Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тоталитаризм и культура (30-е — нач. 50-х гг.)




В конце 20-х годов продолжается процесс углубления иде­ологизации культуры, усиления контроля за развитием духов­ной жизни общества, изменяется структура органов управле­ния культурой. Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов, ранее находившийся на руководящей работе в

системе РККА. Перспективы развития культуры стали опре­деляться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. Проводилась целенаправ­ленная работа на преодоление буржуазной идеологии и утвер­ждение марксизма в сознании людей.

Культура, как никакая другая область общественной жиз­ни, чувствительна к политическому климату в стране и мире. В творчестве отдельных, наиболее сильных, независимых ее деятелей она может прогрессировать и в годы политического неблагополучия, но в целом ее развитие, подъем культурно­го уровня населения будут заторможены. Сложность положе­ния заключалась в том, что развитие командно-администра­тивной системы и победоносные рапорты сочетались с пес­нями И. Дунаевского, фильмами И. Пырьева о жизни про­стых людей — все это сливалось в причудливый сплав правды и мифа. С одной стороны, радио, пресса, искусство широ­ко вещали о новой истории человечества, о заре коммуниз­ма, во имя которого призывали к героизму советских людей, прокладывающих путь в светлое будущее. Не случайно так искренне чисты и полны оптимизма песни, фильмы, поэмы и картины прошлых лет.

А с другой — расстрелы, заключения в тюрьмы, которые вначале проводились с пропагандистским шумом как борь­ба с врагами революции, потом молча, тайно, и об арес­тах знали только те, кого это касалось. Внешне же в стра­не как будто ничего не происходило. Но все-таки все боя­лись, царил страх, вначале перед тем, как бы кто-нибудь не узнал о непролетарском происхождении, как бы не по­пасть в так называемые «классовые враги», потом — как бы вдруг не оказаться в «антисоветчиках». За эту «верность» (каждый ее понимал по-своему) боролись официальные лица: бюрократы и деятели партии всех рангов, лицемеры, стремившиеся к продвижению по службе, и простые, чес­тные люди, одурманенные пропагандой, наивно полагая, что совершают благое дело.

«Культурная революция» понималась в те годы как состав­ной элемент известной триады — индустриализация, коллек­тивизация, культурная революция. Главная задача — корен­ное изменение личности. Происходило намеренное ограни-

чение культурной работы на уровне расширения элементар­ных форм (ликвидация неграмотности, первоначальное школьное обучение), необходимых для создания массовых производственных кадров, и одновременное отторжение этой же массы от усвоения высших культурных ценностей. Партий­но-номенклатурному режиму требовалась культура исполни­тельская, а не творческая («отец народов» боялся ее всегда). Процесс нивелировки личности и ее принижения (вспомни­те булгаковского Шарикова!) — своеобразный исторический «феномен» нашей многострадальной Родины.

Особое место в советской идеологии, навязываемой де­сятилетиями народу, заняла «опасность извне»: образ врага и лучше всего — внешнего, неведомого и поэтому особен­но страшного. Политический тоталитаризм тридцатых-соро-ковых годов, выразившийся в целом ряде судебных «пока­зательных» процессов — трагедии инакомыслия в стране — тесно взаимодействовал с культурным: трагедией ученого, честного художника, унижением человека. В творчестве и гражданском подвижничестве, человеческих судьбах М. Бул­гакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Ахматовой — «болевые точки» нашей истории — и социальной, и поли­тической, и духовной. Искренность и боль звучит в словах писателя В. Солоухина: «Да, я — русский патриот. Я во все­услышанье кричу, что в России уничтожено 92% храмов, икон, старинных книг. Я с гневом кричу о том, что в од­ной только Москве в тридцатые годы было взорвано 427 хра­мов и монастырей. Я открыто скорблю о 60 млн. расстре­лянных и замученных Я открыто называю взрыв всенарод­ного памятника войны 1812 года храма Христа Спасителя (равно как и разорение могилы Багратиона на Бородинском поле), актом вандализма, поруганием Веры, Памяти народ­ной и Красоты».

Отрицательно на развитии культуры сказалась кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в кон­це 40-х — начале 50-х гг. Ее целью было очернить все несо­ветское, несоциалистическое, поставить барьер между СССР и другими странами. Удар был нанесен той части интелли­генции, которая стремилась показать мировые достижения более объективно, чем это допускалось в правительственных кругах. В результате этой кампании многие деятели науки,

литературы и искусства подвергались репрессиям, были уво­лены со своих прежних должностей и даже попали в тюрьму и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмеши­вались в работу деятелей литературы и искусства, что приво­дило к формированию посредственной, приукрашивающей советскую действительность культуры. В 1946 — 1918 гг. были приняты решения ЦК партии: «О журналах «Звезда» и «Ле­нинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере В. Мурадели «Великая дружба». Гонениям подверглись из­вестные композиторы, писатели, поэты Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, А. Ахматова, М. Зощенко и дру­гие, чье творчество было отнесено к антинародному направ­лению. Это привело к сокращению числа новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, снижению их ху­дожественного уровня.

Система образования. В области народного образования были достигнуты значительные успехи. Создана единая для всех общеобразовательная политехническая школа. Занятия в республиканских школах проводились на родном нацио­нальном языке, но при этом обязательным было изучение русского языка. Более чем сорок народов страны обрели свою письменность, что способствовало развитию нацио­нальной культуры.

В 1930 г. было принято постановление XV! съезда ВКП (б) «О введении всеобщего обязательного начального об­разования для всех детей в СССР», а в 1937 г. началось введение семилетнего школьного обучения. Продолжал­ся рост десятилетних средних школ.

Проведенная в 1939 г. перепись населения выявила то, что процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет дос­тиг 81,2% (мужчин — 90,8%, женщин — 72,6%). Система вузовского образования развивалась значительными темпами. В 1940 г. в стране работало 460 вузов, к концу второй пяти­летки Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов.

В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, уменьши­лась численность студентов, сроки обучения ограничивались 3 — 3,5 годами. К концу войны численность студентов, осо-

бенно в результате возросшего приема женщин, приблизи­лась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педаго­гики имела созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В.Т..Потемкиным.

После окончания Великой Отечественной войны продол­жился переход ко всеобщему обязательному семилетнему об­разованию. Большая часть молодежи получала образование через систему профессионально-технического обучения. Осо­бенно много училищ было открыто в первые послевоенные годы, когда подъем экономики требовал быстрого роста ква­лифицированных кадров. В послевоенные годы произошли изменения и в системе высшего образования. В 1945 — 1955 гг. в стране было открыто 160 новых университетов и институтов, выросло число студентов. Широкие масштабы приобрело вечернее и заочное обучение в средних специаль­ных и высших учебных заведениях.

Возрастало количество средств, выделяемых государ­ственным бюджетом на образование (1940 — 2,3 млрд. руб., 1946 — 3,8 млрд. руб., 1950 — 5,7 млрд. руб.). В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преоб­разован в Министерство высшего образования СССР.

Несмотря на успехи в развитии системы образования, стра­на испытывала огромный дефицит специалистов с высшим и средним образованием. Война и репрессии нанесли тяжелый удар по интеллигенции. Трудности, с которыми столкнулась сфера образования, были решены за счет понижения обра­зовательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов (и всем научным сотрудникам) была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, их подготовка была недостаточной. Большинство школьных учителей были подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институтах по укороченной программе.

Наука. Продолжалась работа по созданию научно-иссле­довательских центров, развивалась отраслевая наука. К кон­цу первой пятилетки организованы уральский, дальневосточ­ный и закавказский филиалы, казахстанская и таджикская базы АН СССР. Всего к 1937 г. в стране имелось 867 науч­но-исследовательских институтов и их филиалов, в которых работали 37600 научных сотрудников.

Больших успехов добился выдающийся селекционер И. В. Мичурин, продолжал исследования физиолог И. П. Пав­лов. Значительную роль в развитии советской и мировой науки играли Институт генетики АН СССР и Всесоюз­ный институт растениеводства (ВИР) (руководитель — Н.И. Вавилов).

Развитие науки тормозилось репрессивной системой то­талитарного государства. Были репрессированы многие вы­дающиеся ученые, в том числе Н.И. Вавилов, С.П. Коро­лев и др. Надолго прервалось развитие ряда перспективных научных направлений (генетики и др.). Сформировался и получил распространение тип лжеученого (такого, как Т.Д. Лысенко).

Вместе с тем, в 30-х годах учеными были совершены важные достижения в науке и технике. Созданы перво­классные самолеты, на которых летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 г. на само­летах АНТ-24 (конструктора А. К. Туполева) В. П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков совершили беспосадочный перелет Москва — Портленд (США) через Северный по­люс, покрыв расстояние свыше 10 тыс. км. Еще более дальний перелет совершили М. М. Громова, А.Б. Юмашева и С.А. Данилина. Начали штурм стратосферы.

Годы войны стали временем смелых и оригинальных тех­нических решений, высокого подъема творческой мысли уче­ных, инженеров, конструкторов, рабочих. Военно-экономи­ческое противоборство с Германией и ее союзниками было выиграно советской наукой и промышленностью. Результа­ты деятельности Академии наук СССР и других научных уч­реждений позволили непрерывно расширять производствен­ную и сырьевую базу, проводились работы по конструирова­нию и модернизации военной техники, ее массовому произ­водству. В 76 институтах, эвакуированных в глубокий тыл, продолжали работу 118 академиков, 182 члена-корреспонден­та АН, тысячи научных сотрудников. Научные учреждения по прикладным и фундаментальным естественным наукам напряженно работали в Казани, по геологии — на Урале, по гуманитарным дисциплинам — в Ташкенте и Алма-Ате. Те­матика научных исследований была сосредоточена на трех ведущих направлениях: разработка военно-технических про-

112

блем, научная помощь промышленности, мобилизация сы­рьевых ресурсов.

Ученые-геологи А. Е. Ферсман, К. И. Сатпаев, В.А. Обручев и др. разведали новые месторождения железной руды в Куз­бассе, новые источники нефти в Башкирии, месторожде­ние молибденовых руд в Казахстане. Значительным был и вклад ученых-математиков — П. С. Александрова, С.Н. Бер-нштейна, И.М. Виноградова и др., физиковА.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы, Л.И. Мандельштама, химиков — Н.Д.Зелинско-го, И. В. Гребенщикова, А.Н. Несмеянова и др.

В области биологии и сельского хозяйства ученые находи­ли новые растительные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожайности продовольственных культур (так, в восточных районах было освоено возделы­вание сахарной свеклы). Ученые-медики —- Н.Н. Бурденко, А.Н. Бакулев, А.И. Абрикосов и др. вводили в практику но­вые способы и средства лечения больных и раненных во­инов.

С 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. В. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана. А к концу войны освобожденные из лагеря С. П. Королев, М.К. Янгель, Ю.Б. Харитон продолжи­ли работы по развитию ракетной техники.

Во второй половине 40-х годов значительно увеличивают­ся расходы на науку, происходит организация ряда научно-исследовательских институтов — Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и элек­троники, Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и др. Продолжали расширяться специальные конст­рукторские бюро, находившиеся в системе МВД СССР.

В 40-е — начале 50-х годов советская наука и техника до­стигли успехов в физике, химии, точной механике. Но ос­новной целью по-прежнему оставалось наращивание военной мощи. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, шли исследования в области химического и бактериологического оружия.

В то же время, отрасли науки, не имевшие прямого от­ношения к обороне, финансировались по остаточному прин­ципу, подвергались жесткому контролю и даже запретам. Генетика и кибернетика были объявлены науками, противо-

речащими законам материализма, что привело к серьезному отставанию СССР в этих отраслях. В августе 1948 г. была проведена печально известная сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Т.Д. Лысенко, обещав­шего резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур быстро и без серьезных капитальных вложений.

Достижения общественных наук были более скромными, игравшими в основном роль идеологического обеспечения политики партии. После постановления ЦК ВКП (б) о жур­нале «Под знаменем марксизма» (январь 1931) и «О работе Комакадемии» (март 1931), письма И.В. Сталина «О неко­торых вопросах истории большевизма» (октябрь 1931), опуб­ликованного в журнале «Пролетарская революция», обще­ственные науки были поставлены под жесткий партийный контроль.

Стремление партийно-государственного руководства к обеспечению духовного сплочения народа вокруг задач модер­низации общества в условиях крайней слабости материального стимулирования обусловило возрастание идеологического фактора. Одним из направлений этого стало обращение к национальным традициям. В этих условиях возрастает роль исторического образования, исторических исследова­ний. В 1934 г. восстанавливается преподавание истории в университетах и школах, создается Историко-археографичес-кий институт, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунисти­ческой академии и передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован Институт истории. К 1938 г. исторические факультеты уже имели 13 университетов. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играли Московский и Ленинградский институты ис­тории, философии и литературы (МИФЛИ и ЛИФЛИ), Московский историко-архивный институт и Институт на­родов Севера в Ленинграде.

Были велики давление и контроль со стороны партийно-государственного аппарата. Художественные и научные ус­тановки не считались приоритетом творческой интеллиген­ции, а «привносились в жизнь» с высоких трибун, после

чего становились непреложными истинами. В 1947 г. в дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А.А. Жданов, а в дискуссии по языкознанию 1950 г. и поли­тэкономии 1951 г. — сам Сталин.

В 1950 г. в ЦК ВКП (б) был организован Отдел науки и высших учебных заведении. Развитие науки в России в после­военные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми малейшими отклонениями от «задач социалис­тического строительства».

Литература. В апреле 1932 г. ЦК ВКП (б) принял поста­новление «О перестройке литературно-художественных орга­низаций», которым ликвидировался относительный плюра­лизм периода НЭПа в области художественного творчества: на смену многим литературным группам было признано целесо­образным создать единый Союз писателей СССР (Первый Всесоюзный съезд писателей состоялся в 1934 г.).

С этого времени утверждаются попытки объединить все художественное творчество рамками социалистического реа­лизма. Однако и в эти годы как в рамках господствующего течения (соцреализма), так и вне его (произведения второ­го типа в основном стали известны намного позже) созда­ются значительные произведения: «Тихий Дон» и первая часть «Поднятой целины» М.А. Шолохова, «Мастер и Мар­гарита» М.А. Булгакова, стихи и поэмы А.А. Ахматовой, М. Цветаевой, романы и повести А.М. Горького, А.Н. Тол­стого, Н.А. Островского, А.А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Пет­рова и др.

В эти годы наступает расцвет советской детской ли­тературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Ми­халкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

С началом Великой Отечественной войны основным на­правлением в советской литературе стала патриотическая тема. В Москве, а затем и в других городах вывешивались «Окна ТАСС» — агитационно-политические плакаты об обста­новке в тылу и на фронтах. В центральных газетах печатались и звучали по радио стихи Н.Н. Асеева, М.В. Исаковского, А.А. Суркова и др. В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС: В. В. Вишневский, Б.Л. Горбатов, Б.Н. Полевой, Н.С. Тихонов, В.С. Гроссман и др. Подвигам советских людей на фронтах войны и в тылу противника бьгли посвящены романы М.А. Шолохова «Они сражались за Роди­ну» и А.А. Фадеева «Молодая гвардия».

В годы войны возрос интерес к исторической литерату­ре: «Багратион» С.Н. Горбатова, «Порт-Артур» А.Н. Степа­нова, «Емельян Пугачев» В.Я. Шишкова. Важное значение приобрела поэзия. Большой успех имели лирические стихи К.М. Симонова, С.А. Щипачева, М.И. Алигер, А.А. Ахматовой и др.

Послевоенные годы отмечены началом кампании по борьбе с искажениями линии партии в области культуры. Партий­ные директивы дали сигнал к широкомасштабной травле многих выдающихся писателей: А.А. Ахматовой, М.М. Зощен­ко, Э.Г. Казакевича, Ю.П. Германа.

Живопись и скульптура. Наибольшую известность в 30-е годы получили художники и скульпторы, продолжающие тра­диции русской школы живописи: А. Дейнека, М. Нестеров, М. Греков, П. Кончаловский, Ю. Пименов, В. Андреев, И. Шадр и др. На международной выставке в Париже в 1937 г. скуль­птура В. Мухиной «Рабочий и колхозница» получила всеобщее признание.

В военные годы основной темой живописи стал геро­изм советского народа, его страдания и мужество. Патри­отическим содержанием наполнена историческая живопись М. Н, Авилова, Н.П. Ульянова, П.Д. Корина, пейзажи Ю.И. Пи-менова, Н.М. Ромадина, Я.Д. Ромаса, портреты И.А. Сереб-рянного, В.Н. Яковлева в живописи и Г. С. Верейского в гра­фике. Выдающийся мемориальный ансамбль создал в Бер­лине Е.В. Вучетич с соавторами. Над памятниками и скульптурными портретами героев войны работали Н.В. Том­ский, Л.Е. Кербель и др.

Тема труда и мирной жизни советских людей оказывается ведущей в послевоенные годы. К ней обращаются А.А. Пла­стов, глубокий знаток русской деревни, С.А. Чуйков, отра­зивший красоту человека и пейзажа, Ф.П. Решетников, мас-гер увлекательных жанровых картин и др. 716

Архитектура. В 30-е годы началась реконструкция Моск­вы и Ленинграда, которая привела к сносу многих архитек­турных памятников, особенно религиозного назначения (храм Христа Спасителя, Сухарева башня в Москве и др.). Симво­лом эпохи должно было стать сооружение грандиозного Двор­ца Советов на месте храма Христа Спасителя.

Архитекторы стремятся придать постройкам художе­ственную выразительность, привлекая средства изобрази­тельного искусства (сооружения метрополитена в Москве, каналы имени Москвы; архитекторы А.В. Щусев, И.А. Фо­мин, А.Н. Душкин, А.В. Власов, Д.Н. Чечулин, А.М. Рухля-дов и др.). По указанию Сталина возводятся монументаль­ные многоэтажные здания, олицетворяющие собой мощь победившего социализма.

Театр. Значительных успехов в 30-е годы достигло теат­ральное искусство. В репертуаре театров ставились произве­дения отечественной и зарубежной классики, пьесы советс­ких драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эдрмана и др.). В то же время, это был период утверждения метода соцреализма и в театре. Были репрессированы многие талантливые режис­серы и актеры.

С началом Великой Отечественной войны Президиум Все­российского театрального общества (ВТО) принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для работы в армии и на флоте было сформиро­вано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Среди постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра «Нашествие» (1943 г., режиссер И.Я. Судаков), театра име­ни Вахтангова «Фронт» (1942 г., режиссер Р.Н. Симонов), МХАТа «Офицер флота» (1945 г., режиссеры А.М. Горча­ков и И.М. Раевский). Актерское дарование в театральных по­становках проявили В.П. Марецкая, А.Н. Грибов, Д.Н. Орлов, А.Д. Дикий, А.А. Хорава, В.Н. Пашенная, М.И. Прудкин и ты­сячи других.

В начале 50-х годов тематический диапазон театральных репертуаров России продолжал расширяться. Режиссеры об­ращаются к творчеству В. В. Маяковского, А. И. Афиногенова, В.П. Катаева, Н.Ф. Погодина, К.М. Симонова и др.

Музыка. В развитие камерной вокальной и инструмен­тальной музыки большой вклад внесли А.Н. Александров Н.Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Д.Д. Шо­стакович, Б.Н. Чайковский и др.

В 30-х годах были достигнуты первые успехи в создании советской оперы: «Тихий Дон* И. И. Дзержинского (1935) «В бурю» Т.Н. Хренникова (1939, вторая редакция 1952)' «Семен Котко» С. С. Прокофьева (1939). Одной из наибо­лее значительных советских опер является «Катерина Из­майлова» («Леди Макбет Мценского уезда» 1932 новая редакция 1962) Д.Д. Шостаковича.

Музыка как важнейший, определяющий элемент хоре­ографической драматургии, была ведущим началом в ба­лете. «Пламя Парижа» на музыку Б.Ф. Астафьева (1932) «Лауренсия» А.А. Крейна (1937). Смелым реформатором был С. С. Прокофьев, создавший балет «Ромео и Джульет­та» (1936), — глубокую, захватывающую по силе музыкаль­но-хореографическую трагедию.

Поистине историческим событием в русской культуре во­енных лет было исполнение 9 августа 1942 г. в осажденном блокадой Ленинграде в Большом зале филармонии Седьмой симфонии Шостаковича. Исполнение транслировалось по радио и получило мировое признание как символ несгибае­мой воли русского народа, его непобедимости. Часто эту симфонию называют Ленинградской, она является шедевром современного музыкального творчества.

Тяжелое положение в музыкальном искусстве сложилось после выхода в свет Постановления ЦК парии от 10 фев­раля 1948 г. «Об упаднических явлениях в советской му­зыке». Началась кампания борьбы с «формализмом», жер­твами которой стали талантливые композиторы В. Мураде­ли, Д.Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский А. Хачатурян, В. Я. Шебалин.

Кино. Быстрыми темпами идет развитие советской кинематографии; «Броненосец Потемкин», «Александр Невский» С. Эйзенштейна; «Мать», «Конец Санкт-Петер­бурга» В. Пудовкина; «Арсенал», «Земля» А. Довженко- Путевка в жизнь» Н. Экка; «Семеро смелых», «Комсо­мольск «С. Герасимова; музыкальные кинокомедии «Веселые

ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» Г. А/1ек-сандрова и др.

В годы войны основными направлениями в деятельности кинематографии была тема героической борьбы советского народа против захватчиков. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника, которую снимали фронтовые кино-группы. Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов, в том числе «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе». В художествен­ных фильмах этих лет — «Секретарь райкома» (1942, режис­сер И.А. Пырьев), «Два бойца» (1943 г., режиссер Л Д. Луков) и др. снимались известные актеры и актрисы Е.А. Кузь­мина, Б.Ф. Андреев, М.Н. Бернес, М.А. Ладынина, Б.Н. Чирков, С.А. Мартинсон и др.

В послевоенные годы одним из важнейших направле­ний кино оставалась историко-революционная тема. В на­чале 50-х годов началось строительство новых и расшире­ние старых съемочных площадок киностудий Москвы и Ленинграда. Увеличился выпуск детских картин на «Лен-фильме» и Центральной студии детских и юношеских филь­мов, а также художественных фильмов на Свердловской киностудии (основана в 1949 г.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2062 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2439 - | 2195 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.