивает ум; такой ум прив€зан к прошлому, к воспоминани€м, что делает его тупым. Ћишь спокойный ум сенситивен. Ќакопление в любой форме Ч это брем€; а как может ум быть свободным, если он обременен? “олько свободный ум сенситивен; это та открытость, котора€ не взвешивает, не предполагает, не знает. ¬оображение и предположение преп€тствуют открытости, сенситивности.

ќн сказал, что провел много лет в поисках истины, побывал у многих гуру и учителей. ѕродолжа€ свое паломничество, он остановилс€ здесь, чтобы вы€снить некоторые вопросы. Ёто был acкет бронзовый от загара и исхудавший от своих странствований; он отказалс€ от мира и покинул свою далекую родину. ѕрактику€ определенные упражнени€, он с большими трудност€ми достиг сосредоточени€ и приобрел власть над желани€ми. ѕо профессии ученый, он всегда мог привести цитату, легко подыскивал аргументы и быстро делал выводы. ќн изучил санскрит, звучные фразы которого ему легко давались. ¬се это придавало его уму известную остроту; но ум, который искусственно отточен, тер€ет гибкость и свободу.

Ч ƒл€ того, чтобы понимать, делать открыти€, не должен ли ум быть свободным с самого начала? ћожет ли ум, который подвергаетс€ дисциплине и подавлению, когда‑нибудь стать свободным? —вобода Ч не конечна€ цель. ќна должна существовать с самого начала, разве не так? ”м, который подвергаетс€ дисциплинам и контролю, обладает свободой лишь в рамках своего образца; но это не насто€ща€ свобода. ÷ель дисциплины Ч сообразоватьс€ с образцом; ее путь ведет к известному, а то, что известно, никогда не обладает свободой. ƒисциплина со своим страхом Ч это алчное желание достижени€.

Ђя начинаю сознавать, что во всех этих дисциплинах есть нечто в корне неправильное. ’от€ € потратил много лет, стара€сь придать моим мысл€м форму, соответствующую желаемому образцу, тем не менее € вижу, что никаких достижений у мен€ нетї.

Ч ≈сли средство достижени€ Ч это подражание, то и результат должен быть копией. —редства формируют результат, не правда ли? ≈сли уму с первых же шагов придаетс€ та или ина€ форма, то и в самом конце он обусловлен этой формой. ћожет ли обусловленный ум когда‑либо быть свободным? —редство есть результат; это не два отдельных процесса. ƒумать, что с помощью ложных средств можно достичь истины Ч это совершенна€ иллюзи€.  огда средства Ч это подавление, тогда и результат также неизбежно окажетс€ продуктом страха.

Ђ” мен€ смутное чувство того, что люба€ дисциплина не соответствует поставленной задаче, хот€ € сам продолжаю упражн€тьс€ в ней. ¬ насто€щее врем€ эта дисциплина €вл€етс€ дл€ мен€ подсознательной привычкой. — детских лет мое воспитание было процессом подчинени€, а подчинение дисциплине стало почти инстинктивным с тех пор, как € надел это оде€ние. Ѕольшинство книг, которые € прочел, все гуру, у которых € был, предписывают контроль в той или иной форме. » вы не представл€ете себе, какое значение это дл€ мен€ имело. ¬от почему то, что вы говорите, кажетс€ мне почти кощунством и вызывает во мне насто€щий шок; но, по‑видимому, оно истинно. ѕотер€ны ли зр€ годы моих исканий?ї

Ч ќни были бы потер€ны, если бы та практика, которой вы следовали, встала на пути понимани€ и готовности восприн€ть истину; иными словами, если бы вы не про€вили мудрого наблюдени€ и глубокого понимани€ этих препон. ћы настолько отгородились от всего в наших собственных фантастических построени€х, что большинство из нас не отваживаетс€ пр€мо посмотреть на них и на то, что кроетс€ за ними. —амо стремление пон€ть уже есть начало свободы. »так, в чем же состоит ваша проблема?

Ђя ищу истину, а средством дл€ достижени€ цели выбрал разнообразные виды дисциплины и практики. ћой глубочайший инстинкт побуждает мен€ искать и найти; ничто другое мен€ не интересуетї.

Ч Ќачнем с того, что находитс€ близко, чтобы уйти далеко. „то вы понимаете под исканием? —тремитесь ли вы найти истину? ћожно ли обрести ее путем искани€? ƒл€ того чтобы искать истину, должны знать, что это такое. »скание предполагает, что вы это предвидите, уже име€ некоторое ощущение или знание, не так ли? явл€етс€ ли истина чем‑то таким, что надо распознать, обрести и удержать? –азве даже намек на истину не есть проекци€ прошлого, и, следовательно, совсем не истина, а просто воспоминание? »скание предполагает процесс, св€занный с выходом во вне или погружением внутрь, не правда ли? ј разве ум не должен оставатьс€ безмолвным дл€ того, чтобы про€вилось реальное? »скание Ч это усилие получить большее или меньшее; это приобретение, в позитивном или негативном смысле; и пока ум есть средоточие, фокус усили€, конфликта, разве может он когда‑нибудь быть спокойным? ћожет ли ум быть спокойным благодар€ усилию? ≈го можно сделать спокойным путем принуждени€; но то, что сделано, может быть разрушено.

Ђј разве усилие не €вл€етс€ в какой‑то мере необходимым?ї

Ч —ейчас мы это увидим. »сследуем истину искани€. ƒл€ искани€ необходим тот, кто ищет; необходима сущность, отдельна€ от того, что она ищет. Ќо есть ли така€ сущность? » мысл€щий и тот, кто переживает, Ч отличаетс€ ли он от своих мыслей и переживаний? —уществует ли он отдельно от них? ≈сли не исследовать всю эту проблему, медитаци€ не будет иметь никакого значени€. ѕоэтому нам необходимо пон€ть ум, процесс нашего Ђ€ї. „то такое ум, который ищет, выбирает, полон страха, отрицает или одобр€ет? „то такое мысль?

Ђя никогда не подходил к данной проблеме подобным образом и теперь нахожусь в некотором затруднении; но продолжайте пожалуйстаї.

Ч ћысль Ч это ощущение, не так ли? ќщущение по€вл€етс€ благодар€ воспри€тию и соприкосновению, отсюда возникает желание иметь это, а не то. ∆елание есть начало отождествлени€ различени€ Ђмоегої и Ђне моегої. ћысль мимолетна, изменчива, непосто€нна, и она ищет посто€нства. ѕоэтому она создает мысл€щего, того, кто мыслит, чтобы он стал посто€нным; и эта сущность принимает роль надзирател€, руководител€, она контролирует, формирует мысль. Ёта мнимо посто€нна€ сущность €вл€етс€ продуктами мимолетной, преход€щей мысли. Ёта сущность есть мысль; без мысли мысл€щий не существует. ќн состоит из качеств; его качества не могут быть отделены от него самого.  онтролирующий eсть контролируемое, он просто ведет обманную игру с самим собой. ƒо тех пор, пока ложное не воспринимаетс€ как ложное, истины нет.

ЂЌо кто же такой зритель, переживающий? „то это за сущность, котора€ говорит Д€ понимаюУ?ї

Ч ѕока существует переживающий, который помнит о своем переживании, истины нет. »стина не есть то, что надо запомнить, сохранить, записать, а потом высказывать. “о, что €вл€етс€ предметом накоплени€, не есть истина. ∆елание иметь опыт создает того, кто переживает, накапливает и запоминает. ∆елание приводит к отделению мысл€щего от его мыслей. ∆елание становлени€, желание опыта, желание быть большим или меньшим Ч все это создает разделение переживающего и переживани€. ќсознание путей желани€ есть познание себ€. —амопознание Ч это основа медитации.

Ђ аким путем возможно сли€ние мысл€щего с его мысл€ми?ї Ч Ќи акт воли, ни дисциплина, ни какое бы то ни было усилие, контроль или концентраци€ и ни любое другое средство не могут достичь этого. »спользование каких‑либо средств предполагает посредника, который действует, не так ли? ƒо тех пор пока существует тот, кто действует, будет сохран€тьс€ разделение. Ёто сли€ние возможно лишь тогда, когда ум полностью спокоен, не стара€сь быть спокойным. “акое спокойствие существует не тогда, когда прекратил существование мысл€щий, а когда сама мысль пришла к концу. Ќеобходима полна€ свобода от ответов, вызванных нашей обусловленностью, т.е. свобода от мысли. Ћюба€ проблема находит разрешение только в том случае, если нет больше идей, выводов; умозаключение, иде€, мысль Ч это возбужденное состо€ние ума. Ќо возможно ли понимание, если ум возбужден? ¬озбужденность ума должна быть умерена живой игрой спонтанности. ≈сли вы слушали то, что было сказано, вы обнаружите, что истина придет в тот момент, когда вы совсем ее не ждете. Ѕудьте открыты, восприимчивы, полностью сознава€ от момента к моменту то, что есть. Ќе создавайте вокруг себ€ неприступной стены мысли. Ѕлагословение истины приходит тогда, когда ум не зан€т своей де€тельностью и своей борьбой.

 

—“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ¬Ћј—“»

 

” коровы начались роды; при ней находились два или три человека, которые посто€нно ее доили, кормили и убирали.  орова внимательно следила за ними и, если кто‑нибудь выходил, тихо мычала. ¬ этот критический момент ей хотелось, чтобы все ее друзь€ были около; все они пришли, и поэтому корова была довольна. Ќо роды проходили т€жело. –одилс€ маленький теленок Ч это была красавица‑телочка. ћать подн€лась и стала ходить вокруг новорожденной, врем€ от времени слегка подталкива€ ее; она была настолько рада, что готова была оттолкнуть нас в сторону. ќна проделывала это долгое врем€, пока не устала. ћы приподн€ли и поддержали телочку, чтобы дать ей пососать, но мать была слишком возбуждена. Ќаконец, она успокоилась и тогда уже не позвол€ла нам отойти. ќдна из женщин села на землю, а корова улеглась и положила ей на колени свою голову. ќна как‑то сразу потер€ла интерес к теленку, но зато друзь€ возымели дл€ нее гораздо большее значение. ¬се врем€ было очень холодно; но вот из‑за холмов показалось солнце и стало теплее.

Ёто был член правительства, который осознавал свое важное положение, но не подчеркивал его. ќн говорил о своей ответственности перед народом; объ€снил, насколько парти€, к которой он принадлежит, превосходит своих противников, насколько лучше она может руководить делами. ќн и его парти€ стрем€тс€ покончить с коррупцией и черным рынком; но найти неподкупных и в то же врем€ знающих и дельных людей очень трудно. “ем, кто стоит в стороне, легко критиковать и поносить правительство за то, что не было им сделано. ќн продолжал говорить, что когда люди достигли бы его возраста, они смотрели бы на вещи проще; но большинство людей алчно к власти, это относитс€ даже к самым неспособным. √лубоко внутри мы все несчастны, хот€ некоторые достаточно умны, чтобы скрывать свое отсутствие счасть€ и жажду власти. ѕочему у людей существует такое стремление к власти?

Ч „то мы понимаем под властью?  аждый индивидуум, кажда€ группа ищет власти: дл€ себ€, дл€ партии, дл€ своей идеологии. ѕарти€ и идеологи€ Ч это способ расширить наше Ђ€ї. јскет ищет власти с помощью отречени€, а мать ищет ее с помощью ребенка. —уществует власть, присуща€ высокоэффективной работе с ее безжалостностью, а также власть, порождаема€ умением немногих обращатьс€ с машиной. ћы видим господство одного человека над другими, эксплуатацию глупого умным, власть денег, власть имени и слова, власть ума над материей. ¬се мы стремимс€ к той или иной форме власти над собой или над другими. ѕодобное стремление к власти приносит известное счастье и удовлетворение, которое не так уж быстротечно. ¬ласть, порождаема€ отказом от собственности, того же рода, что и власть, св€занна€ с обладанием богатством. »менно желание удовлетворени€, счасть€ побуждает нас искать власти. ј как легко получаем мы удовлетворение! Ћегкость, с какой мы получаем то или иное чувство удовлетворени€, ослепл€ет нас. ¬се виды удовлетворени€ действуют ослепл€ющим образом. ѕочему мы ищем власти?

Ђѕрежде всего, мне кажетс€, потому, что она дает нам физические удобства, социальное положение и уважение определенных кругов обществаї.

Ч –азве жажда власти существует только на одном уровне нашего быти€? –азве мы не ищем ее и внутри себ€, и вне себ€. ѕочему это так? ѕочему мы преклон€емс€ перед авторитетом, будь то авторитет книги, какого‑то лица, государства или веровани€? ѕочему существует это стремление ухватитьс€ за какого‑то человека или за идею? ¬ прежние времена нас подавл€л авторитет св€щеннослужител€, а теперь это авторитет эксперта, специалиста. ќбратили ли вы внимание на то, как вы относитесь к человеку, имеющему титул или занимающему видное положение в обществе, к чиновнику, облеченному властью? ¬ласть в той или иной форме, по‑видимому, имеет доминирующее значение в нашей жизни: власть одного над многими, использование одного другим или взаимное использование.

Ђ„то вы подразумеваете под использованием другого?ї

Ч Ёто довольно просто, не так ли? ћы используем друг друга дл€ взаимного удовольстви€. —уществующа€ структура общества, представл€ющего собой наши отношени€ друг с другом, основана на потребности и использовании. ¬ам нужны голоса избирателей, чтобы получить власть; вы используете людей, чтобы получить то, что вам нужно, а люди нуждаютс€ в том, что вы обещаете. ∆енщина нуждаетс€ в мужчине, а мужчина Ч в женщине. Ќаши нынешние отношени€ основаны на потребности и использовании. “аким отношени€м присущи черты насили€; и потому в самой основе нашего общества лежит насилие. ƒо тех пор пока общественна€ структура будет основыватьс€ на взаимной потребности и использовании, она неизбежно будет носить насильственный и разрушительный характер; до тех пор, пока € использую другого ради собственного удовлетворени€ или дл€ воплощени€ идей, с которыми € себ€ отождествил, возможны лишь страх, недоверие и вражда. » тогда отношени€ представл€ют собой процесс самоизол€ции и дезинтеграции. Ёто до боли очевидно в жизни индивидуума и в отношении проблем, касающихс€ общества в целом.

ЂЌо возможно ли жить без того, чтобы нуждатьс€ друг в друге?ї

Ч я нуждаюсь в почтальоне; но если € использую его с целью удовлетворить какое‑то внутреннее желание, то социальна€ потребность переходит в психологическую необходимость, и наши взаимоотношени€ претерпевают коренное изменение. »менно эта психологическа€ потребность и использование другого ведут к насилию и страдани€м. ѕсихологическа€ потребность €вл€етс€ побудительной причиной поиска власти, а власть используетс€ дл€ удовлетворени€ этой потребности на разных уровн€х нашего существовани€. „еловек, исполненный честолюби€ в отношении самого себ€ или своей партии, или же человек, стрем€щийс€ достичь идеала, представл€ет собой, очевидно, дезинтегрирующий фактор в обществе.

Ђявл€етс€ ли честолюбие неизбежным?ї

Ч ќно неизбежно лишь до тех пор, пока в самом человеке не произошло коренного изменени€. ѕочему мы должны принимать его как нечто неизбежное? –азве жестокость человека по отношению к человеку неизбежна? –азве вы не хотели бы положить ей конец? –азве то, что мы принимаем жестокость как нечто неизбежное, не указывает на крайнюю степень нашей неразумности?

Ђ≈сли вы не будете жестоки к другим, то кто‑нибудь будет жестоким по отношению к вам. ѕоэтому лучше самому зан€ть первые местаї.

Ч Ѕыть в первых р€дах Ч это то, к чему стремитс€ каждый человек, кажда€ группа, кажда€ идеологи€, а в св€зи с этим поддерживаетс€ жестокость и насилие. Ќо творчество возможно лишь в состо€нии мира, а разве может существовать мир, если имеет место взаимное использование? –азговоры о мире Ч это величайша€ бессмыслица до тех пор, пока наши отношени€ с одним или со многими основаны на потребности и использовании. ”довлетворение потребности и использование другого неизбежно должны вести к власти и господству. ¬ласть идеи и власть меча одинаковы, обе несут разрушение. »де€ и вера став€т одного человека против другого так же, как это делает меч. »де€ и вера Ч подлинна€ противоположность любви.

ЂЌо почему же мы сознательно или подсознательно охвачены этой жаждой власти?ї

Ч Ќе €вл€етс€ ли стремление к власти одним из признанных и респектабельных способов бегства от себ€, от того, что есть?  аждый из нас стремитс€ уйти от своей неполноценности, от внутренней нищеты, от одиночества, изолированности. Ќам не нравитс€ насто€щее, а бегство от него представл€етс€ привлекательным и полным очаровани€. ѕосмотрите, что случилось бы, если бы вам угрожало лишение вашей власти, положени€, имущества, приобретенного с большим трудом? ¬ы сопротивл€лись бы всему этому, не правда ли? ¬ы считаете, что вы необходимы дл€ благососто€ни€ общества, поэтому вы оказывали бы сопротивление, примен€€ при этом насилие или использу€ хитроумные и убедительные аргументы. ≈сли бы вы смогли добровольно отказатьс€ от всех ваших многочисленных приобретений на различных уровн€х, вы стали бы ничем, разве не так?

Ђƒумаю, да; и это было бы очень т€жело.  онечно, € не хотел бы стать ничемї.

Ч ¬от почему вы имеете все внешние отличи€, но у вас нет внутреннего содержани€, нет внутреннего нетленного сокровища. ¬ы жаждете внешних отличий, и этого хочет каждый: из подобного конфликта рождаютс€ ненависть и страх, насилие и распад. ¬ы с вашей идеологией так же несосто€тельны, как и ваши противники, поэтому вы уничтожаете друг друга во им€ мира, изобили€, отсутстви€ безработицы или во им€ Ѕога. “ак как почти каждый человек жаждет оказатьс€ на вершине, мы и создали общество, которому присущи насилие, конфликты и враждебность.

Ђј каким образом возможно все это искоренить?ї

Ч Ёто возможно искоренить, если мы не будем честолюбивы, жадны к славе, к имени, к положению, если мы будем тем, что есть, будем простыми, будем ничем. Ќегативное мышление есть высша€ форма разумности.

Ђќднако жестокость и насилие в мире не могут прекратитьс€ благодар€ моему индивидуальному усилию. –азве не потребуетс€ бесконечно долгое врем€ дл€ того, чтобы все люди переменились?ї

Ч ƒругие Ч это вы сами. ¬аш вопрос возникает в св€зи с желанием уйти от необходимости немедленного собственного изменени€, разве не так? ¬ы рассуждаете следующим образом: Ђ„то хорошего получитс€, если € изменюсь, а все остальные останутс€ такими же, какими они были?ї Ќадо начать с того, что близко, чтобы дойти до того, что далеко. Ќо в действительности вы не хотите мен€тьс€; вы хотите, чтобы все оставалось так, как было; вы находитесь на гребне жизни. ѕоэтому вы и говорите, что дл€ изменени€ мира путем изменени€ индивидуума потребуетс€ бесконечно много времени. ћир Ч это вы; вы Ч эта проблема; проблема не существует отдельно от вас; мир есть проекци€ вас самих. ћир не может быть изменен, пока не изменились вы. —частье Ч в изменении, а не в ст€жании.

Ђ¬ известной степени € счастлив.  онечно, во мне есть многое, что мне не нравитс€, но у мен€ нет ни времени, ни склонности зан€тьс€ этимї.

Ч “олько счастливый человек может создать новый социальный пор€док. ” того же, кто отождествил себ€ с идеологией или с верой, кто потер€л самого себ€ в социальной или личной де€тельности, Ч у того нет счасть€. —частье Ч не цель. ќно приходит одновременно с пониманием того, что есть; оно возможно лишь тогда, когда ум освобождаетс€ от своих проекций. —частье, которое можно купить, Ч это только чувство удовлетворени€. —частье, рождаемое де€тельностью, властью, есть чувство, а так как чувства быстро ув€дают, то по€вл€етс€ желание все большего и большего. ѕока это большее €вл€етс€ путем к счастью, результат всегда будет приносить разочарование, конфликт и страдани€.

—частье Ч не воспоминание; это такое состо€ние, которое приходит вместе с истиной; оно всегда ново; в нем никогда нет длительности.

 

„“ќ ƒ≈Ћј≈“ ¬ј— “”ѕџћ?

 

0н занимал скромную должность с весьма небольшим жалованием. ќн пришел вместе с женой, которой хотелось обсудить их проблему. ќба были совсем молоды; детей у них не было, хот€ они были уже несколько лет женаты. Ќо проблема их заключалась не в этом. ” них едва хватало денег, чтобы сводить концы с концами, но, не име€ детей, они кое‑как справл€лись в эти трудные времена. Ѕудущее никому не известно, хот€ оно едва ли окажетс€ хуже насто€щего времени. ќн не был склонен начать беседу, но жена настаивала на том, чтобы он высказалс€. ќна привела его сюда, по‑видимому, почти насильно, так как он пришел с большой неохотой. Ќо вот он здесь, и она рада. ≈му было трудно свободно говорить, так как он никому кроме жены о себе не рассказывал. ƒаже своим немногим друзь€м он никогда не раскрывал своего сердца, так как они едва ли пон€ли бы его. ¬о врем€ разговора он постепенно становилс€ м€гче; жена слушала его с тревогой. ќн сказал, что их проблема Ч это не работа, сравнительно интересна€ и так или иначе обеспечивающа€ их хлебом. ќба были простыми людьми, без претензий. ќба окончили университет.

Ќаконец, она стала рассказывать о проблеме. ѕрошел уже год, сказала она, как ее муж потер€л интерес к жизни. ќн выполн€л свои об€занности, и этим все ограничивалось. ”тром он уходил на работу, вечером возвращалс€; начальство на него не жаловалось.

Ђћо€ работа идет по заведенному пор€дку и не требует слишком большого внимани€. ћне интересно то, что € делаю, но работаю € с каким‑то напр€жением. “рудности мои не в службе, не в люд€х, с которыми € работаю, но во мне самом.  ак уже сказала мо€ жена, € потер€л интерес к жизни и не знаю, что со мною делаетс€ї.

Ђќн всегда отличалс€ энтузиазмом, был чутким и нежно люб€щим мужем, но за последние годы стал унылым и безразличным ко всему. ќн всегда любил мен€, но теперь жизнь дл€ нас обоих стала очень т€гостной. ≈му, по‑видимому, безразлично, здесь € или нет; стало трудно жить с ним в одном доме. ќн далек от того, чтобы про€вить нелюбезность в какой бы то ни было форме, oн просто стал апатичным и в высшей степени безразличным ко всемуї.

Ч Ќе потому ли, что у вас нет детей?

ЂЌет, не потому, Ч ответил он. Ч Ќаши физические взаимоотношени€ более или менее в пор€дке. Ќи один брак не бывает совершенным, и у нас есть свои взлеты и падени€; но € не думаю, чтобы мое безразличие возникло в результате каких‑то сексуальными непор€дков. ’от€ мы уже некоторое врем€ не живем супружеской жизнью, € не думаю, что мое душевное состо€ние вызвано отсутствием детейї.

Ч ѕочему вы в этом уверены?

Ђ≈ще раньше мы с женой обнаружили, что у нас не может быть детей. ћен€ это никогда не тревожило, хот€ она из‑за этого часто плакала. ≈й хотелось ребенка, но, видимо кто‑то из нас не способен к воспроизведению потомства. я предлагал прин€ть какие‑то меры, чтобы она могла иметь ребенка, но она не согласилась ни с одной из них; ей нужен ребенок от мен€, иначе его совсем не надо. ¬се это ее глубоко удручает. ¬ самом деле, если у дерева нет плодов, оно становитс€ чисто декоративным. Ќо мы смотрим на все случившеес€ просто: мне €сно, что человек не в состо€нии рассчитывать получить от жизни все. я уверен, что безразличие вызвано совсем не отсутствием детей; это, конечно, не такї.

Ч Ќо может быть, оно св€зано с удрученным состо€нием вашей жены, с ее разрушенными надеждами?

Ђя должна вам сказать, что мы с мужем продумали это довольно основательно. –азумеетс€, мне очень грустно, что у мен€ нет детей, и € молю Ѕога, чтобы когда‑нибудь у мен€ был хоть один ребенок. ћуж, конечно, хочет, чтобы € была счастлива, но его тоска не св€зана с моей грустью. ≈сли бы у нас сейчас по€вилс€ ребенок, € была бы безмерно рада, но его это лишь немного отвлекло бы от его состо€ни€; € думаю, так бывает у большинства людей. Ѕезразличие охватило его за последние два года, вроде какой‑то внутренней болезни. –аньше он обычно рассказывал мне обо всем: о птицах, о своей работе, о своих честолюбивых намерени€х, о своем отношении к любви, ко мне; он всегда раскрывал передо мной свое сердце. Ќо теперь его сердце замкнулось, а ум блуждает где‑то далеко. я несколько раз говорила с ним, но ничего хорошего не получилосьї.

Ч Ќе пробовали ли вы на врем€ расстатьс€ и посмотреть, что из этого выйдет?

Ђƒа. я уезжала к своим родным почти на полгода; мы писали друг другу. Ќо эта разлука не внесла ничего нового; она даже ухудшила положение. ќн сам готовил себе пищу, очень редко выходил из дома, держалс€ в стороне от друзей и все более и более уходил в себ€. ќн вообще никогда не был слишком общительным. Ќо и после моего возвращени€ в нем не обнаружилось ни единого намека на возрождениеї.

Ч Ќе думаете ли вы, что это безразличие есть маска, поза, уход от какого‑то неосуществленного внутреннего желани€?

ЂЅоюсь, мне не совсем пон€тно, что вы имеете в видуї.

Ч ¬нутри вас может таитьс€ сильное желание чего‑то, и оно требует осуществлени€. ј так как это желание не получает разрешени€, то вы, возможно, стараетесь убежать от св€занных с ним страданий и становитесь безразличным ко всему.

Ђя никогда так не думал; это ни разу не пришло мне в голову.  аким образом € мог бы все вы€снить?ї

Ч ѕочему вы раньше об этом не подумали? –азве вы никогда не задавали себе вопроса о причинах вашего безразличи€ ко всему? Ќе хотите ли вы их вы€снить?

Ђ—транно, но € никогда не задавал себе вопроса о том, какова причина этой нелепой тоски. я никогда себ€ об этом не спрашивалї.

Ч Ќу, а теперь, когда вы задаете себе этот вопрос, как вы на него ответите?

ЂЌе думаю, чтобы € мог ответить. я глубоко поражен тем, что сделалс€ столь безразличным ко всему. Ќикогда € не был таким. ћне просто ужасно видеть себ€ в подобном состо€нииї.

Ч Ќо, по сути дела, хорошо уже то, что вы знаете, в каком состо€нии вы находитесь. Ёто начало. ƒо сих пор вы никогда не спрашивали себ€, почему у вас по€вилось безразличие ко всему, какое‑то летаргическое состо€ние. ¬ы просто его прин€ли и продолжаете с ним жить, не так ли? ’отите ли вы вскрыть, что именно сделало вас таким, или вы примирились с вашим нынешним состо€нием?

ЂЅоюсь, что он просто прин€л свое состо€ние, как нечто неизбежное, и не делал попыток с ним боротьс€ї.

Ч –азве вы не хотите обсудить вопрос о вашем состо€нии? ћожет быть, нам лучше поговорить наедине, без вашей жены?

Ђќ, нет. ” мен€ нет ничего такого, чего € не мог бы сказать в ее присутствии. я знаю, что это состо€ние не св€зано с недостатком или избытком сексуальных отношений, не св€зано оно и с другой женщиной. ѕричина также и не в отсутствии детейї.

Ч ¬ы занимаетесь живописью или пишете?

Ђћне всегда хотелось писать, но живописью € никогда не занималс€. ¬о врем€ прогулок ко мне обычно приходили мысли. “еперь этого нетї.

Ч ѕочему вы не пробовали изложить что‑нибудь на бумаге? —овсем не важно, будет ли это умно или нет; вы ведь не об€заны показывать это кому‑нибудь. ѕочему вы не пытаетесь что‑нибудь написать?

Ќо вернемс€ назад, к нашему вопросу. –азве вы не хотите вы€снить, чем вызвано ваше безразличное состо€ние или вы желаете пребывать так, как есть?

Ђћне хотелось бы уйти куда‑то одному, отказатьс€ от всего и найти хоть сколько‑нибудь счасть€ї.

Ч ƒействительно ли вы это хотите? ≈сли да, то почему же вы так не поступаете? Ќе св€зана ли ваша нерешительность с женой?

Ђ¬ таком состо€нии, в каком € нахожусь, € не могу дать моей жене ничего хорошего. я просто неудачникї.

Ч Ќеужели вы думаете найти счастье, удал€€сь от жизни, изолиру€ себ€? –азве в насто€щий момент вы не достаточно изолировали себ€ от всех? ≈сли вы отрекаетесь дл€ того, чтобы найти нечто, тогда это не отречение: это лишь хитроумна€ сделка, обмен, расчетливый ход с тем, чтобы приобрести. ¬ы отказываетесь от Ђэтогої дл€ того, чтобы приобрести Ђтої. Ќо отречение, которое имеет в виду известную цель, Ч это лишь отказ, сделанный во им€ того, чтобы получить что‑то новое. —можете ли вы быть счастливым путем изол€ции от людей, удал€€сь от них? ¬ы можете уйти от одной формы общени€ с людьми, чтобы найти счастье в другой, но вы не в состо€нии совершенно уйти от какого бы то ни было контакта с жизнью. ƒаже пребыва€ в полной изол€ции, вы имеете дело со своими мысл€ми, с самим собой. Ќаиболее законченна€ форма изол€ции от всего Ч это самоубийство.

Ђя, конечно, не собираюсь покончить с собой. я хочу жить, но не желаю продолжать оставатьс€ таким, каков € сейчасї.

Ч ”верены ли вы в том, что не хотите оставатьс€ в таком состо€нии, как сейчас? Ќесомненно, внутри вас существует нечто такое, что порождает безразличие ко всему; но вы страшитесь уйти от него, избрав новую форму изол€ции. ”бегать от того, что есть, означает изолировать самого себ€. ¬ы хотите уйти от людей, может быть, временно, в надежде обрести счастье. Ќо вы уже обособили себ€ от других и при этом весьма основательно. Ќова€ форма обособлени€, которую вы называете отречением, Ч это лишь новый уход от жизни. ј разве вы сможете найти счастье с помощью все более глубокой изол€ции от других? ѕрирода вашего Ђ€ї состоит в том, чтобы обособить себ€; его подлинна€ характеристика Ч это замкнутость в себе. Ќо замкнутьс€ в себе означает отказатьс€ с целью приобрести. „ем более вы удал€етесь от общени€ с другими, тем сильнее конфликт и сопротивление. Ќичто не может существовать в состо€нии изол€ции.  ак бы ни были мучительны отношени€ с другими, их необходимо терпеливо и глубоко пон€ть.  онфликт порождает безразличие, апатию. ”силие стать тем или иным только создает новые проблемы в поле сознани€ или вне его. ¬ы не можете стать безразличным ко всему, если на то нет причины; вы сами говорили, что раньше обладали живым, энергичным характером. ¬едь вы не всегда были таким безразличным. „ем же вызвана эта перемена?

Ђ¬ы, наверное, знаете; может быть, вы скажете ему?ї

Ч я мог бы сказать, но кака€ в этом польза? ќн может прин€ть это или отвергнуть, в зависимости от настроени€ или удовольстви€, которое это ему доставит; но не чрезвычайно ли важно, чтобы он вы€снил это сам? Ќе существенно ли необходимо дл€ него самому раскрыть весь процесс и увидеть его истину? »стина есть нечто такое, что невозможно передать другому. ¬аш муж должен быть в состо€нии восприн€ть ее, и никто не может подготовить его дл€ этого. Ёто отнюдь не равнодушное отношение с моей стороны; но он должен подойти к проблеме открыто, свободно и не ожида€ результатов.

„то же вызывает в вас апатию? Ќе должны ли вы раскрыть это самосто€тельно?  онфликт, сопротивление вызывают безразличие ко всему. ћы думаем, что с помощью борьбы достигнем понимани€, а благодар€ соревнованию обретем радость. Ќесомненно, борьба способствует большей заостренности; но все острое также скоро притупл€етс€, а то, что находитс€ в посто€нном пользовании, вскоре изнашиваетс€. ћы принимаем конфликт как нечто неизбежное и создаем структуру мысли и действи€ в соответствии с этой неизбежностью. Ќо разве конфликт неизбежен? Ќе существует ли иного пути жизни? ќн существует в том случае, если мы сможем пон€ть процесс развити€ конфликта и его значение.

≈ще раз спрашиваю вас: почему вы сделали себ€ безразличным ко всему?

Ђ–азве € сам сделал себ€ безразличным?ї

Ч ћожет ли что бы то ни было сделать вас безразличным, пока вы сами не захотели стать таковым? ѕодобное желание может быть сознательным или скрытым. Ќо почему же вы позволили себе сделатьс€ безразличным? Ќе таитс€ ли внутри вас глубоко скрытый конфликт?

Ђ≈сли он и есть, то € совсем его не сознаюї.

Ч ј разве вы не хотите осознать его? –азве вы не хотите его пон€ть?

Ђя начинаю понимать, к чему вы ведете, Ч сказала она, Ч но €, видимо, не в состо€нии сказать моему мужу о причине его апатии, так как сама не совсем уверена в этомї.

Ч ¬ы можете знать или не знать о тех пут€х, по которым пришла к нему эта апати€; но разве вы принесете ему реальную помощь, если укажете на них словами? –азве не существенно, чтобы он сам раскрыл это дл€ себ€? ѕрошу вас пон€ть важность этого, и тогда вы не будете про€вл€ть нетерпени€ или беспокойства. „еловек может помочь другому; но только этот другой должен сам пройти пути раскрыти€. ∆изнь не проста; наоборот, она очень сложна, но мы должны подходить к ней просто. ћы сами Ч проблемы; проблема Ч это не то, что мы называем жизнью. ћы можем пон€ть проблему, котора€ есть мы сами, лишь тогда, когда знаем, каким образом подойти к ней. »менно подход имеет наибольшее значение, а не сама проблема.

ЂЌо что же мы должны делать?ї

Ч ¬ы должны были слушать все то, что только что было сказано. ≈сли вы все это проделали, тогда вы поймете, что только истина несет свободу. Ќе тревожьтесь; предоставьте брошенному семени пустить корни.

ќни оба пришли снова через несколько недель. ¬ глазах у них искрилась надежда, а на устах си€ла улыбка.

 

 ј–ћј

 

Ѕезмолвие нельз€ культивировать, его невозможно вызывать по желанию; нельз€ его искать, размышл€ть о нем или делать его предметом медитации. ≈сли вы преднамеренно культивируете безмолвие, то это подобно тому, как получить радость от предвкушаемого удовольстви€; желание сделать ум безмолвным есть лишь поиск нового ощущени€. ¬ этом случае безмолвие становитс€ формой сопротивлени€, изол€цией от других, котора€ ведет к разложению. “ишина, котора€ куплена, Ч это предмет торговли, в ней сохран€етс€ шум де€тельности. “ишина приходит с отсутствием желани€. ∆елание Ч быстро, коварно, оно глубоко скрыто. ¬оспоминание прерывает движение тишины, а ум, захваченный переживанием, не может быть безмолвным. ¬рем€, т.е. движение вчерашнего дн€ через сегодн€шний к завтрашнему, не есть безмолвие.  огда прекратитс€ это движение, наступает безмолвие, Ч и только тогда может про€витьс€ то, что не имеет названи€.

Ђя приехал обсудить с вами вопрос о карме. ” мен€, конечно, имеютс€ определенные мнени€ по этому вопросу, но мне хотелось бы знать ваше мнениеї.

Ч ћнение Ч это не истина; мы должны отложить мнени€ в сторону, если стремимс€ найти истину. —уществует бесчисленное множество мнений, но истина не €вл€етс€ принадлежностью какой‑либо группы мнений. ƒл€ понимани€ истины необходимо, чтобы были отброшены все идеи, все выводы, все мнени€, подобно тому, как падают с дерева ув€дшие листь€. »стину нельз€ найти в книгах, в знании, в опыте. ≈сли вас интересуют мнени€, то здесь вы их не найдете.

ЂЌо ведь мы можем обсудить вопрос о карме и попытатьс€ пон€ть ее значение, не правда ли?ї

Ч Ёто, конечно, совсем другое дело. Ќо дл€ истинного понимани€ необходимо оставить все мнени€ и умозаключени€.

Ђѕочему вы так настаиваете на этом?ї

Ч ћожете ли вы пон€ть что‑либо, если уже заранее все обдумали или повтор€ете выводы, сделанные другими? ƒл€ того чтобы найти истину вашего вопроса, разве вы не должны подойти к нему со свежим умом, не затемненным предвз€тыми мнени€ми? „то €вл€етс€ более важным Ч освободитьс€ от умозаключений и предубеждений или рассуждать по поводу абстрактной темы? Ќе важнее ли найти истину, чем вести споры по поводу того, что такое истина? ћнение о том, что такое истина, не есть истина. –азве не важно раскрыть истину о том, что есть карма? ¬идеть ложное как ложное есть начало ее понимани€, не правда ли? Ќо сможем ли мы видеть истинное или ложное, если наш ум скован традицией, словами, толковани€ми? ≈сли ум прив€зан к тому или иному верованию, то может ли он уйти далеко? ƒл€ того чтобы отправитьс€ в дальние области, ум должен быть освобожден; а свобода не есть нечто такое, что мы приобретаем в конце долгих усилий, она должна присутствовать в самом начале пути.

Ђя хотел бы вы€снить, какое значение вы придаете кармеї.

Ч —эр, давайте проделаем вместе путь раскрыти€. ≈сли мы будем лишь повтор€ть слова другого человека, это не будет иметь глубокого значени€, как проигрывание граммофонной пластинки. ѕовторение или подражание не влечет за собой свободы. „то вы понимаете под словом Ђкармаї?

ЂД армаУ Ч санскритское слово, которое означает ДделатьУ, ДбытьУ, ДдействоватьУ и т.д.  арма есть действие, а действие Ч это результат прошлого. ƒействие невозможно без того, чтобы оно не было обусловлено прошлым. Ѕлагодар€ многократному опыту, обусловленности и знанию создаютс€ предпосылки традиции, не только в течение данной жизни индивидуума и группы, но на прот€жении многих воплощений. ѕосто€нное действие и взаимодействие между этим задним планом, который есть Д€У, и обществом, жизнью Ч вот это и есть карма; а карма св€зывает ум, св€зывает Д€У. “о, что € совершил в прошлой жизни или только вчера, держит мен€, формирует мое Д€У, порождает страдание или радость в насто€щем. —уществует группова€ или коллективна€ карма, так же, как карма индивидуальна€. √руппа, а также индивидуум наход€тс€ в цепи причин и следствий. ¬ зависимости от того, что € совершил в прошлом, придет скорбь или радость, наказание или наградаї.

Ч ¬ы говорите, что действие есть результат прошлого. “акое действие совсем не есть действие, а только реакци€, не так ли? Ќаша обусловленность, наш задний план реагирует на стимулы; эта реакци€ есть ответ пам€ти, Ч но это совсем не действие, а карма. ¬ данный момент мы не касаемс€ вопроса о том, что такое действие.  арма есть реакци€, котора€ возникает от определенных причин и производит определенные результаты.  арма есть цепь причин и следствий. ¬ сущности, процесс времени есть карма, не правда ли? ѕока существует прошлое, должно быть насто€щее и будущее. —егодн€ и завтра Ч это результаты вчерашнего дн€; вчерашний день вместе с сегодн€шним создает завтрашний день.  арма, как ее обычно понимают, есть процесс компенсации.

Ђѕо вашим словам, карма есть процесс времени, а ум Ч его результат. Ћишь немногие счастливцы могут уйти от тисков времени, остальные прив€заны к нему. “о, что мы совершили в прошлом, хорошее или дурное, определ€ет то, что мы есть в насто€щемї.

Ч явл€етс€ ли задний план, прошлое статическим состо€нием? Ќе подвергаетс€ ли оно посто€нным изменени€м? —егодн€ вы не тот, каким были вчера; и в физиологическом, и в психологическом отношении происход€т посто€нные изменени€.

ЂЌу, конечно...ї

Ч —ледовательно, ум Ч это не фиксированное состо€ние. Ќаши мысли текучи, они посто€нно мен€ютс€, они Ч ответ заднего плана. ≈сли € воспитан в принадлежности к определенному классу общества, к определенной культуре, то буду отвечать на вызов, на стимулы в соответствии с моей обусловленностью. ” большинства из нас эта обусловленность так глубоко укоренилась, что наши ответы возникают почти по шаблону. Ќаши мысли Ч ответы нашего заднего плана; мы сами Ч этот задний план, наша обусловленность неотделима от нас, она не отличаетс€ от нас самих. ≈сли измен€етс€ задний план, измен€ютс€ и наши мысли.

ЂЌо, очевидно, мысл€щий в корне отличаетс€ от заднего плана, не так ли?ї

Ч “ак ли это? Ќе €вл€етс€ ли мысл€щий результатом своих мыслей? Ќе образуетс€ ли он из собственных мыслей? —уществует ли отдельна€ сущность, мысл€щий, пребывающий вне своих мыслей? Ќе создан ли мысл€щий мыслью, не она ли наделила его посто€нством среди непосто€нства мыслей? ћысл€щий Ч это убежище мысли; именно мысл€щий ставит самого себ€ на различные уровни посто€нства.

Ђя понимаю, что это так; но дл€ мен€ это просто потр€сение Ч осознать, какие трюки мысль проделывает сама с собойї.

Ч ћысль Ч это ответ со стороны нашего заднего плана, со стороны пам€ти; пам€ть же есть знание, результат опыта. Ѕлагодар€ новому опыту и новым ответам эта пам€ть становитс€ более упругой, более острой, более широкой, более де€тельной. ќдна форма обусловленности может быть заменена другой, но обусловленность все равно остаетс€. ќтвет этой обусловленности есть карма, не так ли? ќтвет пам€ти обычно называют действием, но это лишь реакци€. ѕодобное Ђдействиеї €вл€етс€ пищей дл€ следующих реакций и, таким образом, создаетс€ цепь так называемых причин и следствий. Ќо разве причина не есть одновременно и следствие? Ќи причина, ни ее следствие не статичны. —егодн€шний день Ч это результат вчерашнего и, вместе с тем, причина завтрашнего дн€. “о, что было причиной, становитс€ следствием, а следствие Ч причиной. ќдно вливаетс€ в другое. Ќе существует момента, когда причина не есть также и следствие. “олько то, что имеет видовую законченность, остаетс€ фиксированным в своей причине, а также и в своих следовани€х; например, желудь не может стать ничем иным, кроме как дубом. «аконченность Ч это смерть; но человек не есть законченное существо, он может стать тем, чем хочет. ќн может прорватьс€ через свою обусловленность, Ч и он должен это сделать, если он хочет раскрыть реальное. Ѕели вы хотите познать Ѕога, вы должны перестать быть так называемым брамином.  арма Ч это процесс времени; это Ч прошлое, которое через насто€щее движетс€ к будущему; эта цепь есть путь мысли. ћысль есть следствие времени, а то, что вне времени, что неизмеримо, может прийти лишь тогда, когда прекратилс€ процесс мысли. Ѕезмолвие ума не может быть вызвано, его невозможно осуществить путем какой угодно практики или дисциплины. ≈сли вы сделали свой ум безмолвным, тогда то, что к нему пришло, Ч это его собственна€ проекци€, ответ пам€ти. “ишина овладевает умом тогда, когда вы понимаете его обусловленность, когда остро осознаете, не дела€ выбора, его ответы в виде мыслей и чувств. ѕодобный разрыв кармической цепи не св€зан со временем, ибо вневременное не приходит с помощью времени.  арму необходимо пон€ть как тотальный процесс, а не пpocто как нечто, св€занное с прошлым. ѕрошлое Ч это такое врем€, которое есть также и насто€щее, и будущее. ¬рем€ Ч это пам€ть, слово, иде€.  огда нет слов, наименований, ассоциаций, опыта, тогда лишь ум безмолвен, Ч и не только в своих поверхностных сло€х, но полностью, абсолютно.

 

»Ќƒ»¬»ƒ””ћ » »ƒ≈јЋ

 

ЂЌаша жизнь здесь, в »ндии, в значительной мере расстроена. ћы хотим вновь создать из нее нечто, но не знаем, с чего начать. я хорошо понимаю важность действи€ масс, но понимаю также его опасности. я боролс€ за идеалы ненасили€, тем не менее, это привело к кровопролитию и страдани€м. ѕосле разделени€ страны наши руки обагрились кровью, а сейчас мы создаем вооруженные силы. ћы говорим о ненасилии и несмотр€ на это готовимс€ к войне. ¬нутри мен€ самого такой же хаос, как и у наших политических де€телей. Ќаход€сь в тюрьме, € привык много читать, но это не помогло внести €сность в мою позицию.

ћожет быть, нам лучше остановитьс€ пока на одной теме и рассмотреть ее более глубоко? Ќачнем со следующего: вы делаете особый упор на индивидууме. Ќо разве коллективные действи€ не €вл€ютс€ необходимыми?ї

Ч »ндивидуум Ч это, по существу, коллектив; общество есть творение индивидуума. »ндивидуум и общество взаимосв€заны, не правда ли? ќни неотделимы друг от друга. »ндивидуум создает структуру общества, а общество, или окружающа€ среда, формирует индивидуума. Ќо хот€ окружающа€ среда и €вл€етс€ дл€ него обусловливающим фактором, индивидуум, тем не менее, всегда может освободить себ€, разорвать путы обусловленности. »ндивидуум создает то самое окружение, рабом которого он становитс€. Ќо он обладает также силой оторватьс€ от этого окружени€ и создать такое окружение, которое не будет отупл€юще действовать на его ум или дух. »ндивидуум имеет ценность лишь постольку, поскольку он обладает способностью освобождатьс€ от собственной обусловленности и пон€ть реальное. »ндивидуальность, котора€ жестока в своей обусловленности, создает общество, основанное на насилии и антагонизме. »ндивидуум существует только во взаимоотношении; отсутствие понимани€ этого взаимоотношени€ порождает конфликт и см€тение. ≈сли индивидууму, который не понимает своего отношени€ к люд€м, к собственности и иде€м или веровани€м, просто нав€зать какую‑то модель коллектива или иную модель, то это лишь приведет к крушению его собственной цели. „тобы осуществить какую‑то новую модель, потребуетс€ так называемое действие масс; но нова€ социальна€ модель €вл€етс€ изобретением нескольких индивидуумов, а масса гипнотизируетс€ новейшими лозунгами и обещанием новой утопии. ћасса осталась такой же, какой она была раньше; только теперь у нее по€вились новые вожди, новые фразы, новые жрецы, новые доктрины. Ёта масса состоит из вас и мен€, Ч из индивидуумов. ћасса Ч это фикци€, это удобный термин, которым пользуетс€ эксплуататор и политик в своей игре. Ѕольшинство принуждаетс€ меньшинством к действию, вовлекаетс€ в войны и т.д., и это меньшинство представл€ет желани€ и стремлени€ большинства. ќгромное значение имеет трансформаци€ индивидуума, но не в смысле соответстви€ какому‑то образцу. ќбразцы всегда обусловливают, а обусловленный человек всегда пребывает в конфликте с самим собой, а, следовательно, и с обществом. —равнительно легко заменить старую форму обусловленности новой, но индивидууму освободить себ€ от вс€кой формы обусловленности Ч совсем другое дело.

Ђ“о, о чем вы говорите, требует тщательного и детального обдумывани€; но мне кажетс€, что € начинаю это понимать. ¬ы делаете упор на индивидуума, но не как на отдельную и противодействующую силу в обществе.

“еперь следующий вопрос. я всегда действовал во им€ идеала, и мне не пон€тно, почему вы его отвергаете. ¬ы ничего не имеете против того, чтобы обсудить эту проблему?ї

Ч Ќаша нынешн€€ мораль основана на прошлом или будущем, на традиции или на том, чему следовало бы быть. “о, чему следовало бы быть, Ч это идеал, противопоставленный тому, что было, будущее в конфликте с прошлым. He‑насилие Ч это идеал, то, что должно было бы быть; а то, что было, Ч это насилие. “о, что было, проецирует себ€ в то, что должно было бы быть, Ч идеал собственного производства, представл€ющий собой противоположность фактически существующему. јнтитезис как расширенный тезис; противоположное содержит элементы того, что ему противопоставл€етс€. ≈сли ум полон насили€, он проецирует то, что противоположно насилию, а именно, Ч идеал ненасили€. ”тверждают, что идеал способствует преодолению того, что ему противоположно, но так ли это? Ќе €вл€етс€ ли идеал бегством от того, что было, или от того, что есть!  онфликт между насто€щим и идеалом Ч это, несомненно, способ отложить понимание насто€щего на будущее; а такой конфликт лишь открывает двери дл€ новой проблемы, котора€ способствует прикрытию той проблемы, что стоит непосредственно перед нами. »деал Ч это достойный удивлени€ и вполне респектабельный способ уйти от насто€щего. »деал ненасили€, как и коллективна€ утопи€, Ч это фикци€; идеал, то, что должно быть, облегчает прикрытие и уход от того, что есть. ѕогон€ за идеалом Ч это поиски награды. ¬ы можете отказатьс€ от мирских наград, как неразумных и примитивных, каковы они и есть, но ваше стремление к идеалу Ч это поиски награды на другом уровне; а это так же нелепо. »деал Ч это вознаграждение, это воображаемое состо€ние, которое придумал ум. “ак как ум полон насили€, чувства отдельности и живет дл€ себ€, то oн проецирует удовлетвор€ющую его форму компенсации, создает фикцию, которую называет идеалом, утопией, будущим, и к этому идеалу устремл€ет тщетные усили€. —ама погон€ за идеалом есть конфликт; но в то же врем€ это весьма при€тное откладывание на будущее нашего насто€щего. »деал, то что должно быть, не может помочь нам пон€ть то, что есть; наоборот, он преп€тствует пониманию.

ЂЌе хотите ли вы сказать, что наши вожди и учител€ были неправы, когда они защищали и поддерживали идеал?ї

Ч ј что об этом думаете вы сами?

Ђ≈сли € правильно понимаю то, о чем вы говорите, то...ї

Ч »звините, но то, что мы с вами должны пон€ть, Ч это не слова других; нам надо вы€снить, что же истинно. »стина Ч это не мнение; истина не зависит от того или иного лидера или учител€. ≈сли мы будем взвешивать различные мнени€, это лишь помешает пониманию истины. ќдно из двух Ч или идеал есть собственное изобретение ума, которое содержит в себе то, что ему противоположно, или наоборот. ƒвух решений этого вопроса не существует. –ешение не зависит от того или иного учител€; вы должны постичь истину этого сами дл€ себ€.

Ђ≈сли идеал есть порождение ума, то это произведет переворот в моем мышлении. Ќе хотите ли вы сказать, что наше стремление осуществить идеал Ч совершенно бесполезно?ї

Ч Ёто Ч напрасна€ борьба, это Ч самообман, который дает нам удовлетворение, не так ли?

Ђ“о, что вы говорите, вносит великое см€тение, но € вынужден признать, что это так. ћы столь многое прин€ли без доказательств, что никогда не позвол€ли себе тщательно рассмотреть, что же именно находитс€ в наших руках; мы обманывали себ€. Ќо то, на что вы указываете, полностью опрокидывает структуру моих мыслей и действий. Ёто внесет революцию в вопросы образовани€, в наш образ жизни и работу. ћне кажетс€, € начинаю понимать перемены в уме, который свободен от идеала, от того, что должно быть. ƒл€ такого ума действие имеет совсем иное значение, чем то, которое мы ему придаем в насто€щее врем€. ƒействие, обусловленное компенсацией, совсем не действие, это только реакци€, Ч а мы так гордимс€ нашими действи€ми!.. Ќо если обходитьс€ без идеала, каким образом человек будет встречать насто€щее или только что происшедшее?ї

Ч ѕонимание насто€щего возможно лишь тогда, когда идеал, то, что должно было бы быть, стерто из нашего ума; это возможно, лишь когда ложное воспринимаетс€ как ложное. “о, что должно было бы быть, Ч это также то, что не будет. ƒо тех пор пока ум подходит к действительному, к насто€щему, с точки зрени€ позитивной или негативной компенсации, не может быть никакого понимани€ насто€щего. „тобы пон€ть насто€щее, вы должны быть в непосредственном с ним общении; ваше отношение с ним не может быть опосредовано идеалом или прошлым, традицией, опытом, которые подобно экрану преп€тствуют воспри€тию. Ѕыть свободным от неверного подхода Ч это единственна€ проблема. Ёто означает, по существу, понимание своей обусловленности, т.е. понимание своего ума. ѕроблема Ч это сам ум, а совсем не те проблемы, которые он порождает; разрешение проблем, порожденных умом, Ч это лишь ув€зывание следствий, а это ведет только к дальнейшему см€тению и иллюзии.

Ђ ак пон€ть свой ум?ї

Ч ѕуть ума Ч это путь жизни; не жизни согласно идеалу, но действительной жизни с ее страдани€ми и радост€ми, обманами и правдой, самомнением и позой смирени€. ƒл€ понимани€ ума необходимо осознать желание и страх.

Ђѕростите, это что‑то трудное дл€ мен€...  ак мне пон€ть свой ум?ї

Ч „тобы пон€ть ум, не должны ли вы осознавать его де€тельность? ”м Ч это всего лишь опыт, не только непосредственный, но и накопленный. ”м Ч это прошлое, которое реагирует на насто€щее и которое становитс€ будущим. ¬есь процесс ума должен быть пон€т.

Ђ— чего же мне начать?ї

Ч — самого начала Ч с взаимоотношений. ¬заимоотношени€ Ч это жизнь; быть Ч означает находитьс€ во взаимоотношени€х. Ћишь в зеркале взаимоотношений возможно пон€ть ум, и вы должны начать с того, чтобы увидеть себ€ в этом зеркале.

Ђ¬ы имеете в виду мои взаимоотношени€ с женой, сосед€ми и т.д.? Ќо не €вл€етс€ ли это чем‑то весьма ограниченным?ї

Ч “о, что может казатьс€ малым, ограниченным, раскрывает бездонное, если к нему подойти правильно. Ёто вроде воронки, у которой узкий конец переходит в широкий. ≈сли наблюдать с пассивной бдительностью, тогда то, что ограничено, раскрывает безграничное. ћы ведь знаем, что в своих истоках река мала и ее едва можно заметить.

Ђ—ледовательно, € должен начать с самого себ€ и с моих непосредственных взаимоотношений?ї

Ч Ќесомненно. ¬заимоотношени€ никогда не бывают узкими или малыми. ¬заимоотношени€ с одним или со многими Ч это сложный процесс, и вы можете подойти к нему поверхностно или, наоборот, свободно и открыто. ѕодход зависит от состо€ни€ ума. ≈сли вы не начнете с себ€ самого, откуда еще вы сможете начать. ¬едь даже если вы начнете с какой‑нибудь внешней де€тельности, вы окажетесь во взаимоотношени€х с ней, а ваш ум будет в центре. Ќачнете ли вы вблизи или издалека Ч всюду остаетесь вы сами. Ќо без понимани€ себ€ все, что вы будете делать, неизбежно приведет к см€тению и скорби. Ќачало Ч это и завершение.

Ђя странствовал повсюду, много видел и много сделал; € страдал и радовалс€, подобно другим, и тем не менее мне пришлось вернутьс€ к самому себе. я вроде того сань€си, который пустилс€ в поиски истины. ќн потратил много лет, переходил от учител€ к учителю, причем каждый из них указывал ему иной путь. Ќаконец усталый, он возвратилс€ домой, Ч и в его собственном доме лежала жемчужина! я вижу, насколько мы неразумны, если ищем по всей земле блаженство, которое можно найти лишь в собственном сердце когда ум очищен от своих про€влений. ¬ы совершенно правы. я начну сначала. я начну с того, что € естьї.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 376 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1706 - | 1294 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.12 с.