Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 2. ѕрограммирование, целеполагание и самоконтроль. –итуалы, правила игры и роли




Ќеобходимость произвольной саморегул€ции собственного поведе≠ни€ обнаруживает себ€ (в большей или меньшей степени) повсемес≠тно. ‘ормирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнени€, регул€ци€ и самоконтроль Ч непременные услови€ адекватности любой де€тельности. ¬едь побудительной силой произ≠вольного действи€ €вл€етс€ прин€тое решение, оно направлено на дости≠жение цели (предвосхища€ будущее), наконец должно произойти сопос≠тавление желаемого результата с достигнутым Ч оценка, контроль.

¬ процессе зан€тий происходит постепенное формирование этих навыков. ќт механического прин€ти€ и выполнени€ ребенком строго заданной, развернутой инструкции психолога, с постепенным пере≠ходом к совместному, а затем и самосто€тельному созданию им про≠граммы де€тельности, ее реализации и контролю за результатами.

ƒл€ формировани€ умени€ планировать свои действи€ необходи≠мо использовать приемы, побуждающие ребенка измен€ть свою по≠зицию, то есть рассматривать ситуацию как бы с точки зрени€ друго≠го. “ак он учитс€ видеть те св€зи и отношени€ между элементами си≠туации, которые обычно спонтанно им не выдел€ютс€. Ѕлагодар€ со≠отнесению разных точек зрени€ постепенно снимаетс€ Ђцентраци€ї на отдельных сторонах решаемой задачи.

Ќа первом этапе задача решаетс€ ребенком совместно с партне≠ром (психолог или другой ребенок), а затем ему предлагаетс€ продол≠жить решение задачи в одиночку. “еперь от него требуетс€ выполн€ть как те операции, которые числились за ним, так и те, которыми за-


216 „асть II.  омплексна€ нейропсихологическа€ коррекци€ и абилитаци€

нималс€ партнер. ¬ такой Ђигре за двоихї образуетс€ новый алгоритм поведени€ ребенка, что способствует оптимизации планировани€ им своих собственных, произвольных и осознанных действий.

Ёто можно обыграть в форме урока Ч ребенок-ведущий в роли психолога, а остальные Ч ученики. ѕредложите этому Ђучителюї при≠думать или дать из уже пройденных любое задание, которое выполн€≠ют все дети; он же указывает на ошибки и объ€сн€ет, как их испра≠вить. ≈стественно, что в роли Ђучител€ї должны побывать все участни≠ки группы.

ясно, что чем младше ребенок, тем более подробной и четкой должна быть инструкци€, равно как и обсуждение всех этапов работы. ¬ажно понимать разницу между программами Ђƒелай как хочешьї и Ђƒелай точно такї. ќптимальным приемом дл€ развити€ произволь≠ной саморегул€ции €вл€ютс€ предлагаемые на всех этапах разверну≠тые инструкции со стороны психолога, подразумевающие постепен≠ное формирование у ребенка способности создани€ собственной, це≠лостной и непротиворечивой программы поведени€.

¬ дальнейшем он начинает примен€ть усвоенный алгоритм дл€ планировани€ и оценки де€тельности других (сверстников, родите≠лей, психолога), а уже затем овладевает умением самосто€тельно вы≠страивать и регулировать собственную де€тельность. ¬ажнейшим ито≠гом формировани€ у детей функций произвольной саморегул€ции и самоконтрол€ €вл€етс€ присвоение ими навыка автоматически (вне зависимости от ситуации) задавать себе вопросы Ђпочему?ї и Ђза≠чем?ї и отвечать на них.

¬ажным фактором €вл€етс€ прин€тие и выполнение ребенком правил и норм взаимодействи€ с другими людьми и самим собой. Ќе≠обходимым в повседневной жизни €вл€етс€ соблюдение режима; не≠маловажно, чтобы ребенок сам написал (нарисовал) свой распор€≠док дн€, обозначив часы, отведенные на ту или иную де€тельность, естественно, включив туда и коррекционные зан€ти€.

ќчевидно, что базой здесь должно быть соблюдение в повседнев≠ной жизни режима и определенных Ђдомашнихї ритуалов и об€зан≠ностей. Ёто Ч мытье рук, чистка зубов, переодевание в домашнюю одежду после прихода с улицы; привычка, накрыва€ стол, подавать чашку вместе с блюдцем; выход€ из автобуса Ч подавать маме руку, своевременно говорить Ђспасибої, Ђизвинитеї; позвонить заболевше≠му другу и т.д.

— самого начала зан€тий ребенок должен пон€ть и усвоить нормы и правила (ритуалы) поведени€ в группе, основные принципы взаи≠модействи€ с ее членами. Ќа первых порах особенно важна четка€, повтор€юща€с€ структура зан€ти€, неизменное положение предметов


–аздел 3. ‘ормирование смыслоообразующей функции психических процессов 217

и вещей в классе (комнате дл€ зан€тий), так как это €вл€етс€ допол≠нительным организующим моментом. ¬сегда актуально введение вре≠менного лимита на выполнение задани€ (иногда песочные часы дела≠ют то, что не удаетс€ ни одному воспитателю), а также соревнова≠тельного компонента в играх, эстафетах и т.д.

Ќачало коррекционной работы с необходимостью требует доста≠точно жесткой позиции педагога, что способствует закреплению, ав≠томатизации алгоритма зан€ти€. „ерез 5Ч7 уроков нужно сознатель≠но Ђсломатьї установившийс€ пор€док (ритуал), чтобы активизиро≠вать у детей внутренний контроль за происход€щим, потребность в вопросах.

–итуал начала зан€тий должен включать специфическое (ориги≠нальное) групповое приветствие. «атем это может быть прослушива≠ние определенной мелодии, обсуждение прошлого зан€ти€ или до≠машнего задани€, группова€ разминка и постановка задач текущего урока, определенные упражнени€ на концентрацию внимани€ и ре≠лаксацию и т.д.  ак дл€ групповых, так и дл€ индивидуальных зан€≠тий крайне важна начальна€ фаза Ч знакомство, так как уже здесь закладываютс€ ролевые взаимоотношени€, а также создаютс€ усло≠ви€ дл€ доверительных и безопасных отношений в дальнейшем.

10. Ђ«накомствої. Ќа первом зан€тии каждому из детей и психо≠логу необходимо представитьс€. —начала ребенок называет свое им€. «атем его прос€т сделать это еще раз, стара€сь выразить именно себ€ интонацией, жестами, мимикой, движени€ми.

Ќаиболее вариативной €вл€етс€ основна€ часть зан€ти€, котора€ мен€етс€ в зависимости от текущих целей и динамики коррекцион-ного процесса. ќднако посто€нной остаетс€ собственно ее структура, пор€док. Ќапример, работа всегда начинаетс€ с дыхательных упраж≠нений, затем выполн€ютс€ упражнени€ на оптимизацию тонуса, от≠работку сенсомоторных координации и т.д.

–итуал окончани€ зан€ти€ содержит интегративные упражнени€ (групповое обсуждение зан€ти€, тематические рисунки и т.д.), полу≠чение домашнего задани€, придуманное совместно и канонизирован≠ное групповое прощание. «десь же об€зательна аккуратна€, тактична€ оценка успехов каждого ребенка, поощрительный индивидуальный и/или групповой приз, например, в форме игры в Ђ¬ышибалыї.

¬ажным условием развити€ произвольности €вл€етс€ обучение правилам, их прин€тие и выполнение ребенком. ≈стественно, что сформироватьс€ это может только в игре, так как именно она пред-


218 „асть II.  омплексна€ нейропсихологическа€ коррекци€ и абилитаци€

ставл€ет собой свободную де€тельность со своими четкими законами, нарушение которых приводит к невозможности полноценного в ней участи€.

Ќапомним, что наиболее характерными признаками и сутью лю≠бой игры €вл€ютс€: незавершенна€ и измененна€, Ђпонарошкуї, пос≠ледовательность действий, прин€тых в обыденном поведении; чрез≠мерно преувеличенна€ их демонстраци€, особенно эмоциональна€. ¬ игре об€зательно дл€ всех строгое соблюдение регламента и следова≠ние правилам игры (ритуализаци€), пренебрежение которыми влечет неизбежный выход из числа играющих; многократное повторение от≠дельных ее этапов и действий. Ёти характеристики составл€ют канву игры как особого поведени€.  роме того, игра Ч естественна€ дл€ ребенка форма обучени€, зафиксированна€ в детской культуре и фольклоре.

ќсобым элементом игры €вл€етс€ напр€жение, которое означает неуверенность, неустойчивость, но вместе с тем возможность, шанс. Ќа≠пр€жение требует разр€дки, а чтобы ее достигнуть, необходимо при≠ложить усилие. Ќапр€жение возрастает по мере того, как игра приоб≠ретает соревновательный характер, что способствует созданию моти≠вации и благопри€тного эмоционального фона дл€ овладени€ чем-либо (начина€ с правильной манипул€ции карандашом и заканчива€ умением интерпретировать сложные тексты, сюжетные картинки, ре≠шать задачи). »граЧ всегда (в скрытой или €вной форме) борьба,со≠ст€зание с другими (может быть, и с вами) или самим собой; всегдаЧ воображение.

— самых ранних лет жизни ребенка его представлени€ полны об≠разности. ќн Ђвоображаетї нечто, представл€€ его более красивым, €рким, возвышенным или, напротив, более опасным, чем это есть в обычной жизни. —оответственно ребенок, испытыва€ при этом вос≠торг (страх), может Ђвидетьї себ€ вправду принцем (подкидышем, несправедливо обиженным учеником), хот€ действительна€ жизнь при этом не вытесн€етс€ из сознани€.

” партнеров по игре (ребенок Ч ребенок, ребенок Ч педагог, психолог, родитель и т.д.) возникает объедин€ющее их чувство: они пребывают в некоем исключительном положении, вместе делают не≠что важное, обособл€€сь от прочих и выход€ за рамки всеобщих норм жизни. Ѕлагодар€ этому происходит становление ощущений Ђя Ч ƒругиеї, Ђя Ч “ыї, Ђяї.

 роме этого, игра предполагает элемент Ђпереодевани€ї, этим необычность игры приобретает свою завершенность. ѕереодева€сь и надева€ маску, ребенок играет другое существо, тем самым через сю-жетно-ролевую игру он осваивает мир другого человека.


–аздел 3 ‘ормирование смыслоообразующей функции психических процессов 219

–егул€торные функции и способности к прин€тию совместного решени€ реализуютс€ в процессе групповой работы, когда дет€м не≠обходимо создать общий план и стратегию творческого подхода к ре≠шению какой-либо задачи.

11. Ђѕоездї. ƒети в результате обсуждени€ (с участием психоло≠
га) приход€т к решению построить, например, поезд из имеющего≠
с€ в зале разнообразного подручного материала. ќни обсуждают
форму паровоза, количество вагонов, маршрут и т.д. ¬ процессе са≠
мого выполнени€ замысла возникает необходимость учитывать дей≠
стви€ других и согласовывать с ними возникающие разногласи€. «а≠
тем вместе с психологом проходит обсуждение процесса взаимодей≠
стви€ детей и анализ полученного результата Ч подводитс€ общий
итог.

12. Ђјвтомобильї. ”пражнение выполн€етс€ аналогично преды≠
дущему, но дети выступают в роли деталей (Ђколесаї, Ђдверцыї, Ђба≠
гажникї, Ђкапотї и т.п.), из которых ребенок-ведущий Ђсобираетї
автомобиль.

13. Ђ¬оскова€ скульптураї. ”частники, сид€щие (сто€щие) в кру≠
гу с закрытыми глазами, леп€т Ђпо цепочкеї друг из друга одну и ту
же скульптуру. ѕосле чего каждый возвращаетс€ к приданной ему
позе и сохран€ет ее до тех пор, пока не будет закончена последн€€
копи€. «атем дети открывают глаза и сравнивают полученные скульп≠
туры. ѕроисходит обсуждение.

14. Ђ—камь€ запасныхї. Ётот прием может примен€тьс€ как тре≠
нировка ответственности за себ€ и за других. Ђѕроштрафившийс€ї
тем или иным образом ребенок должен сидеть на стуле до установ≠
ленного педагогом срока. ≈сли он встанет со стула или будет вер≠
тетьс€, то в конце зан€тий не примет участи€ в любимой игре, а
на всю команду налагаетс€ штрафное очко или зачисл€етс€ пора≠
жение.

15. Ђя Ч «олота€ рыбкаї.  аждому участнику предлагаетс€ опи≠
сать какой-нибудь известный сюжет, например, сюжет Ђ—казки о
рыбаке и рыбкеї от лица каждого из персонажей: старика, старухи,
рыбки, мор€ (можно разделить роли между разными детьми). ѕри
этом остальные участники должны внимательно следить за тем, что≠
бы рассказывалось именно то, в чем действительно принимал учас≠
тие данный герой, и задавать провокационные вопросы: Ђј что ты
при этом чувствовал (а)?ї, Ђј зачем тебе быть столбовой дво≠
р€нкой?ї


220 „асть ѕ.  омплексна€ нейропсихологическа€ коррекци€ и абилитаци€





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 360 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2232 - | 2107 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.