Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Различия философия — понятие, посред­ством которого философия постмодернизма рефлексив­но характеризует современный (постнеклассический) тип философствования




РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФИЯ — понятие, посред­ством которого философия постмодернизма рефлексив­но характеризует современный (постнеклассический) тип философствования — в отличие от философствова­ния классического типа, оцененного в качестве "фило­софии тождества" (см. Тождества философия). Уже в оценке неклассической философии "философия тожде­ства" предстает как внутренне противоречивая и под­вергается критическому переосмыслению: "вопиющее противоречие — causa sui" (Ницше). В постмодернист­ской ретроспективе выделены содержательные этапы становления РФ.: "все более и более подчеркнутая ориентация Хайдеггера на философию онтологическо­го Различия; применение структурализма, основанное на распределении различительных признаков в прост­ранстве сосуществования; искусство современного ро­мана, вращающееся вокруг различия и повторения..." (Делез). Применительно к собственно постмодернист­ской философии понятия "различие", "различение", Differ a nce (см. Differance) обретают парадигмальный

статус: по оценке Делеза, "Различие" и есть "подлин­ное философское начало". Философия тождества, как и сама идея тождественности, осмыслены философией эпохи постмодерна как продукт определенных миро­воззренческих установок культуры классики (см. Ме­тафизика, Тождества философия). Однако в совре­менных условиях проблема "различия и повторения" оказывается в приоритетном фокусе внимания совре­менной философии: по оценке Делеза, данный "сюжет явно присутствует в воздухе нашего времени". В кон­тексте современной философской рефлексии эксплика­ция "сил" и культурных механизмов, "которые действу­ют под воспроизведением тождественного" (Делез), может быть рассмотрена как осуществленная, и в силу этого в современной культуре невозможно прежнее им­плицитное функционирование философии как филосо­фии тождества: "современная мысль порождается... ут­ратой тождеств... Человек в нем не переживает Бога, тождество субъекта не переживает тождества субстан­ции" (Делез). В подобном культурном контексте един­ственный доступный тождеству статус — это статус симуляции (см. Симуляция, Симулякр, Бодрийяр): "современный мир — это мир симулякров... Все тожде­ства только симулированы, возникая как оптический "эффект" более глубокой игры — игры различия и по­вторения" (Делез). Постмодернистский отказ от идеи пронизанности мироздания универсальным и единым логосом (см. Логос, Логоцентризм) кладет конец "фи­лософии тождества": стиль мышления культуры пост­модерна рефлексивно осмысливает себя как постмета­физический (см. Постметафизическое мышление), а сама постмодернистская философия — как Р.Ф. Это на­ходит свое выражение как в общих установках постмо­дернизма (см. Постмодернистская чувствитель­ность, Закат метанарраций, Номадология), гак и в предметно специфицированных моделях постмодер­нистской философии: например, отказ последней от возможности конституирования онтологии (см. Онто­логия) как концептуальной модели бытия (см. Бытие); программное исключение социально-историческими штудиями постмодернизма из философского обихода таких универсальных концептов, как "история", "обще­ство" и т.п. (см. Постистория); признание постмодер­нистской теологией невозможности конституирования универсального учения о Боге и мире в современных условиях; отказ нравственной философии от притяза­ний на построение единой и абсолютной "этики" (см. Этика). В аксиологической системе постмодернизма Р.Ф. оценивается философской рефлексией как позво­ляющая выйти за пределы классической тавтологии, возводящей все возможные состояния объекта (мира) к

исходным причинам и тем пресекающей перспективу аналитики процессов подлинного становления и под­линной новизны: лозунгом постмодернизма становится "Да здравствует множественное!" (Делез, Гваттари). В отличие от классической традиции философии тожде­ства, наглядно выраженной в легендарном ответе Ла­пласа Бонапарту, назвавшего его "вторым Ньютоном": "второго Ньютона не будет, ибо существует лишь один мир, и он уже объяснен", — в рассматриваемом аспек­те аксиологическая позиция постмодернистской фило­софии во многом созвучна позиции современного есте­ствознания, пафосно фиксирующего, что "естествен­ные науки отказались от такой концепции объективной реальности, из которой следовала необходимость отка­за от новизны и многообразия, во имя вечных и неиз­менных универсальных законов" (И.Пригожин, И.Стенгерс). В контексте Р.Ф., равно как и в контексте современного естествознания (см. Неодетерминизм), с неизбежностью осуществляется отказ от презумпции жесткой номотетики, и аксиологическую приоритет­ность обретает идиографический метод познания. (См. также Тождества философия, Постметафизическое мышление, Идентичность.)

М.А. Можейко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 296 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2539 - | 2234 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.