Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«ащитник ћельпомены Ч Ѕен ƒжонсон




 

ƒрама, подн€та€ ћарло и Ўекспиром на недос€гаемую прежде высоту, в конце XVIЧ начале XVII в. продолжала все же оставатьс€ Ђзолушкойї среди других поэтических жанров. —ойд€ со сцены, пьеса умирала, и сами драматурги не стремились увековечить ее. Ўекспир, забот€сь об издании своих сонетов, не намеревалс€ печатать драмы. –анние издани€ пьес были, как правило, Ђпиратскимиї, записанными со слуха и изобиловавшими ошибками. “ем не менее их по€вление отражало растущий спрос и общественный интерес к театру. ѕервым, кто при жизни издал свои пьесы, подвергнувшись за это насмешкам современников, стал Ѕен ƒжонсон (1573Ч1637), младший товарищ и посто€нный соперник Ўекспира в литературных спорах. ќдин из лучших английских комедиографов, он вз€л на себ€ роль адвоката драмы, котора€, по его мнению, была равноправным родом литературы. «аочно полемизиру€ с ‘. —идни, который весьма критически оценивал театр своего времени (а он умер, не узнав ни ћарло, ни Ўекспира), ƒжонсон настаивал на высоких этических функци€х драматургии.

Ќеутомимый полемист, в теории он выступал за соблюдение классических канонов и правила трех единств и призывал очистить английскую сцену от старомодных пьес, в которых Ђвс€ —толетн€€ война изображена 3Ч4 ржавыми мечамиї, порица€ за это Ўекспира. —овременники оставили живую зарисовку того, как они вели долгие споры в таверне —ирена, причем т€желовесный Ѕен ƒжонсон атаковал, а Ўекспир парировал остроумными аргументами. Ќа деле Ђакадемизмї ƒжонсона оказывалс€ относительным, так как он сам не всегда соблюдал классические правила, а когда ему это удавалось, пьеса выходила чересчур скучной и не имела успеха, и тогда Ўекспир помогал ему приспособить ее к сцене. ¬ трагеди€х ƒжонсона звучали близкие шекспировским мотивы: осуждение м€тежей и распрей, угрожавших миру и общему благу государства и его граждан. ќднако он вошел в историю английского театра главным образом благодар€ своим комеди€м. ¬ них он воплотил мечту о чистоте жанра и подлинной правде жизни, избавившись от Ђромантических выдумокї, потусторонних сил, фей и эльфов. ≈го стихи€ Ч бытовой реализм, а комедии Ч зеркало, в котором отразилась современна€ ему јнгли€. ¬еселые и чрезвычайно попул€рные пьесы Ђ аждый в своем нравеї, Ђ¬арфоломеевска€ €рмаркаї, Ђ„ерт выставлен осломї, Ђјлхимикї, Ђ¬ольпонеї были населены дес€тками легко узнаваемых персонажей Ч промотавшимис€ аристократами, бахвалами-офицерами, жеманными дамами и рыночными торговками, адвокатами и шулерами, ханжами-пуританами, и все они интриговали, чтобы обмануть ближнего, урвать лучший кусок, добитьс€ наследства, выгодно женитьс€ и т.д. —чита€ своей задачей исправление нравов, ƒжонсон демонстрировал пороки каждого из этих социальных типов, бичу€ и двор€н, и буржуа, и простонародье. ”€звленные прототипы его героев подавали на драматурга в суд, а за сатиру на всю елизаветинскую јнглию, написанную вместе с “. Ќэшем (Ђ—обачий островї), он попал в тюрьму. Ѕ. ƒжонсон заложил традицию морализующего направлени€ в английской литературе XVIЧXVII вв.

¬ итоге полувекового развити€ јнгли€ обрела богатый и звучный €зык, великолепную литературу европейского уровн€ и мощную драматургию, котора€ будет определ€ть этот уровень в эпоху нового времени и по сей день.

¬о второй половине XVI в. гуманистические идеи в јнглии получили широкое распространение в литературе и драматургии, к философским искани€м авторов приобщалась обширна€ и многосословна€ аудитори€. ¬згл€ды английских гуманистов этого периода подчеркнуто секул€рны.  лючевой этической проблемой становитс€ вопрос об отношени€х между индивидом и обществом и о границах свободы человеческой личности.

 

 

ЂЋюбители достопочтенной древностиї

 

ќдним из важнейших следствий распространени€ образовани€, а также подъема национального самосознани€ стал интерес к истории, который стимулировало знакомство с трудами греческих и римских авторов в ходе зан€тий филологией в школах и университетах, однако ни всемирна€, ни гражданска€ истори€ собственной страны не входила в учебный цикл. –еформаци€ и последовавша€ за ней политическа€ изол€ци€ јнглии, а затем всплеск патриотических чувств повли€ли на общественное умонастроение, вызвав потребность обрести опору в прошлом и осмыслить свое место во всемирной истории. ѕример Ўекспира, зачитывавшегос€ историческими хрониками –. ’олиншеда и Ё. ’олла и переносившего их материал на сцену, не был уникальным. ≈го современник —эмюэл ƒэниэл написал чрезвычайно попул€рную стихотворную историю войн јлой и Ѕелой роз. ≈ще больший успех выпал на долю ћайкла ƒрейтона, автора поэм Ђ»сторические послани€ јнглииї, которые в короткий срок выдержали 13 изданий.

Ќар€ду с историографами Ч создател€ми традиционных по жанру и стилю обобщающих хроник, такими, как –. ’олиншед (автор Ђ’роник јнглии, Ўотландии и »рландииї), Ч во второй половине XVI в. в јнглии по€вилось немало образованных людей, собиравших дл€ собственного удовольстви€ исторические Ђдревностиї Ч документы, предметы старины, монеты, карты, коллекции гербов и генеалогий и отдававших себе отчет в огромной ценности письменных и материальных пам€тников. ќни предпочитали называть себ€ не громким именем историков, а скромным Ч антиквариев. “аким коллекционером документов был –. ’аклюйт, создавший впоследствии на базе собранных им отчетов о путешестви€х Ђќсновные плавани€ английской нацииї, “. Ѕодлей, из собрани€ которого со временем выросли архив и библиотека в ќксфорде, его собрат –.  оттон, лондонский антикварий ƒж. —тау и ”.  емден Ч самый авторитетный из елизаветинских историков, называвший себ€ Ђусердным исследователем и почитателем досточтимой древностиї.  емден вынашивал проект введени€ преподавани€ отечественной истории в школах, счита€ это делом государственной важности. »менно ему поручили написать официальную историю правлени€ королевы ≈лизаветы.

¬о введении к своему труду ”.  емден определил принципиальный подход к написанию истории, ставший манифестом елизаветинской исторической школы, в основе которого лежал факт, подтвержденный источником. »стина провозглашалась главной целью, а взвешенность и объективность суждени€ Ч средством ее достижени€.  емден осознанно отвергал распространенный в гуманистической историографии его времени пышный риторический стиль и чрезмерную политизированность ангажированных заказчиками авторов: Ђ¬ыставить историю на продажу... всегда казалось мне низким и раболепнымї. ”твержда€ ценность Ђэрудитскогої объективистского подхода к истории в противовес Ђполитическомуї,  емден критически оценил последний: Ђ’от€ в насто€щем это может нравитьс€, дл€ будущего в этом нет никакого прокуї.

≈го Ђкредої раздел€ли многие единомышленники, образовавшие в 1572 г. ученое общество антиквариев. ќдной из самых примечательных фигур среди них был ƒж. —тау Ч автор Ђјнналов јнглии и »рландииї и Ђќписани€ города Ћондона и ¬естминстераї. ќпира€сь на Ђмножество древностейї, которые он сам видел или собрал, а также на документы из архивов городских корпораций, —тау создал удивительную историю Ћондона, подлинное его открытие, совершенное антикварием и топографом.

»нтерес к локальной истории городов и графств Ч характерна€ черта елизаветинской эпохи. ќн вырастал Ђснизуї и был следствием насыщенной политической и культурной жизни местного сообщества, а также его специфического патриотизма. ”же в начале XVI в. здесь по€вились первые исследовани€ историко-топографического характера, подобные Ђ»тинерариюї ƒж. Ћиланда, описавшего группу графств, прилегающих к столице. «а ними следовали историко-географические описани€  ента (”. Ћамбард), Ёссекса и ћидлсекса (ƒж. Ќорден), ƒевона и  орнуолла (–.  ери), наконец, полное описание јльбиона Ч ЂЅритани€ї ”.  емдена (1586). ѕоэты не отставали от антиквариев: ћ. ƒрейтон создал огромную по объему поэму Ђѕолиальбионї, стихотворный аналог кемденовского труда. јнтикварии следующего поколени€ Ч √ловер, ƒагдейл и другие на основе накопленного местного материала создали обобщающие труды по истории английского двор€нства.   концу XVII в. практически каждое графство јнглии обзавелось собственной историей.

—пецифика английской исторической науки состо€ла, таким образом, в утверждении приоритета строгого знани€, обоснованного источниками над произвольными построени€ми, что благотворно сказалось на совершенствовании научных методов познани€ прошлого.

ѕараллельно шло Ђосвоениеї Ѕритании учеными-картографами, еще один аспект познани€ англичанами собственной страны, ее пределов и богатств. ѕодробное картографирование јнглии началось в 60-х годах и получило поддержку правительства и лично ”. Ѕерли, одного из самых Ђтопографически мысл€щихї государственных де€телей ренессансной ≈вропы. ¬ 1576 г. группа картографов во главе с  р. —экстоном получила от него задание создать карты всех графств. „ерез два года јнгли€ стала первой из европейских государств обладательницей полного национального атласа.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 362 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

621 - | 493 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.