Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 3.  оммуникативные навыки




ќтработка навыков совместных действий проходит в контексте раз≠вити€ коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему дл€ успешной социальной адаптации. ѕарные и групповые упражнени€ фор≠мируют навыки совместных действий, способству€ лучшему пониманию друг друга. ќдним из видов группового взаимодействи€ €вл€ютс€ дви≠гательные импровизации Ч начина€ с задаваемых образов (образы зверей) и заканчива€ импровизаци€ми, направл€емыми внутренним импульсом ребенка.

Ђ огда человек входит в комнату, он делает это ради какой-то цели... »ли чтобы отыскать кого-нибудь, или чтобы передать ему мысль, или получить на свой вопрос ответ, или объ€снить чувст≠во...ї Ч писал  .—. —таниславский. Ќа первом зан€тии участникам следует объ€снить, что все они, приход€ куда-то, имеют определен≠ную цель, и предложить изобразить это невербально.

16. Ђ„то ты хочешь нам сегодн€ показать, спросить, попросить,
рассказать?ї
¬се остальные участники угадывают смысл происход€≠
щего. ¬предь это становитс€ ритуалом в начале каждого зан€ти€.

17. ѕредлагаетс€ вспомнить и воспроизвести (телом, мимикой,
жестами) человека или предмет, которого сейчас нет в зале, какой-
то эпизод прошлого зан€ти€, стара€сь при этом оживить в пам€ти как
можно больше деталей. »зобразить человека, наделенного определен≠
ными качествами: сутулого, стройного с офицерской выправкой,
сгорбленного, радостного, сделавшего открытие, удивленного, ста≠
рика, младенца, красивую женщину и т.д. “акого рода упражнени€
выполн€ютс€ сначала в статике (прин€ть соответствующую позу, ми≠
мику и т.д.), а уже потом Ч в динамике. Ќа первых порах, без подго≠
товки, упражнени€ оказываютс€ дл€ детей достаточно трудными. ѕо≠
этому, прежде чем перейти к спонтанному их выполнению, они да≠
ютс€ в форме домашнего задани€.

18. ƒет€м предлагаетс€ по очереди не словами, а только звуками
или придуманным Ђиностранным €зыкомї имитировать различные
состо€ни€ и действи€, например: м€млить в речи; путатьс€, подби≠
ра€ слова; говорить со всхлипыванием и подвыванием, с воплем,
удивлением, страхом, с жалобой, патетически, иронически, стара≠
€сь обмануть и т.д. ќстальные участники игры отгадывают, что было
сказано.


–аздел 3 ‘ормирование смысл сообразующей функции психических процессов 221

¬ разминку, в начале зан€ти€, хорошо включать различные парные упражнени€, в том числе этюды по согласованным действи€м: Ђпилка дровї, Ђгребл€ї, Ђперемотка нитокї, совместный рисунок и т.п.

19. Ђ«еркалої. ƒети разбиваютс€ на пары и станов€тс€ лицом друг
к другу. ќдин из них делает замедленные движени€, другой должен
стать его точным Ђзеркальнымї отражением.

—ложность и рисунок двигательных мелодий, естественно, долж≠ны варьироватьс€, поскольку дети-Ђотражени€ї довольно быстро обучаютс€ угадывать движени€ партнера, иногда предвосхищают, более того Ч опережают их. Ёто и следующие упражнени€ Ч прекрас≠ное средство дл€ установлени€ психологического контакта.

20. Ђ“еньї. ѕервый участник двигаетс€ определенным образом, а
сто€щий за ним ребенок, изображающий его тень, повтор€ет его дви≠
жени€. ќсобое внимание удел€етс€ тому, чтобы Ђтеньї двигалась в том
же ритме и постаралась догадатьс€ о чувствах, мысл€х и цел€х парт≠
нера, уловить нюансы его настроени€.

21. ѕартнеры, сто€ спиной друг к другу, сцепл€ютс€ руками на
уровне локтевых сгибов. »з этого положени€ один из партнеров, при≠
седа€ и сгиба€сь вперед, приподнимает другого, удержива€ его в этом
положении 3Ч5 сек.

22. ќдин из партнеров принимает положение Ђупор лежаї, дру≠
гой берет его за ноги и приподнимает. ѕервый начинает движение на
руках, второй идет за ним, поддержива€ его ноги и учитыва€ ско≠
рость его движени€.

23. ѕартнеры сто€т спиной друг к другу, сцепл€€сь руками на
уровне локтевых сгибов. »з этого положени€ оба приседают, а затем
встают, стара€сь опиратьс€ друг на друга всей поверхностью спины,
чтобы правильно выполнить упражнение (например, не упасть).

¬ упражнени€х, предлагаемых ниже, услови€ поставлены таким образом, что дети должны двигатьс€ как единое целое.

24. –азбившись на пары, дети ложатс€ на спину ногами друг к
другу. «атем ступни ног соедин€ютс€ таким образом, что ноги обра≠
зуют букву ЂЋї. јккуратно и медленно дети начинают делать Ђвелоси≠
педї, удержива€ контакт ступн€ми и приспосаблива€сь к темпу друг
друга.

25. ƒети встают лицом друг к другу, держась за талии, на под≠
вижную опору физкультурного снар€да Ђпедалиї. “ребуетс€ проехать
до конца зала, придержива€ друг друга, чтобы не упасть.


222 „асть II.  омплексна€ нейропсихологическа€ коррекци€ и абилитаци€

26. ƒети встают боком друг к другу и Ђприклеиваютс€ї: берут друг
друга под руку и плотно присоедин€ютс€ боковыми поверхност€ми
ног, станов€сь Ђсиамскими близнецамиї ѕара пробует двигатьс€ в
разных направлени€х, с разной скоростью, выполн€ть какие-либо
действи€, писать и т.д.

27. Ђ—лепой и поводырьї. ƒети дел€тс€ на пары: один из них Ч
слепой (ребенок закрывает глаза), а другой Ч поводырь. ƒержась за
руки, они молча передвигаютс€ по залу, не сталкива€сь с другими
парами. «адача поводыр€ Ч познакомить слепого с окружающим его
пространством (заполненным различными предметами); позволить
ему получить максимум информации, оберега€ при этом от возмож≠
ных опасностей. ѕоводырю необходимо учитывать характер слепого,
его темперамент. «адача слепого Ч максимально Ђвслушиватьс€ї в
поводыр€, повтор€€ его действи€ и невербальные указани€.

28. Ђѕаровозї. ƒети разбиваютс€ на команды по 4Ч5 человек,
выстраиваютс€ Ђпаровозикомї в затылок друг другу (сто€щий сзади
держит двум€ руками за талию или за плечи того, кто стоит впереди).
¬се закрывают глаза, кроме первых Ч вагоновожатых, которые мед≠
ленно начинают движение. »х задача Ч аккуратно, молча вести Ђпа≠
ровозї, огиба€ преп€тстви€, не сталкива€сь с другими; задача осталь≠
ных Ч максимально Ђприслушиватьс€ї к сто€щему впереди, улавли≠
ва€ и повтор€€ все изменени€ в его движени€х, тем самым обеспечи≠
ва€ точную передачу информации сто€щим сзади. ѕо команде
психолога дети останавливаютс€, первый встает в конец Ђпаровозаї,
снова продолжаетс€ движение, пока все не побудут в роли ведущего
и ведомого. ”сложнение упражнени€: увеличение количества детей в
Ђпаровозикеї, усложнение траектории движени€ (крутые повороты,
ограничение движений по высоте Ч идти согнувшись и т.п.).

—ледующий этап Ч соревновани€, в которых группа разбиваетс€ на команды. ”слови€ должны включать как самосто€тельную активность каждого ребенка из пары, так и их взаимодействие, когда можно и нужно помогать друг другу, чтобы победить в соревновании.

29. Ђѕредставлениеї. ƒети встают или сад€тс€ в круг. ќдин (двое
или трое) из них выходит в центр и изображает при помощи мимики
и пантомимики какой-либо предмет, растение или животное. —ид€≠
щие в кругу угадывают. “от, кто первым угадает, встает в центр круга
и изображает один или с партнерами что-то свое и т.д. Ѕолее слож≠
ный вариант, когда психолог или кто-то из детей задает на ушко ис≠
полнител€м образ или ситуацию, которую надо изобразить.


224 „асть II.  омплексна€ нейропсихологическа€ коррекци€ и абилитаци€

Ќаконец, ребенок должен самосто€тельно из перемешанных кар≠точек выстроить событийный р€д и составить рассказ.

33. Ђ—оставление рассказа по сюжетной картинке или серии кар≠
тинокї.
ѕеред ребенком выкладываетс€ картинка с пон€тным сюже≠
том или сери€ картинок в правильной смысловой последовательнос≠
ти, которые отражают определенное развертывающеес€ событие. ≈му
необходимо воспроизвести заданный сюжет. ≈сли он не может само≠
сто€тельно рассказать историю по данным картинкам, предложите
ему ответить на вопросы к ним.

Ќа следующем этапе важно намеренно нарушить заданный пор€≠док картинок. ÷ель Ч нагл€дна€ демонстраци€ того, что изменение пор€дка картинок (событий) коренным образом мен€ет (вплоть до полного абсурда) сюжет.

34. Ђѕрослушай, прочти и перескажиї. ѕрослушивание (прочте≠
ние) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и бесе≠
дой о смысле произведени€, его морали.

35. Ђѕословицы и поговоркиї. –абота над пониманием пословиц и
поговорок, пр€мо отражающих наличие причинно-следственных св€≠
зей. Ќапример: ЂЋес руб€т Ч щепки лет€тї, Ђ„то посеешь, то и по≠
жнешьї, Ђ√отовь летом сани, а зимой Ч телегуї.

36. Ђѕодбери следующееї. ѕопросите ребенка подобрать слово,
которое должно обозначать €вление, идущее вслед за названным:

первый Ч..., завтрак Ч..., июль Ч..., лето Ч..., €нварь Ч..., зима Ч..., седьмой Ч..., 1998 Ч... и т.п.

≈сли решение позвол€ет предложить несколько ответов, подроб≠но обсудите их, а потом выберите вместе с ребенком наиболее точ≠ный.

37. Ђ–асставь событи€ по пор€дкуї.

Чя ложусь спать; € обедаю; € смотрю телевизор; € чищу зубы; €
играю в футбол и т.д.

ЧЋисть€ опадают; распускаютс€ цветы; идет снег; созревает
клубника; улетают перелетные птицы и т.д.

Ч„ерез год; позавчера; сегодн€; завтра; мес€ц назад и т.д.

38. Ђ¬рем€ и антиврем€ї.  аждому из участников предлагаетс€
описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие,
кинофильм и т.п. —начала правильно, а затем Ч задом наперед, от
конца к началу.


–аздел 3. ‘ормирование смыслоообразующей функции психических процессов 225

 райне важно в об€зательном пор€дке включать в коррекцион-ные зан€ти€ эстафеты, которые провод€тс€ по обычным, традици≠онным правилам. —одержанием каждого этапа эстафеты должны быть упражнени€ из тех, что описаны выше, прежде всего в 1 и 2 разделах насто€щего пособи€.



„асть II.  омплексна€ нейропсихологическа€ коррекци€ и абилитаци€


44. Ђ«апретное движениеї. ѕсихолог показывает различные дви≠
жени€, дети должны их повтор€ть, если к показу будет добавлено
слово Ђпожалуйстаї или если показанное движение не €вл€етс€ за≠
претным. ¬место запретного движени€ предлагаетс€, например, не
двигатьс€ или делать движение в противоположную сторону Ч шаг
назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если психолог
их подн€л вверх.

45. Ђ√онка за лидеромї. ƒети сто€т за стуль€ми, расставленными
кругом. ƒвое (четверо) участников соревновани€, чьи позиции были
напротив друг друга, бегут, огиба€ стуль€, Ђзмейкойї, вперед спи≠
ной, каждый стара€сь догнать соперника. „ерез п€ть кругов определ€≠
етс€ победитель. »м считаетс€ тот, кто догнал или приблизилс€ к со≠
пернику. ≈сли кто-то из них три раза задел за стул, то он считаетс€
проигравшим.

46. Ђ¬нимательныйї. —тавитс€ стул и даетс€ команда начать дей≠
ствовать в следующем пор€дке: один раз обойти стул и один раз от≠
жатьс€ (или прыгнуть или присесть), затем два раза обойти стул и два
раза отжатьс€ и так далее до 10 раз. «атем то же, но в обратном по≠
р€дке Ч от 10 до 1. ѕри этом играющий имеет право обходить стул
только в одном направлении; каждый вслух ведет отсчет отжиманий
и количество обходов стула.

”сложненные варианты этого упражнени€: по сигналу ребенок мен€ет направление движени€ на противоположное Ч 1 раз приседа≠ет и 2 раза подпрыгивает и т.д.

47. Ђѕовтори за мнойї. –ебенок, начинающий игру, демонстри≠
рует своему сопернику придуманный им ритм или пантомимическую
модель в расчете на то, что сложность задани€ не позволит тому его
повторить. ≈сли так и происходит, то автор должен сам воспроизвес≠
ти свое задание, в противном случае он же и выбывает. ≈сли же со≠
перник справилс€ с заданием, то уже он предлагает следующему иг≠
року свой образец дл€ повтора.

48. Ђяпонска€ машинкаї. Ёто упражнение направлено прежде все≠
го на развитие внимани€ в разных модальност€х.  роме того, оно тре≠
бует полной сосредоточенности, участи€ пам€ти и умени€ ориенти≠
роватьс€ в окружающих услови€х в ситуации ограниченного времени
(задаетс€ темп). Ќаблюда€ за выполнением упражнени€, можно вы≠
делить лидеров группы, Ђкомпаньоновї, Ђотверженныхї. »нтересно
также проследить за интонаци€ми, с которыми называютс€ номера,
и за установлением контакта между членами группы.

√руппа рассаживаетс€ в полукруг. ”частники рассчитываютс€ по пор€дку, начина€ с любого кра€. ¬едущему всегда присваиваетс€ но-


–аздел 3. ‘ормирование смыслоообразующей функции психических процессов 227

мер Ђнольї. ¬едущий может принимать участие в упражнении, но чаще всего он только начинает его и задает темп. “емп отбиваетс€ все≠ми участниками группы следующим образом: на счет Ђразї Ч удар ладон€ми обеих рук по колен€м, на счет Ђдваї Ч удар правой ладо≠нью, на счет Ђтриї Ч удар левой ладонью и т.д. ќдновременно с уда≠ром правой ладонью ведущий начинает игру, произнос€ свой номер: ЂЌольї. Ќа удар левой ладонью он называет номер игрока, который продолжает игру дальше. (ѕри этом участники, приглаша€ к игре друг друга, должны об€зательно сопровождать свое приглашение взгл€≠дом.). ƒалее следует удар ладон€ми по колен€м (все молчат). ”част≠ник, допустивший ошибку в выполнении задани€, прекращает игру, продолжа€, однако, сидеть в полукруге и отстукива€ ритм. ¬едущий, не мен€€ темпа, констатирует, например: Ђ“ретьего нетї, и продол≠жает игру.

ќшибками считаютс€: сбой темпа; неправильное называние сво≠его номера или номера партнера; приглашение к игре выбывшего участника или ведущего (если он не играет); приглашение к игре, не сопровождаемое взгл€дом. ¬озможные пути усложнени€ игры: убыст≠рение темпа, изменение направлени€ расчета участников, расчет нечетными числами или буквами.

–азвитию внимани€, пам€ти и произвольности способствуют также игры, происход€щие во внутреннем плане действи€.

49. Ђћухаї. »грать может любое количество людей.  аждый пред≠
ставл€ет себе поле, как дл€ Ђкрестиков-ноликовї размером 3x3, в се≠
редине которого сидит муха. »гра состоит в том, что каждый из учас≠
тников по очереди перегон€ет муху по клеткам: ходить можно вверх,
вниз, вправо, влево, нельз€ ходить по диагонали и делать ход, про≠
тивоположный предыдущему. ѕроигрывает тот, кто выпускает муху за
поле. ¬ажно, чтобы участники игры были заинтересованы в победе,
например, проигравший должен выполнить какое-либо задание, а
выигравший получает приз.

50. Ђ‘окусї. ѕо команде ЂЌачали!ї каждый мысленно Ђуходитї
внутрь себ€, в свое тело, так, будто ничего больше на свете не суще≠
ствует. «атем с периодичностью от 5 до 30 сек. психолог подает коман≠
ды: Ђѕрава€ кистьї, Ђћизинец левой ногиї, ЂЋевое коленої и т.д.
ѕосле определенной команды каждый должен сосредоточитьс€ на
той части тела, котора€ указана.

Ѕолее сложна€ задача Ч услышать свой пульс, а затем почув≠ствовать его в соответствующей части тела. ƒругим вариантом уп≠ражнени€ €вл€етс€ воспри€тие указанной части тела как максималь≠но разогретой.



„асть II.  омплексна€ нейропсихологическа€ коррекци€ и абилитаци€


—инестезии

»звестно, что любое наше состо€ние: сон Ч бодрствование, ус≠талость Ч активность, радость Ч печаль и т.п. Ч контролируетс€ моз≠гом. ¬ последние годы ученые доказали, что человек может сам управ≠л€ть ритмикой своего мозга и теми биохимическими процессами, которые в нем происход€т, использу€ метод Ђобратной св€зиї. Ќа этой основе были изобретены специальные методы, позвол€ющие человеку (без привлечени€ лекарств) избавл€тьс€ от страха и боли, тоски и чрезвычайного возбуждени€ и т.п.

ѕредлагаемые ниже упражнени€ направлены на то, чтобы, во-пер≠вых, расширить возможности воспри€ти€, пам€ти, внимани€, воображе≠ни€ ребенка и, во-вторых, попытатьс€ научить мозг подчин€тьс€ его соб≠ственным командам и работать именно так, как требуетс€ в данный момент. »з предложенных ниже упражнений ребенок может в резуль≠тате составить, собрать картину, образ которой поможет ему макси≠мально расслабитьс€ или, наоборот, собратьс€, оказывает стимули≠рующее действие и т.д. ѕоэтому в конце каждого из упражнений ре≠бенок должен словами описать свои ощущени€ и/или нарисовать их.

51. Ђ«рительные представлени€ї.

а) ѕредставьте себе различные фигуры: круг, треугольник, квад≠
рат. Ђѕокрасьтеї фигуру в какой-нибудь цвет, теперь измените немно≠
го тон на более светлый или более темный; представьте себе, как
фигура приобретает более Ђтеплыйї и более Ђхолодныйї цветовой от≠
тенок. «атем представьте себе сразу две фигуры: два треугольника или
треугольник и круг; раскрасьте, как и раньше, каждую из фигур; по≠
пробуйте наложить их друг на друга; подберите сочетание цветов и
размеров так, чтобы вам было при€тно смотреть на них.

б) ѕредставьте какой-нибудь предмет (одушевленный или не≠
одушевленный), медленно рассмотрите его форму, изгибы, пропор≠
ции, цвет. ¬ообразите, как он ведет себ€ при слабом дуновении ве≠
терка и в бурю. ѕредставьте как постепенно этот предмет окружаетс€
другими предметами. ћен€йте эти декорации до тех пор, пока ваша
картина не понравитс€ вам до такой степени, что вам захочетс€ все
это ощутить в реальности.

„то у вас получилось? „то это было?

52. Ђ“актильные и кинестетические представлени€ї.

а) ѕредставьте себе свои ощущени€, когда вы прикасаетесь к какому-нибудь предмету (дерево, вата, бархат, волосы и т.д.). ѕри≠коснитесь в воображении к коре дерева, крапиве; к снегу, только что выпавшему и тающему; к разным цветкам, их лепесткам, стеблю, листь€м; песку, струе воды, потоку горной реки, морю, перышку.


–аздел 3. ‘ормирование смыслоообразующей функции психических процессов 229

б) ѕредставьте пожатие руки, ощутите его тепло (или холод),
силу давлени€ на вашу руку. ѕогладьте кошку, собаку, жабу, ежа.

в) ¬ы идете, бежите, лежите на пл€же у реки, мор€ (песок, галь≠
ка, ракушки); ныр€ете, плывете разными стил€ми.  арабкаетесь в
гору, вползаете в пещеру; гребете на лодке, ведете велосипед, играе≠
те в теннис, футбол, волейбол. ¬деваете нитку в иголку, шьете кожу
(шелк); занимаетесь различными бытовыми действи€ми и т.д. ѕоста≠
райтесь ощутить напр€жение мышц и силу, котора€ вам дл€ всего
этого необходима.

г) ѕредставьте, что ручка медленно пишет ваше им€.  ак оно
будет написано, если вы волнуетесь, засыпаете, торопитесь, вам
скучно?  ак вы Ч поэт записываете: ЂЅур€ мглою небо...ї?

53. Ђќбон€тельные и вкусовые представлени€ї.

ѕредставьте себе, что вы вдыхаете запах: прибитой дождем пыли, сада после грозы, знойной степи, луга; бензина, духов, дыма костра; м€ты, сирени, мор€, водорослей; свежеиспеченного хлеба, своего нелюбимого блюда, своего любимого блюда. ѕредставьте вкус, температуру, плотность воды, пепси-колы, банана, йогурта, сыра и т.д.

54. Ђ—луховые представлени€ї. ѕредставьте себе голоса знакомых
вам людей; вообразите, как они произнос€т что-то вопросительно,
удивленно, гневно, радостно, растер€нно. ѕредставьте различные
бытовые шумы, шум транспорта; скрип половиц в дерев€нном доме,
скрип двери, окна, шелест занавесок; шум дожд€, ливн€, грозы, на≠
бегающей на берег волны; звук колокола и колокольный перезвон;
звуки различных музыкальных инструментов.

55. Ђ—инестетические образыї.

а) ѕсихолог предлагает представить и назвать предметы, фрук≠
ты, цветы определенного цвета, например красного, или определен≠
ной формы. „ерез минуту по его сигналу Ч предметы синего цвета и
т.д. (подобных заданий может быть 5Ч6). —начала упражнение выпол≠
н€етс€ произвольно, а затем сочетаетс€ с движени€ми глаз. Ќапри≠
мер, глаза направо Ч помидор, налево Ч вишн€ (или вверх Ч трава,
вниз Ч огурец).

б) ¬спомните и постарайтесь воссоздать переживание различных
чувств: радости, страха, €рости, поко€, удивлени€, раска€ни€.
ѕользу€сь теми образами, которые вы воспроизвели ранее, Ђвведитеї
эти чувства в соответствующие декорации, где сочетались бы все те
представлени€, которым вы научились. Ёто может быть один изоли≠
рованный образ, но ощущаемый вами всеми органами чувств, а мо≠
жет Ч пейзаж, законченное сценическое или кинематографическое


230 „асть II.  омплексна€ нейропсихологическа€ коррекци€ и абилитаци€

произведение с большим количеством действующих лиц (может быть, и исторических), наполненное звуками, запахами, €ркими красками.

в) «акройте глаза, представьте образ, рассмотрите его в детал€х и затем заставьте изменитьс€: молодой человек постепенно превращает≠с€ в старого и наоборот; молодой побег развиваетс€ в большое ветви≠стое дерево; зимний пейзаж превращаетс€ в весенний, летний Ч в осенний; старуха нищенка Ч в красавицу; л€гушка Ч в царевну. ѕо≠пробуйте изобразить это только своим телом, в рисунке, расскажите, что произошло.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 306 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2440 - | 2020 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.039 с.