Вторая половина XVI в. стала периодом расцвета декоративных искусств в Англии. Но ни одно из них не несло на себе столь явного отпечатка национальной специфики, как живопись. Сточки зрения художественных средств она не была оригинальна, в выразительности уступала достигнутому в этой области искусства в Италии, Нидерландах и Франции, но ее характер прекрасно отвечал запросам местного общества.
Окончательное утверждение протестантизма не оставило перспектив для скульптуры и церковной живописи больших форм, служивших ранее украшением католических храмов. Все усилия художников устремились в область светской живописи и портрета. Эта тенденция получила в елизаветинскую пору блестящее развитие: если в начале века портрет был по преимуществу привилегией коронованных особ и вельмож, то с середины его этот жанр быстро демократизировался — не только знать и джентльмены, но и горожане, купцы, юристы, врачи, даже музыканты, и актеры позировали художникам, что отражало высокую самооценку представителей «среднего класса». Огромный спрос на индивидуальные и семейные портреты заставлял заказчиков мириться с не слишком высоким качеством английской живописи. Тем не менее эти произведения в меру способностей их авторов продолжали традицию, заложенную Г. Гольбейном и другими германскими, а также фламандскими мастерами, работавшими в Англии.
Николас Хиллиард.
Миниатюрный портрет Уолтера Рэли.
Национальная портретная галерея. Лондон
Однако развитие портретной живописи при дворе пошло по иному пути. В начале царствования Елизаветы здесь доминировали приглашенные иностранцы — фламандец Г. Эворт, француз Н. Лизард, итальянец Ф. Цуккаро и другие. Только в 1581 г. официальную должность придворного живописца получил англичанин Дж. Гауэр. Все они писали парадные портреты и многофигурные аллегорические композиции, насыщенные политическим смыслом. Почти полное подчинение придворного искусства задачам политической пропаганды диктовало требования и к самой его эстетике. Там, где следовало донести до подданных идею величия и могущества государыни, приземленный натурализм германской и фламандской школ оказался неуместен. Елизавета нуждалась в идеализации ее образа. Осуществление этой задачи выпало на долю выдающегося английского живописца, основателя национальной школы портретной миниатюры Николаса Хиллиарда.
Хиллиард (1547—1619) был потомственным ювелиром, и его искусство основывалось на традициях этого изысканного ремесла, а также английской школы книжной иллюминации. Он учился и у французских миниатюристов, но вскоре уже не имел равных во Франции. Вернувшись в Англию, он со временем стал любимым живописцем королевы.
Николас Хиллиард. Портрет молодого человека среди роз. 1587 г.
Музей Виктории и Альберта. Лондон.
Лик Елизаветы, написанный Хиллиардом, стал неизменным и навсегда узаконенным образцом-маской, воспроизводившейся и в его мастерской, и другими придворными живописцами — Гауэром и Сегарами, а также менее искусными безымянными английскими художниками десятки раз. Никогда еще искусство не использовалось столь прямолинейно, но эффективно в интересах тюдоровской пропаганды: портреты королевы жаловались государственным деятелям и придворным, тиражировались в виде недорогих медальонов и гравюр.
При всей точности его письма, приоритетным в эстетике Хиллиарда вовсе не был бытовой реализм: его изображения помещены на декоративном фоне — обычно золотом или голубом, двухмерны, лица моделируются только линией, без светотени, которую Хиллард сознательно отвергал. Огромное внимание уделялось деталям костюма, мастерски выполненным драгоценностям, что в сочетании с богатым обрамлением миниатюры превращало сам портрет в изящное ювелирное украшение. Его работам были присущи фантазия и символизм, они насыщены аллегориями: символическими цветами и атрибутами, подчеркивавшими характер портретируемого. Одна из самых замечательных работ Хиллиарда — лирический портрет молодого человека среди роз (предположительно графа Эссекса) — квинтэссенция английской романтической миниатюрной живописи, прекрасный образ утонченного елизаветинца. То же изящество и в знаменитом миниатюрном портрете У. Рэли, и в автопортрете самого Хиллиарда.
Искусство миниатюры носило глубоко личностный, интимный характер: ими обменивались близкие, их хранили в память об ушедших. Но обаяние этого жанра привело к тому, что в стюартовскую эпоху миниатюры начали коллекционировать. Предпочтение, или которое англичане отдавали миниатюре перед живописью больших форм, прекрасно выразил поэт Дж. Донн: «Хиллиарда единый штрих дороже, чем саженные полотна».