Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


психология масс и анализ челове­ческого я — произведение Фрейда (1921), посвя­щенное




"ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕ­ЧЕСКОГО Я" — произведение Фрейда (1921), посвя­щенное социально-психологическому анализу массовидных общностей. Данная работа знаменует переход от трактовки психоанализа как терапевтической методо­логии к психоанализу как форме философствования. Та­кой переход осуществляется в форме применения поло­жений психоанализа к объяснению социальных процес­сов и явлений. Фрейд стремится связать уровень инди­видуально-психического со структурными и динамиче­скими аспектами общественных феноменов. Согласно Фрейду, психология личности в расширенном смысле является одновременно и социальной ("массовой") пси­хологией, так как в психической жизни человека всегда присутствует "другой". "Массовая психология" рассма­тривает человека как члена социальной общности или

как составную часть толпы. Фрейд, используя матери­ал Лебона и Мак-Дугалла, указывает на социально-психологические эффекты, возникающие в массе, — повышение аффективности и снижение интеллекта. Индивидуально-психические основы процессов обра­зования и функционирования массовидных общностей трактуются им на основании теории либидо. Под либи­до понимается энергия первичных позывов, "которые имеют дело со всем тем, что можно обобщить поняти­ем любви". Возникающие на основе либидо эмоцио­нальные связи и представляют собой сущность "массо­вой души". Фрейд рассматривает массы на примере церкви и войска. И церковь, и войско представляют со­бой искусственные (связанные с наличием внешнего принуждения) массы. Функционирование церкви и войска основано на культивировании иллюзии о нали­чии верховного властителя, любящего равной любо­вью каждого отдельного члена массы (Христа в церк­ви, полководца в армии), либо заменяющей его веду­щей идеи. Связь каждого члена массы с верховным су­ществом является, по мнению Фрейда, одновременно и причиной связи между членами массы. В этих массах каждый человек либидонозно связан в двух направле­ниях: с одной стороны, с вождем, а с другой стороны, с другими членами массы. При этом общность индиви­дов в данной массе коррелирует с враждебностью к другим массам. Объединение людей в массу рассмат­ривается как влекущее за собой ограничение индиви­дуального нарциссизма. По мысли Фрейда, ограниче­ние в массе нарциссического себялюбия является дока­зательством того, что сущность массообразования за­ключается в специфических либидонозных связях чле­нов массы друг с другом. Механизмами таких связей яв­ляются перенаправление сексуальной энергии и иденти­фикация. Идентификация представляет собой самую первоначальную форму эмоциональной связи с объек­том; регрессивным путем (интроекцией объекта в Я) она становится заменой либидинозной объектной связи; она может возникнуть при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуаль­ных первичных позывов. Идентификация как механизм массообразования действует через принятие некоторым числом индивидов одного и того же объекта в качестве Я-идеала. Отдельный человек замещает свой Я-идеал массовым идеалом, воплощенным в вожде. Как резуль­тат, индивиды идентифицируются между собой в сво­ем Я. Фрейд утверждает, что в массовидных общнос­тях пробуждаются социально-психологические меха­низмы "первобытной орды". К ним относятся "психо­логия индивидов" и "психология отца, возглавителя, вождя". Вождь-"праотец", полагает Фрейд, не был свя­зан либидинозными ограничениями и при этом препят-

ствовал удовлетворению сексуальных потребностей своих сыновей. Отношения в массе трактуются как вос­ходящие к таковым в первобытной орде. Вождь массы является эквивалентом праотца, к которому все преис­полнены страха. Праотец является идеалом массы и вместо Я-идеала владеет человеческим Я. Наиболее подверженными такой трансформация оказываются ин­дивиды нарциссичные, с низкой степенью отграничен­ности Я от Я-идеала. Соответственно вождю зачастую нужно обладать типичными характеристиками членов массы и производить впечатление большей силы и либидонозной свободы, чтобы занять доминирующую по­зицию. Другие же индивиды — с идеалом, несоответст­вующим данному — вовлекаются через механизм иден­тификации.

М.Н. Мазаник





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 418 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2446 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.