Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 оролевский двор как €вление культуры




 

 ультура ‘ранции эпохи –енессанса создавалась под покровительством двора, и плодотворность этого взаимодействи€ определ€лась тем фактом, что сам двор и придворна€ жизнь были творением новой культуры.

ѕреобразовани€ при дворе начались с изменени€ статуса женщин.  ульт женщин стал лейтмотивом жизни двора: с јнны Ѕретонской женщины начинают жить при дворе, име€ оплачиваемые должности. ¬о многом именно они создали придворный этикет и церемонии; они обучали мужчин искусству галантного обращени€ и разговора. ќни изменили моду, превратив одежду в род искусства. ∆енщины в XVI в. вли€ли как на литературу и искусство, так и на политику и дипломатию.

ѕридворна€ жизнь воплотила триумф радости и красоты жизни. ¬ празднествах и увеселени€х двора, в публичных церемони€х имитировались античные образцы, от триумфа до пира, и мифологические сюжеты. —тарани€ми гуманистов двор олицетвор€л новый ќлимп: ‘ранциск I Ч ёпитер, ≈катерина ћедичи Ч ћинерва, ћаргарита Ќаваррска€ Ч ёнона. ƒвор символизировал царство гармонии: только в этом контексте пон€тна значимость пышных праздников посреди войн и разрухи. Ћюбимое развлечение двора Ч рыцарский турнир Ч после гибели во врем€ него корол€ √енриха II был лишен риска, став спектаклем, где разыгрывались античные и исторические сюжеты. ѕридворные маскарады, балеты, спектакли были лабораторией дл€ художников всех жанров.

ƒвор изменил внешний облик страны, субсидиру€ строительство дворцов и загородных замков.  ороли подавали пример покровительства новой архитектуре. ‘ранциск I вошел в историю ‘ранции как король-строитель. ѕри нем построены замки Ўамбор, ћадрид, Ѕлуа, Ћувр и самый любимый им Ч замок ‘онтенбло, ставший символом французского –енессанса в искусстве. «десь сложилась нова€ школа, синтезировавша€ италь€нское вли€ние и национальную традицию (школа ‘онтенбло). –уководил постройкой француз ∆иль Ће Ѕретон, при решающем участии италь€нцев ѕриматиччо и –оссо. ¬кусы двора быстро отразились на гражданской архитектуре: по примеру корол€ знать, высшее чиновничество, богатые финансисты тратили немалые суммы на строительство. ¬ основном они перестраивают заново свои жилища, приспосабливаютс€ к новым ве€ни€м, суть которых состо€ла в функциональном изменении постройки: из оборонительного сооружени€ она превратилась в место отдыха и наслаждени€. «амок спустилс€ в равнину, открылс€ окружающей природе, отразилс€ в реке, впустил внутрь солнце и свет. ”крашени€ на италь€нский и античный манер вошли в декор французских замков.

ƒвор становитс€ главным меценатом ‘ранции. ‘ранциск I мечтал превратить свой двор в центр искусства и литературы, и ему это удалось. ≈го сестра, ћаргарита Ќаваррска€, собирала вокруг себ€ ученых, писателей и философов. ƒвор создал музыкальную моду во ‘ранции, с двором св€зана вс€ литературна€ жизнь XVI в. ¬се де€тели культуры –енессанса так или иначе были об€заны короне.

¬ благодарность за покровительство они возвестили о просвещенном монархе, об артисте на троне. –енессансный идеал гармонии разума и силы, красоты и власти объ€вл€лс€ достигнутым то во ‘ранциске I, то в √енрихе II. » действительно, короли этой эпохи были не только покровител€ми и ценител€ми искусств, они сами не чужды были литературным трудам, слагали стихи, увлека€ этим все королевское окружение.

ƒвор ‘ранции был самым блест€щим в ≈вропе и превратилс€ в эталон, в объект подражани€ дл€ других стран. ”преки современников в расточительстве двора и скандальности его нравов не способны умалить вклад придворной культуры: став символом ‘ранции, двор в противовес жестокой реальности воплощал культ радости и красоты жизни, триумф и непреход€щую ценность культуры.

 

 

–ыцарь нового времени

 

¬озрождение рыцарского идеала €вилось еще одной формой синтеза средневековых традиций и новых идей. ќбраз рыцар€ стал эталоном поведени€ дл€ всего общества, от корол€ до солдата. ¬оспитанное на мифологии и рыцарских романах, двор€нство мечтало о возвышенной любви и приключени€х. Ќе случайно ЂЌеистовый ќрландої јриосто был издан во ‘ранции с 1516 по 1600 г. 180 раз! –ыцари  руглого стола уже не соответствовали духу эпохи, новый идеал был сформулирован в Ђѕридворномї Ѕ.  астильоне (опубликован во ‘ранции в 1537 г.): к традиционным доблест€м рыцар€ присоедин€лись ценности культуры.

ќбразцом нового рыцар€ стал знаменитый Ѕа€рд (ѕьер “еррай, 1473Ч1524), Ђрыцарь без страха и упрекаї. ќн был легендой при жизни, храбрость его граничила с мифологической: он дралс€ часами, а в битве при ћаринь€но (1515) отличилс€ так, что наутро ‘ранциск I пожелал быть посв€щенным им в рыцари. — храбростью в нем сочетались благородство, бескорыстие и романтизм. —имволична была и его смерть: он был убит выстрелом из аркебузы, поскольку, презира€ это новое изобретение Ч огнестрельное оружие, вышел против него со шпагой в руке. ≈го хоронили обе сражающиес€ армии, и он стал национальным героем. Ќаписанные вскоре три биографии Ѕа€рда обобщили его личную судьбу, придав ей универсальный характер идеала бескорысти€, храбрости и честности. √уманисты нашли в нем ростки гуманизации войны, презрение к смерти и одиночество сильной личности, а двор€нство Ч лучшее оправдание себе.

–ыцарь воплощал в себе черты благородства, красоты и силы человека, воспетые культурой –енессанса. ‘ранцузы сделали традиции рыцарства досто€нием культуры, частью которой стали дуэли. ƒуэль как битва один на один или при равном числе участников за честь или истину зародилась в »талии в XVI в. ¬ начале XVI в. во ‘ранции перевод€тс€ и издаютс€ италь€нские трактаты по фехтованию и рыцарской науке. ¬скоре ‘ранци€ превзошла учителей, распространив дуэли в мире. „ем можно это объ€снить? —читать дуэли способом самоутверждени€ отмирающей аристократии не совсем точно: дуэль перестала быть привилегией двор€нства, в ней важен был только род зан€тий (солдаты-кресть€не тоже дрались на дуэл€х).

ѕрежде всего, дуэль символизировала преодоление страха перед смертью, так много значившего в Ђосень средневековь€ї. ќна была знаком времени, когда игра со смертью давала человеку сознание своей силы, придавала ценность каждому мгновению жизни. ƒуэль знаменовала победу индивидуализма; человек сам стал себе судьей. ќн распор€жаетс€ своей жизнью и решает свои дела отныне без вмешательства церкви и государства.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 417 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

832 - | 650 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.