- Во всех вопросах, кроме того, что входит в Таухид.
Принятие оправдания по невежеству в куфре с учётом дохождения худжи и отсутствия "Отвержения" (Такзиб) и "Упорства"('Инад) а также отворачивания "И'род".
Этот мазхаб – в нём ряд разграничений, однако он – самый близкий к шариатским доказательствам и самый объединяющий между ними.
Мы уже упоминали два вида оправдания, о которых идёт речь в этих вопросах, и у ученых этого мазхаба своя позиция по отношению к каждому виду из двух видов оправдания:
1) Они оправдывают того, до кого не дошла посланническая худжа абсолютным образом, независимо, будь это в вопросах ширка или куфра, но лишь в том, что касается наказания и называния его "Кафиром", и говорят: "Такфир и убийство определенного человека полностью зависят от достижения посланнической худжи"
2) Они не оправдывают совершившего ширк вторым видом оправдания ни в коем случае, таким образом, что говорят, "Любой, кто не выполнил Таухид, не бывает мусульманином." И это только в вопросах, касающихся "Ля иляха илля Ллах", то есть Таухид и то, без чего он невозможен. И говорят, как сказал Шейхуль Ислам:
"Имя Мушрик опускается на человека даже до посланнической худжи, потому что он приобщает сотоварища к Аллаху" (Аль Фатауа)
3) Они оправдывают того, до кого не дошла худжа и первым и вторым видом оправдания во всех видах куфра, которые не входят в Таухид и посланничество непосредственно.
Слова ученых этого мазхаба в утверждении первого вида оправдания (в наказании и хукме) в вопросах ширка и вопросах куфра до установления худжи абсолютно:
1) Сказал Ибн аль Къайим:
"Затем, также такфир – шариатский хукм, и кафир – тот, кого Аллах и Его посланник назвал кафиром, и куфр – отрицание того, о чём известно, что с этим пришёл посланник, независимо, будут это вопросы, которые называются "ильмийят" или "амалийя", и кто отрицает то, с чем пришёл посланик, мир ему и благословение Аллаха, после того, как узнал, что он пришёл с этим – тот кафир, независимо от того, будь это явные вопросы религии, или сложные.
Конец цитаты.
(Мухтасару Ссаваикъиль Мурсаля, 596 стр.)
2) Сказал также Ибн аль Къайим:
"Здесь есть также другая основа, а это:
То, что большой куфр – двух видов: Куфр действия и Куфр отвергания и упорства, и куфр отвергания: Это чтобы человек проявлял неверие в то, о чём известно, что посланник пришёл именно с этим от Аллаха, отверганием и упорством, будь это из имён Господа, или Его действий или Его установлений, и этот вид неверия противоречит Иману со всех сторон, а что касается куфра в действии – то он делится на (два вида:) тот, который несовместим с Иманом, и тот, который совместим с Иманом, таким образом: Земной поклон идолу, издевательство над Кораном или убийство пророка несовместимы с Иманом.
Конец цитаты.
(Китабу Ссоля, 55 стр.)
"وها هنا أصل آخر، وهو أن الكفر نوعان: كفر عمل، وكفر جحود وعناد، فكفر الجحود: أنه يكفر بما علم أن الرسول جاء به من عند الله جحوداً وعناداً من أسماء الرب وصفاته وأفعاله وأحكامه، وهذا الكفر يضاد الإيمان من كل وجه، وأما كفر العمل، فينقسم إلى ما يضاد الإيمان، وإلى ما لا يضاده، فالسجود للصنم، والإستهانة بالمصحف، وقتل النبي وسبه يضاد الإيمان (3)
3) Также Ибн Аль Къайим, да помилует его Аллах, сказал:
فَصْلٌ
وَكُفْرُ الْجَحُودِ نَوْعَانِ: كُفْرٌ مُطَلَقٌ عَامٌّ، وَكُفْرٌ مُقَيَّدٌ خَاصٌّ.
فَالْمُطْلَقُ: أَنْ يَجْحَدَ جُمْلَةَ مَا أَنْزَلَهُ اللَّهُ، وَإِرْسَالَهُ الرَّسُولَ.
وَالْخَاصُّ الْمُقَيَّدُ أَنْ يَجْحَدَ فَرْضًا مِنْ فُرُوضِ الْإِسْلَامِ، أَوْ تَحْرِيمَ مُحَرَّمٍ مِنْ مُحَرَّمَاتِهِ، أَوْ صِفَةٍ وَصَفَ اللَّهُ بِهَا نَفْسَهُ، أَوْ خَبَرًا أَخْبَرَ اللَّهُ بِهِ، عَمْدًا، أَوْ تَقْدِيمًا لِقَوْلِ مَنْ خَالَفَهُ عَلَيْهِ لِغَرَضٍ مِنَ الْأَغْرَاضِ.
وَأَمَّا جَحْدُ ذَلِكَ جَهْلًا، أَوْ تَأْوِيلًا يُعْذَرُ فِيهِ صَاحِبُهُ فَلَا يُكَفَّرُ صَاحِبُهُ بِهِ، كَحَدِيثِ الَّذِي جَحَدَ قُدْرَةَ اللَّهِ عَلَيْهِ وَأَمَرَ أَهْلَهُ أَنْ يَحْرِقُوهُ وَيَذْرُوهُ فِي الرِّيحِ، وَمَعَ هَذَا فَقَدْ غَفَرَ اللَّهُ لَهُ، وَرَحِمَهُ لِجَهْلِهِ، إِذْ كَانَ ذَلِكَ الَّذِي فَعَلَهُ مَبْلَغَ عِلْمِهِ، وَلَمْ يَجْحَدْ قُدْرَةَ اللَّهِ عَلَى إِعَادَتِهِ عِنَادًا أَوْ تَكْذِيبًا.
"Раздел:
Куфр отрицания (Джухуд) делится на два вида:
Первое: Куфр абсолютный, общий.
Второе: Куфр частный, конкретный.
Абсолютный – это когда человек отрицает всё, что ниспослал Аллах и посылание посланников.
Частный, конкретный, это когда человек отрицает какой либо фарз Ислама(обязанность), или запрещённость какой то запрещённой вещи, или какое либо из качеств, которыми Аллах описал Себя, или какое то событие, о котором Аллах сообщил, делая это специально, или же предпочитая слово того, кто противоречит ему ради какой либо цели.
А что касается отрицания этого по невежеству, или по толкованию, обладатель которого оправдывается, то не становится кафиром тот, кто это отрицает в таком случае, как в хадисе человека, который отрицал могущество Аллаха и приказал своей семье сжечь его после смерти и развеять его по ветру, несмотря на это, Аллах простил ему и помиловал его из за его невежества, потому что то, что он сделал, было соразмерно его знанию, и он не отрицал могущество Аллаха из за упорства или считания что либо ложью."
Конец цитаты.
(Мадариджу Ссаликин, 1 том, 348 стр)
4) Привёл Имам Ибн Аби Хатим в "Манакыбу Шшафии" от Юнуса ибн Абдиль А'ля, что он сказал:
فقد أخرج ابن أبي حاتم في مناقب الشافعي عن يونس بن عبد الأعلى ، قال: سمعت الشافعي يقول: (لله أسماء و صفات لا يسع أحدا ردها ، و من خالف بعد ثبوت الحجة عليه فقد كفر ، و أما قبل قيام الحجة فإنه يعذر بالجهل ؛لأن علم ذلك لا يدرك بالعقل و لا الرؤية و الفكر)
"Я слышал, что Аш Шафии сказал: "У Аллаха есть имена и качества, которые никому не простительно отрицать, и кто противоречит в этом после установления худжи над ним, тот кафир, а до установления худжи, поистине, он оправдывается незнанием, потому что знание этих вещей не познаётся разумом, или видением, или размышлением"
Конец цитаты.
Мы скажем: Возьми правило от великого Имама, когда он говорит: "А до установления худжи, поистине, он оправдывается незнанием, потому что знание этих вещей не познаётся разумом, или видением, или мышлением", затем примени это правило на любой вопрос из вопросов куфра или отрицания каких то положений, и с позволения Аллаха, это будет светом от саляф, который осветит твою дорогу в это тёмное время.
5) Сказал Имам Абу Умар ибн Абдиль Барр в разъяснении того, что куфр это именно упорство и отрицание:
"Кто не знает некоторые качества Аллаха и уверовал в остальные, тот не будет по причине незнания некоторых качеств кафиром, потому что кафир это тот, кто упорствует, а не тот, кто не знает, и это - мнение ранних ученых"
Конец цитаты.
(Ат Тамхид, 19 том)