Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие и виды форм права. Соотношение формы и источников права.




Одним из важнейших признаков как нормы права, так и права в целом, является формальная определенность. Это означает, что норма права в реальном внешнем мире выражается в какой-либо юридической форме. Тем самым форма права – это внешнее выражение юридических норм, связанных с их общественным признанием и закреплением.

В теории государства и права существует два понятия: форма права и источник права. Эти понятия соотносятся между собой как часть и целое. При этом источник права является более широким понятием.

Источник права – это те обстоятельства как объективного, так и субъективного характера, под влиянием которых и создается право.

Источники права достаточно разнообразны. Так выделяют:

1.Источник права в материальном смысле – это система материалистических отношений, предопределяющих необходимость правового регулирования общественных отношений;

2.Источник права в идеальном смысле – идеи, концепции, теории и праве, предопределяющие его содержание;

3.Источник права в юридическом смысле – совпадает с таким понятием как форма права.

Эти понятия совпадают, потому что каждая форма имеет свое содержание в виде правовой нормы, право автоматически обогащается.

Выделяют четыре основные формы права:

1. Правовой обычай – это вошедшее в привычку в силу многократного использования исторически сложившееся правило поведения. Обычаи бывают:

А) запрещенные государством (кровная месть);

Б) безразличные государству;

В) правовые обычаи – это обычаи, которые государством разрешены и с которыми оно связывает определенные правовые последствия. К примеру, ст. 5 ГК РФ упоминает об обычаях делового оборота; СТ. 70 КТМ упоминает о морских обычаях при захоронении тел умерших в открытом море.

2. Прецедент – судебное или административное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, которое становится образцом при решении аналогичных дел.

Прецедент распространен в англо-саксонской правовой семье, где он является основным источником права. Для Романо-германской правовой семьи, в том числе России, вопрос о прецеденте является дискуссионным. Примерами определенного рода прецедентов могут быть постановления и определения Конституционного Суда РФ; постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

3. Нормативный договор (договор с нормативным содержанием) – соглашение между субъектами, содержащие норму права. Нормативный договор следует отличать от договора сделки. Главное отличие в том, что нормативный договор содержит норму права, а, значит, он общеобязателен, рассчитан на многократное применение, распространяется на неопределенно широкий круг субъектов. К примеру, коллективный договор; большинство международных правовых договоров.

4. Нормативно-правовой акт – изданный в особом порядке официальный документ компетентного органа, содержащий норму права. НПА – основная форма права в Романо-германской правовой семье вообще, и в России, в частности.

Можно не называть!5. Юридическая доктрина- это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть «правом юристов». Юридическая доктрина была основным источником континентально-европейского (романо-германского) права со времен римского права до XIX в., когда место основного источника занял закон (государственное нормотворчество). Но и после этого юридическая доктрина остается одним из источников в системах романо-германской правовой семьи. Значительную роль юридическая доктрина как источник права играет в мусульманском праве. Определенное правовое значение она имеет и в системах общего права.

Типология государства.

Типы государства призваны раскрыть их социальную сущность, что до недавнего времени было возможно в рамках двух подходов – формационного и цивилизационного. В первом случае главным критерием согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу выступает общественно-экономическая формация, которая включает в себя тип производственных отношений и соответствующую надстройку в виде государства, права и т.д. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и был превращен в говорящее орудие труда.

Феодальное государство-это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находились в полурабской зависимости от помещиков

Буржуазное общество-представляет собой диктатуру буржуазии, где сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриадльное

Социалистическое государство как государство высшего типа по мнению представителей формационного подхода есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее социальную базу.

Первые три типа охватываются понятием эксплуататорское государство. Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.Социалистическое- антиэксплуататорское, считается полугосударством.

Достоинства формационной типологии:

1. Продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество.

2. Она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства.

Недостатки

1.Во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограмированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы

2. недооцениваются духовные факторы, которые подчас могут существенно влиять на природу того или иного государства.

Цивилизационный подход в работах А.Тойнби, П.Сорокина, О.Шпенглера, М.Вебера оперирует понятием цивилизация как замкнутым и локальным состоянием общества, отличающимся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. Многие правоведы приветствуют «перемещение центра внимания в историю общества на мировоззрение человека, его культуру, религиозно-философские установки, систему ценностей», но вместе с тем настораживает нарочитая субъективизация цивилизационного процесса, аморфность его характеристик. Обычно выделяют до двух десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, дальневосточную, иранскую, сирийскую и др.

Каждая цивилизацияпридает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга цивилизаций. Динамические изменения происходят не в рамках мирового общественногопрогресса, а внутри отдельно цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующими рядом друг с другом. Движущей силой круговорота циилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда Тойнби видит прогресс в духовном соврешенстве поколений людей.

Достоинства:

1. духовные факторы определены как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях

2. в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная типология государств.

Недостатки

1. Недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику государства

2. выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела, дали типологию не столько государства, сколько общества.

Формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга. следовательно данные подходы могут применяться не только отдельно, но и в комплексе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 986 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2502 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.