Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕравовой идеализм и правовой нигилизм.




“радиционно в качестве деформаций правосознани€ выдел€ют правовой идеализм и правовой нигилизм.

ѕравовой нигилизм Ц разновидность социального нигилизма как родового пон€ти€. —ущность его Ц в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному пор€дку, а с точки зрени€ корней, причин Ц в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населени€. ѕодобные аитиправовые установки и стереотипы есть Ђэлемент, черта, свойство общественного сознани€ и национальной психологии... отличительна€ особенность культуры, традиций, образа жизниї. –ечь идет о невостребованности права обществом.

—егодн€ главный источник рассматриваемого зла Ц кризисное состо€ние российского общества. —оциальна€ напр€женность, экономические неур€дицы, распад некогда единого жизненного пространства, региональный сепаратизм, дезинтеграци€, конфронтаци€ властей, морально-психологическа€ неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют про€влению правового нигилизма, но посто€нно воспроизвод€т и приумножают его.

—ложились идеальные услови€ дл€ тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес. –асхл€банность, произвол, своеволие, игнорирование правовых и иных социальных норм достигли критической точки, за которой начинаютс€ стихи€, хаос, разлад.

Ќова€  онституци€ как раз и призвана была нормализовать обстановку, обеспечить эффективную де€тельность всех государственных и политических институтов. ѕроблема, однако, в том, что прин€та€ на референдуме  онституци€ имеет недостаточную (минимальную) легитимность и социальную базу, что затрудн€ет достижение на ее основе прочного гражданского мира и согласи€.

ќна писалась и принималась в великой спешке, многие юристы, политологи, общественные и государственные де€тели уже тогда высказывали серьезные возражени€ против предлагаемого проекта. ќднако их голоса не были услышаны. ѕотом сама жизнь подтвердила —праведливость этих замечаний, вы€вила другие недостатки и пробелы. “еперь же все более решительно ставитс€ вопрос об изменении  онституции, внесении в нее поправок.

  тому же, в обществе до сих пор не разве€ны сомнени€ относительно законности процедуры подготовки, проведени€ и подведени€ итогов референдума, самого факта одобрени€ ќсновного «акона страны положенным числом избирателей.

ƒанное обсто€тельство в значительной мере снижает моральный авторитет и реальную силу  онституции. ёридически же жить по ней об€заны все. Ќалицо у определенной части населени€ глубокий внутренний конфликт между несогласием с предложенным проектом и внешней необходимостью соблюдени€ уже прин€того ќсновного «акона. ј это еще один источник правового и нравственного нигилизма, ибо психологическа€ раздвоенность личности не позвол€ет ей сформировать четкую и активную социальную позицию в отношении нынешнего статус-кво.

—уществует мнение, что самый законопослушный народ Ц англичане, »х склонность к скрупулезному соблюдению установленных правил граничит с педантизмом. ћы же, к сожалению, прослыли как сама€ незаконопослушна€ наци€. ƒл€ многих из наших соотечественников ничего не стоит обойти закон, схитрить, словчить, нарушить запрет, не подчинитьс€ предписанию, сплутовать. Ётого почти не стесн€ютс€, этим нередко даже бравируют. Ќе выработано исторически благоговейного, почтительного отношени€ к закону, его св€тости и незыблемости, в том числе к высшему правовому акту Ц  онституции.

ѕравовой нигилизм Ц продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. ¬ частности,дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников. ѕоследнее Ц традиционно больное место нашей государственности. ѕушкинское Ђон чином от ума избавленї подтверждаетс€ на каждом шагу. ѕолузнайство, невежество, дилетантство разрушают вс€кую правовую ткань, любые разумные юридические установлени€.

Ќа личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состо€ние умов, чувств, настроений и как образ действий, лини€ поведени€. ѕоследнее Ц индикатор вредности и опасности €влени€. ѕоступки Ц плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно судить о реальном наличии и последстви€х правового нигилизма. ќн может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, посто€нным и ситуативным, про€вл€тьс€ в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им де€ние.

Ќигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможност€м. ¬ целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. ќн различен в различных сло€х и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

Ќе последними причинами правового и нравственного нигилизма, деформации правосознани€ €вл€ютс€ изъ€ны в следственно-прокурорской и судебной практике. ≈ще классики утверждали: есть два способа разложить нацию Ц наказывать невиновных и не наказывать виновных. ” нас допускаетс€ и то, и другое. ”странение этих уклонов Ц один из путей формировани€ высокой правовой культуры общества, чувства законности и справедливости.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 460 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

556 - | 447 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.