Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—емь€ и желание безопасности




 

 ак уродливо Ч быть удовлетворенным! ќдно дело Ч довольство, и совсем другое Ч удовлетворение. ”довлетворение делает ум тупым и утомл€ет сердце. ќно ведет к суеверию и безразличию, утрачиваетс€ острота воспри€ти€. »менно те люди, которые ищут удовлетворени€, и те, которые его получают, принос€т см€тение и страдание; это они порождают зловонные деревни и шумные города. ќни возвод€т храмы вокруг высеченных из камн€ изображений и совершают обр€ды, дающие удовлетворение. ќни поощр€ют классовые различи€ и войну; они всегда ищут способы умножить получаемое удовлетворение. ƒеньги, политика, власть, религиозные организации Ч это их средства. —воей респектабельностью и своими жалобами они обремен€ют землю.

Ќо довольство Ч это совсем другое. “рудно быть довольным. ƒовольство не может быть найдено в каких‑то тайниках; за ним нельз€ гнатьс€, как за удовольствием, его невозможно приобрести; оно не может быть куплено ценой отречени€; нет ему цены; никакими средствами невозможно его достичь; оно не может быть предметом медитации и накоплени€. »скать довольство Ч значит искать лишь большего удовлетворени€. ƒовольство Ч это полное понимание того, что есть от момента к моменту; это высочайша€ форма негативного понимани€. ”довлетворение знает неудачу и успех, довольство же не знает никаких противоположностей, с их бессмысленным конфликтом. ƒовольство выше и вне противоположностей; оно не €вл€етс€ предметом синтеза, так что никакого отношени€ к конфликту не имеет.  онфликт может лишь вызывать еще больший конфликт, он влечет к дальнейшим иллюзи€м и бедам. ¬месте с довольством приходит действие, которое не содержит в себе противоречи€. ƒовольство сердца освобождает ум от его де€тельности, полной см€тени€ и раздражени€. ƒовольство Ч это движение вне времени.

ќна рассказала, что получила первую университетскую степень с отличием в области математических наук, была преподавательницей и принимала участие в общественной работе. «а короткое врем€ после окончани€ высшей школы успела поездить по стране, выполн€€ различные дела: преподавала математику в одном месте, занималась общественной работой в другом, помогала своей матери и вела организационную работу общества, к которому принадлежала. ќна не была политиком, так как считала, что политика Ч это путь достижени€ личного честолюби€ и неразумна€ трата времени. ¬се это она понимала €сно. ј сейчас собираетс€ выйти замуж.

Ч ¬ы сами решили, за кого выйти замуж, или брак устроили ваши родители?

Ђѕожалуй, родители. ¬еро€тно, так будет лучшеї.

Ч ѕозвольте, спросить, почему?

Ђ¬ других странах юноши и девушки влюбл€ютс€ друг в друга, вначале, возможно, все идет хорошо, но вскоре начинаютс€ раздоры и страдани€, ссоры, и примирени€, пресыщение удовольстви€ми и рутина жизни. » тем же кончаетс€ заранее подготовленный 6pак в нашей стране Ч радость улетает. ѕоэтому не приходитс€ особенно выбирать между первым и вторым. ќба внушают страх; но что же остаетс€ делать? ¬ конце концов, выйти замуж надо, нельз€ оставатьс€ одной всю жизнь. ¬се это очень грустно, но муж по крайней мере создаст какую‑то опору в жизни, а дети дадут радость; нельз€ иметь одно без другогої.

Ч ј как же с теми годами, которые вы потратили на приобретение ученой степени?

Ђƒумаю, этим можно будет зан€тьс€, но дети и домашнее хоз€йство потребуют большую часть времениї.

Ч Ќо тогда какую пользу принесло ваше так называемое образование? ƒл€ чего было тратить так много времени, средств и усилий, если все это закончитс€ кухней? –азве вы не собираетесь после замужества зан€тьс€ преподаванием, какой‑либо общественной работой?

Ђ“олько в том случае, если у мен€ будет врем€. ƒо тех пор пока не будет достигнуто обеспеченное положение, невозможно держать слуг и все прочее. я опасаюсь, что, как только выйду замуж, Ч а € хочу это сделать, Ч все другие дела отойдут в сторону.

Ђ–азве вы против брака?ї

Ч Ќе рассматриваете ли вы брак, как некий институт дл€ создани€ семьи? Ќо не €вл€етс€ ли семь€ единицей, котора€ противостоит обществу? Ќе €вл€етс€ ли семь€ тем центром, из которого исход€т любые формы де€тельности, не образует ли семь€ особый тип замыкающихс€ в себе взаимоотношений, который главенствует над всеми другими их типами? Ќе развивает ли семь€ внутреннюю активность, ведущую к разделению, ограничению, к делению на высшее и низшее, сильное и слабое? —емь€, рассматриваема€ как отдельна€ структура, представл€ет собой оппозицию целому, обществу; кажда€ семь€ противостоит другим семь€м, другим группам. Ќе €вл€етс€ ли семь€ со своей собственностью одной из причин, порождающих войны?

Ђ≈сли вы возражаете против семьи, тогда вы, должно быть, стоите за коллективизацию мужчин и женщин, при которой дети будут принадлежать государству?ї

Ч ѕожалуйста, не перескакивайте к выводам. ≈сли мы будем рассуждать с помощью формул и систем, это вызовет лишь возражени€ и споры. ” вас сво€ система, у другого Ч сво€; обе системы будут вести борьбу до конца, и кажда€ будет старатьс€ уничтожить другую. Ќо проблема останетс€ неразрешенной.

Ђ≈сли вы против семьи, тогда за что же вы?ї

Ч ѕочему вы ставите вопрос именно так?  огда имеетс€ проблема, едва ли будет разумно рассматривать отдельные ее стороны соответственно личным предрассудкам. Ќе лучше ли пон€ть проблему в целом вместо того, чтобы усиливать противоречи€ и враждебность и благодар€ этому умножать наши проблемы?

—емь€, если рассматривать ее в современном виде, Ч это единица с ограниченными взаимоотношени€ми, замкнута€ внутри себ€ и исключающа€ остальных. –еформаторы и так называемые революционеры пытались покончить с аспектом исключительности семьи, который питает различные формы антиобщественной де€тельности. Ќо семь€ Ч устойчивый центр, который противостоит неустойчивой жизни; и современна€ социальна€ структура во всем мире не может существовать без этого устойчивого центра. —емь€ не только экономическа€ единица, поэтому любые усили€ разрешить вопрос на обычном уровне неизбежно должны потерпеть неудачу. ∆елание иметь надежный оплот св€зано не просто с экономикой; его характер более сложен и глубок. ≈сли человек разрушает семью, он находит другие формы защищенности в виде государства, коллектива, веровани€ и т.д., которые, в свою очередь, создадут свои собственные проблемы. ћы должны пон€ть желание внутренней, психологической безопасности, а не только подменить один образец безопасности другим.

—ледовательно, наша проблема Ч это не семь€, а желание находитьс€ в безопасности. Ќе носит ли желание безопасности, все равно на каком уровне, замкнутого в себе характера? Ётот дух замкнутости про€вл€етс€ в форме семьи, собственности, государства, религии и т.п. –азве желание внутренней безопасности не ведет к созданию внешних ее форм, которые всегда замыкаютс€ в себе? Ќо само желание находитьс€ в безопасности разрушает безопасность. «амкнутость в себе, обособленность неизбежно ведут к дезинтеграции; национализм, классова€ ненависть и война Ч ее симптомы. —емь€ как средство внутренней безопасности Ч это источник беспор€дка и социальных катастроф.

ЂЌо как же можно жить, если не иметь семьи?ї

Ч Ќе правда ли, удивительно, как ум посто€нно ищет какую‑то модель, готовую копию? Ќаше образование состоит из формул и выводов. ¬опрос Ђкакї Ч это ведь требование получить новую формулу; но формулы не могут разрешить проблему. ѕрошу вас, поймите эту истину. “олько тогда, когда мы не ищем внутренней безопасности, можем мы жить безопасно во внешнем отношении. Ќо до тех пор, пока семь€ остаетс€ центром безопасности, будет происходить социальна€ дезинтеграци€. ƒо тех пор пока семь€ используетс€ как средство самозащиты, должны сохран€тьс€ конфликт и скорбь. ѕрошу вас, не приходите в см€тение, тут все достаточно просто. ѕока € использую вас или кого‑то другого ради моей внутренней, психологической безопасности, € должен быть замкнут в себе; Ђ€ї становитс€ самым важным, приобретает наибольшее значение; это мо€ семь€, мо€ собственность. ќтношени€, преследующие выгоду, полезность, в основе своей имеют насилие. —емь€ как средство взаимной внутренней безопасности ведет к конфликту и см€тению.

Ђ”мом € понимаю то, о чем вы говорите; но возможно ли жить без этого внутреннего желани€ находитьс€ в безопасности?ї

Ч »нтеллектуальное понимание вообще не €вл€етс€ пониманием. ¬ы думаете, что слышите слова и схватываете их значение, и этим дело кончаетс€; но подобное воспри€тие не ведет к действию. »спользование другого человека в качестве средства дл€ собственного удовлетворени€ и безопасности Ч это не любовь. Ћюбовь никогда не св€зана с безопасностью; любовь Ч это такое состо€ние, при котором желание быть в безопасности отсутствует; любовь Ч это состо€ние у€звимости, это единственное состо€ние, при котором невозможна замкнутость в себе, враждебность и ненависть. ¬ таком состо€нии может возникнуть семь€, но она не будет отчужденной, замкнутой в себе.

ЂЌо мы не знаем такой любви.  ак же должен человек...?ї

Ч ѕолезно осознать пути своей собственной мысли. ¬нутреннее желание безопасности внешне выражаетс€ замкнутостью и насилием; и до тех пор, пока мы не поймем полностью этот процесс, истинной любви быть не может. Ћюбовь не есть какое‑то новое убежище в поисках безопасности. ∆елание безопасности должно полностью исчезнуть дл€ того, чтобы про€вилась любовь. Ћюбовь не есть нечто такое, что можно вызвать путем принуждени€. Ћюба€ форма принуждени€, на каком бы то ни было уровне, €вл€етс€ подлинным отрицанием любви. –еволюционер, обладающий той или иной идеологией, совсем не €вл€етс€ революционером; он предлагает лишь суррогат, новый вид безопасности, новую надежду на будущее; но люба€ надежда на будущее есть смерть. “олько любовь может вызвать радикальную революцию или трансформацию отношений; но любовь не принадлежит уму. ћысль может планировать и формулировать восхитительные образы надежды, но это приведет лишь к дальнейшему конфликту и беде. Ћюбовь существует тогда, когда хитрый, замкнутый в себе ум молчит.

 

Ђяї

 

Ђћедитаци€ имеет дл€ мен€ величайшее значение. Ѕолее двадцати п€ти лет € регул€рно медитирую два раза в день. ¬начале это было очень трудно, мне никак не удавалось контролировать свои мысли, и они все врем€ уходили в сторону; но постепенно € стал выключать все, что мне мешало. ¬се больше времени и силы € отдавал достижению конечной цели, € был у разных учителей и следовал указани€м нескольких, отличных друг от друга систем медитации; но € никогда не был полностью удовлетворен ни одной из них, Ч хот€ слово ДудовлетворенУ, может быть, и не совсем точно. ¬се они подвод€т к определенной точке, в зависимости от системы, и € обнаружил, что становлюсь просто результатом системы, который так далек от моей конечной цели. Ќо после всех этих экспериментов € научилс€ полностью владеть своими мысл€ми; мои эмоции также целиком наход€тс€ под контролем. я упражн€лс€ в глубоком дыхании, чтобы успокоить тело и ум; € повтор€л св€щенное слово, постилс€ в течение многих дней; в моральном отношении все было на высоте, а земные дела мен€ не привлекают. Ќо несмотр€ на все эти годы борьбы и усилий, упражнений и отречений, у мен€ нет душевного спокойстви€, того блаженства, о котором говор€т ¬еликие. ¬ редких случа€х бывали светлые моменты глубокого экстаза, когда интуици€ сулит высокие переживани€; но €, кажетс€, не способен постичь иллюзорность собственного ума и посто€нно оказываюсь у нее в плену. Ќа мен€ опускаетс€ облако мрачного отча€ни€, и € ощущаю все возрастающую скорбьї.

ћы сидели на берегу широкой реки, совсем близко к воде. √ород был наверху, на некотором рассто€нии от нас. Ќа другом берегу мальчик пел песню. ѕозади нас садилось солнце, т€желые тени легли на воду. Ѕыл тихий, прекрасный вечер. ¬ереница облаков т€нулась к востоку; казалось, что глубока€ река не имеет течени€. ќн совсем не замечал этой разлитой повсюду красоты и был целиком поглощен своей проблемой. ћы сидели молча, а он закрыл глаза. ≈го строгое лицо оставалось спокойным, но внутри продолжалась интенсивна€ борьба. —та€ птиц уселась у кромки воды; их крик донесс€ до другого берега, так как оттуда прилетела еще одна ста€ и присоединилась к первой. Ѕезмолвие, в котором нет времени, окутало землю.

Ч ¬ течение всех этих лет прекращали ли вы когда‑нибудь стремитьс€ к конечной цели? –азве не наша вол€, не усилие создают Ђ€ї, и может ли процесс времени вести к вечному?

Ђя никогда сознательно не прекращал стремление к тому, чего жаждало мое сердце и все мое существо. я не смел делать остановки; если бы € остановилс€, то был бы отброшен назад, это было бы вырождение. ¬ природе всех вещей заложено стремление к высшему, и если бы не про€вл€лась вол€, не прилагалось усилие, то наступил бы застой. Ќе будь у мен€ стремлени€ к цели, € никогда не смог бы выйти за пределы, возвыситьс€ над самим собойї.

Ч ћожет ли Ђ€ї когда‑нибудь освободить себ€ от собственного рабства и иллюзий? Ќе должно ли Ђ€ї исчезнуть, чтобы получило бытие то, что не имеет имени? ј это посто€нное стремление к конечной цели, каким бы оно ни было страстным, Ч разве не усиливает Ђ€ї? ¬ы боретесь во им€ конечной цели, другой человек домогаетс€ земных благ; ваше усилие, может быть, более возвышенно, но не €вл€етс€ ли оно все еще желанием приобрести выгоду?

Ђя преодолел все страсти, все желани€, кроме этого одного стремлени€, которое есть нечто большее, чем желание. Ёто Ч единственное, во им€ чего € живуї.

Ч ¬ таком случае вы должны умереть и дл€ этого желани€, подобно тому, как умерли дл€ других стремлений и желаний. ¬ течение всех этих лет борьбы и посто€нного игнорировани€, исключени€ вс€ких желаний вы укрепились в этом единственном стремлении, но оно все еще продолжает оставатьс€ внутри пол€ Ђ€ї. ј вы стремитесь пережить неизреченное Ч именно в этом ваше желание, не правда ли?

Ђƒа, конечно. ѕереступив тень сомнений, € хочу познать конечную цель, € хочу иметь непосредственное переживание Ѕогаї.

Ч ѕереживающий всегда обусловлен тем, что он переживает. ≈сли тот, кто имеет переживание, осознает, что он есть переживающий, тогда переживание оказываетс€ результатом его собственных желаний, спроецированных изнутри. ≈сли вы знаете, что переживаете Ѕога, тогда этот Ѕог есть проекци€ ваших надежд и иллюзий. Ќет свободы дл€ переживающего Ђ€ї, так как он посто€нно в плену собственных переживаний; он создает врем€ и никогда не может переживать вечное.

ЂЌе хотите ли вы сказать, что то, что € старательно создавал с большими усили€ми и с помощью мудрого выбора, Ч что все это надо разрушить? » € сам должен быть инструментом разрушени€?ї

Ч ћожет ли Ђ€ї в позитивном смысле стать отрицающим само себ€? ≈сли бы это произошло, то его мотивом, его намерением было бы приобрести то, что не может быть предметом обладани€.  акова бы ни была его де€тельность, сколь возвышенной бы ни была его цель, любое усилие со стороны Ђ€ї продолжает оставатьс€ в поле его собственных воспоминаний, особенностей и проекций, независимо от того, будут ли они сознательными или подсознательными. Ђяї может разделить себ€ на органическое, основное Ђ€ї, и Ђне‑€ї, или трансцендентное, абстрактно‑умозрительное Ђ€ї; это дуалистическое разделение есть иллюзи€, в которой ум запутываетс€.  аковы бы ни были движени€ ума, движени€ нашего Ђ€ї, оно никогда не может освободить само себ€. ќно может подниматьс€ с одного уровн€ на другой, переходить от неразумного к более осмысленному выбору, но его движени€ всегда останутс€ в пределах сферы собственной де€тельности.

Ђ¬ы, кажетс€, исключаете вс€кую надежду. „то же тогда делать?ї

Ч ¬ы должны быть полностью открытым, без груза прошлого или соблазна наде€тьс€ на будущее, что совсем не означает отча€ни€. ≈сли же вы в отча€нии, то нет пустоты, нет открытости. ¬ы ничего не можете Ђделатьї. ¬ы можете и должны быть спокойным, без какой‑либо надежды, тоски или желани€; но вы не можете устанавливать тишину, безмолвие, подавл€€ вс€кий шум, потому что в самом усилии существует шум. Ѕезмолвие Ч это не противоположность шуму.

ЂЌо что € должен делать в моем теперешнем состо€нии?ї

Ч ѕозвольте заметить, что вы настолько страстно стремитесь достичь успеха, так нетерпеливо ждете получени€ позитивных указаний, что просто‑напросто не слушаете.

¬ечерн€€ звезда отражалась в тихих водах реки.

Ќа следующий день, рано утром, он пришел оп€ть. —олнце только что показалось над верхушками деревьев, а над рекой еще сто€л туман. “€жело нагруженна€ дровами лодка с белыми парусами медленно плыла вниз по реке; все, кроме рулевого, спали в разных ее част€х. Ѕыло совсем тихо, и обычна€ человеческа€ де€тельность вдоль реки еще не началась.

ЂЌесмотр€ на мое внешнее нетерпение и беспокойство, внутренне €, по‑видимому, бдителен и с живым вниманием воспринимал все, что вы вчера говорили; потому что когда € сегодн€ утром проснулс€, было определенное чувство свободы и €сности, которые приход€т с пониманием. я провел обычную утреннюю медитацию за час до восхода солнца, и € не вполне уверен, что не нахожусь в плену каких‑то расшир€ющих иллюзий. ћожно продолжить беседу с того, на чем мы вчера остановились?ї

Ч ћы не можем начать в точности с того, на чем мы расстались; но к нашей проблеме можно подойти заново. ”м, внешний и внутренний, находитс€ в посто€нной де€тельности, получа€ впечатлени€; захваченный воспоминани€ми и реакци€ми, он €вл€етс€ центром скоплений различных желаний и конфликтов. ќн действует в пределах пол€ времени, а в этом поле существуют противоречи€, противодействи€ воли или желани€ в форме усили€. Ёта психологическа€ активность Ђ€ї, Ђмен€ї, Ђмоегої должна прекратитьс€, так как подобна€ де€тельность способствует по€влению проблем и €вл€етс€ причиной различных волнений и расстройств. Ќо любое усилие, предприн€тое с целью остановить эту де€тельность, приводит лишь к еще большей активности и возбуждению ума.

Ђ¬ерно, € сам это замечал. „ем больше человек стараетс€ сделать свой ум безмолвным, тем больше это вызывает сопротивление. “огда человек направл€ет свои усили€ с целью преодолеть это сопротивление; в результате получаетс€ порочный круг, который нельз€ разорватьї.

Ч ≈сли вы понимаете порочность этого круга и осознаете, что не можете его разорвать, то с этим осознанием цензор, наблюдающий перестает существовать.

ЂЁто, по‑видимому, труднее всего осуществить. я имею в виду подавление наблюдающего. я старалс€, но до сих пор ни разу не смог добитьс€ успеха.  ак это сделать?ї

Ч Ќо вы продолжаете думать в терминах Ђ€ї и Ђне‑€ї. –азве вы не поддерживаете в своем уме этот дуализм благодар€ словам, благодар€ посто€нному воспроизведению опыта и привычек? ѕо сути дела, мысл€щий и его мысль Ч это не два различных процесса, но мы сами создаем их, чтобы достичь желаемой цели. ÷ензор по€вл€етс€ вместе с желанием. Ќаша проблема состоит не в том, чтобы найти способ подавить цензора, наша проблема Ч это пон€ть желание.

ЂЌо ведь должна же быть сущность, котора€ обладает способностью понимани€; должно быть состо€ние, отличное от состо€ни€ неведени€!ї

Ч —ущность, котора€ говорит: Ђ€ понимаюї, продолжает оставатьс€ в поле ума; она по‑прежнему наблюдающий, цензор, не так ли?

Ђ онечно, это так; но € не вижу, каким образом можно вырвать этого наблюдающего с корнем. » возможно ли это?ї

Ч ƒавайте посмотрим. ћы говорим, что необходимо пон€ть желание. ∆елание может себ€ распредел€ть и распредел€ет по шкале: удовольствие, страдание, мудрость, неведение; одно желание противостоит другому, более выгодное Ч менее выгодному, и т.д. ’от€ по разным причинам оно может себ€ раздел€ть, фактически желание Ч это неделимый процесс, не так ли?

ЂЁто нелегко пон€ть. я так привык противопоставл€ть одно желание другому, подавл€ть и преображать их, что до сих пор не могу полностью осознать желание как единое, как целостный процесс. Ќо теперь, когда вы на это указали, € начинаю чувствовать, что это такї.

Ч ∆елание может разбитьс€ на множество противоречащих и враждующих стремлений, но, тем не менее, оно остаетс€ желанием. Ёто множество стремлений образует Ђ€ї с его пам€тью, заботами, страст€ми и так далее; но вс€ де€тельность этого Ђ€ї происходит в пределах пол€ желани€; Ђ€ї не имеет другого пол€ про€влени€. ¬едь это так, не правда ли?

Ђѕожалуйста, продолжайте. я слушаю вас всем моим существом, стара€сь выйти за пределы слов, глубоко, не дела€ усилийї.

Ч Ќаша проблема, следовательно, состоит в следующем: возможно ли, чтобы про€влени€ желани€ завершились естественно, свободно, без принуждени€ в какой бы то ни было форме? “олько в этом случае ум может быть бдительным. ≈сли вы сумеете осознать это как факт, разве тогда не прекрат€тс€ про€влени€ желаний?

Ђќни прекрат€тс€, но на очень короткое врем€. ј потом снова начнетс€ обычна€ де€тельность желани€. Ќо как же можно его остановить?.. —прашива€ вас, € сам вижу абсурдность своего вопроса!ї

Ч ¬ы видите, насколько мы жадны; мы всегда хотим всЄ больше и больше. “ребование прекратить про€влени€ Ђ€ї становитс€ новой формой его де€тельности; но она совсем не нова, это лишь друга€ форма желани€. “олько когда ум спонтанно приходит в состо€ние поко€, может €витьс€ другое, то, что вне сферы ума.

 

ѕ–»–ќƒј ∆≈ЋјЌ»я

 

Ѕыл тихий вечер; много лодок с белыми парусами плыли по озеру. Ќа далеком рассто€нии высилс€ покрытый снегом пик, словно его подвесили с неба. ¬ечерний бриз с северо‑востока еще не началс€, но в направлении к северу на воде по€вилась р€бь, и часть лодок стали вытаскивать на берег. ¬ода была глубокой синевы, небо совершенно чистое. ќзеро было огромное, но в солнечные дни можно было видеть города, расположенные на другом берегу. ¬ небольшом заливе, уединенном и забытом, куда мы пришли, было совсем тихо; сюда не заходили туристы, а пароход, который курсировал вокруг озера, никогда здесь не останавливалс€. Ќедалеко расположилась рыбачь€ деревушка; ожидалась €сна€ погода, поэтому небольшие лодки с фонар€ми, веро€тно, будут рыбачить ночью. ¬ этот полный очаровани€ вечер рыбаки готовили свои сети и лодки. ƒолины скрыла глубока€ тень, а горы еще продолжали удерживать солнце.

Ќекоторое врем€ мы шли пешком, потом уселись около дорожки. ≈му хотелось поговорить об интересующей его теме.

ЂЌасколько € могу припомнить, у мен€ всегда были нескончаемые конфликты, большей частью внутренние, хот€ иногда они прорывались и вовне. Ќо внешние конфликты особенно мен€ не беспоко€т, так как € научилс€ приспосабливатьс€ к обсто€тельствам. ќднако процесс приспособлени€ был довольно мучительным, ибо мен€ нелегко убедить или подчинить. ∆изнь была трудной, но € хорошо работал и создал дл€ себ€ благопри€тные услови€. Ќо проблема мо€ не в этом. “о, что € не могу пон€ть, Ч это внутренний конфликт, которым € не в состо€нии управл€ть. „асто просыпаюсь в середине ночи от бурных сновидений. ћне кажетс€, что у мен€ не бывает ни минуты отдыха от конфликта; он таитс€ глубоко, сопутству€ повседневной де€тельности, и нередко врываетс€ в сферу более сокровенных отношенийї.

Ч „то вы имеете в виду, говор€ о конфликте?  акова его природа?

Ђ¬нешне € довольно зан€той человек; работа мо€ требует сосредоточенности и внимани€.  огда ум зан€т работой, € забываю о внутренних конфликтах; но как только в работе по€вл€ютс€ свободные промежутки, конфликты снова со мной. Ёти конфликты бывают различного рода и протекают на разных уровн€х. я хочу преуспевать в работе, занимать высшие места, иметь достаточное количество денег и все прочее. я знаю, что всего этого могу добитьс€. ј на другом уровне сознани€ € вижу всю нелепость своих честолюбивых устремлений. я люблю все лучшее, что дает жизнь, но в то же врем€ хочу вести простой, почти аскетический образ жизни. я ненавижу множество людей, однако же хочу забывать и прощать. я мог бы продолжать и дальше, но уверен, что вы в состо€нии пон€ть природу моих конфликтов. ¬нутренне € миролюбив, но легко поддаюсь вспышкам гнева. ” мен€ прекрасное здоровье; может быть, в этом несчастье, по крайней мере дл€ мен€. ¬нешне а произвожу впечатление спокойного и устойчивого человека, но внутренне конфликты привод€т мен€ в см€тение и волнуют. ћне уже за тридцать, и мне на самом деле хотелось бы вырватьс€ из см€тени€, порождаемого моими желани€ми. ¬идите ли, еще одна из моих трудностей состоит в том, что € не могу говорить об этом с кем‑нибудь другим. ¬от сейчас, впервые за много лет, € чуть‑чуть раскрыл себ€. я не склонен таить секреты, но не терплю говорить о самом себе и не решилс€ пойти к психологу. “еперь, когда вы все это знаете, скажите, пожалуйста, возможно ли мне обрести внутреннюю €сность?ї

Ч ¬место того, чтобы усилием покончить с конфликтом, посмотрим, можем ли мы пон€ть этот комплекс, желаний. ѕроблема наша Ч это пон€ть природу желани€, а не просто преодолеть конфликт; ведь именно желание €вл€етс€ причиной конфликта. јссоциации и воспоминани€ стимулируют желание; пам€ть Ч это часть желани€. Ќакопление при€тного и непри€тного питает желание и приводит к созданию противоречащих и враждующих между собой желаний. ”м отождествл€ет себ€ с при€тным, противопоставл€€ его непри€тному; дела€ отбор между страданием и удовольствием, ум расчлен€ет желание и делит его на разные категории, в зависимости от цели и ценности.

Ђ’от€ существует множество желаний, враждующих между собой и противоречащих друг другу, все они составл€ют единое. “ак ли это?ї

Ч Ёто так, не правда ли? ѕонимание этого поистине чрезвычайно важно; в противном случае конфликт между противоположными желани€ми будет продолжатьс€ бесконечно. ƒвойственность желани€, котора€ создана умом, Ч это иллюзи€. ¬ желании нет никакой двойственности, есть просто различные типы желани€. ƒвойственность существует лишь между временем и вечностью. –ассмотрим нереальность двойственности желани€. —амо желание раздел€ет себ€ на Ђхочуї и Ђне хочуї; но если избегать одного и следовать другому, это все еще остаетс€ желанием. Ќе существует какой‑либо возможности избежать конфликта с помощью противоположного, ибо само желание рождает свою противоположность.

Ђя понимаю в общих чертах, что сказанное вами Ч факт. Ќо ведь остаетс€ фактом и то, что мен€ продолжают раздирать многочисленные желани€ї.

Ч “о, что все желани€ суть одно и то же Ч факт, который мы не можем изменить, показать так, чтобы он соответствовал тому, что нам удобно и что нам нравитс€; мы не можем использовать его в качестве инструмента дл€ освобождени€ себ€ от конфликта желаний. Ќо если мы понимаем его истину, тогда этот факт способен освободить ум от иллюзии. ¬от почему мы должны осознать желание, которое разбивает себ€ на отдельные и враждующие части. ћы есть эти противоречивые и враждующие желани€, мы Ч это вз€тый в целом пучок желаний, каждое из которых т€нет в свою сторону.

Ђ’орошо, но что же мы можем с этим поделать?ї

Ч ≈сли мы с самого начала не уловим проблеска желани€, как чего‑то единого, тогда все, что мы будем делать или от чего воздержимс€, Ч все это будет иметь весьма малое значение, так как желание создает новое желание, и наш ум окажетс€ вт€нутым в этот конфликт. —вобода от конфликта приходит тогда, когда прекращаетс€ желание, которое создает Ђ€ї с его воспоминани€ми и способностью различать.

Ђ огда вы говорите, что конфликт перестает существовать лишь с прекращением желани€, не означает ли это конец активной жизни человека?ї

Ч ћожет быть, означает, а возможно, и нет. Ѕыло бы глупо с нашей стороны рассуждать по поводу того, каков будет характер жизни, лишенной желаний.

Ђ¬ы, конечно, не имеете в виду, что должны прекратитьс€ желани€ органического характера?ї

Ч ∆елани€ органического характера прин€ли форму и получили развитие с помощью психологических желаний; а мы говорим именно о психологических желани€х.

Ђћожно ли нам более глубоко рассмотреть характер действи€ этих внутренних желаний?ї

Ч ∆елани€ бывают €вные и глубоко запр€танные, сознаваемые и скрытые. —крытые желани€ имеют гораздо большее значение, чем €вные; но мы не может изучить более глубокие желани€, если не пон€ли и не укротили поверхностные желани€. Ёто не означает, что сознаваемые нами желани€ мы должны подавить, облагородить или переделать по какому‑то образцу; но они должны быть в поле наблюдени€, и их надо утихомирить.  огда успокоитс€ поверхностное возбуждение, создастс€ возможность выхода наружу более глубоко скрытых желаний, мотивов и намерений.

Ђ аким образом можно успокоить поверхностное возбуждение? я понимаю необходимость того, о чем вы говорите, но совсем не вижу, как подойти к проблеме, как с этим экспериментироватьї.

Ч Ёкспериментирующий и то, с чем он экспериментирует, неотделимы друг от друга. Ёту истину надо пон€ть. ¬ы, экспериментирующий над своими желани€ми, не €вл€етесь сущностью отдельной от этих желаний, не правда ли? Ђяї, которое говорит Ђ€ должен подавить это желание и следовать за темї, само есть следствие всей совокупности желаний, разве не так?

Ђћожно чувствовать, что это так, но по‑насто€щему это пон€ть Ч дело совсем другоеї.

Ч ≈сли эту истину осознавать сразу же, по мере того, как возникает каждое желание, тогда существует свобода от иллюзии, что экспериментирующий €вл€етс€ отдельной сущностью, не св€занной с желанием. ƒо тех пор пока Ђ€ї упорно прилагает усили€, чтобы освободить себ€ от желани€, от этого только усиливаетс€ желание в другом направлении и, таким образом, увековечивает конфликт. ≈сли существует осознание этого факта от момента к моменту, вол€ цензора прекращаетс€; а когда переживающий есть само переживание, вы обнаруживаете, что желани€, с его многочисленными разнообразными конфликтами, больше нет.

Ђѕоможет ли все это создать более тихую и более полную жизнь?ї

Ч  онечно, не сразу. Ќесомненно, возникнет большее беспокойство и потребуетс€ более глубокое регулирование; но чем глубже и шире человек проникает в эту сложную проблему желани€ и конфликта, тем проще она становитс€.

 

÷≈Ћ№ ∆»«Ќ»

 

ƒорога начиналась перед домом и спускалась к морю, дела€ зигзаги мимо разных лавок, больших жилых домов, гаражей, храмов и покрытого пылью заброшенного сада. ќколо мор€ она перешла в широкое оживленное шоссе с такси, дребезжащими автобусами и прочим шумом современного города. ќт шоссе отходила улица Ч тиха€, защищенна€ от солнца алле€, обсаженна€ огромными дождевыми деревь€ми; но утром и вечером по ней мчались машины к фешенебельному клубу, с его красивым парком и площадкой дл€ игры в гольф.  огда € шел по этой аллее, мне встретились нищие разных типов, лежавшие пр€мо на тротуаре; они не были назойливыми и даже не прот€гивали руки к проходившим. ѕоложив голову на консервною банку, лежала девочка около дес€ти лет, с широко раскрытыми глазами; она была гр€зна€, с непричесанными волосами, но она улыбнулась в ответ на мою улыбку. Ќесколько дальше маленька€ девочка, едва ли старше трех лет, вышла вперед с прот€нутой рукой и очаровательной улыбкой. ћать наблюдала за ней, сто€ позади находившегос€ р€дом дерева. я вз€л прот€нутую руку девочки, мы прошли вместе несколько шагов и вернулись к матери. “ак как у мен€ не было монет, € вернулс€ сюда на следующий день; но девочка не пожелала вз€ть монету, она хотела играть; мы начали играть, а монету отдали матери. ¬с€кий раз, когда € проходил по этой аллее, маленька€ девочка была там, с застенчивой улыбкой и €ркими глазами.

ѕротив входа в фешенебельный клуб, пр€мо на земле, сидел нищий; он был покрыт гр€зным джутовым мешком, а его спутанные волосы были полны пыли. ¬ отдельные дни, когда € проходил мимо, он лежал, положив голову на пыль и прикрыв мешком голое тело; в другие дни он сидел совершенно безмолвно, гл€д€ перед собой невид€щим взором, а над ним возвышалось огромное дождевое дерево. ќднажды вечером в клубе был праздник; все было освещено, и блест€щие автомобили, наполненные смеющимис€ людьми, проезжали по аллее, дава€ сигналы. »з клуба доносилась легка€ музыка, громка€ и заполн€вша€ воздух. ” входа сто€ло много полисменов: там собралась больша€ толпа, чтобы посмотреть на из€щно одетых и упитанных людей, подъезжавших на собственных машинах. Ќищий повернулс€ к ним спиной.  то‑то предложил ему еды, другой дал сигарету, но нищий молча отказалс€ от того и другого, не сделав ни одного движени€. ќн медленно умирал, день за днем, а люди проходили мимо.

Ќа фоне темнеющего неба эти большие дождевые деревь€ казались мощными, их очертани€ были причудливы. ” них были очень мелкие листочки, но ветви казались крупными; среди города, переполненного людьми, шумом и страдани€ми, деревь€ сохран€ли величественный и уединенный облик. ј р€дом было море, всегда в движении, не знающее отдыха, бесконечное. Ќа нем ма€чили белые паруса, эти п€тна среди бесконечности; мес€ц оставл€л серебр€ную дорожку на танцующих волнах. Ѕогата€ красота земли, далекие звезды и бессмертное человечество. Ќеизмерима€ безбрежность, казалось, покрыла все.

” собеседника был моложавый вид; он пришел с другого конца страны, проделав утомительное путешествие. ќн дал обет не вступать в брак, пока не найдет смысла и цели жизни. ” него был решительный и напористый характер. –абота€ в одном из учреждений, он вз€л отпуск на некоторое врем€, чтобы постаратьс€ найти ответ на свои поиски. ќн обладал деловым и способным к рассуждени€м умом, но был так увлечен своими собственными и заимствованными у других ответами, что едва мог слушать. ќн говорил не очень быстро и бесконечно цитировал отдельные мысли, в которых философы и учител€ говорили о цели жизни. ¬ид у него был измученный, выражающий глубокое беспокойство.

Ђ≈сли € не узнаю цели жизни, мое существование не будет иметь смысла, а все мои действи€ приведут к краху. я зарабатываю на жизнь как раз столько, чтобы сводить концы с концами; но € страдаю, а впереди мен€ ожидает смерть. ¬от он, путь жизни, а какова цель всего этого? я не знаю. я был у знающих людей, у разных гуру, одни из них говор€т одно, другие Ч другое. „то скажете вы?ї

Ч ¬ы задаете этот вопрос дл€ того, чтобы сравнить то, что € скажу, с тем, что было сказано другими?

Ђƒа, тогда € смогу выбрать, а выбор мой будет зависеть от того, что € буду считать вернымї.

Ч ¬ы думаете, что понимание того, что такое истина, Ч это вопрос личного знани€ и зависит от выбора? — помощью выбора вы хотите раскрыть, что такое истина?

Ђј как же иначе можно найти реальное, если не с помощью распознавани€ и выбора? я постараюсь слушать вас очень внимательно, и если то, что вы скажете, мне понравитс€, € отброшу то, что говорили другие, и буду строить свою жизнь в соответствии с целью, которую поставите вы, я говорю совершенно серьезно о своем желании вы€снить истинную цель жизниї.

Ч —эр, прежде чем идти дальше, не будет ли важно задать себе вопрос о том, сможете ли вы отыскать истину? я говорю об этом с полным уважением к вам, без тени умалени€. явл€етс€ ли истина результатом мнений, имеет ли она отношение к тому, что нам нравитс€, что дает удовлетворение? ¬ы говорите, что примете то, что вас привлечет; это означает, что вы не интересуетесь истиной, но ищете то, что доставит вам наибольшее удовлетворение. ¬ы готовы подвергнутьс€ страданию, принуждению, лишь бы приобрести то, что в своем завершении даст вам удовлетворение. ¬ы ищете наслаждение, а не истину. »стина Ч это нечто, сто€щее за пределами того, что нравитс€ или не нравитс€, разве не так? Ќачалом всех поисков должно быть смирение.

Ђ¬от именно поэтому € и пришел к вам, сэр. я ищу совершенно серьезно. я ищу учителей, которые сказали бы мне, что такое истина, и € буду следовать за ними со смирением и в духе пока€ни€ї.

Ч —ледовать за кем‑либо Ч значит отвергать смирение. ¬ы готовы следовать за другим, так как хотите добитьс€ успеха, достичь цели. „естолюбивый человек, каким бы тонким и скрытым ни было его честолюбие, никогда не бывает смиренным. —ледовать авторитету, возвод€ его в руковод€щий принцип, Ч значит губить проницательность, понимание. —тремление к идеалу отрицает смирение, так как идеал Ч это прославление Ђ€ї, эго.  ак может быть смиренным человек, который разными способами подчеркивает собственную значимость? Ѕез смирени€ реальность никогда не может прийти.

ЂЌо € пришел сюда специально дл€ того, чтобы вы€снить, в чем заключаетс€ истинна€ цель жизниї.

Ч –азрешите вам сказать, что вы как раз захвачены идеей, и она становитс€ нав€зчивой. Ёто то, по отношению к чему необходимо посто€нно быть настороже. —трем€сь узнать истинную цель жизни, вы прочли многих философов, побывали у многих учителей. ќдни из них говор€т одно, иные Ч другое; а вы хотите знать истину. Ќо что же вы хотите Ч знать истину того, что они говор€т, или истину ваших собственных исследований?

ЂЌа ваш вопрос, так пр€мо поставленный, € затрудн€юсь дать ответ. —уществуют люди, которые изучили и пережили больше, чем €; с моей стороны было бы абсурдным отбросить то, о чем они говор€т и что может помочь мне раскрыть значение жизни. Ќо каждый из них говорит, основыва€сь на своем опыте и понимании, и они часто противоречат друг другу. ћарксисты говор€т одно, а последователи религий Ч совсем другое. ѕрошу вас помочь мне найти истину во всем этомї.

Ч Ёто не легко Ч видеть ложное как ложное, видеть истинное в ложном и истинное как истинное. ƒл€ того чтобы иметь €сное понимание, вы должны быть свободны от желани€, так как желание искажает и обусловливает ум. ¬ы так полны гор€чего желани€ найти истинное значение жизни, что ваше рвение становитс€ преп€тствием на пути понимани€ ваших собственных поисков. ¬ы хотите знать истину того, о чем вы читали, о чем говорили ваши учител€, не так ли?

Ђƒа, совершенно верної.

Ч ƒл€ этого вам надо быть в состо€нии вы€снить дл€ самого себ€, что истинно во всех этих утверждени€х. ¬аш ум должен быть способным смотреть пр€мо; если он этого не сможет сделать, он потер€етс€ в джунгл€х идей, мнений и верований. ≈сли ваш ум не обладает способностью увидеть то, что €вл€етс€ истинным, вы уподобл€етесь гонимому ветром листку. ¬от почему важны не выводы и утверждени€ других, кто бы они ни были, а важно самому иметь внутреннее проникновение в то, что €вл€етс€ истинным. –азве не это Ч самое существенное?

Ђя думаю, да. Ќо каким образом мне обрести этот дар?ї

Ч ѕонимание Ч это не дар, уготовленный дл€ немногих; оно приходит к тем, кто серьезно ищет самопознани€. —равнительна€ оценка разных мнений не приводит к пониманию; сравнение Ч это одна из форм ухода от основной задачи, точно так же, как суждение есть бегство от понимани€. ƒл€ того чтобы про€вилась истина, ум должен быть свободен от сравнений и оценок.  огда ум сравнивает, оценивает, он не бывает спокоен, он загружен, зан€т. «ан€тый ум не способен к €сному и простому пониманию.

ЂЌе означает ли это, что € должен откинуть все ценности, которые накопил, и все знани€, которые собрал?ї

Ч Ќе должен ли ум дл€ раскрыти€ истины быть свободным? ѕринос€т ли свободу знани€, информаци€, выводы и опыт, как собственные, так и принадлежащие другим, весь обширный, накопленный годами груз пам€ти? —уществует ли свобода, если остаетс€ цензор, который судит, обвин€ет, сравнивает? ”м никогда не бывает тихим, если он посто€нно приобретает и рассчитывает; а не должен ли ум быть безмолвным дл€ того, чтобы про€вилась истина?

Ђя понимаю это. Ќо не требуете ли вы слишком многого от простого и несведущего ума вроде моего?ї

Ч –азве ум ваш Ч простой и несведущий? ≈сли бы вы в действительности были таким, было бы чудесно приступить к истинному исследованию; но, к сожалению, вы не такой. ћудрость и истина приход€т к тому, кто чистосердечно говорит: Ђ€ не знаю, € несведущї. ѕростые, невинные, а не те, кто обременен знани€ми, увид€т свет, ибо они обладают смирением.

Ђя хочу только одного: знать истинную цель жизни, а вы обрушиваете на мен€ целую кучу пон€тий, которые выше моего понимани€. ћожете ли вы сказать простыми словами, в чем истинное назначение жизни?ї

Ч —эр, дл€ того, чтобы пойти далеко, вы должны начать с того, что совсем близко от вас... ¬ы хотите неизмеримого, но не видите того, что р€дом с вами. ¬ы хотите знать смысл жизни. ∆изнь не имеет ни начала, ни конца; она есть и смерть, и жизнь; она Ч зеленый листок, и ув€дший, гонимый ветром лист; она Ч любовь и ее безмерна€ красота; она Ч скорбь одиночества и блаженство уединени€. ≈е нельз€ измерить, ум не в состо€нии ее раскрыть.

 

÷≈ЌЌќ—“№ ѕ≈–≈∆»¬јЌ»я

 

Ќа скале, нагретой пал€щими лучами солнца, женщины из соседней деревни разбрасывали неободранный рис, который хранилс€ в амбаре. ќни подносили большие пучки риса к плоской, с небольшим уклоном скале, а пара быков, прив€занных к дереву, ходила по зерну, освобожда€ его от шелухи. ƒолина лежала вдали от городов; огромные тамариндовые деревь€ давали глубокую тень. „ерез долину до деревни и далее шла пыльна€ дорога. ѕо склонам бродил рогатый скот и бесчисленные козы. –исовые пол€ были покрыты водой, а белые птицы лениво перелетали с одного пол€ на другое; они казались бесстрашными, но на самом деле, были пугливыми и никого к себе не подпускали. ћанговые деревь€ начинали цвести, а чистые, стру€щиес€ воды реки создавали радостный шум. «десь было хорошо; но, тем не менее, велика€ бедность висела над землей наподобие чумы. ƒобровольна€ бедность Ч это одно, а вынужденна€ нищета Ч совсем другое. ∆ители деревни были бедны и страдали от болезней; и хот€ совсем недавно здесь по€вилс€ медицинский участок и пункт распределени€ пищи, ущерб, нанесенный столети€ми лишений, невозможно было стереть в течение нескольких лет. √олод Ч это проблема не одной общины или одной страны. Ёто проблема всего мира.

— заходом солнца с востока подул м€гкий бриз, и с гор пришла бодрость. Ёти возвышенности были достаточно высоки, чтобы давать воздуху м€гкую прохладу, столь отличную от того, что бывает на равнинах. «везды, казалось, висели совсем близко около гор; изредка слышалс€ кашель леопарда. ¬ этот вечер свет позади темнеющих гор придавал еще большее значение и красоту всему, что окружало одинокого путника.  огда этот одинокий путник присел на мост, деревенские жители, которые проходили мимо по дороге домой, внезапно прекратили разговор и возобновили его лишь тогда, когда скрылись в темноте. ¬идени€, которые ум может вызвать в своем воображении, пусты и тривиальны; но если ум ничего не создает из своих собственных материалов, Ч пам€ти и времени, Ч приходит то, что не имеет имени.

ѕовозка, запр€женна€ волами, с зажженным фонарем, поднималась по дороге; кажда€ частица железного обода медленно соприкасалась с затвердевшей почвой. ¬озница спал, но волы знали дорогу домой; они прошли мимо, и вскоре их поглотила тьма. “еперь наступила особенно интенсивна€ тишина. ¬ечерн€€ звезда сто€ла над горой, но вскоре и она скрылась из виду. √де‑то вдали кричала сова; вокруг вас кипела неугомонна€ де€тельность: мир ночных насекомых ожил и засуетилс€; однако все это не нарушало безмолви€. ќно все удерживало в себе: звезды, одинокую сову, мириады насекомых. ≈сли к нему прислушивались, вы его тер€ли; но если вы сами были этим безмолвием Ч оно радушно вас принимало. “от, кто наблюдает, следит, никогда не может быть этим безмолвием: он гл€дит со стороны, но не находитс€ в нем. Ќаблюдающий только переживает, он никогда не €вл€етс€ переживанием, тем, что он наблюдает.

—обеседник побывал во всех уголках мира, знал несколько €зыков, был раньше профессором и дипломатом. ¬ молодости он училс€ в ќксфорде; пройд€ довольно напр€женный жизненный путь, он удалилс€ от дел несколько раньше обычного срока. ќн был знаком с западной музыкой, но больше всего любил музыку своей родины Ч »ндии. ќн изучил многие религиозные системы; особенное впечатление произвел на него буддизм. ЂЌо, в конце концов, Ч добавил он, Ч если оставить в стороне их суевери€, догмы и обр€ды, то все религии, по существу, говор€т об одном и том же. Ќекоторые обр€ды полны красоты; однако, в большинстве религий стали преобладать деньги и фантастические вымыслыї. —ам собеседник не придерживалс€ ни обр€дов, ни догм. ќн слегка интересовалс€ передачей мысли на рассто€нии и гипнотизмом, знал кое‑что о €сновидении, но никогда не смотрел на это, как на конечную цель. ћожно развить в себе огромные способности наблюдени€, значительно большие возможности управлени€ материей и т.д., но все это казалось ему довольно элементарным и тривиальным. ќн пробовал принимать наркотики, включа€ новейшие, которые на некоторое врем€ повышали интенсивность воспри€ти€ и переносили человека за пределы поверхностных ощущений. ќднако он не придавал большого значени€ этим опытам, так как они совсем не раскрывали значени€ того, что лежит, как он чувствовал, вне всего преход€щего.

Ђя упражн€лс€ в различных формах медитации, Ч сказал он, Ч и на целый год отошел от вс€кой де€тельности, чтобы остатьс€ с самим собой и медитировать. ¬ разное врем€ € читал то, что вы говорили о медитации, и оно произвело на мен€ глубокое впечатление. Ќачина€ с юного возраста само слово Дмедитаци€У или его санскритский эквивалент Ч Ддхь€наУ Ч оказывало из мен€ совершенно необыкновенное воздействие. я всегда находил поразительную красоту и прелесть в медитации; это одно из немногих событий в жизни, которое доставл€ет мне истинное наслаждение, если можно употребить это слово по отношению к такому глубокому состо€нию, как медитаци€. Ёта радость не ушла от мен€; наоборот, с годами она углубилась и расширилась. “о, что вы говорили по поводу медитации, открыло мне новые горизонты. я не хочу спрашивать у вас еще какие‑либо подробности, св€занные с медитацией, так как прочел почти все, что вы о ней говорили. Ќо мне хотелось бы поговорить с вами, если это возможно, об одном случае, который произошел совсем недавної.

ќн помолчал с минуту, потом продолжал.

Ђ»з того, что € сказал, можно заключить, что € не принадлежу к числу тех, кто создает себе символические образы и поклон€етс€ им. я тщательно избегал какого‑либо отождествлени€ с созданными умом религиозными концепци€ми или обр€дами. ћне приходилось читать или слышать, что некоторые св€тые Ч по крайней мере некоторые из тех, кого люди считали св€тыми, Ч имели видени€  ришны, ’риста, богини  али, ƒевы ћарии и т.п. я понимаю, как легко себ€ загипнотизировать при помощи веры и вызвать то или иное видение, которое коренным образом может изменить образ человека. Ќо € не желаю поддаватьс€ таким иллюзи€м. ј вот теперь мне хотелось бы описать то, что произошло несколько недель назад.

√руппа моих друзей довольно часто собиралась вместе дл€ серьезных бесед. ¬ один из вечеров мы весьма гор€чо обсуждали вопрос об удивительном сходстве между коммунизмом и католицизмом, как вдруг в комнате по€вилась сид€ща€ фигура в желтом оде€нии и с бритой головой. я был крайне изумлен, протер глаза и посмотрел на лица моих друзей. ќни, по‑видимому, совершенно ее не замечали и, будучи целиком поглощены дискуссией, не обратили внимани€ на мое молчание. я качнул головой, кашл€нул, снова протер глаза, Ч но фигура оставалась там же. Ќельз€ передать, насколько прекрасным было лицо: это была не только красота формы, но и нечто бесконечно большее. я не мог оторвать глаз от этого чудесного лица. Ќо так как этого дл€ мен€ было чересчур много, € встал и вышел на веранду, чтобы не отвлечь внимани€ друзей своим молчанием и видом крайнего удивлени€ и глубокой погруженности в красоту видени€. ¬ечерний воздух был свеж и прохладен. я прошелс€ взад и вперед по веранде и снова вошел в комнату. ƒрузь€ продолжали беседовать, но атмосфера комнаты изменилась. ‘игура продолжала оставатьс€ там, где была, сид€щей на полу, со своей необыкновенной, чисто выбритой головой. я был не в силах продолжать дискуссию, и вскоре мы все разошлись.  огда € шел домой, фигура двигалась впереди мен€. ¬се это было несколько недель тому назад. Ќо видение не ушло от мен€, хот€ утер€ло присущую ему мощь.  огда € закрываю глаза, оно здесь. —о мной случилось нечто совсем необыкновенное. Ќо прежде чем подойти к вопросу, мне хотелось бы узнать, что это за переживание. ћожет быть, это собственна€ проекци€ из неосознанного прошлого, в которой мой разум и сознательна€ вол€ не принимали участи€, а может быть, это нечто, совсем от мен€ не завис€щее и не имеющее никакого отношени€ к моему сознанию? я много думал, но не был в состо€нии найти истинуї.

Ч ѕережив то, о чем вы только что сказали, как вы оцениваете свое переживание? явл€етс€ ли оно дл€ вас очень важным, держитесь ли вы за него?

Ђ≈сли говорить искренне, € думаю, что да. ќно вызвало творческий подъем и освобождение; не в том смысле, что € стал писать стихи или рисовать, но это переживание внесло глубокое чувство свободы и мира. я дорожу им, так как оно вызвало во мне глубокую перемену. ќно €вл€етс€ дл€ мен€ жизненно важным, и мне ни за что не хотелось бы его потер€тьї.

Ч ј вы боитесь потер€ть его? Ќе стремитесь ли вы сознательно видеть эту фигуру, или она представл€ет собой нечто посто€нно присутствующее?

Ђћне кажетс€, что € боюсь ее потер€ть, так как посто€нно направл€ю внимание на нее и всегда пользуюсь ею дл€ того, чтобы вызвать желаемое дл€ мен€ состо€ние. ƒо сих пор € никогда не думал об этом в подобном разрезе. Ќо теперь, когда вы мен€ об этом спросили, € вижу характер моих действийї.

Ч ∆ива€ ли ваша фигура? »ли это воспоминание о том, что было и прошло?

Ђя почти страшусь отвечать на этот вопрос. ѕожалуйста, не думайте, что € сентиментален, но это переживание имеет дл€ мен€ слишком большое значение. ’от€ € и пришел сюда дл€ того, чтобы обсудить с вами мое переживание и пон€ть его истину, в данный момент € чувствую колебание и нежелание подвергнуть его исследованию; но € должен это сделать. »ногда это Ч жива€ фигура, но чаще Ч воспоминание о прошедшем переживанииї.

Ч ¬ы понимаете, как важно осознать то, что есть, а не быть захваченным тем, что нам хотелось бы видеть существующим. Ќетрудно создать иллюзию и жить в ней. ѕодойдем к вопросу терпеливо. ∆изнь в прошлом, как бы при€тна и поучительна она ни была, лишает нас возможности переживать то, что есть. “о, что есть, всегда ново; поэтому дл€ нашего ума чрезвычайно трудно, если он живет в многочисленных вчерашних дн€х. “ак как вы цепл€етесь за это воспоминание, то вы проходите мимо живых переживаний. ѕрошлое имеет конец, а текуща€ жизнь вечна. ¬оспоминание об этой фигуре зачаровало вас; оно вдохновл€ет вас, дает вам чувство освобождени€; но ведь это мертвое тело дает жизнь живому! Ѕольшинство из нас и не знает, что такое жить, ибо мы живем тем, что мертво.

ѕозвольте вам заметить, сэр, что вами овладела бо€знь потер€ть нечто весьма ценное. ” вас возник страх. »з одного этого переживани€ возникло несколько проблем: ст€жание, страх, брем€ опыта и пустота вашего собственного существовани€. ≈сли ум сможет освободить себ€ от ст€жательных стремлений, то переживание будет иметь совсем иное значение, и тогда полностью исчезнет страх. —трах Ч это тень, а не вещь в себе.

Ђя начинаю по‑насто€щему понимать, что € делал. я не оправдываю себ€, но так как переживание мое было очень сильным, таким же оказалось и желание держатьс€ за него.  ак трудно не быть захваченным глубоким эмоциональным опытом! ¬оспоминание о переживании так же прит€гательно и действенно, как и само переживаниеї.

Ч Ќе правда ли, отличить переживание от воспоминани€ о нем в высшей степени трудно?  огда именно переживание становитс€ пам€тью, предметом прошлого? ¬ чем состоит это тонкое различие? Ќе есть ли это дело времени? ¬рем€ не существует, когда происходит переживание.  аждый опыт становитс€ некоторым движением в прошлое; насто€щее, т.е. состо€ние переживани€, незаметно вливаетс€ в прошлое. Ћюбой жизненный опыт уже через секунду стал пам€тью, принадлежностью прошлого. Ётот процесс известен всем нам, и он, по‑видимому, неизбежен. Ќе так ли?

Ђя весьма тщательно слежу за тем, что вы развертываете передо мной; € более чем в восторге, когда вы говорите обо всем этом, так как € осознаю себ€ только как комплекс воспоминаний на разных уровн€х быти€. я есть пам€ть. Ќо возможно ли жить в состо€нии переживани€, находитьс€ в нем? ¬едь вы спрашиваете именно об этом, не так ли?ї

Ч —лова имеют особое значение дл€ всех нас; если бы мы смогли хоть на один момент выйти за пределы фраз с их реакци€ми, то, возможно, мы подошли бы к истине. ƒл€ большинства из нас переживание всегда становитс€ пам€тью. ѕочему это так? Ќе состоит ли посто€нна€ де€тельность ума в том, чтобы ухватить или поглотить, оттолкнуть или отвергнуть? Ќе держитс€ ли ум за то, что ему при€тно, что его укрепл€ет, что имеет дл€ него значение? Ќе стараетс€ ли он устранить все, что дл€ него бесполезно? ћожет ли он существовать вне этого процесса? Ёто, конечно, бесполезный вопрос, как мы далее вы€сним.

“еперь пойдем дальше. Ётот процесс позитивного или негативного накоплени€, процесс оценки, производимой умом, порождает цензора и наблюдающего, того, кто переживает, мыслит, рождает эго.  огда происходит переживание, переживающего нет; тот, кто переживает, по€вл€етс€ тогда, когда начинаетс€ выбор, иными словами, когда переживание прошло и началс€ процесс накоплени€. —т€жательные устремлени€ выключают жизнь, состо€ние переживани€ и создают из них элемент прошлого, пам€ть. Ќо пока существует наблюдающий, переживающий, неизбежно остаетс€ и ст€жательство, процесс накоплени€; пока существует отдельна€ сущность, котора€ наблюдает и выбирает, опыт всегда остаетс€ процессом становлени€. »стинное бытие, или состо€ние переживани€, наступает тогда, когда нет более отдельной сущности.

Ђ аким образом эта отдельна€ сущность перестает быть?ї

Ч ƒл€ чего вы задаете этот вопрос? ¬опрос Ђкакї возвращает нас на путь накоплений. Ќас интересует само ст€жательство, а не то, каким путем от него освободитьс€. ќсвобождение от чего‑либо Ч это вообще не свобода; это реакци€, сопротивление, которое порождает новое противодействие.

Ќо вернемс€ к нашему первоначальному вопросу. Ѕыла ли фигура проекцией ума или она по€вилась без вашего воздействи€? ѕришла ли она независимо от вашего сознани€? —ознание Ч это сложное €вление, поэтому было бы глупо давать вполне определенный ответ, не правда ли? Ћегко видеть, что вс€кое утверждение основано на той или иной обусловленности ума. ¬ы изучали буддизм, и, как вы сказали, он произвел на вас более сильное впечатление, чем кака€‑либо ина€ религи€; таким образом, здесь имел место процесс обусловленности. Ёта обусловленность, может быть, и спроецировала фигуру, независимо от того, что бодрствующее сознание было зан€то совсем другим. ¬озможно и следующее: ваш ум стал более острым и сенситивным, Ч в св€зи с вашим образом жизни или в св€зи с дискуссией, которую вы вели со своими друзь€ми, Ч поэтому вы, может быть, Ђувиделиї мысль облеченную в буддийскую форму.  то‑то другой мог увидеть ее в христианском обличий. Ќо было ли это порождением ума или оно имело иное происхождение, не имеет существенного значени€, не так ли?

Ђћожет быть, и не имеет; но ведь это переживание раскрыло мне так много!ї

Ч –аскрыло ли? ќно не раскрыло дл€ вас процесса вашего собственного ума, и потому вы оказались в плену этого переживани€. ¬с€кий опыт имеет значение, если вместе с ним приходит познание себ€ Ч этот единственный фактор, несущий освобождение или целостность. Ќо если нет познани€ себ€, то опыт становитс€ бременем, которое ведет ко всевозможным иллюзи€м.

 

ѕ–ќЅЋ≈ћј ЋёЅ¬»

 

¬верх по широкому каналу плыл небольшой селезень; одинокий, кр€кающий, преисполненный важности, он был похож на корабль под парусами.  анал зигзагами т€нулс€ через город. ƒругих уток не было видно, но селезень производил достаточно много шума. Ќемногие люди, слышавшие его кр€канье, не обращали на него внимани€; однако дл€ селезн€ это не имело значени€. ќн не чувствовал страха, а, наоборот, ощущал себ€ важной фигурой: он владел этим каналом. Ќа пригородных участках красиво выдел€лись зеленые пастбища и тучные стада черных и белых коров. Ќад горизонтом висели массы облаков, небо казалось низким, почти касающимс€ земли, освещенное тем особым светом, который кажетс€ свойственным именно этой части земного шара. Ќа плоской, как ладонь, земле дороги приподнимались только там, где были переходы по мостам, переброшенным над полноводными каналами. —то€л прекрасный вечер; солнце садилось в —еверное море, а облака прин€ли окраску заката. ќгромные полосы голубого и розового света прот€нулись по небу.

Ёто была жена хорошо известного де€тел€, занимавшего высокий пост в правительстве, почти на самой его вершине. ќна была хорошо одета и спокойна в обращении с людьми; вокруг нее чувствовалась особа€ атмосфера богатства и власти, уверенность человека, который давно привык к тому, чтобы все ему повиновались и исполн€ли его желани€. ѕо одной или двум произнесенным ею фразам стало €сно, что муж ее представл€л собою мозг, а она Ч движущую силу. ƒейству€ вместе, они подн€лись высоко; но как раз тогда, когда ему предсто€ло получить еще большую власть и зан€ть более высокий пост, он безнадежно заболел. ƒалее она не могла продолжать, из глаз ее полились слезы. ќна вошла сюда с улыбкой уверенности, но все это исчезло. ќткинувшись на спинку сидень€, она немного помолчала, а затем продолжала:

Ђя читала некоторые из ваших бесед и присутствовала на одной или двух. ѕока € слушала вас, то, о чем вы говорили, имело дл€ мен€ большое значение. Ќо это быстро прошло, и вот теперь, когда € нахожусь в великом см€тении, € подумала, что мне следовало бы прийти к вам. я не сомневаюсь в том, что вы понимаете случившеес€. ћой муж смертельно болен, и все, дл€ чего мы жили и работали, готово разбитьс€ вдребезги.  онечно, парти€ останетс€, ее работа будет продолжатьс€, но... ’от€ у нас есть и сиделки, и доктора, € ухаживаю за ним сама и в течение нескольких мес€цев почти не спала. я не смогу перенести утрату; но врачи говор€т, что шансов на его выздоровление очень мало. я все врем€ думала об этом, и чувствую себ€ почти больной от тревоги. ” нас нет детей, как вы знаете, и мы очень много значили друг дл€ друга. ј теперь...ї

Ч ¬ы действительно хотите серьезно поговорить об этом и глубоко рассмотреть вопрос?

Ђя чувствую себ€ в таком отча€нии и см€тении, что, по‑видимому, не способна на серьезную работу мысли; но мне надо бы обрести какую‑то €сность внутри самой себ€ї.

Ч Ћюбите ли вы вашего мужа или любите то, что пришло благодар€ ему?

Ђя люблю...ї Ч она была слишком шокирована, чтобы продолжать.

Ч ѕожалуйста, не считайте вопрос жестоким. Ќо вы должны найти на него правильный ответ, так как в противном случае скорбь никогда от вас не уйдет. –аскрыва€ истину этого вопроса вы сможете раскрыть, что же такое любовь.

Ђ¬ моем нынешнем состо€нии € не могу об этом думатьї.

Ч Ќо разве вы никогда не останавливались на проблеме любви?

Ђ ажетс€, однажды это случилось, но € быстро ушла от этой проблемы. ƒо его болезни у мен€ всегда было так много дела; а теперь, конечно, любое размышление Ч мука. Ћюбила ли € из‑за его положени€ и власти, или любила просто? я уже говорю о нем, как если бы его не было! я и на самом деле, не знаю, как именно € его люблю. —ейчас € нахожусь в великом см€тении, мозг мой отказываетс€ работать. ≈сли позволите, мне хотелось бы прийти к вам в другое врем€, может быть, после того, как € приму то, что неизбежної.

Ч ѕозвольте заметить, что вс€кое при€тие чего‑либо Ч это также одна из форм смерти.

ѕрошло несколько мес€цев, прежде чем мы снова встретились.

“огда газеты были полны сообщени€ми о его смерти, а теперь он был забыт. ≈го смерть оставила следы на ее лице, а вскоре в ее словах послышались горечь и негодование.

Ђя ни с кем не говорила об этих событи€х, Ч сказала она, Ч € просто отошла от всех дел и скрылась на даче. ¬се было ужасно. Ќадеюсь, вы не будете против того, чтобы € немного рассказала вам об этом. ¬сю свою жизнь € была необыкновенно честолюбива и еще до замужества с увлечением занималась всевозможными благотворительными делами. ¬скоре после замужества и, главным образом, ради моего мужа, € оставила все мелочные пререкани€ по поводу благотворительности и всей душой погрузилась в политику. Ёто оказалось гораздо более широким полем брани, и € наслаждалась каждой ее минутой, взлетами и падени€ми, интригами и соревнованием. ћуж блистал своим невозмутимым способом действий, а при моем сильном честолюбии мы непрерывно поднимались вверх. ƒетей у нас не было, поэтому все мое врем€ и все мысли были отданы поддержке мужа и его продвижению. ћы чудесным образом действовали вместе, необыкновенно удачно дополн€€ друг друга. ¬се происходило так, как мы заранее планировали. Ќо у мен€ всегда был гнетущий страх того, что все идет слишком хорошо. ќднажды Ч это случилось года два тому назад Ч доктор внимательно осмотрел мужа по поводу небольшого заболевани€ и сказал, что у него опухоль, которую надо немедленно исследовать. ќпухоль оказалась злокачественной. ¬ течение некоторого времени нам удавалось сохранить все в строгой тайне, но шесть мес€цев назад болезненные симптомы возобновились и началась страшна€ пытка.  огда € приходила к вам последний раз, € была слишком измучена и несчастна, чтобы найти в себе силы думать; может быть, теперь € смогу взгл€нуть на вещи с большей €сностью. ¬аш вопрос взволновал мен€ гораздо сильнее, чем € могла бы об этом сказать. ¬ы, веро€тно, помните, что спросили, люблю ли € мужа Ч или все то, что пришло ко мне вместе с ним. я много об этом думала; но не слишком ли сложна эта проблема, чтобы € одна могла дать ответ на такой вопрос?ї

Ч ¬озможно, это так. Ќо пока вы не вы€сните, что такое любовь, всегда останетс€ страдание, горькое разочарование. “рудно раскрыть, где кончаетс€ любовь и где начинаетс€ душевное см€тение, не правда ли?

Ђ¬ы спрашиваете, не примешивалась ли мо€ жажда положени€ и власти к той любви, которую € испытывала к своему мужу. Ќе потому ли € любила мужа, что он дал мне возможность про€вить мои честолюбивые стремлени€? ¬ известной степени это так; но, вместе с тем, € любила его и как человека. ¬ любви соедин€етс€ столь многое...ї

Ч  огда вы полностью отождествл€ете себ€ с другим, Ч любовь ли это? Ќе оказываетс€ ли такое отождествление скрытым путем дл€ придани€ еще большего значени€ самому себе? Ћюбовь ли это, если вы чувствуете скорбь одиночества, муки, вызванные лишением всего того, что, по‑видимому, создавало дл€ вас смысл жизни?  огда вы оказываетесь оторванной от путей самоосуществлени€, от всего того, чем жило ваше Ђ€ї, тогда это отрицает вашу личную значимость, а отсюда происходит разочарование, по€вл€ютс€ горечь, скорбь одиночества. » эти страдани€ Ч любовь?

Ђ¬ы стремитесь показать мне, что € совсем не любила мужа, не так ли?  огда вы так поставили вопрос, € просто пришла в ужас при мысли о самой себе. –азве нельз€ было спросить об этом как‑то иначе? я никогда раньше не думала обо всем этом, и лишь когда ударил гром, в моей жизни впервые по€вилась реальна€ скорбь.  онечно, отсутствие детей было большим несчастьем, но оно см€гчалось тем, что у мен€ был муж, была работа. я думаю, что это заменило мне детей. Ќо вот наступил страшный финал Ч смерть. ¬незапно € увидела, что совершенно одинока, лишена цели, во им€ которой € работала, отброшена в сторону и забыта. “еперь € понимаю истину того, о чем вы говорите; но если бы вы сказали мне об этом раньше, три или четыре года назад, до мен€ ничего не дошло бы. Ќе знаю, слушала ли € вас даже сейчас, или старалась найти доводы, чтобы оправдать себ€... ћожно мне прийти и побеседовать с вами еще раз?ї

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 265 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

1589 - | 1353 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.13 с.