Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕыть незащищенным Ч значит жить, замкнутьс€ в себе Ч значит умереть




 

”раган уничтожил посевы, а море залило землю. ѕоезд медленно тащилс€ вперед, и по обеим сторонам пути виднелись поваленные деревь€, дома без крыш и совершенно опустошенные пол€. Ѕур€ наделала много бедствий на несколько миль вокруг; все живое было уничтожено, и бесплодна€ земл€ лежала под небом.

ћы никогда не остаемс€ в уединении; нас посто€нно окружают люди и собственные мысли. ƒаже наход€сь вдали от людей, мы смотрим на мир сквозь экран своих мыслей. Ќе бывает такого момента Ч или он случаетс€ крайне редко, Ч когда наш ум свободен от мыслей. ћы не знаем, что это такое Ч быть в уединении, освободитьс€ от всех ассоциаций, от вс€кой непрерывности, от всех слов и образов. ћы одиноки, но мы не знаем, что такое быть в уединении. Ѕоль одиночества наполн€ет наше сердце, а ум охватывает его страхом. ќдиночество, глубока€ изолированность ложитс€ темной тенью на нашу жизнь. ћы делаем все, что только можем, чтобы убежать от него, сворачива€ на любую известную нам тропу, чтобы спастись от него бегством, но одиночество неотступно следует за нами, никогда не оставл€€ в покое. »золированность Ч это путь нашей жизни; мы редко бываем едины с другим, потому что внутри мы сломлены, истерзаны, неизлечимо больны. Ќет в нас цельности, полноты, а без этого невозможно слитьс€ с другим, так как дл€ такого сли€ни€ необходима внутренн€€ целостность. ћы боимс€ одиночества, потому что оно открывает дверь, и мы оказываемс€ перед собственной ущербностью и скудостью нашего существовани€. Ћишь уединенность способна исцелить усиливающуюс€ муку одиночества. »дти одному, без помехи мысли, не волоча за собой шлейф наших желаний Ч значит быть недос€гаемым дл€ ума. ”м Ч это тот, кто изолирует, отдел€ет и отсекает возможность общени€. ”м не может быть сделан целостным, он не может приобрести качество полноты, так как само это усилие Ч процесс изол€ции, часть того одиночества, которое ничто не может прикрыть. ”м Ч продукт многих составл€ющих, а то, что составлено, никогда не может быть уединенным. ”единенность Ч не результат мысли. Ћишь когда мысль совершенно затихает, происходит взлет от одиночества к тому состо€нию, которое мы называем уединенностью.

ƒом находилс€ вдали от дороги, а сад был полон цветов. —то€ло прохладное утро, и небо было очень голубым; утреннее солнце рождало радость, и в тенистом саду, расположенном в низине, шум транспорта, выкрики продавцов и топот лошадей были едва слышны. ¬ сад забрела коза; помахива€ своим коротеньким хвостиком, она ощипывала верхушки цветов, пока, наконец, не пришел садовник и не прогнал ее.

ќна говорила, что чувствует себ€ в большом см€тении, но не хочет находитьс€ в таком состо€нии. ≈й хотелось бы избежать мучительной неуверенности. ѕочему она так боитс€ см€тени€?

Ч „то вы понимаете под см€тением? » почему его надо бо€тьс€?

Ђя не хочу быть в тревоге, € хочу, чтобы мен€ оставили одну. ƒаже с вами € чувствую это см€тение. ’от€ € видела вас всего два или три раза, страх того, что вы внесете еще большее см€тение, т€желым бременем висит на мне. я хотела бы вы€снить, откуда у мен€ этот страх лишитьс€ внутренней уверенности. я хочу быть спокойной и в мире с собой, но € посто€нно выхожу из равновеси€ по тому или иному поводу. —овсем недавно мне удалось более или менее установить мир внутри себ€; но после того, как мой друг привел мен€ на одну из ваших бесед, €, непон€тным дл€ мен€ образом, оп€ть оказалась в см€тении. я думала, что вы укрепите мой внутренний покой, но вместо этого, вы его почти разрушили. ћне не хотелось идти сюда, так как € знала, что покажу себ€ в невыгодном свете, тем не менее, € пришлаї.

Ч ѕочему вы так насто€тельно желаете пребывать в покое? ѕочему вы делаете из этого проблему? –азве само ваше требование поко€ не создает конфликта? –азрешите тогда спросить, чего же вы хотите? ≈сли хотите, чтобы вас оставили одну, если вы хотите пребывать в тишине, без внутреннего см€тени€, то почему вы допускаете, чтобы что‑то выводило вас из равновеси€? ћы легко можем закрыть все двери и окна нашего быти€, изолировать себ€ от других и жить в затворе. Ёто то, чего хочет большинство людей. Ќекоторые сознательно культивируют изолированность от других, а иные приход€т к этой изолированности благодар€ своим желани€м и про€влени€м, скрытым и €вным. »скренние люди станов€тс€ уверенными в правоте своих идей и добродетелей, но дл€ них это только защитное средство; тех же, кто задумыватьс€ неспособен, подвод€т к изолированности экономическое давление и вли€ни€ общества. Ѕольшинство из нас стремитс€ построить вокруг себ€ стены, чтобы стать неу€звимыми, но, к сожалению, всегда остаютс€ щели, через которые просачиваетс€ жизнь.

Ђћне, в общем, удалось устранить большую часть душевных волнений, но за последние одну‑две недели, в св€зи с вашими беседами, € нахожусь в еще большем см€тении, чем когда‑либо раньше. —кажите, пожалуйста, почему € в таком см€тении? ¬ чем его причина?ї

Ч ѕочему вы хотите узнать причину? ¬ы, очевидно, надеетесь, что, узнав причину, вы устраните следствие. Ќо ведь на самом деле вы совсем не хотите знать, почему именно вы находитесь в см€тении, не так ли? ¬ы лишь стремитесь избавитьс€ от см€тени€.

Ђћне хотелось бы только остатьс€ одной, в тишине и без тревог. Ќо почему € посто€нно выхожу из равновеси€?ї

Ч ¬ течение всей вашей жизни вы защищаете себ€, не правда ли? “о, что вас в действительности интересует, Ч это вы€снить, каким образом можно закрыть все щели, а совсем не то, как жить без страха, свободной и независимой. »з того, что вы сказали и о чем умолчали, с очевидностью следует, что вы стремились обезопасить вашу жизнь от какой бы то ни было формы внутреннего см€тени€; вы удалились от всех взаимоотношений, которые могли бы причинить вам страдани€. ¬ы постарались оградить себ€ от любых ударов и жить за закрытыми дверьми и окнами. Ќекоторые люди с успехом проделывают это, а если пойти в таком направлении достаточно далеко, то можно попасть в дом дл€ умалишенных; другим не удаетс€ изолировать себ€, и они станов€тс€ циниками и ожесточаютс€; а еще другие приобретают имущество или знани€, которые и станов€тс€ их убежищем. Ѕольшинство людей, включа€ и последователей религии, хот€т пребывать в мире, жить в таком состо€нии, при котором больше нет конфликтов. Ќаконец, есть и такие люди, которые превознос€т конфликт как единственно реальное про€вление жизни; дл€ них конфликт Ч это защита от жизни.

ћожет ли у вас быть душевный мир, если вы ищете безопасности за стенами, созданными вашими страхами и надеждами? ¬ы отошли от всех про€влений жизни, так как стремитесь обрести безопасность, укрывшись за стеной весьма ограниченных отношений с людьми, которых вы можете подчинить себе. Ќе в этом ли состоит ваша проблема? “ак как вы находитесь в зависимости, вы стремитесь овладеть тем, от чего зависите. ¬ы находитесь в страхе, а потому избегаете всех отношений, которые вы не в состо€нии контролировать. –азве это не так?

Ђ“о, что вы говорите, Ч это довольно жесткий способ трактовки проблемы; но, может быть, дело именно так и обстоитї.

Ч ≈сли бы вы могли проникнуть в причину вашего нынешнего см€тени€, у вас был бы внутренний мир; и пока это невозможно, вы полны тревоги. ¬се мы хотим господствовать, овладеть тем, чего не понимаем; мы хотим обладать или быть обладаемым, когда у нас имеетс€ бо€знь самих себ€. Ќеуверенность в себе создает в нас чувство исключительности, ощущение отверженности, изолированности.

Ќо позвольте спросить, чего вы боитесь? Ѕоитесь ли вы быть одинокой, покинутой, потер€ть уверенность?

Ђ¬идите ли, всю свою жизнь € жила дл€ других; по крайней мере, € так думала. я следовала идеалу, а мен€ хвалили за успешную работу, которую люди считают полезной. я вела жизнь, полную самоотречени€, не име€ надежного убежища, не име€ ни детей, ни своего дома. —естры мои удачно вышли замуж и занимают высокое общественное положение, а мои старшие брать€ принадлежат к числу высших государственных чиновников.  огда € бываю у них, то чувствую, как опустошила свою жизнь. я ожесточилась, и теперь глубоко сожалею о том, чего сама лишилась. ћне стала чуждой работа, которую € выполн€ла; она больше не приносит мне счасть€, и € передала ее другим. я отошла от всего.  ак вы сказали, стала жесткой в процессе самозащиты. я прив€залась к одному младшему брату, который плохо обеспечен и считает себ€ искателем Ѕога. я старалась создать убежище внутри себ€, но это была долга€ и мучительна€ борьба.  ак раз этот младший брат и привел мен€ на одну из ваших бесед. » вот здание, которое € так заботливо возводила, стало рушитьс€. я была бы благодарна Ѕогу, если бы никогда не приходила на ваши беседы, но воссоздать разрушенного теперь не могу и не в состо€нии снова проходить через все эти страдани€ и муки. ¬ы не представл€ете себе, что все это дл€ мен€ значило Ч видеть моих братьев и сестер, их положение в обществе, их престиж, их состо€ние. Ќо € не хочу больше говорить об этом. я отрезала себ€ от них и редко с ними вижусь.  ак вы сказали, € постепенно закрыла дверь дл€ всех св€зей с людьми, за исключением одной или двух. Ќо на мое несчастье вы приехали в этот город, и теперь все снова вернулось, раскрылись старые раны, и € глубоко несчастна. „то мне делать?ї

Ч „ем больше мы защищаемс€, тем больше на нас нападают, чем больше мы ищем безопасности, тем менее мы защищены; чем больше мы хотим мира, тем сильнее станов€тс€ наши конфликты, чем больше мы просим, тем меньше имеем. ¬ы старались сделать себ€ неу€звимой и защищенной от ударов; вы сделали себ€ внутренне недоступной, за исключением одного или двух людей, вы закрыли все двери к жизни. Ќо ведь это медленное самоубийство. ƒл€ чего вы все это сделали? «адавали вы себе когда‑либо такой вопрос? » разве вы не хотите это узнать? ¬ы пришли сюда дл€ того, чтобы найти способ закрыть все двери, или чтобы вы€снить, каким же образом быть открытой и не защищенной от жизни. „его же вы хотите Ч не в результате обдуманного выбора, а естественно, спонтанно?

Ђ онечно, € вижу теперь, что закрыть все двери совершенно невозможно, так как всегда остаетс€ та или ина€ щель. я понимаю теперь, что € делала; € вижу, что мой страх перед неустойчивостью привел к зависимости и стремлению властвовать. —овершенно очевидно, что € не могла контролировать любую ситуацию, как бы мне этого ни хотелось, и поэтому € ограничила контакты с людьми одним или двум€, в которых € могла доминировать и могла использовать свое вли€ние. я понимаю все это. Ќо каким образом мне снова стать открытой, свободной и лишенной страха перед внутренней неуверенностью?ї

Ч ¬ы осознаете необходимость быть открытой и у€звимой? ≈сли вы не осознаете этой истины, то снова незаметно возведете вокруг себ€ стены. ¬идеть истинное в ложном Ч это начало мудрости; видеть ложное как ложное Ч наивысшее понимание. ≈сли вы поймете, что то, что вы делали все эти годы, может лишь привести к дальнейшей борьбе и скорби, если вы по‑насто€щему переживете эту истину, а не просто примете ее на словах, то сможете покончить с подобными про€влени€ми. ¬ы не сможете сделать себ€ открытой с помощью волевых усилий; усили€ воли не сделают вас у€звимой. —амо желание стать у€звимой создает сопротивление. “олько понимание ложного как ложного приносит свободу от ложного. Ѕудьте пассивно бдительны по отношению к вашим обычным реакци€м; осознавайте их просто, без сопротивлени€; пассивно наблюдайте их Ч совершенно так же, как вы наблюдали бы действи€ ребенка, не выража€ радости или неудовольстви€. ѕассивна€ бдительность есть сама по себе свобода от защиты, от замыкани€ дверей. Ѕыть незащищенным Ч значит жить, а замкнутьс€ в себе Ч значит умереть.

 

ќ“„јяЌ»≈ » Ќјƒ≈∆ƒј

 

Ќебольшой барабан отбивал веселый ритм, потом к нему присоединилась свирель, и оба они наполнили воздух. Ѕарабан господствовал, но он сопровождал мелодию свирели. »ногда свирель останавливалась, но барабанчик продолжал издавать громкий и €сный звук, пока к нему снова не присоедин€лась песн€ свирели. ƒо рассвета было еще далеко; птицы сидели спокойно, а музыка наполн€ла безмолвие. ¬ деревушке справл€ли свадьбу. ¬еселье началось с вечера, песни и смех продолжались до поздней ночи; а сейчас гости были разбужены музыкой. ¬скоре на бледном небе стали вырисовыватьс€ голые ветви; звезды постепенно исчезали одна за другой, и музыка кончилась. ѕослышались крики, голоса детей и шумные ссоры около единственного в деревушке водопроводного крана. —олнце еще оставалось за горизонтом, но день началс€.

Ћюбить Ч значит все переживать, но переживать без любви Ч значит жить напрасно. Ћюбовь беззащитна, но переживать без этой незащищенности Ч это означает усиливать желание. ∆елание Ч не любовь, и оно не может ее удерживать. ∆елание скоро исс€кает, и с его утратой приходит печаль. ∆елание невозможно остановить; подавление его усилием воли или с помощью любых средств, придуманных умом, ведет к распаду и страданию. “олько любовь способна смирить желание, а любовь Ч это не продукт ума. „тобы про€вилась любовь, ум как наблюдающий должен умолкнуть. Ћюбовь невозможно планировать или культивировать; она не может быть куплена жертвой или поклонением. Ќе существует средств, с помощью которых можно достичь любви. ¬с€кий поиск средств должен прекратитьс€, чтобы могла про€витьс€ любовь. —понтанность познает красоту любви, но стремление к ней ставит предел свободе. “олько дл€ свободного существует любовь, но свобода никогда не ставит условий, никогда не св€зывает. Ћюбовь Ч это сама вечность.

ќна говорила легко, и слова приходили к ней естественно. Ќесмотр€ на молодые годы, облик ее был печален; сдержанна€ улыбка говорила о т€желых воспоминани€х. ќна была замужем, детей не было, а недавно муж ее умер. Ѕрак не принадлежал к числу заранее устроенных и не €вилс€ результатом взаимного желани€. ќна не хотела произносить слово Ђлюбовьї, так как оно встречаетс€ в каждой книге и на всех €зыках, но взаимоотношени€ их имели совсем необычный характер. —о дн€ свадьбы и до дн€ его смерти они не произнесли ни одного резкого слова, не было ни одного жеста нетерпени€, они никогда не разлучались, даже на один день. ћежду ними существовало полное единение, а все остальное Ч дети, деньги, работа, общество Ч имело второстепенное значение. Ёто сли€ние не было романтической сентиментальностыо; она не придумала его после смерти мужа, так в действительности было с самого начала. –адость их шла не от желани€, но от того, что находитс€ вне и над физическим миром. » вот неожиданно несколько мес€цев назад он погиб от несчастного случа€. јвтобус развил слишком большую скорость на повороте, и в результате произошла катастрофа.

Ђ“еперь € в отча€нии; пыталась покончить с собой, но как‑то, не смогла. я хотела забытьс€, стать немой, была готова броситьс€ в реку, и в течение этих двух мес€цев € ни разу не имела спокойного сна. ¬нутри мен€ полнейший мрак; это Ч кризис, который вне моего контрол€, € не могу его пон€ть, € потер€ла себ€ї.

ќна закрыла лицо руками, потом продолжала:

ЂЁто не такое отча€ние, которое можно излечить или стереть из пам€ти. — его смертью ушли все надежды на будущее. ћне говорили, что € все забуду, вновь выйду замуж или чем‑нибудь займусь. Ќо если бы € могла забытьс€, все равно плам€ уже исчезло, его заменить невозможно, да € и не хочу искать замены. Ћюди живут и умирают с надеждой на что‑то, у мен€ же нет ничего, нет никаких надежд; € не ожесточилась, но € в отча€нии, во мраке, € не ищу света. ∆изнь мо€ Ч это медленна€ смерть; € не жду симпатии, любви или сострадани€. я хочу остатьс€ со своей тьмой, ничего не чувству€ и ни о чем не вспомина€ї.

Ч –азве вы пришли сюда дл€ того, чтобы стать еще более оглушенной, чтобы еще более утвердитьс€ в своем отча€нии? –азве этого вы хотите? ≈сли да, то вы получите желаемое. ∆елание обладает такой же гибкостью и быстротой, как и ум. ќно готово приспособитьс€ ко всему, приладить себ€ к той или иной обстановке, воздвигнуть стены, которые закроют свет. —амо отча€ние превращаетс€ желанием в наслаждение. ∆елание создает образ, которому оно же будет поклон€тьс€. ≈сли вы хотите жить во мраке, вы легко можете в этом преуспеть. –азве вы пришли сюда дл€ этого, разве вы хотите укрепитьс€ в вашем желании?

Ђ¬идите ли, один из моих друзей рассказал мне о вас, и € пришла сюда, не отдава€ себе отчета. ≈сли бы € стала обдумывать, возможно, мен€ бы здесь не было. я всегда действовала скорее безотчетно, и это никогда мен€ не обманывало. ≈сли вы спрашиваете, почему € пришла, € могу сказать только одно Ч не знаю, почему. ћне кажетс€, все мы хотим на что‑то наде€тьс€; люди не могут всегда жить во мракеї.

Ч Ќевозможно разорвать то, что слито воедино; то, что обладает целостностью, нельз€ разрушить. ≈сли есть сли€ние воедино, то его не разорвет и смерть. ≈динство, интеграци€, Ч это сли€ние воедино не с другим, а с самим собой и в самом себе. —ли€ние различных сущностей в самом себе Ч это полнота с другим, но полнота с другим Ч это неполнота в самом себе. —ли€ние с другим Ч это все еще не полнота. »нтегрированна€ сущность не становитс€ целостной благодар€ другому; ибо если она полна, то полнота про€вл€етс€ во всех ее отношени€х. “о, что неполно, не может быть полно в отношении. Ёто иллюзи€ Ч думать, что нас делает полным другой.

ЂЅлагодар€ ему € почувствовала полноту жизни. я познала ее красоту и радостьї.

Ч Ќо все это окончилось. “о, что не полно, всегда заканчиваетс€. —ли€ние с другим всегда хрупко, оно всегда прекращаетс€. »нтеграци€ должна начатьс€ внутри самого себ€, и только тогда сли€ние будет нерушимым. ѕуть интеграции Ч это процесс негативного мышлени€, которое €вл€етс€ высочайшей формой постижени€. —тремитесь ли вы к интеграции?

Ђя не знаю, чего € ищу; но мне хотелось бы пон€ть, что такое надежда, так как надежда на будущее, по‑видимому, играет важную роль в нашей жизни.  огда он был жив, € никогда не думала о будущем, никогда не думала о надежде на будущее, о счастье. ƒл€ мен€ не существовало завтрашнего дн€. я просто жила, не беспоко€сь ни о чемї.

Ч “ак было потому, что вы были счастливы. ј теперь несчастье, неудовлетворенность создают будущее, надежду или то, что им противоположно Ч отча€ние, безнадежность.  ак странно, не правда ли?  огда ты счастлив, времени не существует, вчера и завтра совершенно отсутствуют, нет и мыслей о прошлом или будущем. ќтсутствие же счасть€ рождает надежду и отча€ние.

Ђћы рождаемс€ с надеждой на будущее и несем ее с собой до самой смертиї.

Ч ƒа, это как раз то, что мы делаем; вернее, мы рождаемс€ в страдани€х, а надежда на будущее ведет нас к смерти. „то вы понимаете под словом Ђнадеждаї?

ЂЌадежда Ч это завтрашний день, это Ч будущее, это Ч жажда счасть€, жажда лучших условий, чем нынешние, это Ч желание совершенствовани€. Ќадежда Ч это желание иметь лучший дом, лучшее фортепиано или радиоприемник, это мечта об улучшении социальных условий, о более счастливой жизни и прочееї.

Ч ќтноситс€ ли надежда только к будущему? Ќе относитс€ ли она также к прошлому, когда мы стремимс€ удержать то, что уже прошло? Ќадежда Ч это движение мысли, направленное вперед и назад. Ќадежда есть процесс времени, не правда ли? Ќадежда есть желание продлить то, что было мило, что можно улучшить; a противоположное надежде состо€ние Ч это безнадежность, отча€ние. ћы говорим, что живем, потому что у нас есть надежда. Ќо эта надежда находитс€ в прошлом, а еще чаще в будущем. Ѕудущее есть надежда любого политика, любого реформатора и революционера, любого искател€ добродетели или того, что мы называем Ѕогом. ћы говорим, что живем благодар€ надежде, но так ли это? –азве это жизнь, если будущее или прошлое довлеет над нами? –азве жизнь Ч это движение от прошлого к будущему?  огда вы захвачены тем, что будет завтра, разве вы живете? »менно потому, что завтрашний день сделалс€ таким важным, по€вились и безнадежность, и отча€ние. ≈сли наибольшее значение имеет будущее, и вы им и ради него живете, то прошлое Ч это путь к отча€нию. ¬о им€ надежды на завтрашний день вы жертвуете насто€щим; но счастье Ч всегда в насто€щем. »менно лишенные счасть€ люди наполн€ют свою жизнь тем, что относитс€ к завтрашнему дню, и это они называют надеждой. —частлива€ жизни Ч это жизнь без вс€ких надежд. „еловек, живущий надеждой, не принадлежит к счастливым, он знает отча€ние. —осто€ние безнадежности порождает надежду или протест, отча€ние или картины светлого будущего.

ЂЌо неужели вы утверждаете, что мы должны жить без надежды?ї

Ч ј разве не существует состо€ние, в котором нет ни надежды, ни безнадежности, состо€ние блаженства? ¬ самом деле, когда вы были счастливы, ведь у вас не было никаких надежд на будущее, не так ли?

Ђя понимаю, о чем вы говорите. –аньше у мен€ не было никаких надежд, так как он находилс€ р€дом со мной, и € была счастлива жить изо дн€ в день. Ќо теперь его нет, и... ћы свободны от надежд лишь тогда, когда чувствуем себ€ счастливыми. Ќо когда мы несчастны, обессилены болезн€ми, угнетены, когда нас эксплуатируют, завтрашний день приобретает важность; а если этот завтрашний день невозможен, нас охватывает полный мрак, отча€ние. Ќо каким образом возможно оставатьс€ в состо€нии счасть€?ї

Ч ѕрежде всего, надо пон€ть истину надежды и безнадежности. ѕон€ть то, каким образом вы были захвачены ложным состо€нием Ч иллюзией надежды, а потом отча€нием. ѕассивно наблюдайте этот процесс; он совсем не так прост, как может показатьс€. ¬ы спрашиваете, каким образом возможно оставатьс€ в состо€нии счасть€. –азве корни вашего вопроса не лежат в чувстве надежды? ¬ы хотите вновь получить то, что потер€ли, или же овладеть им вновь с помощью какого‑либо средства. ¬аш вопрос указывает на желание приобрести, получить, достичь, разве не так?  огда вы имеете в виду какой‑то объект, какую‑то цель, у вас по€вл€етс€ надежда; и тогда вы уловлены вашим несчастьем. ѕуть надежды Ч это путь, направленный к будущему, но счастье никогда не зависит от времени.  огда вы были счастливы, вы никогда не спрашивали, каким путем продлить счастье; если бы вы задали такой вопрос, вы бы уже пережили состо€ние несчасть€.

Ђ»так, вы считаете, что вс€ проблема возникает лишь тогда, когда у человека конфликт, страдание? Ќо если человек несчастен, он жаждет выйти из этого состо€ни€, ведь это так естественно...ї

Ч ∆елание найти выход только порождает новую проблему. ¬ силу того, что вы не пон€ли одну проблему, вы вводите другие. ¬аша проблема Ч это состо€ние отча€ни€; дл€ того, чтобы пон€ть ее, вы должны быть свободны от всех других проблем. —осто€ние отча€ни€ Ч это единственна€ проблема, которую вы имеете. Ќе вносите путаницы, ввод€ новую проблему о том, как выйти из вашего состо€ни€. Ќаш ум ищет ответа на проблему, ищет выхода, надежды. ѕоймите сложность этого бегства от себ€, и вы соприкоснетесь с проблемой непосредственно. “акое пр€мое соприкосновение с проблемой рождает кризис, которого мы все врем€ избегаем; и лишь тогда, когда этот кризис достигает наибольшей полноты и интенсивности, проблема сама приходит к концу.

Ђ— момента этой ужасной катастрофы € всегда чувствовала, что должна потер€ть себ€ в моем отча€нии, должна поддерживать свое состо€ние безнадежности; но это как‑то было выше моих сил. “еперь € вижу, что должна взгл€нуть в лицо моему отча€нию пр€мо, без страха, без чувства неверности моему умершему другу. ѕонимаете, в глубине души мне казалось, что € про€влю неверность по отношению к нему, если буду оставатьс€ счастливой. “еперь т€жесть бремени исчезает, и € ощущаю счастье, которое не от времениї.

 

”ћ » »«¬≈—“Ќќ≈

 

¬округ единственного в деревне водопроводного крана ежедневно повтор€лась одна и та же картина. ¬ода медленно вытекала из крана, и группа женщин ожидала своей очереди. “рое из них громко и ожесточенно ссорились друг с другом; они были целиком захвачены своим гневом и не обращали ни малейшего внимани€ на других, которые, в свою очередь, не обращали внимани€ на них. Ёто, по‑видимому, входило в их повседневный ритуал. ѕодобно любому ритуалу, и этот имел возбуждающий характер, и женщины находили удовлетворение в своем возбужденном состо€нии.  ака€‑то пожила€ женщина помогла молодой подн€ть на голову начищенный до блеска медный кувшин. ѕод него молода€ женщина подкладывала небольшой кусочек ткани и несла т€желый кувшин, слегка поддержива€ его одной рукой. ” нее была величественна€ походка, и она держалась с большим достоинством.   крану подошла девочка, спокойно пододвинула свой кувшин к воде и унесла его, не говор€ ни слова. ƒругие женщины подходили и уходили, но брань продолжалась, и казалось, ей не будет конца. Ќо вот все трое внезапно прекратили ругань, наполнили сосуды водой и разошлись, будто ничего не случилось. —олнце стало припекать, а над соломенными крышами деревни подн€лс€ дым. √отовилась перва€ еда.  ак неожиданно воцарилс€ мир! «а исключением ворон, все пребывало в тишине.  ак только прекратилась шумна€ ссора, стал слышен рокот морских волн, доносившийс€ через сады и пальмовые рощи. ћы, как машины, несем утомительное брем€ повседневной рутины.  ак охотно ум принимает готовый образец дл€ жизни и как цепко ум за него держитс€! ”м неотделим от идеи, словно прибит к ней гвоздем; он существует, имеет свое бытие лишь вблизи идеи. ”м никогда не бывает свободен, гибок, потому что он всегда прив€зан; он движетс€ в ограниченном, узком или широком, пространстве вокруг собственного центра. ќн не отваживаетс€ отойти от своего центра; а если и отваживаетс€ это сделать, то незамедлительно впадает в страх. Ёто страх не перед неизвестным, а перед потерей известного. —амо по себе неизвестное не вызывает страха; страх порождаетс€ зависимостью от известного. —трах всегда сопутствует желанию большего или меньшего. ”м, который непрерывно ткет образы, есть создатель времени; а там, где существует врем€, там страх, надежда и смерть. Ќадежда ведет к смерти.

ќн сказал, что он Ч революционер, что стремитс€ взорвать социальную структуру и начать все сначала. –аньше он ревностно боролс€ за дело крайних левых, за пролетарскую революцию, и это оказалось ошибкой. ѕосмотрите, что случилось в стране, где была так блест€ще совершена пролетарска€ революци€! ƒиктатура, опирающа€с€ на органы безопасности и армию, неизбежно вырастила новые классовые различи€, и все это произошло в течение немногих лет. “о, что было раньше величественным обещанием, превратилось в ничто. ≈му хотелось, чтобы повсюду оп€ть разразилась революци€, но более глубока€ и широка€, в которой были бы устранены все ошибки предшествующей.

Ч „то вы понимаете под революцией?

Ђѕолное изменение современной социальной структуры в соответствии с четко составленным планом, безразлично, будет ли это с кровопролитием или без него. ƒл€ успеха дела все должно быть хорошо продумано, организовано во всех детал€х и тщательно проведено в жизнь. “ака€ революци€ Ч наша единственна€ надежда; нет другого пути, который €вилс€ бы выходом из современного хаосаї.

Ч ј не получатс€ ли оп€ть те же самые результаты Ч насилие и его исполнители?

Ђ¬озможно, что вначале так и будет, но мы сумеем это преодолеть. ¬сегда будет существовать отдельна€ и тесно св€занна€ группа, сто€ща€ вне правительства, чтобы наблюдать за ним и направл€ть его действи€ї.

Ч ¬ы хотите сделать революцию по заранее созданному образцу, и ваши надежды устремлены на завтрашний день, дл€ которого вы готовы пожертвовать и собой, и другими. Ќо возможна ли коренна€ революци€, если она основана на идее? »деи неизбежно порождают новые идеи, новое сопротивление и новое подавление. ¬ера создает антагонизм. ќдно верование вызывает по€вление других, возникает враждебность и конфликт. ≈динообразие в веровании не означает мира. »де€ или мнение неизбежно создает оппозицию, которую те, кто стоит у власти, стараютс€ подавить. –еволюци€, основанна€ на идее, порождает контрреволюцию, и де€тели революции трат€т свою жизнь на борьбу с другими революционерами, причем те, которые организованы лучше, ликвидируют более слабых. –азве вы хотите повторить то же самое? ћожет быть, нам следует обсудить более глубоко назначение революции?

Ђ≈два ли это представит какую‑либо ценность, если не иметь в виду определенной цели. Ќеобходимо построить новое общество, поэтому революци€, произведенна€ по известному плану, €витс€ единственным путем дл€ его достижени€. Ќе думаю, чтобы € изменил свою точку зрени€, но давайте посмотрим, что вы хотите сказать. “о, о чем вы будете говорить, возможно, уже было когда‑то сказано Ч Ѕуддой, ’ристом и другими религиозными учител€ми, но к чему это привело? Ѕолее двух тыс€ч лет произносились проповеди о добре, а посмотрите на хаос, вызванный капиталистами!ї

Ч ќбщество, основанное на идее, созданное по определенному образцу, порождает насилие и находитс€ в непрерывном состо€нии разложени€. ќбщество, действующее по тому или иному образцу, функционирует лишь в пределах созданной им самим веры. ќбщество, группа никогда не может находитьс€ в состо€нии революции; в этом состо€нии может находитьс€ только индивидуум. Ќо если этот индивидуум принадлежит к числу таких революционеров, которые действуют по плану, в соответствии с хорошо продуманными выводами, он лишь сообразуетс€ с им самим созданным идеалом или надеждой на будущее. ќн осуществл€ет в жизни свои собственные, обусловленные прошлым реакции, может быть, несколько видоизмененные, но, тем не менее, ограниченные. ј ограниченна€ революци€ Ч это совсем не революци€. ќна представл€ет собой движение назад, подобно реформам. –еволюци€, основанна€ на идее, на дедукции и выводах, есть видоизмененное продолжение старого пор€дка. ƒл€ коренной и длительной революции мы должны пон€ть ум и идею.

Ђ„то вы понимаете под идеей? »меете ли вы в виду знание?ї

Ч »де€ Ч это проекци€ ума; иде€ есть результат опыта, а опыт есть знание. ћы посто€нно даем толкование опыту в соответствии с обусловленностью ума, сознаем мы ее или нет. ”м есть опыт, ум есть иде€. ”м нельз€ отделить от его свойства мыслить. «нание, уже накопленное и наход€щеес€ в стадии накоплени€, есть процесс ума. ”м Ч это опыт, пам€ть, иде€, это тотальный процесс ответов. ѕока мы не поймем работу ума, сознани€, невозможно коренное преобразование человека и его взаимоотношений с другими людьми Ч т.е. того, что образует общество.

ЂЌе хотите ли вы сказать, что ум, если его рассматривать как знание, есть подлинный враг революции, что с помощью ума никогда нельз€ создать нового устройства жизни, нового государства? ≈сли вы думаете, что ум, посто€нно св€занный с прошлым, никогда не в состо€нии пон€ть новое, что все, спланированное или созданное им, есть результат прошлого, то каким образом вообще возможны какие бы то ни было изменени€?ї

Ч ƒавайте вы€сним это. Ќаш ум находитс€ в плену того или иного шаблона, и в рамках этого шаблона он действует и движетс€. Ётот шаблон вз€т из прошлого или будущего; это Ч отча€ние и надежда, хаос и утопи€, то, что было, и то, что должно быть. — этим мы хорошо знакомы. ¬ы хотите разрушить старый шаблон и заменить его Ђновымї, а это новое есть модификаци€ старого. ¬ы называете его новым, име€ в виду собственные цели и тактику, но это новое остаетс€ старым. “ак называемое новое имеет свои корни в старом; старое Ч это жадность, зависть, насилие, ненависть, власть, исключительность. » с такими глубокими корн€ми вы хотите создать новый мир. Ёто невозможно. ¬ы можете обманывать себ€ и других, но до тех пор, пока старый шаблон не будет разбит вдребезги, невозможно коренное преобразование. ¬ы можете поиграть с этим, но вы не €витесь надеждой дл€ мира. –азрушение шаблонов Ч и старого, и так называемого нового Ч вот первостепенна€ необходимость, если хотите, чтобы взамен нынешнего хаоса водворилс€ пор€док. ¬от почему так необходимо пон€ть пути ума. ”м функционирует лишь в пределах пол€ известного, опыта, не зависимо от того, €вл€етс€ ли этот опыт сознательным или подсознательным, коллективным или только кажущимс€. ¬озможно ли действие без шаблона? ƒо сих пор мы знали действие только в отношении к тому или иному шаблону; такое действие всегда €вл€етс€ известным приближением к тому, что было, или к тому, что должно быть. ƒо сих пор действие было и остаетс€ приноравливанием к надежде и страху, к прошлому или будущему.

Ђ≈сли действие не €вл€етс€ движением от прошлого к будущему, или движением между прошлым и будущим, тогда какое, же иное действие вообще возможно? ¬едь не призываете же вы нас к бездействию, не правда ли?ї

Ч ћир был бы лучше, если бы каждый из нас осознал, что такое истинна€ пассивность, котора€ совсем не €вл€етс€ чем‑то противоположным действию. Ќо это друга€ тема. ¬озможно ли, чтобы ум обходилс€ без шаблона, освободилс€ от ма€тника желаний, который раскачиваетс€ взад и вперед? Ёто определенно возможно. “акое действие Ч жизнь в насто€щем. ∆ить без надежды и без заботы о завтрашнем дне вовсе не означает безнадежности или безразличи€. Ќо мы ведь не живем: мы все врем€ стремимс€ к смерти, прошлой или будущей. ∆изнь Ч это величайша€ революци€. ∆изнь не имеет никакого стереотипа, а смерть имеет: прошлое или будущее, то, что было, или утопи€. ¬ы живете ради утопии и потому влечете к себе смерть, а не жизнь.

Ђ¬се это очень хорошо, но никуда нас не ведет. √де ваша революци€? √де действие? √де новый образ жизни?ї

Ч  онечно, не в смерти, а в самой жизни. ¬ы гонитесь за идеалом, за надеждой на будущее, и эту погоню вы называете действием, революцией. ¬аш идеал, ваши надежды Ч это проекции ума, направленные в сторону от того, что есть. ”м, который есть результат прошлого, порождает из себ€ образец дл€ нового, и вот это вы называете революцией. ¬аша нова€ жизнь продолжает оставатьс€ старой, только в другой одежде. ∆изнь не содержитс€ ни в прошлом, ни в будущем; эти состо€ни€ имеют воспоминани€ о жизни, у них есть надежда на жизнь, но сами они Ч не жизнь. ѕро€влени€ ума не есть жизнь. ”м может действовать только в рамках смерти; поэтому революци€, имеюща€ основу в смерти. Ёто лишь еще больша€ тьма, еще большие разрушени€ и еще большее страдание.

Ђ¬ы оставл€ете мен€ совсем пустым, вы мен€ почти раздели. ћожет быть, в духовном отношении это хорошо дл€ мен€ Ч иметь не обремененными сердце и ум, но это отнюдь не приносит пользы коллективной революционной де€тельностиї.

 

ѕќƒ„»Ќ≈Ќ»≈ » —¬ќЅќƒј

 

Ѕур€ началась ранним утром громом и молнией, и целый день без перерыва шел дождь.  расна€ земл€ впитывала его.  оровы укрылись от дожд€ под огромным деревом, где сто€л также небольшой белый храм. Ќижн€€ часть дерева имела гигантские пропорции, расстилавшеес€ вокруг него поле было светло‑зеленым. ѕо другую сторону пол€ шла железнодорожна€ лини€; поезда с трудом преодолевали небольшой подъем, а когда доходили до вершины подъема, издавали торжествующие свистки. ѕроходившие вдоль железной дороги могли наткнутьс€ на большую кобру с красивыми п€тнами, разрезанную пополам недавно прошедшим поездом. ¬скоре на мертвое тело змеи налетели грифы, и через короткое врем€ от змеи ничего не осталось.

ƒл€ того чтобы вести уединенную жизнь, требуетс€ велика€ разумность; трудно жить одному и не стать жестким. ¬ести уединенную жизнь, не огражда€ себ€ стеной замыкающейс€ в самой себе удовлетворенности, требует от человека быть в высшей степени бдительным, потому что уединенна€ жизнь способствует развитию у нас в€лости, инертности и возникновению удобных привычек, которые трудно преодолевать. ќдинока€ жизнь вызывает склонность к изол€ции, и только мудрые могут вести уединенную жизнь без вреда дл€ себ€ и дл€ других. ћудрость уединенна, но тропа одиночества не ведет к мудрости. »зол€ци€ Ч это смерть, и мудрость не может быть обретена в удалении от мира. Ќет пути к мудрости, потому что все пути обосабливают, ведут к замкнутости. ѕо самой своей природе пути могут вести только к изол€ции, хот€ така€ изол€ци€ может называтьс€ единством, целым, одним и т.п. ѕуть Ч это процесс, изолирующий, замыкающий человека в самом себе. —редства Ч это замкнутость, а цель такова же, как и средства. —редства неотделимы от цели, котора€ должна быть. ћудрость приходит с пониманием нашего отношени€ с полем, с прохожим, с мимолетной мыслью. «амыкатьс€, изолировать себ€, чтобы найти, Ч значит положить конец открытию. Ёти отношени€ ведут к уединению, но не к изол€ции. ƒолжно быть не одиночество замыкающегос€ в себе ума, а уединенность свободы. ѕолнота уединенна, неполнота же ищет пути к изол€ции.

ќна была писательницей, и ее книги получили довольно широкое распространение. ќна рассказала, что смогла приехать в »ндию лишь спуст€ много лет.  огда впервые отправилась в путь, ей было еще не€сно, чем это закончитс€. Ќо теперь, после проведенных здесь лет, она пон€ла, в чем ее жизненное назначение. ћуж и вс€ ее семь€ интересовались религиозными вопросами, при этом не от случа€ к случаю, а вполне серьезно. “ем не менее, она решила оставить их всех и прибыла сюда с надеждой обрести мир. —начала она не знала никого, и первый год ее пребывани€ здесь был довольно трудным. ѕрежде всего она направилась в известный ашрам. или место уединени€, о котором читала раньше. √уру был кроткий старик, имевший в прошлом некоторые религиозные переживани€, за счет которых он теперь жил; он посто€нно повтор€л некоторые санскритские изречени€, пон€тные ученикам. ¬ ашраме ее хорошо прин€ли, а к его правилам ей не трудно было приспособитьс€. ќна оставалась там несколько мес€цев, но душевного мира не нашла и однажды объ€вила, что уезжает. ”ченики были в ужасе от того, что она могла даже подумать об уходе от такого учител€ мудрости; но она ушла. ѕосле этого она отправилась в один из горных ашрамов и оставалась там некоторое врем€. ¬начале она была счастлива, так как ашрам был прекрасен своими деревь€ми, горными потоками и дикой жизнью. ƒисциплина была довольно суровой, но она против этого не возражала; однако и здесь живое оказалось мертвым. ”ченики преклон€лись перед мертвым знанием, мертвой традицией, мертвым учителем.  огда она уехала от них, они тоже были шокированы и угрожали ей духовным мраком. «атем она пришла в одно весьма известное место уединени€, обитатели которого повтор€ли разные религиозные формулы и регул€рно выполн€ли предписанные медитации; но мало‑помалу она обнаружила, что попадает в ловушку и постепенно обезличиваетс€. Ќи учитель, ни его ученики не стремились к свободе, хот€ и вели о ней беседы. ¬се они были озабочены тем, чтобы поддерживать центр и сохранить учеников своего гуру. —нова она разорвала узы и ушла в другое место, Ч и снова повторилась та же истори€, лишь слегка видоизмененна€.

Ђ”вер€ю вас, € побывала в большей части серьезных ашрамов; все они стрем€тс€ удержать ученика, подавить его личные свойства и привести к тому шаблону мысли, который они называют истиной. ѕочему все они хот€т, чтобы ученик подчин€лс€ их частной дисциплине и тому образу жизни, который установлен учителем? ѕочему происходит так, что они никогда не дают свободы, а лишь обещают ее?ї

Ч ѕодчинение приносит удовлетворение; оно порождает чувство безопасности у ученика и придает силы ученику и учителю. ѕодчинение укрепл€ет авторитет, светский или религиозный; подчинение приводит также к тупости, которую называют состо€нием внутреннего мира. ≈сли человек стремитс€ избежать страдани€ с помощью той или иной формы сопротивлени€, почему бы ему не пойти по этому пути, хот€ бы он и вызвал какую‑то толику страдани€. ѕодчинение делает ум нечувствительным к конфликту. » мы хотим, чтобы нас сделали тупыми, невосприимчивыми; мы страдаем и стараемс€ отогнать от себ€ безобразное, но одновременно это притупл€ет воспри€тие прекрасного. ѕодчинение авторитету, мертвого или живого, дает огромное удовлетворение. ”читель знает, а вы не знаете. Ѕыло бы глупо с вашей стороны старатьс€ вы€снить что‑либо самосто€тельно, в то врем€ как учитель, который дает вам утешение, уже знает это. ѕоэтому вы становитесь его рабом, а рабство лучше, чем внутреннее см€тение. ”читель и ученик изощр€ютс€ во взаимной эксплуатации. ¬едь в действительности вы не пойдете в ашрам, чтобы найти свободу, не так ли? ¬ы идете туда с тем, чтобы вести жизнь, подчиненную определенной дисциплине и вере; с тем, чтобы поклон€тьс€ и в свою очередь стать предметом поклонени€, Ч и все это называетс€ поисками истины! ќни не могут дать свободу, так как эта свобода была бы дл€ них самоуничтожением. —вободу нельз€ найти в местах уединени€, в системах или веровани€х; ее нельз€ обрести через подчинение и страх, которые называютс€ дисциплиной. Ќи одна дисциплина не может дать свободу. ќна может обещать ее, но надежда Ч это не свобода. ѕодражание как путь к свободе Ч это подлинное отрицание свободы, так как средство Ч это цель. ѕодражание приводит к новому подражанию, а не к свободе. Ќо нам нравитс€ обманывать себ€; вот почему принуждение или обещание награды существует в разнообразных и тонких формах. Ќадежда Ч это отрицание жизни.

Ђ“еперь € избегаю всех ашрамов, как насто€щей заразы. я шла к ним с целью найти душевный мир, а мне дали принуждение, доктрины, основанные на авторитете, и пустые обещани€.  ак гор€чо мы принимаем обещани€, которые дает гуру!  ак мы слепы! ¬ конце концов, после этих многих лет, € полностью освободилась от желани€ искать обещанные ими награды.  ак вы видите, физически € измучена, так как имела глупость испытать на себе действие их формул. ¬ одном из ашрамов, учитель которого пpеуспевает и пользуетс€ большой попул€рностью, после того как € сказала, что собираюсь посетить вас, ученики подн€ли вверх руки, а у некоторых даже по€вились на глазах слезы. Ёто €вилось последней соломинкой! я пришла сюда, так как хочу обсудить то, чем охвачено мое сердце. ќб этом € намекнула одному учителю а он ответил, что € должна управл€ть своими мысл€ми. ƒело вот в чем, я ощущаю боль одиночества, гораздо большую, чем способна перенести, Ч не физического одиночества, которое € приветствую, но глубокую муку внутреннего одиночества. „то мне с этим делать?  ак € должна рассматривать такую пустоту?ї

Ч ≈сли вы просите указать вам путь, вы становитесь последователем. ќттого, что внутри у вас не стихает боль одиночества, вы жаждете помощи; а сама эта потребность в руководстве открывает дверь принуждению, подражанию и страху. ¬опрос Ђкакї совсем не €вл€етс€ важным. ¬ажно, чтобы мы пон€ли природу этой боли, вместо того, чтобы старатьс€ ее преодолевать, избегать или выходить за ее пределы. ƒо тех пор пока мы полностью не поймем муку одиночества, не будет у нас ни поко€, ни мира, а лишь непрекращающа€с€ борьба. —ознательно или несознательно большинство из нас €ростно сопротивл€етс€ или прибегает к тонким уловкам, чтобы спастись от этого страха. Ѕоль одиночества существует только в отношении к прошлому, но не к тому, что есть. ћуки ваши имеют отношение лишь к тому, что уже прошло, но не к тому, что есть. “о, что есть, должно быть раскрыто, не на словах, не теоретически, а непосредственно в переживании. ј разве можно раскрыть то, что в действительности есть, если вы подходите к нему, испытыва€ чувство страдани€ или страха? ƒл€ того, чтобы пон€ть то, что есть, вы должны подойти к нему свободно, без груза прошлого знани€ о нем. ¬ы должны подойти к тому, что есть, со свежим умом, не затуманенным воспоминани€ми и привычными реакци€ми. ѕожалуйста, не спрашивайте, каким образом сделать ум свободным и способным увидеть новое, но прислушайтесь к истине этого. “олько истина освобождает, а не ваше желание быть свободным. —амо желание, усилие стать свободным Ч это преп€тствие дл€ освобождени€.

Ќе должен ли ум, со всеми его выводами и мерами предосторожности, прекратить свою де€тельность? Ќе должен ли он стать тихим, оставить поиски бегства от своего одиночества, поиски снадобий от него? Ќе следует ли направить внимание на боль одиночества и наблюдать заключенные в нем движени€ отча€ни€ и надежды? Ќе €вл€етс€ ли сама де€тельность ума процессом, изолирующим вас от других, процессом сопротивлени€? Ќе €вл€етс€ ли люба€ форма взаимоотношений, которые устанавливает ум, путем отделени€ от других и замыкани€ внутри себ€? Ќе €вл€етс€ ли сам опыт процессом самоизол€ции? »так, наша проблема Ч это не боль одиночества, а ум, который создает проблему. ѕонимание ума есть начало свободы. —вобода не есть нечто, принадлежащее будущему; это сама€ перва€ ступень. ƒе€тельность ума можно пон€ть только в процессе ответов на всевозможные стимулы. —тимулы и ответы на них образуют взаимоотношени€ на всех уровн€х. Ќакопление в какой бы то ни было форме, Ч будет ли это знание, опыт, вера, Ч преп€тствует свободе. Ќо лишь тогда, когда вы свободны, может про€витьс€ истина.

Ђ–азве усилие не €вл€етс€ необходимым условием дл€ понимани€?ї

Ч ћожем ли мы пон€ть что бы то ни было с помощью борьбы, конфликта? Ќе приходит ли понимание тогда, когда ум совершенно тих, когда прекратились св€занные с усилием действи€? ”м, который сделан тихим, не €вл€етс€ спокойным умом; это мертвый, невосприимчивый ум.  огда есть желание, нет красоты безмолви€.

 

¬–≈ћя » Ќ≈ѕ–≈–џ¬Ќќ—“№

 

¬ечерний свет отражалс€ в воде, и деревь€ казались темными на фоне заход€щего солнца. ѕереполненный автобус прошел мимо, за ним проехал большой автомобиль, в котором сидели хорошо одетые люди. ѕробежал малыш; он катил обруч. ∆енщина с т€желой ношей остановилась, чтобы ее поправить, и затем продолжала свой утомительный путь. ёноша на велосипеде поздоровалс€ с кем‑то и поспешил домой. ≈ще несколько женщин прошли мимо; какой‑то мужчина остановилс€, зажег сигарету, бросил спичку в воду, посмотрел вокруг себ€ и зашагал дальше. Ќикто, по‑видимому, не обратил внимани€ на краски, бежавшие по воде, и на темные деревь€, вырисовывавшиес€ на закатном небе. ѕрошла девочка с маленьким ребенком; она разговаривала с ним и показала на темнеющие воды, чтобы позабавить и развлечь его. ¬ домах зажглись огни, и вечерн€€ звезда начала свой путь по небу.

—уществует скорбь, которую мы едва‑едва осознаем. ћы знаем скорбь и боль внутренней борьба и см€тени€, мы знаем тщетность и страдани€ неосуществленных надежд; мы знаем полноту радости и ее преход€щий характер. ћы знаем собственные печали, но не прислушиваемс€ к скорби другого. ј разве мы можем ее осознать, если мы замкнуты в собственных несчасть€х и т€желых переживани€х? –азве мы можем почувствовать т€готы другого, если наши сердца изношены и неподвижны? —корбь исключает других, изолирует человека и действует разрушительно.  ак быстро в€нет улыбка! ¬се как будто кончаетс€ скорбью и предельной отчужденностью.

ќна была чрезвычайно начитанной, способной и непосредственной, изучала естественные науки и вопросы религии, внимательно следила за современной психологией. Ќесмотр€ на свой юный возраст, она уже была замужем Ч со всеми обычными невзгодами, присущими браку, добавила она. “еперь она свободна и полна стремлени€ найти нечто большее, чем обычную обусловленность, найти свой собственный путь за пределами ума. ≈е исследовани€ открыли дл€ ее ума возможности за пределами сознани€ и совокупного опыта прошлого. ќна сказала, что присутствовала на нескольких наших беседах и почувствовала, что источник, общий дл€ всех великих учителей, остаетс€ живым. ќна слушала с большим вниманием и пон€ла значительную часть сказанного; а теперь пришла, чтобы обсудить вопрос о неизмеримом и проблему времени.

Ђ„то это за источник, пребывающий вне времени, состо€ние быти€ вне пол€ де€тельности мысли? „то такое это вечное нечто, этот дух творчества, о котором вы говорили?ї

Ч ¬озможно ли осознать вневременное, вечное? „то €вл€етс€ критерием его осознани€?  ак вы его отличите? — помощью чего могли бы его измерить?

Ђћы можем судить только по его действи€м, про€влени€мї.

Ч Ќо суждение Ч это процесс времени. » можно ли судить о действи€х вневременного, подход€ к ним с мерой времени? ≈сли мы поймем, что означает врем€, это, быть может, позволит про€витьс€ вневременному; но возможно ли дискутировать о том, что есть вечное? ≈сли бы даже мы оба его осознавали, разве могли бы мы вести разговор о нем? ћы можем об этом говорить, но наше переживание не будет переживанием вневременного. ќ нем нельз€ говорить и с ним невозможно общатьс€ иначе, чем средствами времени; но слово Ч не сам предмет, и с помощью времени, очевидно, невозможно пон€ть вневременное. ¬невременное, вечное Ч это то, что приходит, когда врем€ прерываетс€, когда его нет. ѕоэтому рассмотрим лучше, что мы понимаем под временем.

Ђ—уществуют различные формы времени: врем€ роста, врем€, св€занное с рассто€нием, врем€ как движениеї.

Ч ≈сть хронологическое, а также психологическое врем€. ¬рем€ роста Ч это малое, которое становитс€ большим; это повозка, котора€ совершенствуетс€ до реактивного самолета; это дит€, которое становитс€ взрослым. Ќебеса наполнены €влени€ми роста так же, как и наша земл€. Ёто очевидный факт, и отрицать его было бы нелепо. ¬рем€ как рассто€ние €вл€етс€ более сложным.

Ђ»звестно, что человек одновременно в двух различных местах может быть; в одном месте в течение нескольких часов и в другом Ч в течение нескольких минут в рамках того же самого периода времениї.

Ч ¬ то врем€, как мысл€щий остаетс€ на одном месте, мысль может уноситьс€ и действительно уноситс€ весьма далеко.

Ђя говорю не об этом €влении. Ѕыло установлено, что человек, как физическое существо, одновременно находилс€ в двух местах, значительно удаленных одно от другого. Ќо оставим это; наша проблема Ч врем€ї.

Ч ¬черашний день, который использует сегодн€шний дл€ перехода в завтрашний, прошлое, которое через насто€щее течет в будущее, Ч все это есть единое движение времени, а не три различных движени€. ћы знаем врем€ как хронологическое и психологическое, как рост и становление. —уществует рост семени, развивающегос€ в дерево, существует также процесс психологического становлени€. –ост достаточно €сен, поэтому мы пока не будем его разбирать. ѕсихологическое становление предполагает врем€. я есть это, а в будущем стану тем, использу€ врем€ как путь, как средство; то, что было, становитс€ тем, что будет. ћы хорошо знакомы с этим процессом. »так, мысль есть врем€; мысль, котора€ прошла, и мысль, котора€ по€витс€; то, что есть, и идеал. ћысль есть продукт времени; без процесса мышлени€ времени не существует. ”м Ч это создатель времени, он сам Ч врем€.

Ђƒа, это, очевидно, так. ”м Ч это тот, кто создает врем€ и пользуетс€ им. Ѕез мыслительного процесса времени не существует. Ќо возможно ли выйти за пределы ума? —уществует ли состо€ние, которое не св€зано с мыслью?ї

Ч ѕостараемс€ вместе раскрыть, существует такое состо€ние или нет. ≈сть ли мысль, когда про€вл€етс€ любовь? ћы можем думать о ком‑нибудь, кого мы любим; когда наш друг отсутствует, мы думаем о нем, мы смотрим на его фотографию или портрет. –азлука с близким заставл€ет нас думать.

Ђ¬ы хотите сказать, что в состо€нии единства прекращаетс€ мысль и существует только любовь?ї

Ч ≈динство подразумевает двойственность, но наш вопрос не в этом. явл€етс€ ли любовь процессом мысли? ћысль Ч от времени, а разве любовь св€зана со временем? ћысль св€зана со временем; а вы спрашиваете, возможно ли освободитьс€ от св€зывающего аспекта времени.

ЂЌо ведь должно быть так, иначе было бы невозможно творчество. “ворчество возможно, когда прекратилс€ процесс непрерывности. “ворчество Ч это новое. Ёто новые видени€, новые изобретени€, новые открыти€, новые формулировки, это не непрерывное продолжение старогої.

Ч Ќепрерывность Ч это смерть дл€ творчества.

ЂЌо каким образом можно покончить с непрерывностью?ї

Ч „то мы понимаем под непрерывностью? „то создает непрывность? „то соедин€ет один момент с другим, подобно тому, как нить соедин€ет отдельные бусины в ожерелье? ћиг Ч это новое, но это новое поглощаетс€ старым, и благодар€ этому создает цепь непрерывности. ¬сегда ли имеетс€ новое, или существует лишь опознание нового старым? ≈сли старое опознает новое, разве тогда остаетс€ новое? —тарое может опознать лишь свою собственную проекцию; оно может назвать ее новым, но это не новое. Ќовое нельз€ опознавать; это состо€ние, в котором отсутствует опознавание, ассоциации. —тарое создает дл€ себ€ непрерывное благодар€ собственным проекци€м; оно никогда не в состо€нии познать нового. Ќовое можно перевести на €зык старого, но новое никогда не может сосуществовать со старым. ѕереживание нового есть отсутствие старого. ќпыт и его выражение Ч это мысль, иде€; мысль переводит новое в термины старого. »менно старое и создает непрерывность; старое Ч это пам€ть, слово, которое есть врем€.

Ђ ак же возможно покончить с пам€тью?ї

Ч ¬озможно ли это? —ущность, котора€ желает покончить с пам€тью, сама Ч кузнец пам€ти; она неотделима от пам€ти. ¬едь это так, не правда ли?

Ђƒа, создающий усилие рожден пам€тью, мыслью. ћысль есть результат прошлого, сознательного или подсознательного. Ќо что же надо делать?ї

Ч ѕрошу вас, послушайте, и тогда вы естественно, не прилага€ усилий, сделаете то, что необходимо. ∆елание Ч это мысль; желание кует цепь пам€ти. ∆елание есть усилие воли, ее действие. Ќакопление Ч путь желани€; накапливать Ч значит создавать непрерывность. —обирание опыта, знаний, власти, вещей образует непрерывность; а если вы отказываетесь от всего этого, вы тоже создаете непрерывность, но только негативным образом. ќба вида непрерывности Ч позитивна€ и негативна€ Ч подобны. ÷ентр, который накапливает, Ч это желание, желание иметь больше или меньше. Ётот центр есть Ђ€ї, которое стоит на разных уровн€х в зависимости от степени личной обусловленности. Ћюбое про€вление активности со стороны этого центра ведет лишь к дальнейшему продлению его существовани€. ¬с€кое движение ума Ч это создание оков времени; оно стоит на пути творчества как преп€тствие. ¬невременное не пребывает там, где про€вл€етс€ пам€ть с ее оковами времени. Ѕезграничное нельз€ измерить с помощью пам€ти, опыта. “о, что не имеет имени, существует только тогда, когда опыт, знание полностью прекратились. “олько истина освобождает ум от его собственной зависимости.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 212 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1616 - | 1434 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.098 с.