Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современная социокультурная ситуация в России




Определяющее влияние на современное состояние оте­чественной культуры оказали изменения, происходившие как в годы «перестройки», так и в последующий период. С возникновением политики «гласности» начинают преоб­ладать тенденции возвращения к «подлинному социализму» («с человеческим лицом»). Появились произведения дра­матурга М. Шатрова (пьеса «Диктатура совести»), публи­циста Е. Яковлева, возглавлявшего газету «Московские новости», писателя Р. Медведева и др. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение о показе ранее запрещен­ных фильмов. Вскоре процесс «гласности» вышел далеко за рамки определенного руководством КПСС курса «демок­ратического социализма».

Во второй половине 80-х годов увеличиваются тиражи га­зет и журналов. Журнал «Новый мир» начал публикацию романов А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом» и др. Читатели получили возмож­ность познакомиться с ранее запрещенными в СССР произ­ведениями: А. Платонова «Котлован», М. Булгакова «Собачье сердце», Б. Пастернака «Доктор Живаго», В. Гросмана «Все течет» и др. Наибольшую известность приобрели произведе­ния, посвященные критике сталинизма — повести В. Распу­тина, В. Астафьева, романы Ч. Айтматова, Ю. Дудинцева, А. Рыбакова и др.

После принятия на XIX партийной конференции резо­люции «О гласности» (1988 г.) была фактически ликвидиро­вана цензура. Широкое развитие получили культурные, научные и образовательные обмены. Ликвидация «железного занавеса» имела двойственное значение. Положительным явлением было получение возможности свободного выезда за рубеж. Одновременно в нашу страну хлынул поток про­изведений массовой западной культуры — боевики, филь­мы ужасов, бульварные романы, порнографические изда­ния и др. Закономерное явление сегодняшнего времени — «кассетная культура», где тиражирование и потребление «массовой культуры» осуществляется путем личного волеизъ­явления индивида.

Академик Д. С. Лихачев сравнил нашу современную куль­туру с ручной птицей, выпускаемой из «клетки», не знаю­щей, как ей «тратить» свободу: «и когда птицу выпускают из клетки, она сталкивается с двумя трудностями. Прежде всего у нее слабые крылышки И второе — у нее нет корма, хотя она привыкла в клетке его иметь». Где взять крепкие крылья? Как найти смелость отлететь от разрушенной клет­ки? Как привыкнуть жить без команды?

В этих условиях постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе, искусстве приходит дик­тат рынка, где платежеспособный спрос является основным критерием оценки научного или художественного творчества. Внедрение рыночных отношений в сферу культуры получило официальное оформление с момента принятия в 1988 г. Министерством культуры СССР постановления «О переводе учреждений культуры на условия самофинансирования и хозрас­чета».

Важнейшей предпосылкой современной социокультур­ной ситуации является «остаточный принцип» финансиро­вания. В СССР «остаточный принцип «финансирования стал применяться в конце 20-х — начале 30-х гг., когда был взят курс на ускоренную централизацию, и ему в жертву принесен культурный уровень населения. Культура России в первой половине 90-х годов развивалась в условиях рез­кого сокращения государственных ассигнований на ее нуж­ды. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета. В этих условиях начала действовать программа «Сохранения и развития культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов ациональной культуры. В соответствии с программой проводились реставрационные работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого в Москве, Новго­роде, Великом Устюге. Реставрировались музеи С.А. Есе­нина в Константинове и декабристов в Ялотуровске, усадь­ба А.К. Толстого в Брянской области.

Десятилетия действия «остаточного принципа» привели к глубокому кризису культуры, осложненному стремительным развитием рыночных отношений в 90-е годы. Дома культуры, библиотеки, театры, кинотеатры стали вынуждены искать небюджетные источники финансирования, заниматься поис­ком спонсоров, сдавать свои помещения в аренду коммерчес­ким организациям. Тем самым были созданы экономические предпосылки для разрушения инфраструктуры сферы культу­ры и постепенного превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Начала сворачиваться деятельность кружков и кол­лективов художественной самодеятельности, одновременно увеличивалось количество «доходных» организаций: видеоса­лонов, пунктов проката аудио- и видеокассет. В настоящее время продолжается тенденция закрытия, либо перепрофи­лирования учреждений культуры.

Особенно неблагоприятная ситуация с социально-культур­ными учреждениями складывается на селе. В сложившихся экономических условиях акционерные общества на селе (в прошлом колхозы и совхозы) оказались неспособными содер­жать на своем балансе построенные ими Дома и Дворцы куль­туры, кинотеатры, творческие самодеятельные коллективы, финансировать демонстрацию кинофильмов, выездных спек­таклей городских театров и т.д.

Внедрение рыночных основ в сферу культуры ухудшило положение творческой интеллигенции. Перед проблемой вы­живания были поставлены библиотекари, сотрудники музе­ев, парков, артисты театров, все, кто с повышением стоимо­сти жизни оказался за чертой бедности. Низкая зарплата, неустойчивая ситуация, понижение социального статуса сти­мулировали массовый отток высококвалифицированных кад­ров из учреждений культуры. Значительное число представи­телей творческой интеллигенции, особенно тех, кто уже обладал сценическим именем и известностью, ушли из творчес­ких коллективов в коммерческие структуры, связанные с шоу-бизнесом или действующие на коммерческих началах. Часть из них эмигрировала за рубеж.

Внедрение рыночных отношений сказалось на репертуаре. Появились произведения, заранее «обреченные» на успех благодаря конъюнктурной тематике и учету потребностей новой «элиты», предпринимателей, коммерсантов, новой номенклатуры и т.д. Возросли цены на билеты, что сделало просмотр спектаклей в престижных театрах практически не­доступным.

В то же время мы являемся свидетелями рождения новых театров, новых театральных трупп. Многие из них имеют небольшие залы, но, как правило, у них всегда аншлаги. Например, спектакли Марка Розовского полностью отвечают его замыслу: «Я хочу, чтобы в свободном обществе торжество­вал высокий художественный вкус, а не подделка». Высокий художественный вкус не изменяет и таким талантливым ре­жиссерам (в чьих театрах всегда аншлаги), как Марк Захаров, Галина Волчек, Олег Ефремов, Юрий Любимов и т.д. Интерес­ны и драматургические поиски многих других деятелей теат­ра, в первую очередь Романа Виктюка, Петра Фоменко, Сер­гея Арцибашева. Велика роль в развитии художественной куль­туры Большого театра в Москве, с его деятельностью связан расцвет балетного и оперного искусства. Русский балет (и это не преувеличение!) получил всемирное признание и являет­ся гордостью отечественной культуры.

Внедрение рыночных отношений отрицательно сказалось на отечественном киноискусстве. Такие киностудии, как «Мосфильм», «Ленфильм» и другие оказались не в силах кон­курировать с десятками возникших коммерческих студий, кинообъединений и киноцентров. Коммерческие структуры ставят боевики, вестерны, триллеры, эротические ленты, то, что в настоящее время пользуется успехом у значитель­ной части зрительской аудитории. Тем не менее, всеобщее признание получили такие произведения последних лет, как фильмы «Покаяние» Т. Абуладзе, «Иди и смотри» Э. К.1имо-ва, «Частная жизнь» Ю Райзмана. Глубоким проникновением в жизнь и заботы современников отмечены фильмы Э. Ряза­нова, Н. Михалкова, Л. Шепитько и др.

Противоречивое влияние рыночные отношения оказали и на книгоиздательскую деятельность. С одной стороны, про­изошло значительное увеличение книжных тиражей. Люди приобрели возможность покупать книги свободно, а не «из-под полы», «по знакомству» или выстаивая длинные очереди для того, чтобы оформить подписку на необходимые изда­ния. Расширился ассортимент детской литературы, разно­образной по содержанию и оформлению. С другой стороны, разнообразие нынешней книжной продукции в значитель­ной степени мнимое. Издательства выпускают литературу приблизительно одного и того же плана: фантастика, детек­тивы, эротика. Книжный рынок в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, зачастую отвергает лите­ратуру, обладающую высокими художественными достоин­ствами. Единственным механизмом его регулирования вы­ступает прибыль, получаемая издателями и продавцами печатной продукции.

В условиях духовного кризиса общества были сняты зап­реты на отправление религиозных культов и обрядов, на рас­пространение религиозной литературы и религиозного обуче­ния. Получили возможность проповедовать представители восточных и западных религий и церквей (в т. ч. представ­ляющие серьезную опасность для общества, такие как секта «Аум Синрике»).

Коренным образом изменилось отношение к Русской Пра­вославной Церкви, ей были возвращены древние храмы и монастыри. В 1988 г. Русская Православная церковь гласно и на официальном уровне отмечала тысячелетие принятия христианства на Руси. О добром влиянии церкви на нрав­ственную жизнь людей стали говорить в газетах, журналах, по телевидению. При этом не обошлось без перегибов, без попыток реанимировать то, что уже нельзя вернуть к жизни.

Вплоть до XIX в. религия служила фундаментом форми­рования мировоззрения, лежащего в основе той или иной культуры в целом. Но язык религии, ее понятия все больше отдаляются от повседневного опыта, реальной жизни, ста­новятся все более чужеродными по отношению к ней. Все меньше становится точек соприкосновения между жизнью современного мира и церковной проповедью. Современно­му обществу необходимо другое мировоззрение, независимое от религиозных символов и мифов, опирающееся на науку. В сентябре 1997 г. был принят новый Закон о свободе сове­сти и религиозных объединений. Религия превратилась в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она выступала в качестве объединяющей его силы. Теперь она существует в одном ряду с искусством, наукой, философией и т.п.

Важным фактором процесса формирования и самореали­зации личности является система образования, которая пе­реживает глубокий внутренний кризис. Результатом школь­ной реформы 1984 г. было введение 11-летнего срока обуче­ния, частичное повышение зарплаты учителям и постепен­ное уменьшение опеки над образованием. Российская шко­ла накопила определенный интеллектуальный потенциал — резерв обновления образования, который реализовывали учи­теля-реформаторы В. Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, М.И. Щети­нин и др.

Однако в целом не были преодолены консервативные и бюрократические тенденции, система обучения безнадеж­но отставала от требований времени. Несмотря на повыше­ние зарплаты учителям школ и преподавателям вузов (в конце 80-х гг.), усилился дефицит преподавателей, так как они начали уходить в различные коммерческие предприятия, где получали значительно больше. Кроме того, резко сни­зился интерес молодежи к получению образования, у боль­шей ее части была потеряна уверенность в необходимости образования в ближайшем будущем. Большой проблемой стал и отток из СССР наиболее квалифицированных специ­алистов, которые получали за рубежом лучшие условия для жизни и работы.

Попытки смягчить проблему были предприняты за счет создания альтернативной системы образования. Стали по­являться гимназии, колледжи, лицеи и даже университеты. В них, как правило, вводились новые предметы (либо от­крывались новые специальности); учащимся предоставлялась относительная свобода выбора изучаемых дисциплин. Одна­ко учебные заведения создавались, как правило, на основе школ, техникумов и вузов и часто, кроме смены названия, ничего не привносили нового. Студенты и аспиранты по­лучили возможность обучаться за рубежом, однако их было незначительное количество.

Главным направлением реформы высшей школы, начавшейся в 1987 г,, стала интеграция образования, производства и науки. Вводился принцип договорных отношений между вузом и пред­приятием: предприятие заказывало подготовку специалиста определенного профиля и оплачивало его обучение. Устанав­ливались гибкие учебные планы, упор делался на самостоятель­ную работу студента; отменялись различные льготы и привиле­гии при поступлении в вузы (рабфаки, квоты на подготовку национальных кадров и др.). В современных условиях необхо­димо обратить внимание на изменения следующих компонен­тов системы образования в России: инфраструктуры, кадрово­го состава, программно-методических средств, финансового, материально-технического, информационного, научно-кон­сультационного, нормативно-правового обеспечения.

В конце 90-х гг. началась разработка проекта 12-летнего школьного обучения, у которого есть свои сторонники и про­тивники. В условиях расширения информационного про­странства и объема знаний и одновременно увеличения на­грузки на учащихся, существует необходимость в 12-летнем образовании. Кроме того, в последние, годы у нас в России получает широкое распространение дистанционное обучение, возможное с использованием современных компьютеров, подключением к международным системам информации Internet. Однако в условиях глубокого экономического кри­зиса судьба реформы, без достаточного финансового обеспе­чения, будет плачевной.

Глубокую обеспокоенность в обществе вызывает судьба российской науки. Прикладные отрасли научных знаний по­лучили некоторое развитие, поскольку повысилась потреб­ность в конкретных технических разработках как в государ­ственной, так и негосударственных сферах экономики. В то же время, в условиях общего экономического кризиса и рез­кого снижения финансирования перспективных научно-иссле­довательских разработок произошло свертывание фундамен­тальных исследований. Постепенно научные кадры стали уезжать за границу или переходить в негосударственный сек­тор. Это вело к тому, что ведущие отрасли науки, такие как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и другие, с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень.

Большой протест со стороны научных кадров вызвало не­гласное решение властей выплачивать с 1мая 1998 года работ­никам высшей школы 56%, а работникам Академии наук 50% их официальной зарплаты. По стране состоялись забастовки и митинги с требованием привести уровень заработной пла­ты в соответствие с прожиточным уровнем и уровнем квали­фикации работников.

Значительные изменения произошли в системе обществен­ных наук. Идеологизация сменилась оживлением в общество­ведении, научным поиском, частичным открытием архивов, переосмыслением многих проблем как современности, так и прошлого развития. В этих условиях определяющее значение имеет историческое образование. Ведь история — это огром­ный массив духовного, социального и культурного опыта, накопленного многими поколениями людей. Историческое образование, по мнению исследователей, помогает выйти за рамки узкого профессионализма, противостоит технократизму и односторонности. Оно позволяет сформировать мировоззренческие ориентиры, готовит условия для самоопределения личности, раскрытия ее потенциала, способствует становле­нию гуманитарной культуры специалистов, преодолению духовного кризиса в обществе.

Вызывает озабоченность возникшая в последнее время негативная тенденция сокращения времени, отводимого на преподавание истории. В некоторых вузах преподаватели,;«• том числе и историки, вынуждены постоянно доказывать руководству важность и значимость гуманитарных дисциплин, убеждать своих коллег в том, что технократический подход л образовании без глубокого гуманитарного направления ведет в тупик, и общество в итоге получит ограниченных технок ратов с определенным менталитетом.

В современных условиях важным фактором общественной жизни стал интерес к «белым пятнам» отечественной исто­рии. Значительными тиражами стали переиздаваться труды корифеев исторической науки — Н.М. Карамзина, С.М. Со­ловьева, В. О. Ключевского, С.Ф. Платонова. Повествование о настоящем веке и русской культуре было бы неполным, если бы ученые не обращались к трудам нашего современника, замечательного русского ученого-энциклопедиста Алексея Федоровича Лосева.

Исследователи имеют возможность познакомиться с мно­гочисленными статьями и монографиями, многотомной «Историей России», которая явилась воплощением истери­ческой концепции евразийства, выдающегося русского историка (с 1920 г. — эмигранта) Георгия Владимировича Вер­надского.

В 1989 — 1997 гг. были опубликованы труды последова­теля Г.В. Вернадского, историка, гуманиста и мыслителя Льва Николаевича Гумилева: «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и великая Степь», «От Руси к России» и др. Обосновывая свою теорию (влияние этногенетического фак­тора), он, подобно Н.К. Рериху, подтверждает единство Че­ловека и Природы, призывая к национальной и духовной терпимости.

Сегодня как никогда необходимо изучение отечественной истории. Знание прошлого помогает нам понять настоящее и приоткрывает завесу будущего. Основным условием пре­одоления глубочайшего духовного кризиса может стать опре-• деление общенациональной идеи нашего народа и его буду­щего. Вся история России приводит к убеждению, что она создана силою русского духовного характера. Как верно заметил выдающийся мыслитель XX века Иван Александро­вич Ильин, «От Феодосия Печерского до Сергия, Гермоге-на и Серафима Саровского; от Мономаха до Петра Велико­го, и до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева — вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасно­стями и врагами».

Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными цен­ностями, не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчеза­ли государства, когда народ забывал свои язык и культу­ру. Если же культура сохранялась, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, об­ретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов.

ладал сценическим именем и известностью, ушли из творчес­ких коллективов в коммерческие структуры, связанные с шоу-бизнесом или действующие на коммерческих началах. Часть из них эмигрировала за рубеж.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 942 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2538 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.