Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные социальные функции культуры




Ќа основе обобщени€ всех полученных в ходе работы знаний о культуре, ее структуре и компонентах можно определить ее основные социальные функции.

1. јдаптивна€ функци€ культуры.  ультура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим услови€м его обитани€. —лово адаптаци€ (от лат. adaptayio) означает прилаживание, приспособление. ¬с€кий вид живых существ адаптируетс€ к среде своего обитани€. ” растений и животных это происходит в процессе биологической эволюции благодар€ изменчивости, наследственности и естественному отбору, посредством которых функционируют и генетически передаютс€ из поколени€ в поколение особенности органов тела и механизмы поведени€, обеспечивающие выживание в заданных услови€х внешней среды (его экологической нише). јдаптаци€ человека происходит по-иному. „еловек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закрепленной за ним экологической ниши. ” него не хватает инстинктов, его биологическа€ организаци€ не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существовани€. ѕоэтому он не в состо€нии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себ€ искусственную, культурную среду. Ѕиологическа€ незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определенной экологической нише обернулись способностью осваивать любые при-родные услови€ путем формировани€ искусственных условий своего существовани€ - культуры. –азвитие культуры дало люд€м ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накоплени€ опыта и воплощени€ его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечени€ (продовольствием, теплом, жильем) коллективной безопасности сообщества (оборона), индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохранительна€ система) и т.д. ¬ конечном счете, вс€ созданна€ человеком материальна€ культура, социальна€ организаци€, система экономических, политических и социальных отношений выполн€ют адаптивную роль.

2. — адаптивной функцией тесно св€зана интегративна€ функци€ культуры, обеспечивающа€ социальную интеграцию людей. ѕри этом можно говорить о разных уровн€х социальной интеграции. Ќаиболее общим уровнем социальной интеграции €вл€етс€ формирование оснований, их устойчивого коллективного существовани€ и де€тельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышени€ уровн€ их групповой консолидарности и эффективности взаимодействи€, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

 о второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение культурой основных форм интегрированного существовани€ сообществ людей.  ультура объедин€ет народы, социальные группы, государства. Ћюба€ социальна€ общность, в которой складываетс€ сво€ культура, скрепл€етс€ этой культурой, потому что среди членов общества распростран€етс€ едина€ совокупность взгл€дов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведени€, характерных дл€ данной культуры. Ќа этой основе осуществл€етс€ консолидаци€ и самоидентификаци€ людей, формируетс€ чувство принадлежности к данной социальной общности - чувство Ђмыї;

ќднако солидарность между Ђнашимиї может сопровождатьс€ настороженностью и даже непри€знью по отношению к Ђчужимї. ‘ормирование групповой солидарности предполагает существование представителей кругов - Ђониї. ѕоэтому функци€ по интегрировани€ имеет своей обратной стороной дезинтеграцию людей, котора€ может вести к самым негативным последстви€м. »стори€ свидетельствует, что культурные различи€ между сообществами нередко становились причиной противосто€ни€ и вражды.

3. »нтеграци€ людей осуществл€етс€ на основе коммуникации. ѕоэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры.  ультура формирует услови€ и средства человеческого общени€.“олько благодар€ усвоению культуры между людьми устанавливаютс€ подлинно человеческие формы общени€, поскольку именно культура дает средства общени€ -знаковые системы, оценки. –азвитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект культурной истории человечества. Ќа самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного воспри€ти€ жестов и звуков. ѕринципиально новым средством коммуникации €вилась членораздельна€ речь. — ее развитием люди получил и необычайно широкие возможности передачи друг другу разнообразной информации. ѕозднее формируетс€ письменна€ речь и множество специализированных €зыков, служебных и технических символов: математических, естественнонаучных, топографических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; складываютс€ системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражировани€ и трансл€ции, а также институтов, занимающихс€ накоплением, сохранением и распространением информации.

4. ‘ункци€ социализации.  ультура €вл€етс€ важнейшим фактором социализации, определ€ющим ее содержание, средства и способы. ѕод социализацией понимаетс€ включение индивдов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведени€, соответствующих данному обществу, социальной группе. ¬ ходе социализации люди осваивают хран€щиес€ в культуре программы и научаютс€ жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. ѕроцесс социализации позвол€ет личности стать полноценным членом сообщества, зан€ть в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества. ¬месте с тем, этот процесс обеспечивает сохранение сообщества, его структуры и сложившихс€ в нем форм жизни. ¬ историческом процессе Ђперсональный составї общества и социальных групп посто€нно обновл€етс€, мен€ютс€ исполнители, так как люди рождаютс€ и умирают, но благодар€ социализации новые члены общества приобщаютс€ к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированным в этом опыте образцам поведени€.  онечно, общественна€ жизнь не стоит на месте, в ней происход€т определенные изменени€. Ќо вс€кие новации в общественной жизни, так или иначе, обусловливаютс€ унаследованными от предков формами жизни и идеалами и также транслируютс€ из поколени€ в поколение благодар€ социализации.

ѕо мнению √.¬. ƒрача,культура - как многофункциональна€ система, имеет еще одну очень важную функцию - трансл€цию (передачу) социального опыта. ≈е нередко называют функцией исторической преемственности.  ультура, представл€юща€ собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколени€ к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. ѕоэтому не случайно культуру считают социальной пам€тью человечества. –азрыв же культурной преемственности обрекает новые поколени€ на потерю социальной пам€ти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последстви€ми.

ѕо другим классификаци€м к функци€м культуры относ€тс€:

1) ѕознавательна€ или гносеологическа€.  ультура, концентрирующа€ в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знани€ о мире и тем самым создавать благопри€тные возможности дл€ его познани€ и освоени€. ѕотребность в этой функции вытекает из стремлени€ любой культуры создать свою картину мира. ѕроцесс познани€ характеризуетс€ отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. ѕознание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной де€тельности. —уществуют как теоретические

так и практические формы познани€, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

2) –егул€тивна€ (нормативна€) функци€ культуры св€зана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной де€тельности людей. ¬ сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, вли€ет на поведение людей и регулирует их поступки, действи€ и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. –егул€тивна€ функци€ культуры опираетс€ на такие нормативные системы, как мораль и право.

3) —емиотическа€, или знакова€ (от греч. semeion-учение о знаках) функци€ - занимает важное место в системе культуры. ѕредставл€€ собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание и владение ею. Ѕез изучени€ соответствующих знаковых систем овладеть достижени€ми культуры невозможно. “ак, €зык (устный или письменный) - средство общени€ людей, литературный €зык - важнейшее средство овладени€ национальной культурой. —пецифические €зыки нужны дл€ познани€ особого мира музыки, живописи, театра. ≈стественные науки (физика, математика, хими€, биологи€) также располагают собственными знаковыми системами.

4) ÷енностна€, или аксиологическа€ функци€ отражает важнейшее качественное состо€ние культуры.  ультура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. ѕо их уровню и качеству люди чаще всего суд€т о степени культурности того или иного человека. Ќравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Ќ.√. Ѕагдасарь€н среди функций культуры выдел€ет следующие: преобразующую, защитную, коммуникативную, познавательную, информационную, нормативную. ѕриступим к их характеристике.

1) ѕреобразующа€ функци€ культуры. ќсвоение и преобразование окружающей действительности €вл€ютс€ фундаментальной потребностью человека, поскольку Ђсущность человека не исчерпываетс€ склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческа€ сущность выражаетс€ в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составл€ют лишь необходимую базуї.

≈сли рассматривать человека только как существо, стрем€щеес€ к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспанси€ во внешнюю среду должна была прекратитьс€, так как в процессе освоени€ и обустройства мира всегда есть определенна€ дол€ риска, сохран€юща€с€ с увеличением размеров преобразований. ќднако этого не происходит. ¬едь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

2) «ащитна€ функци€ культуры €вл€етс€ следствием необходимости поддержани€ определенного сбалансированного отношени€ человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. –асширение сфер человеческой де€тельности неизбежно влечет за собой по€вление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создани€ адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного пор€дка, технические и технологические достижени€ и т.п.). ѕричем необходимость одного вида защиты стимулирует по€вление других. Ќапример, истребление сельскохоз€йственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической защиты. ”гроза экологической катастрофы в насто€щее врем€ выводит защитную функцию культуры в разр€д первостепенных. —реди средств культурной защиты - не только совершенствование техники безопасности - очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

3)  оммуникативна€ функци€ культуры.  оммуникаци€ - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. „еловек как существо социальное дл€ достижени€ различных целей нуждаетс€ в общении с другими людьми. »менно с помощью коммуникации происходит координаци€ сложных действий. ќсновными каналами коммуникации €вл€ютс€ зрительный, речевой, ос€зательный.  ультура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные услови€м жизнеде€тельности людей.

4) »нформационна€ функци€ культурыобеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. ќна про€вл€етс€ в закреплении результатов социокультурной де€тельности, накоплении, хранении и систематизации информации. ¬ современную эпоху каждые п€тнадцать лет происходит удвоение информации. —. Ћем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем, увеличиваетс€ пр€мо пропорционально объему накопленных знаний. —итуаци€ Ђинформационного взрываї потребовала создани€ качественно новых способов обработки, сохранени€ и передачи информации, более совершенных информационных технологий.

5) Ќормативна€ функци€ культурыобусловлена необходимостью, поддерживать равновесие и пор€док в социуме, приводить в соответствие с общественными потребност€ми и интересами действи€ различных социальных групп и индивидов. ‘ункци€ общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, пон€тности, предсказуемости поведени€. ћожно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношени€ между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. ћногие нормы тесно св€заны с культурной традицией и укладом жизни народа.

“аким образом, что бы ни €вл€лось основой функционального анализа феномена культуры, главное здесь то, что все богатство и целостность каждой культуры, формирует определенный способ осознани€ и мира, и быти€ в нем. –езультат этого специфического видени€ мира, в котором обитает человек, называетс€ культурна€ картина мира- система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. “ак в конечном итоге смысловые св€зи, образованные благодар€ культуре формируют те фундаментальные ритмы, образы и значени€ человеческой жизни, те пространственные и временные зависимости, которые составл€ют предпосылку культурного процесса.

“аким образом, обобща€ изложенный материал, следует отметить, что культура реально существует как исторически сложивша€с€ система, имеюща€ свою структуру, обладающа€ своей символикой, традици€ми, идеалами, установками, ценностными ориентаци€ми и, наконец, образом мысли и жизни.

—убъектом культуры выступает человечество, наци€, социальна€ группа и человек. ѕредметные формы быти€ культуры - это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Ќо сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самосто€тельный характер: они мертвы вне человека и его творческой де€тельности.

Ќекогда культуры отличались большей замкнутостью. ¬ ходе своего многопланового развити€ они станов€тс€ все более открытыми дл€ всевозможных вли€ний: происходит процесс взаимодействи€ компонентов культур и жизнь вырабатывает все более гибкие механизмы этого взаимодействи€, что способствует общему подъему культуры на более высокий уровень. ¬заимодействие различных видов и форм культуры €вл€етс€ основой происход€щего на наших глазах процесса формировани€ общечеловеческой цивилизации. ¬ этом смысле культура предстает как социальное €вление и выступает как фактор возникновени€ и становлени€ социальных отношений. ј это значит, что культура может быть рассмотрена и с позиций вы€влений тех функций, которые она выполн€ет в обществе. ‘ункцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. ѕод пон€тием Ђфункции культурыї подразумеваетс€ характер и направление воздействи€ культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполн€ет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах. ÷енност€ми культуры выступают различные материальные и нематериальные объекты окружающей действительности: природа, мораль (внешние регул€тивы поведени€, нравственность (внутренние регул€тивы поведени€), знание (способы достижени€ истины), стиль мышлени€, логика изложени€, область творчества, характер де€тельности и т.д. „то говорит о культуре как многоуровневой, многоплановой и многофункциональной системе, созданной человеком и не существующей вне человеческого быти€.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 811 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

833 - | 653 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.