Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбновление музыки и театра




 

ѕодъем музыкального искусства в эпоху –енессанса об€зан тому значению, которое придавалось этой области культуры. –азделенные в XIV в., музыка и поэзи€ начинают сближатьс€ в XV в. благодар€ расцвету песни при дворе герцогов Ѕургундских, ставшем одним из европейских музыкальных центров. —ложивша€с€ здесь франко-фламандска€ школа полифонистов повли€ла на искусство »талии, јнглии, √ермании, обогатив и вокальный €зык, и инструментальную музыку. ѕервый в мире типографский сборник песен, изданный в »талии в 1501 г., состо€л из творений этой школы.

»здание песенных сборников способствовало резкому подъему песенного жанра. ѕервым издателем произведений французских музыкантов был парижский печатник ѕьер јтень€н: с 1529 по 1549 гг. им было издано около ста песенных сборников. Ћучшие песни, в основном на лирический и любовный сюжет, писал  леман ∆анекен (1485Ч1558). —амые известные его творени€ Ч песни Ђ¬ойнаї (или ЂЅитва при ћаринь€ної) и Ђѕесн€ птицї Ч принесли ему европейскую славу и последователей.

–асцвет мадригала в середине XVI в. оказал вли€ние на все жанры музыки, но главное Ч он способствовал возрождению французской песни (шансон), чье развитие прервала —толетн€€ война (1337Ч1453). ѕесни постепенно сливались с мадригалом, а теоретиками этого движени€ были поэты ѕле€ды, считавшие стихи и музыку неразлучными. —уть переворота, совершенного ѕле€дой в области музыки, заключалась в подчинении музыки стихам, в убеждении, что в стихах уже заключена мелоди€, которую композитор должен только услышать. ћузыка должна обрамл€ть стихи, подчеркива€ их смысл и красоту, считали они. “ак, по словам –онсара, Ђдва аккорда инструментаї сопровождали стихи лучших поэтов, став увлечением эпохи. √лубокий смысл стихов и видима€ простота мелодии стали с тех пор неотъемлемой частью французской песни.

«начимость музыки дл€ культуры эпохи –енессанса воплотилась в созданной в 1570 г. по инициативе поэта Ћазар€ Ѕаифа и композитора “ибо де  урвил€ јкадемии поэзии и музыки. ѕри √енрихе III в 1574 г. она получила официальный статус јкадемии двора. ѕо воскресень€м в Ћувре в течение многих часов проходили ученые диспуты и концерты. јкадеми€ утверждала идею гуманистов о глубоком союзе поэзии, музыки и танца, и в 1582 г. в Ћувре италь€нец Ѕальтазарини поставил первый французский балет Ђ омедийный балет королевыї.

ѕод вли€нием реформационных идей расцвет коснулс€ и культовой музыки. Ќова€ религи€ нуждалась в песн€х дл€ пропаганды и разъ€снени€ своей доктрины, музыка призвана была также объедин€ть верующих, укрепл€ть веру. ƒл€ подключени€ верующих к пению во врем€ службы надо было упростить музыку и зарифмовать псалмы.  альвин осуществил эту задачу с помощью поэта  . ћаро, успевшего сделать стихотворный перевод 50 псалмов, а остальные завершил “еодор де Ѕез. —начала эти псалмы пелись на мелодии попул€рных песен, но вскоре композитор-гугенот  лод √удимель написал к ним музыку. “ворение получилось столь совершенным, что даже —орбонна не нашла в нем противоречий с католическим обр€дом, и эти псалмы пели также католики.

 атолическа€ церковь тоже включилась в процесс обновлени€ музыкальной пропаганды: заказывала более выразительную музыку, устран€ла вольности певцов, исправл€ла книги, издавала сборники месс и псалмов.

ƒух музыки XVI в. наиболее полно и €рко воплотилс€ в музыкальных конкурсах, ставших регул€рными праздниками во многих городах ‘ранции. ¬ них религиозна€ музыка уживалась со светской, и когда в главной церкви города исполн€лись оба победивших произведени€ Ч культовое и светское, музыка творила свое извечное чудо, объедин€€, возвыша€ и одухотвор€€ людей.

∆ивучесть средневековых традиций французского театра стала тормозом на пути его обновлени€. ¬есь XVI в. продолжали ставить пьесы в старых жанрах, но такой театр уже не отвечал новым ве€ни€м в культуре и общественным реали€м. –ешение ѕарижского парламента 1548 г. о запрете играть мистерии ввиду обострившейс€ религиозной борьбы возвестило о конце средневекового театра.

Ќовый театр рождалс€ в коллежах, где учащиес€ исполн€ли античные пьесы в подлиннике. ѕод вли€нием ѕле€ды начались переводы на французский €зык античных пьес. Ќо главные шаги в области театра были предприн€ты в теоретических трактатах по определению жанров: Ћ. Ѕаиф пишет Ђќпределение трагедииї, “. —ебийе Ч Ђѕоэтическое искусствої, наконец ∆ан де л€ “ай формулирует в подражание античности правило трех единств (времени, места и действи€).

 омеди€ во ‘ранции первой соединила античные конструкции со средневековым фарсом, и во второй половине XVI в. по€вл€етс€ французска€ комеди€ в прозе. Ѕольшую роль в этом сыграли италь€нские труппы, посещавшие ‘ранцию при ≈катерине ћедичи и √енрихе III. ј вскоре была сыграна и перва€ французска€ трагеди€: в Ћувре в 1552 г. была представлена Ђѕлененна€  леопатраї. “ак соединение национальной традиции и античного наследи€ подготовило взлет французского театра эпохи классицизма.

 

 

–енессанс в литературе

 

‘ранцузска€ литература эпохи –енессанса выросла из средневековой традиции, особенно из литературы XIVЧXV вв. ¬месте с тем, вли€ние »талии начало сказыватьс€ уже в середине XV в., главным образом в прозе. ѕример тому Ч Ђ—то новых новеллї (1456Ч1467), впервые соединившие попул€рный во ‘ранции жанр фаблио с ренессансными иде€ми Ђƒекамеронаї Ѕоккаччо. Ќовелла стала ведущим жанром французской ренессансной литературы. ѕредтечей ренессансного индивидуализма €вилс€ ‘рансуа ¬ийон (1431Ч1469), первым раскрывший свое Ђ€ї, а через него Ч дух переходной эпохи. ¬ старых литературных формах (баллады, рондо) он совершил поэтическую революцию, поставив в центр произведени€ человеческую личность. ƒл€ ¬ийона личный опыт и чувства определ€ли путь познани€ и предмет искусства. ¬ийон не желал умерщвл€ть плоть во им€ спасени€ души, предмет его поэзии Ч мирское бытие, а не аллегории, господствовавшие прежде. ѕоэзи€ ¬ийона трагична, и это Ч трагеди€ смерти. ќн осмелилс€ за€вить, что равенство людей в смерти должно уравн€ть их и в жизни. —тав€ вопрос о несправедливости общественного устройства, ¬ийон открыл вечную тему Ч конфликт личности и общества. ѕервым в мировой литературе он изобразил трагедию обездоленности и одиночества. “ворчество ¬ийона подготовило почву дл€ новой ренессансной литературы.

» не случайно первые ростки этой литературы обозначились в поэзии. 20Ч30-е годы XVI в. Ч врем€ расцвета неолатинской поэзии, когда в подражание античным образцам писались стихи на латыни. ќдин из центров этой поэзии находилс€ в Ћионе, где сформировалс€ кружок поэтов, соединивших в своих стихах античную форму с гуманистическим пафосом. ¬ эти же годы прославилась поэтическа€ школа так называемых Ђвеликих риторовї, считавших поэзию родом красноречи€. ќни внесли вклад в область отделки стиха, в работу над стилем через игру слов, каламбур, аллитерации. —чита€ форму независимой от содержани€, они расширили внутренние ресурсы поэтического €зыка, открыв звуковую его организацию. —амый талантливый из них Ч ∆ан Ћемэр де Ѕельж (1473Ч1525) считаетс€ последним ритором и первым ренессансным поэтом. ѕопул€ризиру€ ѕетрарку, выступа€ за взаимообогащение французской и италь€нской культур, он внес в поэзию светский дух, жизнелюбие, стремление к художественному совершенству.

ќкончательный разрыв с риторикой совершил  леман ћаро (1496Ч1544). Ќоватор в литературе, он обогатил поэзию новыми иде€ми и формами, сделал ее выразительницей ренессансного мироощущени€. ¬идный гуманист, ћаро был противником религиозного фанатизма, боролс€ за свободу совести и достоинство личности. ћаро состо€л на службе у ћаргариты Ќаваррской, где сблизилс€ с реформационным движением, а с 1526 г. он был назначен придворным поэтом. ќднако в это же врем€ начинаютс€ гонени€ на протестантов, и ћаро попадает в тюрьму. ѕосле заключени€ и изгнани€ он посв€тил последние годы жизни борьбе с мракобесием церкви. — 1538 г. он переводит псалмы ƒавида, которым суждена была сама€ долга€ жизнь, ибо они стали боевой песней гугенотов. Ќаследие ћаро огромно и разнообразно: и светские придворные миниатюры, и любовна€ лирика, и послани€ в духе античности, и сатира. ќн оказал огромное вли€ние на поэзию не только XVI, но и XVIIЧXVIII вв.

»дейное обогащение поэзии св€зано в этот период с вли€нием неоплатонизма, восприн€того у ћарсилино ‘ичино и распространенного во ‘ранции благодар€ творчеству ћаргариты Ќаваррской Ч музы и защитницы французских гуманистов Ч и лионской школы поэтов.

»м€ ћаргариты Ќаваррской известно в св€зи с расцветом жанра новеллы в 30Ч40-е годы. —озданный ею Ђ√ептамеронї, восход€щий по замыслу к Ђƒекамеронуї, имел большой успех у публики. ќна достоверно и проницательно описала нравы высшего общества своего времени, отобразив новые черты жизни, живые характеры, отстаива€ в то же врем€ гуманистический идеал человеческой личности. √лавный сюжет книги Ч любовные истории, но любовь трактуетс€ в духе неоплатонизма, как путь к совершенству и приобщению к божеству. «десь мистическа€, духовна€ любовь окрашиваетс€ уже в трагические тона, чем предвосхищаютс€ в литературе темы позднего ¬озрождени€.

¬ли€ние ћаргариты Ќаваррской сказалось также на творчестве самого загадочного писател€ эпохи Ч Ѕонавентюра ƒеперье (1510Ч1544). ќн хорошо разбиралс€ в гуманистических и в евангелических иде€х, которые нашли отражение в его творчестве. ¬ 1538 г. в ѕариже ƒеперье издал свою книгу Ђ имвал мираї, выдав ее за перевод с латыни. Ќаписанна€ в подражание Ћукиану, она полна намеков и иносказаний, не разгаданных до сих пор. ѕосмертно вышли его ЂЌовые забавы и веселые разговорыї, где анекдоты, юмор, веселье, широка€ панорама ‘ранции воплотили жизнерадостное свободомыслие ƒеперье, нашедшее продолжение в скептицизме ћонтен€.

÷ентральной фигурой не только французской литературы XVI в., но и французского –енессанса в целом €вл€етс€ ‘рансуа –абле (1483Ч1553). ќрганична€ св€зь французского ¬озрождени€ со средневековой традицией нашла достойное воплощение в творчестве –абле, где как бы подведены итоги средневековой культуры, чь€ смехова€ традици€ соединилась в романе с гуманистическими идеалами.

—ын адвоката, –абле стал монахом во францисканском монастыре, где приобщилс€ к знани€м древних €зыков и античной литературы. —озданный им там кружок получил одобрение Ѕюде. “огда же он познакомилс€ с реформационными иде€ми и критическим изучением Ѕиблии. ”влекшись медициной, –абле перешел в бенедиктинский монастырь, где разрешалось этим заниматьс€, а в 1527 г. поехал учитьс€ в ѕариж. —тав бакалавром медицины, –абле начал преподавать медицину в ћонпелье по сочинени€м √алена и √иппократа, первьм использу€ дл€ по€снений вскрытие трупов. –абле был известен в ≈вропе как выдающийс€ врач. ѕо не€сным причинам он переезжает в Ћион, тогдашнюю культурную столицу ‘ранции. «десь с 1532 г. он работает врачом в городской больнице и публикует афоризмы √иппократа и письма италь€нского врача ћанарди с филологическими комментари€ми. ¬ том же 1532 г. –абле опубликовал своего Ђѕантагрюэл€ї, в 1533 г., осужденного —орбонной. ќтветом –абле стал Ђ√аргантюаї (1534). «аступничество кардинала ƒю Ѕелле спасает его, и во врем€ пребывани€ –абле в »талии папа ѕавел III отпускает ему грехи. ¬ернувшись, –абле преподает и лечит, его роман переиздаетс€, слава писател€ растет. ѕриглашенный ‘ранциском I на службу, –абле в 1546 г. издает третью книгу романа, возмутившую теологов. —нова бегство, заступничество властей, и в 1552 г. издаетс€ четверта€ книга романа, приговоренна€ парламентом к сожжению. –абле готовит ответ Ч п€тую и заключительную книгу, но умирает 9 апрел€ 1553 г. (авторство этой части посмертного издани€ весьма спорно).

ƒраматическа€ истори€ создани€ романа отразилась на его сложной структуре. ѕерва€ книга была написана в жанре народных сказаний о гигантах, и источником ее была попул€рна€ в Ћионе книжка Ђ¬еликие и неоценимые хроники великого и огромного гиганта √аргантюаї. ѕародийный жанр подобных хроник способствовал оформлению особого, присущего мироощущению –абле, комического приема: через гиперболизацию чисел и размеров, через осме€ние высокого и героического автор создал пародию на все средневековые жанры и традиции. ќтечественный исследователь ћ. Ѕахтин раскрыл св€зь комического у –абле со смеховой народной культурой средневековь€. Ќо не менее существенно, что с помощью смеха –абле утверждал новое гуманистическое мировоззрение. —мех –абле символизировал освобождение от страха, торжество телесной природы, карнавального мира. ¬ романе проповедуетс€ культ знаний и прославл€ютс€ науки; –абле создает целую педагогическую программу (письмо √аргантюа ѕантагрюэлю, гл. VIII), в которой главное место занимает изучение филологии, истории, естественных наук. ќн настаивает на правильности гуманистической педагогики, где главна€ цель Ч воспитание гармонии тела и духа в человеке, а метод Ч игра и убеждение в практической пользе наук. ¬о второй книге романа гиганты уступают место люд€м, гиперболизм Чренессансному реализму. » по€вл€етс€ новый герой Ч ѕанург, первый вестник героев плутовского романа и, в то же врем€, первый так называемый маленький человек с его индивидуальной судьбой. »з многообрази€ тем этой книги особого внимани€ заслуживает предложенна€ –абле программа воспитани€ народного государ€, предвосхитивша€ искани€ политической мысли. ¬ программе отразились мечты гуманистов о сильном государстве и просвещенном монархе. «десь же –абле изобразил идеал нового аристократического общества (устав “елемской обители), где царит свобода, культ знаний и увеселений. —южет третьей книги романа Ч женитьба ѕанурга Ч дает –абле возможность высказатьс€ не только в духе традиционного спора о природе женщины, но и по поводу животрепещущих тем жизни ‘ранции и ≈вропы, в частности, о политике государства, о роли папства. ¬ атмосфере начавшегос€ преследовани€ протестантов –абле защищает здесь право человека на свободу сужцений, превраща€ книгу в предтечу философского романа. –абле убеждает в необходимости умеренности (Ђзолота€ середина похвальнаї), в относительности всех теорий и догм. “емы борьбы с религиозным фанатизмом развиты в четвертой книге романа, причем здесь –абле высмеивает как католические, так и протестантские установлени€, противопоставл€€ им жизнеутверждающее начало в человеке, право на свободу выбора и на сомнение во всем. ¬ последней, п€той книге –абле вновь возвращаетс€ к главному завету гуманизма Ч культу знаний и вере в неограниченные возможности человека.

–оман –абле столь насыщен идейно и стилистически, что ему невозможно дать однозначную характеристику. —ам автор считал свою книгу лекарством от всех болезней, ибо она лечит дух человека. ѕрофесси€ врача привнесла в художественные приемы и мироощущение автора €вную специфику (–абле открыл в европейской традиции тип писател€-врача). —овременники подозревали его в атеизме, потомки нередко обвин€ют в цинизме, но смех –абле; в итоге, созидателен, ведь он излечивает от узости взгл€дов, фанатизма и учит терпимости, уважению к правам человеческой личности.  нига –абле проникнута оптимизмом, ощущением, что настала нова€ эра царства разума и знаний, верой в неограниченные возможности человека. –абле не создал школы и не имел учеников, тем не менее, он оказал вли€ние на всю французскую литературу и стал символом французского национального характера.

Ўколу создали поэты в середине XVI в., и это было самым значительным событием в истории французской литературы. ¬ 1548 г. в доме ученого Ћазар€ де Ѕаифа в ѕариже сошлись молодые поэты Ч ѕьер де –онсар и ∆оашен дю Ѕелле. ќни задумали совершить переворот в поэзии и назвали свою группу ѕле€дой (в пам€ть об эллинской группе семи поэтов III в. до н.э.), пригласив требуемое число поэтов. — годами состав группы мен€лс€, но все участники служили главной задаче ѕле€ды Ч созданию национальной поэтической школы. “еори€ их была основана на идее, что €зык Ч это искусство, а поэзи€ Ч его высша€ форма. —ледовательно, поэты создают €зык народа, совершенствуют его и развивают, и лучший способ дл€ этого Ч подражание, прежде всего, античным образцам, которые не затмевают, а стимулируют национальную поэзию. ѕле€де удалось утвердить новое представление о природе поэтического творчества, основанного на сочетании кропотливого труда и божественного вдохновени€. ѕоэтому поэт не должен писать по заказу или из-под палки, настаивали они. ѕле€да провозглашала высокое назначение поэта-творца, чей труд сравним по значимости с трудом ученого и военного. ќн даже выше их, ибо поэт ближе к Ѕогу, знает тайны природы и мироздани€. ќн не зависит ни от кого, а от его слов зависит многое. ѕле€да оказала вли€ние на поэзию не только ‘ранции, но и других стран ≈вропы, и нередко их врем€ называют эпохой ѕле€ды или временем –онсара.

ѕьер де –онсар (1524Ч1585) был сразу и безоговорочно признан Ђпринцем поэтовї; прожив долгую жизнь в литературе, мен€€сь, он осталс€ гуманистом, всел€вшим радость и веру в человека. »де€ ѕле€ды о подражании природе получила в пейзажной лирике –онсара философское и эстетическое наполнение. ¬ажное место во взгл€дах поэта занимала любовь как духовна€ вершина жизни человека, как соединение с природой и космосом. ¬ этой теме поэт сумел первым обозначить кризис гуманистической веры в возможность Ђземного ра€ї. Ќачавшиес€ религиозные войны разве€ли гуманистические идеалы, и поэзи€ –онсара приобретает политическое звучание. Ќаписанное им первое эпическое произведение ‘ранции Ч Ђ‘рансиадаї Ч отразило зарождающиес€ черты классицизма в литературе.

Ќастало врем€ подведени€ итогов развити€ культуры эпохи –енессанса, и о них задумываютс€ также прозаики, создава€ обобщающие синтетические произведени€, особенно в жанре мемуаров, пыта€сь осмыслить историю страны и свое место в ней. Ќа этом этапе в литературе ‘ранции лидирует гугенотска€ литература, особенно поэзи€, которой и суждено было выразить кризис ренессансной культуры конца XVI в. Ётому способствовала природа мироощущени€ гугенота, изначально трагична€ и контрастна€. √угенот €снее осознавал свою греховность и невозможность изменить божественный замысел мироустройства и своей судьбы.

’удожественным выражением этого мироощущени€ и духовной атмосферы конца эпохи ¬озрождени€ €вл€етс€ творчество “еодора јгриппы дТ ќбинье (1550Ч1630). ќн был истинным сыном своего блест€щего и бурного века. ”чилс€ в ∆еневе, был возвращен домой силой, и в п€тнадцать лет сбежал с армией гугенотов в одной рубашке, приставив нож к горлу опекуна. ќн воевал тридцать лет, а когда √енрих стал королем ‘ранции, јгриппа дТ ќбинье вз€л в руки перо и еще тридцать лет писал, оставив мемуары и художественную поэму о своем времени. ѕоэзи€ стала дл€ него формой гражданской активности, и его Ђ“рагические поэмыї (он писал их тридцать дев€ть лет!) стали эпитафией эпохе. —удьба ‘ранции описана в них через личные переживани€ автора. ¬ поэме изображена разоренна€ и опустошенна€ страна Ч итог гражданских войн. “рагический пафос поэмы, художественный стиль, отмеченный чертами барокко, гражданска€ позици€ автора, не скрывающего Ђпристрастностиї, свидетельствуют о вершине и закате гуманистической литературы эпохи ¬озрождени€.

 

 

¬ поисках веры

 

“ребовани€ обновлени€ церкви отчетливо высказывались еще в XVI в. ќни сопровождались во ‘ранции распространением нового благочести€ и ЂЅратства общей жизниї.  ритика духовенства и церкви выражалась в требовани€х упрощени€ ритуалов и схоластического обосновани€ догматов, возврата к живому слову Ѕожию. ћечту о реформе раздел€ли все гуманисты. Ќо в ней соседствуют два движени€. ќдни отрицают культ св€тых и реликвий, индульгенции, призывают опиратьс€ только на —в€щенное ѕисание, но не порывают с официальной церковью. Ќапротив, другие готовы ради достижени€ этих целей порвать с католической церковью, создав новую. ƒо 1520 г. эти движени€ еще не разделились.

¬озрожденна€ античность неизбежно порождала религиозные сомнени€, ибо читатели ÷ицерона, —енеки, јристотел€ и ѕлатона нашли у них примеры, достойные восхищени€ и подражани€, свободные от христианского вли€ни€. ” образованных людей сложилось определение морального совершенства, отличного от христианского канона. √уманисты пытались устранить разъединение морали светской и церковной, но религи€ была важна дл€ масс, а интеллектуалов волновала культура, поэтому они рано отошли от узких проблем реформы церкви. ѕеред ними сто€ли вопросы, ответы на которые они не находили ни в старой, ни в новой церкви.

— 1520 г. идеи Ћютера наход€т отклик во ‘ранции, и церковь не может противосто€ть им. –еформаци€ проникает в Ѕордо, Ћион, ћонпелье. “огда же французы начинают читать Ѕиблию на родном €зыке, благодар€ первым переводам. ѕротестантска€ коммуна создаетс€ в —трасбурге, оттуда идут новые идеи и книги во ‘ранцию.

ќднако обстановка в стране не благопри€тствовала распространению вширь реформационных идей. ‘ранци€ была преданно католической, церковь благодар€ галликанизму и Ѕолонскому конкордату (1516) сохран€ла известную независимость от папы, назначени€ на высшие церковные должности находились в руках корол€, умело использовавшего это право дл€ наделени€ ими двор€н, наконец, равнодушие кресть€нства Ч все это предопределило судьбу –еформации. ”стойчивость процесса централизации страны и сильна€ королевска€ власть лишали –еформацию политической целесообразности.

Ќо во ‘ранции были силы, черпавшие в –еформации надежды на перемены в государстве. ѕротестантизм находил приверженцев в крупных городах в среде нарождающейс€ буржуазии, ремесленников и плебса. «рело недовольство и в р€дах низшего клира, разночинного по социальному происхождению, против исключительно двор€нского высшего духовенства. ј высша€ аристократи€ видела в абсолютной монархии угрозу своим былым вольност€м и ненавидела всесилие чиновников, выходцев из неблагородного сослови€. –еформаци€ была дл€ них способом борьбы с центральной властью. ѕровинции, особенно ёга ‘ранции, вспомнили об утер€нных свободах. “ака€ Ђпорохова€ бочкаї рано или поздно должна была взорватьс€. ƒо 30-х годов протестантизм распростран€лс€ беспреп€тственно, но дело о Ђплакатах против мессї 1534 г. вызвало репрессии, которые €вились толчком к началу борьбы. ћногие французы бежали из страны, особенно в ∆еневу, где  альвин создал новую церковь. ¬ 1559 г. в ѕариже собралс€ первый национальный синод реформатских церквей и высказалс€ в пользу кальвинизма.   1560 г. гугеноты составили 10 % населени€ (к концу религиозных войн 6Ч7 %).

ќни начинают борьбу, известную в литературе как религиозные войны (1562Ч1598). »тог восьми войн Ч ¬арфоломеевска€ ночь (1572), разорение и обнищание страны, бегство протестантов, убийство корол€ √енриха III, всеобщее ожесточение и ненависть. ¬ойна не решила и не могла решить вопросы веры. Ќо она помогла их решить.

ѕроизошел разрыв гуманизма с –еформацией. ѕричина его коренитс€ в особенност€х кальвинизма, прин€того протестантами во ‘ранции. ”чение  альвина выгл€дело антигуманистичным: вместо культа человека оно предлагало смирение, вместо разума Ч иррационализм, вместо свободы воли Ч предопределение.  альвин отринул гуманистическую версию христианства как нравственного учени€, основы всеобщего спасени€ и выступил против свободомысли€ и веротерпимости. ќн отрицал возможность познани€ Ѕога, природы и человека, настаива€ на несовершенстве разума как инструмента познани€. √рехом гуманизма он считал не только религиозный индифферентизм, но и критическое изучение Ѕиблии. ќно породило, по его мнению, недостаток христианского рвени€, гордыню ученых, а христианство превратило из религии в философию. “аким образом,  альвин осудил гуманизм в целом как тип мышлени€ и предпочитал истребить все науки, раз они принесли сомнение, гордыню и тотальный критицизм.

ƒругой итог войн Ч укрепление католицизма в обществе. ≈сли раньше бунт против обр€дов доходил до разрушени€ статуй и витражей в церквах, то война пробудила в обществе любовь к национальным св€тын€м, и народна€ набожность выливалась в массовые религиозные процессии, объедин€вшие корол€ и народ. –ешени€ “ридентского собора, долго не принимавшиес€ во ‘ранции, были прин€ты как необходимые в борьбе с –еформацией меры.

Ќе менее плодотворным и массовым стал путь мистики: с 1570 по 1610 г. во ‘ранции были переведены и изданы почти все великие мистики церкви. Ѕолезненность исканий веры сказалась и в распространении демономании, в участившихс€ самоубийствах, в массовом психозе ожидани€ конца света.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 288 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

529 - | 454 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.