Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


РАССУЖДЕНИЕ О ПОЗИТИВНОМ ДУХЕ (1844) — сочинение Конта.




"РАССУЖДЕНИЕ О ПОЗИТИВНОМ ДУХЕ" (1844) — сочинение Конта. Вышло в виде предисловия к "Философскому трактату о популярной астрономии". Первая часть работы именуется "Умственное превос­ходство позитивного духа". В ее первой главе Конт раз­мышляет о "законе интеллектуальной эволюции чело­вечества", называемом обычно "законом трех стадий".

По мысли Конта, вначале человечество прошло "теоло­гическую", или фиктивную, стадию, состоящую из трех фаз: "фетишизма", характеризующегося логикой чувств, "политеизма", которому присуща логика обра­зов, и "монотеизма", придающего главное значение ло­гике знаков. Затем наступает очередь "метафизическо­го", или абстрактного, состояния. Конт доказывает не­обходимость этой промежуточной стадии — чисто кри­тической по природе своей — и ее историческую роль, состоящую в разрушении существующего порядка. И наконец, наступает третья стадия — "позитивная", или реальная. На данной стадии человечество стремится к тому, чтобы сформулировать законы природы. Этой це­ли человек должен постоянно подчинять свое вообра­жение при наблюдении. Разум "признает теперь, как фундаментальное правило, что всякое предположение, не сводящееся строго к простому установлению факта, частного или общего, не может иметь никакого дейст­вительного и внятного смысла. Принципы разума сами по себе есть не более чем истинные факты, только бо­лее общие и абстрактные, чем те, которые эти принци­пы связывают между собой. Каким бы ни был способ их обнаружения, теоретическим или эксперименталь­ным, лишь их соответствие, прямое или косвенное, на­блюдаемым явлениям, исключительно определяет их научную ценность". Конт уточняет природу позитивно­го духа по отношению к организации и социальной эволюции человека. Ведь предназначение позитивных законов заключается в способности предвидения. Но к познанию законов, т.е. универсальных понятий, Чело­вечество /правописание Конта — А.Г./ приходит в ре­зультате долгой и медленной эволюции. Во второй гла­ве рассматривается вопрос о "предназначении позитив­ного духа", как интеллектуальном, так и социальном. Конт размышляет о структуре умственной гармонии. Он объясняет, что единство любого акта познания за­ключается в том, что разнообразные концепции, полу­чаемые нами, становятся в нашем разуме непрерывны­ми и однородными. Конт различает два вида законов. По его мнению, единство разума не может быть объек­тивным, т.е. связанным с единством мира, как утверж­дают материалисты. Единство разума субъективно. Но при соотнесении всех наших концепций с Человечест­вом единство становится более полным и устойчивым, чем при соотнесении с Богом. Наука о Человечестве яв­ляется единственной способной привести общество в систему и заложить основы конечного единства чело­веческого рода. Наука и искусство гармонично связаны друг с другом. Наука организует искусство, понимае­мое как рациональное воздействие человека на приро­ду, причем не только на неорганическую и биологичес-

кую, но, в первую очередь, на политическую и мораль­ную. Социальное предназначение определяет, уточняет и дополняет исследование научных законов. Промыш­ленное производство как непосредственно благодаря своему объекту, так и опосредованно, по самой своей исключающей религию природе ведет к замене теоло­гического закона позитивным. Конт убежден в несо­вместимости науки и теологии. Эта несовместимость, поначалу неявная, но всегда радикальная, является од­новременно логической и теоретической. Противоре­чие между наукой и теологией проявляется лишь по­степенно, по мере эволюции. Под влиянием прогресса науки теологизм сводится к монотеизму. Это противо­речие в конце концов распространяется и на сам моно­теизм, который наука вытесняет в обеих своих сферах — умственной и социальной. Одним из решающих проявлений влияния позитивного духа явился компро­мисс в метафизике, по которому Природа сочетается с Богом, а ее законы — с волями. Другим свидетельством этого влияния стала замена догмы о конечной цели на принцип условий существования. Сама эта замена все более и более подчеркивает несовершенство существу­ющего порядка, в улучшении которого состоит цель каждодневной человеческой деятельности. В третьей главе доказывается "солидарность позитивного духа и здравого смысла". Само слово "позитивный", по убеж­дению Конта, свидетельствует о его реальности, полез­ности, верности и точности. Эти общие свойства отли­чают позитивный дух от всех других философских ме­тодов, особенно от методологии метафизики. Конт по­казывает сходства и различия между позитивным ду­хом и универсальным здравым смыслом. Позитивный метод мышления заимствует свои основные принципы из здравого смысла, но при этом обобщает их и прида­ет им последовательность. Ведь метод ни в коем случае нельзя отделять от теории. Основы позитивной фило­софии, согласно Конту, были заложены еще в 17 в. При своем распространении на явления разного порядка эта философия вызывает особого рода воздействие практи­ческого, или конкретного, разума на разум теоретичес­кий, или абстрактный. Достижение окончательной гар­монии между наукой и здравым смыслом требует реше­ния двух задач: 1) сделать позитивными общественные науки и нравственность; 2) систематизировать все по­зитивные концепции с точки зрения их отношения к че­ловеку. Целью системы позитивной философии являет­ся выполнение этой двойной программы. Часть вторая сочинения обозначена автором как "Общественное превосходство позитивного духа". По мысли Конта, предназначение позитивной философии заключается в том, чтобы вызвать в обществе революцию. В первой

главе автор пытается доказать, что позитивный дух мо­жет организовать революцию путем примирения по­рядка и прогресса. Философские школы, предшество­вавшие позитивистской, оказались на это не способны. Некоторые из них строились на чистом отрицании. Они критиковали, и справедливо, существующий порядок, но не смогли предложить ничего лучшего. Другие бы­ли откровенно реакционными. Они предлагали возвра­щение на предыдущую стадию развития, отрицая воз­можность прогресса. Те же системы, что занимали про­межуточную позицию между этими двумя, не имели серьезного философского обоснования. Конт предлага­ет свою концепцию Великого кризиса (имеется в виду Великая французская революция). Он размышляет и о ситуации, сложившейся в его собственную эпоху (рево­люция 1830 во Франции). Философ доказывает недо­статочность и бессилие как реакционной, так и нега­тивной школ перед лицом проблем, требующих своего решения. Он считает необходимым примирить эмпири­ческим путем две антагонистические школы — ту, что выступает за свободу, и ту, что отстаивает идею обще­ственного порядка. Каким образом можно сочетать по­рядок и прогресс? Позитивная школа должна стремить­ся привести общество в нормальное состояние. Любой человек, разделяющий позитивистские взгляды, пони­мает, что порядок есть необходимое условие прогресса, а прогресс — условие порядка. Что касается порядка, то позитивный дух коренным образом пересматривает научную методологию, подходя ко всем важнейшим проблемам, в первую очередь, с точки зрения морали и выводя их из познания прошлого и основных позити­вистских концепций. Он всегда представляет искусст­венный, или законный, порядок как простое продолже­ние порядка естественного. Для сторонников прогрес­са позитивная философия привлекательна тем, что ос­новным ее требованием является непрерывное совер­шенствование нашего положения и нашей натуры в стремлении, в идеале, к практически полному преобла­данию интеллекта и способности жить в обществе, т.е. человеческой сущности, над сущностью животной. Окончательным доказательством превосходства пози­тивного духа является то, что он способен полностью объяснить все человеческое прошлое. Все историчес­кие эпохи представляют собой лишь фазы единой фун­даментальной эволюции, каждая фаза вытекает из пре­дыдущей и готовит следующую, подчиняясь неизмен­ным законам. Вторая глава посвящена "систематизации человеческой морали". По Конту, система морали явля­ется главной сферой применения всякой истинной тео­рии Человечества. Философ исследует эволюцию пози­тивной морали. Прежде всего он констатирует, что гло-

бальные результаты, достигнутые католицизмом, все более компрометируются его догмами, враждебными современному разуму. Затем Конт переходит к закону эволюции нравственных установок. Вначале они опи­рались на религиозную основу. Но со временем эта ос­нова становилась все более и более рациональной и по­зитивной. Человечество нельзя осуждать за то, что оно способно основывать правила своего поведения только на химерических мотивах. Следует поэтому сделать мораль независимой от религиозных взглядов. Ведь те­ология, когда имеет дело с нравственными нормами, не только не консолидирует их, но делает еще более уяз­вимыми из-за порождаемых ею вымыслов, неспособ­ности внушить уважение к нравственному закону, а главное — из-за тех препятствий, которые она воздви­гает на пути чисто человеческой морали. И если, не­смотря на упадок теологии, практическая нравствен­ность все же улучшается, то объяснить это можно лишь наступлением позитивного духа, опирающегося на здравый смысл. В качестве примеров Конт приводит непопулярность разводов и борьбу между солдатами революции, атеистами, носителями идей прогресса, за­щитниками национального единства, и вандейцами, фанатично религиозными реакционерами, связанными с чужеземными врагами Франции. Конт критикует сис­тему коллективного лицемерия (иезуитство), сторонни­ком которой был, по его мнению, Кант, углубивший упадок теологии. Люди становятся все более свободны­ми, и теология не способна более управлять активными умами. Значит, необходимо установить духовную власть позитивной философии. Конт считает, что пол­ная победа позитивного духа нужна, в первую очередь, в интересах морали. Ведь систематическое и энергич­ное вмешательство новой духовной власти должно окончательно избавить общество от предрассудков. В третьей главе Конт рассуждает о том, "как позитивный дух поощряет и укрепляет чувство долга". Прежняя си­стема морали имела чисто личный характер. Каждый хотел обеспечить свое собственное спасение. Такие взгляды по сути не что иное, как проявление индивиду­ализма. Эгоизм метафизической морали вытекает из те­ологии, которая по природе своей глубоко индивиду­альна, а отнюдь не коллективна. Позитивная мораль, напротив, альтруистична в своей основе. Позитивный дух признает действительное существование лишь Че­ловечества. А значит, он носит в высшей степени обще­ственный характер. Активная жизнь, неизменно на­правленная на благо общества, может продолжаться лишь как существование рода людского. Это и есть единственная будущая жизнь, включающая в себя ин­дивидуальное существование. Третья часть работы

"Р.оП.Д." именуется Контом "Условия победы позитив­ной школы. Союз пролетариев и философов". В первой главе говорится о необходимости "введения народного высшего образования". Эту необходимость Конт объяс­няет общественной потребностью в замене бесплодной политической пропаганды на могучее интеллектуаль­ное движение, опирающееся на позитивную философ­скую школу. Конечно, перед этим движением возник­нет множество препятствий. Активные сторонники те­ологии и метафизики, т.е. большинство ученых, сопро­тивляются его созданию. Однако общество чувствует насущную потребность во всеобщем просвещении. Для возрождения научного духа необходимо распрост­ранение образования, основанного на позитивных принципах. Оно похоже на христианское образование в том отношении, что имеет целью добиться универсаль­ности умов. Почему в стремлении распространить по­зитивное образование Конт обращается к народу? Про­летарии нуждаются в нем, поскольку для них закрыта официальная образовательная система. К тому же они должны быть восприимчивыми к позитивной филосо­фии, потому что она имеет социальную направлен­ность. Характерное отношение к труду, согласно убеж­дению Конта, сближает их с философами как в мораль­ном, так и в интеллектуальном отношении. Позитивное образование, в котором ведущая роль принадлежит ес­тественным наукам, противоположно преобладающему в обществе гуманитарному образованию, которое де­классирует и принижает пролетариев. Во второй главе говорится о необходимости "создания особого народ­ного политического движения". Между политической и социальной программой пролетариев и позитивным учением существует определенное сходство. Ведь про­летарии ставят перед собой простые задачи: обеспе­чить для всех нормальное образование и постоянную работу. Именно из этих требований по сути дела и должна состоять пролетарская социальная программа. Политика, предлагаемая позитивной философией, ори­ентирована именно в этом направлении. Поэтому всем правительствам придется согласиться с организацией народного образования, независимой от существую­щей на данный момент власти. Третья глава касается "обязательного порядка изучения позитивных наук". Конт настаивает на прогрессивной направленности обучения. Учащийся должен продвигаться от простого к сложному. А значит, существует и обязательный по­рядок в изложении накопленных человечеством зна­ний. Неукоснительное его соблюдение обеспечит мак­симальную умственную и общественную эффектив­ность занятий. Главная идея, лежащая в основе этого порядка, состоит в том, что каждый человек должен по-

вторить путь всего человечества. Кроме того, в науках существует определенная иерархия. Логично предпо­ложить, что начинать следует с изучения внешнего Ми­ра, затем переходить к Земле и, наконец, к Человеку. Соответственно, натуральная философия должна начи­наться с астрономии, продолжаться химией и заканчи­ваться биологией. Но изучение астрономии требует оп­ределенных математических знаний. Значит, начинать нужно с математики. После астрономии следует пере­ходить к физике. Этот порядок обязателен для получе­ния полноценного позитивного образования. Конт со­жалеет, что ученые его времени слишком часто не по­нимают необходимости такого порядка изучения наук и по-детски беспечно замыкаются в узких рамках своей научной дисциплины. А ведь теория классификации наук неотделима от закона трех стадий. Она однознач­но соответствует последовательности прохождения этих стадий в индивидуальном сознании. Эта теория обеспечивает независимость различных наук, посколь­ку гарантирует им реальность, не прибегая к материа­лизму, и достоинство, не нуждающееся в спиритуализ­ме.

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 382 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.