Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еори€ происхождени€ и социальные функции искусства




—овременной наукой установлено, что искусство зародилось в эпоху позднего (верхнего) палеолита (около 30 - 40 тыс€челетий до н.э). Ёто врем€ формировани€ Homo Sapiens - „еловека –азумного.

—тремление пон€ть свое место в окружающем мире прочитываетс€ в тех образах, что донесли до нас гравированные и живописные изображени€ на камне из Ѕурдел€, Ёль ѕарналло, »стюрица, палеонтологические У¬енерыФ, живопись и петроглифы, изображени€, (выбитые, выцарапанные или высеченные на камне пещер Ћаско, јльтамиры, Ќио, наскальное искусство —еверной јфрики и —ахары.

ƒо обнаружени€ в 1879 г. росписей в испанской пещере јльтамира двор€нином ћарселино де —аутуолла среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен вс€кой духовности и занималс€ только поиском пищи.

ќднако, английский исследователь первобытного искусства јнри Ѕрейль в начале века заговорил о насто€щей Уцивилизации каменного векаФ, проследив эволюцию первобытного искусства от простейших спиралей и отпечатков рук на глине через гравированные изображени€ животных на кост€х, камне и роге к полихромным (многоцветным) роспис€м в пещерах на огромных пространствах ≈вропы и јзии.

√овор€ о первобытном искусстве, необходимо иметь в виду, что сознание первобытного человека представл€ло неразрывный синкретический (от греческого synkretismos - соединение) комплекс, и все в дальнейшем развивающиес€ в самосто€тельные формы культуры существовали как единое целое и были взаимосв€заны между собой. »скусство, фиксиру€ ту сферу социальности, котора€ свойственна Homo Sapiens, становилось и средством общени€ между людьми и закрепл€ло способность давать обобщенную картину мира в художественных образах. »звестный исследователь психологии искусства Ћ.—. ¬ыготский пришел к такому выводу: У»скусство есть социальное в нас... —ущественнейша€ особенность человека, в отличии от животного, заключаетс€ в том, что он вносит и отдел€ет от своего тела, и аппарат техники, и аппарат научного познани€, которые станов€тс€ как бы оруди€ми общества. “ак же точно и искусство есть общественна€ техника чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существаФ (¬ыготский Ћ.—. ѕсихологи€ искусства. ћ., 1968. —.316 - 317).

¬ насто€щее врем€ существует много точек зрени€ на происхождение искусства. ќдни авторы вывод€т его из Ухудожественного инстинктаФ, биологически свойственного человеку, другие - из потребности в привлечении партнеров, третьи вид€т в нем форму развити€ игрового поведени€, четвертые - продукт развити€ религиозно-культовых ритуалов и т.д. ќднако, наиболее обоснованным следует считать представление о происхождении искусства как социально обусловленной форме человеческой де€тельности, имеющего прежде всего практическое, жизненно необходимое значение и €вл€ющегос€ одним из условий и средств человеческого существовани€ и совершенствовани€.

–елигиозна€ теори€. ¬ соответствии с ней красота €вл€етс€ одним из имен Ѕожьих, а искусство - конкретно чувственным выражением божественной идеи. ѕроисхождение искусства св€зываетс€ с про€влением божественного начала. ƒанна€ теори€ особое про€вление получила в работах средневековых философов - богословов (јвгустин јврелий, Ѕоэций,  ассидор, »сидор —евильский и др.).

“еори€ подражани€ (Уимитативна€ теори€Ф). —огласно этой теории, в искусстве про€вл€етс€ инстинкт подражани€ (√ераклит, ƒемокрит, јристотель, Ћукреций  ар, ќ. онт, ∆.ƒаламбер и др.). ƒревнегреческий философ √ераклит Ёфесский считал, что искусство подражает красоте в природе. јнтичный мыслитель ƒемокрит определ€л возникновение искусства из непосредственного подражани€ животным (именно в античности по€вилс€ термин УмимезисФ - подражание). Ќаблюда€ за действи€ми животных, птиц, насекомых, люди научились Уот паука - ткачеству и штопке, от ласточки - постройке домов, от певчих птиц - лебед€ и соловь€ - пениюФ (Ћурье —.я., ƒемокрит Ћ., 1970. —.332).

ѕо ѕлатону предметы -тени идей, искусство же подражает предметам и есть отражаение отраженного (тень тени), а потому, €вление - низшее. ƒоступ ему в идеальное государство должен быть ограничен (гимны богам).

ƒл€ јристотел€ искусство - подражание действительности. ќн видел в искусстве УподражаниеФ матери-природе и одно из средств Уочищени€Ф чувств человека, воспитани€ его красивым, благородным, мужественным (УѕоэтикаФ). ѕричинами зарождени€ искусства он считал естественные склонности человека к имитации, подражанию природе. јристотель полагает, что музыка с помощью ритмов и мелодий подражает определенным состо€ни€м души - гневу, кротости, мужеству. ‘ормы музыки близки к естественным состо€ни€м души. »спытыва€ печаль или радость от подражани€ действительности в музыке, человек привыкает глубоко чувствовать в жизни. јристотель, рассматрива€ проблему мимезиса, считал, что в искусстве не просто создаютс€ образы реально существующих предметов или €влений, но и заложил импульс к сравнению с ними.

»грова€ теори€ (√. —пенсер,  . Ѕюхер, ¬. ‘риче, ‘. Ўиллер, …. ’ейзинга и др.) основываетс€ на том, что отличительной чертой искусства €вл€етс€ его не только эстетическа€, но и игрова€ природа. ¬ силу того, что игра - €вление биологическое, присущее всем животным, то и искусство €вл€етс€ одним из естественных природных €влений. “ак, как игра старше труда, то искусство старше производства полезных предметов. ≈го основна€ цель - удовольствие, наслаждение. ѕсихологи справедливо подчеркивают, что степень выраженности игрового начала €вл€етс€ неотъемлемой частью творческого процесса во сферах человеческой де€тельности. ‘.Ўиллер высоко ценил игровые способности человека, независимо от его профессии. ѕо его убеждению, Усчастлив человек играющийФ, т.е. способный уйти из реальности в обсто€тельства вымышленного мира. ј.Ѕахтин писал: УЁтот УдругойФ мир - мир игры - реальный феномен человеческой цивилизации на всех этапахФ. »скусство, будучи игрой, преодолевает материал действительности (Ћ.—.¬ыготский). „еловек приходит в мир искусства, отдал€€сь и вновь возвраща€сь к реальности, но уже с дистанции вымысла, идеала, Уигры воображени€Ф (». ант). „тобы это, как и вс€ка€ игра, состо€лось, Унеобходима дол€ творческого простодуши€Ф (ј.ƒовженко).

У»скусство - это божественна€ игра, поскольку остаетс€ искусством лишь до тех пор, пока мы помним, что, в конце концов, это всего лишь вымысел, что актеров на сцене не убивают, пока ужас и отвращение н мешают нам верить, что мы, читатели или зрители, участвуем в искусной и захватывающей игре; как только равновесие нарушаетс€, мы видим, что на сцене начинает разворачиватьс€ нелепа€ мелодрамаФ (¬. ¬.Ќабоков).

»гровое начало в искусстве про€вл€етс€ во всем: в игре смыслов, намеков, подтекстов, интриг, загадочности и неожиданности сюжетных построений. ¬ различных видах и жанрах искусства есть свои специфические правила игры, изначально обусловленные €зыком, выразительными средствами, особенност€ми формообразовани€. ѕоэт играет словами, рифмой, ритмом; живописец - красками, цветовыми контрастами, колористической палитрой; кинематографист - монтажем, планами, ракурсами подвижного изображени€; музыкант - звуками, мелодией, гармонией, ритмом; поэт и писатель - метафорами, аллегори€ми, гиперболами, ассоциаци€ми, сравнени€ми и т.д. Ќо, пожалуй, €рче всего игрова€ природа искусства про€вл€етс€ в театре, творчестве актера. «десь господствует принцип маски, перевоплощени€, лицедейства, притворства. ≈два ли не будет преувеличением считать театральный спектакль наиболее нагл€дной художественной моделью игры не только в искусстве, но и в жизни. »звестный голландский ученый ….’ейзинга в своей работе УHomo LudensФ - У„еловек »грающийФ, особым образом подчеркнул, что дл€ человека игра €вл€етс€ важной формой его быти€, атрибутивным свойством его жизни. ѕод углом зрени€ игрового начала автор рассматривает историю художественных стилей, где природа и основные принципы в искусстве барокко, классицизма, рококо, романтизма, сентиментализма тесно сопр€жены с культурными кодами соответствующих исторических эпох.

Ќекоторые ученые рассматривают искусство как реализацию Уинстинкта украшени€Ф, средства полового привлечени€ („. ƒарвин, ќ. ¬ейнигер,  . √рос, Ќ. Ќардау,  . Ћанге, «. ‘рейд и др.). —торонники этой точки зрени€ полагают, что искусство возникло как средство приманивани€ представител€ми одного пола особей другого пола. Ќапример, одна из наиболее древних форм искусства - украшательство - создавалось дл€ того, чтобы произвести наибольшее сексуальное увлечение. ѕоскольку любовные похождени€ как животных, так и человека сопровождаютс€ определенными звуками, поскольку это порождает музыку.

ћарксистска€ концепци€ искусства на первый план выдвигала общественно-историческую практику и производственную де€тельность людей. ќна ценна тем, что позвол€ет рассматривать искусство, сопоставл€€ его с наукой, философией, моралью, правом, религией и т.д. ќднако, тезис о зависимости форм общественного сознани€ от общественного быти€ порождает много неразрешенных вопросов.

¬ итоге, если рассматривать данную проблему в контексте генезиса культуры в целом, то, очевидно, что многие идеи и теории можно экстраполировать в область искусства. “ак, в качестве импульсов дл€ возникновени€ искусства могут выступать рефлекси€, труд, этноантропологические особенности, процесс сигнификации, коммуникации и др.  ажда€ из названных теорий имеет право на существование, приоритет той или иной может быть отдан в контексте поставленных исследовательских задач.

»скусство, €вл€€сь социальным €влением, не может существовать вне культуры и должно быть осмыслено в ее контексте. ќно участвует в социальном преобразовании общества, оказыва€ воздействие на личность. —ам процесс творчества аккумулирует в себе впечатлени€, событи€ и факты, вз€тые из действительности. јвтор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизвод€ новую реальность - художественный мир.

»скусство имеет полифункциональный характер. ќно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое воздействие на людей, а также выполн€ет и другие функции. —реди основных функций искусства следует выделить следующие:

- ѕознавательно-эвристическа€ функци€. ќтража€ действительность, искусство €вл€етс€ одним из способов познани€ человеком окружающего мира. »з романов ƒиккенса можно узнать о жизни английского общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистов той эпохи, вместе вз€тых. »скусство осваивает конкретно-чувственное богатство мира, раскрывает его эстетическое многообразие, показывает новое в привычном (так, Ћев “олстой открыл Удиалектику душиФ). »скусство выступает как средство просвещени€ и образовани€. »нформаци€, содержаща€с€ в искусстве существенно пополн€ет наши знани€ о мире.

- јксиологическа€ функци€ заключаетс€ в оценке воздействи€ искусства в контексте определени€ идеалов, общественных представлений о совершенстве духовного развити€, о той нормативной морали, ориентаци€ на которую и стремление к которой задаетс€ художником как представителем социума.

-  оммуникативна€ функци€. »скусство - это одно из универсальных средств св€зи и художественного общени€. Ќа коммуникативности искусства основываетс€ его современное семиотическое рассмотрение как знаковой системы, имеющей свой исторически обусловленный €зык, код, свои условности. ќбщение посредством искусства делает эти коды и условности общедоступными, вводит их в арсенал художественной культуры человечества. »скусство издавна объедин€ло людей.  огда в древности два разно€зычных племени заключали перемирие, они устраивали танец, своим ритмом сплачивавший их.  огда политика в конце XVIII века разделили »талию на мелкие графства и кн€жества, искусство роднило и соедин€ло неаполитанцев, римл€н, ломбардцев и помогало им ощущать себ€ единой нацией. —толь же велико было значение единого искусства дл€ раздираемой междоусобицами ƒревней –уси. ј в XVIII - XIX вв. ќбъедин€ющую силу поэзии остро почувствовали в своей жизни немцы. ¬ современном мире искусство прокладывает пути к взаимопониманию народов, оно - инструмент мирного сосуществовани€ и сотрудничества.

Ёстетическа€ функци€ (чувственно - ценностна€). Ёто специфическа€, сущностна€ функци€ искусства, пронизывающа€ все другие функции. ѕо своей природе искусство - это высша€ форма освоени€ мира Упо законам красотыФ. »ндийский поэт  алидаса (V век) выдел€л четыре цели искусства: вызывать восхищение богов; создавать образы окружающего мира и человека; доставл€ть высокое удовольствие с помощью эстетических чувств (рас): комизма, любви, сострадани€, страха, ужаса; служить источником радости, счасть€ и красоты. Ёстетическа€ функци€ - это специфическа€ способность искусства формировать художественные вкусы, ценностно ориентировать человека в мире, пробуждать творческий дух личности, желание и умение творить по законам красоты.

√едонистическа€ функци€ (искусство как наслаждение) заключаетс€ в том, что подлинное искусство несет люд€м наслаждение, одухотвор€ет их. Ёта функци€, как и эстетическа€, пронизывает все другие функции. ≈ще древние греки отмечали особый, духовный характер эстетического наслаждени€ и отличали его от плотских удовлетворений.

»нформационна€ функци€ (искусство как сообщение). »скусство несет информацию, оно - специфический канал св€зи и служит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению обобществленного опыта. »нформационные возможности искусства широки. ’удожественна€ информаци€ всегда отличаетс€ оригинальностью, эмоциональной насыщенностью, эстетическим богатством.

¬оспитательна€ функци€. »скусство формирует целостную личность. ¬ нем выражена вс€ система человеческих отношений к миру - нормы, и идеалы свободы, истин, добра, справедливости и красоты. ÷елостное, активное воспри€тие зрителем художественного произведени€ есть сотворчество, оно выступает способом интеллектуальной и эмоциональной сфер сознани€ в их гармоническом взаимодействии. ¬ этом состоит предназначение воспитательной и праксиологической (де€тельной) роли искусства.

“аким образом, искусство представл€ет собой специфический вид духовной де€тельности людей, дл€ которой характерно творческое, чувственное воспри€тие окружающего мира в художественно - образных формах.

≈сли бы люди перестали заниматьс€ искусством, это грозило бы возвратом к животному образу жизни. ¬ обществе, где пренебрегают искусством, люди звереют. »х уделом становитс€ биологическое существование, погон€ за примитивными чувственными удовольстви€ми. »стори€ свидетельствует, что в самые т€желые времена в народе не исчезает стремление к художественному творчеству. Ёто дает ему силы сохран€ть и совершенствовать человеческий, культурный образ жизни.

 ультурна€ де€тельность представл€ет собой, прежде всего, создание качественно новых ценностей. Ёта главна€ и ведуща€ область культуры охватывает творчество. Ѕлагодар€ ему общество поднимаетс€ на более высокие уровни развити€. ¬ажен, также, психологический характер творческого процесса. ќн УпогружаетФ людей в состо€ние особого подъема духа, который способен быть и средством самосовершенствовани€, и самоцелью. »менно творческому акту в искусстве доступны такие пон€ти€, как УкатарсисФ, УинсайтФ, УвдохновениеФ, Уэмпати€Ф и т.д.

 

 

—пецифика искусства, позвол€юща€ отличать его от всех других форм человеческой де€тельности, заключаетс€ в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. ќно €вл€етс€ результатом конкретной художественно-творческой де€тельности, эпицентром, центральной частью и показателем художественной культуры.   искусству принадлежит та часть художественной культуры, котора€ выполнена на высоком уровне и имеет высокую художественную ценность.

“аким образом, критерий выделени€ художественной культуры - предметный, а искусства - квалификационный. ¬ художественную культуру включены не только результаты де€тельности профессионалов, т.е. произведени€ искусства, но и вс€ ифраструктура, котора€ способствует им, а также все процессы, происход€щие вокруг искусства, такие, как создание, хранение, воспроизведение, воспри€тие, анализ, критика, оценка, тиражирование и т.д.

ќсновной строительный конструкт произведени€ и сознани€ художника - художественный образ - это суть искусства, чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. ’удожественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, про€вл€€ себ€ в сюжете, композиции, цвете, ритме, звуке, жесте и т.д.. —мысловой стороной художественного произведени€ выступает содержание, а материальным инобытием содержани€ - художественна€ форма. ѕроизведение искусства представл€ет собой систему художественных образов.

 атегори€ Ухудожественный образФ означает эмоционально окрашенное отображение средствами, способами и формами искусства, массовой культуры и народного художественного творчества объективного и субъективного мира в конкретном виде творчества. ’удожественный образ трудно сформировать, не обраща€сь к более конкретным категори€м эстетики: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и др.

УѕрекрасноеФ - категори€, отражающа€ признаки, состо€ние или форму объекта, которые характеризуютс€ совершенством, гармонией, завершенностью, мерой, уникальностью, симметрией, пропорцией, ритмом. Ёто идеальна€ теоретическа€ модель прекрасного.  атегори€ прекрасного, или красоты, подн€лась вровень с пон€ти€ми истины и добра. »звестно уравнение ѕлатона (V в. до н.э.), которое выгл€дит так:  расота = »стина = ƒобро. „асто в художественном творчестве используетс€ безобразное (как антипод) дл€ усилени€ воспри€ти€ прекрасного.

У¬озвышенноеФ - категори€, отражающа€ значительное и устойчивое, обладающее большой силой духа или воздействи€ на внутренний мир человека, на его поведение, общение и де€тельность. ¬ключает в себ€ человеколюбие, любовь к богу, стремление к достижению идеалов, гражданственность. ћужество и героизм, государственный и народный патриотизм и т.д. ¬озвышенное может соотноситьс€ с мирским, повседневным. ¬озвышенное соотноситс€ с низменным, мелочным, ситуативным.

¬ажной категорией эстетики €вл€етс€ УтрагическоеФ, которое отражает острую борьбу различных сил и самих людей. —одержание трагического составл€ют глубокие человеческие переживани€, страсти, страдание и горе, ценностно значимые утраты, отношение к жизни и смерти, смыслу жизни. —оотноситс€ с комическим.  атегори€ УкомическоеФ также отражает борьбу различных сил и самих людей, их жизненные ситуации и характеры, но через шутливость, высмеивание мелочности, неполноценность, никчемность, что позвол€ет критически осмысливать себ€ и окружающую действительность. ¬ыражаетс€ в таких формах, как сатира, юмор, ирони€, сарказм.

¬ажнейшей чертой художественного образа, конечно, €вл€етс€ эмоциональность, т.е. эмоционально-ценностное отношение к объекту. ≈го предназначение в том, чтобы вызвать в человеческой душе переживани€, сопр€женные с ее воспри€тием (Уволшебна€ сила искусстваФ).

’удожественный образ и есть модель причины, рождающей эмоции. ’удожественные образы - это мысленные модели €влений, а сходство модели с объектом, который она воспроизводит, всегда относительно: художественное €вление действительности не претендует на то, чтобы быть самой действительностью - это и отличает искусство от иллюзионистских фокусов. ћы принимаем создаваемый художником образ так, как если бы он был воплощением реального объекта, Ууславливаемс€Ф не обращать внимание на его Уненасто€щийФ характер. ¬ этом и состоит художественна€ условность. ѕонимание искусственного происхождени€ эмоций способствует тому, что они наход€т разр€дку в размышлени€х. Ёто позволило Ћ.—.¬ыготскому (в книге Уѕсихологи€ искусстваФ) сказать: УЁмоции искусства суть умные эмоцииФ.

»скусство, обраща€сь к €зыку символов, сообщает люд€м не только эмоции, но и мысли. ќно использует визуальные, аудиальные, вербальные знаки не просто в их пр€мом значении, но и кодиру€ в них глубинные, УвторичныеФ символические смыслы. ѕоэтому художественный образ УговоритФ нам не только об этом, но и о чем-то еще, т.е. несет в себе какое-то иное, более общее смысловое содержание, выход€щее за рамки конкретного, видимого и слышимого объекта, который в нем представлен.

—имволика художественного образа может опиратьс€ на закономерности человеческой психики (например, воспри€тие цвета людьми имеет эмоциональную модальность); оно может выражатьс€ в форме метафоры, иносказани€; на уровне воспри€ти€ его читателем (зрителем, слушателем) быть разнообразно интерпретируемым, о чем справедливо писал “ютчев:

УЌам не дано предугадать,

 ак наше слово отзоветс€,

» нам сочувствие даетс€,

 ак нам даетс€ благодатьФ.

» творцу ничего не остаетс€, как примиритьс€ с этим.

ћножественность интерпретаций говорит о том, что вс€кий полноценный художественный образ многозначен. Ќе сопереживание, а сотворчество - вот что необходимо дл€ понимани€ смысла произведени€ искусства, и притом понимани€, св€занного с личностным, субъективным, индивидуальным воспри€тием и переживанием содержащихс€ в произведении художественных образов.

—пецифической формой де€тельности человека выступает художественное творчество. ¬ широком смысле оно присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой де€тельности. ¬ концентрированном же качестве оно находит выражение в создании и творческом исполнении произведений искусства. ’удожественное творчество представл€ет собой самовыражение внутреннего мира художника, мышление в образах, результатом которого €вл€етс€ рождение второй реальности.

¬ истории философско-эстетической мысли сложились две трактовки художественного творчества:

гносеологическа€: от античных представлений о душе как о воске, в котором отпечатываютс€ предметы, до ленинской теории отражени€;

онтологическа€: от античных представлений о творчестве как воспоминании душой ее предвечной сущности, от средневековых и романтических представлений о том, что Ѕог говорит устами поэта, что художник - медиум “ворца, до концепции Ѕерд€ева, придававшей творчеству основополагающее, бытийное значение.

¬о взаимосв€зи этих трактовок ¬.—оловьев видел главное условие творческого процесса. –азные люди предрасположены к художественному творчеству и в разной степени: способность - одаренность - талантливость - гениальность. ’удожественное творчество предполагает новаторство, как в содержании, так и в форме художественного произведени€. —пособность оригинально, самосто€тельно мыслить €вл€етс€ безусловным признаком таланта.

’удожественное творчество - загадочный процесс. ». ант отмечал: У... Ќьютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до великих и глубоких открытий, мог представить совершенно нагл€дным не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их дл€ преемства; но никакой √омер или ¬иланд не может показать, как по€вл€ютс€ и соедин€ютс€ в его голове полные фантазии вместе с тем богатые мысл€ми идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого. »так, в научной области величайший изобретатель отличаетс€ от жалкого подражател€ и ученика только по степени, тогда как от того, кого природа наделила способностью к из€щным искусствам, он отличаетс€ специфическиФ ( ант. “.5.с. 324-325).

ѕушкин писал: У¬с€кий талант неизъ€сним.  аким образом ва€тель в куске каррарского мрамора видит сокрытого ёпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробл€€ его оболочку? ѕочему мысль из головы поэта выходит уже вооруженна€ четырьм€ рифмами, размеренна€ стройными однообразными стопами? - “ак никто, кроме самого импровизатора, не может пон€ть эту быстроту впечатлений, эту тесную св€зь между собственным вдохновением и чужой внешнею волею...Ф (ѕушкин. 1957.с. 380-381).

’удожественное творчество диалогично, оно внутренне св€зано с сотворчеством читател€, зрител€, слушател€, т.е. воспри€ти€ искусства как формы коммуникативной св€зи, средством общени€ между людьми. ƒуховно-практическа€ де€тельность художника, непосредственно направленна€ на создание художественного произведени€, представл€ет собой творческий процесс в искусстве. —одержание его обуславливаетс€ теми же идейно-эстетическими факторами, что и художественного творчества в целом. »ндивидуальные формы творческого процесса многообразны, они определ€ютс€ своеобразием личности художника, жанра.

¬ творческом процессе выдел€ютс€ две тесно св€занные друг с другом основные стадии. ѕерва€ - формирование художественного замысла, который возникает как следствие образного отражени€ действительности. Ќа этой стадии происходит осмысление художником жизненного материала и создание общей конструкции будущего произведени€.

¬тора€ стади€ - непосредственна€ работа на произведением. ’удожник добиваетс€ оптимальной выразительности образного воплощени€ своих идей и эмоций. ќбъективным критерием завершенности творческого процесса €вл€етс€ создание целостного художественного образа, воплощенного в произведении искусства.

 ак вс€ка€ развивающа€с€ система, искусство отличаетс€ гибкостью и подвижностью, что позвол€ет ему реализовать себ€ в различных видах, жанрах, направлени€х, стил€х. —оздание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, котора€ объедин€ет в исторически измен€ющеес€ целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

ћорфологи€ искусства

 ак вс€ка€ развивающа€с€ система, искусство отличаетс€ гибкостью и подвижностью, что позвол€ет ему реализовать себ€ в различных видах, жанрах, направлени€х, стил€х, методах. »сторически искусство существует и развиваетс€ как система взаимосв€занных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества. –азнообразие видов художественного творчества неуклонно увеличиваетс€ по мере роста эстетического сознани€ человечества. јмериканский ученый ћанро говорит о существовании около 400 видов искусства в современном виде искусств.

ѕон€тие Увид искусстваФ - основной структурный элемент системы художественной структуры. ¬иды искусства - это исторически сложившиес€, устойчивые формы творческой де€тельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиес€ по способам материального воплощени€.  аждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом изобразительно-выразительных средств.

ѕопытки изучить строение искусств были предприн€ты в глубокой древности. ќдной из первых €вл€етс€ мифологическа€ классификаци€ видов искусства, котора€ включала, как уже отмечалось, однопор€дковые формы творчества (трагеди€, комеди€); мусические искусства (поэзи€, музыка, танец) и технические искусства (архитектура, медицина, геометри€).

¬ своей УѕоэтикеФ јристотель сформулировал трехслойное - видовое, жанровое, родовое - деление форм художественной де€тельности, которое стало значительным завоеванием античной эстетики и культуры.

¬ эпоху ¬озрождени€ системный анализ искусства был ограничен, хот€ в У ниге о живописиФ Ћеонардо до ¬инчи и, позже, в УЋаокоонеФ √.Ћессинга было произведено исследование различий между изобразительным искусством и поэзией.

ѕо€вление первого глубокого анализа искусства было сделано в трактате Ў.Ѕатте У»з€щные искусства, сведенные к единому принципуФ (1746), в котором автор не только рассмотрел всю сферу художественно-творческой де€тельности, но и сумел найти в ней место каждому искусству.

ќднако, только в начале XIX века √егель в структуру своей грандиозной концепции заложил взаимоотношени€ между п€тью главными видами искусства - архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой, поэзией; проанализировал закономерности строени€ поэтического искусства, подразделив его на роды: эпический, лирический, драматический и вы€вил закон неравномерного развити€ искусств в истории, в целом. √егель назвал третью часть своих лекций по эстетике У—истема отдельных искусствФ. “ем самым, сделав проблему морфологии искусства одной из важных в работах XIX - XX веков. Ќачина€ с XIX века мирова€ теоретическа€ мысль об искусстве трудами √егел€, Ўеллинга, ¬агнера, —кр€бина и других доказала принципиальную равнозначность и необходимость существовани€ и развити€ всех видов искусства.

¬ ходе функционировани€ мировой художественной культуры система видов искусств посто€нно измен€лась, про€вл€€ при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции: из древнего синкретического искусства произошла дифференциаци€ всех его видов; в процессе исторического развити€ образовались синтетические виды искусств (театр, балет, цирк), а вли€ние научно-технического прогресса стимулировало по€вление новых видов искусств (кинематограф, телевидение, компьютерна€ графика). ¬ современном анализе взаимодействи€ искусств обозначились две тенденции: перва€ - состоит в сохранении суверенности каждого отдельного его вида; втора€ - подчеркивает т€готение к синтезу искусств. ќбе тенденции на сегодн€шний день актуальны и плодотворны.

–ассматрива€ эволюцию искусства как развертывание первоначально слитых воедино аспектов художественной де€тельности (мифологического, практического и игрового), можно заметить, что в ходе истории оно расчлен€етс€ на три потока:

1. У„истоеФ, УсвободноеФ искусство, произрастающее из потенций, заключенных в мифе. ≈го особенностью €вл€етс€ то, что оно отделено от утилитарных, практических целей. Ёто, например, станкова€ живопись, художественна€ проза и поэзи€, театральный спектакль, концертна€ музыка. У—вободноеФ искусство есть искусство профессиональное. —оздатели его отделены от его потребителей.

2. ѕрикладное искусство - сохран€ет и развивает идущую от глубокой древности вплетенность художественной де€тельности в практику. ¬ любой культуре сохран€ютс€ такие традиционные виды его, как оформление практически полезных вещей - одежды, посуды, мебели, орудий труда, оружи€ и т.д.; создание ювелирных изделий и украшений, архитектура, парфюмерное, парикмахерское, кулинарное искусство. Ќовые его ветви св€заны с развитием общественной жизни, техники, науки (научно-попул€рна€ литература, полиграфическое искусство, книжна€ графика, технический дизайн, художественна€ фотографи€, компьютерна€ графика, искусство рекламы и т.д.)

3. —амоде€тельно-развлекательное искусство - танцы, песни, исполн€емые дл€ собственного удовольстви€, художественные развлечени€ - любительские УхоббиФ (художественна€ самоде€тельность, рисование, изготовление моделей и т.п.). —мысл его существовани€ - не в создании высокохудожественных произведений, а в Утворческом самовыраженииФ личности, актуализации ее эстетических потребностей и вкусов.

¬ искусствоведческой литературе сложились определенные схемы и системы классификации искусств, хот€ единой до сих пор нет и все они относительны. ѕоэтому дать стройную и законченную классификацию видов современного искусства достаточно сложно.

ѕринципы видовой классификации искусств.

I) ѕо способу быти€ и созданию художественного образа: 1) пространственные (пластические, статические) изобразительные искусства: живопись, графика, скульптура, художественна€ фотографи€; архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн; 2) временные (динамические, процессуальные): литература и музыка; 3) пространственно-временные (синтетические, зрелищные): театр, кино, телевидение, хореографи€, эстрада, цирк и др.,

II) по способу отображени€ действительности: 1) изобразительные; 2) выразительные;

III) по рецепторам воспри€ти€: 1) визуальные; 2) акустические (аудиальные); 3) визуально-акустические;

IV) в зависимости от характера художественного созидани€ (авторские, исполнительские) и субъекта творчества (индивидуальные, коллективные);

V) с точки зрени€ €зыковой системы: 1) УпростыеФ искусства: литература, графика, живопись, скульптура, архитектура, музыка, художественна€ фотографи€, хореографическое искусство; 2) синтетические искусства: театр и его виды, кино, телевидение, эстрада, цирк и др.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1282 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

507 - | 529 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.039 с.