Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В конце XV — начале XVII В.




 

 

Французский Ренессанс был глубоко органичным явлением, он опирался на достижения средневековой культуры и подготовил последующий классицизм во Франции. Античное наследие, по-новому освоенное Ренессансом, никогда не было чуждо Франции: романизированный Юг страны способствовал проникновению античного начала в ее культуру. Специфика французского, как и всего Северного Возрождения, заключалась в синтезе национальной и итальянской традиций, отразившем новый этап осмысления мира и человека в нем. Особенности социально-экономического развития Франции, слабость зарождающегося капиталистического уклада и буржуазии, усиление власти государства и складывание абсолютизма нашли выражение в культуре эпохи Ренессанса: отсюда ее придворно-дворянский характер, преобладание политико-этических идей, ярко выраженное национальное самосознание и патриотизм.

Предренессансные тенденции в культуре Франции отмечаются на рубеже XIV—XV вв. Авиньонское пленение пап обеспечило Франции широкие контакты с итальянской культурой. Пребывание Петрарки во Франции способствовало утверждению культа античной и итальянской культуры. Центром распространения новых идей стал Наваррский коллеж. В литературе элементы рационализма ярко проявились в «Романе о Розе», ставшем предметом культа первых французских гуманистов, а спор вокруг романа в начале XV в. превратился в общественную полемику о новых путях развития культуры.

Во Франции Ренессанс имел внутренние стимулы и корни, но Италия ускорила процесс создания новой культуры, и Франция прошла все этапы ее развития всего за сто лет, с конца XV до конца XVI в.

Первый этап — раннее Возрождение — с 70-х годов XV в. до 20-х годов XVI в. В это время Париж становится одним из центров гуманизма в Европе. Распространение книгопечатания, гуманистического образования и новых идей происходит через создание локальных гуманистических сообществ, близких к итальянским академиям. Главным среди них стал коллеж Монтегю, связанный с иностранными землячествами. Итальянские походы (1494—1559) открыли Франции внешнее великолепие итальянской культуры. Двор и аристократия Франции охотно перенимали этот наружный лоск, создав моду на все итальянское: начался вывоз из Италии произведений искусства, приглашение ученых, мастеров и художников, среди них Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Французы едут учиться в Италию, а итальянцы приспосабливают свои знания к национальной традиции Франции.

С 20-х годов XVI в. и до конца 50-х годов — период высшего расцвета ренессансной культуры во Франции. Создается свой стиль в искусстве (школа Фонтенбло), строятся замки и городские дворцы, развивается новая система образования, появляется ренессансная литература, наука, философия, парижский диалект становится нормой французского языка. Вместе с тем это время первых шагов Реформации, сопровождавшейся переводом Библии на французский язык, критикой церкви, борьбой за освобождение культуры от монополии авторитетов.

С 1562 по 1598 гг. продолжался последний этап французского Ренессанса. Конфессиональная полемика расколола гуманистов, усиление национализма погребло идею интернациональной «республики ученых». В позднем Ренессансе было меньше иллюзий и больше реализма в понимании действительности. Но он породил яркую политическую мысль, философию и историческую науку. И сохранил главное — признание человека высшей ценностью в мире, но уже без мечты о его всемогуществе, о гармонии личности и общества. Гуманизм без иллюзий, человек, освободившийся от пут авторитетов, приоритет разума и критические методы познания — таково наследие Ренессанса, завещанное всей последующей культуре Франции.

 

 

Новая система образования

 

Гуманистическая культура пробивала себе дорогу во Франции, как и всюду, прежде всего в области образования. В силу этого в культуре эпохи Ренессанса первостепенную роль играла реформа системы образования, начавшаяся с борьбы со схоластикой, по-прежнему господствовавшей в Парижском университете. Но и в это время его былая слава привлекала сюда искателей истины. К концу XV в. здесь встретились Эразм и основатели первого кружка гуманистов в Сорбонне Гийом Фише и Робер Гаген. Они с 70-х годов издавали и изучали античных и итальянских авторов. Благодаря этому кружку Франция одной из первых среди заальпийских стран познакомилась с учением флорентийских неоплатоников и содействовала его распространению.

Главным деятелем этого периода был Жак Лефевр д’ Этапль (1450/55—1537), которого Лютер сравнивал по образованности и авторитету в мире с Эразмом. Автор трудов по астрономии, математике, греческой философии, космографии и музыке, он способствовал созданию во Франции первых научных школ математики и географии. Все деятели раннего французского Ренессанса учились у него. Ему принадлежат перевод и комментарий с применением новых методов филологической критики «Введения в метафизику» и «Никомаховой этики» Аристотеля. Но главный труд Лефевра посвящен тому, чем было воодушевлено все общество: реформе церкви и духовному возрождению. Двадцать лет жизни (1509—1528) Лефевр отдал переводу Библии на французский язык. Он отстаивал нравственные начала христианства и признавал преобразующую роль просветительства. Задолго до Лютера, в 1512 г., он высказал идею об оправдании верой и объявил Священное Писание единственным источником веры. Но вскоре Лефевр отказался от своих идей, видя губительные последствия раскола церкви. Как многие деятели раннего Ренессанса, он был мечтателем, а не борцом.

Идеи Лефевра нашли воплощение в деятельности его ученика Гийома Бюде (1468—1549). Юрист, теолог, математик, филолог, историк и археолог, Бюде воплощал тип ученого-энциклопедиста. Применив методы филологической критики к своду римских законов (Пандектам), Бюде доказал историчность права, что повлияло на развитие правовой и исторической мысли во Франции. В главном своем труде «Комментарии к греческому языку» (1529) он составил свод сведений о материальной и духовной цивилизации античности, заслужив имя первого эллиниста Европы. Бюде обратился к обществу с гуманистической программой воспитания в трактате «О воспитании государя» (1518), посвященном Франциску I. В основе ее — признание природной добродетели человека и вера в его высокие способности, главная из которых — разум, отличающий его от животных и делающий счастливее всех на земле. Но стать мудрым можно только путем приобретения знаний, поэтому высшую добродетель олицетворяет ученый. В круг знаний Бюде включал античную литературу, философию, историю и риторику. Бюде настаивал на реформе системы образования, на отказе от непогрешимых авторитетов, на пользе изучения древних языков. Он призвал короля вернуть ученому почет и уважение, вспомнить меценатство, без которого не было бы ни Вергилия, ни Горация.

Реформа системы образования осуществилась в созданном по инициативе Бюде около 1530 г. указом Франциска I коллеже трех языков — латинского, греческого, древнееврейского (позднее стал именоваться Коллеж де Франс). Коллеж совершил революцию в образовании: был снят запрет Сорбонны на изучение древних языков, не надо было получать разрешения на преподавание, ученую степень; курсы полностью передавались на усмотрение лектора; обучение было бесплатным и открытым для всех. Самое знаменитое учебное заведение Франции эпохи Ренессанса не имело даже собственного помещения: преподавание велось где придется, часто в домах меценатов. Но в нем царили энтузиазм и ощущение свободы.

Покровительство короны оставалось неизменным, хотя помощь была скупее, чем обещания. К середине XVI в. в коллеже было уже три кафедры греческого языка, две — древнееврейского, три — математики, а также кафедры медицины, философии, латыни. При Генрихе III к ним добавились кафедры хирургии и арабского языка.

Когда в 1534 г. в Париже начались гонения на протестантов, часть преподавателей разъехалась по стране. Так провинциальные коллежи стали местом распространения нового знания. Процесс был подхвачен протестантскими и иезуитскими коллежами. Вопреки религиозному антагонизму этих течений, их педагогическая деятельность опиралась на одну основу — принципы гуманистической педагогики: и те и другие боролись с монополией Сорбонны, стремились к духовному обновлению общества, отводя первостепенную роль в этом процессе просвещению. И протестанты, и иезуиты использовали методы религиозного «Братства общей жизни»: совместное проживание учеников во время учебы, строгая дисциплина и телесные наказания, разделение учеников по классам, а программ — по возрастам, принцип соревновательности, применение оценок и других форм поощрений учеников. Именно они основали в XVI в. большинство коллежей: к 1598 г. протестанты —14; иезуиты — 34. Их коллежи устранили сословные перегородки и допускали к обучению девочек.

В программу входило изучение Библии и древних языков, преподаватель был свободен в выборе античных или современных авторов, важное место занимали сочинения на заданную тему и риторика. Но воздействие этих коллежей снижалось из-за малочисленности протестантов во Франции (6—7 % населения) и враждебности французской церкви как к ним, так и к иезуитам. Главная же причина слабого воздействия этих коллежей на общество в целом заключалась в том, что образование в них использовалось как средство очищения и укрепления веры.

Но Франция к концу XVI в. уже совершила переворот в образовании, освободив его от пут схоластики, от церковного давления. В стране много было сделано для распространения древних языков и наследия античности. Знания и образованность почитались теперь наравне со знатностью и военной доблестью. Рядом с социальной иерархией появилась иерархия дарований и трудов во имя просвещения.

 

 

«Гуманизм первопечатных книг»

 

Первые французские гуманисты по праву называются поколением книгопечатников. Уже в 1470 г. изобретение Гутенберга появилось в Париже: ректор Сорбонны Гийом Фише пригласил трех немецких типографов, чей труд должен был способствовать учебному процессу и религиозной пропаганде. И первая книга, напечатанная в типографии Сорбонны, — «Письма» одного из итальянских гуманистов — рекомендовалась студентам в качестве образца эпистолярного жанра. Наряду с античными и итальянскими авторами во Франции издавались и лучшие произведения французской средневековой литературы, популярные у самой широкой аудитории. Достаточно сказать, что «Роман о Розе», эта Библия поэтов Франции XIV—XV вв., переиздавалась 22 раза (1481—1538).

Гуманистическая направленность книгоиздательского дела заключалась не только в характере издаваемых книг, но и в труде типографа, требовавшем знаний филологии и служившем утверждению новой культуры. Поэтому все первые гуманисты так или иначе были связаны с типографиями. Типограф должен был найти рукописи, сверить несколько текстов, унифицировать грамматику, очистить подлинный текст от позднейших наслоений и ошибок переписчиков.

Эталоном издателей-филологов Франции XVI в. служит знаменитое семейство парижских Этьенов. Родоначальник его Анри Этьен начал издавать книги в 1501 г.; ему принадлежат 120 изданий по философии, математике, астрономии, трудов Лефевра. Его сын Робер I получил гуманистическое образование. В 19 лет он начал редактировать текст Нового Завета и опубликовал его. Покровительство Франциска I сделало его монопольным издателем древнееврейских и латинских книг, а с 1540 г. и греческих. Шрифт, применявшийся в его типографии, был назван королевским. Его издания отличались четкостью оттисков, отсутствием ошибок и низкой ценой. В 1535 г. он публикует свой фундаментальный труд «Thesaurus linguae Latinae» о латинской философии и культуре, ставший отныне основой всех латинских словарей. Кроме того, он составил первый французско-латинский словарь, написал труды по педагогике, латинской и французской грамматике. Его сын, получив блестящее образование, знал греческий, итальянский, испанский, восточные языки. Он собирал греческие рукописи и издал 170 книг, среди которых и свой труд, продолжение труда отца, но в области греческой цивилизации — «Thesaurus Graeciae linguae» (1572).

Типографии быстро распространялись по стране, и вскоре у Парижа появился конкурент — город Лион, чье экономическое развитие и расположение на торговых путях способствовало проникновению новой культуры. Большинство жителей Лиона были иностранцами, в основном итальянцами, что обусловило космополитизм местной среды. Типографии появились в Лионе в 1473 г. и вскоре сделали город второй культурной столицей Франции благодаря издателям Доле, Грифу и другим. Коллеж Троицы с 1527 г. стал местом встреч эрудитов и любителей античности. Кружок поэта Мориса Сэва объединял поэтов, ученых, археологов.

Решающую роль в распространении книгопечатания сыграло покровительство короны. Во Франции за счет производства рукописной книги, занятия почетного и прибыльного, жило немало людей, и они враждебно встретили первые типографии. Но их протесты и жалобы натолкнулись на защиту типографов короной: в 1488 г. Карла VIII освободил типографии от всех налогов, а с 1507 г. издатель должен был получить разрешение короля на свою деятельность. Но до начала религиозной борьбы это было лишь способом выжить в условиях конкуренции. Преследование протестантов спровоцировало указ 1547 г., требовавший обязательного указания имени автора и издателя, места и года издания. Но к этому времени процесс уже вышел из-под контроля: возникли подпольные типографии, книги печатались с ложными данными или без их указания. Во Франции запылали костры из запрещенных книг, в 1546 г. на костер взошел Э. Доле — лионский издатель Рабле.

И все же процесс был необратим. Книга уничтожила привилегированность знаний, и частью этого явления были библиотеки. Шире распространялись частные библиотеки, существовавшие и раньше. С конца XV в. появляются муниципальные библиотеки, доступные горожанам. Французские короли целенаправленно собирают рукописи и книги, поощряя переводческую работу и книгоиздание. С этой целью в 20-е годы коллекция рукописей короны была перевезена из замка Фонтенбло в Париж, составив основу нынешней Национальной библиотеки. Библиотеками королей в замках Амбуаз, Блуа, Фонтенбло свободно пользовались французские и иностранные ученые. Наконец, ордонанс 1537 г. предписал всем издателям Франции присылать королю по одному экземпляру каждой изданной книги, превратив королевскую библиотеку в национальное хранилище книг.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 419 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.