Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ чем истинное назначение учител€.




 

Ѕань€ны и тамаринды господствовали над небольшой долиной, котора€ ожила и зазеленела после дождей. Ќа открытых местах солнце сильно пекло, но в тени чувствовалась при€тна€ прохлада “ени были глубокие, а старые деревь€ отчетливо вырисовывались на фоне голубого неба. ƒолину насел€ло необыкновенное количество птиц самых различных видов; они подлетали к деревь€м и быстро исчезали в них. ¬еро€тно, дождей не будет в течение нескольких мес€цев, но сейчас пол€ были зелены и исполнены мира, колоды полны водой, а земл€ дышала надеждой. »звращенные города были далеко, по ту сторону гор; однако расположенные поблизости деревни были полны гр€зи, а люди в них умирали от голода. ¬ласти только давали обещани€, а жители деревни, по‑видимому, уже стали безразличны ко всему. »х окружала красота и радость, но они ее не видели, так же как не видели и своих собственных внутренних богатств. —реди изобили€ прекрасного люди оставались тупыми и пустыми.

Ёто был учитель с небольшим жалованием и большой семьей; но он живо интересовалс€ вопросами образовани€. ќн рассказал, что пережил трудные времена, когда едва удавалось сводить концы с концами; однако с этим он как‑то справилс€, и бедность не внесла в их жизнь хаоса. ѕищи хватало, хот€ и не в изобилии; а так как дети учились бесплатно в школе, где он преподавал, то, в общем, они могли понемногу идти вперед. ќн был опытным преподавателем своего предмета, но учил также и другим предметам; это, по его словам, мог делать каждый достаточно образованный человек. ќн снова подчеркнул, что глубоко интересуетс€ вопросами образовани€.

Ђ¬ чем назначение учител€?ї Ч спросил он.

Ч явл€етс€ ли учитель только тем, кто дает информацию, передает знани€?

Ђѕо крайней мере, он должен быть таким. ¬ любом обществе мальчиков и девочек надо подготавливать к тому, чтобы они зарабатывали на жизнь в зависимости от своих способностей и т.д. ќдна из задач учител€ Ч это наделить ученика знани€ми с тем, чтобы он мог в нужный момент получить работу и, возможно, быть в состо€нии помогать в создании более совершенной общественной структуры. ”ченика надо подготовить к тому, чтобы он мог смотреть пр€мо в лицо жизниї.

Ч Ёто так, сэр, но не хотим ли мы вы€снить, в чем назначение учител€? —водитс€ ли оно только к подготовке учеников дл€ удачной карьеры? Ќе возлагаетс€ ли на учител€ более велика€ и более обширна€ задача?

Ђ онечно, да. ѕрежде всего, он сам должен быть примером: своим образом жизни, своими манерами и внешним видом, своим поведением он может оказывать вли€ние на ученика и вдохновл€ть егої.

Ч ћожно ли считать, что назначение учител€ Ч служить примером дл€ ученика? –азве у нас не имеетс€ уже достаточно примеров: героев, вождей? Ќадо ли добавл€ть еще один пример к этому длинному списку? ћожет ли пример способствовать образованию? Ќе состоит ли задача образовани€ в том, чтобы помочь учащемус€ стать свободным, творчески раскрытым? ј есть ли свобода в подражании, в приспособлении, внешнем или внутреннем? ≈сли вы побуждаете ученика следовать тому или иному примеру, не поддерживаетс€ ли этим страх в глубокой и тонкой форме? ≈сли учитель становитс€ образцом, не будет ли этот образец формировать и искажать жизнь ученика, и не будете ли вы благодар€ этому поддерживать вечный конфликт между тем, что ученик есть, и тем, чем он должен быть? Ќе заключаетс€ ли задача учител€ в том, чтобы помогать учащемус€ понимать то, что он есть?

ЂЌо учитель должен вести ученика к более благородной и лучшей жизниї.

Ч ƒл€ того чтобы руководить, вы должны знать; но знаете ли вы? „то вы знаете? ¬ы знаете лишь то, что изучили через экран ваших предрассудков, экран вашей обусловленности во всех ее формах, как индийца, христианина, коммуниста; и подобна€ форма руководства лишь приводит к еще большим страдани€м и кровопролитию, как мы это видим во всем мире. Ќе состоит ли назначение учител€ в том, чтобы помочь ученикам разумно освободитьс€ от всех обусловливающих вли€ний с тем, чтобы ученик был в состо€нии встретить вызов жизни глубоко и полно, без страха, без агрессивного недовольства? Ќедовольство Ч это часть понимани€, но отнюдь не такое недовольство, которое легко переходит в умиротворение. Ќедовольство, св€занное с желанием приобретени€, вскоре оказываетс€ умиротворенным, так как оно следует по пути давно изношенного образца ст€жательных действий. Ќе €вл€етс€ ли задачей учител€ разве€ть доставл€ющую нам удовлетворение иллюзию руководства, примеров и вождей?

ЂЌо учитель, по крайней мере, может вдохновить ученика на более великие делаї.

Ч ќп€ть‑таки, сэр, не подходите ли вы к проблеме неправильно? ≈сли вы как учитель внушаете своему ученику мысли и чувства, разве вы не делаете его зависимым от вас в психологическом отношении?  огда вы действуете как вдохновитель, когда он смотрит на вас так, как смотрел бы на вожд€ или на идеал, он, конечно, находитс€ в зависимости от вас. ј разве зависимость от другого не порождает страх? –азве страх не искажает понимание?

ЂЌо если учитель не должен быть ни вдохновителем, ни руководителем, ни примером, то, ради всего св€того, что же €вл€етс€ его истинным назначением?ї

Ч ¬ тот момент, когда вы не будете ничем из того, что вы перечислили, что же вы представл€ете собой тогда?  аковы ваши взаимоотношени€ с учеником? » вообще, были ли у вас с ним до этого момента какие‑либо взаимоотношени€? ¬аши взаимоотношени€ основывались на идее, на том, что, согласно этой идее, дл€ него полезно, на том, что он должен стать тем или этим. ¬ы были учителем, а он учеником; вы воздействовали на него, вы оказывали на него вли€ние в соответствии с вашими личными особенност€ми; поэтому, сознательно или подсознательно, вы лепили его по своему собственному образцу. Ќо если вы прекратите воздействие на него, он сам приобретет важность, а это будет означать, что вы должны пон€ть его, не требу€ при этом, чтобы он об€зательно понимал вас или ваши идеалы, которые, во вс€ком случае, весьма далеки от истины. ¬от тогда вы должны будете иметь дело с тем, что есть, а не с тем, что должно быть.

Ќесомненно, когда учитель рассматривает каждого ученика как неповторимую индивидуальность, не подлежащую поэтому сравнению с другими, его не будет интересовать система или метод, eго единственной заботой будет помочь ученику пон€ть те обусловливающие вли€ни€, которые идут извне и существуют внутри него самого, с тем, чтобы ученик мог взгл€нуть вполне сознательно, без страха на сложный процесс жизни и не добавл€ть новые проблемы к уже существующему хаосу.

ЂЌе требуете ли вы от учител€ выполнени€ такой задачи, котора€ далеко превосходит его силы?ї

Ч ≈сли вы не способны к этому, то зачем вам быть учителем? ¬аш последний вопрос имеет смысл лишь в том случае, если дл€ вас работа учител€ Ч это только карьера, сама€ обычна€ работа, подобна€ любой другой. Ќо € чувствую, что дл€ истинного педагога нет ничего невозможного.

 

¬јЎ» ƒ≈“» » »’ ”—ѕ≈’

 

Ѕыл вечер полный очаровани€. ¬ершины гор пылали в лучах заход€щего солнца, а в песке, на дороге, котора€ вела через долину, купались четыре д€тла. —воими длинными клювами они подбрасывали под себ€ песок, а когда зарывались в него глубоко, хлопали крыль€ми, после чего начинали все сначала. ’охолки на их головах прыгали вверх и вниз. ѕтицы перекликались друг с другом и бесконечно радовались. „тобы не помешать им, мы сошли с дороги на невысокую, но густую траву, подн€вшуюс€ после недавних дождей; а там, в нескольких футах от нас, лежала больша€, могуча€ зме€ желтоватого цвета. √олова ее была гладка€, с узором, жестоко очерченна€. «ме€ так напр€женно следила за птицами, что едва ли ее можно было потревожить; черные глаза смотрели неподвижно, а черный рассеченный €зычок двигалс€ взад и вперед. —овсем незаметно она пододвигалась к птицам, ее движение в траве не производило ни малейшего шума. Ёто была кобра, и около нее витала смерть. ќпасна€, но красива€, совсем недавно сбросивша€ старую кожу, она €рко блестела в лучах заход€щего солнца. ¬незапно все четыре птицы с криком подн€лись в воздух, и мы увидели нечто необыкновенное: кобра пришла в состо€ние полного расслаблени€. ѕеред этим она была так напр€жена, так устремлена, а теперь казалась почти безжизненной, какой‑то частицей земли; но через секунду она снова стала опасной. ќна двигалась совсем легко и лишь приподн€ла голову, когда мы произвели легкий шум; от нее исходила особа€ тишина, тишина страха и смерти.

Ёто была невысока€ пожила€ дама, с белыми волосами, но хорошо сохранивша€с€. ’от€ она подбирала м€гкие выражени€, в ее фигуре, походке, жестах и манере держать голову была видна глубоко укоренивша€с€ агрессивность, которую не мог скрыть даже ее голос. ” нее была больша€ семь€, несколько сыновей и дочерей; но муж давно умер и ей пришлось воспитывать их одной. ќдин из сыновей Ч она сказала об этом с €вной гордостью Ч был известным врачом с большой практикой и хорошим хирургом. ќдна из дочерей оказалась способным и пользующимс€ успехом политиком и прокладывала себе путь в жизни без особо больших трудностей. ќна сказала это с улыбкой, котора€ означала: Ђвы ведь знаете, каковы женщиныї. ќна добавила, что у этой леди, занимающейс€ политикой, есть и духовные запросы.

Ч „то вы понимаете под Ђдуховными запросамиї?

Ђќна стремитс€ стать главой какой‑то религиозной или философской группыї.

Ч Ќо ведь иметь власть над другими, использу€ организацию, это, конечно, зло, не правда ли? “аков путь всех политиков, независимо от того, занимаютс€ они политической де€тельностью или нет. ¬ы можете скрывать это под при€тными и обманчивыми словами, но разве желание власти не €вл€етс€ злом?

ќна слушала, но сказанные слова прошли мимо нее. Ќа ее лице было написано, что она озабочена совсем другим и что это другое вскоре обнаружитс€. ќна продолжала говорить о де€тельности других детей; все они были энергичны и удачливы, кроме одного, которого она по‑насто€щему любила.

Ђ„то такое скорбь? Ч спросила она неожиданно. Ч √де‑то в глубине, в течение всей моей жизни, по‑видимому, таилась скорбь, ’от€ все дети, за исключением одного, хорошо обеспечены и довольны, скорбь не покидает мен€. я не могу прикоснутьс€ к ней, но она мен€ преследует. ѕо ночам € нередко лежу без сна, стрем€сь пон€ть, что все это означает. я озабочена также младшим сыном. ¬идите ли, он неудачник. ¬се, что он делает, кончаетс€ крахом: женитьба, взаимоотношени€ с брать€ми и сестрами, с друзь€ми. ќн почти всегда без работы, а когда он ее найдет, что‑нибудь случаетс€, и он снова оказываетс€ без работы. ≈му почти невозможно помочь. я тревожусь за него; но хот€ он и усиливает мою печаль, € не думаю, что ее корни лежат именно в нем. „то такое скорбь? ” мен€ бывали печали и тревоги, разочаровани€ и физические страдани€, но скорбь, которую € чувствую, есть нечто, сто€щее за пределами всего этого; причину ее € не могла найти. ћожно ли побеседовать с вами об этом?ї

Ч ¬ы очень гордитесь вашими детьми и особенно их успехами, не правда ли?

Ђя думаю, люба€ мать гордилась бы этим: ведь все сложилось так хорошо. ¬се они, кроме младшего сына, обеспечены и счастливы. Ќо почему вы задаете этот вопрос?ї

Ч ¬озможно, он в какой‑то степени имеет отношение к вашей скорби. ¬ы уверены, что она не св€зана с их успехами?

Ђ онечно, нет. Ќапротив, € вполне счастлива благодар€ этомуї.

Ч ¬ чем же, по вашему мнению, корень вашей скорби? ѕозвольте спросить вас, глубоко ли на вас подействовала смерть мужа? ѕродолжаете ли вы чувствовать потерю?

ЂЁто было большое потр€сение; после его смерти € чувствовала себ€ очень одинокой. Ќо вскоре € забыла и об одиночестве, и о скорби, так как надо было заботитьс€ о дет€х, и у мен€ не оставалось времени дл€ размышлений о себе самойї.

Ч ƒумаете ли вы, что врем€ может стереть одиночество и скорбь? Ќе остаютс€ ли они внутри человека, погребенные в более глубоких сло€х вашего ума, хот€ вы и забыли о них? Ќе могут ли они быть причиной скорби, которую вы ощущаете?

Ђ ак € сказала, смерть мужа вызвала потр€сение, но в какой‑то мере € ее ожидала и потому примирилась со случившимс€, хот€ и с большими слезами. ≈ще в молодые годы, до замужества, € видела смерть отца, а несколькими годами позже и смерть матери. я никогда не интересовалась официальной религией, мен€ никогда не затрагивал ажиотаж в св€зи с толковани€ми смерти и посмертных состо€нийї.

Ч ћожет быть, таков ваш подход к проблеме смерти. Ќо разве от одиночества можно так легко отделатьс€ с помощью рассуждений? —мерть Ч это нечто, относ€щеес€ к завтрашнему дню, и с ней придетс€ иметь дело лишь тогда, когда она придет; но разве одиночество не остаетс€ всегда с вами? ¬ы можете сознательно отключить его, но оно здесь, за дверью. Ќе должны ли вы призвать одиночество и взгл€нуть на него?

Ђя ничего об этом не знаю. ќдиночество Ч это самое т€желое в жизни; но € сомневаюсь, смогу ли € пойти так далеко, чтобы призвать это страшное ощущение. ќно действительно способно навести ужасї.

Ч Ќе следует ли вам пон€ть его полностью, так как именно оно может оказатьс€ причиной вашего страдани€?

ЂЌо как же мне пон€ть мое одиночество, если именно оно причин€ет мне боль?ї

Ч ќдиночество не причин€ет вам боли, это иде€ одиночества вызывает у вас страх. ¬ы никогда не переживали состо€ни€ одиночества. ¬ы всегда подходили к нему с опаской, со страхом, с желанием убежать от него или найти способ преодолеть его, поэтому вы избегали его, не так ли? ¬ действительности вы никогда не имели с ним непосредственного контакта. „тобы отогнать от себ€ одиночество, вы нашли пути бегства в де€тельности ваших детей и их полной преуспевани€ жизни. »х успехи стали вашими успехами; но за этим преклонением перед успехом разве не лежит глубока€ озабоченность?

Ђќткуда вы это знаете?ї

Ч ¬се, с помощью чего вы ищете бегства, Ч радио, общественна€ работа, отдельные догмы, так называема€ любовь и т.д. Ч все это приобретает дл€ вас особую важность, становитс€ настолько необходимым, насколько необходимы спиртные напитки дл€ алкоголика. ћожно потер€ть самого себ€, преклон€€сь перед успехом в жизни, или боготвор€ образ, или преклон€€сь перед идеалом; но все идеалы иллюзорны, а когда мы тер€ем себ€ в них, рождаетс€ тревога. –азрешите вам сказать, что успехи ваших детей €вились дл€ вас источником страданий, так как у вас существует более глубока€ тревога и за них, и за себ€. Ќесмотр€ на восхищение их успехами и тем одобрением, какое они получают от общества, не таитс€ ли позади этого совсем другое чувство Ч чувство стыда, отвращени€, разочаровани€? ѕростите мен€, пожалуйста, за этот вопрос, но разве их успех не причин€ет вам глубокого беспокойства?

Ђ«наете, сэр, € никогда не отважилась бы установить, даже дл€ самой себ€, характер этого беспокойства. Ќо это как раз то, о чем вы говоритеї.

Ч Ќе хотите ли вы рассмотреть вопрос несколько глубже?

Ђ“еперь, конечно, мне хотелось бы подойти к нему более глубоко. «наете ли, € всегда была религиозна, хот€ и не принадлежала ни к какой религии. я много читала по религиозным вопросам, но никогда не попадала в сети какой‑либо так называемой религиозной организации. ќрганизованна€ религи€ казалась мне слишком далекой и недостаточно сокровенной. Ќо под верхним слоем моей внешней жизни всегда пребывало не€сное религиозное стремление; а когда по€вились дети, это смутное искание прин€ло форму глубокой надежды, что хот€ бы один из них про€вит религиозные наклонности. Ќо их нет ни у кого; все они стали преуспевающими мирскими людьми, исключа€ младшего, в котором смесь всего. ¬се они в действительности самые посредственные личности, и вот это мен€ мучает. ќни огрубели в своих мирских делах. Ќо ведь эти дела так поверхностны и лишены глубокого смысла. я не говорила об этом ни с кем из них, а если бы и пришлось говорить, они ничего не пон€ли бы. я думала, что, может быть, хоть один из них не будет похож на остальных, и мне страшно и от их посредственности, и от моей собственной. ћне кажетс€, именно в этом причина моей скорби. „то можно сделать, чтобы разрушить это нелепое состо€ние?ї

Ч –азрушить в себе самой или в другом? ћожно разрушить посредственность лишь в самой себе, и тогда, возможно, возникнут другие взаимоотношени€ с людьми. «нать, что ты сам посредственность, Ч это уже начало изменени€, не так ли? Ќо когда ограниченный ум начинает сознавать свою ограниченность, он неудержимо стремитс€ изменитьс€, стать лучше; однако само это стремление поверхностно. Ћюбое желание, направленное к улучшению самого себ€, носит поверхностный характер. Ќо когда ум знает, что он посредственен, и не стараетс€ воздействовать на самого себ€, тогда происходит разрушение этой посредственности.

Ђ„то вы понимаете под словами Двоздействовать на самого себ€У?ї

Ч ≈сли ограниченный, поверхностный ум, сознава€ свою ограниченность, делает усили€, чтобы изменить себ€, не остаетс€ ли он по‑прежнему поверхностным? ”силие, направленное к изменению, рождено неглубоким умом, а потому и само такое усилие носит неглубокий характер.

Ђƒа, € понимаю это; но что же тогда можно сделать?ї

Ч ¬с€кое действие ума ничтожно, ограничено. ”м должен перестать действовать, Ч и только тогда приходит конец посредственности.

 

—“–≈ћЋ≈Ќ»≈   »— јЌ»ё

 

 аждое утро в сад прилетали две золотисто‑зеленые птицы с длинными хвостами, садились на одну и ту же ветку, играли и перекликались друг с другом. ѕтицы были весьма неугомонны, они посто€нно находились в движении, их тельца трепетали, но они были очень милы и никогда не утомл€ли ни своим полетом, ни игрой. —ад был огорожен; множество других птиц посто€нно прилетало и улетало. ѕо кромке невысокой стены гон€лись друг за другом два молодых мангуста с гладкой, желтоватой шерстью, сверкавшей на солнце, и с быстрыми движени€ми. ѕосле этого они, проскользнув через дыру, входили в сад.  ак они были осторожны и внимательны даже во врем€ игр! ќни держались близко к стене, а их красные глазки были внимательны и насторожены. »ногда через ту же дыру в сад входил довольно толстый мангуст; возможно, это был их отец или мать, так как однажды все трое были вместе. ¬ход€ в сад через дыру один за другим, они гуськом пересекали лужайку и исчезали в кустах.

Ђѕочему мы ищем? Ч спросил ѕ. Ч  акова цель наших исканий? » как мы устаем от этого вечного искани€! –азве ему не будет конца?ї

Ђћы ищем то, что жаждем найти, Ч ответил ћ. Ч ј после того, как найдено то, что мы искали, мы переходим к новым поискам. ≈сли бы у нас не было исканий, все живое пришло бы к концу, началс€ бы застой и жизнь потер€ла бы смыслї.

Ђ»щите и обр€щете, Ч процитировал –. Ч ћы находим то, к чему стремимс€, чего желаем, сознательно или подсознательно. ћы никогда не вопрошаем само это стремление к исканию; мы всегда ищем и, видимо, всегда будем искатьї.

Ђ∆ажда искани€ неизбежна, Ч за€вил Ћ. Ч ¬ы можете с таким же успехом задать вопрос, почему мы дышим или почему растут волосы. —тремление к исканию так же неизбежно, как день и ночьї.

Ч  огда вы утверждаете, что стремление к исканию неизбежно, и утверждаете это с такой определенностью, вы исключаете вс€кую возможность раскрыть истину вопроса, не правда ли?  огда вы принимаете то или иное суждение как окончательный вывод, не ставите ли вы предел вс€кому исследованию?

ЂЌо ведь существуют определенные, непреложные законы, например, закон всемирного т€готени€, и, конечно, более мудро прин€ть их, чем впустую ломать о них головуї, Ч возразил Ћ.

Ч ћы принимаем некоторые догмы и веровани€, исход€ из различных психологических оснований, а то, что вы прин€ли, с ходом времени становитс€ Ђнеизбежнымї, так называемой необходимостью дл€ человека.

Ђ≈сли Ћ. принимает стремление к исканию как неизбежное, то он будет продолжать поиски, и дл€ него нет проблемы исканийї, Ч сказал ћ.

Ч ”ченый, хитроумный политик, неудачник, больной Ч каждый из них ищет на своем пути и врем€ от времени мен€ет объект исканий. ¬се мы ищем, но, по‑видимому, никогда не спрашиваем себ€, почему мы ищем. ¬ данное врем€ мы не обсуждаем объект исканий, нас не интересует, имеет ли он возвышенный характер или нет; мы пытаемс€ вы€снить, почему вообще мы ищем, не так ли? „то это за движуща€ сила, что за посто€нное внутреннее побуждение? явл€етс€ ли оно неизбежным? »меет ли оно нескончаемую длительность?

ЂЌо если мы не будем искать, Ч спросил »., Ч не станем ли мы ленивыми, не окажемс€ ли мы в состо€нии засто€?ї

Ч ќбычно мы считаем путем жизни конфликт в той или иной форме; мы полагаем, что без него жизнь не будет иметь никакого смысла. ƒл€ большинства из нас прекращение борьбы есть смерть. »скание св€зано с борьбой, с конфликтом; но €вл€етс€ ли этот процесс необходимым дл€ человека? ћожет быть, существует другой Ђпутьї жизни, в котором искание и борьба отсутствуют? ѕочему и дл€ чего мы ищем?

Ђя ищу пути и средства дл€ того, чтобы получить уверенность в бессмертии, не моем личном, но моего народаї, Ч сказал Ћ.

Ч “ак ли уж велика разница между национальным и индивидуальным бессмертием? »ндивидуум сначала отождествл€ет себ€ с нацией или какой‑то частью общества, а после этого хочет, чтобы общество или наци€ стали бессмертными. ƒлительное существование той или иной нации Ч это одновременно проблема жизни индивидуума. –азве индивидуум не ищет посто€нно бессмерти€? Ќе ищет ли он непрерывного быти€ путем отождествлени€ себ€ с чем‑то большим и более возвышенным, чем он сам?

ЂЌо разве нет такой точки или момента, при котором мы внезапно обнаружим, что у нас нет больше исканий, нет борьбы?ї Ч спросил ћ.

Ђ“акой момент может наступить лишь в результате полного утомлени€, Ч ответил –., Ч но это коротка€ пауза перед тем, как снова погрузитьс€ в порочный круг исканий и страхаї.

Ђ»ли же эта точка лежит вне времениї, Ч сказал ћ.

Ч явл€етс€ ли момент, о котором идет речь, вневременным, или это лишь точка поко€ перед началом нового искани€? ѕочему мы ищем, и возможно ли, чтобы это искание закончилось? ѕока мы не раскроем дл€ самих себ€, почему мы ищем и боремс€, состо€ние, при котором искание подходит к концу, останетс€ дл€ нас иллюзией, не имеющей никакого значени€.

Ђ–азве не отличаютс€ друг от друга разные объекты искани€?ї Ч спросил ¬.

Ч –азличие, несомненно, есть, но при вс€ком искании само стремление по существу одно и то же, не так ли? Ѕудем ли мы искать бессмерти€ индивидуального или дл€ всей нации, пойдем ли мы на поиски учител€, гуру, спасител€, будем ли следовать указани€м той или иной школы или искать других способов сделать себ€ лучше Ч разве любой из нас не ищет на своем ограниченном или более широком пути какой‑то формы удовлетворени€, непрерывности, посто€нства? »так, спросим самих себ€ не о том, чего мы ищем, а о том, почему вообще мы ищем? » возможно ли, чтобы вс€кие искани€ прекратились, не благодар€ принуждению или крушению, не потому, что человек нашел то, чего искал, а потому, что само стремление к поискам полностью прекратилось.

Ђћы в плену привычки к исканию, и мне кажетс€, что это происходит от нашей неудовлетворенностиї, Ч сказал ¬.

Ч »спытыва€ недовольство, неудовлетворенность, мы ищем состо€ни€ довольства, удовлетворенности. ѕока остаетс€ это стремление получить удовлетворение, достичь самоосуществлени€, неизбежны искание и борьба. «а стремлением к самоосуществлению всегда следует тень страха, не правда ли?

Ђ аким образом можем мы избавитьс€ от страхаї? Ч спросил ¬.

Ч ¬ы хотите достичь самоосуществлени€, не подверга€сь уколам страха; но существовало ли когда‑либо длительное, прочное самоосуществление? Ќесомненно, само желание самоосуществлени€ несет в себе причину разочаровани€ и страха. » только когда пон€то значение самоосуществлени€, это желание приходит к концу. —тановление и бытие Ч два совершенно различных состо€ни€, и вы не можете идти от одного к другому; лишь с прекращением становлени€ про€вл€етс€ бытие.

 

—Ћ”ЎјЌ»≈

 

Ќад рекой только что подн€лась полна€ луна, в тумане она казалась совсем красной. Ѕыло холодно, и над деревь€ми сто€л дым. ¬ода на поверхности реки оставалась неподвижной, хот€ здесь было сильное глубинное течение. Ќизко над водой пролетали ласточки; одна или две длиннохвостки чуть‑чуть коснулись воды, едва шевельнув ее спокойную поверхность. ¬верх по реке, над минаретом, сто€вшим вдали от переполненного людьми города, показалась вечерн€€ звезда. ѕопугаи возвращались к ближним жилым участкам, их полет никогда не был пр€мым. »ногда они с криком опускались вниз, схватывали зерна и отлетали в сторону, но все же при этом сохран€ли общее направление к одному дереву, покрытому густой листвой, где и собирались сотн€ми; после этого они снова перелетали к другому дереву, которое могло дать лучшее пристанище.  огда наступила темнота, все умолкло. “еперь луна сто€ла высоко над верхушками деревьев и образовала на тихих водах серебристую дорожку.

Ђя сознаю, как важно слушать, но едва ли € когда‑нибудь по‑насто€щему слушаю то, о чем вы говорите, Ч сказал он. Ч ћне приходитс€ делать большие усили€, чтобы слушатьї.

Ч  огда вы делаете усилие, чтобы слушать, слушаете ли вы? Ќе отвлекает ли вас само усилие и не лишает ли оно возможности слушать? –азве вы делаете усилие, когда слушаете то, что доставл€ет вам удовольствие? ”силие, которое вы делаете дл€ того, чтобы слушать, Ч это, конечно, одна из форм принуждени€. Ќо принуждение есть сопротивление, разве не так? —опротивление же порождает проблемы, и, таким образом, слушание становитс€ одной из них. —ам по себе процесс слушани€ никогда не бывает проблемой.

ЂЌо дл€ мен€ это проблема. я хочу слушать и точно воспринимать, так как чувствую, что то, что вы говорите, имеет глубокое значение. Ќо € не могу выйти за пределы буквального смысла словї.

Ч ѕозвольте вам заметить, что и сейчас вы совсем не слушаете то, что € вам говорю. ¬ы создали проблему из процесса слушани€, и эта проблема лишает вас возможности слушать. ¬се, чего бы мы ни коснулись, становитс€ проблемой; один вопрос порождает множество других. ≈сли мы поймем это, разве не создадутс€ услови€, при которых мы вообще не будем иметь проблем?

ЂЁто было бы чудесно, но как подойти к этому счастливому состо€нию?ї

Ч ќп€ть вопрос Ђкакї, и желание найти способ достичь определенного состо€ни€ становитс€ еще одной проблемой. ћы же говорим о том, чтобы не создавать вообще никаких проблем. ¬ы должны осознать те пути, на которых ум создает проблемы. ¬ы хотите достичь состо€ни€ совершенного воспри€ти€ того, что слушаете; другими словами, вы не обладаете способностью слушать, но вам хотелось бы ею обладать. ƒл€ этого вам необходимо врем€ и заинтересованность в том, чтобы приобрести то или иное состо€ние. Ќо потребность во времени и заинтересованность порождают проблемы. ¬ы не просто сознаете, что вы не слушаете. ≈сли бы вы ограничивались одним этим осознанием, тогда факт того, что вы не способны слушать, воздействовал бы сам по себе. ƒействует истина этого факта, вы на факт воздействовать не можете. Ќо вам хочетс€ на него воздействовать, изменить его, развивать то, что ему противоположно, осуществить желаемое состо€ние и т.д. ¬аши усили€ воздействовать на факт порождают проблему; но если вы понимаете истину факта, то это влечет за собой освобождающее действие. ќднако пока ваш ум зан€т усилием, сравнени€ми, осуждением или оправданием, вы не в состо€нии осознать истину, видеть ложное как ложное.

Ђ¬се это, может быть, и так; но мне все же кажетс€, что при наличии конфликтов и противоречий внутри человека слушать почти невозможної.

Ч —лушание само по себе есть завершенный акт; сам акт слушани€ приносит свою свободу. Ќо хотите ли вы по‑насто€щему слушать или прекратить внутренний шум? ≈сли бы вы слушали, сэр, в том смысле, что вы осознавали бы свои конфликты и противоречи€, без того чтобы усиливать их каким‑либо особым типом мысли, может быть, они могли бы тогда полностью прекратитьс€. ¬идите ли, мы посто€нно стремимс€ быть тем или иным, хотим достичь определенного состо€ни€, ухватить один вид переживаний и избегать другого; так что ум посто€нно чем‑то зан€т; он никогда не бывает спокоен, чтобы слушать шум своей борьбы и страданий. Ѕудьте простым, сэр, и не старайтесь становитьс€ чем‑то или ухватить какое‑то переживание.

 

ќ√ќЌ№ Ќ≈ƒќ¬ќЋ№—“¬ј

 

—ильный дождь лил в течение нескольких дней, а ручьи наполн€лись водой и шумели.  оричневые и гр€зные, они текли изо всех оврагов и соедин€лись в более широкий поток, бежавший по центральной части долины; он, в свою очередь, вливалс€ в реку, котора€ впадала в море в нескольких мил€х отсюда. –ека подн€лась и текла очень быстро, извива€сь среди фруктовых садов и открытых участков полей. ƒаже в летнее врем€ эта река никогда не пересыхала, хот€ в руслах питавших ее ручьев обнажались голые скалы и пески. —ейчас течение реки было значительно быстрее, чем шаг человека; на обоих берегах люди наблюдали за мутными водами. –ека редко поднималась так высоко, и люди были возбуждены, глаза их сверкали, так как быстро движущиес€ воды представл€ли собой восхитительное зрелище. √ород, расположенный около мор€, мог пострадать, река могла выйти из берегов, затопить пол€ и фруктовые рощи, повредить дома; но здесь, под одиноко сто€щим мостом, коричневые воды пели песню. Ќесколько человек ловили рыбу; едва ли их улов мог быть большим, так как течение было слишком сильным и несло с собой мелкие частицы всех соседних потоков. —нова пошел дождь, но люди сто€ли, смотрели и испытывали радость при виде самого простого.

Ђя всегда искала, Ч сказала она, Ч € прочла так много книг по разным вопросам. я была католичкой, но покинула католическую церковь, чтобы присоединитьс€ к другой; потом оставила и эту и вступила в религиозное общество. —овсем недавно € изучала восточную философию, учение Ѕудды, а в дополнение ко всему была объектом психоанализа. Ќо даже это не удержало мен€ от исканий, и теперь € здесь, беседую с вами. я была почти готова уехать в »ндию в поисках учител€, но обсто€тельства не позволили мне выехатьї.

ќна продолжала говорить о том, что у нее есть муж и двое детей, способных и умных, которые учатс€ в колледже; она не особенно беспокоилась о них, так как знала, что они сами в состо€нии присмотреть за собой. ќбщественные интересы перестали иметь дл€ нее значение. ќна делала серьезные попытки зан€тьс€ медитацией, но из этого ничего не вышло, и ум ее осталс€ таким же слабым и перескакивающим с предмета на предмет, как и раньше.

Ђ“о, что вы говорите о медитации и молитве, настолько отличаетс€ от всего, что € читала и думала, что это мен€ озадачило, Ч добавила она. Ч Ќо, проход€ через это т€гостное дл€ мен€ см€тение, € действительно стремлюсь найти истину и пон€ть ее тайнуї.

Ч ƒумаете ли вы, что путем искани€ истины вы сможете ее найти? Ќе окажетс€ ли, наоборот, что так называемый ищущий никогда не сможет найти истину? ¬ы ведь ни разу не задумывались над этим стремлением к исканию, не правда ли? ќднако вы продолжаете поиски, вы идете от одного объекта к другому в надежде найти то, чего вы хотите, найти то, что вы называете истиной и из чего вы делаете тайну.

ЂЌо что же неправильно в стремлении искать желаемое? я всегда стремилась к тому, чего хотела, и чаще добивалась своего, чем терпела неудачиї.

Ч Ёто вполне возможно; но неужели вы думаете, что истину можно накопить так же, как вы копите деньги или собираете коллекцию картин? Ќе думаете ли вы, что истина Ч это новое украшение дл€ человеческого тщеслави€? ћожет быть, как раз наоборот Ч ст€жательный ум должен полностью прекратить свою де€тельность, чтобы про€вилась истина?

Ђћне кажетс€, что во мне достаточно сильное стремление, чтобы ее найтиї.

Ч Ќисколько. ¬ы найдете то, что так ревностно стремитесь найти, но это не будет реальным.

ЂЌо тогда что же, по‑вашему, € должна делать Ч просто лежать и проз€бать?ї

Ч ¬ы перескакиваете к выводам, не правда ли? –азве не важно вы€снить, почему вы ищете?

Ђќ, € знаю, почему € ищу. я совершенно ничем не довольна, даже тем, что € уже нашла. ћен€ посто€нно мучит недовольство; едва € начинаю думать, что ухватила что‑то, как вскоре оно в€нет, и снова мною овладевает т€гостное чувство недовольства. я стараюсь преодолеть это чувство всевозможными способами, но оно сидит во мне слишком крепко. » € должна найти нечто, Ч или что угодно, Ч что принесет мне мир и внутреннее довольствої.

Ч Ќе должны ли вы радоватьс€, что вам не удалось погасить это плам€ недовольства? ¬аша проблема состоит в том, чтобы преодолеть недовольство, не так ли? ¬ы искали довольство, и, к счастью, его не нашли; найти Ч означало бы застыть на месте, проз€бать.

Ђћне кажетс€, это именно то, чего € ищу: спасени€ от беспоко€щего мен€ чувства недовольстваї.

Ч Ћюди в большинстве своем испытывают недовольство, не так ли? Ќо они удовлетвор€ютс€ тем, что доступно в жизни, будет ли это восхождением на гору или удовлетворением своей амбиции. ≈сли это не знающее поко€ недовольство поверхностно, то оно вполне удовлетворитс€ достижени€ми, от которых получит удовольствие. ј если наше довольство все же заколебалось, Ч мы скоро найдем способы преодолевать горечь недовольства, потому что живем мы поверхностно и никогда не погружаемс€ в глубины недовольства.

Ђј как можно углубитьс€ в недовольство?ї

Ч ¬аш вопрос показывает, что вы все еще стремитесь спастись от недовольства, не так ли? ∆ить с этой горечью, не пыта€сь от нее убежать, спастись или хот€ бы изменить ее, означает проникать в глубины недовольства. ƒо тех пор пока мы стремимс€ куда‑то попасть или быть чем‑то, должна существовать горечь конфликта; когда же мы ее ощущаем, мы хотим от нее спастись, и спасаемс€, прибега€ к любого рода де€тельности. Ѕыть единым с недовольством, остатьс€ с ним его частью, без наблюдающего, который втискивает его в желобки удовлетворени€ или примир€етс€ с ним как с неизбежным, значит дать возможность возникнуть тому, что не имеет противоположного, не имеет другой стороны.

Ђя внимательно слежу за тем, что вы говорите, но € так много лет боролась с недовольством, что сейчас мне очень трудно стать частью этого чувстваї.

Ч „ем больше вы боретесь с привычкой, тем более живучей вы ее делаете. ѕривычка Ч это нечто мертвое; не боритесь с ней, не сопротивл€йтесь ей; но с воспри€тием истины недовольства прошлое утратит свое значение. Ёто мучительна€, но все же замечательна€ вещь Ч чувствовать недовольство и не гасить его плам€ знанием, традицией, надеждой, достижением. ћы упустили себ€, затер€лись среди тайн человеческого достижени€, или церкви, или же реактивного самолета. » оп€ть все это поверхностное, пустое, ведущее к уничтожению и страданию. —уществует нечто таинственное, пребывающее за пределами возможностей и сил ума. ¬ы не можете его найти или вызвать. ќно должно прийти без вашей просьбы, а с ним к человеку приходит благословение.

 

ѕ≈–≈∆»¬јЌ»≈ ЅЋј∆≈Ќ—“¬ј

 

Ѕыл жаркий и влажный день. ¬ парке многие люди раст€нулись на траве или сидели на скамь€х в тени густых деревьев; они пили прохладительные напитки и с трудом вдыхали чистый, свежий воздух. Ќебо было серым, не чувствовалось ни малейшего ветерка, а воздух этого огромного индустриального города был полон дыма. ¬ деревне, должно быть, прекрасно, потому что весна еще едва только переходила в лето. Ќекоторые деревь€, наверное, только что оделись листвой, а вдоль дороги, котора€ бежит р€дом с широкой, сверкающей рекой, пестреют, наверно, всевозможные цветы. ¬ лесах в это врем€ стоит обычно особа€ тишина, в которой вы почти можете слышать, как зарождаетс€ жизнь, а горы, с их глубокими долинами, утопают в прозрачной голубизне и благоухании. Ќу, а здесь, в городе...

¬оображение искажает воспри€тие того, что есть; и как мы все же гордимс€ и воображением, и способностью умозрительно, спекул€тивно мыслить. —пекул€тивный ум, с его сложной путаницей мыслей, не способен к существенной трансформации; это не революционный ум. ќн облачилс€ в то, что должно быть, и следует своим собственным, ограниченным и замкнутым в себе проекци€м. ƒобро не в том, что должно быть, добро Ч в понимании того, что есть. ¬оображение, как и сравнение, преп€тствует воспри€тию и пониманию того, что есть. ”м должен избавитьс€ от вс€кого воображени€ и спекул€тивных рассуждений дл€ того, чтобы про€вилось реальное.

ќн был совсем молод, но имел семью и пользовалс€ репутацией делового человека. ќн выгл€дел очень измученным и несчастным и был полон желани€ высказатьс€.

ЂЌе так давно у мен€ было совершенно изумительное переживание, но так как до сих пор € никогда и никому об этом не говорил, то сомневаюсь, чтобы мне удалось изложить его вам. ¬се же € надеюсь это сделать, так как ни к кому другому € пойти не могу. Ёто переживание вызвало великий восторг в моем сердце; но переживание ушло, и теперь у мен€ осталось только пустое воспоминание о нем. Ќадеюсь, вы сумеете помочь мне вернуть его. я постараюсь рассказать вам по возможности подробно, каким благословением оно было. я читал о подобных переживани€х, но там были только слова, которые обращались к чувствам. ј то, что случилось со мной, было вне мысли, за пределами воображени€ и желани€. “еперь € все потер€л. ѕрошу вас помочь мне вернуть этої.

ќн сделал паузу и потом продолжал:

Ђќднажды утром € проснулс€ очень рано; город еще спал, шумна€ жизнь не началась. я почувствовал, что мне надо уйти из дома. Ѕыстро одевшись, € вышел на улицу. ÷истерны с молоком еще не начали свои рейсы. ƒело происходило ранней весной, небо было бледно‑голубым. ” мен€ по€вилось сильное чувство, что мне необходимо пойти в парк Ч это около мили от моего дома. — того момента, как € переступил порог, мен€ не покидало странное чувство легкости, как будто € шел по воздуху. ∆илое здание напротив, серо‑желтый многоквартирный блок, вдруг перестало казатьс€ безобразным; кирпичи его сделались живыми и прозрачными. —амые незначительные предметы, на которые € никогда не обращал внимани€, как бы приобрели необыкновенную собственную значимость; очень странно, но все казалось частью мен€ самого. Ќе было ничего вне мен€; Д€У, как наблюдающий, как воспринимающий отсутствовал, если только ¬ы понимаете, что € имею в виду. Ќе было Д€У, которое существовало бы отдельно от этого дерева или отдельно от бумажки, брошенной в канаву, или отдельно от птиц, которые перекликались друг с другом. Ёто было состо€ние сознани€, которое мне никогда не было известної.

Ђѕо дороге в парк, Ч продолжал он, Ч находитс€ цветочный магазин. —отни раз € проходил мимо него и обычно мельком смотрел на цветы. Ќо в это особенное утро € остановилс€ перед ним. —текло витрины слегка запотело от тепла и влаги, но это не помещало мне увидеть множество различных цветов.  огда € сто€л и смотрел на них, € вдруг обнаружил, что улыбаюсь и смеюсь от радости, которую никогда до сих пор не переживал. ÷веты разговаривали со мной, а € с ними; € был среди них, и они составл€ли часть мен€ самого. ћожет быть, € произвожу впечатление истеричного человека, человека не в своем уме; но это совсем не так. ѕеред уходом из дома € тщательно оделс€; € помню, что надел все чистое, посмотрел на часы; € видел надписи на магазинах, в том числе и фамилию моего портного, € прочел заглави€ книг, выставленных на витрине книжного магазина. ¬се было живым, и € ощущал любовь ко всему. я был ароматом цветов, который вдыхает этот аромат, цветы и € составл€ли одно. ÷веточный магазин чудесно сверкал живыми красками; красота всего этого была ошеломл€ющей; врем€ и измерение времени прекратились. я, должно быть, сто€л там больше двадцати минут, но, увер€ю вас, у мен€ не было ощущени€ времени. я почти не мог оторватьс€ от этих цветов. ћир борьбы, страданий и скорби был здесь, Ч и в то же врем€ его не было. ѕонимаете ли, в этом состо€нии слова не имеют никакого значени€. —лова описывают, раздел€ют, сравнивают, но в этом состо€нии не было никаких слов; не было осознани€ Д€У, было одно лишь это состо€ние, это переживание. ¬рем€ остановилось; не было ни прошлого, ни насто€щего, ни будущего. «десь было одно Ч о, € не знаю, как это выразить словами, да это и не имеет значени€. «десь было некое ѕрисутствие; нет, это не то слово.  азалось, что земл€ и все, что в ней и на ней, наход€тс€ в состо€нии благословени€, а €, идущий к парку, €вл€юсь частью всего.  огда € подошел ближе к парку, € был совершенно очарован красотой этих хорошо мне знакомых деревьев. Ћисточки, от бледно‑желтого до почти черно‑зеленого, живо трепетали; каждый отдельный листок выдел€лс€, и в одном листочке собралось все богатство земли. я сознавал, что сердце мое билось учащенно; мое сердце вполне здорово, но когда € вошел в парк, € едва мог дышать и, как мне казалось, готов был упасть в обморок. я опустилс€ на скамью, а по моим щекам лились слезы. —то€ла почти непереносима€ тишина, и эта тишина очищала все от страданий и скорби.  огда € прошел в глубину парка, в воздухе послышалась музыка. я был изумлен, так как вблизи не было домов, и никто в парке не мог включить радио в такой ранний час. ћузыка была частью всего. ¬с€ благодать, все сострадание мира пребывали в этом парке, и там был Ѕогї.

Ђя не теолог и не принадлежу к числу религиозных людей, Ч продолжал он далее, Ч € был в церкви едва ли дес€ток раз, это никогда не имело дл€ мен€ значени€. ћне трудно прин€ть все бессмыслицы, которые совершаютс€ в церкв€х. Ќо в парке присутствовала сущность, Ч если можно употребить это слово, Ч в которой жило и пребывало все существующее. Ќоги мои дрожали, € был вынужден снова сесть и облокотитьс€ о дерево. —твол дерева был живым, как и €; а € составл€л часть этого дерева, часть быти€, часть всего мира. я, должно быть, все же упал в обморок. ¬сего этого было дл€ мен€ слишком много: €ркие, живые краски, листь€, скалы, цветы, неправдоподобна€ красота окружающего. » над всем пребывало благословение...

 огда € пришел в себ€, солнце было уже высоко. ќбычно мне надо около двадцати минут, чтобы дойти до парка; но в тот раз прошло почти два часа с тех пор, как € вышел из дома. ћне казалось, что у мен€ не хватит физических сил идти обратно; € сел, стара€сь собрать силы, и не отваживалс€ думать. ѕока € медленно возвращалс€ домой, все то, что € пережил, оставалось со мной; оно было со мной в течение двух дней и исчезло так же внезапно, как и пришло. “огда‑то и начались мои мучени€. ¬ течение недели € не подходил близко к своей конторе. ћне хотелось вернуть это необыкновенное переживание, € хотел снова жить и навсегда остатьс€ в этом мире блаженства. ¬се это случилось два года тому назад. я начал серьезно думать о том, чтобы оставить все и уехать в один из уединенных уголков мира, но в глубине сердца € знаю, что не смогу подобным образом вернуть пережитое. Ќикакой монастырь не может предложить мне такого переживани€, никака€ церковь не сможет зажечь свечу, потому что они имеют дело со смертью и тьмой. я думал поехать в »ндию, но отказалс€ и от этого. “огда € попыталс€ прибегнуть к наркотику; он в какой‑то мере преобразил вещи, сделал их более живыми, но наркотик Ч это совсем не то, чего € хочу. Ёто недостойный путь переживани€; это просто обман, но не нечто реальноеї.

Ђ» вот € пришел к вам, Ч сказал он в заключение. Ч я отдал бы свою жизнь и все, что у мен€ есть, чтобы снова жить в том мире. „то мне делать?ї

Ч —эр, это переживание пришло к вам неожиданно. ¬ы никогда его не искали; но пока вы пребываете в состо€нии поисков, вы никогда его не получите. ¬аше желание снова жить в экстатическом состо€нии преп€тствует по€влению нового, свежего переживани€ состо€ни€ блаженства. ¬ы понимаете, что произошло: у вас было переживание, а теперь вы живете мертвым воспоминанием о вчерашнем событии. “о, что было, стоит на пути нового.

ЂЌе хотите ли вы сказать, что € должен отбросить все, что было, и забыть об этом? » продолжать при этом свою жалкую жизнь, с каждым днем умира€ от внутреннего голода?ї

Ч ≈сли вы не будете огл€дыватьс€ назад и просить большего Ч а это нелегка€ задача Ч тогда, возможно, то самое, что находитс€ вне вашего контрол€, сможет действовать, как ему будет угодно. ∆адность, даже в самом высоком смысле, порождает скорбь; стремление получить еще больше открывает дверь времени. Ёто блаженство не может быть куплено никакой жертвой, никакой добродетелью, никаким наркотиком. Ёто не вознаграждение, не результат. ќно приходит, когда пожелает; не ищите его.

ЂЌо было ли это переживание реальным, было ли оно переживанием высочайшего?ї

Ч ћы хотим, чтобы другой подтвердил, уверил нас, что это было, и тогда мы нашли бы в этом убежище. “акого рода уверенность или защищенность в том, что было, даже если это было реальное, лишь усиливает нереальное и питает иллюзию. ѕереносить в насто€щее то, что прошло, независимо от того, приносило ли оно удовольствие или страдание, значит преп€тствовать реальному. –еальность, реальное не имеет длительности. ќно существует от мгновени€ к мгновению, вечное, неизмеримое.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 269 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

507 - | 486 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.096 с.