Эта семья – продукт классического развития феодализма с более поздними, чем в Англии, сроками складывания централизованного государства. «Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку».
Во Франции реальные успехи государственной консолидации относятся к рубежу XII - XIII вв., когда в королевских владениях вводятся должности бальи, совмещавшие функции английских разъездных судей и администраторов-шерифов, а в середине XIII в. в качестве аппеляционной инстанции возникает Парижский парламент из профессиональных судей. «В XIV – XV вв. иногда не только парламент Парижа, но и судьи в нижестоящих судах во время судебного разбирательства применяли письменную процедуру, похожую на установленную каноническим правом… Апеляции со ссылкой на ошибки в обширных протоколах направлялись из нижестоящих судов в вышестоящие вплоть до парламента в Париже». Таким образом, хотя развитая судебная система складывается во Франции позже, чем в Англии, она в конечном счете оказалась более зрелой и «имела значительные преимущества перед тогдашней английской системой с точки зрения ее справедливости для тяжущихся сторон и роли королевской власти как упорядочивающего фактора в обществе».
Конечно, полного единообразия в праве во Франции долго не удавалось добиться, что и неудивительно с учетом значительных размеров страны. Изначально примерно 3/5 территории Франции было охвачено обычным (кутюмным) правом, а 2/5 – на юге – писанным, римским правом. Решающий шаг по систематизации местных кутюмов – сборников был сделан в середине XV в., но полная унификация так и не была осуществлена вплоть до Великой Французской революции конца XVIII в.
Выдающиеся юристы XVII-XVIII вв. Ж. Дома, Ф. Буржон и Р.Ж. Потье пытались хоть в какой то степени систематизировать французское право, но в этом они не преуспели в условиях абсолютизма. Только после Великой французской революции в эпоху Наполеона I в начале XIX в. были созданы 5 классических кодексов (Гражданский, Уголовный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный, Торговый), а во второй половине ХХ в. были приняты многочисленные узкоотраслевые кодексы (в том числе Дорожный, Жилищный, Таможенный, Сельский, Горный, Административный, Экологический, Кодекс городского планирования и т.д.).
Развитая система писанного права воплощена не только в законах, но и в регламентирующих актах, что предусматривается Конституцией страны. Прежде всего, это ордонансы, т.е. акты, принимаемые правительством с разрешения парламента. Другая разновидность делегированного законодательства – правительственные декреты, которые могут быть приняты непосредственно самим правительством после заключения конституционного совета, или президентом страны без каких либо обсуждений и заключений.
Судебная система хорошо централизована и кроме специальных судов, включает в себя две ветви – общегражданскую и административную юстицию.
В Германии в средневековье за пышным фасадом Священной Римской империи скрывалась рыхлая конфедерация государств. Даже в правление Фридриха I Барбаросы (1152 – 1190), который был выдающейся личностью, император был вынужден считаться с верховной властью 16 светских и 90 духовных князей над их княжествами, а императорское законодательство свелось лишь к императорским статутам мира.
В то же время «княжеская власть в германских территориях воплощалась в правительственных и правовых учреждениях, … казначействе, суде, канцелярии и других департаментах правительства; гражданском, уголовном и других отраслях права; судебной процедуре, законодательстве и других институционализированных процессах правового развития».
Развитие княжеского сепаратизма оказало непосредственное влияние на запоздалое продвижение сюда римской правовой традиции. Поскольку «местное» право застыло в «преднаучном» состоянии, «понятия и институты римского права были восприняты … «в чистом виде», без учета национальных особенностей единой правовой культуры, которой просто не существовало, как не существовало и сплоченного сословия судей и адвокатов, которые могли бы ее создать».
Правовой партикуляризм удалось окончательно преодолеть только после объединения страны в 1871 г. Федеративная модель империи, а затем республики (после Ноябрьской революции 1918 г.), видимо, повлияло на меньшую жесткость правовой системы, чем в унитарной Франции, ибо в Германии подавляющий объем судопроизводства осуществлялся в землях, а не на уровне федерального центра. В то же время для судебной системы характерна высокая степень дифференциации: существует 5 ветвей юстиции (общегражданская, финансовая, административная, трудовая, социальная).
«В Германии разделение между частным и публичным правом выражено несколько слабее чем во Франции,..». В то же время кодексы играют значительно меньшую роль – административное и трудовое право вообще не кодифицированы. По-прежнему, хотя и с существенными поправками действует Германское гражданское уложение 188 г., Германское торговое уложение 1897 г. и Уголовный кодекс 1871 г.
Таким образом, для романо-германской правовой семьи характерны следующие черты:
- Органическая связь с римским правом, более того, становление развития на основе римского права;
- Доктринальность и концептуальность;
- Особая значимость закона в системе источников права;
- Ярко-выраженное деление на публичное и частное право;
- Кодифицированный характер права